Разработка урока по теме "Признаки химических реакций."
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Молодых Юлия Васильевна

Цель урока: Изучить напрактике признакихимических реакций.

  Задачи урока: 1. Сформировать знания  о признаках химических реакций, на этой основе совершенствовать умение отличать физические процессы от химических.

    Продолжить формирование умения наблюдать.

     2. Развивать умения и навыки  работы с лабораторным оборудованием, химическими реактивами.

     3. Воспитывать стойкий позитивный интерес к предмету, гордость за отечественную науку.

      Средства урока: проектор, компьютер, презентация к уроку, диск с фидеофрагментами «Признаки химических реакций» (приложение к стандартному  оборудованию кабинета химии),ученическая микролаборатория или набор реактивов (упомянутых в конспекте) для проведения эксперимента.

      Тип урока: урок получения новых знаний, урок – практикум.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7741_.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Признаки химических реакций.

Молодых Юлия Васильевна

Учитель химии и биологии МБОУ ООШ №32

Цель урока: Изучить напрактике признакихимических реакций.

  Задачи урока: 1. Сформировать знания  о признаках химических реакций, на этой основе совершенствовать умение отличать физические процессы от химических.

    Продолжить формирование умения наблюдать.

     2. Развивать умения и навыки  работы с лабораторным оборудованием, химическими реактивами.

     3. Воспитывать стойкий позитивный интерес к предмету, гордость за отечественную науку.

      Средства урока: проектор, компьютер, презентация к уроку, диск с фидеофрагментами «Признаки химических реакций» (приложение к стандартному  оборудованию кабинета химии),ученическая микролаборатория или набор реактивов (упомянутых в конспекте) для проведения эксперимента.

      Тип урока: урок получения новых знаний, урок – практикум.

Урок подготовлен по  технологии педагогических мастерских.

Алгоритм проведения урока.

Организационный момент.

    Ребята, сегодняшний урок я хотела бы начать со слов великого русского учёного М. В. Ломоносова: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и, не принимаясь за химические операции».

 I. Работа в группах

1 группа.

Опыт №1 – смесь воды и кокосовой стружки разделить с помощью фильтрования. Наблюдения занести в карту путешественника, какое явление лежит в основе опыта?

Опыт №2 – к кусочку мрамора прилить соляную кислоту. Какое явление лежит в основе опыта?

2 группа.

Опыт №1 – к кусочку мела прилить фосфорную кислоту.  Какое явление лежит в основе опыта?

Опыт №2– смесь воды и серы разделить с помощью фильтрования. Какое явление лежит в основе опыта?

3 группа.

Опыт №1– смесь серы и порошка железаразделить с помощью магнита. Какое явление лежит в основе опыта?

Опыт №2 – к кусочку мрамора прилить соляную кислоту.  Какое явление лежит в основе опыта?

Социализация №1. Обсуждение результатов проведённых опытов и формулирование выводов.

 II. Индуктор

   Ежеминутно в мире протекает  миллионы химических реакций – в нашем желудке, когда мы едим, в выпекающемся пироге или в двигателе автомобиля. Но как определить происходит химическая реакция или нет?

При химических процессах происходит превращение одних  веществ в другие, которые обладают новыми свойствами, которыми не обладали исходные вещества. Превращения сопровождаются яркими и наглядными изменениями. Эти изменения называются признаки.

Какова же тема нашего урока? Дети формулируют тему урока).

  - Признаки химических реакций. Запишите себе в тетрадь.

Правильно, а цель нашего урока изучить на практике признаки химических реакций.

   Но вначале небольшой инструктаж по технике безопасности.

Здесь  пропущен один пункт – какой? (Вещества нельзя пробовать на вкус.)

III. Работа в группах

 Предлагаю поступить так.Проведите в группах (по 4 человека) эксперименты и обсудите, что вы видите и можно ли увиденное считать признаком химической реакции. Пользоваться можно глазами, руками, памятью, эрудицией, правилами техники безопасности и реактивами. В своих выступлениях вы не должны повторять сведения, представленные другими группами.

