Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reakcii_obmena.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 урока химии по теме:

 «Типы химических реакций. Реакции обмена»


Разработка урока по теме:  "Типы химических реакций. Реакции обмена."

 Цели урока:

Образовательная- актуализация знаний обучающихся о типах химических реакций, классификации веществ, номенклатуре основных классов неорганических соединений, введение понятия о реакциях обмена, их значимости в повседневной жизни человека.

Развивающая – развитие научного мышления обучающихся через установление причинно-следственных связей, эксперимент и анализ эмпирических данных, умений анализировать результаты наблюдаемых опытов.

Воспитательные -формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении типов химических реакций.

Задачи:

1) обобщить и систематизировать знания о типах химических реакций, закрепить умения составлять уравнения химических реакций и расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций.

2) сформировать комплекс общеучебных познавательных умений - логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

3)совершенствовать коммуникативные и организационные умения (правильное использование химической терминологии и символики, потребности вести диалог, выслушивать оппонента, способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения).

Место урока в школьном курсе: урок изучается в разделе «Изменения, происходящие с веществами», является последним из типов химических реакций, изучаемых в этом разделе.

Планируемые результаты:

 урок должен помочь обучающимся 8 класса сформировать следующие универсальные учебные действия:

      1)Личностные УУД: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни; оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

       2)Регулятивные УУД:  организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки  и умения при решении повседневных проблем связанных с химией.

       3)Познавательные УУД: научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.

      4)Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.

Форма учебного процесса: классный урок.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийный проектор, электронная презентация, экран, карточки с заданиями, оценочные карты, рефлексивные карты, демонстрационное оборудование (штатив с порбирками, пробиркодержатель, растворы соляной кислоты, серной кислоты, гидроксида натрия, хлорида бария, карбонат натрия, индикатор), чёрный и белый экраны, фишки)

Хронометраж урока:

  • Организационный момент ……………………………… 1 мин.
  • Актуализация опорных знаний ………………………… 3 мин.
  • Мотивация знаний ………………………………………..2 мин.
  • Изучение нового материала …………………………….. 15 мин. (физкультминутка)
  • Первичное закрепление знаний ………………………… 4 мин.
  • Рефлексия ………………………………………………….3 мин.
  • Подведение итогов урока.

      Информация о домашнем задании ……………………..  2 мин.

Ход урока.

I. Организационный момент.(1 мин)

Приветствие.

Мы – умные, мы – дружные,

Мы – внимательные, мы – старательные,

Мы отлично учимся, всё у нас получится!

II.Актуализация опорных знаний (3 мин)

Учитель:        

 - Эти явления знаете вы

В жизни нашей встречаются они,

А отличают эти явления – взаимные превращения,

 И образуются всегда – новые вещества.

- Что же это за явления?

Обучающиеся:        

 - Химические реакции (слайд)

На предыдущих уроках вы познакомились с тремя типами химических реакций. По числу вступивших в реакцию веществ и, образовавшихся продуктов реакции, вспомним. «СЛАЙД 3,4»

III. Мотивация знаний 

  • Сравним уравнения химических реакций.  «СЛАЙД 5»
  • Fe + H2SO4  →  FeSO4 + H2
  • FeO + H2SO4  →  FeSO4 + H2O
  • Как вы думаете, в чём проявляется сходство и различие этих уравнений химических реакций? (Сходства: одинаковое количество исходных веществ и продуктов реакции, продуктом является соль,

Различия: исходными веществами одной из реакций являются сложные вещества-2, а другой - простое и сложное вещество (1), реакции относятся к разным типам.)

           Обратили вы внимание на состав веществ?

          Что происходит во втором случае? (обмен составными частями)

Совершенно верно происходит обмен.

Сформулируйте тему урока?

Записать тему урока в тетради. «СЛАЙД 6»

IV. Сообщение нового материала.

Попробуйте сформулировать определение реакций обмена? Если вы испытываете затруднения, обратитесь к тексту параграфа 32 на с. 165.

«СЛАЙД 7» (записать в тетрадь)

Проведём с вами небольшой  эксперимент. Я называю вещества, а вы записывайте в тетрадь формулы веществ и составляете уравнения химических реакций, которые я буду демонстрировать!

Демонстрационный опыт №1 «Взаимодействие соляной кислоты с карбонатом натрия».

К какому классу соединений относится кабонат натрия?

 «СЛАЙД 9» Вспомним правила техники безопасности  при работе с кислотами.

Назвать признак химической реакции? (выделение пузырьков газа). Какой это газ?

