Технологическая карта урока химии в 10 классе с использованием технологии проблемного обучения по теме «Спирты».
учебно-методический материал по химии (10 класс)

Серикова Елена Алексеевна

Описание материала: предлагаю вам технологическую карту  урока по химии с использованием элементов технологии проблемного обучения для обучающихся 10 класса естественнонаучного профиля, разработанный в соответствии с   новыми требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_himii_v_10_klass1.docx25.81 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока химии в 10 классе

с  использованием  технологии проблемного обучения по теме «Спирты».

Автор: Серикова Елена  Алексеевна, учитель химии МОУ «СОШр.п.Озинки»

Описание материала: предлагаю вам технологическую карту  урока по химии с использованием элементов технологии проблемного обучения для обучающихся 10 класса естественнонаучного профиля, разработанный в соответствии с   новыми требованиям ФГОС.

 Технологическая карта урока

Предмет    химия
Класс   10
Автор УМК         О.С. Габриелян
Тема урока     «Химические свойства спиртов»
Тип урока      урок усвоения новых знаний                                                                                                                                Используемая технология: технологии проблемного обучения  

Цель

Создание содержательных и организационных условий для изучения особенностей строения, номенклатуры, изомерии, физических свойств карбоновых кислот.

Задачи

  • продолжить формирование понятий спирты, функциональная группа, гомологи, номенклатура, изомерия  спиртов; навыков  грамотного выполнения и интерпретации химического эксперимента;
  •  стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, анализу индивидуальных достижений;
  • обеспечить формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий обучающихся;
  • развивать умение самостоятельно  работать  с  информационным материалом

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

В познавательной сфере  изучить:

  1. Особенности строения спиртов.
  2. Общую формулу, функциональную группу класса спиртов,  их номенклатуру и виды изомерии

В ценностно-ориентационной сфере:

  • Уметь формулировать цель урока, индивидуальные  образовательные и развивающие задачи, составлять план действий, подводить итог урока, анализировать индивидуальные и коллективные достижения.

Познавательные УУД:

  • Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы.
  • Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
  • Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений.
  • Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.
  • Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблицах.
  • Использовать знаково-символические средства для решения задач. Работать с моделями молекул (в виде формул).

Регулятивные УУД:

  • Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий.
  • Преобразовывать практическую задачу  в познавательную.
  • Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи.
  • Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности.
  • Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами).

Коммуникативные УУД:

  • Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем  и с одноклассниками.
  • Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы.
  • Строить понятные для собеседника речевые  высказывания, уметь слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью
  • Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни.
  • Грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту.
  •  Знать и оценивать вклад российских ученых в развитие мировой химической науки

Основные понятия

гидрооксогруппа,  гомологи, систематическая (IUPAC) и историческая номенклатура  спиртов, структурная формула, виды изомерии.

Межпредметные связи

Биология, физика, математика, история.

Оборудование

Информационные материалы,  , конструкторы моделей органических веществ), учебник,интернет

Ресурсы: основной

дополнительные

Габриелян, О.С.  Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин; под ред. В.И.Теренина. – 12-е изд., стереотипное – М.: Дрофа,2011. – 318 с.  

Батаев, В.А. Справочник по органической химии: Учебное пособие для школьников и абитуриентов / В.А.Батаев, Е.В.Батаева. - М.:ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 255 с.

Контрольно-измерительные материалы. Химия: 10 класс / Сост. Н.П.Трегубова. – М.: ВАКО, 2011. – 96с.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная (работа с тестами), парная (взаимопроверка), групповая (взаимопомощь).

Приемы и средства обучения:

Опора на знания обучающихся, использование алгоритмов, сравнение и анализ, информационные средства (мультимедийная презентация).

Организационная структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Ресурсы

Организационный этап

Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствие, проверка готовности к уроку, создание позитивного настроя. Знакомство с целями урока.

. Приветствуют учителя, контролируют свою готовность к уроку.

Коммуникативные: умение  слушать и воспринимать на слух вопросы учителя.

Личностные: формирование ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности.

Целеполагание и мотивация.  Актуализация субъектного опыта.

