Разработка урока по теме «Скорость химической реакции и ее зависимость от разных факторов» для учащихся 11 класса
методическая разработка по химии (11 класс) на тему

Урок по теме «Скорость химической реакции и ее зависимость от разных факторов» разработан с использованием электронных образовательных ресурсов. Несмотря на то, что на уроках сочетаю разные формы работы, стараюсь показывать опыты демонстрационно или провожу в виде лабораторных работ, электронные образовательные ресурсы использую с целью экономии времени. Их удобно применять в тех случаях, когда в школе не хватает реактивов для демонстрационных опытов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока  по теме «Скорость химической реакции

и ее зависимость от разных факторов»

 для учащихся 11 класса

Цель: формирование понятия о скорости химической реакции,  зависимости скорости реакции от разных факторов, установить закономерности протекания химических процессов.

           Задачи:

- обучающие:  изучить основные факторы, влияющие на скорость химической реакции; основные законы химической кинетики, создать представление о скорости реакции в зависимости от ее типа.

-развивающие: развивать  умения наблюдать, фиксировать результаты эксперимента, умения делать выводы. Развитие внимания, памяти, мышления, речи,  навыков сравнивать, обобщать и делать выводы.

-воспитательные: формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы, культуры общения в процессе парного и коллективного взаимодействия ( коммуникативная культура)

  1. Тип урока:  лекция с элементами беседы
  2. Формы работы учащихся : работа парная, индивидуальная, фронтальная
  3. Необходимое техническое оборудование:  компьютер, проектор

Структура и ход урока :

Таблица 1. Структура и ход урока

Этапы урока

Название используемых ЭОР (с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время (мин.) мин

   1

Организационный

Приветствие учащихся, контроль готовности учащихся к уроку

Приветствие учителя, готовность к уроку

1

    2

Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала

Объяснение и беседа.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Химические реакции» и познакомимся с понятием «скорость реакции». В курсе физики и математики вы сталкивались с термином «скорость», что он означал, в каких единицах измерения рассчитывался?

В химии тоже есть такое понятие, но оно характеризует химические процессы. С этими процессами вы сталкивались, но, порой, не задумывались об этом: почему продукты питания портятся, зачем их помещают в холодильник, как быстро сгорает топливо в авто, а коррозия продолжается годы? Усвоив материал урока, вы сможете ответить на эти вопросы, выявите, какие факторы влияют на эти процессы.

Беседа, ответы на вопросы, обсуждение

Высказывают предположения

3

    3

Этап усвоения новых знаний

Влияние природы веществ на скорость реакции ( 1)

Влияние ингибиторов на скорость химических реакций (2)

Влияние размеров поверхности соприкосновения реагирующих веществ на скорость реакции (3)

Влияние температуры на скорость реакции ( 4)

Влияние катализаторов на скорость химической реакции (5)

Влияние концентрации на скорость реакции (6)

Объяснение и беседа.

Так что же такое скорость реакции?-(составление схемы с объяснением материала):

-величина, характеризующая интенсивность реакции, выраженная количественно.

1. Обозначается-Vр-ии

2. Формула:

а) гомогенные реакции:

∆C/∆t (моль/л∙с)

б) гетерогенные реакции:

∆n/∆t∙S (моль/с∙м2)

Можете ли вы на основании формул предположить, что возможно влияет на скорость реакции?

Теперь выясним, какие  факторы  влияют  на скорость реакции.

Демонстрация видеофрагментов

После заполнения сводной таблицы организуется объяснение законов, отражающих зависимость скорости от:

1. Концентрации (закон действующих масс)-

1867 год- К.Гульдберг, П.Вааге; 1865 год- Н.И. Бекетов. «Скорость химической реакции пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ, взятых в степенях, равных их коэффициентам в уравнении реакции».

N2 + 3H2 ↔ 2NH3

Vр-ии = k∙C (N2)∙ C (H2)3

S + O2 = SO2

Vр-ии = k∙C (O2)

Закон действующих масс не учитывает концентрации реагирующих веществ, находящихся в твёрдом состоянии, так как они реагируют на поверхности и их концентрации обычно являются постоянными!

2. Температуры- Я.Х. Вант-Гофф «Повышение температуры на каждые 10 С приводит к увеличению скорости реакции в 2-4 раза (эта величина называется температурным коэффициентом)».

