Программа кружка по химии "химическая мозаика" 8 класс
методическая разработка по химии (8 класс)

Корнеева Ирина Викторовна

Содержание курса знакомит учащихся с миром бытовой химии, с характеристикой веществ, окружающих нас в быту, правилами безопасного обращения с веществами бытовой химии. Кроме того данный курс внеурочной деятельности предусматривает экологическую направленность химического образования, предусматривает ознакомление учащихся с химическими аспектами современной экологии и экологических проблем (глобальное потепление климата, озоновые дыры, кислотные дожди, загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_himicheskaya_mozaika_8_klass.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Данная программа курса  относится к предметно-ориентированному виду программ. Курс предполагает выход за рамки традиционных учебных программ.

Курс предусматривает использование деятельностного подхода к обучению и разнообразные организационные формы обучения: лекции, беседы, семинары, практикумы,  выполнение проектов, создание презентаций.

Содержание курса знакомит учащихся с миром бытовой химии, с характеристикой веществ, окружающих нас в быту, правилами безопасного обращения с веществами бытовой химии. Кроме того данный курс внеурочной деятельности предусматривает экологическую направленность химического образования, предусматривает ознакомление учащихся с химическими аспектами современной экологии и экологических проблем (глобальное потепление климата, озоновые дыры, кислотные дожди, загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов).

Химические знания необходимы каждому человеку, они определяют рациональное поведение человека в окружающей среде, повседневной жизни, где с каждым годом возрастает роль бережного отношения человека к своему здоровью, здоровью окружающих, природе. Данный курс развивает интерес к химии, аналитические способности учащихся, расширяет их кругозор, формирует научное мировоззрение. Курс внеурочной деятельности направлен так же на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области глобальных проблем современности, способствует повышению уровня культуры поведения учащихся в мире веществ и химических превращений.

Курс кружка  «Химическая мозаика» позволяет реализовать следующие дидактические принципы обучения:

обеспечение самостоятельности и активности учащихся;

достижение прочности знаний и умений;

осуществление связи обучения с жизнью.

В процессе изучения данного курса создаются условия для решения ряда общеобразовательных задач.

1. Углубление и расширение знаний учащихся по химии и смежным дисциплинам.

2. Приобретение учащимися умений обращения с бытовыми веществами.

3. Развитие коммуникативных способностей учащихся при работе в группе для формулировки выводов.

4. Развитие индивидуальных свойств личности: способностей, интересов, мотиваций.

5. Формирование и определение профессиональных интересов учащихся.

6. Расширение кругозора учащихся.

                                        Пояснительная записка

  Рабочая программа кружка для 8-х классах «Химическая мозаика» разработана на основе:

Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования в образовательной области "Химия" ФГОС;

авторской программы «Введение в химию» Чернобельской Г.М., и  Дементьева  А.И М. «Владос», 2008.

Учебного плана МБОУ СОШ № 6.

Курс  кружка «Химическая мозаика» предназначен для учащихся 8-х классов, изучающих химию на базовом уровне. Данный курс позволяет расширить и углубить практическое применение полученных учащимися теоретических знаний по химии. Курс рассчитан на 68 учебных часов, 2 часа в неделю.

Курс ориентирован на углубление и расширение знаний, на развитие любознательности и интереса к химии, на совершенствование умений учащихся обращаться с веществами, встречающимися в быту.

 Общая характеристика учебного предмета, курса.

 Цели и задачи реализации программы.

Цели изучения  данного курса "Химическая мозаика" в 8-х классах общеобразовательных учреждений:

обогащение познавательного и эмоционально-смыслового личного опыта восприятия химии путем расширения знаний, выходящих за рамки обязательной учебной программы;

расширение знаний учащихся о применении веществ в быту и мерах безопасного обращения с ними;

формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;

приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности:

решения проблем, принятия решении, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, в повседневной жизни.

овладение умениями наблюдать химические явления в повседневной жизни;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  1. в ценностно-ориентационной сфере– чувство гордости за химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;
  2. в трудовой сфере– готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
  3. в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере– мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметные результаты:

  1. владение универсальными естественно-научными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование; применение основных методов познания;
  2. умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
  3. умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации  цели и применять их на практике;
  4. использование различных источников для получения химической информации.

Предметные результаты:

  1. В познавательной сфере:
  • давать определения изученных понятий;
  • описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский) язык и язык химии;
  • классифицировать изученные объекты и явления;
  • делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей;
  • структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
  1. В ценностно-ориентационной сфере:
  • анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека;
  • разъяснять на примерах материальное единство и взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека как важную часть этого единства;
  • строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе.
  1. В трудовой сфере:
  • Планировать и проводить химический эксперимент;
  • Использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкциях по применению.
  1. В сфере безопасности жизнедеятельности:
  • Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов.

1

Введение. Основы безопасного обращения с веществами

1

2

Химия и питание.

7

3

Домашняя аптечка

4

4

Химия и красота.

3

5

Химия в быту. Копилка полезных советов.

9

6

Химия и экология

10

7

Итого

34 часа.

8 класс (34 часа)

Тема 1. Введение. Основы безопасного обращения с веществами. (1 ч.)

Вещества в быту. Классификация бытовых веществ. Правила безопасного обращения с веществами. Отравления бытовыми веществами (уксусная кислота, природный газ, угарный газ и другие).Ожоги. Классификация ожогов. Степени ожогов. Первая медицинская помощь при ожогах.

Тема 2. Химия и питание. (7ч.)

Основные питательные вещества (белки, жиры, углеводы), микроэлементы. Основные источники пищевых питательных веществ.

Калорийность (энергетическая ценность) пищевых продуктов. Высоко- и низкокалорийные продукты питания. Энергетическая ценность дневного рациона человека. Состав дневного рациона. Диеты. Как избежать ожирения.

Пищевая аллергия. Основные принципы рационального питания. Первая медицинская помощь при пищевых отравлениях.

Состав пищевых продуктов. Химические компоненты продуктов питания: консерванты, красители, загустители, ароматизаторы.

Поваренная соль, ей состав и значение для организма человека.

Вещества, используемые при приготовлении пищи. Уксусная кислота, её консервирующее действие. Растительное масло. Животные жиры. Чипсы и сухарики. Их состав. Продукты сетей быстрого питания (фаст-фудов). Сахар. Конфеты. Сахарный диабет.

Напитки. Чай. Кофе. Их состав. Кофеин, его действие на организм. Соки. Газированные напитки. Состав газированных напитков. Красители и консерванты в напитках. Энергетики. Действие энергетиков на организм. Чем лучше всего утолять жажду.

Практическое занятие."№ 1  «Химия в стакане – растворение сахара и соли в горячей и холодной воде"

Практическое занятие № 2  " Гашение пищевой соды уксусной кислотой"."

Тема 3. Домашняя аптечка. (4 ч.)

Аптечный иод и его свойства. Почему иод надо держать в плотно закупоренной склянке. Активированный уголь. Чем он может помочь. Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка.

Практическое занятие.№3 " Применение активированного угля для очистки растворов".

Тема 4. Химия и красота. (3 ч.)

Искусственные и натуральные косметические средства. Косметические и декоративные пудры. Лак для ногтей. Носители запаха. Дезодоранты. Красители для волос. Моющие косметические средства. Мыла.

Практическое занятие № 4 «Исследование щелочных свойств мыла»

Тема 5. Химия в быту. Копилка полезных советов. (9 ч.)

Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер хозяйственного мыла. Горит ли мыло. Что такое «жидкое мыло».Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств. О чем говорят ярлычки на одежде. Выводим пятна на тканях. Отбеливатели и красители ткани.

Практические занятия № 5,6,7 «Удаление следов ржавчины с ткани», «Удаление пятен крови с ткани», «Удаление  варенья, йодного и жирного пятен со скатерти».

Правила безопасного хранения средств бытовой химии. Правила безопасного использования средств бытовой химии.

Тема 6. Химия и экология. (10 часов)

Вода. Круговорот воды в природе. Питьевая вода и её запасы. Минеральные воды. Качество воды. Жесткая вода. «Святая вода». Загрязнители воды. Очистка питьевой воды.

Практическая работа № 8.«Распознавание карбонатных пород». «Удаление накипи со стенок чайника»

 Основные виды загрязнений почвы и их источники. Основные виды твёрдых отходов. Возможные направления использования твёрдых отходов. Бытовой мусор. Утилизация бытовых отходов. Личная ответственность каждого человека за безопасную окружающую среду. Практические работы. № 9 «Сравнение свойств природной и дистиллированной воды.»

При изучении курса «Химическая мозаика» у обучающихся формируются различные

Универсальные учебные действия:

Личностные:

• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;

• формулировать самому простые правила поведения в природе;

• осознавать себя гражданином России;

• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

• уважать иное мнение;

• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

Регулятивные:

• определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;

• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;

• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

• работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);

• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Познавательные:

• предполагать, какая информация нужна;

• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

• сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);

• выбирать основания для  сравнения, классификации объектов;

• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

• выстраивать логическую цепь рассуждений;

• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

Коммуникативные:

• организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

•  предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;

• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса внеурочной деятельности «Химическая мозаика» ученик должен

иметь представление: об обязательных для изучения разделах курса, возможность выбора своего пути при изучении данного курса;

знать:

- способы оказания первой медицинской помощи при отравлениях бытовыми веществами;

- правила безопасного обращения с препаратами бытовой химии, лекарственными средствами и пищевыми продуктами;

- режим питания;

- понятие калорийность продуктов питания;

- влияние бытовых веществ на окружающую среду;

уметь:

выбирать объект изучения;

- оформлять результаты своей работы (в виде презентации, доклада, их защиты);

- планировать свою деятельность по изучению курса;

- осуществлять самоконтроль за результатами своей деятельности;

- выбирать пищевые продукты с учётом их состава и калорийности;

- грамотно использовать средства бытовой химии;

- правильно использовать лекарственные средства;

владеть навыками безопасного обращения с бытовыми веществами.

                     Календарно- тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

Виды деятельности

Дата планируемая

Дата фактическая

  Тема 1. Введение. Основы безопасного обращения с веществами. ( 10 ч)

1

Правила техники безопасности при работе с химическими веществами.

Применять правила ТБ, изученные на уроках.

2

Лабораторная химическая посуда, правила обращения и хранения.

Уметь применять для проведения опытов

3

Вещества в быту. Классификация бытовых веществ.

Моющие, чистящие, дезинфицирующие вещества.

4

Вещества в быту. Классификация бытовых веществ.

Уксусная кислота, пищевая сода, поваренная соль.

5-6

Практическая работа « Приготовление моющей гель-пасты»

Проводят опыт.

7

Как нейтрализовать кислоты.

Знать возможность использования пищевой соды для нейтрализации кислоты. Телефон МЧС 112.

8

Опасности, подстерегающие дома. Что делать, когда разбил градусник?

. Телефон МЧС 112.

9

Ожоги. Первая медицинская помощь при ожогах.

Знать и понимать правила безопасного обращения с веществами, правила обращения с нагревательными приборами. Оказывать первую помощь при ожогах.

10

 Правила безопасного обращения с нагревательными приборами.

Знать и понимать правила безопасного обращения с веществами, правила обращения с нагревательными приборами. Оказывать первую помощь при ожогах.

Тема 2. Химия и питание. (14 ч )

11

Основные питательные вещества.

Знать что такое углеводы, жиры и белки. Их роль в жизни человека.

12

Практическая работа «Определение крахмала в продуктах питания.»

Выполняют опыт.

13

Практическая работа « Непростой лимон»

Выполняют опыты: Извержение вулкана, невидимые чернила.

14

Основные принципы рационального питания. Пищевые отравления.

Уметь составлять меню на день с учетом потребности подростка. Иметь представление о сроках годности продуктов. Правила хранения продуктов.

15

Первая помощь при пищевых отравлениях

Уметь оказывать первую помощь при пищевых отравлениях

16

Вещества, используемые при приготовлении пищи.

Объяснять значение поваренной соли для организма человека. Уксусная кислота, её консервирующее действие.

17

Практическая работа «Выращивание кристаллов из поваренной соли»

Проводят опыт

18

Продукты быстрого питания. Чипсы и сухарики. Их состав. Сахар. Конфеты. Сахарный диабет.

Уметь различать по этикетке наличие вредных веществ в составе продуктов.

19

Практическая работа «Выращивание кристаллов сахара»

Проводят опыт

20

Практическая работа «Свойства соды и кислоты»

Проводят опыт : танцующие мармеладные червячки

21

Напитки. Чай. Кофе. Их состав. Кофеин, его действие на организм. Соки. Газированные напитки. Состав газированных напитков. Красители и консерванты в напитках

Уметь различать по этикетке наличие вредных веществ в составе продуктов.

22

Газированные напитки. Состав газированных напитков. Красители и консерванты в напитках

Использование газированных напитков для непищевых целей

23

Практическое занятие."№ 1Химия в стакане – растворение сахара и соли в горячей и холодной воде"

Уметь применять правила ТБ при выполнении практических опытов.

24

ПР. № 2  " Гашение пищевой соды уксусной кислотой"."

Домашняя шипучка.

Тема 3 Домашняя аптечка ( 12 ч )

25

Свойства перекиси водорода.

Знать применение перекиси водорода.

26

Практическая работа «Пенная вечеринка»

Проводят опыт

27

Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка

Знать о применении марганцовки в быту и медицине.

28

Раствор аммиака, зачем его держат в аптечке?

Правила обращения с летучими веществами.

29

Практическая работа « Аммиак- краситель для растений»

Проводят опыт

30

Аптечный иод и его свойства. Почему иод надо держать в плотно закупоренной склянке

Сублимация иода.

31

Занимательный опыт «Не тающий иод»

Наблюдают опыт

32

Этиловый спирт, его свойства.

Проводят опыт «Фараоновы змеи»

33

Этиловый спирт, его свойства.

Проводят опыт «Перо жар-пртицы»

34

Активированный уголь, его применение.

Проводить опыт очистка раствора акварели активированным углем.

35

Активированный уголь, его применение.

Изучают как устроен противогаз

36

ПР. " Применение активированного угля для очистки растворов".

Проводить опыт очистка раствора акварели активированным углем.

Тема 4. Химия и красота. (5 ч )

37

Искусственные и натуральные косметические средства. История использования косметических средств.

Познакомиться с историей возникновения первых косметических веществ.

38

История использования косметических средств.

Делают сообщения

39

Состав крема для рук.

 Какие полезные и бесполезные вещества в креме - изучаем этикетку.

40

Практическая работа «Изготовление лизуна»

Проводят опыт

41

Лак для ногтей и волос. Носители запаха. Дезодоранты. Красители для волос.

Знать о воздействии веществ в составе лаков на ногти и волосы.

Тема 5 Химия в быту.  Копилка полезных советов. ( 10 ч )

42

Из чего состоит мыло?  Кто придумал мыло.

Знать отличие хозяйственного и туалетного мыла.

43

ПР. «Исследование щелочных свойств мыла»

Исследовать с помощью индикатора различные сорта мыла.

44

Занимательный опыт «Изготовление шипящих бомбочек для ванн»

Проводят эксперимент.

45

Стиральные порошки и другие моющие средства.

Знать меры предосторожности при работе с моющими средствами.

46

ПР. «Растворение мыла в жесткой и дистиллированной воде»

Сравнить полученные результаты и выявить необходимость умягчения воды.

47

Ярлычки на одежде, что они говорят.

Знать о значении ярлыков.

48

Отбеливатели и красители для ткани.

49

ПР. «Отбеливание хлопчатобумажной ткани»

Безопасно работать с веществами.

50

ПР. «Удаление ржавчины с ткани»

Безопасно работать с веществами.

51

ПР. «Удаление пятен крови и жира с тканей»

Безопасно работать с веществами.

Тема 6. Химия и экология.( 11 ч)

52

Вода. Круговорот воды в природе. Питьевая вода и её запасы.

Делают сообщения, вспоминают поговорки и пословицы о воде.

53

Минеральная вода. Состав и лечебные свойства.

Изучение этикетки. Определение состава воды.

54

Практическая работа «Выпаривание минеральной воды»

Анализируют полученный результат

55

Загрязнители воды. Очистка питьевой воды Домашние фильтры.

Знать различие способов очистки артезианской и воды из поверхностных источников (водохранилищ).

56

Занимательный опыт «Создание искусственного снега»

Проводят опыт

57

Что такое «смог»? Как он образуется.

Знать о вреде смога для живых организмов.

58

Кислотные дожди. Причина появления кислотных дождей.

Проводят опыт «Взаимодействие карбонатов с кислотами»

59

ПР. «Удаление накипи со стенок чайника».

Проводят эксперимент

60

 Основные виды загрязнений почвы и их источники.

Уметь определять факторы загрязнения почвы.

61

Твердые бытовые отходы.

Понимать необходимость раздельного сбора мусора.

62

Вред, наносимый обычной «пальчиковой» батарейкой.

Понимать необходимость раздельного сбора мусора.

Тема № 7 Занимательные опыты

63

Невидимые чернила

Проводят опыты

64

Индикаторы из черники и смородины

Проводят опыты

65

Лавовая лампа

Проводят опыты

66

Зеленая глазунья

Проводят опыты

67

Светящийся помидор.

Проводят опыты

68

Итоговое занятие.

Подведение итогов.

Учебно-методическое  обеспечение образовательного процесса

Для ученика:

Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М: Дрофа, 2004

Фадеева Г.А. Химия и экология: Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию. – Волгоград: Учитель, 2005

Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М. Высшая школа, 1998 г.;

Большая детская энциклопедия Химия.М. РЭТ, 2000.

Степин Б.Д., Алиакберова Л.Ю. «Книга по химии для домашнего чтения» М. Химия. 1994.

Для учителя:

Балуева Г.А. Осокина Д.Н. Все мы дома химики. - М., Химия 1979г.;

Войтович В.А. Афанасьева А.Х. Химия в быту. – Воронежское изд-во, 1986г.;

Войтович В.А. Химия в быту. – М. Знание. 1980г.;

Юдин А.М. Химия для вас – М. Химия в быту. – М. Химия 1976г

Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992.

Нечаев А.П., КочетковаА.А., Зайцев А.Н. Пищевые добавки. – М.; Колос, 2001.

Макаров К.А. Химия и медицина. М.: Просвещение, 1981.

Северюхина Т.В.,Сентемов В.В. Исследование пищевых продуктов.// Химия в школе. – 2000.-№5. – с. 72-79.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка для 10-11 класса "Физика в задачах"

Рабочая программа кружка для 10-11 класса " Физика в зададачах"...

Программа кружка «КАКТУСЕНОК» 6-е классы

История создания кружка                    Среди огромного разнообразия комнатных растений одно из важней...

Рабочая программа кружка «Юный патриот» 5 класс

Рабочая программа кружка «Юный патриот»  5 класс.  Количество часов в год-34 часов. ...

Программа кружка "Занимательная грамматика" (6 класс)-34ч.

Кружок по занимательной грамматике предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные ...

Программа кружка для 5-6 классов "Темной старины заветные преданья" (У истоков русского фольклора)

Программа кружка "Темной старины заветные преданья..." предполагает ознакомление учащихся со славянской мифологией и фольклором, расширяет их представление о народной культуре....

Рабочая программа кружка "Очумелые ручки" (4 класс)

Программа разработана на основе учебника Б.М. Неменского "Искусство вокруг нас"...

рабочая программа кружка по математике 5 класс ФГОС

Краснодарский край  Выселковский район  станица Выселки Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 имени И.И. Тарасенко ...