Рабочая программа элективного курса «Я и моя будущая профессия» 9 класс
рабочая программа (9 класс) по теме
Рабочая программа элективного курса «Я и моя будущая профессия» 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_ya_i_moya_budushchaya_professiya_9_kl.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Григорьевский филиал
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Шпикуловской средней общеобразовательной школы
Рассмотрена на заседании методического совета и рекомендована к утверждению Протокол № 1 от «30» августа 2013 г. | Утверждаю. Директор школы __________/П.А. Чернов/ Ф.И.О. Приказ № 138 от «31» августа 2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
Я и моя будущая профессия
для 9 класса
на 2013-2014 год
составитель:
учитель
Иволгина Надежда Валентиновна
д. Петровка, 2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу «Я и моя будущая профессия» разработана в соответствии с нормативно-правовой базой:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ МБОУ Шпикуловской СОШ;
- Образовательная программа МБОУ Шпикуловской СОШ;
- Учебный план Григорьевского филиала МБОУ Шпикуловской СОШ на 2013-2014 учебный год.
Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники - это выбор будущей профессии. Он предполагает умение планировать и строить профессиональную карьеру в меняющихся условиях рынка труда. Главное в решении этой проблемы – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, который соответствует интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Для молодых людей переходный период между школой и работой становится определяющим для личного и профессионального развития на всю жизнь. А это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться обучающимися уже в 14—15 лет. Но не все выпускники ответственно относятся к планированию своей будущей профессиональной деятельности.
Курс «Я и моя будущая профессия» позволяет обучающимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор , подготовиться к будущей профессиональной деятельности, в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адоптироваться к социальным условиям и требованиям рынка труда
Актуальность данной программы состоит в том, что необходимо с учащимися 9 класса проводить систематически организованную профориентацию, направленную не только на знакомство с профессиями, но и
на изучение личностных особенностей, учет их при выборе своей будущей профессии и на развитие личности, потому что
- выпускники основной школы должны сами определить свой дальнейший путь получения образования,
- часть обучающихся покидает стены школы, поступая в техникумы , колледжи;
- в современном мире выигрывает лучший, а для этого нужно наметить пути своего образования как можно раньше, чтобы как можно больше времени уделить изучению предметов в выбранном направлении и работать над коррекцией и развитием своих личностных качеств.
Значимость программы курса «Я и моя будущая профессия» заключается в том, что наряду с проблемой профориентации у обучающихся этого возраста складывается потребность в развитии социального интеллекта. Выпускнику важно при этом получить оценку окружающих, сравнить её с самооценкой. Естественно такая ситуация заставляет задумываться, осмысливать свои возможности, потребности, притязания, а так же при этом развития коммуникативных качеств.
Программа по профориентации «Я и моя будущая профессия» призвана помочь школьникам в нелегкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфику возраста.
Работая в группах, подростки учатся обмениваться информацией и выражать личное мнение, говорить и слушать, принимать решения, обсуждать и решать проблемы. Это развивает личностную и социальную компетентность
Основная цель данного курса - формирование у обучающихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Задачи:
- помочь обучающимся раскрыть психологические особенности своей личности ;
- помочь молодым людям определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий;
- способствовать развитию социального интеллекта (овладение способами и приёмами конструктивного взаимодействия с окружающими);
- расширить знания обучающихся о мире профессий, познакомить с их классификацией, дать представление о профпригодности ;
- обучить выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям.
Работа осуществляется с помощью игровых методов, методов групповой работы, дискуссий и «генераций идей» («мозговых штурмов»),эвристических бесед, проблемного изложения материала.
Необходимыми условиями, определяющими успешность работы на занятиях, являются: во-первых, создание и поддержание педагогом благоприятного эмоционального фона (комфорта), во-вторых – атмосферы доверия, в–третьих – доброжелательного отношения участников друг к другу.
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа, программа включается в сетку расписания с пометкой «элективный курс». Занятия проводятся 1 раз в неделю на протяжении всего учебного года.
