Инструкционная карта для проведения практической работы
методическая разработка
Инструкционная карта для проведения практической работы по электротехнике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
instruktsionnaya_karta.docx | 82.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение практической работы
по дисциплине ОП. 04. Электротехника и электронная техника.
Тема: «Расчет сложных электрических цепей постоянного тока»
Цель: научиться рассчитывать сложные цепи электрического тока методом эквивалентных преобразований.
Последовательность выполнения работы:
1. Изучить теоретическую часть.
2. Выполнить практическую часть работы.
3. Ответить на контрольные вопросы.
Теоретическая часть
Сложными цепями называют разветвленные цепи, имеющие несколько контуров с произвольным размещением потребителей и источников питания.
Сложные цепи рассчитать ранее названным способом не удается. Здесь применяется множество других методов, построенных на законах Кирхгофа и применяемых в зависимости от конфигурации анализируемой электрической цепи. Анализом электрической цепи называется определение токов и напряжений в её ветвях и отдельных элементах. Для анализа или расчета сложных электрических цепей существуют следующие методы:
– метод узловых и контурных уравнений,
– метод контурных токов,
– метод узлового напряжения,
– метод наложения токов,
– метод эквивалентного генератора и другие.
Каждый метод имеет ряд правил и условий расчета, применимых только к нему, но существуют и общие правила и допущения, составляющие основу для всех методов.
Если известны все ЭДС и сопротивления сложной цепи, то, применяя законы Кирхгофа, всегда можно составить столько независимых уравнений, сколько различных неизвестных токов имеется в этой цепи. Определение токов сводится, таким образом, к решению системы линейных уравнений.
Для получения необходимого числа независимых уравнений следуем применить первый закон Кирхгофа ко всем узловым точкам, кроме одной, т. е. составить, пользуясь этим законом (n-1) уравнений, если число узлов равно n. Недостающие уравнения должны быть составлены по второму закону Кирхгофа таким образом, чтобы каждое следующее уравнение не могло быть получено из предыдущих.
4.3.1 Правила и порядок расчета сложных цепей постоянного тока Сложную цепь при помощи уравнений Кирхгофа целесообразно рассчитывать в
следующей последовательности:
по возможности упрощают расчетную схему (заменив, например, несколько параллельно соединенных сопротивлений одним эквивалентным сопротивлением);
наносят на схеме известные направления всех ЭДС (всегда от минуса к плюсу внутри источника);
задаются произвольными направлениями токов. Заданные направления ЭДС и условно
принятые направления токов изображают стрелками; .
составляют уравнения по первому закону Кирхгофа для всех узловых точек схемы, кроме одной;
составляют недостающие уравнения по второму закону Кирхгофа, обходя замкнутые контуры по часовой или против часовой стрелки. При этом ЭДС и токи, совпадающие с направлением обхода, принимаются положительными, а противоположные (т. е. встречные) этому направлению — отрицательными;
решают составленную систему уравнений и определяют неизвестные токи.
Важно!
Если в результате расчета, значение тока получится со знаком минус, то это означает, что этот ток имеет направление противоположное тому, которое было условно принято для него в начале расчета.
Если в результате расчета сложной цепи получается, что у энергопреобразующего устройства (электрической машины или аккумулятора) фактическое направление тока совпадает с направлением действия его ЭДС, то это свидетельствует о том, что рассматриваемое устройство работает в качестве источника электроэнергии – генератор.
Если направление тока обратно направлению ЭДС, то это означает, что это устройство является электроприемником например, зарядным устройством.
Практическая часть
Задача 1.
Методом эквивалентных преобразований определить все токи в схеме (рисунок 14а), если E1=60 В, E2 =120 В, E5 =10 В, R1 = R2 = R3 = R4 =10 Ом.
I3 | R3 | E6 I5 | |||||||||||||||||||
I5 | R6 | ||||||||||||||||||||
1 | R1 | E1 2 | 1 | 2 | |||||||||||||||||
I1 | U1-2 | ||||||||||||||||||||
U3-4 | |||||||||||||||||||||
R | E2 | ||||||||||||||||||||
2 | R7 | E7 | |||||||||||||||||||
3 | I2 | 4 | 3 | 4 | |||||||||||||||||
R | |||||||||||||||||||||
4 |
I4
а) б)
Рисунок 14
Решение:
- Преобразуем исходную схему до одного контура (рисунок 14 б).
- Определим ток I5 в неразветвленной части. Для этого определим величины эквивалентных сопротивлений и эквивалентных ЭДС (рисунок 14б):
R6 = | R3×R1 | = | =…Ом | E6 = | E1×R3 | = | ||||||||||
R3+R1 | R1+R3 | |||||||||||||||
R7 = | R2 ×R4 | = | E7 = | E2 ×R4 | = | |||||||||||
R2+R4 | R2+R4 | |||||||||||||||
- Составим уравнения по второму закону Кирхгофа для данного контура:
I5(R6 +R7)= E6 +E7 -E5,
тогда
I5 | = | E6 +E7 -E5 | = | |
R6+R7 | ||||
- Определим напряжения на зажимах параллельных ветвей 1-2 и 3-4 по закону Ома:
I5 | U1-2 | + E6 | U1-2 = | ||||||
= | Þ | ||||||||
R6 | |||||||||
I5 | U | 3-4 | + E7 | U3-4 = | |||||
= | Þ | ||||||||
R7 | |||||||||
5. Определим токи ветвей:
I1 = U1−2 + E1 =
R1
I2 = −U3−4 + E2 =
R2
I3 = U1−2 =
R3
I4 = U3−4 =
R4
Ответ:
Задача 2. | В схеме 1.12 | известны | следующие | параметры: |
E1 = 10B, E2 = 5 B, R1 = 2,4 Ом, R2 = 1,4 Ом, R3 = 0,8 Ом. Определить токи
ветвей по методу контурных токов. Проверить расчет с помощью баланса мощностей.
Схема 1.12
Решение: В начале выберем направления контурных токов.
Составим уравнения контурных токов:
I11 (Rэ1 + Rэ 3 ) + I 22 Rэ 3 = E1 ,
I22 (Rэ 2 + Rэ 3 ) + I11 ⋅ Rэ 3 = E2
Решим систему методом подстановки, в результате получим:
I11 = …… A , I22 =…….. A .
Определим токи в ветвях через найденные контурные токи:
I1 = I11 = ……..A, I2 = I22 =…….A,
I3 = I11 + I22 = …..A.
Составим баланс мощностей:
PB = E1 ⋅ I1 + E2 ⋅ I2 = …….Вт ,
PП = I12 ⋅ Rэ1 + I 22 ⋅ Rэ 2 + I 32 ⋅ Rэ3 =……Вт.
δ% = | РB −РП | ⋅100% = | |||||
РВ | |||||||
Если результат ≤3%, то расчет выполнен верно.
Контрольные вопросы:
1. Какая электрическая цепь называется сложной?
2. По каким законам можно рассчитать сложную цепь?
3. Какие методы применяются при расчете сложных цепей?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инструкционная карта для проведения практического занятия по предмету "Организация обслуживания потребителей"
В данной инструкционной карте описывается пошагово практическое занятие для групп "Официант, бармен" по теме "Встреча гостей. Прием и оформление заказа"...
Инструктивная карта для проведения практической работы №1 "Получение, распознавание и собирание газов" 11 класс базовый уровень
Инструктивная карта для учащихся с описанием хода практической работы, шаблоном для составления отчета, заданиями....
Проведение практических работ по химии с использованием инструкционных карт.
Для проведения практических работ по химии в 9 классе учителем разработаны инструкционные карты, позволяющие активизировать и направлять деятельность учащихся. Такие пошаговые инструкции позволяют дет...
Проведение практических работ по химии с использованием инструкционных карт.
Для проведения практических работ по химии в 9 классе учителем разработаны инструкционные карты, позволяющие активизировать и направлять деятельность учащихся. Такие пошаговые инструкции позволяют дет...
Инструкционная карта для проведения практической работы
Электротехника и электронная техника...
Использование инструкционных карт при организации самостоятельной работы.
Самостоятельная работа обучающихся на уроках технологии представлена лабораторно-практическими видами работ. Невозможно научить учеников шить, кроить, пользуясь только приемами теоретической раб...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации, планированию и проведению практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «Информатика» профессионального модуля «Аналитика и визуализация данных на Python» для студентов всех спец
Преподаватели подготовили материал, методические рекомендации по выполнению практических работ по теме «Язык программирования Python».В работе представлен разнообразный материал теоретичес...