Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Сочинение-рассуждение. Теория и практика». 11 класс.
рабочая программа по русскому языку (11 класс)
Элективный курс «Сочинение-рассуждение. Теория и практика» рассчитан на 35 часов и представляет собой углублённое изучение раздела учебного предмета «русский язык» - «Развитие связной речи учащихся». Основная цель данного элективного курса - повышение качества образования в условиях введения итогового сочинения как допуска к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ; написание сочинения-рассуждения формата ЕГЭ на основе прочитанного текста – создание письменных работ, соответствующих контрольным функциям итогового сочинения и экзамена по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Усть-Юганская средняя общеобразовательная школа»
посёлок Усть-Юган Нефтеюганского района
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Рассмотрено» Руководитель методического объединения И.С. Шадрина __.09.2018 год | «Согласовано» Заместитель директора Т.В. Мирошникова __.09.2018 год | «Утверждено» Директор школы А.В. Белкина __.09.2018 год |
Рабочая программа
элективного курса по русскому языку
«Сочинение-рассуждение. Теория и практика»
11 класс
Количество часов в год: 35, в неделю – 1
ФИО учителя, составившего рабочую учебную программу:
И.С. Шадрина, учитель русского языка и литературы
2018-2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Сочинение-рассуждение. Теория и практика» для обучающихся 11 класса муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Усть-Юганская средняя общеобразовательная школа» разработана на основе:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
- Приказа Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 года «Об утверждении Федерального государственного стандарта основного общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ №1644 от 29.12.14 г. «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении Федерального государственного стандарта основного общего образования»;
- Учебного плана НРМОБУ «Усть-Юганская средняя общеобразовательная школа» на 2018/2019 учебный год.
Элективный курс «Сочинение-рассуждение. Теория и практика» рассчитан на 35 часов и представляет собой углублённое изучение раздела учебного предмета «русский язык» - «Развитие связной речи учащихся».
Основная цель данного элективного курса - повышение качества образования в условиях введения итогового сочинения как допуска к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ; написание сочинения-рассуждения формата ЕГЭ на основе прочитанного текста – создание письменных работ, соответствующих контрольным функциям итогового сочинения и экзамена по русскому языку.
Цели курса:
- Развитие речемыслительного потенциала каждого выпускника через написание эссе и сочинение-рассуждение.
- Развитие творческих способностей учащихся.
- Развитие связной монологической речи.
- Развитие логического мышления.
- Развитие способности к самостоятельной деятельности.
- Воспитание любви к родному языку.
Задачи курса:
- обеспечение системного овладения учащимися знаниями по теории написания сочинения;
- совершенствование навыков написания эссе и сочинения-рассуждения;
- развитие продуктивного мышления через анализ текста;
- творческое осмысление полученных знаний и их перенесение на личный опыт учащихся.
Особенностью данной программы является направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности на каждом занятии, какой бы теме оно ни было посвящено.
Отличительной особенностью данной программы также является акцентирование внимания на наиболее характерных типичных ошибках в творческих работах учащихся.
Планируемые результаты
В результате изучения элективного курса «Сочинение-рассуждение. Теория и практика» выпускник научится:
- понимать и интерпретировать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в тексте);
- определять его основную тему, важнейшие мысли, позицию автора;
- оценивать позицию автора, на этой основе формировать замысел собственного высказывания, определять его основную мысль;
- выстраивать композицию письменного высказывания, подчиняя её логике выражения своего коммуникативного намерения;
- выбирать нужный для конкретного сочинения стиль и тип речи;
- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
- соблюдать нормы литературного языка: лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные;
- самостоятельно определять свою личностную позицию и корректно выражать ее, соблюдая принятые в культурном обществе нормы речевого поведения.
Технологии проведения занятий
- семинар,
- конференция,
- исследование,
- практическая работа.
Виды деятельности учащихся
- коллективная (фронтальная) работа,
- кооперативно-групповая работа,
- индивидуальная (самостоятельная) практическая работа
Требования к знаниям, умениям и навыкам
В результате реализации данного элективного курса учащийся
должен знать:
– способы формулирования проблемы текста;
– виды вступлений и заключений;
– виды комментария;
– основные особенности выпускного сочинения;
– основы анализа текста;
– способы аргументации в сочинении;
– виды ошибок в сочинении и пути их предупреждения;
должен уметь:
– логично выстраивать сочинение по тексту;
– убедительно и аргументированно изложить собственную позицию;
– выполнять лингвостилистический анализ текста;
– формулировать свое отношение на основе проведенного анализа;
– не допускать речевые, грамматические, логические, этические, фактические ошибки в содержании сочинения.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Вид занятия | Коли чество часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения | |
План | Факт | |||||
Раздел 1.Введение. | ||||||
1 | Особенности выпускного сочинения в 2018-2019 году | Урок формирования новых знаний | 1 | 06.09 | 06.09 | |
Раздел 2. Теория и практика написания эссе. | ||||||
2 | Структура, план, признаки эссе. | Урок формирования новых знаний | 1 | Написание литературно-критического эссе | 13.09 | 13.09 |
3 | Классификация эссе | Урок формирования новых знаний | 1 | Написание личностного эссе в форме письма | 20.09 | 20.09 |
4 | Требования к написанию выпускного эссе. | Урок формирования новых знаний | 1 | Подбор художественного материала к тематическим направлениям | 27.09 | 27.09 |
5 | Критерии оценивания эссе | Урок формирования новых знаний | 1 | Подбор художественного материала к тематическим направлениям | 04.10 | 04.10 |
6-7 | Подбор материала и написание эссе по тематическому направлению «Отцы и дети» | Практикум | 2 | Аргументация по тематическому направлению | 11.10 18.10 | 11.10 18.10 |
8-10 | Подбор материала и написание эссе по тематическому направлению «Мечта и реальность» | Практикум | 3 | Аргументация по тематическому направлению | 25.10 08.11 15.11 | 25.10 08.11 15.11 |
11-13 | Подбор материала и написание эссе по тематическому направлению «Месть и великодушие» | Практикум | 3 | Аргументация по тематическому направлению | 22.11 29.11 06.12 | 22.11 29.11 06.12 |
14-15 | Подбор материала и написание эссе по тематическому направлению «Доброта и жестокость» | Практикум | 2 | Аргументация по тематическому направлению | 13.12 20.12 | 13.12 20.12 |
16-17 | Подбор материала и написание эссе по тематическому направлению «Искусство и ремесло» | Практикум | 2 | Аргументация по тематическому направлению | 27.1210.01 | 27.1210.01 |
Раздел 2. Теория и практика написания сочинения-рассуждения | ||||||
18-19 | Особенности написания сочинения-рассуждения. Тезис. Проблема. Аргументы. | Практикум | 2 | Тестирование. Комментарий и оценивание ученического сочинения. Редактирование текста. | 17.0124.01 | 17.0124.01 |
20 | Варианты вступительной части. | Урок формирования новых знаний | 1 | Написание вступительной части | 31.01 | 31.01 |
21 | Схема основной части сочинения-рассуждения. | Урок формирования новых знаний | 1 | Написание основной части | 07.02 | 07.02 |
22 | Варианты заключительной части. | Урок формирования новых знаний | 1 | Написание заключительной части | 14.02 | 14.02 |
23-24 | Структурные компоненты и типичные конструкции предложений в сочинении-рассуждении. | Комбинирован ный урок | 2 | Работа с таблицами речевых моделей различных структурных компонентов сочинения. Упражнения по анализу и написанию отдельных частей сочинения. Анализ композиции ученического сочинения. | 21.02 28.02 | 21.02 28.02 |
25-26 | Комментирование проблемы | Практикум | 2 | Подбор примеров-аргументов | 07.03 14.03 | 07.03 14.03 |
27-28 | Аргументация собственного мнения | Практикум | 2 | Подбор тематических аргументов | 21.03 04.04 | 21.03 04.04 |
29 | Фактические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения. | Комбинирован ный урок | 1 | Логические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения. | 11.04 | 11.04 |
30 | Понимание и интерпретация содержания исходного текста. | Практикум | 1 | Работа с текстами из вариантов ЕГЭ разных лет в соответствии с критериями оценивания задания С текущего учебного года. | 18.04 | 18.04 |
31-32 | Итоговая работа. Написание сочинения-рассуждения. | Практикум | 2 | Контрольная работа. | 25.04 16.05 | 25.04 13.05 |
33-34 | Итоговая работа. Написание сочинения-рассуждения. | Практикум | 2 | Контрольная работа. | 23.05 30.05 | 13.05 16.05 |
35 | Анализ сочинения | Практикум | 1 | Оценивание своего сочинения-рассуждения. | 06.06 | 24.05 |
3. Список литературы
1.Сочинение11 РФ: всё о выпускном сочинении: https://sochinenie11.ru/
2.Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2000. – 256 с.
3.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 2008 с.
4. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие / Г.Т.Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.
5. ФИПИ, Рекомендации. https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/11/picture-174129-1541923362.jpg)
Элективный курс по русскому языку "Сочинение- рассуждение: особенности и трудности" 11 класс.
Элективный курс по русскому языку "Сочинение - рассуждение: особенности и трудности" поможет обучающимся 11 класса успешно подготовиться к написанию сочинения - рассуждения....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/17/picture-289195-1379432963.jpg)
Программа элективного курса по русскому языку "Анализ текста. Теория и практика"
Элективный курс «Анализ текста. Теория и практика» предназначен для учеников 11 класса средней школы и рассчитан на 34 часа.Актуальность разработки курса обусловлена недостаточной разработанностью дан...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/25/picture-538845-1416939683.jpg)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку Комплексный анализ художественного текста 11 класс
Элективный курс предназначен для выработки практического навыка системного анализа художественных произведении....
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/03/picture-934614-1499075048.jpg)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Сочинение-рассуждение на лингвистическую или нравственно-этическую темы" для 9 класса
Рабочая программа элективного курса по русскому языку может быть полезна для учителей, которым в 9 классе выделяется один час для элективного курса, когда класс разбит на две группы. За од...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/03/picture-934614-1499075048.jpg)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Говорим и пишем правильно" 11 класс
Данный элективный курс рассчитан на 35 часов и является продолжениек курса "Говорим и пишем правильно" в 10 классе. Это вторая часть курса, включающая в себя разделы "Синтаксис", "Культура речи"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/04/picture-1111935-1549277002.jpg)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Говорим и пишем правильно» 11 классы 2023 – 2024 учебный год
Рабочая программа элективного курса по русскому языку«Говорим и пишем правильно» 11 классы 2023 – 2024 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/11/picture-1514106-1731333661.jpg)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Говорим и пишем правильно» 11 классы
Рабочая программа элективного курсапо русскому языку«Говорим и пишем правильно»11 классы...