Урок химии в 8 классе по теме «Кислоты» по ФГОС
учебно-методический материал по химии (8 класс) на тему

Разработка учителя химии МАОУ Гимназия №2 имени А.П. Чехова Черчаго С.В.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока: сформировать понятие о кислотах, как об одном из классов химических соединений; изучить состав, строение, химические свойства
Задачи:

 

  • Предметные: создание условий для усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков; формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием
  • Метапредметные: развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы обучающихся через использование коммуникативно-деятельностной методики, поискового подхода и элементов проблемного обучения
  • Личностные: формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Методы проведения: исследовательский эксперимент, самостоятельная работа учащихся.
Форма проведения урока: групповая работа
Ключевые компетенции:

  • Информационно-познавательная: умение работать с дополнительной литературой, конспектировать. Выбирать главное, делать выводы
  • Коммуникативная: ведение дискуссии, умение доказать свою точку зрения
  • Предметные: исследование строения и свойств кислот, изучение классификации, строения, свойств и применения кислот

Оборудование: учебники, таблица растворимости, магнитные карточки с формулами кислот, таблицы с заданиями, штативы с пробирками, растворы соляной, серной, азотной, ортофосфорной кислот, индикатор, раствор щелочи, растворы солей (AgNO3, BaCl2, KI, FeCl3), гранулы цинка и меди, порошок оксида меди (II) .

ЭТАП УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

1.Оргмомент
Цель: создать мотивацию к учебной деятельности

Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования.

 

2. Актуализация знаний.
Организация проблемной ситуации.
Цель: актуализация имеющихся знаний учащихся по пройденной теме.

– Сейчас я предлагаю вам  вспомнить, всё, что вы знаете об оксидах и основаниях. На ваших столах находятся карточки: «Что я знаю об оксидах  и основаниях». Ваша задача: в правой колонке таблицы указать своё отношение к утверждению: «Да», «нет, «не знаю». Время на обдумывание не более 5 мин. (Приложение №1)
- Какие вопросы вызвали затруднение?
Предлагает на опыте познакомиться с новым классом веществ.
Выжимает сок из лимона, просит попробовать на вкус.
Опишите вкус, выданного вам вещества?
Предлагает вспомнить все, что вы знаете о кислотах.

Учащиеся работают с карточками, заполняют таблицу.

 

 

 

- вопросы о кислотах вызвали затруднение.
Пробуют лимонный сок, описывают его как кислый.
Высказывают свои знания о кислотах (кислые на вкус, содержатся в овощах, фруктах и ягодах, дома – уксусная кислота, в аптечке – аскорбиновая, и т.д.)

3. Этап целеполагания на урок. Цель: создание условий для формирования у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на уроке.

- Назовите тему сегодняшнего урока?
- Что нам важно знать о кислотах?

- «Кислоты». (запись в тетрадях)
- строение, свойства и т. д.

4.Этап «Открытие нового знания»

- Можно ли распознавать вещества так, как вы делали это с лимонным соком ?
- Почему?
- Как можно изучить кислоты без риска для здоровья и жизни?
- Для проведения исследований мы разделимся на 5 групп.

- Нет.

- Это опасно.
- С помощью других веществ, проведя реакции.
Учащиеся разделяются на группы и занимают места за рабочими столами.

4.1 Создание проблемной ситуации.
Цель: формирование умения анализировать, определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для реализации цели.

- Перед вами две пробирки с неизвестными веществами. В одной из них кислота. Составьте план определения кислоты.

Формулируют задачи:
- определить в какой пробирке находится кислота
- используя другие вещества, определить какая кислота в пробирке
- познакомиться с текстом учебника для определения формулы кислоты.

4.2 Проверка знаний техники безопасности (формирование умений безопасного обращения с веществами)

Предлагает учащимся вспомнить правила работы с химическими реактивами.
Обращает особое внимание на правила разбавления кислот.

Учащиеся называют правила работы с щелочами, кислотами, стеклянной посудой.

5. Этап «Открытие нового знания»

5.1 Лабораторный опыт
(освоение универсальных естественнонаучных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинно-следственных связей).

- Предлагает решить сначала экспериментальную задачу по определению кислоты.
- Вам предложены два индикатора: фенолфталеин и метилоранж, каким индикатором и почему вы воспользуетесь?

- Используя таблицу качественных реакций кислот, определите соляная, серная или фосфорная кислота вам выдана?

Учащиеся уже знакомы с индикаторами.

