обобщающий урок по теме "Спирты и фенолы"
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему
урок-обобщение с практической работой в классе по теме "Спирты и фенолы". К теоретической части урока создана презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassy_spirtov.ppt | 1.18 МБ |
konspekt_uroka.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Составьте из предложенных вариантов соответствующие пары. а) СН 3 ОН б) С 2 Н 5 ОН в) С 3 Н 8 г) СН 2 -СН 2 д) СН 2 –СН–СН 2 ОН ОН ОН ОН ОН е) С 5 Н 11 ОН ж) С 3 Н 7 ОН з) С 4 Н 10 и) С 6 Н 13 ОН к) С 3 Н 8 О л) С 4 Н 9 ОН м) С 4 Н 7 ОН н) С 7 Н 15 ОН Пентанол Гексанол Двухатомный спирт Изомер метилпропана Винный спирт Трехатомный спирт Насыщенный алифатический спирт, содержащий 4 атома С Пропанол Алкан, образующий бутиловые спирты. Продукт окисления этилена.
Классификация спиртов СПИРТЫ Одноатомные R-OH Многоатомные R-(OH) n
Классификация спиртов по углеводородному радикалу СПИРТЫ R-OH Предельные С п Н 2п+1 ОН Непредельные С п Н 2п-1 ОН Ароматические С п Н 2п-7 ОН Фенолы С п Н 2п-7 ОН
Представители классов спиртов. Одноатомные спирты Многоатомные спирты алканолы фенолы Представитель этанол фенол этиленгликоль глицерин Структурная формула Физические св-ва Агрегатное состояние Цвет Вкус, запах Т пл , Т кип Растворимость Токсичность Качественная реакция Применение
Правила техники безопасности при проведении лабораторных опытов. Строго следуйте инструкции по проведению опыта. Для опыта берите вещества в количествах, рекомендованных в инструкции. Следите за тем, чтобы рядом со склянками, в которых находятся спирты, не было открытого огня. К работе приступайте с разрешения учителя.
1.Определение алканолов.
3.Определение многоатомных спиртов CuSO 4 + 2NaOH = Cu(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4 Глицерин + Cu(OH) 2 ↓ = глицерат меди ( II )
2.Определение фенола. FeCl 3 Фенол + хлорид железа ( III ) = фиолетовое окрашивание
Физические свойства алканолов. Название спирта Формула спирта Агрегатное состояние Температура кипения Метанол СН 3 ОН Бесцв.жидк. 65 о С Этанол С 2 Н 5 ОН Бесцв.жидк. 78,4 о С Пропанол С 3 Н 7 ОН Бесцв.жидк. 97,2 о С Бутанол-1 С 4 Н 9 ОН Бесцв.жидк. 117,4 о С Пентанол С 5 Н 11 ОН Бесцв.жидк. 137,8 о С Гексанол С 6 Н 13 ОН Бесцв.жидк. 157,5 о С Дециловый С 10 Н 21 ОН Б/цв.вязк.ж. 229 о С Цетиловый С 16 Н 33 ОН Бесцв.тв. 344 о С Цериловый С 26 Н 53 ОН Бесцв.тв. 350 о С
Непредельные спирты – вещества в которых гидроксильная группа соединена с радикалом, имеющим кратные связи. СН 2 =СН-СН 2 -ОН аллиловый спирт С 10 Н 17 -ОН гераниол (3,7-диметил-2,6-октадиенол) СН 3 -СН=СН-СН 2 -ОН кротиловый спирт
Ароматические спирты – соединения, имеющие в составе радикала бензольное кольцо, не связанное с гидроксильной группой. Бензиловый спирт С 6 Н 5 -СН 2 -ОН : бесцветная жидкость с приятным запахом. Фенэтиловый спирт С 6 Н 5 -(СН 2 ) 2 -ОН: бесцветная жидкость с запахом розы. Гидрокоричный спирт С 6 Н 5 -(СН 2 ) 3 -ОН: бесцветная жидкость с запахом гиацинта и розы.
Многоатомные спирты – соединения, имеющие в составе молекулы несколько гидроксильных групп. Название спирта Формула спирта Агрегатное состояние Температура плавления Этиленгликоль СН 2 ОН-СН 2 ОН Бесцветная жидкость - 12,6 о С Глицерин СН 2 ОН-СНОН-СН 2 ОН Бесцветный сироп 20 о С Эритрит СН 2 ОН-(СНОН) 2 -СН 2 ОН Бесцветные кристаллы 126 о С Ксилит СН 2 ОН-(СНОН) 3 -СН 2 ОН Бесцветные кристаллы 61 о С Сорбит СН 2 ОН-(СНОН) 4 -СН 2 ОН Бесцветные кристаллы 110 о С
Фенолы Фенол Т.пл. 41 о С Крезолы Тимол Т.пл. 51,5 о С Резорцин Т.пл. 110,8 о С Гидрохинон Т.пл. 41 о С Пирогаллол Т.пл. 132,5 о С ОН СН(СН 3 ) 2 ОН СН 3 ОН ОН ОН НО ОН ОН ОН ОН ОН СН 3 СН 3
Предварительный просмотр:
Спирты и фенолы
Урок-обобщение
10 КЛАСС
Цели. Обобщить и систематизировать пройденный материал, закрепить знания о составе, строении и свойствах предельных спиртов.
Расширить представления учащихся о классах спиртов на примерах конкретных представителей классов.
На примере класса фенолов закрепить знания учащихся ТХС А.М.Бутлерова, выяснить взаимное влияние атомов в молекулах фенолов.
Совершенствовать умения учащихся анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь между строением и свойствами.
Оборудование: ноутбук, проектор.
