Методическая разработка урока "Соли, их классификация и свойства"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Данная методическая разработка предназначена для проведения урока химии в 8 классе по теме "Соли, их классификация и свойства" с использованием электронных образовательных ресурсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.rar | 21.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
с использованием электронных образовательных ресурсов
«СОЛИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И СВОЙСТВА» 8 класс.
Учителя химии МБОУ «СОШ с.Заветное»
Энгельсского района Саратовской области
Сердобинцевой Л.П. hummerblood@mail.ru
2013г
ПЛАН-КОНСПЕКТ
Соли, их классификация и свойства.
Цели урока:
-образовательные: дать понятие солям как классу электролитов, рассмотреть их классификацию по составу, охарактеризовать общие химические свойства.
развивающие: создать условия для развития у уч-ся самостоятельного поиска решений проблемных ситуаций, развитие творческой активности, экспериментальных навыков.
-воспитательные: воспитывать у уч-ся навыки самостоятельной и совместной с ребятами работы, взаимопомощи, ответственности, дисциплинированности, освещать вопросы здоровьесбережения.
Задачи:
-обучающие: познакомить учащихся с классификацией и химическими свойствами солей в свете ТЭД.
-развивающие: развивать интерактивную, информационную и коммуникативную компетентности; продолжить развитие умений и навыков записи молекулярных, полных и сокращённых ионных уравнений с участием солей, навыков химического эксперимента.
-воспитательные: формирование межличностных отношений через работу в группах , подчеркнуть значимость солей в жизни человека.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок самостоятельной работы с ЭОРами, лабораторная работа.
Методы и методические приемы: объяснительно- иллюстративный, практический.
Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Оборудование: медиапроектор, компьютер, экран, инструктивные карточки, информационные и практические ЭОРы; реактивы: р-ры Na2CO3, Na2SiO3, NaNO3, H2SO4, HCl, HNO3, NaCl, Сu, Pb, Fe, NaOH , FeSO4, СuSO4, Fe2 (SO4)3 AgNO3 , NaCl, (NH4)2SO4, Ba(NO3)2, KOH, K2SO4
Литература
1. Габриелян О. С. «Химия 8 класс», М.: «Дрофа», 2011 г
2.Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия, 8 класс. – М.: Дрофа, 2004
3. О.С.Габриелян., А.В. Яшукова. Тетрадь для лабораторных опытов и
практических работ. 8 класс.-М.: «Дрофа», 2008
4. О.С.Габриелян., Н.Н. Рунов.,В.И.Толкунов. «Химический
эксперимент в школе. 8 класс.» Учебное пособие.-М.: «Дрофа»,2005 г.
ЭОРы
1.http://fcior.edu.ru/card/14538/klassifikaciya-soley.html
2. http://fcior.edu.ru/card/4425/obshie-himicheskie-svoystva-soley.html
3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbd9-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_41_01.swf
4. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbda-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_41_02.swf
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием номера ЭОра из Приложения 1) | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время | |
1 | Орг. момент | Проверка готовности рабочих мест. Приветствие уч-ся Нацеливание их на определённый результат при активной совместной деятельности. Записывает на доске дату и название темы урока. | Приветствие учителя. Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. Записывают в тетради дату и название темы урока. | 1 мин | ||
2 | Проверка и учет знаний | Организует проверку д/з по вопросам, связанным с классом кислот, их химическими свойствами. Проводит индивидуальную работу по карточкам, беседу с классом, в ходе которой подводит уч-ся к пониманию способа получения солей на основе знаний о химических свойствах кислот. | Работают по карточкам, отвечают на вопросы учителя, делают вывод о способе получения солей (по хим. реакции кислот с основаниями) | 3 мин | ||
Актуализация знаний | Проводит фронтальную беседу по вопросам, позволяющим актуализировать знания учащихся о солях, их составе, названиях их формул. Подводит уч-ся к проблемному вопросу в ходе задания дать названия солям по формулам. (Записывает на доске несколько формул средних солей и среди них формулу кислой соли.) | Отвечают на вопросы учителя. Дают названия по формулам средних солей, задаются проблемным вопросом по формуле кислой соли. | 1мин | |||
