Внеурочное занятие 8 класс "Разделяй и властвуй" (разделение смесей)
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Акимова Ольга Васильевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеурочного занятия

Ф.и.о учителя Акимова Ольга Васильевна

класс 8А

Предмет ВД Химия вокруг нас

№ урока в теме Занятие №3 по теме: «Зачем и как изучают вещества»

Тема урока. «Разделяй и властвуй!»

Цель: Создание на уроке деятельностной среды как способа «открытия» нового знания

Планируемые результаты:

Личностные: освоение новых социальных ролей и правил;

Метапредметные: поиск и обработка информации, установление взаимосвязи между новым и изученным материалом, развитие логического мышления; освоение культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям;

Предметные: знать смысл понятия «чистого вещества» и «смеси»; знать способы разделения смеси.

№ п/п

Этап урока/занятия

Форма работы (индивидуальная, в паре, в группе, фронтальная)

Конкретно-практическое задание (запускает действия детей)

Действия учителя

Действия учеников

Дидактический материал

1

Мотивационный этап

Фронтальная

Сегодня приглашаю вас принять участие в игре «Последний герой»

Демонстрация 1 слайда, вслушайтесь в слова песни

песня В.Цоя «Последний герой»

2

Постановка учебных задач

Фронтальная

Цель каждой группы – выжить на острове

Игра состоит из трех этапов:

1. подготовка на тренировочной базе;

2. собственно выживание на острове;

3. возвращение в Город.

Какова будет ваша главная проблема на острове?

Но можно ли считать природную воду достаточно чистой для употребления?

Имеете ли вы достаточные теоретические знания для разрешения этой проблемы?

Очистить воду от примесей

Нет

Нет

3

Этап совместного исследования проблемы

Фронтальная

1 этап игры «Тренировочная база»

Определение вида разделения смеси для конкретных примеров.

Составим план подготовки

Работа с понятиями

Мини-лекция «Разделение смесей»

Обсуждение плана

План:

- изучить понятия

- оценить знания

- повторить правила ТБ

Заполняют таблицу

Взаимооценка

4

Совместное исследование проблемы

Работа в группах

2 этап Остров

Очистить природную воду от примесей

Отчитаться о проделанной работе

Раздать оборудование и конверты с заданиями

Наблюдение за работой групп, корректировка действий (при необходимости)

Проведение действий по очистке конкретного образца воды.

Отчет групп.

Ответ на вопрос: «Смогла ли группа выжить?»

5

Домашнее задание

Фронтальная

3 этап Город

Разработать основные этапы очистки воды естественного городского водоема

Демонстрация ролика «Загрязнение воды» Где берут воду для обеспечения города? Мы сегодня говорили о разных способах разделения смесей, в том числе об очистке воды из естественных водоемов.

Из открытых водоемов

Обсуждают задание

6

Рефлексия

Индивидуальная

Закончите  фразу

Игра окончена, но я…

Выразите свое отношение к сегодняшнему занятию, закончив фразу

Записывают окончание фразы на предложенном листе

    

 Основные понятия темы

Чистое вещество-  это физически и химически однородный материал, обладающий набором постоянных свойств

Смесь-  это материал, состоящий из двух или нескольких веществ, каждое из которых сохраняет свои свойства

Однородная смесь  - смесь, в которой зрительно  нельзя обнаружить составные части

Неоднородная смесь – смесь, в которой  зрительно  можно обнаружить частицы отдельных  веществ

Способы разделения смесей

Вид смеси

Способ

Физические свойства, лежащие в основе разделения

Примеры

Неоднородные

1.

2.

Однородные

1.

2.

      

      



Предварительный просмотр:

Конспект урока

 

Этап занятия

Действия учителя

1

Мотивационный этап

Слайд 1. Тема занятия

Слайд 2. Приглашение в игру

У: Я приглашаю вас принять участие в игре «Последний герой». Группы участников игры будут высажены на острова, на которых есть практически все для выживания. Отсутствует лишь один ресурс, на каждом острове свой.  Главное вещество для жизни: вода.  Вы сможете добыть воду из естественных водоемов: родник, ручей, морская вода.

Но можно ли считать природную воду достаточно чистой для употребления? (Ответ учащихся содержит примеси)

Итак, какова будет ваша главная проблема на острове? Очистить воду от примесей.  

Имеете ли вы достаточные теоретические знания для разрешения этой проблемы? (Ответ учащихся Нет)

2

Постановка учебных задач

Таким образом, цель игры, а значит, и урока – познакомиться со способами разделения смесей. Используя полученные знания, попытаться выжить на острове.

Кто согласен принять участие в игре? Все!

Игра состоит из трех этапов:

1. подготовка на тренировочной базе;

2. собственно выживание на острове;

3. Возвращение в Город.

3

Этап совместного исследования проблемы

1 этап игры «Тренировочная база». Для участия в игре вы получаете пакет инструкций, в ходе работы на базе мы с вами с этими инструкциями познакомимся. Их вы сможете взять с собой на остров. Кроме того, во время тренировки вы можете стать лидером своей группы. Ведь при изучении теории вы набираете определенные баллы, набравший большее количество баллов возглавит группы.

