Главные вкладки
Черчаго Светлана Вадимовна
сайт учителя химии
Профессия: Учитель
Профессиональные интересы: Методика преподавания химии
Увлечения: нанотехнологии
Регион: Ростовская область
Населенный пункт: г. Таганрог
Место работы: Гимназия №2 имени А.П. Чехова
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/cherchagoПодвергай всё сомнению.
О себе
Учитель химии в чеховской гимназии Таганрога.
Мой взгляд на мир
Разговор с учеником после урока.
Сегодня, мой друг, у нас появилась возможность задать друг другу вопросы, которые волнуют нас. Спрашивай, я готова ответить тебе.
— Как быть, если не все школьные предметы нравятся? Химия, например, не самый любимый мой предмет. И, вообще, с ней одни проблемы.
— К сожалению, не ты один так думаешь. Очень часто можно услышать: «Ваша химия мне не нужна, да и не понимаю я ее». Но современный человек обязан знать, что вся жизнь на Земле – это непрерывные химические и биохимические процессы. И один из важнейших – фотосинтез. Только в организме человека одновременно идут около трех тысяч химических реакций. Наша одежда, предметы быта, начиная с самой обыкновенной ложки, лекарства, краски, моторное топливо и т.д. – все это воплощение в жизнь достижений науки химии. Так что не отвергай ее, а постарайся глубже понять сущность предмета, его язык и закономерности. Научись грамотно применять вещества на благо себе и людям. Только разумный подход к достижениям всех наук сможет уберечь человечество от большой беды.
— А что для вас, учителей, главное в школе?
— Конечно на первом месте – ты, и он - твой друг, и она – твоя одноклассница. Вы все очень разные, у каждого свои мысли, взгляды, вкусы, таланты, и моя задача – увидеть лучшие ваши качества и развить их.
— Но ведь это очень сложная задача!
— Да, но этим и интересен труд учителя.
— А чему Вы хотите научить нас в первую очередь?
— В первую очередь – трудиться.
— А разве талант, способности не важны?
— Талант – это только половина успеха, а вторая половина – это старание и труд.
— А чем еще Вас привлекает учительский труд?
— Каждодневное общение с учениками – не только обязанность, но и награда.
— Мы учимся у вас не только новым словечкам, но и по-другому видеть мир, с оптимизмом смотреть в будущее. Можно теперь я задам тебе вопрос?
— Конечно.
— Какую специальность ты выберешь для себя после школы?
— Я совсем иначе представлял себе труд учителя, возможно, это и будет мой выбор.
Моё портфолио
«Палитра в пробирке»
Элективный курс для 9-го класса
Введение
Прпедпрофильная подготовка является подсистемой профильного обучения и выполняет подготовительную функцию. Предпрофильная подготовка призвана сформировать у школьников :
- умение объективно оценивать свои способности к продолжению образования по различным профилям;
- умение осознанно осуществлять выбор профиля, соответственно индивидуальным особенностям, склонностям и интересам;
- готовность нести ответственность за сделанный выбор;
- высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю, готовность прикладывать усилия для получения качественного образования.
Таким образом, сущность предпрофильной подготовки заключается в создании образовательного пространства, способствующего самоопределению учащихся основной школы путем осуществления соответствующей психолого-педагогической диагностики, проведения информационной работы и организации предпрофильных элективных курсов.
Для гимназии, где гуманитарная составляющая образовательного процесса является определяющей, очень важно знакомить школьников не только с теоретическими основами естествознания, но также показать разнообразие предмета, его общечеловеческую значимость, роль в создании красоты и совершенства природы, всего, что является главным для человека. Именно поэтому темой моей работы стал элективный курс «Палитра в пробирке».
I.Пояснительная записка.
Курс по выбору (элективный) « Палитра в пробирке» предназначен для учащихся 9-го класса основной школы. Он ориентирован на расширение и углубление знаний по химии, на усиление гуманитарной составляющей естественнонаучного образования, на развитие любознательности, интереса к химии, способствует совершенствованию практических знаний учащихся, расширению общенаучного кругозора, интеграции химии с гуманитарными науками. Программа включает как теоретический материал, так и практические занятия.
1. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
1.1 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования ( приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ ( приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312).
1.2.Р.Г. Иванова, Л.А. Цветков. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений: Химия. – М.: Дрофа, 2004 г.
2. Цели изучения курса: создать условия для осознанного выбора будущего профиля, а также формирования следующих компетенций:
- информационной (умение использовать, находить, структурировать информацию, а также критически к ней относиться);
- коммуникативной (владение устным и письменным общением, умение понимать друг друга);
- социальной (адекватное выполнение норм и правил жизни общества, способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения);
- культурологической (толерантность к многокультурному обществу);
- самообразовательной (формирование способности постоянного самообразования как основы непрерывной подготовки в профессиональном плане, достижение
успеха в жизни).
Задачи:
- предоставить учащимся возможность реализовать интерес к химии и применить знания о веществах в областях связанных с изобразительным искусством и окружающей природой;
- совершенствовать экспериментальные навыки;
- развивать познавательные интересы, мыслительные процессы, склонности и способности учащихся, как с гуманитарным, так и с естественно-математическим складом ума;
- расширить возможности в выборе профиля дальнейшего образования.
II. Основное содержание программы ( 17часов)
1. Введение. Цвет в жизни человека (2 часа).
Цвет и эмоциональное состояние человека (Тест Люшера, укороченный вариант). Влияние цвета на физиологические параметры (АД, пульс, скорость реакции, мускульная сила, субъективная оценка времени). Зависимость окраски вещества от состава и строения атомов (ионов). Создание необходимого эмоционального восприятия в живописи при помощи цвета (голубой и розовый период в творчестве П. Пикассо, « Подсолнухи» Ван Гога, «Над вечным покоем» Иссака Левитана.
Учащиеся должны знать:
- окраску катионов Cu2+ Fe2+ Fe3+ Ni2+ Cd2+, окраску анионов MnO4-Cr2O72-CrO42-.
Учащиеся должны иметь представление:
- о влиянии цвета на эмоциональное и физиологическое состояние человека;
- о влиянии электронной конфигурации ионов на формирование цвета;
- о создании определенного эмоционального состояния в живописи при помощи цвета.
Демонстрации: изменение окраски пламени ионами лития (малиновая), натрия (желтая), меди (зеленая).
Лабораторный опыт: сравнение окраски ряда солей (CuSO4 K2SO4 NiSO4и Cu(NO3)2, KCl, NiCl2) и (KMnO4и K2Сr2O7). Выявление окрашенных катионов и анионов.
2. Знакомство с индикаторами (2 часа ).
Понятие « водородный показатель». Открытие Р. Бойля. Значение характера среды в химических и биологических процессах. Природные и синтетические индикаторы. Гидролиз солей.
Учащиеся должны знать:
- определение индикатора;
- числовые значения характера среды;
- наиболее распространенные индикаторы;
- понятие «гидролиз»
Учащиеся должны уметь:
- определить характер среды с помощью индикатора;
- экспериментальным путем подобрать в природе и изготовить простейший индикатор.
Демонстрации: таблица индикаторов, определение жесткости воды при помощи Трилона Б.
Лабораторный опыт: определение pH раствора при помощи самостоятельно изготовленного индикатора.
3. Цветные реакции на катионы (2 часа).
Понятие «качественный анализ». Цветные реакции на катионы Cu2+ Fe2+ Fe3+ Ni2+ Cd2+ Cr3+.
Учащиеся должны уметь:
- экспериментально определять катионы по их окраске;
- составлять молекулярные и ионные уравнения реакций, характеризующие эти процессы.
Лабораторный опыт: сравнение окраски ряда солей CuSO4, FeSO4 FeCl3NiCl2CdCl3/Выявление окрашенных катионов.
4. Цветные реакции на анионы (2 часа).
Цветные реакции на анионы Cr2O72-, CrO42-, MnO4-, [Fe(CN6)]3-, [Fe(CN6)]4-
Окраска вещества в зависимости от степени окисления элемента и от его ближайшего окружения. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Учащиеся должны знать:
- окраску некоторых анионов.