 

- Учащиеся выбирают индикатор, объясняют свой выбор.
- Берут пробы из двух пробирок, определяют пробирку с кислотой.
- Берут пробы из пробирки с кислотой, проводят качественные реакции, делают вывод.

5.2 Классификация кислот

Учитель просит обратить внимание на список кислот и их названия.
- Что общего вы увидели в формулах кислот?
- Что отличает кислоты, как называется эта часть молекулы?
- Сформулируйте определение кислот.
- Предложите свои варианты классификации кислот.

 

Учитель добавляет к классификациям признак растворимости, знакомит с нерастворимой кремниевой кислотой.
Обращает внимание на слабые угольную и сернистую кислоты.

Учащиеся работают с таблицей кислот на доске и текстом учебника.
- Водород.
- Кислотный остаток.

- Дают свои определения.
- Работают с магнитными карточками кислот у доски.
- Предлагают классификации по количеству атомов водорода, по наличию кислорода в кислотном остатке. (запись в тетрадях)
Запись в тетрадях.

5.3 Химические свойства кислот

- С какими свойствами кислот мы знакомились при изучении других классов веществ?
-Демонстрирует реакцию оксида меди с серной кислотой.

- Предлагает добавить щелочь к кислоте, окрашенной индикатором. Напоминает о реакции нейтрализации

 

- Готовит гидроксид железа (II), растворяет его в азотной кислоте.

- По принципу кислотно-основного взаимодействия с кислотами должны взаимодействовать и металлы, давайте на опыте это проверим.
- Предлагает поместить в пробирки по кусочку меди и цинка и добавить к ним соляную кислоту.
- знакомит учащихся с рядом активности металлов.
- В начале урока мы, определяя кислоты, проводили качественные реакции кислот с солями. Запишем эти реакции в тетрадь.
- Объясняет правила составления формул солей

- Взаимодействие основных оксидов с кислотами.

- запись в тетрадях

 

- Взаимодействие щелочей с кислотами.
- запись в тетрадях.

 

- Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами.
- запись в тетрадях.

 

 

- Проделывают опыт, делают вывод о том, что не все металлы реагируют с кислотами.

- запись в тетрадях.

- запись в тетрадях

 

- запись в тетрадях.

6. Первичная проверка усвоения нового материала.

Учитель предлагает игру в «крестики – нолики».
Каждая группа получает свое задание:
Найдите вертикаль, в которой будут только кислоты, назовите их. (можно воспользоваться справочным материалом)
Приложение №2 и №3.

Учащиеся выполняют задание, представляют свои ответы.

7. Подведение итогов. Рефлексия.
Цель: формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия.

- Что нового вы узнали сегодня о кислотах?
- Можно ли считать, что ваши цели на урок достигнуты?
- Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям. Их значимости в дальнейшей деятельности.
- Я понял …
- Я научился …
- Мне необходимо …

Учащиеся отвечают на вопросы.
Анализируют свою деятельность как индивидуальную, так и командную.
Оценивают свою работу на уроке.

8. Домашнее задание

- Ребята, назовите номер параграфа в вашем учебнике, задания и упражнения, которые вы выполните дома самостоятельно.

-Учащиеся называют номер параграфа и упражнения.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

Верно ли утверждение?

  1. Оксиды, которым соответствуют основания, называются основные
  2. Оксиды, которым соответствуют кислоты, называются кислотные
  3. Оксиды, которые образуют металлы, взаимодействуют и с кислотами, и со щелочами.
  4. Оксиды активных металлов взаимодействуют с водой с образованием щелочей
  5. Основные и кислотные оксиды взаимодействуют между собой
  6. Все основные оксиды взаимодействуют с водой
  7. При взаимодействии лития с водой образуется щелочь и водород
  8. Гашеная известь Ca(OH)2 получают из негашеной извести СаО
  9. Все кислотные оксиды взаимодействуют с основаниями
  10. Щелочи разъедают многие органические вещества
  11. Известковая вода – это раствор гидроксида кальция
  12. Щелочь можно нейтрализовать кислотой
  13. Гидроксиды металлов – это щелочи
  14. Кислоты взаимодействуют с металлами

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

NaOH

CuSO4

H2SO4

Fe(OH)2

BaSO4

H2S

H3PO4

AgCl

H2SeO4

H2CO3

H2SiO3

K2CO3

SO2

CaO

HNO3

Li2O

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

image

ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Таблица. Важнейшие кислоты и кислотные остатки


