Технологическая карта урока "Химические свойства этилена"
методическая разработка по химии (10 класс) на тему
Технологическая карта урока "Химические свойства этилена" содержит все требовния, которые предъявляются к урокоам в условиях внедрения ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himicheskie_svoystva_etilena.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока | Химические свойства этилена |
Цели Образовательные: Развивающие: Воспитательные: | Повторить электронное и пространственное строение этилена, о гомологии, номенклатуре и структурной изомерии на примере ряда этиленовых углеводородов, пространственной изомерии. Углубить понятия об общности свойств гомологов, обусловленных сходством состава и строения. Расширить понятие о зависимости применения веществ от свойств, а способов получения – от строения. Образовательная: сформировать знания о важнейшей составляющей химических свойств непредельных углеводородов – реакциях присоединения, проследив их зависимость от строения молекул и взаимовлияниях атомов в углеродной цепи; сформировать компетенции связанные с умением составлять прогноз химических свойств алкенов по механизму реакций присоединения (ионному и радикальному), опираясь на знание основополагающей теории строения органических веществ А.М. Бутлерова. Воспитательная: продолжить формирование умения работать в команде, находить общее решение поставленной задачи и нести ответственность за принятые решения. Развивающая: развивать логическое мышление, умение видеть причинно – следственную взаимосвязь между явлениями в механизмах химических реакций. |
Целеполагание от ученика | Личностные цели: реализовать конкретные индивидуальные способности; уметь самовыражаться через материал предмета. Оргдеятельностные цели: овладеть навыками самоорганизации учебной деятельности; уметь ставить перед собой цель; планировать деятельность. |
Личностная значимость изучаемого для школьника | Обучающийся знает: употребляемые термины; основные понятия, правила и приемы. Обучающийся проявляет осознание важности учения, внимательно слушает высказывания окружающих. Обучающийся выполняет заданную преподавателем работу, участвует в обсуждении вопросов, добровольно вызывается выполнять задание, проявляет интерес к учебной дисциплине. |
Планируемые результаты | Уметь сравнивать по составу и хим. свойствам алканы и алкены; составлять реакции горения, присоединения, полимеризации, объяснять условия смещения хим. равновесия на примере реакций гидрирования и дегидрирования углеводородов, проводить качественную реакцию на непредельные углеводороды. |
План урока | Организационный момент. Актуализация знаний 1 этап изучения новых знаний и способов деятельности Первичная проверка понимания изученного 2 этап изучения новых знаний и способов деятельности. Закрепление Запись домашнего задания Подведение итогов. Рефлексия |
Метод обучения, технологии | Рассказ Демонстрация Устный контроль Индивидуальный опрос -разноуровневое обучение; -проектные методы обучения; -информационно-коммуникационные технологии; -здоровьесберегающие технологии |
Формы организации учебной деятельности | Фронтальная -урок ознакомления с новым материалом |
Приемы деятельности учителя |
организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию проблемы. |
Познавательные вопросы и задания | 1. Какие углеводороды называются алкенами? 2. Каковы особенности строения их молекул? 3. В каком гибридном состоянии находятся атомы углерода, образующие двойную связь в молекулах алкенов? 4. Какова природа двойной связи? 5. Где содержится область отрицательного заряда у молекулы этилена? 6. Дать сравнительную характеристику строения молекул алканов и алкенов. Различаются ли виды гибридизации у них? 7. Охарактеризуйте гомологический ряд алкенов. 8. Какова гомологическая разность в нём? 9. Какие вещества называют изомерами? 10. Сколько видов изомерии возможно у алкенов? Какие углеводороды называют этиленовыми? Имеется ли пространственная изомерия у пропена, бутена -1? Какой тип гибридизации характерен для атомов углерода при двойной связи? В чем ее особенность? Назовите валентный угол и длину связи С – С в молекулах алканов. Какие виды изомерии характерны для алкенов? Сопоставьте реакции галогенирования: а) этана и этена; б) пропана и пропена. В чем различия в их осуществлении? Напишите уравнения реакций гидрирования, гидрохлорирования, бромирования, окисления и гидратации: а) 2-метилбутена -1; б) 2-метилбутена-2. Тест: 1. Для бутена-2 пространственная изомерия: характерна не характерна 2. При получении алкена из спирта используется правило: Марковникова Зайцева Хюккеля буравчика 3. При получении алкена из алкина используется реакция: металлирования галогенирования гидрирования нитрования 4. Побочными продуктами реакции дегидрогалогенирования являются: галогеноводород и вода соль и вода соль и галогеноводород 5. При получении бутена-1 реакцией дегидрогалогенирования необходимо использовать: 1-хлорбутан 2-хлорбутан 3-хлорбутан 4-хлорбутан 6. Атомы углерода, соединенные двойной связью, находятся в состоянии ... гибридизации. SP SP2 SP3 7. Пи связь по отношению к сигма связи: более прочная равноценна по прочности менее прочная |
