Технологическая карта урока "Железо,его свойства"
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Мамитова Кристина Геннадьевна

Технологическая карта урока по химии для 9 класса на тему "Железо, его свойства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Ф.И.О. Мамитова Кристина Геннадьевна

Предмет: химия

Класс: 9

Тип урока: урок применения и совершенствования знаний, умений.

Технологическая карта изучения темы

Тема

"Железо, его свойства"

Цели

Образовательные:

  • рассмотреть положение химического элемента железа в Периодической системе химических элементов Д. И Менделеева., строение атома. Изучить химические свойства простого вещества - железа, познакомиться с природными соединениями железа; рассмотреть биологическую роль железа.

Развивающая:

  • развить навыки составления уравнений химических реакций;
  • логическое мышление и память учащихся;
  • совершенствовать умения доказывать, сравнивать.

Воспитательная:

  • воспитывать коммуникативные навыки,
  • повышение интереса к предмету;
  • воспитание внимательности, аккуратности при написании уравнений реакций;
  • утвердить учащихся в гордости за свою Родину, как самую богатую природными ресурсами страну.
  • способствовать воспитанию экологической культуры обучающихся;
  • воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД:  

  • мотивация учения,
  • оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

-  Регулятивные УУД: 

  • постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно,
  • предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.
  • внесение необходимых дополнений и корректив в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта,
  • выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

- Коммуникативные УУД:

  • определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
  • выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

- Познавательные УУД: 

  • формулирование познавательной цели.
  • поиск и выделение информации.
  • анализ с целью выделения признаков,
  • установление причинно-следственных связей

Планируемый результат

Предметные:

Знать физические и химические свойства железа,  применение

Уметь характеризовать железо по ее положению в ПСХЭ, составлять электронную формулу железа, определять его возможные степени окисления, составлять уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства, определять коэффициенты методом электронного баланса, составлять реакции ионного обмена.

Личностные:

Умение работать в группе, отстаивать и аргументировать свою точку зрения

Метапредметные:

- использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

- использование различных источников для получения химической информации.

Межпредметные связи

Физика, математика

Оборудование и реактивы

штативы с пробирками, спиртовка, спички, держатель для пробирок, стакан с водой, железо металлическое, разбавленные растворы соляной, серной, азотной кислот, концентрированные растворы серной и азотной кислот, раствор сульфата меди (II), КМпО4.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме "Железо, его свойства»,  учебник О.С. Габриелян "Химия. 9 класс",  

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний

Цели:  Подготовить обучающихся к работе, ввести в деловой ритм.

Настраиваются на урок. Готовятся к уроку.

Отвечают на вопросы по ранее изученной теме «Алюминий»

Выполняют индивидуальные задания

Проверяет готовность обучающихся к уроку, проводит параллель с ранее изученной темой, создает эмоциональный настрой

Регулятивные УУД:

Волевая саморегуляция, познавательная инициатива.

II. Формулирование темы урока, постановка цели

Цели: выяснить понимание основных вопросов темы, связанных со строением вещества

Высказывают свои предположения о теме урока (загадка), аргументируют свои ответы

Предлагает определить тему урока по предложенным загадкам,

озвучивает тему. формулирует цель вместе с обучющимися

«Среди металлов самый славный,

Важнейший, древний элемент.

В тяжелой индустрии — главный,

Знаком с ним школьник и студент.

Родился в огненной стихии,

Расплав его течет рекой.

Важнее нет в металлургии,

Он нужен всей стране родной».

 Познавательные УУД:

логические: анализ, синтез

 Коммуникативные УУД:

определение цели

 Регулятивные УУД:

прогнозирование

III. Изучение нового

 

Цели: развитие умений прогнозирования химических и физических свойств вещества по его строению 

1.Формирование знаний о железе - химическом элементе.

Демонстрация физических свойств железа

2.Формирование знаний о химических свойствах железа.

Сообщение обучающихся по теме «Содержаниежелеза в земной коре. Важнейшие природные соединения»

  • Работа в группах (характеристика железа по положению в ПСХЭ, электронная формула железа, степени окисления)
  • защита выданных заданий

Обучающиеся рассматривают коллекции «Железо и его сплавы» на столах и высказывают свои предположения о возможном применении железа на основе его физических свойств

 делают вывод:

  • железо теплопроводно:
  • железо электропроводно;
  • металлический блеск есть;
  • железо пластично и ковко;
  • железо магнитно.

