Рабочая программа по предмету «Химия» для 8 класса
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Ахтямова Лейсен Идрисовна

       Рабочая программа по химии в 8 классе составлена на основе следующих документов:   

1.      Положение о рабочей программе учителя по ФК ГОС.

2.      Основная образовательная программа основного общего образования МОБУ СОШ № 2 с. Инзер.

3.      Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриелян – М.: Дрофа, 2010 год.

4.      Учебный план МОБУ СОШ №2 с. Инзер на 2017– 2018 учебный год, утверждённый приказом № 63 МОБУ СОШ №3 с. Инзер от 24.08.2017г.

5.      Приказ по МОБУ СОШ № 2 с. Инзер от 24. 08.2017г. № 65 «Об утверждении Федерального Перечня учебников, планируемых к использованию в образовательном процессе в 2017-2018учебном году».                                                                                                                                                                             

Данная программа обеспечена следующим учебником: О.С. Габриелян. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Дрофа, 2012. 

Количество часов в неделю –2, в год- 68.                                               

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ктп 8 класс138 КБ
Файл рабочая программа 8 класс29.26 КБ

Предварительный просмотр:

 Календарно-тематическое планирование

по химии для 8 класса

2017-2018 учебный год.

№ п/п

Темы

Количество часов

Дата

Примечания

Домашнее

задание

Демонстрации

Лабораторные опыты

Введение

4+2

По плану

Фактическая

1

1.1

Инструктаж по ТБ. Предмет химии. Вещества.                                                                            

1

04.09

§1,2 №1,6 с.13-14

 

2

1.2

 Практическая работа №1. Правила техники безопасности.  Приемы обращения с лабораторным оборудованием.

1

06.09

Оформить п.р.

3

1.3

Превращение веществ.    

1

11.09

§3,4 №2 с.29

Взаимодействие  соляной кислоты с мрамором.

1. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге

4

1.4

Практическая работа №2 Наблюдение за горящей свечой.

1

13.09

Оформить п.р.

5

1.5

 Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Знаки химических элементов.

1

18.09

§5 Выуч.

знаки хим.эл. (таб1).

Периодическая

система хим.

элементов

Д. И. Менделеева

6

1.6

Химические формулы. Относительные атомная и молекулярная массы.

1

20.09

§6 №2,3 с.43

Периодическая

система хим.

элементов

Д. И. Менделеева

Тема 1. Атомы химических элементов.

10

7

2.1

Основные сведения о строении атомов.

1

25.09

§7 №2 с.49

Демонстрация

моделей

атомов х.э.

8

2.2

Изотопы.

1

27.09

§8 №1,2 с.53

9

2.3

Строение электронных оболочек атомов.

1

02.10

§9 №1,4 с.60

10

2.4

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома.

1

04.10

Выучить конспект

Периодическая

система хим.

элементов

Д. И. Менделеева

11

2.5

Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне

1

09.10

§10 №1 с. 66

12

2.6

Ионная химическая связь.                                                                                

1

16.10

§10 №2 с.66

Модели кристаллической решетки хлорида натрия.

13

2.7

Ковалентная неполярная химическая связь.                                                                    

1

18.10

§11 №2,4 с.70

Модели кристаллических решеток алмаза и графита.

14

2.8

Ковалентная полярная химическая связь

1

23.10

§12 №2,3 с.77

15

2.9

 Металлическая химическая связь. Обобщение по теме 1.                                                                

1

25.10

§13 №4 с.80

16

2.10

Контрольная работа №1 «Атомы химических элементов»                                                                                  

1

06.11

Индивидуальные задания

Тема 2. Простые вещества

7

17

3.1

Важнейшие простые вещества – металлы.

1

08.11

§14

Коллекция металлов.

18

3.2

Важнейшие простые вещества – неметаллы.

1

13.11

§15 №3 с.92

Коллекция неметаллов.

19

3.3

Количество вещества.                                                      

1

15.10

§16 №2,3 с.95

Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль.

20

3.4

Молярный объём газов.                                                                                  

1

20.11

§17 №4 с.99

21

3.5

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро»

1

22.11

Индивидуальные задания

22

3.6

Обобщение по теме «Простые вещества».

1

27.11

Индивидуальные задания

23

3.7

Контрольная работа №2   «Простые вещества»                                                                              

1

29.11

Индивидуальные задания

Тема 3. Соединения химических элементов

12+2

24

4.1

Степень окисления.                                                                                        

1

04.12

23

§18 №1,2 с.106

Образцы оксидов, хлоридов, сульфидов.

25

4.2

Оксиды.

1

06.12

§19 №1 с.114

Образцы оксидов

2. Знакомство с коллекцией оксидов.

