Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме
Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reakcii_obmena.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
урока химии по теме:
«Типы химических реакций. Реакции обмена»
Разработка урока по теме: "Типы химических реакций. Реакции обмена."
Цели урока:
Образовательная- актуализация знаний обучающихся о типах химических реакций, классификации веществ, номенклатуре основных классов неорганических соединений, введение понятия о реакциях обмена, их значимости в повседневной жизни человека.
Развивающая – развитие научного мышления обучающихся через установление причинно-следственных связей, эксперимент и анализ эмпирических данных, умений анализировать результаты наблюдаемых опытов.
Воспитательные -формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении типов химических реакций.
Задачи:
1) обобщить и систематизировать знания о типах химических реакций, закрепить умения составлять уравнения химических реакций и расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций.
2) сформировать комплекс общеучебных познавательных умений - логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
3)совершенствовать коммуникативные и организационные умения (правильное использование химической терминологии и символики, потребности вести диалог, выслушивать оппонента, способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения).
Место урока в школьном курсе: урок изучается в разделе «Изменения, происходящие с веществами», является последним из типов химических реакций, изучаемых в этом разделе.
Планируемые результаты:
урок должен помочь обучающимся 8 класса сформировать следующие универсальные учебные действия:
1)Личностные УУД: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни; оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
2)Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем связанных с химией.
3)Познавательные УУД: научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.
4)Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.
Форма учебного процесса: классный урок.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедийный проектор, электронная презентация, экран, карточки с заданиями, оценочные карты, рефлексивные карты, демонстрационное оборудование (штатив с порбирками, пробиркодержатель, растворы соляной кислоты, серной кислоты, гидроксида натрия, хлорида бария, карбонат натрия, индикатор), чёрный и белый экраны, фишки)
Хронометраж урока:
- Организационный момент ……………………………… 1 мин.
- Актуализация опорных знаний ………………………… 3 мин.
- Мотивация знаний ………………………………………..2 мин.
- Изучение нового материала …………………………….. 15 мин. (физкультминутка)
- Первичное закрепление знаний ………………………… 4 мин.
- Рефлексия ………………………………………………….3 мин.
- Подведение итогов урока.
Информация о домашнем задании …………………….. 2 мин.
Ход урока.
I. Организационный момент.(1 мин)
Приветствие.
Мы – умные, мы – дружные,
Мы – внимательные, мы – старательные,
Мы отлично учимся, всё у нас получится!
II.Актуализация опорных знаний (3 мин)
Учитель:
- Эти явления знаете вы
В жизни нашей встречаются они,
А отличают эти явления – взаимные превращения,
И образуются всегда – новые вещества.
- Что же это за явления?
Обучающиеся:
- Химические реакции (слайд)
На предыдущих уроках вы познакомились с тремя типами химических реакций. По числу вступивших в реакцию веществ и, образовавшихся продуктов реакции, вспомним. «СЛАЙД 3,4»
III. Мотивация знаний
- Сравним уравнения химических реакций. «СЛАЙД 5»
- Fe + H2SO4 → FeSO4 + H2↑
- FeO + H2SO4 → FeSO4 + H2O
- Как вы думаете, в чём проявляется сходство и различие этих уравнений химических реакций? (Сходства: одинаковое количество исходных веществ и продуктов реакции, продуктом является соль,
Различия: исходными веществами одной из реакций являются сложные вещества-2, а другой - простое и сложное вещество (1), реакции относятся к разным типам.)
Обратили вы внимание на состав веществ?
Что происходит во втором случае? (обмен составными частями)
Совершенно верно происходит обмен.
Сформулируйте тему урока?
Записать тему урока в тетради. «СЛАЙД 6»
IV. Сообщение нового материала.
Попробуйте сформулировать определение реакций обмена? Если вы испытываете затруднения, обратитесь к тексту параграфа 32 на с. 165.
«СЛАЙД 7» (записать в тетрадь)
Проведём с вами небольшой эксперимент. Я называю вещества, а вы записывайте в тетрадь формулы веществ и составляете уравнения химических реакций, которые я буду демонстрировать!
Демонстрационный опыт №1 «Взаимодействие соляной кислоты с карбонатом натрия».
К какому классу соединений относится кабонат натрия?
«СЛАЙД 9» Вспомним правила техники безопасности при работе с кислотами.
