Проведение практических работ по химии с использованием инструкционных карт.
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Для проведения практических работ по химии в 9 классе учителем разработаны инструкционные карты, позволяющие активизировать и направлять деятельность учащихся. Такие пошаговые инструкции позволяют детям выполнять работу самостоятельно, в индивидуальном темпе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.5 КБ |
![]() | 30 КБ |
![]() | 30 КБ |
![]() | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Инструкция по выполнению
практической работы №1 по теме «Реакции ионного обмена».
- Запишите в тетради тему практической работы. Прослушайте указания учителя по технике безопасности и строго соблюдайте эти указания и пункты данной инструкции.
- Сформулируйте цель работы.
- Опыт 1.Проведите реакцию обмена с образованием воды. Для этого: а) найдите на рабочем столе растворы основания (ионы ОН-) и кислоты (ионы Н+); б) составьте уравнение реакции между этими веществами в молекулярном и ионном виде;
в) проведите реакцию: в пробирку налейте 1мл раствора основания, добавьте немного фенолфталеина до изменения цвета, затем прилейте 1мл раствора кислоты; убедитесь в том, что основание нейтрализовано; г) запишите наблюдения.
- Опыт 2.Проведите реакцию обмена с образованием осадка. Для этого: а) найдите на рабочем столе растворы соли (ионы ) и основания (ионы ОН-); б) составьте уравнение реакции между этими веществами в молекулярном и ионном виде;
в) проведите реакцию: в пробирку налейте 1мл раствора соли, добавьте 1мл раствора основания; убедитесь в образовании осадка;
г) запишите наблюдения.
- Опыт 3.Проведите реакцию обмена с выделением газа. Для этого: а) найдите на рабочем столе растворы кислоты (ионы Н+) и карбоната (ионы СО32-); б) составьте уравнение реакции между этими веществами в молекулярном и ионном виде;
в) проведите реакцию: в пробирку налейте 1мл раствора карбоната и осторожно по каплям добавьте кислоту; наблюдайте выделение углекислого газа; г) запишите наблюдения.
- Опыт 4. Гидролиз соли.
Исследуйте реакцию среды в растворе соли ( ). Для этого:
а) налейте в пробирку 2мл раствора соли;
б) опустите в раствор соли полоску универсальной индикаторной бумаги; в) проанализируйте изменение цвета бумаги;
г) запишите наблюдения и ионное уравнение гидролиза.
- Сформулируйте вывод (в соответствии с целью работы).
- Приведите в порядок свое рабочее место. Сдайте тетрадь учителю.
Предварительный просмотр:
Инструкция по выполнению
практической работы №2 по теме «Свойства серной кислоты».
- Запишите в тетради тему практической работы. Прослушайте указания учителя по технике безопасности и строго соблюдайте эти указания и пункты данной инструкции.
- Сформулируйте цель работы.
- Опыт 1. Докажите качественный состав серной кислоты.
Вспомните, какие ионы образуются при диссоциации серной кислоты.
Какими реакциями можно распознать наличие этих ионов в растворе?
А) Докажите наличие иона Н+. Для этого:
а) найдите на рабочем столе раствор серной кислоты и металл;
б) составьте уравнение реакции между этими веществами;
в) проведите реакцию: в пробирку налейте 1мл раствора кислоты и добавьте
1-2 гранулы металла, убедитесь в выделении газа;
г) запишите наблюдения.
Б) Докажите наличие сульфат-иона. Для этого:
а) найдите на рабочем столе растворы серной кислоты и хлорида бария;
б) составьте уравнение реакции между этими веществами в молекулярном и ионном виде;
в) проведите реакцию: в пробирку налейте 1мл раствора кислоты и добавьте 1 мл раствора соли бария, убедитесь в образовании осадка;
г) запишите наблюдения.
- Опыт 2.Проведите реакцию нейтрализации.
Вспомните, какая реакция обмена называется реакцией нейтрализации.
Для проведения реакции:
а) найдите на рабочем столе растворы основания (ионы ОН-) и серной кислоты (ионы Н+);
б) составьте молекулярное и ионные уравнения реакции между этими веществами; в) проведите реакцию: в пробирку налейте 1мл раствора основания, добавьте немного фенолфталеина до изменения цвета, затем прилейте 1мл раствора кислоты; убедитесь в том, что основание нейтрализовано; г) запишите наблюдения.
- Опыт 3.Проведите реакцию обмена с солью слабой кислоты.
Для этого:
а) найдите на рабочем столе растворы серной кислоты (ионы Н+) и карбоната
(ионы СО32-);
б) составьте молекулярное и ионные уравнения реакции между этими веществами;
в) проведите реакцию: в пробирку налейте 1мл раствора карбоната (если карбонат нерастворим – насыпьте 1-2 грамма его) и осторожно по каплям добавьте кислоту; наблюдайте выделение углекислого газа; г) запишите наблюдения.
- Сформулируйте вывод (в соответствии с целью работы).
- Приведите в порядок свое рабочее место. Сдайте тетрадь учителю.
Предварительный просмотр:
Инструкция по выполнению практической работы №3 по теме «Получение аммиака».