1 группа.- В раствор карбоната натрия добавим гидроксид кальция. Что вы наблюдаете?  

                  - В полученный осадок добавить серную кислоту. Что вы  наблюдаете?    

2 группа. - Провести реакцию взаимодействия хлорида железа и роданида калия. Что вы наблюдаете?

                  - В полученный осадок добавить серную кислоту. Что вы  наблюдаете?    

3 группа.  - В раствор карбоната натрия добавим гидроксид кальция. Что вы наблюдаете?  

                   - Рассмотрите горение свечи. Чем  оно сопровождается?

Социализация №2.Выступление групп с результатами исследований.

 IV. Ситуация “разрыва”

Учитель: Молодцы, ребята! Вы на практике узнали о некоторых признаках химических реакций.  Но… вся ли информация сейчас прозвучала? Как вы думаете?

Ученики: Наверно, не вся!

Учитель: Совершенно верно! Мы ничего не сказали о том, где человек в своей повседневной жизни может встретиться с химическими реакциями и наблюдать за их признаками, какие химические реакции происходят в природе и какими признаками они сопровождаются.

Чтобы получше об этом узнать и не попасть впросак в той или иной ситуации, мы воспользуемся уже известными знаниями. Для этого распределим обязанности.

  1. Кулинары.

 Почему дрожжевое  тесто «пыхтит» в кастрюле? А когда его обминают, то появляется писк?  

  1. Натуралисты.

Почему летом листья зелёные, а осенью жёлтые и красные?

Условие выполнения задания: можно использовать только один источник информации из предложенных:

Кулинарная книга

Интернет

Учебник биологии

Учебник химии

Книга для чтения по неорганической химии.

Социализация №3.Выступлениягрупп.Учительпо меренеобходимостиисправляетдопущенные ошибки.

V. Обобщение.

ИТАК, МЫ С ВАМИ исследовали признаки химических реакций, доказали опытным путём происхождение многих явлений природы – изменение окраски листьев, растворение и образование осадка.    

А вот, что писал знаменитый химик Роберт Бойль о свойствах кислот.

Я пролил соляную кислоту на лепестки фиалки и они окрасились в красный цвет. Подобно лепестку фиалки окраску изменяли и лепестки роз, василька. О чём это говорит? И где это свойство лепестков можно применять?

Просмотр видеофрагментов с последующим ответом на поставленный в последнем фрагменте вопрос.                                  

VI.Рефлексия: 

А теперь, как бы вы ответили на следующие вопросы?

  Домашнее задание: § 26 упр. 1,2

 Я благодарю вас за сотрудничество, все свободны, до свидания.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по химии "Химические реакции. Химические уравнения"

Конспект урока по химии "Химические реакции. Химические уравнения" для 11 класса...

Открытый урок. Тема: Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Для СПО.

Дано понятие скорости химической реакции. Экспериментальное изучение факторов , влияющих на скорость. Понятие химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Урок проводится с применением презентации этой...

Методическая разработка урока "Закономерности протекания химической реакции"

В состав методической разработки входит план урока, презентация, тест...

Методическая разработка урока по химии “Химические реакции” 8 класс с использованием ЭФУ (технологическая карта)

Использование ЭФУ позволяет сделать любой урок химии интерактивным и продуктивным....

Разработка урока-исследования "Скорость химической реакции"

Урок-исследование на тему "Скорость химической реакции" предназначен для 9-х классов средних общеобразовательных школ....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ "ОБРАТИМОСТЬ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ. ХИМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ".

Методическая разработка по теме: "Обратимость химических реакций. Химическое равновесие" составлена на основе ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело по дисциплине "Химия&qu...

Методическая разработка урока по химии “Химические реакции” 8 класс с использованием ЭФУ (технологическая карта)

Планируемые образовательные результатыПредметныеМетапредметныеЛичностныеНаучиться давать определения понятиям: химическая реакция, экзотермические и эндотермические реакции; наблюдать и описывать приз...