кислота

название кислоты

кислотный остаток

название кислотного остатка

HNO3

азотная

NO3

нитрат

HNO2

азотистая

NO2

нитрит

H3BO3

борная

BO3

борат

HBr

бромистоводородная

Br

бромид

HI

иодистоводородная

I

иодид

H2SiO3

кремниевая

SiO3

силикат

HMnO4

марганцевая

MnO4

перманганат

H3PO4

фосфорная

PO4

фосфат

H2S

сероводородная

S

сульфид

H2SO4

серная

SO4

сульфат

H2SO3

сернистая

SO3

сульфит

H2CO3

угольная

CO3

карбонат

HF

фтористоводородная, 
или пла́виковая

F

фторид

HCl

хлористоводородная, 
или соля́ная

Cl

хлорид

H2CrO4

хромовая

CrO4

хромат

H2Cr2O7

дихромовая

Cr2O7

дихромат

HCN

цианистоводородная,
или сини́льная

CN

цианид

Приложение №5

КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ НА НЕКОТОРЫЕ КИСЛОТЫ
HCl + AgNO= AgCl + HNO3
AgClБЕЛЫЙ ТВОРОЖИСТЫЙ ОСАДОК
H2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + 2HCl
BaCl2 – БЕЛЫЙ МЕЛКОКРИСТАЛЛИЧЕСКИЙ ОСАДОК
H3PO4 +3AgNO3 = Ag3PO4 +3HNO3
Ag3PO4 – ЖЕЛТЫЙ КРИСТАЛЛИЧЕСКИЙ ОСАДОК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lesson-fgos.docx78.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок химии в 8 классе по теме «Кислоты» по ФГОС.

Разработка учителя химии МАОУ Гимназия №2 имени А.П. Чехова Черчаго С.В.

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока: сформировать понятие о кислотах, как об одном из классов химических соединений; изучить состав, строение, химические свойства

Задачи:

  • Предметные: создание условий для усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков; формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием
  • Метапредметные: развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы обучающихся через использование коммуникативно-деятельностной методики, поискового подхода и элементов проблемного обучения
  • Личностные: формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Методы проведения: исследовательский эксперимент, самостоятельная работа учащихся.

Форма проведения урока: групповая работа

Ключевые компетенции:

  • Информационно-познавательная: умение работать с дополнительной литературой, конспектировать. Выбирать главное, делать выводы
  • Коммуникативная: ведение дискуссии, умение доказать свою точку зрения
  • Предметные: исследование строения и свойств кислот, изучение классификации, строения, свойств и применения кислот

Оборудование: учебники, таблица растворимости, магнитные карточки с формулами кислот, таблицы с заданиями, штативы с пробирками,          растворы соляной, серной, азотной, ортофосфорной кислот, индикатор, раствор щелочи,  растворы солей  (AgNO3, BaCl2, KI, FeCl3), гранулы цинка и меди,  порошок оксида меди (II) .


ЭТАП УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

1.Оргмомент

Цель: создать мотивацию к учебной деятельности

Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования.

2. Актуализация знаний.

Организация проблемной ситуации.

Цель: актуализация имеющихся знаний учащихся по пройденной теме.

– Сейчас я предлагаю вам  вспомнить, всё, что вы знаете об оксидах и основаниях. На ваших столах находятся карточки: «Что я знаю об оксидах  и основаниях». Ваша задача: в правой колонке таблицы указать своё отношение к утверждению: «Да», «нет, «не знаю». Время на обдумывание не более 5 мин. (Приложение №1)

- Какие вопросы вызвали затруднение?

 Предлагает на опыте познакомиться с новым классом веществ.

Выжимает сок из лимона, просит попробовать на вкус.

Опишите вкус, выданного вам вещества?

Предлагает вспомнить все, что вы знаете о кислотах.

Учащиеся работают с карточками, заполняют таблицу.

- вопросы о кислотах вызвали затруднение.

Пробуют  лимонный сок, описывают его как кислый.

Высказывают свои знания о кислотах (кислые на вкус, содержатся в овощах, фруктах и ягодах, дома – уксусная кислота, в аптечке – аскорбиновая, и т.д.)

3. Этап целеполагания на урок.                              Цель: создание условий для формирования у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на уроке.

- Назовите тему сегодняшнего урока?

- Что нам важно знать о кислотах?

- «Кислоты». (запись в тетрадях)

- строение, свойства и т. д.

4.Этап «Открытие нового знания»

- Можно ли распознавать вещества так, как вы делали это с лимонным соком ?

- Почему?

- Как можно изучить кислоты без риска для здоровья и жизни?