I. Обучающиеся на основе своих

   знаний об общих химических

   свойствах металлов, высказывают

   свои предположения о свойствах

   железа, о сходствах и различии с

   другими металлами и о способах

   доказательства.

II. Обучающиеся по очереди говорят о цели своих исследований, проводят лабораторную работу в парах:

1 группа – Взаимодействие железа с

                  неметаллами

Fe+Cl2=FeCl3, Fe + S = FeS

4Fe + 6Н2О + 3О2 = 4Fe(ОН)3

2 группа – Взаимодействие с разбавленной соляной и серной

                   кислотами;

Fe + HCl = FeCl2 + H2

 Fe+H2SO4=FeSO4+H2

3 группа – Взаимодействие с разбав ленной азотной кислотой;

 4 группа – Fe+CuSO4 =

Выполняют задания

Расставляют коэффициенты в уравнении реакции методом электронного баланса, указывают окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления.

Делают вывод о химической активности простого вещества – железа

Проводит беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний о физических и химических свойствах железа, используя презентацию «"Железо, его свойства»,   формулирует задание, организует работу обучающихся.

Введение понятий: технически чистое и химически чистое железо

I.  Фронтальная беседа:

1. Повторение общих

    химических свойств

    металлов;

2. Инструкция по технике

    безопасности;

II.  Проведение исследования:

 

     Учитель

    Консультирует и

    контролирует кажую группу;

2. Демонстрация ЭОР:

  1. Взаимодействие железа с

        концентрированными

        растворами щелочей

  1. Демонстрационный опыт:

      Взаимодействие железа с

      H2SO4 (конц.) и HNO3 (конц.).

Подведение итогов

      исследования

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
  • координи-рование в сотрудничестве разных позиций, достижение договоренностей и согласование общего решения, разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников,
  • учет разных мнений, управление поведением партнера, адекватное использование речевых средств для решения коммуникацион-ных задач.

Познавательные УУД:

  • . поиск необходимой информации,
  • Анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование установление причинно-следственных связей

IV. Закрепление  нового

Цель: осознание и осмысление учебного материала.

Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания в тетрадях (составляют уравнения химических реакций, используют метод электронного баланса, составляют уравнения ионного обмена)

Организует деятельность обучающихся по применению полученных знаний

Познавательные УУД:

общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные УУД:

умение работать индивидуально

Регулятивные УУД:

сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Познавательные УУД:

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника, самооценка на основе критерия успешности.

Регулятивные УУД: 

сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

V. Информация о домашнем задании

Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.

§17, упр. № 1 , № 2 ,  № 4

Поясняет выполнение заданий.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Цели: проверить умение обучающихся  самостоятельно оценивать свою деятельность

.Оценивают свою деятельность на уроке

Создает условия для оценки деятельности на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Химические свойства кислорода"

Предназначенная для учащихся 8 классов технологическая карта урока по теме "Химические свойства кислорода" включает задания для развития универсальных учебных действий учащихся. Позволяет осуществлять...

Технологическая карта урока "Химические свойства белков"

Интегрированный урок – исследование при изучении нового материала  по теме "Химические свойства белков". Химия 10 класс....

Технологическая карта по теме "Свойства равнобедренного треугольника" (геометрия, 7 класс).

Урок открытия новых знаний по теме "Свойства равнобедренного треугольника"....

технологическая карта урока "Кислород. Свойства кислорода".

Технологическая карта к уроку по химии для 9 класса на тему "Кислород. Свойства кислорода"....

Технологическая карта урока.Распределительное свойство. 5 класс.

Технологическая карта урока по теме "Распределительное свойство ". Урок коррекции и развития. Тип урока: комбинированный. УМК: Математика 5, автор Е.А.Бунимович. Линия учебно-методических комплексов "...

Технологическая карта урока "Химические свойства этилена"

Технологическая карта урока "Химические свойства этилена" содержит все требовния, которые предъявляются к урокоам в условиях внедрения ФГОС...

Технологическая карта урока "Функция. Свойства функции"

Технологическая карта  алгебры и начала анализа в 10 классе с дидактической структурой урока...