Рабочая программа элективного курса «Я и моя будущая профессия» 9 класс
рабочая программа (9 класс) по теме

Рабочая программа  элективного курса «Я и моя будущая профессия» 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_ya_i_moya_budushchaya_professiya_9_kl.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Григорьевский филиал

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  Шпикуловской средней общеобразовательной школы

 

Рассмотрена на заседании методического совета и рекомендована к утверждению

Протокол № 1 от «30» августа  2013 г.

Утверждаю.

Директор школы __________/П.А. Чернов/

                                           Ф.И.О.

Приказ № 138 от «31» августа  2013 г.

                                                           РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

Я и моя будущая профессия

для  9  класса

на 2013-2014 год

                                                                                                                                   

                                                                                                                                      составитель:

                                                                                                                                         учитель

Иволгина Надежда Валентиновна

д. Петровка, 2013 год

                                           Пояснительная записка

  Рабочая программа по элективному курсу «Я и моя будущая профессия» разработана в соответствии с  нормативно-правовой базой:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  2. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ МБОУ Шпикуловской СОШ;
  3. Образовательная программа МБОУ Шпикуловской СОШ;
  4. Учебный  план Григорьевского филиала МБОУ Шпикуловской СОШ на 2013-2014 учебный год.

 Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники - это выбор будущей профессии. Он предполагает умение планировать и строить профессиональную карьеру в меняющихся условиях рынка труда. Главное в решении этой проблемы – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, который соответствует интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Для молодых людей переходный период между школой и работой становится определяющим для личного и профессионального развития на всю жизнь. А  это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному  благополучию в будущем. Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться обучающимися уже в 14—15 лет. Но не все выпускники ответственно относятся к планированию своей будущей профессиональной деятельности.

Курс «Я и моя будущая профессия» позволяет обучающимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор , подготовиться к будущей профессиональной деятельности, в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адоптироваться к социальным условиям и требованиям рынка труда

Актуальность  данной программы состоит в том, что необходимо с  учащимися 9 класса проводить систематически организованную профориентацию, направленную не только на знакомство с профессиями, но и

на изучение личностных особенностей,  учет их при выборе своей будущей профессии и на развитие личности, потому что

- выпускники основной школы должны сами определить свой дальнейший путь получения образования,

- часть обучающихся покидает стены школы, поступая в техникумы , колледжи;

- в современном мире выигрывает лучший, а для этого нужно наметить пути своего образования как можно раньше, чтобы как можно больше времени уделить изучению предметов в выбранном направлении и работать над коррекцией и развитием своих личностных качеств.

Значимость программы курса «Я и моя будущая профессия» заключается в том, что наряду с проблемой профориентации у обучающихся этого возраста складывается потребность в развитии социального интеллекта. Выпускнику важно при этом получить оценку окружающих, сравнить её с самооценкой. Естественно такая ситуация заставляет задумываться, осмысливать свои возможности, потребности, притязания, а так же  при этом развития коммуникативных качеств.

  Программа по профориентации  «Я и моя будущая профессия» призвана помочь школьникам  в нелегкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфику возраста.

Работая в группах,  подростки учатся обмениваться информацией и выражать личное мнение, говорить и слушать, принимать решения, обсуждать и решать проблемы. Это развивает личностную и социальную компетентность

Основная цель данного курса - формирование у обучающихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

Задачи:

- помочь  обучающимся  раскрыть психологические особенности своей личности ;

- помочь молодым людям определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий;

- способствовать развитию социального интеллекта (овладение способами и приёмами конструктивного взаимодействия с окружающими);

- расширить знания обучающихся о мире профессий, познакомить с их классификацией, дать представление о профпригодности ;

- обучить выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям.

          Работа осуществляется с помощью игровых методов, методов групповой работы,  дискуссий и «генераций  идей» («мозговых штурмов»),эвристических бесед, проблемного изложения материала.

 Необходимыми условиями, определяющими успешность работы на занятиях, являются: во-первых, создание и поддержание педагогом благоприятного эмоционального фона (комфорта), во-вторых – атмосферы доверия, в–третьих – доброжелательного отношения участников друг к другу.

Программа элективного курса  рассчитана на  34 часа, программа  включается в сетку расписания с пометкой «элективный курс». Занятия проводятся 1 раз в неделю на протяжении всего учебного года.

Формы занятий –  рассказ, беседа, практика, ролевая игра, тренинг, тестирование, анкетирование;

Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность, включающую в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.

Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

Результаты  выполнения программы  приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся

                   Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:

  • психологические особенности личности;
  • самоопределение;
  • профессиональные интересы и склонности, способности, креативность;
  • классификация, типы и подтипы профессий;
  • профессиограмма;
  • профессиональная пригодность;
  • проектирование профессионального жизненного пути;
  • карьера, этапы построения карьеры;
  • личный профессиональный план;
  • конструктивное общение;
  • адекватная самооценка;
  • профпригодность и компенсация;
  • рынок труда.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

  • раскрывать психологические особенности своей личности;
  • выявлять свои способности и профессиональные интересы;
  • определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
  • работать с профессиограммами;
  • ориентироваться в типах и подтипах профессий;
  • составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
  • разработать этапы своей профессиональной карьеры.

           

Содержание курса «Я и моя будущая профессия»

I. Введение

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие личного профессионального плана.

Учащиеся должны знать:

  • значение профессионального самоопределения;
  • понятие личного профессионального плана.

Учащиеся должны уметь:

  • определять предмет и задачи курса.
  • составлять личный профессиональный план.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества.

II. Познавательные процессы и способности личности

Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллектов. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.

Учащиеся должны знать:

  • виды памяти и внимания;
  • понятие психологических особенностей личности;
  • понятие
  • «мышление», особенности интеллектуальной сферы;
  • понятие способности, виды способностей, условия их развития;
  • типы интеллекта.

Учащиеся должны уметь:

  • определять свои возможности (особенности памяти, внимания, воображения).

III. Психология личности

Типы нервной системы. Типы темперамента. Понятие психотипов. Характер. Самооценка. Жизненное и профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Межличностное общение. Деловое конструктивное общение. Конфликт. Пути решения конфликтных ситуаций.

           Учащиеся должны знать:

  • типы нервной системы;
  • типы темперамента;
  • понятие характера;
  • понятие жизненного и профессионального самоопределения;
  • понятие потребности, виды потребностей;
  • особенности делового общения;
  • понятие «конфликта» -пути предотвращения и разрешения конфликтов;
  • особенности своей личности.

Учащиеся должны уметь:

  • определять тип нервной системы, темперамента;
  • использовать приёмы делового общения, стили решения конфликтов.
  • проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях

IV. Мир профессий

Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда.

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.

Характеристика профессий типа «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ».

Учащиеся должны знать:

  • понятие профессии, специальности, специализации, квалификации;
  • характеристику труда: содержание, характер, процесс и условия труда;
  • классификацию профессий, формулу профессии;
  • понятие профессиограммы, основные правила работы с профессиограммами;
  • подтипы профессий в сфере «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ», основные характеристики содержания деятельности данных подтипов, требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать свои представления о мире профессий с полученной на уроках информацией;
  • определять своё отношение к содержанию деятельности в рамках определенного типа профессии;
  • анализировать информацию о профессиях.

V. Профессиональное самоопределение

Проблема выбора профессии. Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях «хочу» - «могу» - «надо» - «выбираю». Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Частичная профпригодность. Понятие компенсации. Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо»

Учащиеся должны знать:

  • факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях («хочу» - «могу» - «надо» - «предпочитаю»).

Учащиеся должны уметь:

  • на основе самооценки и анализа своих желаний, возможностей и способностей сделать самостоятельный и независимый профессиональный выбор.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о важности решения проблемы выбора профессии.

VI. Подготовка к будущей карьере

Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали). Понятие штатного расписания и должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личностного профессионального плана.

Учащиеся должны знать:

  • понятие карьеры;
  • этапы построения карьеры;
  • понятие профессионального роста.

Учащиеся должны уметь:

  • составлять личный профессиональный план с учётом факторов, влияющих на выбор профессии.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.

Учебно – тематический план курса «Я и моя будущая профессия»

Перечень тем

Кол-во часов

  Введение.