- Для проведения исследований мы разделимся на 5 групп.

- Нет.

- Это опасно.

- С помощью других веществ, проведя реакции.

Учащиеся разделяются на группы и занимают места за рабочими столами.

4.1 Создание проблемной ситуации.

Цель: формирование умения анализировать, определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для реализации цели.

- Перед вами две пробирки с неизвестными веществами. В одной из них кислота. Составьте план определения кислоты.

Формулируют задачи:

- определить в какой пробирке находится кислота

- используя другие вещества, определить какая кислота в пробирке

- познакомиться с текстом учебника для определения формулы кислоты.

4.2 Проверка знаний техники безопасности (формирование умений безопасного обращения с веществами)

Предлагает учащимся вспомнить правила работы с химическими реактивами.

Обращает особое внимание на правила разбавления кислот.

Учащиеся называют правила работы с щелочами, кислотами, стеклянной посудой.

5. Этап «Открытие нового знания»

5.1 Лабораторный опыт

(освоение универсальных естественнонаучных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинно-следственных связей).

- Предлагает решить сначала экспериментальную задачу по определению кислоты.

- Вам предложены два индикатора: фенолфталеин и метилоранж, каким индикатором и почему вы воспользуетесь?

- Используя таблицу качественных реакций кислот, определите соляная, серная или фосфорная кислота вам выдана?

Учащиеся уже знакомы с индикаторами.

- Учащиеся выбирают индикатор, объясняют свой выбор.

- Берут пробы из двух пробирок, определяют пробирку с кислотой.

- Берут пробы из пробирки с кислотой, проводят качественные реакции, делают вывод.

5.2 Классификация кислот

Учитель просит обратить внимание на список кислот и их названия.

- Что общего вы увидели в формулах кислот?

- Что отличает кислоты, как называется эта часть молекулы?

- Сформулируйте определение кислот.

- Предложите свои варианты классификации кислот.

Учитель добавляет к классификациям признак растворимости, знакомит с нерастворимой кремниевой кислотой.

Обращает внимание на слабые угольную и сернистую кислоты.

Учащиеся работают с таблицей кислот на доске и текстом учебника.

- Водород.

- Кислотный остаток.

- Дают свои определения.

- Работают с магнитными карточками кислот у доски.

- Предлагают классификации по количеству атомов водорода, по наличию кислорода в кислотном остатке. (запись в тетрадях)

Запись в тетрадях.

5.3 Химические свойства кислот

- С какими свойствами кислот мы знакомились при изучении других классов веществ?

-Демонстрирует реакцию оксида меди с серной кислотой.

- Предлагает добавить щелочь к кислоте, окрашенной индикатором. Напоминает о реакции нейтрализации

- Готовит гидроксид железа (II), растворяет его в азотной кислоте.

- По принципу кислотно-основного взаимодействия с кислотами должны взаимодействовать и металлы, давайте на опыте это проверим.

- Предлагает поместить в пробирки по кусочку меди и цинка и добавить к ним соляную кислоту.

- знакомит учащихся с рядом активности металлов.

- В начале урока мы, определяя кислоты, проводили качественные реакции кислот с солями. Запишем эти реакции в тетрадь.

- Объясняет правила составления формул солей

- Взаимодействие основных оксидов с кислотами.

- запись в тетрадях

- Взаимодействие щелочей с кислотами.

- запись в тетрадях.

- Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами.

- запись в тетрадях.

- Проделывают опыт, делают вывод о том, что не все металлы реагируют с кислотами.

- запись в тетрадях.

- запись в тетрадях

- запись в тетрадях.

6. Первичная проверка усвоения нового материала.

Учитель предлагает игру в «крестики – нолики».

Каждая группа получает свое задание:

Найдите вертикаль, в которой будут только кислоты, назовите их. (можно воспользоваться справочным материалом)

Приложение №2 и №3.

Учащиеся выполняют задание, представляют свои ответы.


7. Подведение итогов. Рефлексия.

Цель: формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия.

- Что нового вы узнали сегодня о кислотах?

- Можно ли считать, что ваши цели на урок достигнуты?

- Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям. Их значимости в дальнейшей деятельности.

- Я понял …

- Я научился …

- Мне необходимо …

Учащиеся отвечают на вопросы.

Анализируют свою деятельность как индивидуальную, так и командную.

Оценивают свою работу на уроке.

8. Домашнее задание

- Ребята, назовите номер параграфа в вашем учебнике, задания и упражнения, которые вы выполните дома самостоятельно.

