Рабочая программа по предмету «Химия» 8-9 класс.
рабочая программа по химии (8, 9 класс) на тему

Хаустова Ольга Анатольевна
Рабочая программа по предмету «Химия» (компонент ООП ООО) 8-9 класс. Срок освоения: 2 года. Учебник Габриелян О.С.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._programma_himiya_8-9.docx46.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Богучарская средняя общеобразовательная школа №2»

Согласовано                                                                       Зам. директора по УВР                                                        МКОУ «Богучарская СОШ №2»                     ________ /Дворникова О.А./                                            30 августа  2016 г.

Утверждаю

Директор

МКОУ «Богучарская СОШ №2»

__________ /Булах И.П./

приказ от 31 августа 2016 г. № 142

           

Рабочая программа по предмету

«Химия»

(компонент ООП ООО)

8-9 класс

Срок освоения: 2 года

Составитель: учитель химии Хаустова О.А.

Рассмотрено на заседании ШМО

                                                                                             учителей естественных наук

                                                                                            протокол № 1 от 26.08.2016 г.

Руководитель ШМО ______/Хаустова О.А./

  1. Планируемые предметные результаты

освоения курса химии в 8-9 классах

Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)

Выпускник научится:

1) описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

2) характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

3) раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;

4) изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;

5) вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;

6) сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;

7) классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;

 8) описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ — кислорода и водорода;

 9) давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;

10) пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;

11) проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

 12) различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.

Выпускник получит возможность научиться:

1) грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

2) осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

3) понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

4) использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

5) развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

6) объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества

Выпускник научится:

1) классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;

2) раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;

3) описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;

4) характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;

5) различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;

6) изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;

7) выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических;

8) характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;

9) описывать основные этапы открытия Д. И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов, жизнь и многообразную научную деятельность учёного;

10) характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;

11) осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.

Выпускник получит возможность научиться:

1) осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

2) описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

3) применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

4) развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.

Многообразие химических реакций

Выпускник научится:

1) объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;

2) называть признаки и условия протекания химических реакций;

3) устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);

4) называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;

5) называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;

6) составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;

7) прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;

8) составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;

9) выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;

10) приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;

11) определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;

12) проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов.

Выпускник получит возможность научиться:

1) составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;

2) приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;

3) прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

4) прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.

Многообразие веществ

Выпускник научится:

1) определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;

2) составлять формулы веществ по их названиям;

3) определять валентность и степень окисления элементов в веществах;

4) составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;

5) объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;

6) называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных, амфотерных;

7) называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей;

8) приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;

9) определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;

10) составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций;

11) проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;

12) проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака; составлять уравнения соответствующих реакций.

Выпускник получит возможность научиться:

1) прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;

2) прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

3) выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;

4) характеризовать особые свойства концентрированных серной и азотной кислот;

5) приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе промышленных способов получения аммиака, серной кислоты, чугуна и стали;

6) описывать физические и химические процессы, являющиеся частью круговорота веществ в природе;

7) организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.

2. Содержание учебного предмета

Содержание материала

Основные виды учебной

деятельности

8 класс

Введение (4 часа)

Химия как часть естествознания. Предмет  химии. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, моделирование. Источники химической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах. Превращения веществ. Отличие  химических реакций от физических явлений. Роль  химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы  М. В. Ломоносова, А.М. Бутлерова, Д. И. Менделеева. Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические  формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Проведение расчетов массовой доли химического элемента в веществе на основе его формулы. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы. Периодическая  система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Демонстрации. 1. Модели (шаростержневые и Стюарта—Бриглеба) различных простых и сложных веществ. 2. Коллекция стеклянной химической посуды.  3. Коллекция материалов и изделий из них на основе  алюминия. 4. Взаимодействие мрамора с кислотой и помутнение известковой воды.

Лабораторные опыты. 1. Сравнение свойств твердых кристаллических веществ и растворов. 2. Сравнение скорости испарения воды, одеколона и этилового спирта с фильтровальной бумаги.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.): коллективная работа – постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; индивидуальная деятельность – выполнение заданий: работа с текстом по предложенному учителем алгоритму, моделями, выполнение пометок, выписок и цитирования текста; работа в парах или малых группах – выполнение заданий с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа – подготовка сообщений с использованием различных источников информации при консультативной помощи учителя; коллективное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Темы для дискуссии», формулирование выводов по результатам демонстрационных и лабораторных опытов.