3 | Изучение нового материала. | Модуль 1 Классификация солей | Предлагает уч-ся познакомиться с классификацией солей с помощью ЭОР и по окончанию просмотра попытаться назвать формулу неизвестной соли (кислой). Демонстрирует ЭОР, поясняет, дает задание уч-ся записать схему классификации солей, объясняет и записывает на доске уравнения реакций получения средних, кислых и основных солей, вызывает к доске некоторых уч-ся для написания процесса диссоциации солей, проводит фронтальную беседу по названиям формул кислых и основных солей. | Знакомятся с классификацией солей в ходе просмотра ЭОР, записывают схему классификации солей в тетрадях, слушают объяснение учителя и записывают в тетрадях уравнения реакций получения средних, кислых и основных солей, диссоциацию солей, отвечают на вопросы учителя. | 7 мин | |
Модуль 2. Общие химические свойства солей | Демонстрирует ЭОР и организует групповую самостоятельную лабораторную работу уч-ся (по 4чел) по инструктивной карточке. (Приложение 2) Повторение ТБ. | Знакомятся с общими химическими свойствами солей в ходе просмотра ЭОР, работают самостоятельно в группах по инструктивной карточке, проводят опыты взаимодействия растворов солей с растворами кислот, щелочей, других солей и металлами. Записывают уравнения проведенных реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионных формах. | 15 мин | |||
4 | Закрепление изученного материала | Модуль 3 Классификация солей. Модуль 4 Химические свойства солей. | Организует в классе дифференцированную самостоятельную работу (4 уч-ся работают индивидуально с ЭОРами за компьютерами (Приложение 3), остальные выполняют парную работу по карточкам (Приложение 4)). Предлагает познакомиться с ЭОРами, выполнить задания, помогает устранить пробелы в знаниях, отвечает на вопросы уч-ся, корректирует их ответы . Записывает на доске ключ к проверке парной работы. | 4 уч-ся работают с ЭОрами за компьютерами, остальные ребята самостоятельно выполняют парные задания по карточкам в тетрадях, обращаются к учителю в случае затруднений, осуществляют последующую взаимопроверку по ключу. | 11 мин | |
5 | Подведение итогов урока | Дает анализ и оценку успешности достижения цели, намечает перспективы последующей работы. Выставляет оценки. | Получают информацию о результатах обучения. | 3 мин | ||
6 | Домашнее задание | Дает задание по учебнику § 41, упр.1, 2, поясняет его выполнение. Дает задание для индивидуальной творческой работы с солями (аппликация из крашенной поваренной соли, хим.опыт «Веточка ели в инеи» и т.д.) | Записывают задание в дневник. Задают вопросы по выполнению д/з | 3 мин. | ||
7 | Рефлексия | Мобилизует учащихся на осмысление усвоения материала, удовлетворение своей работой и работой в группах и парах. | Проводят самооценку своей деятельности на уроке и работе в парах и группах. | 1мин |
Приложения к плану-конспекту урока
Приложение1
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Информационный | интерактивная схема | ||
2 | Информационный | интерактивная схема с видеороликом и записью уравнений реакций | http://fcior.edu.ru/card/4425/obshie-himicheskie-svoystva-soley.html | |
3 | Практический | Интерактивная таблица | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbd9-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_41_01.swf | |
4 | Практический | Интерактивное задание | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbda-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_41_02.swf |
Приложение 2
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ
Цель: провести реакции, характеризующие общие химические свойства солей.
Вспомните правила ТБ при работе с кислотами и щелочами, со спиртовкой и стеклом.
Опыт №1. Взаимодействие растворов солей с кислотами.
В трех пробирках слейте попарно по 1 мл растворов веществ:
1-я пробирка: силикат натрия и соляная кислота;
2-я пробирка: карбонат натрия и азотная кислота;
3-я пробирка: нитрат натрия и серная кислота.
Что наблюдаете? Ответьте на вопрос: при каких условиях соли взаимодействуют с кислотами? Составьте уравнение протекающих реакции в молекулярной, ионной полной и сокращенной ионной формах.
Опыт №2. Взаимодействие растворов солей с металлами.
Возьмите три пробирки. В 1-ю пробирку поместите железную скрепку, во 2-ю – свинцовую пластину, а в 3-ю – медную проволоку.
Налейте в 1-ю и 2-ю пробирки по 2 мл раствора сульфата меди (II), а в 3-ю – раствор сульфата железа(II). Через 5 мин извлеките с помощью пинцета металлические предметы и рассмотрите их. Сделайте вывод, в какой из пробирок прошла химическая реакция. Составьте уравнение протекающих реакции в молекулярной, ионной полной и сокращенной ионной формах.
Опыт №3. Взаимодействие растворов солей с щелочами.
