Технологическая карта урока по теме "Многоатомные спирты"
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действия
Урок является четвертым в изучаемой теме. Работа на уроке опирается на имеющиеся у учащихся знания о строении и свойствах предельных одноатомных спиртов. Знания, полученные на данном уроке способствуют формированию полного представления о спиртах и целостной системы химических знаний. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_mnogoatomnye_spirty.docx | 31.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «Многоатомные спирты»
Цель урока: изучить строение и свойства многоатомных спиртов
Планируемые результаты.
Предметные: используя знания о заместительной номенклатуре органических веществ, научиться называть многоатомные спирты, углубить знания об изомерии органических веществ и спиртов в частности, изучить физические свойства глицерина как важнейшего представителя многотомных спиртов, изучить химические свойства многоатомных спиртов (общие для всего класса и специфические), рассмотреть способы получения многоатомных спиртов, совершенствовать навыки проведения химического эксперимента.
Метапредметные: развивать умения сравнивать объекты, выделять существенные признаки объектов, искать и применять необходимую информацию, анализировать полученную информацию, делать выводы на основании полученной информации, с достаточной полнотой и точностью высказывать свое мнение, уважительно относиться к точке зрения одноклассников, оценивать результаты своей деятельности, контролировать свою деятельность и её результат.
Личностные: формирование устойчивого познавательного интереса
Оборудование. Документ – камера, раздаточный материала для учащихся. Лабораторное оборудование: пробирки, химические стаканы. Реактивы: глицерин, вода, раствор гидроксида натрия, раствор сульфата меди (II).
1 Этап Мотивация. Целеполагание
УЭ - 1. Интегрирующая цель
Цель: сформулировать тему урока, определить объект изучения, определить задачи урока.
Задание.“Третий лишний”
Укажите лишнее вещество в каждой группе.
А. 1) СН3 - СН - СН – СН3, 2)СН3 – СН – СН – СН3, 3)СН3 – СН2 – СН2 – ОН
ОН СН3ОН ОН
Б. 1) Бутанол – 1, 2) 2 – метилпентанол – 2, 3) бутандиол – 1,1
В. 1) СН2 – СН – СН2, 2) СН3 – СН – СН3, 3) СН2 - СН - СН – СН - СН – СН2
ОН ОН ОН ОН ОН ОН ОН ОН ОН ОН
В каждой группе учащиеся указывают лишнее вещество:
А) двухатомный спирт, Б) двухатомный спирт, В) одноатомный спирт.
Тема урока. Многоатомные спирты.
Задачи: выделить особенности строения многоатомных спиртов, научиться записывать структурные формулы многоатомных спиртов и называть их по заместительной номенклатуре, рассмотреть физические и химические свойства многоатомных спиртов, установить их сходство и различия со свойствами спиртов одноатомных.
Оценка работы: 1 балл
2 этап Получение нового знания
УЭ – 2. Номенклатура и изомерия многоатомных спиртов.
Задание 1. Выпишите формулы многоатомных спиртов из групп А и В. Назовите их. Запишите структурную формулу многоатомного спирта из группы Б.
Ответ: А пропандиол – 1, 2
В пропантриол – 1,2,3, Гексангексол – 1,2,3,4,5,6
Оценка: 4 баллов. По одному баллу за каждое название и формулу.
Задание 2. Какие виды изомерии возможны для многоатомных спиртов? Подтвердите ваше мнение, используя записанные формулы или изменив их.
Ответ: Для предельных многоатомных спиртов возможна структурная изомерия: а) изомерия положения гидроксильных групп, например бутандиол – 2,3 и бутандиол – 1,1, б) изомерия углеродного скелет (изменение формулы бутандиола – 2,3 на 2 – метилпропандиол – 2,3.
Оценка:
1 балл – назвать изомерию положения гидроксильных групп.
2 балла – назвать изомерию углеродного скелета и привести формулы изомеров.
УЭ – 3. Физические свойства.
Цель: Изучить физические свойства многоатомных спиртов на примере глицерина.
Задание. Изучите физические свойства глицерина. Выполните эксперимент. Заполните таблицу, используя результаты эксперимента и справочную статью «Глицерин».
1. Налейте в пробирку 2 мл глицерина. Опишите его внешний вид (цвет, текучесть), укажите запах.
Свойство | Показатель | |
1 | Агрегатное состояние | |
2 | Цвет | |
3 | Прозрачность | |
4 | Запах | |
5 | Вкус | |
6 | Т плавления | |
7 |
2. Налейте в пробирку 2 мл воды. Приливайте к воде по 0.5 мл глицерина, отмечая растворимость глицерина в воде. Сделайте вывод о растворимости глицерина. Чем можно объяснить растворимость глицерина в воде?
3. Укажите свойства общие для глицерина и этанола.
Оценка.
2 балла – заполнение таблицы.
2 балла – изучение растворимости глицерина.
2 балла – сравнение этанола и глицерина.
УЭ – 4. Химические свойства
Цель: рассмотреть химические свойства многоатомных спиртов, определить свойства общие для одноатомных и многоатомных спиртов и специфические свойства многоатомных спиртов.
