Инструкционная карта для проведения практической работы
методическая разработка
Предварительный просмотр:
ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение практической работы
по дисциплине ОП. 04. Электротехника и электронная техника.
Тема: «Расчет сложных электрических цепей постоянного тока»
Цель: научиться рассчитывать сложные цепи электрического тока методом эквивалентных преобразований.
Последовательность выполнения работы:
1. Изучить теоретическую часть.
2. Выполнить практическую часть работы.
3. Ответить на контрольные вопросы.
Теоретическая часть
Сложными цепями называют разветвленные цепи, имеющие несколько контуров с произвольным размещением потребителей и источников питания.
Сложные цепи рассчитать ранее названным способом не удается. Здесь применяется множество других методов, построенных на законах Кирхгофа и применяемых в зависимости от конфигурации анализируемой электрической цепи. Анализом электрической цепи называется определение токов и напряжений в её ветвях и отдельных элементах. Для анализа или расчета сложных электрических цепей существуют следующие методы:
– метод узловых и контурных уравнений,
– метод контурных токов,
– метод узлового напряжения,
– метод наложения токов,
– метод эквивалентного генератора и другие.
Каждый метод имеет ряд правил и условий расчета, применимых только к нему, но существуют и общие правила и допущения, составляющие основу для всех методов.
Если известны все ЭДС и сопротивления сложной цепи, то, применяя законы Кирхгофа, всегда можно составить столько независимых уравнений, сколько различных неизвестных токов имеется в этой цепи. Определение токов сводится, таким образом, к решению системы линейных уравнений.
Для получения необходимого числа независимых уравнений следуем применить первый закон Кирхгофа ко всем узловым точкам, кроме одной, т. е. составить, пользуясь этим законом (n-1) уравнений, если число узлов равно n. Недостающие уравнения должны быть составлены по второму закону Кирхгофа таким образом, чтобы каждое следующее уравнение не могло быть получено из предыдущих.
4.3.1 Правила и порядок расчета сложных цепей постоянного тока Сложную цепь при помощи уравнений Кирхгофа целесообразно рассчитывать в
следующей последовательности:
по возможности упрощают расчетную схему (заменив, например, несколько параллельно соединенных сопротивлений одним эквивалентным сопротивлением);
наносят на схеме известные направления всех ЭДС (всегда от минуса к плюсу внутри источника);
задаются произвольными направлениями токов. Заданные направления ЭДС и условно
принятые направления токов изображают стрелками; .
составляют уравнения по первому закону Кирхгофа для всех узловых точек схемы, кроме одной;
составляют недостающие уравнения по второму закону Кирхгофа, обходя замкнутые контуры по часовой или против часовой стрелки. При этом ЭДС и токи, совпадающие с направлением обхода, принимаются положительными, а противоположные (т. е. встречные) этому направлению — отрицательными;
решают составленную систему уравнений и определяют неизвестные токи.
Важно!
Если в результате расчета, значение тока получится со знаком минус, то это означает, что этот ток имеет направление противоположное тому, которое было условно принято для него в начале расчета.
Если в результате расчета сложной цепи получается, что у энергопреобразующего устройства (электрической машины или аккумулятора) фактическое направление тока совпадает с направлением действия его ЭДС, то это свидетельствует о том, что рассматриваемое устройство работает в качестве источника электроэнергии – генератор.
Если направление тока обратно направлению ЭДС, то это означает, что это устройство является электроприемником например, зарядным устройством.
Практическая часть
Задача 1.
Методом эквивалентных преобразований определить все токи в схеме (рисунок 14а), если E1=60 В, E2 =120 В, E5 =10 В, R1 = R2 = R3 = R4 =10 Ом.
I3 | R3 | E6 I5 | |||||||||||||||||||
I5 | R6 | ||||||||||||||||||||
1 | R1 | E1 2 | 1 | 2 | |||||||||||||||||
I1 | U1-2 | ||||||||||||||||||||
U3-4 | |||||||||||||||||||||
R | E2 | ||||||||||||||||||||
2 | R7 | E7 | |||||||||||||||||||
3 | I2 | 4 | 3 | 4 | |||||||||||||||||
R | |||||||||||||||||||||
4 |
I4
а) б)
Рисунок 14
Решение:
- Преобразуем исходную схему до одного контура (рисунок 14 б).
