Разработка урока по теме "Признаки химических реакций."
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Цель урока: Изучить напрактике признакихимических реакций.
Задачи урока: 1. Сформировать знания о признаках химических реакций, на этой основе совершенствовать умение отличать физические процессы от химических.
Продолжить формирование умения наблюдать.
2. Развивать умения и навыки работы с лабораторным оборудованием, химическими реактивами.
3. Воспитывать стойкий позитивный интерес к предмету, гордость за отечественную науку.
Средства урока: проектор, компьютер, презентация к уроку, диск с фидеофрагментами «Признаки химических реакций» (приложение к стандартному оборудованию кабинета химии),ученическая микролаборатория или набор реактивов (упомянутых в конспекте) для проведения эксперимента.
Тип урока: урок получения новых знаний, урок – практикум.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7741_.docx | 23.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Признаки химических реакций.
Молодых Юлия Васильевна
Учитель химии и биологии МБОУ ООШ №32
Цель урока: Изучить напрактике признакихимических реакций.
Задачи урока: 1. Сформировать знания о признаках химических реакций, на этой основе совершенствовать умение отличать физические процессы от химических.
Продолжить формирование умения наблюдать.
2. Развивать умения и навыки работы с лабораторным оборудованием, химическими реактивами.
3. Воспитывать стойкий позитивный интерес к предмету, гордость за отечественную науку.
Средства урока: проектор, компьютер, презентация к уроку, диск с фидеофрагментами «Признаки химических реакций» (приложение к стандартному оборудованию кабинета химии),ученическая микролаборатория или набор реактивов (упомянутых в конспекте) для проведения эксперимента.
Тип урока: урок получения новых знаний, урок – практикум.
Урок подготовлен по технологии педагогических мастерских.
Алгоритм проведения урока.
Организационный момент.
Ребята, сегодняшний урок я хотела бы начать со слов великого русского учёного М. В. Ломоносова: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и, не принимаясь за химические операции».
I. Работа в группах
1 группа.
Опыт №1 – смесь воды и кокосовой стружки разделить с помощью фильтрования. Наблюдения занести в карту путешественника, какое явление лежит в основе опыта?
Опыт №2 – к кусочку мрамора прилить соляную кислоту. Какое явление лежит в основе опыта?
2 группа.
Опыт №1 – к кусочку мела прилить фосфорную кислоту. Какое явление лежит в основе опыта?
Опыт №2– смесь воды и серы разделить с помощью фильтрования. Какое явление лежит в основе опыта?
3 группа.
Опыт №1– смесь серы и порошка железаразделить с помощью магнита. Какое явление лежит в основе опыта?
Опыт №2 – к кусочку мрамора прилить соляную кислоту. Какое явление лежит в основе опыта?
Социализация №1. Обсуждение результатов проведённых опытов и формулирование выводов.
II. Индуктор
Ежеминутно в мире протекает миллионы химических реакций – в нашем желудке, когда мы едим, в выпекающемся пироге или в двигателе автомобиля. Но как определить происходит химическая реакция или нет?
При химических процессах происходит превращение одних веществ в другие, которые обладают новыми свойствами, которыми не обладали исходные вещества. Превращения сопровождаются яркими и наглядными изменениями. Эти изменения называются признаки.
Какова же тема нашего урока? Дети формулируют тему урока).
- Признаки химических реакций. Запишите себе в тетрадь.
Правильно, а цель нашего урока изучить на практике признаки химических реакций.
Но вначале небольшой инструктаж по технике безопасности.
Здесь пропущен один пункт – какой? (Вещества нельзя пробовать на вкус.)
III. Работа в группах
Предлагаю поступить так.Проведите в группах (по 4 человека) эксперименты и обсудите, что вы видите и можно ли увиденное считать признаком химической реакции. Пользоваться можно глазами, руками, памятью, эрудицией, правилами техники безопасности и реактивами. В своих выступлениях вы не должны повторять сведения, представленные другими группами.
