Технологическая карта урока "Химические свойства этилена"
методическая разработка по химии (10 класс) на тему

Дружинина Галина Евгеньевна

Технологическая карта урока "Химические свойства этилена" содержит все требовния, которые предъявляются к урокоам в условиях внедрения ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himicheskie_svoystva_etilena.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока

Химические свойства этилена

Цели

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Повторить электронное и пространственное строение этилена, о гомологии, номенклатуре и структурной изомерии на примере ряда этиленовых углеводородов, пространственной изомерии.

Углубить понятия об общности свойств гомологов, обусловленных сходством состава и строения.

Расширить понятие о зависимости применения веществ от свойств, а способов получения – от строения.

Образовательная: сформировать знания о важнейшей составляющей химических свойств непредельных углеводородов – реакциях присоединения, проследив их зависимость от строения молекул и взаимовлияниях атомов в углеродной цепи; сформировать компетенции связанные с умением составлять прогноз химических свойств алкенов по механизму реакций присоединения (ионному и радикальному), опираясь на знание основополагающей теории строения органических веществ А.М. Бутлерова.

Воспитательная: продолжить формирование умения работать в команде, находить общее решение поставленной задачи и нести ответственность за принятые решения.

Развивающая: развивать логическое мышление, умение видеть причинно – следственную взаимосвязь между явлениями в механизмах химических реакций.

Целеполагание от ученика

Личностные цели:  реализовать конкретные индивидуальные способности; уметь самовыражаться через материал предмета.
Предметные цели: сформировать положительное отношение к изучаемому предмету; знать основные понятия, явления, законы; решать типовые или творческие задачи по теме.
Когнитивные цели:  познать объекты окружающей реальности; изучить способы решения возникающих проблем.

Оргдеятельностные цели:  овладеть навыками самоорганизации учебной деятельности; уметь ставить перед собой цель; планировать деятельность.

Личностная значимость изучаемого для школьника

Обучающийся знает: употребляемые термины; основные понятия, правила и приемы.
Обучающийся понимает факты, правила, принципы; преобразует словесный материал в другие формы выражения.
Обучающийся применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, использует понятия и принципы в новых ситуациях.
Обучающийся выделяет скрытые (неясные) предположения, проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных.
Обучающийся предлагает план проведения эксперимента, использует знания из разных областей, чтобы составить план решений той или иной проблемы.
Обучающийся оценивает логику построения материала в виде письменного текста, оценивает соответствие выводов имеющимся данным.

Обучающийся  проявляет осознание важности учения, внимательно слушает высказывания окружающих.

Обучающийся  выполняет заданную преподавателем работу, участвует в обсуждении вопросов, добровольно вызывается выполнять задание, проявляет интерес к учебной дисциплине.
Ученик: целенаправленно изучает различные точки зрения с тем, чтобы вынести собственное суждение, проявляет убежденность, отстаивает те или иные идеалы.

Планируемые результаты

Уметь сравнивать по составу и хим. свойствам алканы и алкены; составлять реакции горения, присоединения, полимеризации,

объяснять условия смещения хим. равновесия на примере реакций гидрирования и дегидрирования углеводородов, проводить качественную реакцию на непредельные углеводороды.

План урока

Организационный  момент.

Актуализация знаний

1 этап изучения новых знаний  и способов деятельности

Первичная проверка понимания изученного

2 этап изучения  новых знаний  и способов деятельности.

Закрепление

Запись домашнего задания

Подведение итогов.

Рефлексия

Метод обучения,

технологии

Рассказ

Демонстрация

Устный контроль

Индивидуальный опрос

-разноуровневое обучение;

-проектные методы обучения;

-информационно-коммуникационные технологии;

-здоровьесберегающие технологии

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная

-урок ознакомления с новым материалом

Приемы деятельности учителя

  • интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения;
  • сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров;
  • демонстрация учащимся таблиц, схем с целью иллюстрирования отдельных выводов;
  • задание учащимся на описание какого-либо объекта по образцу;
  • задание учащимся на приведение собственных примеров, очевидно подтверждающих правило, свойство и т.д.;
  • наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия.
  • наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;

организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию проблемы.

Познавательные вопросы и задания

1. Какие углеводороды называются алкенами?

2. Каковы особенности строения их молекул?

3. В каком гибридном состоянии находятся атомы углерода, образующие двойную связь в молекулах алкенов?

4. Какова природа двойной связи?

5. Где содержится область отрицательного заряда у молекулы этилена?

6. Дать сравнительную характеристику строения молекул алканов и алкенов. Различаются ли виды гибридизации у них?

7. Охарактеризуйте гомологический ряд алкенов.

8. Какова гомологическая разность в нём?

9. Какие вещества называют изомерами?

10. Сколько видов изомерии возможно у алкенов?

Какие углеводороды называют этиленовыми? Имеется ли пространственная изомерия у пропена, бутена -1?

Какой тип гибридизации характерен для атомов углерода при двойной связи? В чем ее особенность?

Назовите валентный угол и длину связи С – С в молекулах алканов.

Какие виды изомерии характерны для алкенов?

Сопоставьте реакции галогенирования: а) этана и этена; б) пропана и пропена. В чем различия в их осуществлении?

Напишите уравнения реакций гидрирования, гидрохлорирования, бромирования, окисления и гидратации: а) 2-метилбутена -1; б) 2-метилбутена-2.

Тест:

1. Для бутена-2 пространственная изомерия:

характерна

не характерна

2. При получении алкена из спирта используется правило:

Марковникова

Зайцева

Хюккеля

буравчика

3. При получении алкена из алкина используется реакция:

металлирования

галогенирования

гидрирования

нитрования

4. Побочными продуктами реакции дегидрогалогенирования являются:

галогеноводород и вода

соль и вода

соль и галогеноводород

5. При получении бутена-1 реакцией дегидрогалогенирования необходимо использовать:

1-хлорбутан

2-хлорбутан

3-хлорбутан

4-хлорбутан

6. Атомы углерода, соединенные двойной связью, находятся в состоянии ... гибридизации.