-Учащиеся называют номер параграфа и упражнения.


ПРИЛОЖЕНИЕ №2

NaOH

CuSO4

H2SO4

Fe(OH)2

BaSO4

H2S

H3PO4

AgCl

H2SeO4

H2CO3

H2SiO3

K2CO3

SO2

CaO

HNO3

Li2O

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

Верно ли утверждение?

  1. Оксиды, которым соответствуют основания, называются основные

 

  1. Оксиды, которым соответствуют кислоты, называются кислотные

 

  1. Оксиды, которые образуют металлы, взаимодействуют и с кислотами, и со щелочами.

 

  1. Оксиды активных металлов взаимодействуют с водой с образованием щелочей

 

  1. Основные и кислотные оксиды взаимодействуют между собой

 

  1. Все основные оксиды взаимодействуют с водой

 

  1. При взаимодействии лития с водой образуется щелочь и водород

 

  1. Гашеная известь Ca(OH)2 получают из негашеной извести СаО

 

  1. Все кислотные оксиды взаимодействуют с основаниями

 

  1. Щелочи разъедают многие органические вещества

 

  1. Известковая вода – это раствор гидроксида кальция

 

  1. Щелочь можно нейтрализовать кислотой

 

  1. Гидроксиды металлов – это щелочи
  2. Кислоты взаимодействуют с металлами

ПРИЛОЖЕНИЕ №3.

C:\Users\Черчаго АЯ\Desktop\0005-005-Pravilo-razbavlenija-sernoj-kisloty-v-vode.jpg

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №4                Таблица. Важнейшие кислоты и кислотные остатки

кислота

название кислоты

кислотный остаток

название кислотного остатка

HNO3

азотная

NO3

нитрат

HNO2

азотистая

NO2

нитрит

H3BO3

борная

BO3

борат

HBr

бромистоводородная

Br

бромид

HI

иодистоводородная

I

иодид

H2SiO3

кремниевая

SiO3

силикат

HMnO4

марганцевая

MnO4

перманганат

H3PO4

фосфорная

PO4

фосфат

H2S

сероводородная

S

сульфид

H2SO4

серная

SO4

сульфат

H2SO3

сернистая

SO3

сульфит

H2CO3

угольная

CO3

карбонат

HF

фтористоводородная, 
или пла́виковая

F

фторид

HCl

хлористоводородная, 
или соля́ная

Cl

хлорид

H2CrO4

хромовая

CrO4

хромат

H2Cr2O7

дихромовая

Cr2O7

дихромат

HCN

цианистоводородная,
или сини́льная

CN

цианид

Приложение №5

КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ НА НЕКОТОРЫЕ КИСЛОТЫ

HCl + AgNO= AgCl + HNO3

AgCl –БЕЛЫЙ ТВОРОЖИСТЫЙ ОСАДОК

H2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + 2HCl

BaCl2 – БЕЛЫЙ МЕЛКОКРИСТАЛЛИЧЕСКИЙ ОСАДОК

H3PO4 +3AgNO3 = Ag3PO4 +3HNO3

Ag3PO4 – ЖЕЛТЫЙ КРИСТАЛЛИЧЕСКИЙ ОСАДОК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии 9 класс по теме Азотная кислота

Клочкова Виолетта Михайловна,  учитель химии МБОУ СОШ № 2 имени И. И. Тарасенко ст. Выселки Краснодарского края....

Конспект урока химии 8 класс по теме"Соляная кислота" Кузнецова Н.Е.

Цель: Изучение  получения и физических свойств хлороводорода, физических  и химических свойств  соляной кислоты  Задачи:- обучающие1.  Сформировать умения:...

Урок химии 8 кл. по теме кислоты

Урок химии 8 кл. по теме кислоты...

Методическое сообщение на тему "Урок химии в 8 классе на тему "Кислоты" по ФГОС

Сформировать понятие о кислотах, как об одном из классов химических соединений; познакомить с классификацией кислот по их  составу, с качественным определением кислот индикаторами, с ...

Технологическая карта урока химии "Независимое расследование по теме "Кислоты, их классификация и свойства"

Тип урока: урок «открытия»  новых знанийФорма организации - урок-расследованиеФорма организации учащихся – фронтальная работа, исследовательская деятельность в группах...

План урока химия 8 класс по теме: "Кислоты"

В данном материане предствлена технологическая карта урока по химии 8 класса по теме: "Кислоты". Я пользовалась программной О. С. Габриеляна ФГОС. На данном уроке происходит знакомство обуча...