- Определим ток I5 в неразветвленной части. Для этого определим величины эквивалентных сопротивлений и эквивалентных ЭДС (рисунок 14б):
R6 = | R3×R1 | = | =…Ом | E6 = | E1×R3 | = | ||||||||||
R3+R1 | R1+R3 | |||||||||||||||
R7 = | R2 ×R4 | = | E7 = | E2 ×R4 | = | |||||||||||
R2+R4 | R2+R4 | |||||||||||||||
- Составим уравнения по второму закону Кирхгофа для данного контура:
I5(R6 +R7)= E6 +E7 -E5,
тогда
I5 | = | E6 +E7 -E5 | = | |
R6+R7 | ||||
- Определим напряжения на зажимах параллельных ветвей 1-2 и 3-4 по закону Ома:
I5 | U1-2 | + E6 | U1-2 = | ||||||
= | Þ | ||||||||
R6 | |||||||||
I5 | U | 3-4 | + E7 | U3-4 = | |||||
= | Þ | ||||||||
R7 | |||||||||
5. Определим токи ветвей:
I1 = U1−2 + E1 =
R1
I2 = −U3−4 + E2 =
R2
I3 = U1−2 =
R3
I4 = U3−4 =
R4
Ответ:
Задача 2. | В схеме 1.12 | известны | следующие | параметры: |
E1 = 10B, E2 = 5 B, R1 = 2,4 Ом, R2 = 1,4 Ом, R3 = 0,8 Ом. Определить токи
ветвей по методу контурных токов. Проверить расчет с помощью баланса мощностей.
Схема 1.12
Решение: В начале выберем направления контурных токов.
Составим уравнения контурных токов:
I11 (Rэ1 + Rэ 3 ) + I 22 Rэ 3 = E1 ,
I22 (Rэ 2 + Rэ 3 ) + I11 ⋅ Rэ 3 = E2
Решим систему методом подстановки, в результате получим:
I11 = …… A , I22 =…….. A .
Определим токи в ветвях через найденные контурные токи:
I1 = I11 = ……..A, I2 = I22 =…….A,
I3 = I11 + I22 = …..A.
Составим баланс мощностей:
PB = E1 ⋅ I1 + E2 ⋅ I2 = …….Вт ,
PП = I12 ⋅ Rэ1 + I 22 ⋅ Rэ 2 + I 32 ⋅ Rэ3 =……Вт.
δ% = | РB −РП | ⋅100% = | |||||
РВ | |||||||
Если результат ≤3%, то расчет выполнен верно.
Контрольные вопросы:
1. Какая электрическая цепь называется сложной?
2. По каким законам можно рассчитать сложную цепь?
3. Какие методы применяются при расчете сложных цепей?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инструкционная карта для проведения практического занятия по предмету "Организация обслуживания потребителей"
В данной инструкционной карте описывается пошагово практическое занятие для групп "Официант, бармен" по теме "Встреча гостей. Прием и оформление заказа"...
Инструктивная карта для проведения практической работы №1 "Получение, распознавание и собирание газов" 11 класс базовый уровень
Инструктивная карта для учащихся с описанием хода практической работы, шаблоном для составления отчета, заданиями....
Проведение практических работ по химии с использованием инструкционных карт.
Для проведения практических работ по химии в 9 классе учителем разработаны инструкционные карты, позволяющие активизировать и направлять деятельность учащихся. Такие пошаговые инструкции позволяют дет...
Проведение практических работ по химии с использованием инструкционных карт.
Для проведения практических работ по химии в 9 классе учителем разработаны инструкционные карты, позволяющие активизировать и направлять деятельность учащихся. Такие пошаговые инструкции позволяют дет...
Инструкционная карта для проведения практической работы
Инструкционная карта для проведения практической работы по электротехнике....
Использование инструкционных карт при организации самостоятельной работы.
Самостоятельная работа обучающихся на уроках технологии представлена лабораторно-практическими видами работ. Невозможно научить учеников шить, кроить, пользуясь только приемами теоретической раб...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации, планированию и проведению практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «Информатика» профессионального модуля «Аналитика и визуализация данных на Python» для студентов всех спец
Преподаватели подготовили материал, методические рекомендации по выполнению практических работ по теме «Язык программирования Python».В работе представлен разнообразный материал теоретичес...