Разработка урока по теме: "Классификация растений"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Хомутова Любовь Александровна

Конспект урока по теме: Классификация растений" - урок обобщения и систематизации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie.docx35.09 КБ

Предварительный просмотр:

Урок- обобщение темы: «Классификация растений».

(урок-игра)

Тип урока: систематизации и обобщения ЗУН

Цель: обобщить, углубить и закрепить знания и умения по теме «Классификация растений»,  создать условия для проверки знаний и умений учащихся по изученной теме, не вызывая у них излишнего волнения, воспитание и развитие учащихся

Задачи:

образовательная: проверить усвоение учащимися знаний об основных систематических категориях: вид, род, семейство, класс, отдел, царство; классификации цветковых растений;  морфологической характеристики отдельных семейств классов Однодольные (Лилейные и Злаки) и Двудольные (Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые, Мотыльковые, Сложноцветные), народнохозяйственном значении отдельных представителей указанных семейств.

воспитательная: воспитывать у учащихся бережное отношение  к растениям; любовь к природе, способствовать формированию научного мировоззрения школьников при повторении вопросов строения и значения отдельных растений;

развивающая: развивать у учащихся навыки самостоятельной работы при выполнении заданий,  закрепить навыки работы в группе, развивать внимание и память школьников, умения слушать и выделять главное, развивать системное мышление учащихся.

 Оборудование: презентация, дидактические карты.

Ход  урока:

Этап  урока, время

Методы

Содержание  учебного  материала, деятельность  учителя

Содержание  учебного  материала, деятельность  учащихся

Примечания

1. Орг. момент

1-2/

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих

Приветствуют учителя, староста называет отсутствующих

2.Поста-новка цели и задач урока. Мотива-ция учебной деятель-ности учащихся

3-5/

Определяет проблему, мотивирует познавательную деятельность учащихся, акцентирует внимание на цели урока  (Слайд 1).

Цель урока: обобщить, углубить и закрепить знания и умения по теме «Классификация растений»

Задачи: проверить усвоение знаний об основных систематических категориях: вид, род, семейство, класс, отдел, царство; морфологической характеристики отдельных семейств классов Однодольные (Лилейные и Злаки) и Двудольные (Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые, Мотыльковые, Сложноцветные), народнохозяйственном значении отдельных представителей указанных семейств.  

Для достижения поставленных целей и задач, проведем на сегодняшний урок – урок-игротека

Помогают формулировать цели и задачи  урока

3. Обобще-ние и система-тизация знаний

7-10/

игра

Заполните зачетные листы на ваших столах (Слайд 2).

Наша первая игра называется «Крестики-нолики» (Слайд3).   Учитель каждому ученику называет какое-нибудь изученное          семейство (Крестоцветные, Бобовые, Розоцветные,  Лилейные, Злаки, Пасленовые, Сложноцветные) цветковых растений, ученики записывают после слова «семейство» в зачетный лист.

Сейчас на экране (Слайд 4) появятся 16 признаков семейств, соответствующие 16 пронумерованным клеточкам в вашем зачетном листе. Если признак относится к данному вам семейству – ставите крестик в соответствующей клеточке, если не относится – нолик. Задание понятно? Учитель зачитывает 16 признаков, написанных на доске.

После окончания игры,  ученики меняются своими зачетными листами и проверяют работы друг у  друга:

учитель называет по каждому семейству номера клеток, в которых должны стоять крестики,

а затем критерии оценок: «5» - если одна ошибка,

«4» - если две-три ошибки,

«3» - если четыре ошибки и

«2» - если ошибок больше пяти.

Ученики выставляют себе оценки в свой зачетный лист напротив названия игры «Крестики – нолики»

Выполняют задание

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

7/

Вторая игра «Лото» (Слайд 5). Ученики делятся на три варианта, вариант указывается в зачетном листе.  Сейчас на экране будут появляться фотографии известных вам растений (Слайд 6-11)– для каждого варианта своя фотография. Ваша задача -определить семейство, к которому относится данное растение – и записать название семейства в соответствующую клетку в зачетном листе.