Формы занятий – рассказ, беседа, практика, ролевая игра, тренинг, тестирование, анкетирование;
Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность, включающую в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.
Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.
Результаты выполнения программы приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
- психологические особенности личности;
- самоопределение;
- профессиональные интересы и склонности, способности, креативность;
- классификация, типы и подтипы профессий;
- профессиограмма;
- профессиональная пригодность;
- проектирование профессионального жизненного пути;
- карьера, этапы построения карьеры;
- личный профессиональный план;
- конструктивное общение;
- адекватная самооценка;
- профпригодность и компенсация;
- рынок труда.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- раскрывать психологические особенности своей личности;
- выявлять свои способности и профессиональные интересы;
- определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
- работать с профессиограммами;
- ориентироваться в типах и подтипах профессий;
- составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
- разработать этапы своей профессиональной карьеры.
Содержание курса «Я и моя будущая профессия»
I. Введение
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие личного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
- значение профессионального самоопределения;
- понятие личного профессионального плана.
Учащиеся должны уметь:
- определять предмет и задачи курса.
- составлять личный профессиональный план.
Учащиеся должны иметь представление:
- о смысле и значении труда в жизни человека и общества.
II. Познавательные процессы и способности личности
Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллектов. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.
Учащиеся должны знать:
- виды памяти и внимания;
- понятие психологических особенностей личности;
- понятие
- «мышление», особенности интеллектуальной сферы;
- понятие способности, виды способностей, условия их развития;
- типы интеллекта.
Учащиеся должны уметь:
- определять свои возможности (особенности памяти, внимания, воображения).
III. Психология личности
Типы нервной системы. Типы темперамента. Понятие психотипов. Характер. Самооценка. Жизненное и профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Межличностное общение. Деловое конструктивное общение. Конфликт. Пути решения конфликтных ситуаций.
Учащиеся должны знать:
- типы нервной системы;
- типы темперамента;
- понятие характера;
- понятие жизненного и профессионального самоопределения;
- понятие потребности, виды потребностей;
- особенности делового общения;
- понятие «конфликта» -пути предотвращения и разрешения конфликтов;
- особенности своей личности.
Учащиеся должны уметь:
- определять тип нервной системы, темперамента;
- использовать приёмы делового общения, стили решения конфликтов.
- проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях
IV. Мир профессий
Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда.
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.
Характеристика профессий типа «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ».
Учащиеся должны знать:
- понятие профессии, специальности, специализации, квалификации;
- характеристику труда: содержание, характер, процесс и условия труда;
- классификацию профессий, формулу профессии;
- понятие профессиограммы, основные правила работы с профессиограммами;
- подтипы профессий в сфере «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ», основные характеристики содержания деятельности данных подтипов, требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать свои представления о мире профессий с полученной на уроках информацией;
- определять своё отношение к содержанию деятельности в рамках определенного типа профессии;
- анализировать информацию о профессиях.
V. Профессиональное самоопределение
Проблема выбора профессии. Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях «хочу» - «могу» - «надо» - «выбираю». Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Частичная профпригодность. Понятие компенсации. Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо»
Учащиеся должны знать:
- факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях («хочу» - «могу» - «надо» - «предпочитаю»).
Учащиеся должны уметь:
- на основе самооценки и анализа своих желаний, возможностей и способностей сделать самостоятельный и независимый профессиональный выбор.
Учащиеся должны иметь представление:
- о важности решения проблемы выбора профессии.
VI. Подготовка к будущей карьере
Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали). Понятие штатного расписания и должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личностного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
- понятие карьеры;
- этапы построения карьеры;
- понятие профессионального роста.
Учащиеся должны уметь:
- составлять личный профессиональный план с учётом факторов, влияющих на выбор профессии.
Учащиеся должны иметь представление:
- о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.
Учебно – тематический план курса «Я и моя будущая профессия»
Перечень тем | Кол-во часов |
Введение. | 1 |
Познавательные процессы и способности личности | 5 |
Психология личности | 6 |
Мир профессий | 11 |
Профессиональное самоопределение | 7 |
Подготовка к будущей карьере | 2 |
Обобщение | 2 |
Всего часов | 34 |
Календарно-тематический план
n/n | Наименование тем | Дата | Кол-во часов |
I 1 | Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана | 1 | |
II | Познавательные процессы и способности личности | 6 | |
2 | Память. Внимание. | 1 | |
3 | Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. | 1 | |
4-5 | Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. | 2 | |
6 | Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей. | 1 | |
III | Психология личности | 5 | |
7 8 | Психология личности Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. | 1 1 | |
9-10 11-12 | Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности и их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов. | 2 2 | |
IV | Мир профессий | 11 | |
13-14 15-16 | Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда. Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. | 2 2 | |
17-18 19 | Типы профессий. Матрица выбора профессии. Характеристика профессий типа «человек – человек. Характеристика профессий типа «человек-техника». | 2 1 | |
20 21 22 23 | Характеристика профессий типа «человек - знаковая система», «человек-природа», «человек-художественный образ» Характеристика профессий типа «человек - знаковая система. Характеристика профессий типа «человек-природа». Характеристика профессий типа «человек-художественный образ» | 1 1 1 1 | |
V | Профессиональное самоопределение | 7 | |
24-25 | Проблема выбора профессии. Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях («хочу» - «могу» - «надо» - «выбираю»). | 2 | |
26 | Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). | 1 | |
27 | Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. | 1 | |
28 | Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»). | 1 | |
29-30 | «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо» | 2 | |
VI | Подготовка к будущей карьере | 2 | |
31 | Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали). | 1 | |
32 | Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. | 1 | |
7 33-34 | Обобщение Построение личного профессионального плана. Зачёт. | 2 | |
Литература и средства обучения
Для учителя
- Климов В.А., Развивающийся человек в мире профессий. - Огнинск, 2010.
- Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению/ Под ред. Чистяковой С.Н., Журкина А.Я. - М., 2011.
- Кулагин С.Б. Основы профессиональной психодиагностики. - М., 2011.
- Прощицкая Е.Н Практикум по выбору профессии.- М., 2011.
Для обучающихся
1. Белова Т.В., Волошина И.А., Солнцева А.А. Справочник начинающего профконсультанта. - М., 2012.
- Климов В.А. Как выбрать профессию. - М.,2013.
- Мир профессий. - М., 2013.
- Мир человека: Учебное пособие/ Под ред. В.А. Лекторского и А.Ф. Малышевского. - М., 2011.
- Пвсковский Д.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? - М., 2012
- Резапкина Т.В. Секреты выбора профессии. М.: «Генезис», 2013.
Интернет – ресурсы.
http://festival.1 september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса английский язык в 10-11 классах.
Программа по английскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерных программ по ИЯ .Преподование ведётся по учебно-методичес...
Рабочая программа курса «Иностранный (английский) язык» для 5 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень)
1. Пояснительная записка к рабочей учебной программеЦелями реализации образовательной программы основного общего образования по английскому языку являются:— обеспечение планируемых ре...
Элективный курс " Физика в моей будущей профессии"
Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса поможет учащимся использовать знания из области физики в разных профессиях....
Рабочая программа курса профориентационной направленности "Человек и профессия" для учащихся 9-х классов
Рабочая программа составлена на основе программы курса профориентационной направленности «Человек и профессия», разработанной Л.Н. Бобровской, Е.А Сапрыкиной, О.Ю. Просихиной (под редакцией Н.Н....
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Химия в моей будущей профессии»
рабочая программа по внеурочному курсу "Химия в моей будущей профессии"...
Рабочая программа курса предпрофильной подготовки "Человек и профессия"
Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профе...
Авторская рабочая программа курса внеурочной деятельности МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ для учащихся 9 классов-34 часа
Авторская разработка рабочей программы по курсу внеурочной деятлеьности МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ для учащихся 9-ых классов длительностью 34 часа с тематическим планированием и поурочным планом....