рабочая программа кружка по химии «Химические почемучки» 8 класс
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Кружок по химии
«Химические почемучки»
Пояснительная записка.
Химия - это наука о веществах, их свойствах и превращениях. Роль химии в жизни человека огромна. Химическая промышленность развивается в настоящее время гораздо быстрее, чем любая другая, и в наибольшей степени определяет научно - технический прогресс.
Однако, химия может стать опасной для здоровья человека, даже смертельно опасной. Писатель-фантаст и ученый биохимик Айзек Азимов писал в одной из своих повестей: «Химия – это смерть, упакованная в банки и коробки». Использование людьми достижений современной техники и химии требует высокой общей культуры, большой ответственности и, конечно, знаний. Поэтому современному человеку важно знать и правильно использовать достижения современной химии.
Рабочая программа кружка по химии «Химические почемучки» предназначена для учащихся 8 классов МАОУ «СОШ №1» г. Светлогорска. Кружок направлен на развитие учащихся и отработку содержания предмета, имеет интегративный характер.
Программа имеет практическую направленность, в неё включено ряд практических занятий, задачей которых является не только отработка навыков работы с химическим оборудованием, реактивами, но и правильное обращение с веществами.
Программой предусмотрены занятия, в ходе которых отрабатываются навыки решения задач, что позволит учащимся наиболее продуктивно подготовиться к олимпиаде и сдаче государственной итоговой аттестации.
Цели :
- Развитие познавательного интереса учащихся и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента и самостоятельного приобретения знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- подготовка учащихся к олимпиаде;
- организация и проведение научно-исследовательской работы;
- отработка навыков и умений учащихся анализировать, логически размышлять;
- применять математические и физические понятия;
- формирование ключевых компетенций;
- Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;
- Освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира на основе знаний физических законов и владения математическим инструментарием.
Задачи:
- Углубить знания учащихся о неорганических веществах, химических реакциях;
- повторить и закрепить знания учащихся по теме: «массовая и объемная доли», «пропорция» и её свойства, «уравнения с одним неизвестным»;
- показать применение данных понятий в решении задач химического содержания;
- продолжить развитие умения сопоставлять, выполнять математические операции;
- развивать практические умения и навыки работы с веществами и лабораторным оборудованием.
- Формировать навыки исследования (постановка проблемы и намечать пути её решения, поиск информации, проведение эксперимента и обработка полученных результатов)
Программа рассчитана на 34 часа и состоит из разделов:
Раздел 1. Тайны вещества. (15 ч)
Раздел 2. Тайны реакций. (9ч)
Раздел 3. Тайны воды. (8ч)
Раздел 4. Тайны воздуха (2ч)
Завершается курс итоговым занятием (1ч) в форме турнира знатоков.
В качестве основных форм организации занятий кружка предлагается
занятие открытых мыслей, деловая игра «Компетентность», практикум
деловая игра «Точка зрения», тренинг, соревнование, лекция, групповая и индивидуальная формы работы. Для повышения интереса к теоретическим вопросам, закрепления изученного материала и отработки навыков экспериментальной работы предусмотрен как лабораторный, так и демонстрационный эксперимент.
Образовательным продуктом после изучения каждого блока является презентация или буклет, опорный конспект или схема, алгоритмы решения теоретических и практических задач. В конце курса учащиеся кружка дают показательное выступление перед учащимися начальной школы и 8 классов.
Содержание изучаемого курса:
Раздел 1. Тайны вещества. (15 ч)
Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории. Почему предметы плавают? (опыт: тонущее и плавающее куриное яйцо в водопроводной и соленой воде; движение риса в газированной воде)
Почему свеча качается? (Опыт горение свечи с двух сторон)
Почему вещества изменяются? (Опыты с крахмалом)
Почему не всегда вода вытекает из дырявой емкости? (опыт: прокалывание полиэтиленового пакета острым карандашом) Знакомство со свойствами полимеров.
Почему простых веществ больше, чем химических элементов? (Знакомство с явлением аллотропии. Опыт: получение пластической серы)
Почему вещества растворяются по-разному? Растворение, растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные растворы. Молярная концентрация. Растворимость твердых веществ при различных условиях. Исследование растворимости твердых веществ при изменении температуры, построение кривых растворимости. Изучение явлений, сопровождающих растворение веществ (Тепловые эффекты растворения). Образование гидратов. Кристаллогидраты, их свойства. Установление формулы.