Выполняют задания

5.Конт-роль усвоения, обсужде-ние допущенных ошибок и их коррек-ция.

15-20/

Третья игра «Слабое звено» (Слайд 12)

В игре 4 ступени, на каждой ступени по 4 вопроса:

1ступень: вопросы из серии «Знаете ли вы?»

чтобы перейти на вторую ступень,  ученик должен правильно ответить хотя бы на 1 вопрос,

если не будет и даже одного верного ответа – ученик выбывает из игры с оценкой «2».

(Слайд 13)

Из стебля какого злака получают сахар? (сахарный тростник)

Какое бобовое растение прячет орехи в земле? (арахис)

Цветки какого пасленового растения долгое время использовала знать для украшения женской одежды? (картофель)

Из семян какого крестоцветного растения получают пищевую приправу и лекарственное средство? (горчица)

2 ступень: вопросы из серии: «Будьте здоровы!»

чтобы перейти на 3-ю ступень, нужно верно ответить на 2 вопроса из четырёх, (Слайд 14-15)

а  «слабое звено» выбывает из игры с оценкой «3»

Плоды какого растения из семейства Розоцветных – жаропонижающее средство?  (малина)

Какие растения из семейства Лилейных выделяют фитонциды – летучие вещества, убивающие бактерий? (лук, чеснок)

Плоды каких растений из семейства Розоцветных богаты витамином С? (шиповник, рябина)

Какое растение из семейства Пасленовых является ядовитым, но используется в медицине? (белена, красавка, дурман)

3 ступень: загадки      чтобы перейти на 4-ую ступень, нужно отгадать не менее трёх загадок, а «слабое звено» выбывает из игры с оценкой «4» (Слайд 16-17):

Цветёт он майскою порой,

      Его найдёшь в тени лесной:

На стебельке, как бусы в ряд,

 Цветы душистые висят

(ландыш)

2. Голодный шмелик вздыхает тяжко:

 -Поесть бы кашки...

 Д-а вот же кашка!

 Попробуй, шмелик, в ней сок медовый —

 Шмелям и пчёлам обед готовый.

 (Клевер луговой )

3. Из луковки вырос,

 Но в пищу негож.

 На яркий стаканчик

 Цветок тот похож.

(Тюльпан)

4. То фиолетовый, то голубой,

 Он на опушке встречался с тобой.

 Названье ему очень звонкое дали,

Но только звенеть он сумеет едва ли.

(колокольчик)

4 ступень: вопросы из серии: «Систематика»:

чтобы получить за игру «5», нужно верно ответить на все 4 вопроса (Слайд 18-19)

К какому семейству относится дурман обыкновенный?

 К какому семейству относится подсолнечник?

 К какому семейству относится редька черная?

 К какому семейству относится фасоль?

Четвертая игра «Мозаика» (Слайд 20)

Класс делится на три команды – три ряда. Учитель раздает ученикам конверты – трем командам, в которых на листе белого картона написаны 5 вопросов и 10 полосок с ответами (на каждый вопрос по 2 ответа, очень похожих или противоположных).

Ученики должны рядом с вопросами разложить полоски с ответами, лишние полоски убрать обратно в конверт, затем все полоски с ответами нужно перевернуть ответом вниз – должен получиться смайлик, если на все вопросы даны верные ответы. По количеству верных ответов выставляется оценка за игру:

«5» - если не было ни одной ошибки (то есть ели собралась открытка)

«4» - если одна полоска в открытке не подошла

«3» - если в открытке не подошли 2 полоски

«2» - если в открытке более двух полосок не подошли

Учитель проверяет результаты и выставляет в зачетный лист оценку за игру «ЛОТО»:

«5» - если одна ошибка,

«4» - если две ошибки,

«3» - если три ошибки и

«2» - если ошибок больше четырех.

По результатам всех четырех игр ученикам

выставляется итоговая оценка, которая пойдёт в журнал.

6. Рефлек-сия (подведение итогов занятия)

5/

Учитель задает ученикам вопросы, побуждая их оценить себя в процессе деятельности:

довольны ли вы своей оценкой за игру «Крестики – нолики»?

почему?

из-за чего возникли затруднения?