1 группа.- В раствор карбоната натрия добавим гидроксид кальция. Что вы наблюдаете?
- В полученный осадок добавить серную кислоту. Что вы наблюдаете?
2 группа. - Провести реакцию взаимодействия хлорида железа и роданида калия. Что вы наблюдаете?
- В полученный осадок добавить серную кислоту. Что вы наблюдаете?
3 группа. - В раствор карбоната натрия добавим гидроксид кальция. Что вы наблюдаете?
- Рассмотрите горение свечи. Чем оно сопровождается?
Социализация №2.Выступление групп с результатами исследований.
IV. Ситуация “разрыва”
Учитель: Молодцы, ребята! Вы на практике узнали о некоторых признаках химических реакций. Но… вся ли информация сейчас прозвучала? Как вы думаете?
Ученики: Наверно, не вся!
Учитель: Совершенно верно! Мы ничего не сказали о том, где человек в своей повседневной жизни может встретиться с химическими реакциями и наблюдать за их признаками, какие химические реакции происходят в природе и какими признаками они сопровождаются.
Чтобы получше об этом узнать и не попасть впросак в той или иной ситуации, мы воспользуемся уже известными знаниями. Для этого распределим обязанности.
- Кулинары.
Почему дрожжевое тесто «пыхтит» в кастрюле? А когда его обминают, то появляется писк?
- Натуралисты.
Почему летом листья зелёные, а осенью жёлтые и красные?
Условие выполнения задания: можно использовать только один источник информации из предложенных:
Кулинарная книга
Интернет
Учебник биологии
Учебник химии
Книга для чтения по неорганической химии.
Социализация №3.Выступлениягрупп.Учительпо меренеобходимостиисправляетдопущенные ошибки.
V. Обобщение.
ИТАК, МЫ С ВАМИ исследовали признаки химических реакций, доказали опытным путём происхождение многих явлений природы – изменение окраски листьев, растворение и образование осадка.
А вот, что писал знаменитый химик Роберт Бойль о свойствах кислот.
Я пролил соляную кислоту на лепестки фиалки и они окрасились в красный цвет. Подобно лепестку фиалки окраску изменяли и лепестки роз, василька. О чём это говорит? И где это свойство лепестков можно применять?
Просмотр видеофрагментов с последующим ответом на поставленный в последнем фрагменте вопрос.
VI.Рефлексия:
А теперь, как бы вы ответили на следующие вопросы?
Домашнее задание: § 26 упр. 1,2
Я благодарю вас за сотрудничество, все свободны, до свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по химии "Химические реакции. Химические уравнения"
Конспект урока по химии "Химические реакции. Химические уравнения" для 11 класса...
Открытый урок. Тема: Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Для СПО.
Дано понятие скорости химической реакции. Экспериментальное изучение факторов , влияющих на скорость. Понятие химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Урок проводится с применением презентации этой...
Методическая разработка урока "Закономерности протекания химической реакции"
В состав методической разработки входит план урока, презентация, тест...
Методическая разработка урока по химии “Химические реакции” 8 класс с использованием ЭФУ (технологическая карта)
Использование ЭФУ позволяет сделать любой урок химии интерактивным и продуктивным....
Разработка урока-исследования "Скорость химической реакции"
Урок-исследование на тему "Скорость химической реакции" предназначен для 9-х классов средних общеобразовательных школ....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ "ОБРАТИМОСТЬ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ. ХИМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ".
Методическая разработка по теме: "Обратимость химических реакций. Химическое равновесие" составлена на основе ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело по дисциплине "Химия&qu...
Методическая разработка урока по химии “Химические реакции” 8 класс с использованием ЭФУ (технологическая карта)
Планируемые образовательные результатыПредметныеМетапредметныеЛичностныеНаучиться давать определения понятиям: химическая реакция, экзотермические и эндотермические реакции; наблюдать и описывать приз...