Лабораторное оборудование: раздаточные лотки с набором пробирок, спиртовка, спички.
Реактивы: медная проволока, раствор гидроксида натрия 5%, раствор медного купороса 5%, раствор хлорида железа трёхвалентного 5%, раствор этилового спирта 70%, фенол, глицерин, дистиллированная вода.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.(1-2 минуты)
Учитель знакомит учащихся с целями урока, планом урока, напоминает правила безопасного поведения в кабинете-лаборатории при проведении лабораторных опытов.
- Проверка знаний и умений учащихся. (8-10 минут)
Фронтальный письменный опрос
Выполнение тестовой работы по заданию на слайде 2.
- Обобщение и систематизация материала.(10-12 минут)
В рассказе учителя используются материалы слайдов 3-4, 10-14. По ходу рассказа ученики заполняют таблицу (приложение 1) со слайда 5 (1, 2 и 5 строки). Рассказ учителя имеет элементы беседы, например при выяснении токсичности спиртов. Для этого отдельными учащимися были подготовлены краткие сообщения по представителям класса спиртов.
- Проведение лабораторных опытов №1, №2, №3. (20 минут)
Перед началом выполнения опытов учитель проводит инструктаж по технике безопасности при работе со спиртами (слайд 6). На каждом рабочем месте есть карточка – инструкция для проведения опытов (приложение 2). Результаты наблюдений учащиеся заносят в таблицу (строка 3 и 4). Для поверки правильности записи уравнений, а также в качестве наглядных пособий можно использовать материал презентации (слайды 7-9).
- Подведение итогов урока(5 минут)
Во время подведения итогов учитель акцентирует внимание на взаимосвязь строения и свойств спиртов, используя заполненную на уроке таблицу.
Литература к уроку.
- Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва, Дрофа, 2008год
- Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 10 класс. Базовый уровень. Методическое пособие - М.: Дрофа, 2005.
- Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 10 класс. Базовый уровень. Рабочая тетрадь к учебнику. - М.: Дрофа, 2007.
- Габриелян О.С., Ватлина Л.П. Химический эксперимент в средней (полной) школе. 10 класс. - М.: ДРОФА, 2005.
- Журин А.А. «Лабораторные опыты и практические работы по химии. Техника химического эксперимента». Москва, «Аквариум», 1997г.
Электронные образовательные ресурсы:
- www.1september.ru
- http://www.chem.msu.ru [Электронная библиотека учебных материалов по химии]
- www.school-collection.edu.ru
- http://eor.edu.ru
Приложение 1. Таблица к уроку.
Одноатомные спирты | Многоатомные спирты | ||||
алканолы | фенолы | ||||
1. | Представитель | этанол | фенол | этиленгликоль | глицерин |
2. | Структурная формула | ||||
3. Физические свойства | Агрегатное состояние | ||||
Цвет | |||||
Вкус, запах | |||||
Тпл , Ткип | |||||
Растворимость | |||||
Токсичность | |||||
4. | Качественная реакция | ||||
5. | Применение |
Приложение 2. Карточка-инструкция.
Инструкция для проведения лабораторного опыта №1 «Свойства этилового спирта».
- Рассмотрите выданный вам в пробирке №1 образец этилового спирта. Понюхайте его. Что ощущаете?
- В другую пробирку прилейте несколько капель спирта, добавьте 2мл дистиллированной воды и содержимое взболтайте. Что можно сказать о растворимости этанола в воде?
- Накалите на пламени спиртовки свернутую в спираль медную проволоку до появления черного налета оксида меди (II) и внесите ее в этиловый спирт, находящийся в выданной вам пробирке №1. Что наблюдаете? Повторите операцию 4 – 5 раз. Понюхайте содержимое пробирки. Что ощущаете? Запишите уравнение проведенной реакции.
Инструкция для проведения лабораторного опыта №2 «Свойства фенола».
- Рассмотрите выданный вам в пробирке №2 образец фенола. Понюхайте его. Что ощущаете?
- В другую пробирку прилейте несколько капель фенола, добавьте 1мл дистиллированной воды и содержимое взболтайте. Что можно сказать о растворимости фенола в воде?
- В пробирку налейте 1 – 2мл раствора хлорида железа (III). К раствору хлорида железа прилейте 1мл раствора фенола. Что наблюдаете? Запишите схему проведенного определения.
Инструкция для проведения лабораторного опыта №3 «Свойства глицерина».
- Рассмотрите выданный вам в пробирке №3 образец глицерина. Понюхайте его. Что ощущаете?
- К 1мл дистиллированной воды в пробирке прилейте 1мл глицерина и смесь взболтайте. Затем добавьте еще 1мл глицерина и еще раз взболтайте смесь. Что можно сказать о растворимости глицерина в воде?
- К 2мл раствора щелочи в пробирке прилейте несколько капель раствора медного купороса (сульфата меди). Что наблюдаете? К полученному осадку прибавьте по каплям глицерин и смесь взболтайте. Что наблюдаете? Запишите уравнения реакций распознавания глицерина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока химии 10 кл "Фенол"
Конспект урока химии по рограмме О.С.Габриеляна 10 кл (базовый уровень). К уроку имеется презентация....
Технологическая карта урока. Тема урока « Десятичные дроби» ( обобщающий урок-путешествие по теме) 5 класс
Технологическая карта урока 5 класс А.Г.Мордкович "Десятичные дроби"...
Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.
Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...
Форма урока: «Математическая сказка». Тип урока: обобщающий урок с применением игровых технологий
Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»Серегина Татьяна ВикторовнаФорма урока: «Математическая сказка». УМК: «Математика». Учебник для 5 класса общеобра...
Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.
Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...
Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).
Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...
Урок 19. Спирты и фенолы
Урок 19. Спирты и фенолы...