Конспект урока химии 10 кл "Фенол"
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему
Конспект урока химии по рограмме О.С.Габриеляна 10 кл (базовый уровень). К уроку имеется презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fenoly.doc | 92 КБ |
fenol.ppt | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Фенолы
Цель: изучить состав, строение, свойства фенола и его соединений
Задачи:
на примере фенола конкретизировать знания учащихся об особенностях строения веществ, принадлежащих к классу фенолы, рассмотреть зависимость взаимного влияния атомов в молекуле фенола на его свойства
познакомить учащихся с физическими и химическими свойствами фенола и некоторых его соединений, изучить качественные реакции на фенолы
рассмотреть нахождение в природе, применение фенола и его соединений, их биологическую роль
Развивающие задачи:
совершенствовать умение учащихся прогнозировать свойства вещества на основе его строения
продолжать развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы при выполнении химического эксперимента
Воспитательные задачи:
продолжить формирование химической картины мира через химическую картину природы (познаваемость, управление химическими процессами)
расширить представление учащихся о влиянии фенолсодержащих промышленных отходов и строительных материалов на окружающую среду и здоровье человека
рассмотреть биологическую роль фенола и его соединений на организм человека (положительную и отрицательную)
Оборудование и реактивы:
С6Н5ОН, NaOH, FeCl3, HNO3(конц), Na, по три пробирки, вода, спиртовка, пинцет, раствор чая, компьютер, проектор.
Ход урока:
1.Организационный момент (постановка цели и задач урока)
Об этом веществе вы возможно слышали, когда читали произведения писателей 19 века, например Л.Н. Толстого. Называлось оно раньше карболкой, или карболовой кислотой. Сегодня мы с вами будем говорить о феноле.
2.Актуализация знаний
1.Какие спирты называются ароматическими
2. Будут ли отличаться химические свойства у соединений, в одном из которых группа -ОН связана непосредственно с бензольным ядром, а в другом через атом углерода?
Верно, согласно одного из положений теории Бутлерова, которое гласит, что свойства органических соединений зависят не только от состава вещества и порядка соединения атомов в молекуле, но и от взаимного влияния атомов и групп атомов друг на друга. Причем, наибольшее влияние оказывают атомы непосредственно связанные друг с другом. Влияние атомов или групп атомов, не связанных непосредственно ослабевает по мере их удаления друг от друга.
3.Изучение нового материала
Определение фенолов Соединения, в которых ароматический радикал фенил С6Н5- непосредственно связан с гидроксильной группой, отличаются по свойствам от ароматических спиртов, настолько, что их выделяют в отдельный класс органических соединений, называемый фенолами.
классификация и изомерия фенолов В зависимости от числа ОН-групп различают одноатомные фенолы (например, вышеприведенные фенол и крезолы) и многоатомные. Среди многоатомных фенолов наиболее распространены двухатомные:
Как видно из приведенных примеров, фенолам свойственна структурная изомерия (изомерия положения гидроксигруппы).
Строение молекулы фенола
неподеленная электронная пара атома кислорода притягивается 6-ти электронным облаком бензольного кольца, из – за чего связь О – Н еще сильнее поляризуется. Фенол- более сильная кислота, чем вода и спирты.
В бензольном кольце нарушается симметричность электронного облака, электронная плотность повышается в положении 2, 4, 6. Это делает более реакционноспособными связи С - Н в положениях 2, 4, 6. и ? – связи бензольного кольца.
4.Самостоятельная работа по изучению физических и химических свойств фенола.
Инструктивная карточка
1.Рассмотрите выданное вам вещество и пишите его физические свойства.
2.Растворите вещество в холодной воде.
3.Слегка нагрейте пробирку. Отметьте наблюдения.
4. В первую пробирку налейте раствор NaOH и 2-3 капли фенолфталеина, затем добавьте 1\3 часть раствор фенола.
5. Во вторую пробирку добавьте 1\3 часть раствора фенола и по каплям раствор FeCl3.
6.В третью пробирку налейте осторожно раствор азотной кислоты 2-3 капли метилового-оранжевого и оставшийся раствор фенола.
7.Оформите наблюдения и напишите уравнения реакций.