В трех пробирках слейте попарно по 1 мл растворов веществ:
1-я пробирка: сульфат железа(III) и гидроксид натрия;
2-я пробирка: сульфат аммония и гидроксид калия;
3-я пробирка: нитрат бария и гидроксид калия.
Нагрейте содержимое 2-й пробирки и определите по запаху один из продуктов реакции. Ответьте на вопрос: при каких условиях соли взаимодействуют с щелочами? Составьте уравнение протекающих реакции в молекулярной, ионной полной и сокращенной ионной формах.
Опыт №4. Взаимодействие солей с солями.
В двух пробирках слейте попарно по 1 мл растворов веществ:
1-я пробирка: нитрат серебра и хлорид натрия
2-я пробирка: сульфат калия и хлорид натрия.
Ответьте на вопрос: при каких условиях соли взаимодействуют с солями? Составьте уравнение протекающей реакции в молекулярной, ионной полной и сокращенной ионной формах.
Приложение 3
ИНСТРУКТИВНЫЕ КАРТОЧКИ ПРИ РАБОТЕ С ЭОРами.
Тема «Классификация солей»
Цель: закрепить умение определять по формуле соли ее принадлежность к кислым, основным или средним солям.
- Вспомни, какие соли называются средними, кислыми, основными.
- Проверь свои знания, перейди по ссылке http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/617fdbd9-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_41_01.swf
- Распредели формулы солей в соответствии с принадлежностью к классу. Выпиши предложенные формулы в тетрадь, дай им названия.
Будь внимательным! Удачи тебе!
Тема «Химические свойства солей»
Цель: закрепить знания о химических свойствах солей, условиях течения химических реакций до конца.
- Вспомните типичные реакции солей.
- Проверь свои знания, перейди по ссылке
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbda-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_41_02.swf
- Выполни задания. По одной из предложенной сокращенной ионной форме уравнения составь молекулярную форму уравнения химической реакции соли. Будь внимательным! Удачи тебе!
Приложение 4
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА ПАРНОЙ РАБОТЫ
1ученик. Заполни таблицу «Классификация солей» названиями веществ. Определи, к какой группе относится каждое из соединений. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название природного соединения – основной соли.
соль | тип соли | |||
название | формула | кислая | средняя | основная |
KHCO3 | M | С | О | |
(CuOH)2CO3 | K | Ж | А | |
BaSO4 | Ю | Л | Е | |
AlOHCl2 | Р | Д | А | |
Ca(H2PO4)2 | Х | О | Н | |
Ba(HSO4)2 | И | П | У | |
Na3PO4 | С | Т | Ы |
2ученик. Составь уравнения возможных реакций. Из букв, соответствующих правильным ответам, составь название часто применяемой в быту кислой соли
а) AlCl3 + 3NaOH = (С)
б) Ag NO3+ NaCl = (О)
в) КCl + NaNO3 = (Л)
г) Zn + FeCl2 = (Д)
д) NaHCO3 + HCl = (А)
Задание. Поменяйтесь работами со своим партнером. Проведите взаимопроверку по ключам. Старайтесь быть внимательными! За каждое правильно составленное название соли, уравнение реакции и ключевое слово по 1 баллу. Оцените работу своего товарища. Сдайте работы учителю.
Самоанализ урока
Урок «Соли, их классификация и свойства» проходил в 8 классе общеобразовательной школы с базовым уровнем среднего образования, который изучается в теме «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и ОВР» по учебнику О.С.Габриеляна «Химия 8 класс», М.: «Дрофа», 2011 г.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
-образовательные: дать понятие солям как классу электролитов, рассмотреть их классификацию по составу, охарактеризовать общие химические свойства.
развивающие: создать условия для развития у уч-ся самостоятельного поиска решений проблемных ситуаций, развитие творческой активности, экспериментальных навыков.
-воспитательные: воспитывать у уч-ся навыки самостоятельной и совместной с ребятами работы, взаимопомощи, ответственности, дисциплинированности, освещать вопросы здоровьесбережения.
Задачи:
-обучающие: познакомить учащихся с классификацией и химическими свойствами солей в свете ТЭД.
-развивающие: развивать интерактивную, информационную и коммуникативную компетентности; продолжить развитие умений и навыков записи молекулярных, полных и сокращённых ионных уравнений с участием солей, навыков химического эксперимента.
-воспитательные: формирование межличностных отношений через работу в группах , подчеркнуть значимость солей в жизни человека.