Тема 1. Атомы химических элементов (9 часов)

 Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса». Изменение числа протонов в ядре атома —образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома —образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.    Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов малых периодов. Понятие о завершенном электронном уровне. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов — физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Взаимодействие атомов неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Ковалентная полярная связь. Понятие о валентности как свойстве атомов образовывать ковалентные химические связи. Составление формул бинарных соединений по валентности. Нахождение валентности по формуле бинарного соединения. Взаимодействие атомов металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (различные формы).

Лабораторные опыты. 3. Моделирование принципа действия сканирующего микроскопа. 4. Изготовление моделей молекул бинарных соединений. 5. Изготовление модели, иллюстрирующей свойства металлической связи.

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа с текстом и иллюстративным материалом, составление таблиц при консультативной помощи учеников-экспертов, самостоятельное оценивание выполненных заданий по предложенным учителем критериям с коллективным обсуждением и анализом причин допущенных ошибок. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.): коллективная работа – постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; индивидуальная деятельность – выполнение заданий: работа с текстом по предложенному учителем алгоритму, моделями, выполнение пометок, выписок и цитирования текста; работа в парах или малых группах – выполнение заданий с последующей взаимопроверкой; коллективное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Темы для дискуссии», формулирование выводов по результатам демонстрационных и лабораторных опытов. Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в учебной деятельности); сравнение результата с эталоном, коллективное обсуждение алгоритма исправления ошибок, самоанализ, самооценка.

Тема 2. Простые вещества (6 часов)

Положение металлов и неметаллов в Периодической системе химических элементов. Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы (железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий). Общие физические свойства металлов. Важнейшие простые вещества-неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Молекулы простых веществ-неметаллов — водорода, кислорода, азота, галогенов. Относительная молекулярная масса. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова. Металлические и неметалические свойства простых веществ. Относительность этого понятия. Число Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы измерения количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «число Авогадро».

Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы с количеством вещества 1 моль. Молярный объем газообразных веществ.

Лабораторные опыты. 6. Ознакомление с коллекцией металлов. 7. Ознакомление с коллекцией неметаллов.

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа с текстом и иллюстративным материалом, составление таблиц при консультативной помощи учеников-экспертов, самостоятельное оценивание выполненных заданий по предложенным учителем критериям с коллективным обсуждением и анализом причин допущенных ошибок. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.): коллективная работа – постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; индивидуальная деятельность – выполнение заданий: работа с текстом по предложенному учителем алгоритму, моделями, выполнение пометок, выписок и цитирования текста; работа в парах или малых группах – выполнение заданий с последующей взаимопроверкой; коллективное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Темы для дискуссии», формулирование выводов по результатам демонстрационных и лабораторных опытов. Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в учебной деятельности); обобщение информации по теме в виде таблиц, схем. Опорных конспектов, в том числе с применением средств ИКТ; сравнение результата с эталоном, коллективное обсуждение алгоритма исправления ошибок, самоанализ, самооценка.

Тема 3. Соединения химических элементов (14 часов)

Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Определение степени окисления элементов в бинарных соединениях. Составление формул бинарных соединений, общий способ их названий. Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и пр. Составление их формул. Бинарные соединения неметаллов: оксиды, летучие водородные соединения, их состав и названия. Представители оксидов: вода, углекислый газ, негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак. Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие об индикаторах и качественных реакциях. Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная, азотная. Понятие о шкале кислотности (шкала pH). Изменение окраски индикаторов. Соли как производные кислот и оснований, их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция. Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Кислотно-щелочные индикаторы, изменение их окраски в различных средах. Универсальный индикатор и изменение его окраски в различных средах. Шкала pH.

Лабораторные опыты. 8. Ознакомление с коллекцией оксидов. 9. Ознакомление со свойствами аммиака. 10. Качественная реакция на углекислый газ. 11. Определение pH растворов кислоты, щелочи и воды. 12. Определение pH лимонного и яблочного соков на срезе плодов. 13. Ознакомление с коллекцией солей. 14. Ознакомление с коллекцией веществ с разным типом кристаллической решетки. Изготовление моделей кристаллических решеток. 15. Ознакомление с образцом горной породы.