Почему алмаз самый твердый? Кристаллическое состояние. Свойства кристаллов. Некоторые сведения о внутренней структуре кристаллов. Физические свойства кристаллов различных типов. Практическая работа: Изучение характерных признаков минералов и горных пород в коллекциях.
Почему человек использует кристаллы? Кристаллы в технике. Расширение областей использования кристаллов (алмазы, рубины, кристаллы кремния германия). Жидкие кристаллы. Кристаллы и жизнь.
Удивительные соли. Почему крупные кристаллы сухой поваренной соли трещат на горячей сковороде? Может ли поваренная соль быть цветной? Какую поваренную соль лучше использовать для засолки? Как сохранить поваренную соль сыпучей и предотвратить ее слеживание? Какие неорганические соли имеют сладкий вкус? Какие соли обладают способностью светиться? Можно ли поваренную соль использовать в холодильном деле? Сколько человеку необходимо потреблять поваренной соли? Каким вкусом обладают соли различного состава? Какие соли используют в метеорологии для «управления» погодой? Как влияет мороз на состояние солей в растворах? Какие соли имеют «именные» названия? Какая соль по цвету напоминает золото? Какую форму кристаллов может иметь поваренная соль? Почему на пастбищах разбрасывают куски каменной соли? Почему употребление щавеля может привести к печальному исходу? Что такое «горькая соль»? Какая соль с древних времен использовалась в качестве косметического средства?
Почему он «самый-самый»? или вещества-чемпионы. Какой адсорбент самый сильный? Какое вещество самое сладкое? Какие соединения имеют самый неприятный запах? Какие вещества лучше всего проводят свет? Какая кислота самая сильная? Какай магнит самый сильный в мире? Какой клей самый прочный?
Раздел 2. Тайны реакций. (9ч)
Практическая работа: Изучение взаимодействия веществ. Химические реакции. Признаки химических реакций.
Почему вода исчезает? Невидимое послание.
Почему «вода» меняет цвет? Практическая работа: Изучение свойств индикаторов. Практическая работа: «Качественные реакции на ионы железа. (Раскрашивание рисунка «Химическими красками») Аналитические реакции.
Практическая работа: аналитические реакции (качественные реакции на ионы).
Почему не все реакции идут быстро? Понятие о средней и мгновенной скорости. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Катализ. Практическая работа: Факторы, влияющие на скорость химической реакции.
Раздел 3. Тайны воды. (8ч)
Агрегатное состояние воды. Состав и строение молекулы воды. Водородные связи. Оптические свойства воды. Жесткость воды и способы её устранения. Осмос. Решение задач по теме: «Массовая доля растворенного вещества»
Практическая работа: Различия между водопроводной и дистиллированной водой. Практическая работа: Определение жесткости воды.
Лабораторные опыты: движение перца по воде, поведение скрепки на воде, удерживание воды бумагой и тканью, отклонение струи воды, преломление карандаша в воде.
Раздел 4. Тайны воздуха (2ч)
Воздух, его состав и свойства. Лабораторные опыты: Почему ломается дощечка под газетой? Почему предметы прилипают друг к другу?
Почему воронка не пропускает воду в бутылку?