В ходе урока были использованы электронные образовательные ресурсы, проблемные ситуации, дифференцированная, индивидуальная, парная и групповая формы работы, домашняя работа носила также дифференцированный характер, направленный на развитие творческой активности, познавательного интереса уч-ся к предмету, самостоятельного поиска информации и ее применения. Такие систематически проводимые формы работы помогают в формирование у уч-ся различных компетентностей. В частности, предметно-содержательных (способность наблюдать, экспериментировать.), учебно-познавательных (познавательные -общеучебные умения и навыки; информационные -поиск и анализ, преобразование информации; коммуникативные – принятие решений, организация совместной деятельности и т.д..), метапредметных или учебных (для организации собственно учебной деятельности по решению проблем, исполнительские, рефлексия и оценка.).
На данном уроке формируются в большей степени познавательные, информационные, коммуникативные компетентности.
Учащиеся из пройденных тем в курсе 8 класса до этого урока уже знакомились с формулами солей, приобрели навыки, как дать названия солям по их формулам, составлять формулы солей по названиям. Опираясь на эти знания и умения, легко была создана проблемная ситуация на уроке, записав формулу неизвестной уч-ся кислой соли, у них появляется стремление справиться и с ней. А для этого возникает необходимость в дополнительной информации по классификации солей. Позже рассматриваются химические свойства солей. С некоторыми из них учащиеся уже знакомились при изучении химических свойств кислот и основании, научились пользоваться электрохимическим рядом напряжений металлов и таблицей растворимости. Применение информационных ЭОР на данном этапе позволяет поддержать вызванный интерес уч-ся и эффективно и экономно использовать рабочее время на уроке.
Перед учителем стоит важная задача научить ученика учиться. С этой целью организуется групповая самостоятельная работа уч-ся в выполнении химического эксперимента. Происходит смена деятельности уч-ся - от слушателей к активным экспериментаторам. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, общению, взаимопомощи.
Закрепление темы проходит в дифференцированной форме, индивидуальной, парной, где уч-ся работают по практическим ЭОРам, инструктивным карточкам, но вполне самостоятельно, в конце урока проводят рефлексию своей деятельности, работе в группах, парах, анализируют, что удалось и не удалось, над чем еще предстоит работать.
Урок «Соли, их классификация и свойства» имеет также важное значение и в формировании здорового образа жизни учащихся, где в ходе беседы обобщаются ранее полученные знания о суточной норме потребления поваренной соли, ее недостатке в организме или избытке, и их последствиях, воздействие на организм нитратов, обобщаются правила техники безопасности в процессе проведения химического эксперимента.
Таким образом, проведенный урок в системе уроков по химии курса 8 класса предполагает поддержание познавательного интереса уч-ся к предмету химии, повышение эффективности процесса обучения, формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания, анализировать уч-ся свою деятельность.
Ребята были активны на протяжении всего урока, чередование различных форм деятельности и разных методических приемов позволили им иметь устойчивое внимание и поддержать интерес на каждом этапе урока, с помощью электронных образовательных ресурсов уч-ся были самостоятельными в приобретении новых знаний. Цели и задачи урока были достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Водород, его свойства и применение"
Данный ресурс включает в себя план - конспект урока и презентацию по теме "Водород, его свойства и применение". 9 класс, УМК Новошинскогго И.И....
Методическая разработка: "Карбоновые кислоты.Классификация и номенклатура.Карбоновые кислоты в природе."
«Карбоновые кислоты. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Карбоновые кислоты в природе».Тип урока – изучение нового материала.Для активизации мыслительной деятельности учащихся...
Методическая разработка урока химии по теме «Свойства и значение жиров»
Урок обобщения и систематизации знаний....
Методическая разработка урока в 5 классе: "Свойства воздуха"
Материал представлен с примененим системно-деятельностного метода обучения...
методическая разработка урока "Алюминий и его свойства"
методическая разработка урока " Алюминий и его свойства" 9 класс по учебнику О. С. Габриеляна. к методической разработке прилагается презентация, урок составлен рамках ФГОС...
Методическая разработка урока штукатурно-малярного дела "Свойства меловой краски и её приготовление"
Урок штукатурно-малярного дела в 6 классе школы 8 вида. Разработка содержит технологическую карту, конспект урока и приложения (раздаточный материал)....
Методическая разработка урока Основания. Классификация. Индикаторы.
Основания. Классификация. Индикаторы....