Урок химии в 8 классе по теме «Кислоты» по ФГОС
учебно-методический материал по химии (8 класс) на тему
Разработка учителя химии МАОУ Гимназия №2 имени А.П. Чехова Черчаго С.В.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока: сформировать понятие о кислотах, как об одном из классов химических соединений; изучить состав, строение, химические свойства
Задачи:
- Предметные: создание условий для усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков; формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием
- Метапредметные: развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы обучающихся через использование коммуникативно-деятельностной методики, поискового подхода и элементов проблемного обучения
- Личностные: формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
Методы проведения: исследовательский эксперимент, самостоятельная работа учащихся.
Форма проведения урока: групповая работа
Ключевые компетенции:
- Информационно-познавательная: умение работать с дополнительной литературой, конспектировать. Выбирать главное, делать выводы
- Коммуникативная: ведение дискуссии, умение доказать свою точку зрения
- Предметные: исследование строения и свойств кислот, изучение классификации, строения, свойств и применения кислот
Оборудование: учебники, таблица растворимости, магнитные карточки с формулами кислот, таблицы с заданиями, штативы с пробирками, растворы соляной, серной, азотной, ортофосфорной кислот, индикатор, раствор щелочи, растворы солей (AgNO3, BaCl2, KI, FeCl3), гранулы цинка и меди, порошок оксида меди (II) .
ЭТАП УРОКА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА |
1.Оргмомент | Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования. |
|
2. Актуализация знаний. | – Сейчас я предлагаю вам вспомнить, всё, что вы знаете об оксидах и основаниях. На ваших столах находятся карточки: «Что я знаю об оксидах и основаниях». Ваша задача: в правой колонке таблицы указать своё отношение к утверждению: «Да», «нет, «не знаю». Время на обдумывание не более 5 мин. (Приложение №1) | Учащиеся работают с карточками, заполняют таблицу.
- вопросы о кислотах вызвали затруднение. |
3. Этап целеполагания на урок. Цель: создание условий для формирования у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на уроке. | - Назовите тему сегодняшнего урока? | - «Кислоты». (запись в тетрадях) |
4.Этап «Открытие нового знания» | - Можно ли распознавать вещества так, как вы делали это с лимонным соком ? | - Нет. - Это опасно. |
4.1 Создание проблемной ситуации. | - Перед вами две пробирки с неизвестными веществами. В одной из них кислота. Составьте план определения кислоты. | Формулируют задачи: |
4.2 Проверка знаний техники безопасности (формирование умений безопасного обращения с веществами) | Предлагает учащимся вспомнить правила работы с химическими реактивами. | Учащиеся называют правила работы с щелочами, кислотами, стеклянной посудой. |
5. Этап «Открытие нового знания» 5.1 Лабораторный опыт | - Предлагает решить сначала экспериментальную задачу по определению кислоты. - Используя таблицу качественных реакций кислот, определите соляная, серная или фосфорная кислота вам выдана? | Учащиеся уже знакомы с индикаторами.
- Учащиеся выбирают индикатор, объясняют свой выбор. |
5.2 Классификация кислот | Учитель просит обратить внимание на список кислот и их названия.
Учитель добавляет к классификациям признак растворимости, знакомит с нерастворимой кремниевой кислотой. | Учащиеся работают с таблицей кислот на доске и текстом учебника. - Дают свои определения. |
5.3 Химические свойства кислот | - С какими свойствами кислот мы знакомились при изучении других классов веществ? - Предлагает добавить щелочь к кислоте, окрашенной индикатором. Напоминает о реакции нейтрализации
- Готовит гидроксид железа (II), растворяет его в азотной кислоте. - По принципу кислотно-основного взаимодействия с кислотами должны взаимодействовать и металлы, давайте на опыте это проверим. | - Взаимодействие основных оксидов с кислотами. - запись в тетрадях
- Взаимодействие щелочей с кислотами.
- Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами.
- Проделывают опыт, делают вывод о том, что не все металлы реагируют с кислотами. - запись в тетрадях. - запись в тетрадях
- запись в тетрадях. |
6. Первичная проверка усвоения нового материала. | Учитель предлагает игру в «крестики – нолики». | Учащиеся выполняют задание, представляют свои ответы. |
7. Подведение итогов. Рефлексия. | - Что нового вы узнали сегодня о кислотах? | Учащиеся отвечают на вопросы. |
8. Домашнее задание | - Ребята, назовите номер параграфа в вашем учебнике, задания и упражнения, которые вы выполните дома самостоятельно. | -Учащиеся называют номер параграфа и упражнения. |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
Верно ли утверждение?
- Оксиды, которым соответствуют основания, называются основные
- Оксиды, которым соответствуют кислоты, называются кислотные
- Оксиды, которые образуют металлы, взаимодействуют и с кислотами, и со щелочами.
- Оксиды активных металлов взаимодействуют с водой с образованием щелочей
- Основные и кислотные оксиды взаимодействуют между собой
- Все основные оксиды взаимодействуют с водой
- При взаимодействии лития с водой образуется щелочь и водород
- Гашеная известь Ca(OH)2 получают из негашеной извести СаО
- Все кислотные оксиды взаимодействуют с основаниями
- Щелочи разъедают многие органические вещества
- Известковая вода – это раствор гидроксида кальция
- Щелочь можно нейтрализовать кислотой
- Гидроксиды металлов – это щелочи
- Кислоты взаимодействуют с металлами
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
NaOH | CuSO4 | H2SO4 | Fe(OH)2 |
BaSO4 | H2S | H3PO4 | AgCl |
H2SeO4 | H2CO3 | H2SiO3 | K2CO3 |
SO2 | CaO | HNO3 | Li2O |
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Таблица. Важнейшие кислоты и кислотные остатки
кислота | название кислоты | кислотный остаток | название кислотного остатка |
HNO3 | азотная | NO3 | нитрат |
HNO2 | азотистая | NO2 | нитрит |
H3BO3 | борная | BO3 | борат |
HBr | бромистоводородная | Br | бромид |
HI | иодистоводородная | I | иодид |
H2SiO3 | кремниевая | SiO3 | силикат |
HMnO4 | марганцевая | MnO4 | перманганат |
H3PO4 | фосфорная | PO4 | фосфат |
H2S | сероводородная | S | сульфид |
H2SO4 | серная | SO4 | сульфат |
H2SO3 | сернистая | SO3 | сульфит |
H2CO3 | угольная | CO3 | карбонат |
HF | фтористоводородная, | F | фторид |
HCl | хлористоводородная, | Cl | хлорид |
H2CrO4 | хромовая | CrO4 | хромат |
H2Cr2O7 | дихромовая | Cr2O7 | дихромат |
HCN | цианистоводородная, | CN | цианид |
Приложение №5
КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ НА НЕКОТОРЫЕ КИСЛОТЫ
HCl + AgNO= AgCl + HNO3
AgCl –БЕЛЫЙ ТВОРОЖИСТЫЙ ОСАДОК
H2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + 2HCl
BaCl2 – БЕЛЫЙ МЕЛКОКРИСТАЛЛИЧЕСКИЙ ОСАДОК
H3PO4 +3AgNO3 = Ag3PO4 +3HNO3
Ag3PO4 – ЖЕЛТЫЙ КРИСТАЛЛИЧЕСКИЙ ОСАДОК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lesson-fgos.docx | 78.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок химии в 8 классе по теме «Кислоты» по ФГОС.
Разработка учителя химии МАОУ Гимназия №2 имени А.П. Чехова Черчаго С.В.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока: сформировать понятие о кислотах, как об одном из классов химических соединений; изучить состав, строение, химические свойства
Задачи:
- Предметные: создание условий для усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков; формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием
- Метапредметные: развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы обучающихся через использование коммуникативно-деятельностной методики, поискового подхода и элементов проблемного обучения
- Личностные: формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
Методы проведения: исследовательский эксперимент, самостоятельная работа учащихся.
Форма проведения урока: групповая работа
Ключевые компетенции:
- Информационно-познавательная: умение работать с дополнительной литературой, конспектировать. Выбирать главное, делать выводы
- Коммуникативная: ведение дискуссии, умение доказать свою точку зрения
- Предметные: исследование строения и свойств кислот, изучение классификации, строения, свойств и применения кислот
Оборудование: учебники, таблица растворимости, магнитные карточки с формулами кислот, таблицы с заданиями, штативы с пробирками, растворы соляной, серной, азотной, ортофосфорной кислот, индикатор, раствор щелочи, растворы солей (AgNO3, BaCl2, KI, FeCl3), гранулы цинка и меди, порошок оксида меди (II) .
ЭТАП УРОКА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА |
1.Оргмомент Цель: создать мотивацию к учебной деятельности | Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования. | |
2. Актуализация знаний. Организация проблемной ситуации. Цель: актуализация имеющихся знаний учащихся по пройденной теме. | – Сейчас я предлагаю вам вспомнить, всё, что вы знаете об оксидах и основаниях. На ваших столах находятся карточки: «Что я знаю об оксидах и основаниях». Ваша задача: в правой колонке таблицы указать своё отношение к утверждению: «Да», «нет, «не знаю». Время на обдумывание не более 5 мин. (Приложение №1) - Какие вопросы вызвали затруднение? Предлагает на опыте познакомиться с новым классом веществ. Выжимает сок из лимона, просит попробовать на вкус. Опишите вкус, выданного вам вещества? Предлагает вспомнить все, что вы знаете о кислотах. | Учащиеся работают с карточками, заполняют таблицу. - вопросы о кислотах вызвали затруднение. Пробуют лимонный сок, описывают его как кислый. Высказывают свои знания о кислотах (кислые на вкус, содержатся в овощах, фруктах и ягодах, дома – уксусная кислота, в аптечке – аскорбиновая, и т.д.) |
3. Этап целеполагания на урок. Цель: создание условий для формирования у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на уроке. | - Назовите тему сегодняшнего урока? - Что нам важно знать о кислотах? | - «Кислоты». (запись в тетрадях) - строение, свойства и т. д. |
4.Этап «Открытие нового знания» | - Можно ли распознавать вещества так, как вы делали это с лимонным соком ? - Почему? - Как можно изучить кислоты без риска для здоровья и жизни? - Для проведения исследований мы разделимся на 5 групп. | - Нет. - Это опасно. - С помощью других веществ, проведя реакции. Учащиеся разделяются на группы и занимают места за рабочими столами. |
4.1 Создание проблемной ситуации. Цель: формирование умения анализировать, определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для реализации цели. | - Перед вами две пробирки с неизвестными веществами. В одной из них кислота. Составьте план определения кислоты. | Формулируют задачи: - определить в какой пробирке находится кислота - используя другие вещества, определить какая кислота в пробирке - познакомиться с текстом учебника для определения формулы кислоты. |
4.2 Проверка знаний техники безопасности (формирование умений безопасного обращения с веществами) | Предлагает учащимся вспомнить правила работы с химическими реактивами. Обращает особое внимание на правила разбавления кислот. | Учащиеся называют правила работы с щелочами, кислотами, стеклянной посудой. |
5. Этап «Открытие нового знания» 5.1 Лабораторный опыт (освоение универсальных естественнонаучных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинно-следственных связей). | - Предлагает решить сначала экспериментальную задачу по определению кислоты. - Вам предложены два индикатора: фенолфталеин и метилоранж, каким индикатором и почему вы воспользуетесь? - Используя таблицу качественных реакций кислот, определите соляная, серная или фосфорная кислота вам выдана? | Учащиеся уже знакомы с индикаторами. - Учащиеся выбирают индикатор, объясняют свой выбор. - Берут пробы из двух пробирок, определяют пробирку с кислотой. - Берут пробы из пробирки с кислотой, проводят качественные реакции, делают вывод. |
5.2 Классификация кислот | Учитель просит обратить внимание на список кислот и их названия. - Что общего вы увидели в формулах кислот? - Что отличает кислоты, как называется эта часть молекулы? - Сформулируйте определение кислот. - Предложите свои варианты классификации кислот. Учитель добавляет к классификациям признак растворимости, знакомит с нерастворимой кремниевой кислотой. Обращает внимание на слабые угольную и сернистую кислоты. | Учащиеся работают с таблицей кислот на доске и текстом учебника. - Водород. - Кислотный остаток. - Дают свои определения. - Работают с магнитными карточками кислот у доски. - Предлагают классификации по количеству атомов водорода, по наличию кислорода в кислотном остатке. (запись в тетрадях) Запись в тетрадях. |
5.3 Химические свойства кислот | - С какими свойствами кислот мы знакомились при изучении других классов веществ? -Демонстрирует реакцию оксида меди с серной кислотой. - Предлагает добавить щелочь к кислоте, окрашенной индикатором. Напоминает о реакции нейтрализации - Готовит гидроксид железа (II), растворяет его в азотной кислоте. - По принципу кислотно-основного взаимодействия с кислотами должны взаимодействовать и металлы, давайте на опыте это проверим. - Предлагает поместить в пробирки по кусочку меди и цинка и добавить к ним соляную кислоту. - знакомит учащихся с рядом активности металлов. - В начале урока мы, определяя кислоты, проводили качественные реакции кислот с солями. Запишем эти реакции в тетрадь. - Объясняет правила составления формул солей | - Взаимодействие основных оксидов с кислотами. - запись в тетрадях - Взаимодействие щелочей с кислотами. - запись в тетрадях. - Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами. - запись в тетрадях. - Проделывают опыт, делают вывод о том, что не все металлы реагируют с кислотами. - запись в тетрадях. - запись в тетрадях - запись в тетрадях. |
6. Первичная проверка усвоения нового материала. | Учитель предлагает игру в «крестики – нолики». Каждая группа получает свое задание: Найдите вертикаль, в которой будут только кислоты, назовите их. (можно воспользоваться справочным материалом) Приложение №2 и №3. | Учащиеся выполняют задание, представляют свои ответы. |
7. Подведение итогов. Рефлексия. Цель: формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия. | - Что нового вы узнали сегодня о кислотах? - Можно ли считать, что ваши цели на урок достигнуты? - Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям. Их значимости в дальнейшей деятельности. - Я понял … - Я научился … - Мне необходимо … | Учащиеся отвечают на вопросы. Анализируют свою деятельность как индивидуальную, так и командную. Оценивают свою работу на уроке. |
8. Домашнее задание | - Ребята, назовите номер параграфа в вашем учебнике, задания и упражнения, которые вы выполните дома самостоятельно. | -Учащиеся называют номер параграфа и упражнения. |
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
NaOH | CuSO4 | H2SO4 | Fe(OH)2 |
BaSO4 | H2S | H3PO4 | AgCl |
H2SeO4 | H2CO3 | H2SiO3 | K2CO3 |
SO2 | CaO | HNO3 | Li2O |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
Верно ли утверждение? | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ №3. |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Таблица. Важнейшие кислоты и кислотные остатки
кислота | название кислоты | кислотный остаток | название кислотного остатка |
HNO3 | азотная | NO3 | нитрат |
HNO2 | азотистая | NO2 | нитрит |
H3BO3 | борная | BO3 | борат |
HBr | бромистоводородная | Br | бромид |
HI | иодистоводородная | I | иодид |
H2SiO3 | кремниевая | SiO3 | силикат |
HMnO4 | марганцевая | MnO4 | перманганат |
H3PO4 | фосфорная | PO4 | фосфат |
H2S | сероводородная | S | сульфид |
H2SO4 | серная | SO4 | сульфат |
H2SO3 | сернистая | SO3 | сульфит |
H2CO3 | угольная | CO3 | карбонат |
HF | фтористоводородная, | F | фторид |
HCl | хлористоводородная, | Cl | хлорид |
H2CrO4 | хромовая | CrO4 | хромат |
H2Cr2O7 | дихромовая | Cr2O7 | дихромат |
HCN | цианистоводородная, | CN | цианид |
Приложение №5
КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ НА НЕКОТОРЫЕ КИСЛОТЫ
HCl + AgNO= AgCl + HNO3
AgCl –БЕЛЫЙ ТВОРОЖИСТЫЙ ОСАДОК
H2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + 2HCl
BaCl2 – БЕЛЫЙ МЕЛКОКРИСТАЛЛИЧЕСКИЙ ОСАДОК
H3PO4 +3AgNO3 = Ag3PO4 +3HNO3
Ag3PO4 – ЖЕЛТЫЙ КРИСТАЛЛИЧЕСКИЙ ОСАДОК
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии 9 класс по теме Азотная кислота
Клочкова Виолетта Михайловна, учитель химии МБОУ СОШ № 2 имени И. И. Тарасенко ст. Выселки Краснодарского края....
Конспект урока по химии 8 класс по теме:"Кислоты", Элективное занятие в 10 классе
Конспекты уроков по химии в 8 и 10 класссах....
Конспект урока химии 8 класс по теме"Соляная кислота" Кузнецова Н.Е.
Цель: Изучение получения и физических свойств хлороводорода, физических и химических свойств соляной кислоты Задачи:- обучающие1. Сформировать умения:...
Урок химии 8 кл. по теме кислоты
Урок химии 8 кл. по теме кислоты...
Методическое сообщение на тему "Урок химии в 8 классе на тему "Кислоты" по ФГОС
Сформировать понятие о кислотах, как об одном из классов химических соединений; познакомить с классификацией кислот по их составу, с качественным определением кислот индикаторами, с ...
Технологическая карта урока химии "Независимое расследование по теме "Кислоты, их классификация и свойства"
Тип урока: урок «открытия» новых знанийФорма организации - урок-расследованиеФорма организации учащихся – фронтальная работа, исследовательская деятельность в группах...
План урока химия 8 класс по теме: "Кислоты"
В данном материане предствлена технологическая карта урока по химии 8 класса по теме: "Кислоты". Я пользовалась программной О. С. Габриеляна ФГОС. На данном уроке происходит знакомство обуча...