Конспект урока химии 10 кл "Фенол"
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Татьяна Геннадьевна Сивожелезова

Конспект урока химии по рограмме О.С.Габриеляна 10 кл (базовый уровень). К уроку имеется презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fenoly.doc92 КБ
Office presentation icon fenol.ppt1.3 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Фенолы

Цель: изучить состав, строение, свойства фенола и его соединений

Задачи:

на примере фенола конкретизировать знания учащихся об особенностях строения веществ, принадлежащих к классу фенолы, рассмотреть зависимость взаимного влияния атомов в молекуле фенола на его свойства

познакомить учащихся с физическими и химическими свойствами фенола и некоторых его соединений, изучить качественные реакции на фенолы

рассмотреть нахождение в природе, применение фенола и его соединений, их биологическую роль

Развивающие задачи:

совершенствовать умение учащихся прогнозировать свойства вещества на основе его строения

продолжать развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы при выполнении химического эксперимента

Воспитательные задачи:

продолжить формирование химической картины мира через химическую картину природы (познаваемость, управление химическими процессами)

расширить представление учащихся о влиянии фенолсодержащих промышленных отходов и строительных материалов на окружающую среду и здоровье человека

рассмотреть биологическую роль фенола и его соединений на организм человека (положительную и отрицательную)

Оборудование и реактивы:

 С6Н5ОН, NaOH, FeCl3,  HNO3(конц), Na, по три  пробирки, вода, спиртовка, пинцет, раствор чая, компьютер, проектор.

Ход урока:

1.Организационный момент (постановка цели и задач урока)

Об этом веществе вы возможно слышали, когда читали произведения писателей 19 века, например Л.Н. Толстого. Называлось оно раньше карболкой, или карболовой кислотой. Сегодня мы с вами будем говорить о феноле.

2.Актуализация знаний

1.Какие спирты называются ароматическими

2. Будут ли отличаться химические свойства у соединений, в одном из которых группа -ОН связана непосредственно с бензольным ядром, а в другом через атом углерода?

 Верно, согласно одного из положений теории Бутлерова, которое гласит, что свойства органических соединений зависят не только от состава вещества и порядка соединения атомов в молекуле, но и от взаимного влияния атомов и групп атомов друг на друга. Причем, наибольшее влияние оказывают атомы непосредственно связанные друг с другом. Влияние атомов или групп атомов, не связанных непосредственно ослабевает по мере их удаления друг от друга.

3.Изучение нового материала

Определение фенолов Соединения, в которых ароматический радикал фенил С6Н5- непосредственно связан с гидроксильной группой, отличаются по свойствам от ароматических спиртов, настолько, что их выделяют в отдельный класс органических соединений, называемый фенолами.

C:\Documents and Settings\Миша\Рабочий стол\Новая папка\фенолы\img2.gif

классификация и изомерия фенолов В зависимости от числа ОН-групп различают одноатомные фенолы (например, вышеприведенные фенол и крезолы) и многоатомные. Среди многоатомных фенолов наиболее распространены двухатомные:

C:\Documents and Settings\Миша\Рабочий стол\Новая папка\фенолы\img3.gif

Как видно из приведенных примеров, фенолам свойственна структурная изомерия (изомерия положения гидроксигруппы).

Строение молекулы фенола

неподеленная электронная пара атома кислорода притягивается 6-ти электронным облаком бензольного кольца, из – за чего связь О – Н еще сильнее поляризуется. Фенол- более сильная кислота, чем вода и спирты.

В бензольном кольце нарушается симметричность электронного облака, электронная плотность повышается в положении 2, 4, 6. Это делает более реакционноспособными связи С - Н в положениях 2, 4, 6. и ? – связи бензольного кольца.

4.Самостоятельная работа по изучению физических и химических свойств фенола.

Инструктивная карточка

1.Рассмотрите  выданное вам вещество и пишите  его физические  свойства.

2.Растворите вещество в холодной воде.

3.Слегка нагрейте пробирку. Отметьте наблюдения.

4. В первую пробирку  налейте  раствор NaOH и 2-3 капли фенолфталеина,  затем добавьте 1\3 часть раствор фенола.

5. Во вторую пробирку добавьте  1\3 часть раствора фенола и  по каплям раствор FeCl3.

6.В третью пробирку налейте осторожно раствор азотной кислоты 2-3 капли метилового-оранжевого и  оставшийся раствор фенола.