Задание 1. Ознакомьтесь со справочной таблицей «Химические свойства многоатомных спиртов». Запишите в тетрадь уравнения реакций, в которые вступают и многоатомные и одноатомные спирты. Уравнения реакций запишите, используя формулу глицерина.
Оценка.
4 балла. По 1 баллу за каждое уравнение реакции.
Задание 2. Назовите качественную реакцию на многоатомные спирты. Выполните эксперимент. Опишите признаки реакций. Запишите уравнения реакций.
Опыт.
- В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия. К нему добавьте несколько капель раствора сульфата меди (II) до появления признаков реакции.
- Добавьте к образовавшемуся гидроксиду меди (II) немного глицерина. Пробирку встряхните. Что наблюдаете? Как изменилось состояние веществ в пробирке и каким стал цвет раствора? Какие признаки реакции вы можете отметить?
Оценка.
2 балла – выполнение эксперимента в соответствии с правилами техники безопасности и работы с лабораторным оборудованием.
2 балла – запись уравнений реакции.
1 балл – запись признаков реакций.
УЭ – 5. Получение многоатомных спиртов.
Цель: определить возможные способы получения многоатомных спиртов.
Задание 1. Используя текст учебника § 17 с. 177 – 178, и информационную статью “Глицерин”, запишите в тетрадь уравнения реакций, в результате которых могут быть получены многоатомные спирты.
Оценка.
3 балла. По 1 баллу за каждый способ получения многоатомных спиртов и соответствующее уравнение реакции.
3 этап Первичная проверкапонимания изучпенного
УЭ – 7 Контрольное задание
Цель – оценить степень первичного усвоения нового материала
1 Название спирта с формулой НО – СН2 – СН2 – СН2– ОН
А) пропиленгликоль
Б) пропанол – 1
В) пропанол – 1, 3
Г) пропандиол – 1, 3
2. С помощью какого реагента можно различить пропанол – 1 и пропантриол – 1, 2.3
А) гидроксид натрия
Б) натрий
В) гидроксид меди (II)
Г) бромная вода
3. Осуществите превращения
+ Br2 + NaOH (водный)
СН3 – СН = СН2 Х1 Х2 СО2
4 этап Информация о домашнем задании
УЭ – 7 Домашнее задание.
Задание 1. Глицерин взаимодействует с веществами
- хлороводород
- водород
- гидоксид меди (II)
- медь
- уксусная кислота
- этан
Укажите вещества, запишите уравнения реакций или опишите их признаки.
Задание 2. Вычислите массу этиленгликоля, который получится в результате щелочного гидролиза 56,4 г 1,2 – дибромэтана.
Задание 3. Запишите уравнения реакций согласно цепочке превращений
А) Этилен – 1,2-дихлорэтан – этиленгликоль – гликолят натрия
Б)* Пропен – аллилхлорид – 1,2,3–трихлорпропан – глицерин – глицерат меди (II)
Задание 4* При сгорании глицерина массой 0.2 кг выделилось 261 кДж теплоты. Вычислите тепловой эффект реакции и составьте термохимическое уравнение реакции горения глицерина.
Задание 5* Подготовьте сообщение о применении многоатомных спиртов.
5 этап Этап подведения итогов
УЭ – 8. Подведение итогов.
Прочитайте цель занятия. Достигли ли вы поставленной цели? В какой степени? Отметьте на координатном луче степень усвоения материала в интервале от 0 до 10. Подсчёт баллов.
Приложение 1
План – конспект урока по теме «_______________________________»
Приложение 2
Глицерин
Глицерин – бесцветная, вязкая сиропообразная жидкость, сладкая на вкус. Плотность глицерина 1,26 г/см3. Он не ядовит. Глицерин не имеет запаха, его температура плавления 180С, температура кипения 290 0С. Глицерин гигроскопичен, хорошо смешивается с водой и с этанолом. Он способен растворять многие органические и неорганические соединения, например, гипс. Абсолютно чистый безводный глицерин затвердевает при температуре 180С, но получить его в твёрдом виде чрезвычайно сложно. Глицерин широко распространён в живой природе. Он играет важную роль в процессах обмена в организмах животных, входит в состав большинства липидов – жиров и других веществ, содержащихся в животных и растительных тканях. Благодаря своим свойствам глицерин является важным компонентом многих пищевых продуктов, кремов, косметических средств. Впервые глицерин был обнаружен в продуктах гидролиза оливкового масла в 1779 году шведским химиком К. Шееле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока химии в 10 классе "Систематизация и обобщение знаний по теме «Спирты и фенолы». Применение спиртов и фенолов." ФГОС , профильный уровень
Последний урок в теме «Спирты и фенолы», раздел «Кислородсодержащие органические вещества» Урок- практикум. Технологическая карта урока составлена в соответствии с требов...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока химии по теме: «Спирты»
Изучить новый материал, создать условия для расширения и систематизации знания учащихся о спиртах с учетом их свойств и применения....
Технологическая карта урока химии в 10 классе с использованием технологии проблемного обучения по теме «Спирты».
Описание материала: предлагаю вам технологическую карту урока по химии с использованием элементов технологии проблемного обучения для обучающихся 10 класса естественнонаучного профиля, разработа...