Учащиеся должны уметь:
- экспериментально определять анионы по их окраске;
- составлять молекулярные и ионные уравнения реакций, характеризующие эти процессы;
- составлять уравнения окислительно-восстановительных процессов с помощью электронного баланса.
Демонстрационный опыт: изучение изменения окраски соединений меди и железа без изменения зарядов ионов (степеней окисления) под влиянием нового окружения (желтая кровяная соль).
Демонстрационный опыт: изучение зависимости окраски аниона от степени окисления хромофора.
Лабораторный опыт: сравнение окраски растворов следующих солей: К2Cr2O7, К2CrO4, КMnO4, К3[Fe(CN6)], К4[Fe(CN6)], изучение анионов.
Лабораторный опыт: качественные реакции на Fe2+ и Fe3+.
5. Изготовление красок (2 часа).
История появления красок. Масляные краски, темперные (на яичном желтке) и водорастворимые краски (акварель, гуашь) на основе растительных клеев. Пигменты.
Учащиеся должны иметь представления:
- об истории создания красок;
- о видах красок.
Учащиеся должны уметь:
- определять вид пигмента, используемого в краске;
- изготовлять простейшие краски.
Демонстрация: живописные работы, выполненные в разной технике.
Лабораторный опыт: получение пигментов (баритовые белила, желтый ультрамарин и красный крон). Приготовление акварельной (на основе камеди) и масляной (на основе растительного масла) краски.
6. Изменение цвета в природе (2 часа).
Растительные пигменты: зеленые (хлорофилл a и b), желтые (каротины и ксантофиллы), красные и лиловые (антоцианы). Хроматография – современный метод химического анализа. Причины многоцветья растительного мира.
Лабораторный опыт: приготовление спиртовой вытяжки некоторых растений, хроматографическое разделение растительных пигментов.
Учащиеся должны иметь представление о растительных пигментах, их роли в процессе фотосинтеза.
Учащиеся должны уметь:
- приготовить вытяжку из растительного объекта;
- осуществить процесс хроматографии полученной вытяжки.
7. Искусство мозаики. Цветное стекло. Химический состав окрашенных стекол в древности. Византийские и русские мозаики. Мозаики первых киевских храмов. Возрождение мозаики М.В. Ломоносовым. Художественные произведения мастерской Ломоносова (портреты Петра Первого, «Полтавская баталия» и другие).
Витражи Западной Европы как произведения искусства, их роль в католическом соборе. Проблемы сохранения древних (X-XV вв.) стекол в современных условиях загрязнения атмосферы. (2 часа).
Демонстрация: Коллекция оксидов и других химических соединений, выступающих сырьем в производстве стекла. Образцы стеклянных и хрустальных изделий.
III. Тематическое планирование уроков
№ | Темы уроков | Примерное количество часов |
1 | Введение. Цвет в жизни человека. | 2 часа |
2 | Знакомство с индикаторами | 2 часа |
3 | Цветные реакции на катионы | 2 часа |
4 | Цветные реакции на анионы | 2 часа |
5 | Изготовление красок | 2 часа |
6 | Изменение цвета в природе | 2 часа |
7 | Цветное стекло. | 2 часа |
8 | Практическое занятие № 1 « Решение экспериментальных задач» | 2 часа |
9 | Резервное время | 1 час |
Всего: 17 часов
IV. Профильная проба
По окончании курса проводится психолого-педагогическое тестирование слушателей, на основании которого, а также по результатам итоговой практической работы психолог и преподаватель химии дают рекомендации по выбору профиля.
V. Ожидаемые результаты
Предлагаемый предпрофильный элективный курс будет способствовать осуществлению внутрипредметной и и межпредметной интеграции учебных курсов в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения в целом, реализуя основные принципы концепции профилизации обучения химии, ориентируя школьников на продолжение химического образования в классах естественнонаучного профиля и готовя их к восприятию учебного предмета «Химия» на профильном уровне.
Учащиеся должны знать:
- окраску катионов Cu2+ Fe2+ Fe3+ Ni2+ Cd2+, окраску анионов MnO4-Cr2O72-CrO42-.
- определение индикатора;
- числовые значения характера среды;
- наиболее распространенные индикаторы;
- понятие «гидролиз».