7.Оформите наблюдения и напишите уравнения реакций.

Название опыта

наблюдения

Уравнения реакции и выводы

Физические свойства фенола Следствием полярности связи О–Н и наличия неподеленных пар электронов на атоме кислорода является способность гидроксисоединений к образованию водородных связей

Это объясняет, почему у фенола довольно высокие температуры плавления (+43) и кипения (+182). Образование водородных связей с молекулами воды способствует растворимости гидроксисоединений в воде:

Способность растворяться в воде уменьшается с увеличением углеводородного радикала и от многоатомных гидроксисоединений к одноатомным. Метанол, этанол, пропанол, изопропанол, этиленгликоль и глицерин смешиваются с водой в любых соотношениях. Растворимость фенола в воде ограничена.

Химические свойства фенола (проводится демонстрационный эксперимент)

а) Рассмотрим реакции фенола по ОН-группе:

2C6H5OH   + 2Na      2C6H5ONa   + H2  

C6H5OH  + NaOH      C6H5ONa  + H2O

Кислотные свойства у фенола выражены сильнее, чем у спирта С2Н5ОН. Фенол – слабая кислота (карболовая).

б) Реакции фенола по бензольному кольцу:

C:\Documents and Settings\Миша\Рабочий стол\Новая папка\фенолы\img9.gif

Какой вывод о взаимном влиянии атомов в молекуле фенола можно сделать?
Фенильная группа C
6H5 – и гидроксил –ОН взаимно влияют друг на друга. (кодосхема 3 )

в) Качественная реакция на фенолы

С6Н5ОН + FeCl3 —> фиолетовое окрашивание С6Н5ОН + Br2 —> белый осадок С6Н4(ОН)2 + FeCl3 —> зеленое окрашивание,
С
6Н3(ОН)3 + FeCl3 —> красное окрашивание,

Проводится ученический эксперимент по определению наличия фенолов в чае

Получение фенола самостоятельно (по опорному конспекту)

Физиологическое действие фенола и его применение

Фенол - ядовит!!! При попадании на кожу вызывает ожоги, при этом он всасывается через кожу и вызывает отравление.

Биологическая роль соединений фенола (кодосхема)

Положительная

Отрицательная (токсическое действие)

лекарственные препараты (пурген, парацетамол)

антисептики (3-5 % раствор –карболовая кислота)

эфирные масла (обладают сильными бактерицидными и противовирусными свойствами, стимулируют иммунную систему, повышают артериальное давление: - анетол в укропе, фенхеле, анисе - карвакрол и тимол в чабреце - эвгенол в гвоздике, базилике

Флавоноиды (способствуют удалению радиоактивных элементов из организма)

фенолформальдегидные смолы

пестициды, гербициды, инсектициды

загрязнение вод фенольными отходами

5.Первичное закрепление знаний ПОДУМАЙ и ОТВЕТЬ  

В-1

Расположите в порядке возрастания кислотности следующие вещества:                             А) фенол   Б)сернистая кислота    В)метанол.                                                                                            (В ответе  укажите соответствующую последовательность букв, без пробелов и запятых)

В-2

Установите правильную последовательность реакций получения фенолята калия из бензола                                                                                                                                       А) С6Н5ОН   Б) С6Н5ОК    В) С6Н6      Г) С6Н5Вr                                                                     (В ответе  укажите соответствующую последовательность букв, без пробелов и запятых)

В-4

При взаимодействии фенола массой 9,4 г. с металлическим натрием выделяется водород (при н.у.) объемом:                                                                                                      А) 22,4 л     Б) 2,24 л     В) 11,2 л     Г) 1,12 л.                                                                     (Ответом к заданию является число, перенесите его в бланк ответов без указания  единиц измерения)

В-5

Осадок 2,4,6 –трибромфенола количеством вещества 0,3 моль образуется при взаимодействии бромной воды с фенолом, массой                                                                   А) 282 г.   Б)14,1 г.     В) 28,2 г.     Г) 141 г.                                                                       (Ответом к заданию является число)

С-1

В схеме превращений С6Н14  →    Х      →      У  →      Z    →    С6Н5ОК                 веществами  Х, У. Z  являются соответственно ….                                                                 (напишите молекулярные  формулы веществ в указанной последовательности)

С-2

Определите массу фенолята калия, образующегося при взаимодействии 9,4 г. фенола с 20 мл. 40% раствора гидроксида калия плотностью 1,4 г/ мл.

Рефлексия


Тема: Фенолы

Инструктивная карточка

1.Рассмотрите  выданное вам вещество и пишите  его физические  свойства.

2.Растворите вещество в холодной воде.

3.Слегка нагрейте пробирку. Отметьте наблюдения.

4. В первую пробирку  налейте  раствор NaOH и 2-3 капли фенолфталеина,  затем добавьте 1\3 часть раствор фенола.

5. Во вторую пробирку добавьте  1\3 часть раствора фенола и  по каплям раствор FeCl3.

6.В третью пробирку налейте осторожно раствор азотной кислоты 2-3 капли метилового-оранжевого и  оставшийся раствор фенола.

7.Оформите наблюдения и напишите уравнения реакций.

Название опыта

наблюдения

Уравнения реакции и выводы

Тема: Фенолы

Инструктивная карточка

1.Рассмотрите  выданное вам вещество и пишите  его физические  свойства.

2.Растворите вещество в холодной воде.

3.Слегка нагрейте пробирку. Отметьте наблюдения.

4. В первую пробирку  налейте  раствор NaOH и 2-3 капли фенолфталеина,  затем добавьте 1\3 часть раствор фенола.

5. Во вторую пробирку добавьте  1\3 часть раствора фенола и  по каплям раствор FeCl3.

6.В третью пробирку налейте осторожно раствор азотной кислоты 2-3 капли метилового-оранжевого и  оставшийся раствор фенола.

7.Оформите наблюдения и напишите уравнения реакций.

Название опыта

наблюдения

Уравнения реакции и выводы

Тема: Фенолы

Инструктивная карточка

1.Рассмотрите  выданное вам вещество и пишите  его физические  свойства.

2.Растворите вещество в холодной воде.

3.Слегка нагрейте пробирку. Отметьте наблюдения.

4. В первую пробирку  налейте  раствор NaOH и 2-3 капли фенолфталеина,  затем добавьте 1\3 часть раствор фенола.

5. Во вторую пробирку добавьте  1\3 часть раствора фенола и  по каплям раствор FeCl3.

6.В третью пробирку налейте осторожно раствор азотной кислоты 2-3 капли метилового-оранжевого и  оставшийся раствор фенола.

7.Оформите наблюдения и напишите уравнения реакций.

Название опыта

наблюдения

Уравнения реакции и выводы

Тема: Фенолы

Инструктивная карточка

1.Рассмотрите  выданное вам вещество и пишите  его физические  свойства.

2.Растворите вещество в холодной воде.

3.Слегка нагрейте пробирку. Отметьте наблюдения.

4. В первую пробирку  налейте  раствор NaOH и 2-3 капли фенолфталеина,  затем добавьте 1\3 часть раствор фенола.

5. Во вторую пробирку добавьте  1\3 часть раствора фенола и  по каплям раствор FeCl3.

6.В третью пробирку налейте осторожно раствор азотной кислоты 2-3 капли метилового-оранжевого и  оставшийся раствор фенола.

7.Оформите наблюдения и напишите уравнения реакций.

Название опыта

наблюдения

Уравнения реакции и выводы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока химии "Углерод и его соединения" 9 кл

Конспект урока химии для 9 класса по программе О.С.Габиеляна, направлен на  самостоятельную работу учащихся на уроке. Имеется приложение - презентация....

Конспект урока химии по технологии «Активные методы обучения» Тема урока: Алюминий и его соединения.

Тема урока: Алюминий и его соединения.Автор учебника: учебник «Химия, 9», О.С. Габриелян, М., Дрофа 2013 г.Тип урока: Урок является комбинированным.  Поэтому его цель такова: повторение и проверк...

Конспект урока химии в 11 классе на тему: « Химия в жизни человека».

Конспект урока в 11 классе на туму: "Химия в жизни человека"....

Урок на УГ.Конспект урока химии в 8-м классе по теме: «Окислительно-восстановительные реакции»

Тип урока: усвоения новых знаний.Форма урока: урок-исследование с элементами проблемного обучения.Методы и методические приемы: рассказ, беседа, демонстрация средств наглядности, самостоятельная ...

Конспект урока химии. Тема урока Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды.

Тема урока: Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды.Класс: 8 Тип урока: комбинированный, изучение новой темы на основе комплексного применения ранее полученных знаний умений и навыков,.Метод: про...

Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением.

Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением. Цели урока: Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления...

Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением.

Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением. Цели урока: Дидактическая цель: создать усл...