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа с текстом и иллюстративным материалом, составление таблиц при консультативной помощи учеников-экспертов, самостоятельное оценивание выполненных заданий по предложенным учителем критериям с коллективным обсуждением и анализом причин допущенных ошибок. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.): коллективная работа – постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; индивидуальная деятельность – выполнение заданий: работа с текстом по предложенному учителем алгоритму, моделями, выполнение пометок, выписок и цитирования текста; работа в парах или малых группах – выполнение заданий с последующей взаимопроверкой; коллективное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Темы для дискуссии», формулирование выводов по результатам демонстрационных и лабораторных опытов. Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в учебной деятельности); обобщение информации по теме в виде таблиц, схем. Опорных конспектов, в том числе с применением средств ИКТ; сравнение результата с эталоном, коллективное обсуждение алгоритма исправления ошибок, самоанализ, самооценка.

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (12 часов)

Понятие явлений, связанных с изменениями, происходящими с веществом. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, фильтрование и центрифугирование. Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Выделение теплоты и света —реакции горения. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей. Реакции разложения. Представление о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты. Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции, обратимые и необратимые реакции. Реакции замещения. Ряд активности металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и кислотами, реакций вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами. Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца. Типы химических реакций на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Условие взаимодействия оксидов металлов и неметаллов с водой. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения – взаимодействие воды с металлами. Реакции обмена – гидролиз веществ.

Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение окрашенных солей; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) разложение пероксида

водорода с помощью диоксида марганца и каталазы картофеля или моркови; з) взаимодействие разбавленных кислот с металлами.

Лабораторные опыты 16. Прокаливание меди в пламени спиртовки. 17. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа с текстом и иллюстративным материалом, составление таблиц при консультативной помощи учеников-экспертов, самостоятельное оценивание выполненных заданий по предложенным учителем критериям с коллективным обсуждением и анализом причин допущенных ошибок. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.): коллективная работа – постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; индивидуальная деятельность – выполнение заданий: работа с текстом по предложенному учителем алгоритму; работа в парах или малых группах – выполнение заданий с последующей взаимопроверкой; коллективное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Темы для дискуссии», формулирование выводов по результатам демонстрационных и лабораторных опытов. Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в учебной деятельности); обобщение информации по теме в виде таблиц, схем. Опорных конспектов, в том числе с применением средств ИКТ; сравнение результата с эталоном, коллективное обсуждение алгоритма исправления ошибок, самоанализ, самооценка.

Тема 5. Практикум1.

Простейшие операции с веществом (3 часа)

1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. 2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание (домашний эксперимент). 3. Анализ почвы и воды (домашний эксперимент). 4. Признаки химических реакций. 5. Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий), групповое выполнение практической работы в соответствии с инструкцией, индивидуальное, парное или групповое выполнение практической работы в домашних условиях в соответствии с алгоритмом, с соблюдением правил техники безопасности; самостоятельное оформление отчета о выполнении практической работы.

Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов  электролитов (18 часов)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.  Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциаций электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Реакции обмена, идущие до конца. Классификация ионов и их свойства. Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот. Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов. Соли, их диссоциация и свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей. Обобщение сведений об оксидах, их классификации и свойствах. Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических веществ. Окислительно-восстановительные реакции. Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных классов. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете окислительно-восстановительных реакций.

Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой,  хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

Лабораторные опыты 18. Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра. 19. Получение нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотами. 20. Взаимодействие кислот с основаниями. 21. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. 22. Взаимодействие кислот с металлами. 23. Взаимодействие кислот с солями. 24. Взаимодействие щелочей с кислотами. 25. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов. 26. Взаимодействие щелочей с солями. 27. Получение и свойства нерастворимых оснований. 28. Взаимодействие осно́вных оксидов с кислотами. 29. Взаимодействие осно́вных оксидов с водой. 30. Взаимодействие кислотных оксидов со щелочами. 31. Взаимодействие кислотных оксидов с водой. 32. Взаимодействие солей с кислотами. 33. Взаимодействие солей со щелочами. 34. Взаимодействие солей с солями. 35. Взаимодействие растворов солей с металлами.