Учащиеся должны уметь:
- экспериментально определять катионы по их окраске;
- составлять молекулярные и ионные уравнения реакций, характеризующие эти процессы;
- экспериментально определять анионы по их окраске;
- составлять уравнения окислительно-восстановительных процессов с помощью электронного баланса;
- определить характер среды с помощью индикатора;
- экспериментальным путем подобрать в природе и изготовить простейший индикатор;
- определять вид пигмента, используемого в краске;
- изготовлять простейшие краски;
- приготовить вытяжку из растительного объекта;
- осуществить процесс хроматографии полученной вытяжки.
Учащиеся должны иметь представление:
- о влиянии цвета на эмоциональное и физиологическое состояние человека;
- о влиянии электронной конфигурации ионов на формирование цвета;
- о создании определенного эмоционального состояния в живописи при помощи цвета;
- об истории создания красок;
- о видах красок.
- Методические рекомендации к проведению практикума.
- Лабораторные опыты
Лабораторный опыт №1. Ученики сравнивают растворы солей, записывают уравнения электролитической диссоциации в тетрадь и делают выводы о том, какой ион окрашивает раствор.
- Сульфат меди (II), нитрат меди (II), сульфат калия, хлорид калия.
- Сульфат никеля (II), хлорид никеля (II)
- Перманганат калия и хромат калия
Лабораторный опыт №2. Учащиеся получают по три пробирки с известными pH каждого раствора и одну пробирку с неизвестным pH. Используя индикатор, самостоятельно изготовленный и универсальный, определяют неизвестный pH.
Лабораторный опыт №3. В пробирке с растворами солей (сульфат меди (II), сульфат железа (II), хлорид железа (III), хлорид никеля (II), хлорид хрома (III)) учащиеся добавляют раствор щелочи, изучают особенности полученных осадков, записывают уравнения в молекулярной и ионной форме.
Лабораторный опыт №4. К растворам в пробирках с Fe2+и Fe3+учащиеся добавляют растворы красной и желтой кровяной соли, роданида калия. Записывают ионные уравнения в тетрадь, делают выводы о качественных реакциях на ионы железа.
Лабораторный опыт №5. Учащиеся знакомятся с растворами солей: K2Cr2O7, Na2CrO4, KMnO4, K3[Fe(CN)6], K4[Fe(CN)6], записывают уравнения электролитической диссоциации в тетрадь и делают вывод о том, какой ион окрашивает раствор.
Лабораторный опыт №6. Получение пигментов. Класс разделяется на 3 группы, каждая получает один пигмент.
Группа №1 (получение баритовых белил). 100 мл 0,5 М раствора хлорида бария нагревают в стакане (250 мл) до 80 0С и добавляют 100 мл 0,5 М раствора сульфата натрия. После отстаивания сливают жидкость с осадка и отфильтровывают, оставшийся в стакане сульфат бария.
Группа №2 (получение желтого ультрамарина). 100 мл 1 М раствора хромата калия нагревают в стакане (250 мл) до 80 0С и добавляют 100 мл 1 М раствора хлорида бария. Осадок отфильтровывают.
Группа №3 (получение красного крона). В стакан (250 мл) наливают 50 мл 1 М раствора хромата калия и 50 мл 1 М раствора щелочи натрия. Нагревают 80 0С и добавляют 100 мл насыщенного раствора ацетата свинца (II) осадок отфильтровывают, промывают водой и снова отфильтровывают.
Лабораторный опыт №7. Получение красок. В керамической ступке учащиеся растирают 0,5 г камеди, добавляют влажный краситель и хорошо растирают до получения однородной массы. При необходимости в процессе растирания добавляют немного воды.
Аналогичным образом может быть получена и масляная краска. В этом случае краситель следует предварительно высушить на фильтре и растереть с растительным маслом или олифой.
Лабораторный опыт №8. В фарфоровой ступке растирают растительный материал (листья петрушки, корень моркови), помещают в стакан, добавляют спирт. Через некоторое время раствор фильтруют. В стакан добавляют до 1 см фильтрата, в фильтрат опускают хроматографическую бумагу. На хроматограмме изучают пигменты, входящие в состав растительных объектов.