Записать уравнение химической реакции  (1 обучающийся у доски, остальные в тетради). «СЛАЙД 10»

Как мы обозначим выделение газа?

Демонстрационный опыт №2 «Взаимодействие раствора гидроксида натрия с сульфатом меди».

«СЛАЙД 11»

Каким был раствор сульфата меди? Что произошло после того, как я добавила раствор гидроксида натрия

 Расставьте коэффициенты в уравнении  химической реакции, назовите образовавшиеся соединения:

CuSO4 + NaOH  → Cu(OH)2 + Na2SO4 

Cu(OH)2 + HCl → CuCl2 + H2O

По какому признаку вы определили, что протекает химическая реакция?(образовался осадок голубого цвета)

Записать уравнение химической реакции на доске.

Демонстрационный опыт №3 Взаимодействие серной кислоты с раствором хлорида бария.

«СЛАЙД 13»Назовите признак, по которому вы определили, что химическая реакция произошла? (Выпадение осадка белого цвета).

Как узнать, выпадет осадок или нет в результате реакции обмена?

Работа с таблицей растворимости на форзаце учебника. !!!

-Необходимо вспомнить определение  такого класса неорганических соединений, как СОЛИ?

Демонстрационный опыт №4 Взаимодействие соляной кислоты с раствором гидроксида натрия в присутствии индикатора – фенолфталеина.

ИНДИКАТОРЫ (от лат. indicator – указатель) – вещества, позволяющие следить за составом среды или за протеканием химической реакции

Физкультминутка

Если выделится газ-

 Это раз;

 И получится вода -

 Это два;

 А еще - нерастворимый

 Осаждается продукт…

 "Есть осадок", - говорим мы.

 Это третий важный пункт.

 Химик "правила обмена"

 Не забудет никогда:

 В результате - непременно

 Будет газ или вода,

 Выпадет осадок –

 Вот тогда порядок! 

Давайте подумаем!!! Где в быту мы встречаемся с реакциями обмена?

«СЛАЙД 13»

  • Разрыхлители теста.
  • Определение качества воды.
  • Устранение жесткости воды.
  • Определение качества продуктов питания.
  • Определение массовой доли уксусной кислоты в ее растворе.

И это далеко не полный перечень областей применения реакций обмена. Т.Е сделайте вывод: жизнь современного человека немыслима без реакций обмена!!!

Реагенты

Продукты реакции

Признак протекания

химической реакции

1

HCl + Na2СO3

 NaCl + H2СO3 (СО2↑+ Н2О)                                                                                                                                 

выделение газа

2

HCl+ Сu(OH)2

CuCl2 +  H2O

образование воды

3

H2SO4 + BaCl2

HCl + BaSO4

выпадение осадка

4

NaCl+ H2SO4

→ ?     +    ?

Будет идти реакция?

V. Закрепление изученного материала.

«СЛАЙД 14» Работа в парах с последующей взаимопроверкой. «СЛАЙД 15»

 Кто может нам объяснить?

Кто справился с заданием без ошибок? (поднимите руку.)

Кто из вас испытал затруднения при выполнении? Почему?

Молодцы ребята!

VI. .Подведение итогов. Рефлексия

  • Написано на доске:
  •  «Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит ты поистине мудр.»

Релаксация. Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего урока. Я рада, что на протяжении всего урока вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать ещё лучше – поаплодировали себе.

  • У вас на столе лежат карты, для анализа нашего с вами урока. Предлагаю вам заполнить карту, для того, чтобы………………..для этого вы можете воспользоваться выражениями, указанными на слайде презентации «СЛАЙД 18»

Плюс (что понравилось на уроке)

Минус (что не понравилось, непонятно)

Интересно (любопытно, что ещё хотелось бы узнать)

VI. Домашнее задание. (инструктаж по его выполнению).

§32, № 2-5 с.168

 «Исследовательская работа»

1.Запишите формулы химических веществ, которые применяются в быту:

  • Уксус-
  • Пищевая сода-
  • Кальцинированная сода-
  • Медный купорос-
  • Марганцовка-
  • Хлористый кальций-
  • Магнезия жжёная-
  • Аккумуляторная кислота-

2.Проведите реакции между веществами:

Нужно взять

Наблюдение

Идет ли реакция?

Уравнение реакции

1. Железный гвоздь и раствор медного купороса

2. Заварить крахмал + йод

3. Сода + уксус

4. Сода + хлористый кальций (апт.)

5.Монетка + р-р поваренной соли

Информационные ресурсы

  • Габриелян О.С.  Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2009.
  • Габриелян О.С.  Учебник для общеобразовательных учреждений. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2009.
  • Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В.  Настольная книга учителя. 8 класс. М.: Дрофа, 2007.
  • Габриелян О.С., Смирнова Т.В.  Изучаем химию в 8 классе. Методическое пособие к учебнику О.С.Габриеляна «Химия-8» для учащихся и учителей. М.: Блик и Ко, 2001.
  • http://yandex.ru
  • http://chemistry-chemists.com/ 
  • http://yandex.ru/ 
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Бекетов_Н.
  • http://www.hemi.nsu.ru/ucheb188.htm 
  • http://www.google.ru

Физкультминутка «Реакции обмена»

Слоганы        

Упражнения

Реакции обмена        

Правое плечо вверх - вниз;

Вы словно перемена.        

Левое плечо вверх – вниз.

Их признаки запомним навсегда!        

Руки к плечам согнутые в локтевом суставе и повороты в плечевом суставе вперед – назад;

Нам газа запах сладок,        

Руки вверх – 2 раза;

И выпавший осадок,        

Руки вниз – 2 раза;

И абсолютно новая вода!        

Руки согнуты в локтях впереди, вращение в локтевом суставе вперед и назад.

Физкультминутка « Периодическая система»

Слоганы        

Упражнения

Раз – два – руки в горизонтали,        

Обе руки в горизонтальной плоскости одновременно вправо – влево;

Три – четыре – руки по вертикали.        

Обе руки одновременно резким движением поднимаются вверх и опускаются вниз.

Помни, период – это горизонталь,        

Руки на пояс, наклоны туловища вправо и влево;

Ну а группа – это вертикаль!        

Руки на пояс, прыжки на месте.

Домашнее задание

«Исследовательская работа»

1.Запишите формулы химических веществ, которые применяются в быту:

  • Уксус-
  • Пищевая сода-
  • Кальцинированная сода-
  • Медный купорос-
  • Марганцовка-
  • Хлористый кальций-
  • Магнезия-
  • Аккумуляторная кислота-

2.Проведите реакции между веществами:

Нужно взять

Наблюдение

Идет ли реакция?

Уравнение реакции

1. Железный гвоздь и раствор медного купороса

2. Заварить крахмал + йод

3. Сода + уксус

4. Сода + хлористый кальций (апт.)

5.Монетка + р-р поваренной соли

Признаки протекания химических реакций

Реагенты

Продукты реакции

Признак протекания

химической реакции

1

2

3

реакции соединения
A + B = AB
Из нескольких простых или сложных веществ образуется одно сложное

реакции разложения
AB = A + B
Из сложного вещества образуется несколько простых или сложных веществ

реакции замещения
A + BC =AC + B
Атом простого вещества замещает один из атомов сложного

реакции  обмена
AB+CD = AD+CB
Сложные вещества обмениваются своими составными частями

Рефлексия

Плюс (что понравилось на уроке)

Минус (что не понравилось, непонятно)

Интересно (любопытно, что ещё хотелось бы узнать)

Рефлексия

Плюс (что понравилось на уроке)

Минус (что не понравилось, непонятно)

Интересно (любопытно, что ещё хотелось бы узнать)

__Фамилия Имя___________________________________________________

Бланк ответов

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание для самостоятельного выполнения

Оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теории окислительно-восстановительных реакций для профильных классов

Основная цель занятия: научить прогнозировать продукты окислительно- восстановительных реакций с учетом среды, в которой протекает химическая реакция...

Разработка урока по теме "Окислительно- восстановительные реакции с участием органических веществ"

Данная разработка успешно применяется при проведении факультативных занятий,а также при подготовке учащихся к сдаче единого государственного экзамена по химии...

Поурочная разработка урока 9 класс по теме:"Реакции ионного обмена"

Тема урока: «Реакции ионного обмена». Цель: Ознакомить учащихся с реакциями ионного обмена и условиями их протеканияЗадачи:Обучающие:1.      Формирование знаний об обрати...

Методическая разработка урока "Закономерности протекания химической реакции"

В состав методической разработки входит план урока, презентация, тест...

Методическая разработка урока по химии “Химические реакции” 8 класс с использованием ЭФУ (технологическая карта)

Использование ЭФУ позволяет сделать любой урок химии интерактивным и продуктивным....

Разработка урока-исследования "Скорость химической реакции"

Урок-исследование на тему "Скорость химической реакции" предназначен для 9-х классов средних общеобразовательных школ....