Актуализация опорных знаний учащихся

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Организует «Мозговой штурм»

по вопросам:

1.Что такое спирты?

2.Какую они имеют общую формулу?

3.На какие группы делятся спирты?

4.Какие бывают радикалы у спиртов?

Предлагает тренажер .Проводит инструктаж по работе с тренажером «Строение, гомология, изомерия и номенклатура спиртов».

Отвечают на вопросы.

Выполняют задания тренажера.

Работают в группах. Собирают модель молекул(  метанола,этанола…)

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

 Регулятивные: формирование умения целеполагания,

прогнозирования, планирования  своей деятельности.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы.

Личностные:  понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни.

, конструктор для моделирования молекул органических веществ.

Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания. Первичное  закрепление.

Организует лабораторную работу «Физические свойства спиртов».

Демонстрирует горение спирта.



Создает проблемную ситуацию: проявляют ли спирты свойства щелочей.


Показывает виртуальный опыт – взаимодействие этанола с металлическим натрием.

Проводит демонстрацию опыта «Окисление этанола оксидом меди (II), анализирует продукты реакции.

Объясняет дегидратацию спиртов (внутри и межмолекулярную).

Вводит понятие «простые эфиры»

Вводит новое понятие «реакция этерификации и сложные эфиры», записывает уравнение реакции

Выполняют лабораторную работу по ученику, самостоятельно делают выводы.

Записывают уравнение химической реакции горения этилового спирта, (самостоятельно) и проверяют с помощью слайда.

С помощью индикатора доказывают, что спирты не являются щелочами.

Наблюдают за процессом и записывают уравнение реакции

Наблюдают за процессом и записывают уравнение реакции

Сравнивают уравнения, условия проведения реакции и продукты реакции, делают выводы.

Анализируют сущность реакции этерификации, формулируют определение

Наблюдают, анализируют анимацию, делают выводы

Познавательные: умение давать определение       «функциональная группа».

Регулятивные: умение использовать речь для регуляции своей деятельности.

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем  и  одноклассниками.

Личностные:  понимать значимость фундаментальных представлений о строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира

 Познавательные: умение анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений, создавать обобщения, делать выводы.

Регулятивные: осуществление само- и взаимоконтроля процесса выполнения задания.

Коммуникативные: умение работать в группе, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью

Личностные:  развивать любознательность и интерес к предмету

, учебник, презентация.

Применение знаний и способов действий

Организует контроль знаний обучающихся (тестовые задания высвечиваются на слайде)

Выполняют  тест  

Оценивают тест по пятибалльной системе.

Суммируют свои баллы за урок (за групповую работу и тест).

Познавательные: строить  логические рассуждения; сопоставлять результаты.           Регулятивные: контроль, коррекция своих действий, оценка успешности усвоения. Коммуникативные: адекватно использовать письменную речь.                                          Личностные:   воспитывать самостоятельность в приобретении новых знаний и умений.

Презентация

Информация о домашнем задании

Комментирует домашнее задание

                                                                                                                                                                 

Дифференцированное домашнее задание:

  • § 20 с. 180 – 183.  Составить изомеры состава С5Н10О2.
  • Изомеры М= 132 г/моль
  • Сделать слайдовую презентацию «Чудесный мир карбоновых кислот»

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Личностные:   понимать значимость химических знаний в практической жизни.

Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока.Химия 8 класс.Соли.

Технологическая карта урока разработана с использованием элементов системно-деятельностного подхода и технологии критического мышления....

Технологическая карта урока химии 9 класс" Электролиты и неэлектролиты. электролитическая диссоциация"

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предпола...

Технологическая карта урока химии. 9 класс.

Урок - практикум: "Решение экспериментальных задач по теме "Электролитическая диссоциация""...

Технологическая карта урока химии 8 класс

Технологическая карта урока химии 8 класс по теме "Предмет химии.Вещества и их свойства"...

Технологическая карта урока Химия 9 класс Тип урока: Практическая работа №2 «Экспериментальное решение задач по теме «Теория электролитической диссоциации»

Работа проводится в 9 классах по  УМК. Химия Учебник 9 класса  под редакцией Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдман (базовый уровень) после прохождения темы " Классификация химических реакции...