- Демонстрационные опыты
Демонстрационные опыт №1.В три тигля со спиртом учитель добавляет насыщенный растворы хлоридов лития, натрия, меди (II) и поджигает спирт. Учащиеся наблюдают изменение окраски пламени ионами лития (малиновая), натрия (желтая), меди (зеленая).
Демонстрационный опыт №2. Учитель использует набор для экспресс-анализа параметров воды. Для определения общей жесткости в классическую измерительную тубу, помещаем исследуемую воду. Отмеренное количество воды для дальнейшего исследования выливаем в бутылочку для смешивания. Добавляем 3 капли буферного раствора и 2 капли индикатора. Перемешиваем, при этом вода приобретает малиновою окраску. Полученный раствор титруем, добавляя капля за каплей титрующий раствор до тех пор, пока раствор не изменит свой цвет на светло-фиолетовый. Количество капель, пошедших на титрование и разделенное на 4,63 (постоянный коэффициент), покажет общую жесткость в мг-экв/л.
Демонстрационный опыт №3. Зависимость окраски аниона от степени окраски хромофора. В пробирку с подкисленным раствором дихромата калия добавить немного твердого сульфита натрия. Окраска меняется с оранжевой на ярко-зеленую. Щелочной раствор перманганата калия также добавить сульфит натрия. Окраска меняется с фиолетовой на изумрудную. В тетрадях составить уравнение окислительно-восстановительных реакций наблюдаемых процессов.
Демонстрационный опыт №4. Изменение окраски катионов Cu2+и Fe3+без изменения степени окисления под влиянием нового окружения. К растворам сульфата меди (II) и хлорида железа (III) добавляем раствор желтой кровяной соли. Наблюдаем изменение окраски с синей на красную и с желтой на синюю.
- Практическая работа
Практическая работа №1 « Решение экспериментальных задач». (2 часа).
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
Цель работы.
- Совершенствовать умения решать качественные химические задачи, применяя знания по неорганической химии;
- Соблюдать правила ТБ при работе с веществами и оборудованием в химическом кабинете.
План работы.
Опыт №1. В трех пробирках под номерами находятся растворы следующих солей: хлорида калия, сульфата меди (II), нитрата железа (III). При помощи одного реактива определите содержимое каждой пробирки. Составьте уравнения реакций в молекулярной и ионной форме.
Опыт №2. В трех пробирках под номерами находятся растворы следующих солей: хлорида калия, хлорида алюминия, карбоната натрия. При помощи одного индикатора определите содержимое каждой пробирки. Составьте ионные уравнения гидролиза солей.
Опыт №3. Используя универсальный индикатор и лабораторный колориметр, определите pH выданного вам раствора.
Запишите свои наблюдения в тетрадь
Литература:
- Аналитическая химия. Химические методы анализа. / под ред. Проф. О.М. Петрухина. М.: Химия, 1993
- Барская Н.А. Сюжеты и образы древне-русской живописи. М.: Просвещение, 1993.
- Дорофеева В.Ф., Саморукова В.Л., Сверщевская Г.Г. Окрашенные соединения в химическом анализе. // Химия в школе. 1996 №2. с.65-67.
- Дубовицкая В.А. Увлечение знанием. Гуманитаризация математических и естественнонаучных дисциплин в общеобразовательной школе. – Воронеж, 1998 – с. 93-95.
- Лисичкин Г.В., Каробейникова Л.А. Годитесь ли вы химики? – М. : ИКЦ «Академкнига», 2003.
- Теория и практика организации предпрофильной подготовки / под ред. Т.Г. Новиковой. – М.: АПК и ПРО, 2003.
- Серов Н.В. Лечение цветом.- С-Пб, Речь, 2005.
- Тест Люшера: http://www.asiamedica.com/lusher.htm
- Титова И.М. Вечер-игра. Краски разных времен. // Химия в школе. 1993. №6. с.63-70.
- Фадеев Г.Н. Химия и цвет. М.: Просвещение, 1983.
- Хальзова С.А. Конкурсный урок по теме «Красители». // Химия в школе. 2005. №1. с. 29-31.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты