Разработка урока по теме "Тепловой эффект химических реакций"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
УМК Рудзитиса и Фельдмана
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teplovoy_effekt_himicheskih_reaktsiy.docx | 33.37 КБ |
teplovoy_effekt.ppt | 615.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Тепловой эффект химических реакций»
Цель:
- Познакомить с понятием “тепловой эффект химических реакций”, классификацией химических реакций (явлений) по тепловому эффекту.
- Уметь составлять термохимические уравнения и производить расчеты теплоты по уравнению реакции.
- Владеть понятиями “теплота”, “энергия”, “экзо- и эндотермические реакции”, “тепловой эффект”, “термохимическое уравнение”, выделение и поглощение энергии.
- Развивать у учащихся умение наблюдать, анализировать природные явления и проводимый химический эксперимент; совершенствовать навыки ведения наблюдений, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и заключения.
- Воспитывать у учащихся коммуникативных навыков, чувства товарищества и взаимопомощи, умение работать в парах.
- Выполняя лабораторные опыты соблюдать технику безопасности (инструкция № 73 - работа с веществами и растворами; № 20 - проведение опытов).
Оборудование: вещества: штатив с пробирками, 2 термометра, Mg; HCI; NH4NO3 .
- Информационные карты “Расчет теплового эффекта реакции по уравнению”
- Мультимедийный проектор, компьютер, презентация “Тепловой эффект химических реакций” .
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап
II. Актуализация знаний учащихся
Отработка понятий: химические реакции, признаки химических реакций.
III. Изучение новой темы
1. Лабораторный эксперимент.
Опыт 1. Взаимодействие Mg с кислотой.
1) В пробирку с порошком магния (Mg) прилить осторожно, по каплям! 0,5 мл раствора кислоты HCl, что наблюдаете?
2) Аккуратно! потрогайте нижнюю часть пробирки. Наблюдения и уравнение реакции записать в таблицу:
Mg + HCl —>
Опыт 2. Растворение азотного удобрения в воде
1) В пробирку с белым кристаллическим веществом прилейте имеющуюся воду, встряхните
2) потрогайте пробирку; наблюдения запишите в соответствующую графу таблицы:
исходные вещества | как проводили опыт | признаки (наблюдения) и уравнение реакции |
магний Mg и соляная кислота HCl | к порошку магния прилили 1 мл раствора кислоты | Mg + HCl —> |
азотное удобрение NH4NO3 и вода H2O | к белому кристаллическому веществу прилили 2-3 мл воды, перемешали |
|
2. Понятие тепловой эффект химических реакций
Причина теплового эффекта - разница внутренней энергии продуктов реакции и внутренней энергии реагентов.
(работа с учебником стр. 65 –определение )
3. Термохимия, термохимические уравнения.
Термохимия - раздел химии, в задачу которого входит определение и изучение тепловых эффектов реакции.
Термохимические уравнения – уравнения в которых указывается количество поглощенной или выделенной теплоты.
2HgO —> 2Hg + O2 – 180 кДж, С(тв) + O2(г) —> СO2(г) + 394 кДж
4. По термохимическим уравнениям реакций можно проводить различные расчёты. Для решения задач по термохимическим уравнениям реакций нужно записать само уравнение и провести необходимые расчеты по нему.
Алгоритм решения задач по термохимическому уравнению реакции
- Кратко записать условия задачи (“дано”).
- Записать термохимическое уравнение реакции (ТХУ), одной чертой в уравнении реакции подчеркивают то, что известно, двумя чертами подчёркивают то, что необходимо определить.
- Провести вспомогательные вычисления (корень квадратный, Мr, М, m).
- Составить соотношение, используя вспомогательные вычисления и условия задачи; решить соотношение (пропорцию).
- Записать ответ.
Пример задачи
Ответ: 2Са + О2 —> 2СаО + 5080 кДж
Решение задач учениками.
1.
х= 20* 5654/337 = 38,81 кДж
Ответ: 38,81 кДж.
2. Вычислите массу разложившегося мела (СаСО3), если известно, что на его разложение затрачено 1570 кДж.
Мr (СаСО3) = Аr(Са) + Аr(С) + Аr(О) 3 = 40 + 12 + 16 3 = 100
Мr = Мr m = v * М
M(СаСО3) = 1 моль* 100 г/моль = 100г
100г СаСО3 - 157 кДж -
х г СаСО3 - 1570 кДж
100г : 157 кДж = х г : 1570 кДж
х = 1000г СаСО3
Ответ: m (СаСО3) = 1 кг (или разложилось 1000г мела)
IV. Закрепление изученного материала
1. Заполни пропуски
Реакции, протекающие с выделением теплоты и света, называют реакциями
…. Это реакции ….