SP

SP2

SP3

7. Пи связь по отношению к сигма связи:

более прочная

равноценна по прочности

менее прочная

Организация деятельности учащихся

сравнивают по составу и химическим свойствам алканы и алкены;

характеризуют строение и химические свойства этилена;

наблюдают за горением

этилена, отношением этилена к раствору перманганата калия и бромной воде;

объясняют зависимость свойств этилена от его состава и строения;

составляют реакции горения, присоединения, полимеризации,

объясняют условия смещения химического равновесия на примере реакций гидрирования и дегидрирования углеводородов;

проводят качественную реакцию на непредельные углеводороды.

делают выводы о зависимости свойств этилена от его состава и строения.

Место в структуре темы

Тема 2. Углеводороды и их природные источники.

5-ий урок темы, изучение нового материала.

Развиваемые УУД

Демонстрировать понимание информации путём её трансляции в иную форму, отличную от той, в которой она преподавалась.

Применять информацию в выполнении конкретных действий.

Структурировать информацию, разбивать её на составляющие части, устанавливая специальные связи между ними.

Использовать и структурировать имеющиеся знания, прогнозировать, обосновывать точку зрения, работать в заданном темпе, адекватно воспроизводить информацию.

Средства обучения, оборудование

Для демонстрации: этиловый спирт-денатурат, концентрированная серная кислота, спички, спиртовка, пробирка с раствором йода (имитация бромной воды) и пробирка с раствором перманганата калия KMnO4, лабораторное оборудование.

Таблица “ Этилен”, таблица-схема “Химические свойства алкенов, алкинов”.

Модуль ФЦИОР «Сравнительная характеристика химических свойств предельных и непредельных углеводородов»

Текст учебника

Модель молекулы этилена

ТСО

Видеоролики «Горение этилена», «Взаимодействие этилена с бромной водой», «Взаимодействие этилена с раствором перманганата калия»

Презентация «Алкены»

Основные понятия и термины урока

Химические свойства этилена: качественные реакции на кратную связь (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия). Гомолитический и гетеролитический разрыв. Реакции: присоединения (гидрирование, галогенирование, гидратация, гидрогалогенирование), окисления (горение, окисление перманганатом калия в нейтральной или щелочной среде,   окисление перманганатом калия в кислой среде), полимеризация. Полимеры, мономер, структурное звено, степень полимеризации, макромолекула.

Правило В.В. Марковникова, правило А.М.Зайцева.

Домашнее задание

§ 4, вопросы 5-7 после параграфа, выучить ключевые понятия темы.

По желанию: оформить презентацию в программе Power Point по теме «Применение этилена».

Индивидуальные задания по карточкам для сдающих ЕГЭ.

Оценки за урок

За промежуточный и итоговый контроль, за активные ответы.

Источники информации

Учебная литература:

Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ.

2) А.А. Каверина, Д.Ю. Добротин. ЕГЭ-2013. Химия: самое полное издание типовых вариантов заданий. М.:  Астрель, 2013

3) А.Э Антошин. ЕГЭ 2013. Сдаем без проблем М.: ЭКСМО, 2012

4) В.Н. Доронькин, А.Г. Бережная. Химия. Подготовка к ЕГЭ. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровни. 10-11 клссы. Ростов-на-Дону: Легион, 2013

5) Р.А.Лидин. Химия: справочник. М.: АСТ: Астрель, 2014

6) Н.Е. Кузнецова, А.Н. Лёвкин. Задачник по химии. 10 класс. М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013

7) А.А. Каверина. ЕГЭ 2012. Химия. Актив-тренинг. Решение заданий А, В, С. М: Национальное образование, 2011

Электронный ресурс:

1) Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы. Школьный химический эксперимент. Органическая химия, часть 1. Современная гуманитарная академия, 2004

2) Образовательная коллекция 1С. Органическая химия. 10-11 классы. Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, 2000-2003.

3) Демонстрационное поурочное планирование. Органическая химия. В помощь учителю. Издательство «Учитель», 2007.

4) 1С: Репетитор. Химия. Теоретическая химия, неорганическая химия, органическая химия. ЗАО «1С»,1997-2001.

5) Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по химии Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий», 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа №4 По теме: «Получение и свойства этилена».

Цель работы: получение этилена и проведение реакций, характеризующих свойства алкенов.Задачи работы: 1. Научиться получать лабораторным способом этилен. 2.  Исследовать свойства э...

Технологическая карта урока « Свойства и получение карбоновых кислот»

                           Технологическая карта урока. 10 класс....

Технологическая карта урока "Свойства черных и цветных металлов"

Технологическая карта урока "Свойства черных и цветных металлов"...

Технологическая карта "Химические свойства металлов"

Технологическая карта урока (ФГОС) "Химические свойства металлов" 9 класс...

Технологическая карта урока "Свойства действий с рациональными числами" 6 класс

Урок-закрепление (2 урок в календарно-тематическом планировании) по теме "Свойства действий с рациональными числами" 6 лкасс по учебнику Виленкина...

Технологическая карта урока: "Свойства равнобедренного треугольника"

Цель урока:  формирование умений применять свойства равнобедренного треугольника при  решении задач на вычисление и доказательство.Задачи урока: Образовательные: закрепить понятия биссектрис...

Технологическая карта урока "Свойства текстильных материалов. Раскрой ткани"

Технологическая карта уроков "Свойства текстильных материалов. Раскрой ткани"...