26

4.3

Основания.                                                                                                      

1

11.12

§20 №2,3,4 с.119

Образцы щелочей и нерастворимых оснований.

Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

3. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.

27

4.4

Кислоты.                                                                                                          

1

13.12

§21 №1,3 с.126

Образцы кислот. Изменение окраски индикаторов в кислой среде.

28

4.5

Соли.

1

18.12

§22 №1,2,3 с.133

Образцы солей.

29

4.6

Аморфные и кристаллические вещества

1

20.12

§23 №4 с.140

30

4.7

Типы кристаллических решёток.                                                                            

1

25.12

§23 №5 с.140

Модели кристал. решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV).

31

4.8

Чистые вещества и смеси.                                                                              

1

27.12

§24 №1 с.144

Дистилляция воды.

4. Разделение смеси речного песка и поваренной соли.

32

4.9

Практическая работа №3. «Очистка загрязненной поваренной соли»

15.01

Оформить п.р.

33

4.10

 Массовая и объёмная доли компонента смеси.                                                                                                      

1

17.01

§25 №1 с.149

34

4.11

Практическая работа №4. Приготовление растворов с заданной  массовой долей вещества

22.01

Оформить п.р.

35

4.12

Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

1

24.01

Индивидуальные задания

36

4.13

Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

1

29.01

Индивидуальные задания

37

4.14

Обобщение по теме 3.                                                                                    

1

31.01

Индивидуальные задания

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами

10+1

38

5.1

Физические явления.                                                                                      

1

05.02

§26 №3 с.155

Возгонка йода

Плавление парафина

Растворение перманганата калия

39

5.2

Химические реакции.                                                                                    

1

07.02

§27 выучить определения

а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах;        д) взаимодействие хлорида железа (III) с роданидом калия; е) взаимодействие хлорида аммония с гидроксидом кальция; ж) электролиз воды.

40

5.3

Химические уравнения. Реакции разложения.                                          

1

12.02

§28,30 №1 с.166, №1 с. 177

41

5.4

Реакции соединения.                                                                                    

1

14.02

§31 №2 с.182

5. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки.

42

5.5

Реакции замещения.                                                                                      

1

19.02

§32 №2 с187

6.Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

43

5.6

Реакции обмена.                                                                                      

1

21.02

§33 №3,4 с.191

7. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.

44

5.7

Типы химических реакций на примере свойств воды

1

26.02

§34 №1 с.197

45

5.8

Практическая работа №5. «Признаки химических реакций»                        

1

28.02

Оформить п.р.

46

5.9

 Расчёты по химическим уравнениям.                                                      

1

05.03

§29 №2,3 с.172

47

5.10

Обобщение знаний по теме 4.                                                                          

1

07.03

Индивидуальные задания

48

5.11

Контрольная работа № 3.  Изменения, происходящие с веществами                                                                              

1

12.03

Индивидуальные задания

Тема № 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

17+2

49

6.1

 Растворение. Растворимость веществ в воде. 

1

14.03

§35 №2 с.216

Растворение безводного сульфата меди (II) в воде.

50

6.2

Электролитическая диссоциация

1

19.03

§36 №1,2 с.222

Испытание веществ и их растворов на электропроводность.

51

6.3

 Основные положения ТЭД.                                                                              

1

21.03

§37 №2,4 с.227

Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации.

52

6.4

Ионные уравнения.

1

02.04

§38 №3,5 с.234

53

6.5

Практическая работа №6. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.

04.04

Оформить п.р.

54

6.6

Кислоты, их классификация.                                              

1

09.04

§39 №1,2,3 с.242

8. Реакции характерные для растворов кислот (соляной и серной)

55

6.7

Химические свойства кислот.

1

11.04

§39 №4 с.242

9. Реакции  характерные для растворов щелочей

10. Получение и свойства нерастворимого основания.

56

6.8

Основания. их классификация.                                                                                                                              

1

16.04

§40 №1,2 с.247

57

6.9

Химические свойства оснований.

1

18.04

§40 №3 с.247

58

6.10

Соли, их классификация.                                                                                                                                        

1

23.04

§42 №1 с.258

59

6.11

Химические свойства солей.

1

25.04

§42 №2 с.258

11. Реакции характерные для растворов солей

60

6.12

Оксиды, их классификация.                                              

1

30.04

§41 №1 с.252

61

6.13

Химические свойства оксидов.

1

02.05

§41 №3 с.253

12. Реакции характерные для основных оксидов

13. Реакции характерные для кислотных оксидов  

62

6.14

Генетическая связь между классами неорганических веществ.                  

1

07.05

§43 №2 с.261

63

6.15

Практическая работа №7 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей».

1

14.05

Оформить п.р.