Организация деятельности учащихся | сравнивают по составу и химическим свойствам алканы и алкены; характеризуют строение и химические свойства этилена; наблюдают за горением этилена, отношением этилена к раствору перманганата калия и бромной воде; объясняют зависимость свойств этилена от его состава и строения; составляют реакции горения, присоединения, полимеризации, объясняют условия смещения химического равновесия на примере реакций гидрирования и дегидрирования углеводородов; проводят качественную реакцию на непредельные углеводороды. делают выводы о зависимости свойств этилена от его состава и строения. |
Место в структуре темы | Тема 2. Углеводороды и их природные источники. 5-ий урок темы, изучение нового материала. |
Развиваемые УУД | Демонстрировать понимание информации путём её трансляции в иную форму, отличную от той, в которой она преподавалась. Применять информацию в выполнении конкретных действий. Структурировать информацию, разбивать её на составляющие части, устанавливая специальные связи между ними. Использовать и структурировать имеющиеся знания, прогнозировать, обосновывать точку зрения, работать в заданном темпе, адекватно воспроизводить информацию. |
Средства обучения, оборудование | Для демонстрации: этиловый спирт-денатурат, концентрированная серная кислота, спички, спиртовка, пробирка с раствором йода (имитация бромной воды) и пробирка с раствором перманганата калия KMnO4, лабораторное оборудование. Таблица “ Этилен”, таблица-схема “Химические свойства алкенов, алкинов”. Модуль ФЦИОР «Сравнительная характеристика химических свойств предельных и непредельных углеводородов» Текст учебника Модель молекулы этилена ТСО Видеоролики «Горение этилена», «Взаимодействие этилена с бромной водой», «Взаимодействие этилена с раствором перманганата калия» Презентация «Алкены» |
Основные понятия и термины урока | Химические свойства этилена: качественные реакции на кратную связь (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия). Гомолитический и гетеролитический разрыв. Реакции: присоединения (гидрирование, галогенирование, гидратация, гидрогалогенирование), окисления (горение, окисление перманганатом калия в нейтральной или щелочной среде, окисление перманганатом калия в кислой среде), полимеризация. Полимеры, мономер, структурное звено, степень полимеризации, макромолекула. Правило В.В. Марковникова, правило А.М.Зайцева. |
Домашнее задание | § 4, вопросы 5-7 после параграфа, выучить ключевые понятия темы. По желанию: оформить презентацию в программе Power Point по теме «Применение этилена». Индивидуальные задания по карточкам для сдающих ЕГЭ. |
Оценки за урок | За промежуточный и итоговый контроль, за активные ответы. |
Источники информации | Учебная литература: Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. 2) А.А. Каверина, Д.Ю. Добротин. ЕГЭ-2013. Химия: самое полное издание типовых вариантов заданий. М.: Астрель, 2013 3) А.Э Антошин. ЕГЭ 2013. Сдаем без проблем М.: ЭКСМО, 2012 4) В.Н. Доронькин, А.Г. Бережная. Химия. Подготовка к ЕГЭ. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровни. 10-11 клссы. Ростов-на-Дону: Легион, 2013 5) Р.А.Лидин. Химия: справочник. М.: АСТ: Астрель, 2014 6) Н.Е. Кузнецова, А.Н. Лёвкин. Задачник по химии. 10 класс. М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013 7) А.А. Каверина. ЕГЭ 2012. Химия. Актив-тренинг. Решение заданий А, В, С. М: Национальное образование, 2011 Электронный ресурс: 1) Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы. Школьный химический эксперимент. Органическая химия, часть 1. Современная гуманитарная академия, 2004 2) Образовательная коллекция 1С. Органическая химия. 10-11 классы. Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, 2000-2003. 3) Демонстрационное поурочное планирование. Органическая химия. В помощь учителю. Издательство «Учитель», 2007. 4) 1С: Репетитор. Химия. Теоретическая химия, неорганическая химия, органическая химия. ЗАО «1С»,1997-2001. 5) Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по химии Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий», 2002 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа №4 По теме: «Получение и свойства этилена».
Цель работы: получение этилена и проведение реакций, характеризующих свойства алкенов.Задачи работы: 1. Научиться получать лабораторным способом этилен. 2. Исследовать свойства э...
Технологическая карта урока « Свойства и получение карбоновых кислот»
Технологическая карта урока. 10 класс....
Технологическая карта урока "Свойства черных и цветных металлов"
Технологическая карта урока "Свойства черных и цветных металлов"...
Технологическая карта "Химические свойства металлов"
Технологическая карта урока (ФГОС) "Химические свойства металлов" 9 класс...
Технологическая карта урока "Свойства действий с рациональными числами" 6 класс
Урок-закрепление (2 урок в календарно-тематическом планировании) по теме "Свойства действий с рациональными числами" 6 лкасс по учебнику Виленкина...
Технологическая карта урока: "Свойства равнобедренного треугольника"
Цель урока: формирование умений применять свойства равнобедренного треугольника при решении задач на вычисление и доказательство.Задачи урока: Образовательные: закрепить понятия биссектрис...
Технологическая карта урока "Свойства текстильных материалов. Раскрой ткани"
Технологическая карта уроков "Свойства текстильных материалов. Раскрой ткани"...