Название опыта | наблюдения | Уравнения реакции и выводы |
Физические свойства фенола Следствием полярности связи О–Н и наличия неподеленных пар электронов на атоме кислорода является способность гидроксисоединений к образованию водородных связей
Это объясняет, почему у фенола довольно высокие температуры плавления (+43) и кипения (+182). Образование водородных связей с молекулами воды способствует растворимости гидроксисоединений в воде:
Способность растворяться в воде уменьшается с увеличением углеводородного радикала и от многоатомных гидроксисоединений к одноатомным. Метанол, этанол, пропанол, изопропанол, этиленгликоль и глицерин смешиваются с водой в любых соотношениях. Растворимость фенола в воде ограничена.
Химические свойства фенола (проводится демонстрационный эксперимент)
а) Рассмотрим реакции фенола по ОН-группе:
2C6H5OH + 2Na 2C6H5ONa + H2
C6H5OH + NaOH C6H5ONa + H2O
Кислотные свойства у фенола выражены сильнее, чем у спирта С2Н5ОН. Фенол – слабая кислота (карболовая).
б) Реакции фенола по бензольному кольцу:
Какой вывод о взаимном влиянии атомов в молекуле фенола можно сделать?
Фенильная группа C6H5 – и гидроксил –ОН взаимно влияют друг на друга. (кодосхема 3 )
в) Качественная реакция на фенолы
С6Н5ОН + FeCl3 —> фиолетовое окрашивание С6Н5ОН + Br2 —> белый осадок С6Н4(ОН)2 + FeCl3 —> зеленое окрашивание,
С6Н3(ОН)3 + FeCl3 —> красное окрашивание,
Проводится ученический эксперимент по определению наличия фенолов в чае
Получение фенола самостоятельно (по опорному конспекту)
Физиологическое действие фенола и его применение
Фенол - ядовит!!! При попадании на кожу вызывает ожоги, при этом он всасывается через кожу и вызывает отравление.
Биологическая роль соединений фенола (кодосхема)
Положительная | Отрицательная (токсическое действие) |
лекарственные препараты (пурген, парацетамол) антисептики (3-5 % раствор –карболовая кислота) эфирные масла (обладают сильными бактерицидными и противовирусными свойствами, стимулируют иммунную систему, повышают артериальное давление: - анетол в укропе, фенхеле, анисе - карвакрол и тимол в чабреце - эвгенол в гвоздике, базилике Флавоноиды (способствуют удалению радиоактивных элементов из организма) | фенолформальдегидные смолы пестициды, гербициды, инсектициды загрязнение вод фенольными отходами |
5.Первичное закрепление знаний ПОДУМАЙ и ОТВЕТЬ
В-1 | Расположите в порядке возрастания кислотности следующие вещества: А) фенол Б)сернистая кислота В)метанол. (В ответе укажите соответствующую последовательность букв, без пробелов и запятых) |
В-2 | Установите правильную последовательность реакций получения фенолята калия из бензола А) С6Н5ОН Б) С6Н5ОК В) С6Н6 Г) С6Н5Вr (В ответе укажите соответствующую последовательность букв, без пробелов и запятых) |
В-4 | При взаимодействии фенола массой 9,4 г. с металлическим натрием выделяется водород (при н.у.) объемом: А) 22,4 л Б) 2,24 л В) 11,2 л Г) 1,12 л. (Ответом к заданию является число, перенесите его в бланк ответов без указания единиц измерения) |
В-5 | Осадок 2,4,6 –трибромфенола количеством вещества 0,3 моль образуется при взаимодействии бромной воды с фенолом, массой А) 282 г. Б)14,1 г. В) 28,2 г. Г) 141 г. (Ответом к заданию является число) |
С-1 | В схеме превращений С6Н14 → Х → У → Z → С6Н5ОК веществами Х, У. Z являются соответственно …. (напишите молекулярные формулы веществ в указанной последовательности) |
С-2 | Определите массу фенолята калия, образующегося при взаимодействии 9,4 г. фенола с 20 мл. 40% раствора гидроксида калия плотностью 1,4 г/ мл. |
Рефлексия
Тема: Фенолы
Инструктивная карточка
1.Рассмотрите выданное вам вещество и пишите его физические свойства.
2.Растворите вещество в холодной воде.
