Использование информационных технологий при проведении практических работ по химии
статья по химии (9 класс)

Щербакова Вера Ивановна

Практическая работа  «Реакции ионного обмена»  проводится в 9 классе в рамках химического практикума после изучения темы «Теория электролитической диссоциации».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование информационных технологий при проведении практических работ по химии»

Урок – исследование: практическая работа  «Реакции ионного обмена»

Щербакова  Вера Ивановна, учитель химии ГБОУ средняя школа №376 Московского района Санкт-Петербурга.

Практическая работа  «Реакции ионного обмена»  проводится в 9 классе в рамках химического практикума после изучения темы «Теория электролитической диссоциации».

Подготовка к проведению практической работы:

За два урока до проведения практической работы учитель дает учащимся название и план работы. Которые они записывают в тетрадь по химии.

У каждого учащегося должно быть описание хода работы, подготовленное учителем,  где кратко и доступно по каждому пункту плана работы указаны этапы выполнения работы.

Подносы с реактивами учитель подготавливает до начала урока.

 Перед началом выполнения работы учитель проводит инструктаж по технике безопасности и знакомит учащихся с целью и задачами практической работы.

Цель и задачи.

- Показать учащимся, как можно эффективно использовать имеющееся в их распоряжении    оборудование и компьютерные технологии для изучения химии.    

- Закрепить и обобщить материал по теме «Реакции ионного обмена».

- Продолжить формирование навыков при работе с химическими реагентами.

- Развивать умение применять полученные знания по химии в повседневной жизни.

Оборудование:

- Компьютер.

- Видеокамера.

- Экран.

- Проектор.

Химические реактивы:

- Подносы с набором необходимых реактивов.

План урока:

- Организационный момент (учитель приветствует класс  и  отмечает  отсутствующих).

-Объявляет тему урока и проводит инструктаж по технике безопасности.

- Рассказывает, каким бы он хотел видеть этот урок с точки зрения организации  самого процесса проведения практической работы и дальнейшего обсуждения полученных результатов.

- Актуализация полученных ранее знаний по теме практической работы: повторение основных положений теории электролитической диссоциации и условий, при которых протекают реакции ионного обмена.

- Учащиеся приступают к выполнению практической части работы. Форма работы – групповая.

Учитель осуществляет контроль за выполнением практической работы и оказывает помощь тем учащимся, которые испытывают трудности.

Учащиеся разбиты на три группы, перед каждой группой стоит своя задача.

В то время как ученики выполняют работу, один из учащихся снимает проводимые ими опыты на видеокамеру. После того, как ученики завершили эксперимент, представители каждой из групп рассказывают у экрана с видео, какой эксперимент  они выполняли, чтобы решить поставленную перед ними задачу, и пишут  уравнения  соответствующих реакций на доске.

В качестве домашнего задания учитель предлагает учащимся закончить выполнение отчета о проделанной работе.

Рефлексия.

Учитель спрашивает учеников, помогла ли им проведенная в таком виде (с использованием видеосъемки) практическая работа лучше понять тему «Реакции ионного обмена» и почему.

Чтобы проверить степень усвоения материала, учитель предлагает учащимся подумать и обсудить проблему, с которой они  могут столкнуться в повседневной жизни и решение которой непосредственно связано с реакциями ионного обмена, а именно:

- почему нельзя принимать питьевую соду или мел в качестве антацида, как это рекомендуют некоторые медицинские справочники (см. «Современная медицинская энциклопедия», перевод с англ.,  изд-во «НОРИНТ», СПб, 2008 г.)

- какой объем углекислого газа может образоваться, если человек все-таки примет для снижения кислотности желудочного сока  питьевую соду  массой  2,1 г.

В качестве домашнего задания учитель предлагает учащимся найти в интернете информацию о составе медицинских препаратов  Maalox и Альмагель,  рекомендуемых в настоящее время врачами в качестве антацидов, и написать уравнения реакций ионного обмена, лежащих в основе действия этих лекарств.

Учитель оценивает работу учащихся и благодарит их за работу.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ХИМИИ В ШКОЛЕ

Сегодня, на мой взгляд, необходимо расставлять другие приоритеты в организации и проведении практических работ. Опыт учителя подсказывает, что практические работы должны проводиться с учет...

Презентация "Использование местного материала при проведении практических работ"

С данной презентацией я выступала на на Межрайонном методическом семинаре «Современные формы и методы преподавания географии с использованием регионального компонента»  по теме «Использование мес...

Использование информационных технологий в условиях интеграции биологии и химии как одно из средств повышения качества обучения

Развитие общества, науки и техники ставит систему образования перед необходимостью использовать новые средства обучения. К таким средствам обучения относятся информационные технологии, которые превращ...

Презентация "Использование информационных технологий в образовательном процессе на примере химии"

В презентации обобщен опыт использования информационных технологий в образовательном процессе на примере химии. Это урок, фрагменты урока, практические работы, лабораторные и демонстрационные опыты, в...

Использование информационных технологий и компьютерных средств на уроках химии.

Повышение эффективности уроков химии, заинтересованности у студентов в приобретении знаний возможно при использовании компьютерных средств и информационных технологий. Целью применения ИКТ на уроках х...

Проведение практических работ по химии с использованием инструкционных карт.

Для проведения практических работ по химии в 9 классе учителем разработаны инструкционные карты, позволяющие активизировать и направлять деятельность учащихся. Такие пошаговые инструкции позволяют дет...

Проведение практических работ по химии с использованием инструкционных карт.

Для проведения практических работ по химии в 9 классе учителем разработаны инструкционные карты, позволяющие активизировать и направлять деятельность учащихся. Такие пошаговые инструкции позволяют дет...