Выберите пропущенные слова (укажи буквы, соответствующие по смыслу пропускам):
а) разложения;
б) горения;
в) эндотермические;
г) экзотермические.
2. Какие схемы можно назвать термохимическими уравнениями реакций?
а) 2 H2(г) + O2(г) = 2 H2О(ж) + 572 кДж
б) 2 H2 + O2 = 2 H2О + 572 кДж
в) 2 H2(г) + O2(г) = 2 H2О(ж)
г) H2 + O2 —> H2О + 572 кДж
3. Какая запись, соответствует эндотермической реакции?
а) С(тв) + O2(г) = СO2(г) + 394 кДж
б) СаСO3 = СO2 + СаО – 310 кДж
г) Н2 + I2 = 2HI – 52 кДж
д) 3Fe + O2 = Fe3O4 + 118 кДж
4. Установите соответствие между схемой реакции и её типом:
А) СH4(г) + 2 O2(г) = СO2(г) + 2 H2О(ж) + 890 кДж
Б) 2 H2О = 2 H2 + О2 – 572 кДж
1. Эндотермическая реакция
2. Экзотермическая реакция
5. Приведены уравнения реакций:
А. СаО + Н2О = Са(ОН)2
Б. 2HgO = 2Hg + O2
Определите тип, к которому относятся данные реакции.
1) обе реакции экзотермические
2) обе реакции эндотермические
3) А – эндотермическая, а Б – экзотермическая
4) А – экзотермическая, а Б – эндотермическая
V. Итог по уроку:
- Как классифицируются реакции по тепловому эффекту?
- Что такое тепловой эффект реакции?
- Чем отличаются термохимические уравнения
VI. Д/з параграф 23, задача1, 2 стр.69 (письменно)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Явления природы Физические Химические
Химические явления – химические реакции Химическая реакция – процесс превращения одних веществ в другие. 2Н 2 + О 2 = 2Н 2 О
Сущность химической реакции состоит в разрыве химических связей в исходных веществах и образовании новых связей в продуктах реакции
Признаки химических реакций Изменение цвета Выделение газа Образование или растворение осадка Появление или исчезновение запаха Выделение или поглощение тепла
Классификация химических реакций по тепловому эффекту идут с выделением энергии S + O2 = SO2 + Q идут с поглощением энергии N 2 + O 2 = 2NO – Q
от греческого «эндо- » « экзо- » внутрь наружу
Разница между внутренней энергией исходных веществ и продуктов реакции выделяется в окружающую среду или поглощается из нее. Q = E исх. - E прод.
Причина теплового эффекта – Разница между внутренней энергией продуктов реакции и внутренней энергией исходных веществ. E исх. > E прод. Q = E исх. - E прод. Q > 0 E исх. < E прод. Q = E исх. - E прод. Q < 0
Герман Иванович Гесс -Российский академик -Основоположник термохимии Термохимия — раздел химии, в задачу которого входит определение и изучение тепловых эффектов реакции
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена.
Урок был проведён на муниципальном этапе конкурса "Учитель года-2013"Скачать разработку урока...
Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена.
Урок был проведён на муниципальном этапе конкурса "Учитель года-2013"Скачать разработку урока...
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Типы химических реакций". 8 класс
Реакции соединенияРеакции разложенияРеакции замещенияРеакции обмена...
Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена"
Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена"...
Разработка урока по теме "Признаки химических реакций."
Цель урока: Изучить напрактике признакихимических реакций. Задачи урока: 1. Сформировать знания о признаках химических реакций, на этой основе совершенствовать умение отличать фи...
Разработка урока по теме «Скорость химической реакции и ее зависимость от разных факторов» для учащихся 11 класса
Урок по теме «Скорость химической реакции и ее зависимость от разных факторов» разработан с использованием электронных образовательных ресурсов. Несмотря на то, что на уроках сочетаю разные формы ...
Методическая разработка урока по теме «Классификация химических реакций»
Цель урока: систематизировать знания студентов о подходах к классификации химических реакций.Задачи урока:– Расширить и углубить знания о химических реакциях, сравнить их с другими видами явлений...