3.Слегка нагрейте пробирку. Отметьте наблюдения.
4. В первую пробирку налейте раствор NaOH и 2-3 капли фенолфталеина, затем добавьте 1\3 часть раствор фенола.
5. Во вторую пробирку добавьте 1\3 часть раствора фенола и по каплям раствор FeCl3.
6.В третью пробирку налейте осторожно раствор азотной кислоты 2-3 капли метилового-оранжевого и оставшийся раствор фенола.
7.Оформите наблюдения и напишите уравнения реакций.
Название опыта | наблюдения | Уравнения реакции и выводы |
Тема: Фенолы
Инструктивная карточка
1.Рассмотрите выданное вам вещество и пишите его физические свойства.
2.Растворите вещество в холодной воде.
3.Слегка нагрейте пробирку. Отметьте наблюдения.
4. В первую пробирку налейте раствор NaOH и 2-3 капли фенолфталеина, затем добавьте 1\3 часть раствор фенола.
5. Во вторую пробирку добавьте 1\3 часть раствора фенола и по каплям раствор FeCl3.
6.В третью пробирку налейте осторожно раствор азотной кислоты 2-3 капли метилового-оранжевого и оставшийся раствор фенола.
7.Оформите наблюдения и напишите уравнения реакций.
Название опыта | наблюдения | Уравнения реакции и выводы |
Тема: Фенолы
Инструктивная карточка
1.Рассмотрите выданное вам вещество и пишите его физические свойства.
2.Растворите вещество в холодной воде.
3.Слегка нагрейте пробирку. Отметьте наблюдения.
4. В первую пробирку налейте раствор NaOH и 2-3 капли фенолфталеина, затем добавьте 1\3 часть раствор фенола.
5. Во вторую пробирку добавьте 1\3 часть раствора фенола и по каплям раствор FeCl3.
6.В третью пробирку налейте осторожно раствор азотной кислоты 2-3 капли метилового-оранжевого и оставшийся раствор фенола.
7.Оформите наблюдения и напишите уравнения реакций.
Название опыта | наблюдения | Уравнения реакции и выводы |
Тема: Фенолы
Инструктивная карточка
1.Рассмотрите выданное вам вещество и пишите его физические свойства.
2.Растворите вещество в холодной воде.
3.Слегка нагрейте пробирку. Отметьте наблюдения.
4. В первую пробирку налейте раствор NaOH и 2-3 капли фенолфталеина, затем добавьте 1\3 часть раствор фенола.
5. Во вторую пробирку добавьте 1\3 часть раствора фенола и по каплям раствор FeCl3.
6.В третью пробирку налейте осторожно раствор азотной кислоты 2-3 капли метилового-оранжевого и оставшийся раствор фенола.
7.Оформите наблюдения и напишите уравнения реакций.
Название опыта | наблюдения | Уравнения реакции и выводы |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока химии "Углерод и его соединения" 9 кл
Конспект урока химии для 9 класса по программе О.С.Габиеляна, направлен на самостоятельную работу учащихся на уроке. Имеется приложение - презентация....
Конспект урока химии по технологии «Активные методы обучения» Тема урока: Алюминий и его соединения.
Тема урока: Алюминий и его соединения.Автор учебника: учебник «Химия, 9», О.С. Габриелян, М., Дрофа 2013 г.Тип урока: Урок является комбинированным. Поэтому его цель такова: повторение и проверк...
Конспект урока химии в 11 классе на тему: « Химия в жизни человека».
Конспект урока в 11 классе на туму: "Химия в жизни человека"....
Урок на УГ.Конспект урока химии в 8-м классе по теме: «Окислительно-восстановительные реакции»
Тип урока: усвоения новых знаний.Форма урока: урок-исследование с элементами проблемного обучения.Методы и методические приемы: рассказ, беседа, демонстрация средств наглядности, самостоятельная ...
Конспект урока химии. Тема урока Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды.
Тема урока: Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды.Класс: 8 Тип урока: комбинированный, изучение новой темы на основе комплексного применения ранее полученных знаний умений и навыков,.Метод: про...
Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением.
Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением. Цели урока: Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления...
Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением.
Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением. Цели урока: Дидактическая цель: создать усл...