Проведение практических работ по химии с использованием инструкционных карт.
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Для проведения практических работ по химии в 9 классе учителем разработаны инструкционные карты, позволяющие активизировать и направлять деятельность учащихся. Такие пошаговые инструкции позволяют детям выполнять работу самостоятельно, в индивидуальном темпе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
instruktsiya_k_pr.rab_._1.doc | 29.5 КБ |
instruktsiya_k_pr.rab_._2.doc | 30 КБ |
instruktsiya_k_pr.rab_._3.doc | 30 КБ |
instruktsiya_k_pr.rab_._4.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Инструкция по выполнению
практической работы №1 по теме «Реакции ионного обмена».
- Запишите в тетради тему практической работы. Прослушайте указания учителя по технике безопасности и строго соблюдайте эти указания и пункты данной инструкции.
- Сформулируйте цель работы.
- Опыт 1.Проведите реакцию обмена с образованием воды. Для этого: а) найдите на рабочем столе растворы основания (ионы ОН-) и кислоты (ионы Н+); б) составьте уравнение реакции между этими веществами в молекулярном и ионном виде;
в) проведите реакцию: в пробирку налейте 1мл раствора основания, добавьте немного фенолфталеина до изменения цвета, затем прилейте 1мл раствора кислоты; убедитесь в том, что основание нейтрализовано; г) запишите наблюдения.
- Опыт 2.Проведите реакцию обмена с образованием осадка. Для этого: а) найдите на рабочем столе растворы соли (ионы ) и основания (ионы ОН-); б) составьте уравнение реакции между этими веществами в молекулярном и ионном виде;
в) проведите реакцию: в пробирку налейте 1мл раствора соли, добавьте 1мл раствора основания; убедитесь в образовании осадка;
г) запишите наблюдения.
- Опыт 3.Проведите реакцию обмена с выделением газа. Для этого: а) найдите на рабочем столе растворы кислоты (ионы Н+) и карбоната (ионы СО32-); б) составьте уравнение реакции между этими веществами в молекулярном и ионном виде;
в) проведите реакцию: в пробирку налейте 1мл раствора карбоната и осторожно по каплям добавьте кислоту; наблюдайте выделение углекислого газа; г) запишите наблюдения.
- Опыт 4. Гидролиз соли.
Исследуйте реакцию среды в растворе соли ( ). Для этого:
а) налейте в пробирку 2мл раствора соли;
б) опустите в раствор соли полоску универсальной индикаторной бумаги; в) проанализируйте изменение цвета бумаги;
г) запишите наблюдения и ионное уравнение гидролиза.
- Сформулируйте вывод (в соответствии с целью работы).
- Приведите в порядок свое рабочее место. Сдайте тетрадь учителю.
Предварительный просмотр:
Инструкция по выполнению
практической работы №2 по теме «Свойства серной кислоты».
- Запишите в тетради тему практической работы. Прослушайте указания учителя по технике безопасности и строго соблюдайте эти указания и пункты данной инструкции.
- Сформулируйте цель работы.
- Опыт 1. Докажите качественный состав серной кислоты.
Вспомните, какие ионы образуются при диссоциации серной кислоты.
Какими реакциями можно распознать наличие этих ионов в растворе?
А) Докажите наличие иона Н+. Для этого:
а) найдите на рабочем столе раствор серной кислоты и металл;
б) составьте уравнение реакции между этими веществами;
в) проведите реакцию: в пробирку налейте 1мл раствора кислоты и добавьте
1-2 гранулы металла, убедитесь в выделении газа;
г) запишите наблюдения.
Б) Докажите наличие сульфат-иона. Для этого:
а) найдите на рабочем столе растворы серной кислоты и хлорида бария;
б) составьте уравнение реакции между этими веществами в молекулярном и ионном виде;
в) проведите реакцию: в пробирку налейте 1мл раствора кислоты и добавьте 1 мл раствора соли бария, убедитесь в образовании осадка;
г) запишите наблюдения.
- Опыт 2.Проведите реакцию нейтрализации.
Вспомните, какая реакция обмена называется реакцией нейтрализации.
Для проведения реакции:
а) найдите на рабочем столе растворы основания (ионы ОН-) и серной кислоты (ионы Н+);
б) составьте молекулярное и ионные уравнения реакции между этими веществами; в) проведите реакцию: в пробирку налейте 1мл раствора основания, добавьте немного фенолфталеина до изменения цвета, затем прилейте 1мл раствора кислоты; убедитесь в том, что основание нейтрализовано; г) запишите наблюдения.
- Опыт 3.Проведите реакцию обмена с солью слабой кислоты.
Для этого:
а) найдите на рабочем столе растворы серной кислоты (ионы Н+) и карбоната
(ионы СО32-);
б) составьте молекулярное и ионные уравнения реакции между этими веществами;
в) проведите реакцию: в пробирку налейте 1мл раствора карбоната (если карбонат нерастворим – насыпьте 1-2 грамма его) и осторожно по каплям добавьте кислоту; наблюдайте выделение углекислого газа; г) запишите наблюдения.
- Сформулируйте вывод (в соответствии с целью работы).
- Приведите в порядок свое рабочее место. Сдайте тетрадь учителю.