Итоговое занятие: турнир эрудитов
Учебно-тематический план:
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | В том числе | |
теоретических | практических | |||
I | Раздел 1. Тайны веществ. | 15 | 7 | 8 |
1.1 | Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории. | 1 | ||
1.2 | Почему предметы плавают? | 1 | ||
1.3 | Почему свеча качается? | 1 | ||
1.4 | Почему вещества изменяются? | 1 | ||
1.5 | Почему не всегда вода вытекает из дырявой емкости? | 1 | ||
1.6 | Почему простых веществ больше, чем химических элементов? | 1 | ||
1.7 | Почему вещества растворяются по-разному? | 4 | ||
1.8 | Почему алмаз самый твердый? | 1 | ||
1.9 | Почему человек использует кристаллы? | 1 | ||
1.10 | Удивительные соли. | 2 | ||
1.11 | Почему он «самый-самый»? или вещества-чемпионы | 1 | ||
II | Раздел 2. Тайны реакций. | 9 | 9 | |
2.1 | Изучение взаимодействия веществ | 1 | ||
2.2 | Почему вода исчезает? | 1 | ||
2.3 | Невидимое послание. | 1 | ||
2.4 | Почему «вода» меняет цвет? | 2 | ||
2.5 | Аналитические реакции. | 3 | ||
2.6 | Почему не все реакции идут быстро? | 1 | ||
III | Раздел 3. Тайны воды. | 8 | 2 | 6 |
3.1 | Почему вода такая необычная? Почему в микроволновой печи лед не растаял? | 1 | ||
3.2 | Почему она такая разная? | 1 | ||
3.3 | Почему вода не мылится? | 1 | ||
3.4 | Почему металлический предмет не тонет в воде? Почему перец двигается в воде? | 1 | ||
3.5 | Почему ткань держит воду? Почему бумага не промокает? | 1 | ||
3.6 | Почему вода ломает карандаш? Почему струя воды отклоняется? | 1 | ||
3.7 | Почему вода становиться чистой? | 1 | ||
3.8 | Почему огурцы становятся солеными? | 1 | ||
IV | Раздел 4. Тайны воздуха | 2 | 1 | 1 |
4.1 | Воздух, его состав и свойства. | 1 | ||
4.2 | Почему ломается дощечка под газетой? Почему предметы прилипают друг к другу? Почему воронка не пропускает воду в бутылку? | 1 | ||
V | Итоговое занятие «Турнир «Почемучек»» | 1 | 1 | |
ИТОГ ЧАСОВ: | 34 |
Приложение
Примерные темы для подготовки сообщений и проектов.
- Чудесный мир бумаги.
- Много ли соли в солонках страны?
- «Соляные бунты» в России.
- Физиологический раствор в медицинской практике.
- Имеет ли вода память?
- Влажность воздуха и самочувствие человека.
- Выводим пятна со страниц книги.
- Синтетическая бумага — альтернатива целлюлозной бумаге.
- История бумажных денег.
- Вода в космосе.
Требования к уровню подготовки учащихся
В ходе освоения курса учащиеся должны
знать/понимать:
- правила безопасной работы в кабинете химии;
- правила обращения с веществами;
- правила работы с лабораторным оборудованием;
- порядок организации рабочего места.
уметь:
- выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами;
- оказывать меры первой помощи;
- определять цель, выделять объект исследования;
- наблюдать и изучать явления и свойства;
- описывать результаты наблюдений;
- создавать необходимые приборы;
- представлять результаты исследований в виде таблиц и графиков;
- составлять отчет;
- делать выводы;
- обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии, уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении;
- осуществлять проектную деятельность.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- для объяснения химических явлений, происходящих в природе и быту;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами,
лабораторным оборудованием; - формирования высокой культуры отношения к природе;
- критической оценки достоверности химической информации,
поступающей из разных источников.
Список литературы:
- Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке – Ярославль: Академия развития: Академия, К0: Академия Холдинг, 2000. – 240 с., ил. – (Серия: «Это мы не проходили»).
- Химия. 9 класс: сборник элективных курсов/ сост. В.Г.Денисова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 166 с.
- Е.Л. Куликова Вечера занимательной химии – Минск: «Народная асвета», 1966. – 184 с.
- Научно-методический журнал. Химия в школе – 2004. №2, 8, 9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Счастливый английский" в 1 классе
Программа рассчитана на 33 учебных часа....
Рабочая программа кружка "Глиняная игрушка" в 1 классе.
Рабочая программа "Глиняная игрушка" разработана для 1 класса в связи с введением Нового стандарта в образовании. Программа расчитана на 1 час учебного времени в неделю. Цель программы - развитие...
Рабочая программа кружка по алгебре для 9 класса
Рабочая программа кружка составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету....
Рабочая программа кружка по английскому языку 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе ФГОС...
Рабочая программа кружка "Любители математики" 10-11 класс
Объединение дополнительного образования, рассчитанное на 144 ч (4,5 ч в неделю) дополняет базовую программу, способствует развитию познавательной активности, интереса к математике, повышению математич...
Программа кружка по химии "химическая мозаика" 8 класс
Содержание курса знакомит учащихся с миром бытовой химии, с характеристикой веществ, окружающих нас в быту, правилами безопасного обращения с веществами бытовой химии. Кроме того данный курс внеурочно...