64

6.16

Окислительно-восстановительные реакции.                                                                                                              

1

16.05

§44 №1 с. 268

65

6.17

Окислительно-восстановительные реакции.                                                                                                              

1

21.05

Индивидуальные задания

66

6.18

Обобщение знаний по теме 6.                                                                          

1

23.05

Индивидуальные задания

67

6.19

Подготовка к контрольной работе.                                                                              

1

28.05

Индивидуальные задания

68

6.20

Итоговая контрольная работа.

1

30.05

Индивидуальные задания



Предварительный просмотр:

       Рабочая программа по химии в 8 классе составлена на основе следующих документов:    

  1. Положение о рабочей программе учителя по ФК ГОС.
  2. Основная образовательная программа основного общего образования МОБУ СОШ № 2 с. Инзер.
  3. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриелян – М.: Дрофа, 2010 год.
  4. Учебный план МОБУ СОШ №2 с. Инзер на 2017– 2018 учебный год, утверждённый приказом № 63 МОБУ СОШ №3 с. Инзер от 24.08.2017г.
  5. Приказ по МОБУ СОШ № 2 с. Инзер от 24. 08.2017г. № 65 «Об утверждении Федерального Перечня учебников, планируемых к использованию в образовательном процессе в 2017-2018учебном году».                                                                                                                                                                            

Данная программа обеспечена следующим учебником: О.С. Габриелян. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Дрофа, 2012.  

Количество часов в неделю –2, в год- 68.                                              

               

Общая характеристика учебного предмета

             Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В программе определён перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчётных задач.

Цели:

  1. Добиться усвоения знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  2. Добиться овладения умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений реакций;
  3. Развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими современными потребностями;
  4. Воспитывать отношение к химии как к одному из компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  5. Научить применять полученные знания для безопасного использования веществ и материалов в быту, для решения задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи:

  1. Сформировать знание основных понятий и законов химии
  2. Воспитывать общечеловеческую культуру
  3. Учить наблюдать, применять полученные знания на практике

         В качестве форм промежуточной аттестации учащихся используются традиционные диагностические и контрольные работы, разноуровневые тесты, в том числе с использованием компьютерных технологий.

 Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в школе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

 -исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

  Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных  умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

            Результаты изучения курса «Химия. 8 класс» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Обучение ведётся по учебнику О.С.Габриелян «Химия 8 класс», который составляет единую линию учебников, соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта базового уровня и реализует авторскую программу О.С.Габриеляна.

Контрольные работы, тесты используемые в качестве измерителей содержатся в приложение рабочей программы.

Место учебного предмета в учебном плане.

           Особенности содержания курса являются главной причиной того, что в учебном плане курс химии появляется последним в ряду естественно-научных дисциплин, поскольку для его освоения обучающиеся должны обладать достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. В процессе освоения программы курса химии для основной школы учащиеся овладевают умениями ставить вопросы, наблюдать, объяснять, классифицировать, сравнивать, проводить эксперимент и интерпретировать выводы на его основе, определять источники химической информации, получать и анализировать ее, а также готовить на этой основе собственный информационный продукт, презентовать его и вести дискуссию. Программа курса химии для основной школы разрабатывалась с учетом первоначальных представлений, полученных учащимися в начальной школе при изучении окружающего мира. Предлагаемая программа, хотя и носит общекультурный характер и не ставит задачу профессиональной подготовки учащихся, тем не менее, позволяет им определиться с выбором профиля обучения в старшей школе. В связи с переходом основной школы на такую форму итоговой аттестации, как ГИА, в курсе предусмотрены вопросы на подготовку к ней.

Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса.

В процессе обучения ученики 8 класса должны

знать и понимать:

-химическую символику: знаки химических элементов

- химические понятия: вещество, химический элемент,  атом, ион, молекула относительная атомная и молекулярная массы 

-основные законы: периодический закон

-химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления

- химические понятия: моль, молярная масса, молярный объём

- растворы, электролит и неэлектролит

-окислитель и восстановитель

Уметь:

-называть химические элементы

-объяснять физический смысл атомного номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева;

- характеризовать элементы (от водорода до натрия) по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева.

-определять валентность химических элементов, определять степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях.

-составлять схемы строения атомов первых 12 элементов периодической системы Д.И.Менделеева

-вычислять количество вещества, массу по количеству вещества,

- называть изученные вещества, определять принадлежность веществ к различным классам соединений

-объяснять зависимость свойств веществ от их состава  и строения

- выполнять химический эксперимент по распознаванию веществ

- определять окислитель и восстановитель.

Содержание тем учебного предмета.

Введение. (4+1 часов)

   Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
  Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.   Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.   Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества. Периодическая система химических элементов Д
. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.  

Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.  

Демонстрации. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Взаимодействие  соляной кислоты с мрамором.

Лабораторный опыт №1. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге.

 Практическая работа №1. Правила ТБ. Приёмы обращения с нагревательными приборами и лабораторным оборудованием.

Практическая работа №2 Наблюдение за горящей свечой.

Тема 1. Атомы химических элементов.(10 часов)

   Атомы как форма существования химических элементов.   Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
  Изменение числа протонов в ядре атома - образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома - образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
  Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
  Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
  Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь.

   Электронные и структурные формулы. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи. Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой - образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.   Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Модели кристаллической решетки хлорида натрия. Модели кристаллических решеток алмаза и графита.

 Тема 2. Простые вещества. (7 часов)

   Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества - металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

   Важнейшие простые вещества - неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Металлические и неметаллические свойства простых веществ.   Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ.   Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Демонстрации. Коллекция металлов. Коллекция неметаллов. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль.

Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Контрольная работа № 2 «Простые вещества».

Тема 3. Соединения химических элементов.(12+2 часов) Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
  Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.  Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.  Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция. Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения. Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия доля.

   Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ.  2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
 
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей, дистилляция воды.  

Лабораторные опыты. 2. Знакомство с коллекцией оксидов. 3.Помутнение известковой воды от вдыхаемого углекислого газа 4. Разделение смесей. 

Практические работы: Практическая работа №3. «Очистка загрязненной поваренной соли»,  №4 Приготовление раствора сахара и определение  массовой доли его в растворе.

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами. (10+1 часов) Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
  Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
  Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
  Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
  Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
  Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

   Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
  Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения - электролиз воды. Реакции соединения - взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения - взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
 
Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
 
Демонстрации. Примеры физических явлений; а) плавление парафина; б) возгонка иода; в) растворение перманганата калия. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах;        д) взаимодействие хлорида железа (III) с роданидом калия; е) взаимодействие хлорида аммония с гидроксидом кальция; ж) электролиз воды.
 
Лабораторные опыты. 5. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 6. Замещение меди в растворе хлорида меди (11) железом.. 7. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты

Практическая работа №5. Признаки химических реакций.

Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. (18+2 часов).

   Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
  Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
  Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений. Классификация ионов и их свойства.
  Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями - реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для
 характеристики химических свойств кислот.
  Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
  Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.  Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Свойства простых веществ - металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Демонстрации. Растворение безводного сульфата меди (11) в воде. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации.
     
Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II)). 12. Реакции, характерные для основных оксидов  оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов ( для углекислого газа). 

Практические работы: №6. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов.

№7.Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

1. Оценка устного ответа.

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

- ответ самостоятельный.

Ответ «4»:

- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «З»:

- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

2. Оценка экспериментальных умений.

- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. 

Отметка «5»:

- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

  1. Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4»:

- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

- отсутствие ответа на задание.

4. Оценка письменных контрольных работ.

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

- работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

5. Оценка тестовых работ.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

• нет ошибок — оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки — оценка «З»;

• три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;

• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;

• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;

• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».

6. Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.

Учебно-тематический план.

Название раздела

Кол-во

часов

Из них

Практические работы

Контрольные работы

Введение

4+2

 №1. Правила ТБ. Приёмы обращения с нагревательными приборами и лабораторным оборудованием.  №2 Наблюдение за горящей свечой.

  1. Атомы химических элементов.

10

К.р №1 Атомы химических элементов

  1. Простые вещества

7

К.р.№2 Простые вещества

  1. Соединения химических элементов

12+2

 №3. «Очистка загрязненной поваренной соли».

№4 Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного  вещества.

  1. Изменения, происходящие с веществами

10+1

№5. Признаки химических реакций.

К.р.№3 Изменения, происходящие с веществами

  1. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

18+2

№6. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов.

№7.Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

К.р.№4 итоговая

Итого

68

7

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Химия» для 8 класса

Рабочая  программа  учебного  курса  химии  для  8  класса  (далее  –  Рабочаяпрограмма) составлена на основе программы  курса  химии  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Химия» для 9 класса

Рабочая  программа  учебного  курса  химии  для  9  класса  (далее  –  Рабочаяпрограмма) составлена на основе программы  курса  химии  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Химия» для 10 класса базовый уровень

Рабочая программа базового курса химии 10 класса разработана на 1 час в неделю. Всего 35 часов в год, в том числе на 3 контрольные работы и 3 лабораторно - практические. Она написана на основе авторск...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Химия» для 11 класса базовый уровень

Данная рабочая программа по химии для 11 класса разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету «История России» для 8класса

Программа основного(общего ) образования для индивидуального обучения...