кто в этом виноват?

и т. д. – про каждую игру

оценивают себя в процессе деятельности

Зачетный лист

ученика (цы )  6 - ... класса

 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1. Игра «Крестики-нолики»

крестик ставится, если признак относится к данному семейству,

нолик ставится, если признак к этому семейству не относится

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

Семейство:

2. Игра «ЛОТО»

в клетках укажите названия семейств, показанных растений

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Вариант -

3. Игра «Слабое звено»

1 ступень «Знаете ли вы?»

1.

2.

3.

4.

3 ступень «Загадки»

1.

2.

3.

4.

2 ступень «Будьте здоровы!»

1.

2.

3.

4.

4 ступень «Систематика»

1.

2.

3.

4.

1. Игра «Крестики-нолики»  - оценка -        

2. Игра «Лото» - оценка

3. Игра «Слабое звено» - оценка

4. Игра «Мозаика» - оценка

Итоговая оценка  

На белом картоне:

Плод у растений из семейства Злаковых

Тип корневой системы у растений из класса Двудольных

Формула цветка у растений из семейства Розоцветных

Соцветие у растений из семейства Крестоцветных

Формула цветка у растений из семейства Лилейных

Напечатано на обратной стороне одной открытки:

 полоски разрезаются!

Зерновка

Стержневая

Ч5 Л5 Т П1 или ∞

Кисть

О3+3  Т3+3  П1

Напечатано на  обратной стороне другой открытки:

 полоски разрезаются!

Боб

Мочковатая

Ч4 Л5 Т6 П1 или ∞

Колос

О5+5  Т3+2  П1

На белом картоне:

Плод у растений из семейства Крестоцветных

Тип корневой системы у растений из класса Однодольных

Формула цветка у растений из семейства Бобовых

Соцветие у растений из семейства Злаки

Формула цветка у растений из семейства Пасленовых

Напечатано на обратной стороне одной открытки:

 полоски разрезаются!

Стручок

Мочковатая

↑Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1

Сложный колос

* Ч(5) Л(5) Т5 П1

Напечатано на  обратной стороне другой открытки:

 полоски разрезаются!

Семянка

Стержневая

Ч5 Л5 Т9 П1

Щиток

О5+5  Т3+2  П1

На белом картоне:

Плод у растений из семейства Лилейные

Жилкование листьев у растений класса Однодольных

Формула цветка у растений из семейства Крестоцветных

Соцветие у растений из семейства Сложноцветные

Формула цветка у растений из семейства Злаки

Напечатано на обратной стороне одной открытки:

 полоски разрезаются!

Ягода

Параллельное или дуговое

Ч4Л4Т4+2П1

Корзинка

↑О(2)+2Т3П1

Напечатано на  обратной стороне другой открытки:

 полоски разрезаются!

Коробочка

Сетчатое

Ч5 Л5 ТП1

Щиток

О3+3Т3+3П1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока "Почва в жизни растений"

Данный урок разработан для учащихся 6 классов по теме «Почва в жизни растений» и может быть использован учителями экологии и биологии при прохождении данной темы....

Презентация урока по теме: "Классификация растений"

Презентация к обобщающему уроку по теме: "Классификация растений"...

урок-путешествие по теме "Классификация цветковых растений"

Нетрадиционные уроки активизируют познавательную деятельность учащихся, обычно дети очень активны на ролевых играх, уроках-путешествиях...

Разработка сценария урока по теме "Классификация взаимодействия тел" 9 класс

Разработка сценария урока "Классификация взаимодействия тел" в 9 классе...

Разработка урока по теме "Классификация живых организмов" 7 класс

Урок разработан в соответствии с ФГОС, подобран материал для практической работы на уроке по определению видовой принадлежности органзмов. К уроку создана презентация....

Методическая разработка урока по теме «Классификация химических реакций»

Цель урока: систематизировать знания студентов о подходах к классификации химических реакций.Задачи урока:– Расширить и углубить знания о химических реакциях, сравнить их с другими видами явлений...

Разработка урока на тему классификация химических реакций

Конспект урока для 11 класса по теме Классификация химических реакций...