Vt2 = Vt1∙ γt2-t1/10

Также обсуждается зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ, наличия катализатора,  площади поверхности соприкосновения реагентов

Конспектирование материала,

ответы на вопросы (устно)- определения гомогенных и гетерогенных реакций,

работа с формулами          

Наблюдение, фиксирование результатов

 Результаты работы заносятся в таблицу:

изучаемый фактор

используемые вещества

вывод

    см.   Приложение 1.  

Конспект, вопросы учителю.    

229

    4

 Этап закрепления знаний

7.Скорость реакции

Беседа

1.Теперь, зная о скорости реакции, попробуем грамотно ответить на вопросы,  поставленные в начале урока.

2. Для реакции: 2NO + O2 = 2NO2

1.Записать выражение закона действующих масс.

2. Скорость этой реакции при 20С равна 1 моль/л∙с. Вычислить скорость этой реакции при 60С, если температурный коэффициент равен 3.

3. Резерв (может являться частью домашнего задания ): В этой системе концентрацию оксида азота (II) увеличили от 0,03 до 0,05 моль/л., а концентрацию кислорода - от 0,02 до 0,04 моль/л. Во сколько раз возросла скорость реакции?

Учитель- координатор действий учащихся.

Ответы на вопросы. Организация беседы. Выполнение тестов.

Решение задач (возможна работа у доски, работа в парах).

10

     5

Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Инструктаж домашнего задания

§ 17, Знать: определение понятия скорости химической реакции, её зависимость от различных факторов.

Уметь: пояснять законы, отражающие зависимость скорости от концентрации и температуры; приводить примеры практического использования полученных знаний.

Запись в дневник, вопросы учителю о выполнении домашнего задания.

Оценка результатов урока и подведение итогов с использованием метода рефлексии.

2

Приложение к плану-конспекту урока   по теме «Скорость реакции химической реакции и ее зависимость о разных факторов»

 ( 11 класс)

Таблица 2.

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Влияние природы веществ на скорость реакции

И-тип

видеофрагмент

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/dd73c817-3678-7e5c-ab90-f684a2e84529/view/

2

Влияние ингибиторов на скорость химических реакций

И-тип

видеофрагмент

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d71f293e-16d1-974d-7b89-43a7eae8c7fa/view/

3

Влияние размеров поверхности соприкосновения реагирующих веществ на скорость реакции

И-тип

видеофрагмент

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a452932d-e048-14c0-6101-ffe2de3e6d34/view/

4

Влияние температуры на скорость реакции

И-тип

видеофрагмент

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/74395740-8615-0a95-5a13-d9086217c1b8/view/

5

Влияние катализаторов на скорость химической реакции

И-тип

видеофрагмент

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b40c134e-f065-1ca4-960d-5d7780bd6a99/view/

6

Влияние концентрации на скорость реакции

И-тип

видеофрагмент

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2789210e-24cd-803f-bc4e-1c6518a2ea62/view/

7

Скорость реакции

К-тип

Интерактивное задание в тестовой форме

 http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ec854412-83ed-03a0-2631-8e0d90ff7cc8/?interface=catalog

http://www.fcior.edu.ru/card/118/testy-po-teme-skorost-himicheskih-reakciy-kataliz.html

Стрижова Ирина Алексеевна, учитель химии муниципального  общеобразовательного  автономного учреждения «Лицей № 1 г. Новотроицка Оренбургской области»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок. Тема: Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Для СПО.

Дано понятие скорости химической реакции. Экспериментальное изучение факторов , влияющих на скорость. Понятие химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Урок проводится с применением презентации этой...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ:»СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ И ЕЕ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ УСЛОВИЙ ПРОТЕКАНИЯ».

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ:»СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ И ЕЕ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ УСЛОВИЙ ПРОТЕКАНИЯ».ЦЕЛЬ: Сформировать понятие о скорости химической реакции и факторах, влияющих на ее изменение (концентр...

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость химической ...

Разработка урока по теме "Скорость. химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции"

Данная методическая разработка предназначена для учащихся общеобразовательных школ 11 класса.         Изучение темы «Учение о скорости химической реакции....

Урок на тему: "Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции"

Урок на тему: «Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции» Тип урока: урок изучения нового материала...