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа с текстом и иллюстративным материалом, составление таблиц при консультативной помощи учеников-экспертов, самостоятельное оценивание выполненных заданий по предложенным учителем критериям с коллективным обсуждением и анализом причин допущенных ошибок; составление плана-конспекта параграфа с опорой на теоретический материал и результаты проведенных с соблюдением правил техники безопасности лабораторных работ. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.): коллективная работа – постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; индивидуальная деятельность – выполнение заданий: работа с текстом по предложенному учителем алгоритму; работа в парах или малых группах – выполнение заданий с последующей взаимопроверкой; коллективное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Темы для дискуссии», формулирование выводов по результатам демонстрационных и лабораторных опытов. Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в учебной деятельности); обобщение информации по теме в виде таблиц, схем. Опорных конспектов, в том числе с применением средств ИКТ; сравнение результата с эталоном, коллективное обсуждение алгоритма исправления ошибок, самоанализ, самооценка.

Тема 7. Практикум 2. Свойства растворов электролитов (1 час)

1. Ионные реакции. 2. Условия течения химических реакций между растворами электролитов до конца. 3. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. 4. Решение экспериментальных задач.

  При двухчасовом планировании проводится только практическая работа 4.

Резервное  время — 3 ч. (возможное использование: проектная деятельность)

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий), групповое выполнение практической работы в соответствии с инструкцией, индивидуальное, парное или групповое выполнение практической работы в домашних условиях в соответствии с алгоритмом, с соблюдением правил техники безопасности; самостоятельное оформление отчета о выполнении практической работы.

9 класс

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6 часов)

    Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований, солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетичес5ие ряды металла и неметалла.

    Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

   Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

   Лабораторный опыт. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.): коллективная работа – постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; индивидуальная деятельность – выполнение заданий: работа с текстом по предложенному учителем алгоритму, моделями, выполнение пометок, выписок и цитирования текста; работа в парах или малых группах – выполнение заданий с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа – подготовка сообщений с использованием различных источников информации при консультативной помощи учителя; коллективное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Темы для дискуссии», формулирование выводов по результатам демонстрационных и лабораторных опытов.

Тема 1. Металлы (16 часов)

   Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

   Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы -  простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

   Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы – простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

   Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия -  оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

   Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества.  Генетические ряды Fe2+  и Fe3+.  Качественные реакции на Fe2+  и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III) .

Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия, б) кальция, в) алюминия, г) железа. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. Качественные реакции на ионы Fe2+  и Fe3+.

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа с текстом и иллюстративным материалом, составление таблиц при консультативной помощи учеников-экспертов, самостоятельное оценивание выполненных заданий по предложенным учителем критериям с коллективным обсуждением и анализом причин допущенных ошибок. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.): коллективная работа – постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; индивидуальная деятельность – выполнение заданий: работа с текстом по предложенному учителем алгоритму, моделями, выполнение пометок, выписок и цитирования текста; работа в парах или малых группах – выполнение заданий с последующей взаимопроверкой; коллективное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Темы для дискуссии», формулирование выводов по результатам демонстрационных и лабораторных опытов. Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в учебной деятельности); сравнение результата с эталоном, коллективное обсуждение алгоритма исправления ошибок, самоанализ, самооценка.

Тема 2. Практикум №1. Свойства металлов и их соединений (3 часа)

    Осуществление цепочки химических превращений металлов. Получение и свойства соединений металлов. Решение экспериментальных задач на распознавание  и получение веществ.

Осуществление химических реакций, иллюстрирующих генетические ряды металлов, химические свойства и получение металлов и их соединений; составление электронных балансов, ионных уравнения, уравнений диссоциация; выполнение химического эксперимента по получению и распознаванию неорганических веществ.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий), групповое выполнение практической работы в соответствии с инструкцией, индивидуальное, парное или групповое выполнение практической работы в домашних условиях в соответствии с алгоритмом, с соблюдением правил техники безопасности; самостоятельное оформление отчета о выполнении практической работы.

Тема 3. Неметаллы (24 часа)

   Общая характеристика неметаллов: положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотроия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

   Водород. Положение  в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

   Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

  Сера. Строение атома, аллотропия, свойства  и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и её соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

  Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

    Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

    Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион. Угольная кислота и её соли.

    Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности.  Кремниевая кислота. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации. Образцы галогенов – простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или йода из растворов солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных  веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. Качественная реакция на хлорид-ион. Качественная реакция на сульфат-ион. Распознавание солей аммония. Получение углекислого газа и его распознавание. Качественная реакция на карбонат-ион. Ознакомление с природными силикатами. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа с текстом и иллюстративным материалом, составление таблиц при консультативной помощи учеников-экспертов, самостоятельное оценивание выполненных заданий по предложенным учителем критериям с коллективным обсуждением и анализом причин допущенных ошибок. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.): коллективная работа – постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; индивидуальная деятельность – выполнение заданий: работа с текстом по предложенному учителем алгоритму, моделями, выполнение пометок, выписок и цитирования текста; работа в парах или малых группах – выполнение заданий с последующей взаимопроверкой; коллективное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Темы для дискуссии», формулирование выводов по результатам демонстрационных и лабораторных опытов. Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в учебной деятельности); сравнение результата с эталоном, коллективное обсуждение алгоритма исправления ошибок, самоанализ, самооценка.

Тема 4. Практикум №2. Свойства неметаллов и их соединений (3 часа)

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода». Получение, собирание и распознавание газов. Осуществление химических реакций, иллюстрирующих генетические ряды неметаллов, химические свойства и получение  соединений неметаллов; составление электронных балансов, ионных уравнения, уравнений диссоциация; выполнение химического эксперимента по получению и распознаванию неорганических веществ, в том числе газов и их собиранию.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий), групповое выполнение практической работы в соответствии с инструкцией, индивидуальное, парное или групповое выполнение практической работы в домашних условиях в соответствии с алгоритмом, с соблюдением правил техники безопасности; самостоятельное оформление отчета о выполнении практической работы.

Тема 5. Органические соединения (10 часов)

   Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических веществ. Химическое строение органических веществ. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

   Углеводороды: метан, этан, этилен. Строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакция полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

    Понятие о предельных одноатомных спиртах (метанол, этанол). Трехатомный спирт  глицерин.

    Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

   Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.

   Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

 Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

  Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.

Демонстрации. Модели молекулы метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусноэтилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.

Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул углеводородов. Свойства глицерина. Взаимодействие глюкоза с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. Взаимодействие крахмала с йодом.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.): коллективная работа – постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; индивидуальная деятельность – выполнение заданий: работа с текстом по предложенному учителем алгоритму, моделями, выполнение пометок, выписок и цитирования текста; работа в парах или малых группах – выполнение заданий с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа – подготовка сообщений с использованием различных источников информации при консультативной помощи учителя.

Тема 6. Химия и жизнь. Обобщение знаний за курс основной школы (6 часов)

Роль химии как науки для развития хозяйства страны. Закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах периодической системы в свете представлений о строении атома. Типы химических связей и кристаллических решеток. Классификация химических реакций. Простые и сложные вещества. Вычисление массы веществ или объёмов газов по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получающихся веществ. Вычисления по уравнениям, когда одно из веществ взято в виде раствора с определённой массовой долей растворённого вещества. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе. Вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси.

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: самостоятельное оценивание выполненных заданий по предложенным учителем критериям с коллективным обсуждением и анализом причин допущенных ошибок. индивидуальная деятельность – выполнение заданий: работа с текстом по предложенному учителем алгоритму, выполнение заданий с последующей взаимопроверкой. Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в учебной деятельности); сравнение результата с эталоном, коллективное обсуждение алгоритма исправления ошибок, самоанализ, самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета Химия для 8 класса.

Данная программа разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по химии 2004 г., с учетом примерной программы основного общего образовани...

Рабочая программа по предмету «Химия» для 8 класса

     Рабочая программа по химии в 8 классе составлена на основе следующих документов:   1.      Положение о рабочей программе учителя по Ф...

Рабочая программа по предмету «Химия» для 9 класса

     Рабочая программа по химии в 9б классе составлена на основе следующих документов:...

Рабочая программа по предмету «Химия» для 10 класса

Рабочая программа по химии в 10 классе составлена на основе следующих документов:   1.      Положение о рабочей программе учителя по ФК ГОС.2....

Рабочая программа по предмету «Химия» для 11 класса

Рабочая программа по химии в 11 классе составлена на основе следующих документов:   1.      Положение о рабочей программе учителя по ФК ГОС.2....

Рабочая программа по предмету Химия в 9 классе

Поурочное планирование в 9 классе по предмету Химия...

Рабочая программа учебного предмета Химия в 8 классах

Рабочая программа  предмета Химия в 8 классах на 70 часов( 35 учебных недель) по учебнику О.С.Габриеляна...