Назвать признак химической реакции? (выделение пузырьков газа). Какой это газ?
Записать уравнение химической реакции (1 обучающийся у доски, остальные в тетради). «СЛАЙД 10»
Как мы обозначим выделение газа?
Демонстрационный опыт №2 «Взаимодействие раствора гидроксида натрия с сульфатом меди».
«СЛАЙД 11»
Каким был раствор сульфата меди? Что произошло после того, как я добавила раствор гидроксида натрия
Расставьте коэффициенты в уравнении химической реакции, назовите образовавшиеся соединения:
CuSO4 + NaOH → Cu(OH)2↓ + Na2SO4
Cu(OH)2 + HCl → CuCl2 + H2O
По какому признаку вы определили, что протекает химическая реакция?(образовался осадок голубого цвета)
Записать уравнение химической реакции на доске.
Демонстрационный опыт №3 Взаимодействие серной кислоты с раствором хлорида бария.
«СЛАЙД 13»Назовите признак, по которому вы определили, что химическая реакция произошла? (Выпадение осадка белого цвета).
Как узнать, выпадет осадок или нет в результате реакции обмена?
Работа с таблицей растворимости на форзаце учебника. !!!
-Необходимо вспомнить определение такого класса неорганических соединений, как СОЛИ?
Демонстрационный опыт №4 Взаимодействие соляной кислоты с раствором гидроксида натрия в присутствии индикатора – фенолфталеина.
ИНДИКАТОРЫ (от лат. indicator – указатель) – вещества, позволяющие следить за составом среды или за протеканием химической реакции
Физкультминутка
Если выделится газ-
Это раз;
И получится вода -
Это два;
А еще - нерастворимый
Осаждается продукт…
"Есть осадок", - говорим мы.
Это третий важный пункт.
Химик "правила обмена"
Не забудет никогда:
В результате - непременно
Будет газ или вода,
Выпадет осадок –
Вот тогда порядок!
Давайте подумаем!!! Где в быту мы встречаемся с реакциями обмена?
«СЛАЙД 13»
- Разрыхлители теста.
- Определение качества воды.
- Устранение жесткости воды.
- Определение качества продуктов питания.
- Определение массовой доли уксусной кислоты в ее растворе.
И это далеко не полный перечень областей применения реакций обмена. Т.Е сделайте вывод: жизнь современного человека немыслима без реакций обмена!!!
№ | Реагенты | Продукты реакции | Признак протекания химической реакции |
1 | HCl + Na2СO3→ | NaCl + H2СO3 (СО2↑+ Н2О) | выделение газа |
2 | HCl+ Сu(OH)2 → | CuCl2 + H2O | образование воды |
3 | H2SO4 + BaCl2 → | HCl + BaSO4 ↓ | выпадение осадка |
4 | NaCl+ H2SO4→ | → ? + ? | Будет идти реакция? |
V. Закрепление изученного материала.
«СЛАЙД 14» Работа в парах с последующей взаимопроверкой. «СЛАЙД 15»
Кто может нам объяснить?
Кто справился с заданием без ошибок? (поднимите руку.)
Кто из вас испытал затруднения при выполнении? Почему?
Молодцы ребята!
VI. .Подведение итогов. Рефлексия
- Написано на доске:
- «Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит ты поистине мудр.»
Релаксация. Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего урока. Я рада, что на протяжении всего урока вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать ещё лучше – поаплодировали себе.
- У вас на столе лежат карты, для анализа нашего с вами урока. Предлагаю вам заполнить карту, для того, чтобы………………..для этого вы можете воспользоваться выражениями, указанными на слайде презентации «СЛАЙД 18»
Плюс (что понравилось на уроке) | |
Минус (что не понравилось, непонятно) | |
Интересно (любопытно, что ещё хотелось бы узнать) |
VI. Домашнее задание. (инструктаж по его выполнению).
§32, № 2-5 с.168
«Исследовательская работа»
1.Запишите формулы химических веществ, которые применяются в быту:
- Уксус-
- Пищевая сода-
- Кальцинированная сода-
- Медный купорос-
- Марганцовка-
- Хлористый кальций-
- Магнезия жжёная-
- Аккумуляторная кислота-
2.Проведите реакции между веществами:
Нужно взять | Наблюдение | Идет ли реакция? | Уравнение реакции |
1. Железный гвоздь и раствор медного купороса | |||
2. Заварить крахмал + йод | |||
3. Сода + уксус | |||
4. Сода + хлористый кальций (апт.) | |||
5.Монетка + р-р поваренной соли |
Информационные ресурсы
- Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2009.
- Габриелян О.С. Учебник для общеобразовательных учреждений. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2009.
- Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. 8 класс. М.: Дрофа, 2007.
- Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе. Методическое пособие к учебнику О.С.Габриеляна «Химия-8» для учащихся и учителей. М.: Блик и Ко, 2001.
- http://yandex.ru
- http://chemistry-chemists.com/
- http://yandex.ru/
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Бекетов_Н.
- http://www.hemi.nsu.ru/ucheb188.htm
- http://www.google.ru
Физкультминутка «Реакции обмена»
Слоганы
Упражнения
Реакции обмена
Правое плечо вверх - вниз;
Вы словно перемена.
Левое плечо вверх – вниз.
Их признаки запомним навсегда!
Руки к плечам согнутые в локтевом суставе и повороты в плечевом суставе вперед – назад;
Нам газа запах сладок,
Руки вверх – 2 раза;
И выпавший осадок,
Руки вниз – 2 раза;
И абсолютно новая вода!
Руки согнуты в локтях впереди, вращение в локтевом суставе вперед и назад.
Физкультминутка « Периодическая система»
Слоганы
Упражнения
Раз – два – руки в горизонтали,
Обе руки в горизонтальной плоскости одновременно вправо – влево;
Три – четыре – руки по вертикали.
Обе руки одновременно резким движением поднимаются вверх и опускаются вниз.
Помни, период – это горизонталь,
Руки на пояс, наклоны туловища вправо и влево;
Ну а группа – это вертикаль!
Руки на пояс, прыжки на месте.
Домашнее задание
«Исследовательская работа»
1.Запишите формулы химических веществ, которые применяются в быту:
- Уксус-
- Пищевая сода-
- Кальцинированная сода-
- Медный купорос-
- Марганцовка-
- Хлористый кальций-
- Магнезия-
- Аккумуляторная кислота-
2.Проведите реакции между веществами:
Нужно взять | Наблюдение | Идет ли реакция? | Уравнение реакции |
1. Железный гвоздь и раствор медного купороса | |||
2. Заварить крахмал + йод | |||
3. Сода + уксус | |||
4. Сода + хлористый кальций (апт.) | |||
5.Монетка + р-р поваренной соли |
Признаки протекания химических реакций
Реагенты | Продукты реакции | Признак протекания химической реакции | |
1 | |||
2 | |||
3 |
реакции соединения | реакции разложения | реакции замещения | реакции обмена |
Рефлексия
Плюс (что понравилось на уроке) | |
Минус (что не понравилось, непонятно) | |
Интересно (любопытно, что ещё хотелось бы узнать) |
Рефлексия
Плюс (что понравилось на уроке) | |
Минус (что не понравилось, непонятно) | |
Интересно (любопытно, что ещё хотелось бы узнать) |
__Фамилия Имя___________________________________________________
Бланк ответов
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание для самостоятельного выполнения
Оценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теории окислительно-восстановительных реакций для профильных классов
Основная цель занятия: научить прогнозировать продукты окислительно- восстановительных реакций с учетом среды, в которой протекает химическая реакция...
Разработка урока по теме "Окислительно- восстановительные реакции с участием органических веществ"
Данная разработка успешно применяется при проведении факультативных занятий,а также при подготовке учащихся к сдаче единого государственного экзамена по химии...
Урок на тему "Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена"
Урок в 11 классе...
Поурочная разработка урока 9 класс по теме:"Реакции ионного обмена"
Тема урока: «Реакции ионного обмена». Цель: Ознакомить учащихся с реакциями ионного обмена и условиями их протеканияЗадачи:Обучающие:1. Формирование знаний об обрати...
Методическая разработка урока "Закономерности протекания химической реакции"
В состав методической разработки входит план урока, презентация, тест...
Методическая разработка урока по химии “Химические реакции” 8 класс с использованием ЭФУ (технологическая карта)
Использование ЭФУ позволяет сделать любой урок химии интерактивным и продуктивным....
Разработка урока-исследования "Скорость химической реакции"
Урок-исследование на тему "Скорость химической реакции" предназначен для 9-х классов средних общеобразовательных школ....