Разработка урока химии 8 класс по теме "Простые и сложные вещества"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Попова Татьяна Дмитриевна

Цель: - Сформировать представления о простых и сложных веществах, химическом элементе как совокупности атомов одного элемента. - Развивать монологическую речь, память, мышление, обще учебные умения и навыки. - Воспитывать настойчивость при изучении нового материала, при решении задач и заданий. Основные понятия: Атом, молекула, простое вещество, сложное вещество, химический элемент. Планируемые результаты обучения: Знать определение атома и молекулы, простого и сложного вещества, химического элемента как определенного вида атомов. Уметь различать понятия « простое вещество», « сложное вещество», «химический элемент». Оборудование: сера, железо, спиртовка, держатель, спички, магнит, фильтр, образцы горных пород и минералов. Демонстрации: сера, железо, спиртовка, держатель, спички, магнит, фильтр, образцы горных пород, минералов.

 

 

 

image

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22.08 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Урок № 7.

Тема: Простые и сложные вещества. Химический элемент.            

Цель:

- Сформировать представления о простых и сложных веществах, химическом элементе как совокупности атомов одного элемента.                            

- Развивать монологическую речь, память, мышление,  обще учебные умения

   и навыки.

 - Воспитывать настойчивость при изучении нового материала, при решении    задач и заданий.  

Основные понятия: Атом, молекула, простое вещество, сложное вещество, химический элемент.                                                                                              

 Планируемые результаты обучения: Знать определение атома и молекулы, простого и сложного вещества, химического элемента как определенного вида атомов. Уметь различать понятия « простое вещество», « сложное вещество», «химический элемент».                                                                   Оборудование:  сера, железо, спиртовка, держатель, спички, магнит, фильтр, образцы горных пород и  минералов.                                                                                

  Демонстрации:  сера, железо, спиртовка,  держатель, спички, магнит, фильтр, образцы горных пород, минералов.  

                                                                                                                                                                                         -                                                      Ход урока:                                                                

Орг. момент.

Проверка Д \З  :  Опрос учащихся

-Возникновение представлений об атомах и молекулах;                                                                              - Вещества молекулярного и немолекулярного строения;  

1. Повторение и обобщение знаний.

1) Проверка домашнего задания:

.Подберите соответствие: термин – определение понятия.

(Приложение №1). Самопроверка.

3) Приведите примеры смесей (не менее двух), которые можно разделить:

1 вариант:

А) фильтрованием-------------------------------------------------------------------------------------

Б) отстаиванием----------------------------------------------------------------------------------------

2 вариант:

А) выпариванием--------------------------------------------------------------------------------------

Б) дистилляцией-----------------------------------------------------------------------------------------

2. Изучение нового материала

1. Фронтальный опрос:

Какие виды смесей вам известны?

Какие смеси называются однородными, неоднородными?

Какое вещество называется чистым? Что такое «вещество»? Из курса физики вам известно, что многие вещества состоят из молекул.

Дайте определения понятиям «молекула» и «атом».

Рассмотрите шаровые модели некоторых веществ, укажите состав данного вещества. Чем молекула озона отличается от молекулы оксида кальция? Чем водород отличается от соляной кислоты? Учащиеся могут ответить, что молекулы водорода, фосфора, азота образованы атомами одного вида. – Простые вещества.

Вещества соляная кислота, оксид кальция, метан, оксид натрия образованы атомами разного вида. Сложные вещества.

Выпишите в словарь новые понятия, со страниц 15,16.

Заполните схему:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/537502/img1.gif

2. Лабораторный опыт.

Выполните опыт: рассмотрите выданные вам образцы веществ: железо, вода, сера, карбонат кальция.

Опишите их физические свойства.

Оформите результаты в таблицу.

1. Простые – молекулы таких веществ состоят из атомов одного вида. В химических реакциях не могут разлагаться с образованием нескольких более простых веществ.

2. Сложные – молекулы таких веществ состоят из атомов разного вида. В химических реакциях могут разлагаться с образованием более простых веществ.

     3. Изучение нового материала:

            - Учитель подходит к изучению нового материала, опираясь на опыт разложение воды электрическим током, подчеркивает, что вода – сложное вещество, т. к. ее можно разложить на кислород и водород. Опыт: получение сульфида железа(2) ( с.17 учебника).

             -  Вводит понятие « сложное вещество» и « простое вещество» (схема 5 ,с.18 учебника);

3. Чем смесь отличается от сложного вещества.

Напомнив, как готовиться смесь железа и серы, учитель отмечает, что сера - простое вещество, молекулы ее состоят из одинаковых атомов одного вида, железо тоже простое вещество, состоящее из одинаковых атомов другого вида. Можно ли назвать то, что получилось при перемешивании порошков, сложным веществом? Разделим смесь при помощи магнита. После обсуждения делаем вывод, что смесь можно разделить физическими способами и получить чистые вещества, из которых она состояла. Нагреваем железо с опилками. Образовалось новое вещество, которое невозможно разделить, не действует на него магнит. Сульфид железа – это чистое сложное вещество.

Таблица №1. Сравнение смесей и сложных веществ.

Смесь

Сложное вещество

1. Вещества сохраняют свои свойства.

1. Свойства исходных веществ не сохраняются.

2. Вещества можно разделить физическими методами.

2. Сложное вещество нельзя разделить физическими методами.

3. Количественный состав может быть произвольным.

3. Количественный состав химического соединения всегда одинаков независимо от места нахождения и способа получения.

3. Закрепление.

1. Выпишите простые вещества: сталь, чугун, железо, морская вода, дистиллированная вода, алюминий, лимонад, спиртовая настойка йода, нефть, глюкоза, поваренная соль, воздух, кислород, бронза.

2. Простые вещества состоят из атомов … химического элемента.
Сложные вещества состоят из атомов … Химических элементов. Сложные вещества иначе называют … .

Простое вещество, в отличие от сложного, нельзя … .

3. Чем морская вода отличается от дистиллированной воды?

4. Сравнить смесь со сложным веществом.

Вопросы и задания

Вещества

вода

Водород и кислород (смесь)

Можно ли разделить эти вещества на более простые компоненты. Не разрушая молекул? Почему?

 

 

Сохраняется ли способность молекул кислорода поддерживать горение? Почему?

 

 

 Рефлексия и подведение итогов.

Что нового узнали на уроке?

Какие вопросы вызвали затруднение?

         

      4.Д \  З  : §5, схема 5, 6, таблица 1.

      5.Закрепление:  с.25 упр. 11 -13

Урок № 7. Тема: Простые и сложные вещества. Химический элемент.            

II. Решите задание. Из предложенного списка веществ выпишите отдельно простые и сложные вещества:
NaCl, H
2SO4, K, S8, CO2, O3, H3PO4, N2, Fe.
Объясните ваш выбор, в каждом из случаев.

III. Ответьте на вопросы

№1.  Сколько простых веществ записано в ряду формул:
H2O, N2, O3, HNO3, P2O5, S, Fe, CO2, KOH.

№2.   К сложным относятся оба вещества:

А) С (уголь) и S (сера); 
Б) CO
(углекислый газ)и H2O (вода); 
В) Fe (железо) и CH
4 (метан); 
Г) H
2SO4 (серная кислота) и H2 (водород).

№3.  Выберите правильное утверждение:
Простые вещества состоят из атомов одного вида.

А) Верно

Б) Неверно

№4 . Для смесей характерно то, что
А) Они имеют постоянный состав;
Б) Вещества в составе "смеси" не сохраняют свои индивидуальные свойства;
В) Вещества в "смесях" можно разделить физическими свойствами;
Г) Вещества в "смесях" можно разделить при помощи химической реакции.

№5. Для "химических соединений" характерно следующее:
А) Переменный состав;
Б) Вещества, в составе "химического соединения"можно разделить физическими способами;
В) Об образовании химического соединения можно судить по признакам химических реакций;
Г) Постоянный состав.

№6. В каком случае идёт речь о железе как о химическом элементе?
А) Железо - это металл, который притягивается магнитом;
Б) Железо входит с состав ржавчины;
В) Для железа характерен металлический блеск;
Г) В состав сульфида железа входит один атом железа.

№7. В каком случае идёт речь о кислороде как о простом веществе?
А) Кислород - это газ, поддерживает дыхание и горение;
Б) Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде;
В) Атом кислород входит в состав молекулы воды;
Г) Кислород входит в состав воздуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока химии по теме: "Закон сохранения массы веществ". 8 класс.

Практико-значимый проект, с применением ИКТ и здоровьесберегающих технологий на различных этапах урока....

Методическая разработка урока химии в 11 классе в контексте подготовки к ЕГЭ по теме « Гидролиз неорганических веществ - солей».

Цель: - продолжить формировать представление о гидролизе, о сущности гидролиза солей; - научить составлять уравнения реакций гидролиза солей в молекулярном и ионном виде, определять реакцию и тип с...

Разработка урока химии 10 класс "Сложные эфиры"

План-конспект урока химии "Сложные эфиры" в теме "Кислородсодержащие органические соединения" по программе Габриэляна О.С....

Методическая разработка урока химии 9 класс по теме Железо – простое вещество.

Данное занятие  может быть проведено с обучающимися в 9 классе, по любой авторской программе. Проведение занятия построено на применении методических приемов  ТРКМ (Технологии развития...

Тест по химии 8 класс на тему "Классификация сложных веществ"

Тест с ответами по теме "Классификация сложных веществ" можно использовать при закреплении темы по химии в 8 классе....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока химии в 8 классе по теме: "Кислород - как химический элемент и как простое вещество"

Данный методический материал содержит технологическую карту урока химии в 8 классе по теме "Кислород - как химический элемент и как простое вещество" (учебник А. Журова). Урок входит в соста...

Методическая разработка урока химии в 11 классе "Газообразные вещества"

Урок изучается в теме "Строение вещества". По типу урок относится к урокам объяснения нового материала. Методы , используемые на уроке: информационно - коммуникативные, обучение в сотрудниче...