1

Познавательные процессы и способности личности

5

  Психология личности

6

Мир профессий

11

Профессиональное самоопределение

7

Подготовка к будущей карьере

2

   Обобщение

2

                                     Всего часов

34

Календарно-тематический план

n/n

Наименование тем

Дата

Кол-во

часов

I

1

Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана

1

II

Познавательные процессы и способности личности

6

2

Память. Внимание.

1

3

Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение.

1

4-5

Мышление.

Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта.

2

6

Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.

1

III

Психология личности

5

7

8

Психология личности

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка.

1

1

9-10

11-12

Самоопределение. Профессиональное самоопределение.

Смысл и цель жизни человека.

Мотивационная сфера личности. Потребности и их виды.

Общение. Деловое общение. Конфликт.

Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

2

2

IV

Мир профессий

11

13-14

15-16

Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации.

Характеристика труда.

Классификация профессий.

Формула профессии. Понятие профессиограммы.

2

2

17-18

19

Типы профессий.  Матрица выбора профессии.

Характеристика профессий типа «человек – человек.

Характеристика профессий типа  «человек-техника».

2

1

20

21

22

23

Характеристика профессий типа «человек - знаковая система», «человек-природа», «человек-художественный образ»

Характеристика профессий типа «человек - знаковая система.

Характеристика профессий типа

«человек-природа».

Характеристика профессий типа

«человек-художественный образ»

1

1

1

1

V

Профессиональное самоопределение

7

24-25

Проблема выбора профессии.

Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях («хочу» - «могу» - «надо» - «выбираю»).

2

26

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»).

1

27

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность.

1

28

Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»).

1

29-30

«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо»

2

VI

Подготовка к будущей карьере

2

31

Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали).

1

32

Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования.

1

7

33-34

 Обобщение

Построение личного профессионального плана. Зачёт.

2

                                                  Литература и средства обучения

Для учителя

  1. Климов В.А., Развивающийся человек в мире профессий. - Огнинск, 2010.
  2. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению/ Под ред. Чистяковой С.Н., Журкина А.Я. - М., 2011.
  3. Кулагин С.Б. Основы профессиональной психодиагностики. - М., 2011.
  4. Прощицкая Е.Н Практикум по выбору профессии.- М., 2011.

Для обучающихся

            1. Белова Т.В., Волошина И.А., Солнцева А.А. Справочник начинающего         профконсультанта. - М., 2012.

  1. Климов В.А. Как выбрать профессию. - М.,2013.
  2. Мир профессий. - М., 2013.
  3. Мир человека: Учебное пособие/ Под ред. В.А. Лекторского и А.Ф. Малышевского. - М., 2011.
  4. Пвсковский  Д.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? - М., 2012
  5. Резапкина Т.В. Секреты выбора профессии. М.: «Генезис», 2013.

                                               Интернет – ресурсы.

http://.www.proshkolu.ru

http://.www.kraeved.ru

http://.www.openclass.ru

http://.www.it-n.ru

http://festival.1 september.ru

http://.www.pedsovet.ru

http://.wikipedia.org/wiki


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса английский язык в 10-11 классах.

Программа по английскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерных программ по ИЯ .Преподование ведётся по учебно-методичес...

Рабочая программа курса «Иностранный (английский) язык» для 5 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень)

1. Пояснительная записка к рабочей учебной программеЦелями реализации образовательной программы основного общего образования по английскому языку являются:— обеспечение планируемых ре...

Элективный курс " Физика в моей будущей профессии"

Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса поможет учащимся использовать знания из области физики в разных профессиях....

Рабочая программа курса профориентационной направленности "Человек и профессия" для учащихся 9-х классов

Рабочая программа составлена  на основе программы курса профориентационной направленности «Человек и профессия», разработанной Л.Н. Бобровской, Е.А Сапрыкиной, О.Ю. Просихиной (под редакцией Н.Н....

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Химия в моей будущей профессии»

рабочая программа по внеурочному курсу "Химия в моей будущей профессии"...

Рабочая программа курса предпрофильной подготовки "Человек и профессия"

Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профе...

Авторская рабочая программа курса внеурочной деятельности МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ для учащихся 9 классов-34 часа

Авторская разработка рабочей программы по курсу внеурочной деятлеьности МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ для учащихся 9-ых классов длительностью 34 часа с тематическим планированием и поурочным планом....