Установка: На базе мы должны получить информацию, которая поможет решить эту проблему.

Тема урока в тетради «Способы разделения смесей»

Составим общий план подготовки.

  1. обозначить  основные понятия темы, необходимые для работы (чистое вещество, смесь, виды смесей, способы разделения смесей). Оценить уровень имеющихся знаний.
  2. изучить и закрепить теоретический материал.

Работа с понятиями.

 Нам необходимо четко знать понятия «чистое вещество», смесь», «однородная смесь», «неоднородная смесь». Эти понятия находятся на слайде.

Я зачитываю определения, они одновременно появляются на экране. Ваша задача записать в тетради понятия, соответствующие определениям.

Проверьте по следующему слайду правильность своих ответов. За каждый правильный ответ поставьте себе по 1 баллу. Отметьте общую сумму.

В вашем пакете инструкций находится приложение №1, содержащее эти понятия, они вам понадобятся для последующей работы.

Осталось познакомиться со способами разделения смесей.

Итак, смесь это материал, состоящий из двух или нескольких веществ, каждое из которых сохраняет свои свойства. Именно различие в физических свойствах позволяет разделять смеси на отдельные вещества. на пакете находится приложение №2 – таблица, которую вы будете заполнять во время моего рассказа, эта же таблица на слайде. Заполняем 2 и 3 колонки.

Мини-лекция с использованием презентации

Универсального метода разделения нет. Таких методов много. Их выбор зависит от вида смеси.

Мы начнем с разделения неоднородной смеси.

  • Как правило, смешиваемые компоненты имеют разную плотность. Если мы возьмем стакан с водой, смешенной с песком, через некоторое время увидим, что на дне образуется слой осадка (рисунок). Подобным методом можно осадить грубые компоненты.  Этот метод называется отстаиванием (запись на слайде). А если взять две несмешивающиеся жидкости, например, бензин и воду, то более легкая (бензин) будет отстаиваться сверху, более тяжелая (вода) – внизу. Это тоже отстаивание.
  • Иногда частицы настолько малы, что отстаивание проходит очень долго, например, мел с водой. Частицы мела очень мелкие и оседают долго. Поэтому здесь применяют другой способ разделения – фильтрование (запись на слайде). Суть метода в следующем: смесь пропускают через фильтр, специальное образование, имеющее поры (рисунок). Через поры проходят более мелкие частицы, более крупные – остаются на фильтре. Фильтром может быть специальная фильтровальная бумага, ткань, марля, песок. В быту человек также использует фильтры. Какие? (чайное ситечко, дуршлаг). Итак, в основе метода лежит различие в размерах частиц.

Поговорим о разделении однородных смесей.

  • Отделить вещества, содержащиеся в растворе можно при нагревании. Каждое вещество имеет свою температуру кипения (рисунок). Жидкость испаряется, на дне емкости остается твердое вещество. Этот метод называется выпаривание, или кристаллизация. Выпаривание известно человеку с древних времен, его можно считать первым, освоенным человеком. На севере Урала, в Соликамске сохранились соляные варницы, в которых получали соль.
  • Иногда в предложенной смеси нас интересует испаряющееся вещество (рисунок). Поэтому нам достаточно уловить его при нагревании и собрать в емкость. Такой метод называется перегонка, или дистилляция (запись на слайде). Собранное вещество имеет достаточно высокий уровень чистоты. Так получают дистиллированную воду, бензин из нефти и т.д.

Итак, повторим еще раз. Схема на слайде.

Этими 4 методами вся химия не ограничивается, существуют и другие методы. Они более сложные. Нам же для игры достаточно разбираться в применении этих методов.

Проверяем таблицу (2,3 колонки). Слайд.

Уточним, насколько вы разобрались в теории. Я вам прочитаю словосочетания, а вы отнесите их по смыслу к определенному способу разделения смеси в 4 колонку таблицы

Проверьте правильность работы друг у друга, поменяйтесь листочками. Эталон ответа на слайде. Подсчитайте количество совпадений, эту сумму прибавьте к баллам за термины. Максимум баллов – 12. Поднимите руку, кто набрал 12 баллов.

4

Совместное исследование проблемы

2 этап игры «Остров»

Итак, пора высаживаться на Острова. Готовы?

Каждая группа получает дополнительные инструкции с указанием задачи, которую надо решить и образец загрязненной воды. Время на теоретическое решение проблемы 3 минуты.

Группы определяются со способом разделения своей смеси,

Инструктаж по ОТ

Получают оборудование и практически осуществляют разделение смеси

Отчет делает командир группы. Эталон отчета согласно инструкции.

Отчет групп. Работу группы оценивают командиры других групп. Они отвечают на вопрос: «Смогла ли группа выжить? Обоснуйте свое мнение» Смайлик зеленый или красный

5

Домашнее задание

3 этап игры «Город»

Игра закончилась.  Все группы смогли выжить, справились с поставленной задачей. Из первобытной природы мы возвращаемся в родной город. Мы сегодня говорили о разных способах разделения смесей, в том числе об очистке воды из естественных водоемов. Для Александровска проблема чистой воды очень актуальна. Давайте посмотрим, какова вода в естественных водоемах города.

Ролик Загрязнение природной воды

Могут ли горожане использовать такую  воду? (Нет, ее надо очищать).

Я предлагаю вам проблему очистки воды решить самостоятельно. И дома вы разработаете основные этапы очистки воды из открытого источника для использования в водопроводе

6

Рефлексия

Рефлексия.

Прием незаконченного предложения. Слайд

  • Игра окончена, но я…

Спасибо за совместный труд.

 

        



Предварительный просмотр:

Группа №1

Ваш самолет неудачно приземлился на остров, при этом по поверхности единственного пресного водоема растёкся керосин.

  1. Определите вид выданной смеси (однородная и неоднородная)
  2. Составьте план действий по очистке воды от керосина
  3. Выберите необходимое оборудование и проведите очистку
  4. Предложите способ очистки воды в условиях вашего острова

____________________________________________________________

Группа №2

У вашего самолета в грозу загорелся двигатель, самолет начал падать, вы выпрыгнули с парашютом и оказались в центре большого острова с маленьким илистым озером.

  1. Определите вид выданной смеси (однородная и неоднородная)
  2. Составьте план действий по очистке воды от ила
  3. Выберите необходимое оборудование и проведите очистку
  4. Предложите способ очистки воды в условиях вашего острова

_____________________________________________________________

Группа №3

В ходе морского круиза ваш корабль попал в шторм и затонул. Вам удалось добраться до каменистого берега, пресных источников воды не найдено.

  1. Определите вид выданной смеси (однородная и неоднородная)
  2. Составьте план действий по очистке воды от соли
  3. Выберите необходимое оборудование и проведите очистку
  4. Предложите способ очистки воды в условиях вашего острова

_______________________________________________________________

Группа №4

Ваш пиратский парусник разбился о скалы. Вы оказались на берегу и нашли родник с чистой водой, но у вас совсем нет соли

  1. Определите вид выданной смеси (однородная и неоднородная)
  2. Составьте план действий по добыче соли из морской воды
  3. Выберите необходимое оборудование и проведите очистку
  4. Предложите способ добычи соли в условиях вашего острова

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Способы разделения смесей «Разделяй и властвуй!»

Слайд 2

Последний герой

Слайд 3

Основные понятия Чистое вещество Смесь Виды смесей Способы разделения смесей

Слайд 4

Чистое вещество Смесь Однородная смесь Неоднородная смесь это физически и химически однородный материал, обладающий набором постоянных свойств это материал, состоящий из двух или нескольких веществ, каждое из которых сохраняет свои свойства нельзя обнаружить составные части зрительно можно обнаружить частицы отдельных веществ

Слайд 6

Способы разделения смесей Вид смеси Способ Физические свойства, лежащие в основе разделения Примеры Неоднородные 1. 2. Однородные 1. 2.

Слайд 8

Отстаивание

Слайд 9

Фильтрование

Слайд 10

Выпаривание

Слайд 11

Перегонка (дистилляция)

Слайд 12

Способы разделения смесей Вид смеси Способ Физические свойства, лежащие в основе разделения Примеры Неоднородные 1. Отстаивание 2. Фильтрование Однородные 1. Выпаривание 2. Перегонка (дистилляция)

Слайд 13

Способы разделения смесей Вид смеси Способ Физические свойства, лежащие в основе разделения Примеры Неоднородные 1. Отстаивание 2. Фильтрование Разная плотность веществ Разный размер частиц Нефть и вода Мел и вода Марлевая повязка Чайное ситечко Однородные 1. Выпаривание 2. Перегонка (дистилляция) Разная температура испарения Разная температура кипения (испарения) Добыча соли Производство сахара Разделение нефти на фракции Выделение кислорода из воздуха

Слайд 14

Разработать основные этапы очистки воды естественного городского водоема

Слайд 15

Игра окончена, но я…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

внеурочное занятие по ОПК из цикла занятий "Заповеди"

внеурочное занятие по ОПК из цикла занятий "Заповеди"...

Внеурочное занятие по курсу внеурочной деятельности "Мы-патриоты"

Материалы внеурочного занятия  представленные на этой страницеможно использовать на занятиях  внеурочной деятельности...

Использование контента «Мобильное электронное образование» и интернет ресурсов на занятиях английского языка и внеурочных занятиях

Наша жизнь невозможна без интернета. Цифровизация касается и образования. Как использоватать интернет-ресурсы на урока английского языка? Что такое контент "Мобильное электронное образование"...

Внеурочное занятие по русскому языку в 5-7 классах "Фразеологиечкий турнир". Занятие проводилось на фестивале ИКТ "1 ученик - 1 компьютер"

Тема «Фразеология» современными детьми усваивается сложно. В качестве закрепления и повторения была выбрана форма турнира. Это интересно, повышает мотивацию учащихся, позволяет в игровой ф...

Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.

Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе.  Тема: Русский и другие способы умножения....