Предварительный просмотр:
Инструкция по выполнению практической работы №3 по теме «Получение аммиака».
- Запишите в тетради тему практической работы. Прослушайте указания учителя по технике безопасности и строго соблюдайте эти указания и пункты данной инструкции.
- Сформулируйте цель работы.
- Опыт 1. Получение аммиака.
Вспомните, как получают аммиак в лабораторных условиях.
Как можно распознать его наличие?
а) наблюдайте опыт по получению аммиака в исполнении учителя;
б) убедитесь в том, что аммиак получен;
в) составьте уравнение реакции;
г) запишите наблюдения.
- Опыт 2. Реакция среды в растворе аммиака.
Исследуйте реакцию среды в растворе аммиака. Для этого:
а) найдите на рабочем столе раствор аммиака (гидроксид аммония NH4OH) и индикатор;
б) в пробирку налейте 1мл раствора аммиака и добавьте немного фенолфталеина;
в) запишите наблюдения и сделайте вывод о реакции среды в растворе аммиака.
- Опыт 3. Реакция нейтрализации.
Вспомните, какая реакция обмена называется реакцией нейтрализации.
Для проведения реакции:
а) найдите на рабочем столе раствор кислоты (ионы Н+);
б) составьте молекулярное и ионные уравнения реакции между гидроксидом аммония и кислотой; в) проведите реакцию: в пробирку с раствором аммиака и индикатором (опыт 2), прилейте 1мл раствора кислоты; убедитесь в том, что основание нейтрализовано; г) запишите наблюдения.
- Опыт 4. Реакция обмена с солью.
Для проведения реакции:
а) найдите на рабочем столе растворы гидроксида аммония и соли (ионы Al3+,Fe3+,Zn2+);
б) составьте молекулярное и ионные уравнения реакции между этими веществами;
в) проведите реакцию: в пробирку налейте 1мл раствора соли и добавьте 1мл раствора аммиака;
г) запишите наблюдения.
- Задача.
Решите задачу по уравнению реакции получения аммиака.
- Сформулируйте вывод (в соответствии с целью работы).
- Приведите в порядок свое рабочее место. Сдайте тетрадь учителю.
Предварительный просмотр:
Инструкция по выполнению практической работы №4
по теме «Получение углекислого газа».
- Запишите в тетради тему практической работы. Прослушайте указания учителя по технике безопасности и строго соблюдайте эти указания и пункты данной инструкции.
- Сформулируйте цель работы.
- Опыт 1. Получение углекислого газа.
Вспомните, как получают углекислый газ в лабораторных условиях.
Как можно доказать его наличие?
а) наблюдайте опыт по получению углекислого газа в исполнении учителя;
б) убедитесь в том, что углекислый газ получен;
в) составьте уравнения реакций получения и обнаружения газа;
г) запишите наблюдения.
- Опыт 2. Качественная реакция на карбонаты.
Вспомните, как можно распознать любой карбонат.
Проведите качественную реакцию на карбонаты. Для этого:
а) найдите на рабочем столе раствор карбоната (ионы CO32-) и раствор кислоты (ионы Н+);
б) составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде между карбонатом и кислотой;
в) проведите реакцию: в пробирку налейте 1мл раствора карбоната и осторожно, по каплям добавьте немного кислоты;
г) запишите наблюдения.
- Опыт 3. Реакция обмена между двумя солями.
Вспомните, при каком условии возможна реакция обмена между солями.
Для проведения реакции:
а) найдите на рабочем столе раствор карбоната (ионы СО32-) и раствор другой соли (ионы Са2+или Ва2+);
б) составьте молекулярное и ионные уравнения реакции между солями; в) проведите реакцию: в пробирку с 1мл раствора карбоната, прилейте 1мл раствора второй соли; г) запишите наблюдения.
- Задача.
Решите задачу по предложенному учителем условию.
- Сформулируйте вывод (в соответствии с целью работы).
- Приведите в порядок свое рабочее место. Сдайте тетрадь учителю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ХИМИИ В ШКОЛЕ
Сегодня, на мой взгляд, необходимо расставлять другие приоритеты в организации и проведении практических работ. Опыт учителя подсказывает, что практические работы должны проводиться с учет...
Проведение практических работ по химии с использованием инструкционных карт.
Для проведения практических работ по химии в 9 классе учителем разработаны инструкционные карты, позволяющие активизировать и направлять деятельность учащихся. Такие пошаговые инструкции позволяют дет...
Инструкционные карты для практических работ по химии (8-11 класс)
Инструкционные карты для практических работ по химии, разработанные в соответствии с образовательной программой по химии Республики Казахстан....
Инструкционная карта к практической работе по химии в 8 классе "Приёмы обращения с лабораторным оборудованием.Очистка загрязненной поваренной соли".
Инструкционная карта к практической работе по химии в 8 классе "Приёмы обращенияс лабораторным оборудованием. Очистка загрязненной поваренной соли"...
Инструкционная карта для проведения практической работы
Инструкционная карта для проведения практической работы по электротехнике....
Инструкционная карта для проведения практической работы
Электротехника и электронная техника...
Использование информационных технологий при проведении практических работ по химии
Практическая работа «Реакции ионного обмена» проводится в 9 классе в рамках химического практикума после изучения темы «Теория электролитической диссоциации»....