- Запишите в тетради тему практической работы. Прослушайте указания учителя по технике безопасности и строго соблюдайте эти указания и пункты данной инструкции.
- Сформулируйте цель работы.
- Опыт 1. Получение аммиака.
Вспомните, как получают аммиак в лабораторных условиях.
Как можно распознать его наличие?
а) наблюдайте опыт по получению аммиака в исполнении учителя;
б) убедитесь в том, что аммиак получен;
в) составьте уравнение реакции;
г) запишите наблюдения.
- Опыт 2. Реакция среды в растворе аммиака.
Исследуйте реакцию среды в растворе аммиака. Для этого:
а) найдите на рабочем столе раствор аммиака (гидроксид аммония NH4OH) и индикатор;
б) в пробирку налейте 1мл раствора аммиака и добавьте немного фенолфталеина;
в) запишите наблюдения и сделайте вывод о реакции среды в растворе аммиака.
- Опыт 3. Реакция нейтрализации.
Вспомните, какая реакция обмена называется реакцией нейтрализации.
Для проведения реакции:
а) найдите на рабочем столе раствор кислоты (ионы Н+);
б) составьте молекулярное и ионные уравнения реакции между гидроксидом аммония и кислотой; в) проведите реакцию: в пробирку с раствором аммиака и индикатором (опыт 2), прилейте 1мл раствора кислоты; убедитесь в том, что основание нейтрализовано; г) запишите наблюдения.
- Опыт 4. Реакция обмена с солью.
Для проведения реакции:
а) найдите на рабочем столе растворы гидроксида аммония и соли (ионы Al3+,Fe3+,Zn2+);
б) составьте молекулярное и ионные уравнения реакции между этими веществами;
в) проведите реакцию: в пробирку налейте 1мл раствора соли и добавьте 1мл раствора аммиака;
г) запишите наблюдения.
- Задача.
Решите задачу по уравнению реакции получения аммиака.
- Сформулируйте вывод (в соответствии с целью работы).
- Приведите в порядок свое рабочее место. Сдайте тетрадь учителю.
Предварительный просмотр:
Инструкция по выполнению практической работы №4
по теме «Получение углекислого газа».
- Запишите в тетради тему практической работы. Прослушайте указания учителя по технике безопасности и строго соблюдайте эти указания и пункты данной инструкции.
- Сформулируйте цель работы.
- Опыт 1. Получение углекислого газа.
Вспомните, как получают углекислый газ в лабораторных условиях.
Как можно доказать его наличие?
а) наблюдайте опыт по получению углекислого газа в исполнении учителя;
б) убедитесь в том, что углекислый газ получен;
в) составьте уравнения реакций получения и обнаружения газа;
г) запишите наблюдения.
- Опыт 2. Качественная реакция на карбонаты.
Вспомните, как можно распознать любой карбонат.
Проведите качественную реакцию на карбонаты. Для этого:
а) найдите на рабочем столе раствор карбоната (ионы CO32-) и раствор кислоты (ионы Н+);
б) составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде между карбонатом и кислотой;
в) проведите реакцию: в пробирку налейте 1мл раствора карбоната и осторожно, по каплям добавьте немного кислоты;
г) запишите наблюдения.
- Опыт 3. Реакция обмена между двумя солями.
Вспомните, при каком условии возможна реакция обмена между солями.
Для проведения реакции:
а) найдите на рабочем столе раствор карбоната (ионы СО32-) и раствор другой соли (ионы Са2+или Ва2+);
б) составьте молекулярное и ионные уравнения реакции между солями; в) проведите реакцию: в пробирку с 1мл раствора карбоната, прилейте 1мл раствора второй соли; г) запишите наблюдения.
- Задача.
Решите задачу по предложенному учителем условию.
- Сформулируйте вывод (в соответствии с целью работы).
- Приведите в порядок свое рабочее место. Сдайте тетрадь учителю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ХИМИИ В ШКОЛЕ
Сегодня, на мой взгляд, необходимо расставлять другие приоритеты в организации и проведении практических работ. Опыт учителя подсказывает, что практические работы должны проводиться с учет...

Проведение практических работ по химии с использованием инструкционных карт.
Для проведения практических работ по химии в 9 классе учителем разработаны инструкционные карты, позволяющие активизировать и направлять деятельность учащихся. Такие пошаговые инструкции позволяют дет...

Инструкционные карты для практических работ по химии (8-11 класс)
Инструкционные карты для практических работ по химии, разработанные в соответствии с образовательной программой по химии Республики Казахстан....
Инструкционная карта к практической работе по химии в 8 классе "Приёмы обращения с лабораторным оборудованием.Очистка загрязненной поваренной соли".
Инструкционная карта к практической работе по химии в 8 классе "Приёмы обращенияс лабораторным оборудованием. Очистка загрязненной поваренной соли"...

Инструкционная карта для проведения практической работы
Инструкционная карта для проведения практической работы по электротехнике....

Использование информационных технологий при проведении практических работ по химии
Практическая работа «Реакции ионного обмена» проводится в 9 классе в рамках химического практикума после изучения темы «Теория электролитической диссоциации»....