План урока химия 8 класс по теме: "Кислоты"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
В данном материане предствлена технологическая карта урока по химии 8 класса по теме: "Кислоты". Я пользовалась программной О. С. Габриеляна ФГОС. На данном уроке происходит знакомство обучающихся с кислотами, их названиями и формулами, а также строением, классификацией по различным признакам. Еще проводятся лабораторные опыты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План урока химия 8 класс по теме: "Кислоты" | 116.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Бетлицкая СОШ
План-конспект открытого урока по химии
«Кислоты»
8 класс
УМК О.С.Габриелян
Учитель химии Ткаченко И. Н.
2018г.
Технологическая карта урока
Предмет: Химия
Класс: 8 класс
Тема урока: Кислоты
Цель: усвоение знаний обучающихся о кислотах как классе неорганических соединений
Задачи:
Образовательная: сформировать представления учащихся о кислотах как классе неорганических соединений. Дать представление о строении кислот, их классификации. обеспечить умение обучающихся находить степень окисления элементов в кислотах, заряд ионов кислотных остатков. Раскрыть связь между химическими знаниями и повседневной жизнью человека.
Развивающие: активизировать речевую и мыслительную деятельность учащихся. Развивать познавательные умения, аналитическое мышление, логику. Совершенствовать навыки самопроверки и взаимопроверки. Развивать умения применять знания, полученные на уроках, на практике. - развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
Воспитательные: воспитывать положительные отношения к знаниям, воспитывать культуру речи. Воспитания умения участвовать в обсуждении, отстаивать свою точку зрения, уважая точку зрения других людей; воспитания таких качеств личности, как ответственное отношение к порученному делу, умение объективно оценивать результаты своего труда;
Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и кислотами, с которыми часто имеют дело в повседневной жизни.
Планируемые результаты (учащиеся должны):
- уметь определять принадлежность веществ к классу кислот;
- уметь называть кислоты по их формулам;
- знать формулы кислот;
- уметь характеризовать свойства кислот;
- уметь распознавать кислоты с помощью индикаторов;
- уметь выбирать формулы кислот из перечня веществ;
- уметь классифицировать кислоты;
- уметь применять знания по технике безопасности при работе с кислотами.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма урока: комбинированный урок
УМК: О.С. Габриелян
Технология: технология развития критического мышления, системно-деятельный подход.
Методы и методические приёмы: проведение в виде изучения нового материала с опорой на уже известные факты из бытовой жизни, в сопровождении с лабораторными опытами. Метод проблемного изложения материала, частично-поисковый, исследовательский; метод акцентрирования внимания, анализа, метод познавательной деятельности.
Материально-техническое обеспечение:
- презентация Power Point.
- дидактический материал для обучающихся – таблица кислот и кислотных остатков; таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде;
- карточки с формулами и названиями кислот и кислотных остатков
- таблицы «Окраска индикаторов в кислой среде»;
Для учащихся:
1. Таблица растворимости оснований, кислот, солей в воде.
2. Набор индикаторов: лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый.
3. Набор кислот: растворы серной, соляной, кусочек лимона, яблоко.
4. стеклянная палочка, колбы, пробирки.
5. Карточки, раздаточный материал.
Технологическая карта урока.
№ п\п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Организационный | Приветствие, проверка готовности к уроку. Вступительное слово учителя. | Готовятся к уроку | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества |
2. | Актуализация знаний по теме: «оксиды», «основания» | Учитель: Начинаем урок с Эпиграфа « Ум заключается не только в знании. Но и в умении прилагать знание на деле» - Аристотель. ( Слайд1) | Слушают | |
Вам, ребята, понадобятся те знания, которые вы получили на предыдущих уроках по темам « Оксиды. Основания». Самое интересное в окружающем нас мире – это то, что он очень сложно устроен, и к тому же постоянно изменяется. Каждую секунду в нём происходит множество химических реакций, образуется множество химических веществ. На сегодняшний день известно почти полмиллиона неорганических веществ. | Оксиды и основания | |||
Сегодня на занятии мы продолжим изучать многообразие мира неорганических веществ. Но для начала давайте вспомним: Какую тему мы изучали на протяжении нескольких последних уроков?
Какие соединения химических элементов мы изучили? (Слайд №2) (Слайд 3 Загадки.) | Обучающиеся отвечают на вопросы. Соединения химических элементов Оксиды, гидриды, основания. Выполняют задание – выделяют 2 группы веществ по признакам классов: оксиды, основания; Дают определения оксидов, оснований. Разгадывают. | Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | ||
Проверка домашнего задания №5 (ст. 119) Создает проблемную ситуацию путем предложения задания: Из предложенного перечня веществ выпишите оксиды и основания и дайте им названия: Задание 1: Na2O, HCl, K2O, Ca(OH)2, Cu(OH)2, Fe2O3, HNO3, H2CO3, CaO, Fe(OH)2, Al(OH)3, H2SO4, NaOH, H3PO4, CuO, Mg(OH)2(Слайд 4) | Выполняют у доски. Самостоятельно выполняют задания. Выбирают: оксиды, основания. Вещества оставшиеся –неизвестны. | |||
3. | Мотивация учебной деятельности учащихся. | Создает условия для формулирования темы, цели и задач урока. К какой группе веществ мы отнесем H2SO4, HCl, HNO3, H2CO3, H3PO4 Изучали ли мы подобные вещества? Для того чтобы ответить на этот вопрос и сформулировать тему урока, учитель предлагает пословицу: «Как поработаешь, так и полопаешь» Для вас я приготовила угощения (на подносе канапе из разных фруктов) «Угощенья не спроста На вкус все кислое слегка- Лимончик, киви, апельсин И яблочко и мандарин. Знаешь ты, и знаю я, Знают даже бегемоты- Содержат вкусности- На основе прослушанной информации учитель предлагает сделать вывод, о каком веществе идет речь? Мы нашли название группы веществ 4 класса. Какова будет тема урока? Цель? Что мы можем узнать о кислотах? (Слайды 5,6) | Слушают Запись на доске Демонстрация фруктов Отвечают на вопрос- КИСЛОТЫ Формулируют тему урока, цель и задачи. (Изучить строение, свойства. Классификацию, нахождение в природе, области применения кислот) | Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
4. | Изучение нового материала | Организуется работа по исследованию класса кислот. 2 задание: Определить состав кислот, воспользовавшись формулами из 1 задания Демонстрирует таблицу с названиями и формулами кислот (Слайд 8). 3 задание: Воспользовавшись текстом параграфа 21, изучить названия и классификацию кислот по наличию кислорода в кислотном остатке(бескислородные и кислородосодержащие), по основности (одноосновные, двухосновные, трехосновные), по растворимости в воде(растворимые и нерастворимые). Составьте схемы классификации кислот. Учитель объясняет алгоритм нахождения степени окислении элементов-неметаллов в кислотах, нахождение зарядов ионов кислотных остатков Выполнения задания (Слайд 12) Правила техники безопасности при работе с кислотами. (Слайд 13) | Определяют состав вещества: Н n(КО) m (слайд 7) Формулируют определение класса кислот, записывают в тетрадь. Раздает детям готовые мини – таблички с основными неорганическими кислотами и их названиями. Приложение 1 Сравнивают составленные самостоятельно схемы классификации кислот со схемами (Слайда 9,10,11) Анализируя формулы кислот, учащиеся должны рассуждать так: заряд иона водорода положителен и равен 1. Следовательно заряд кислотного остатка должен быть отрицательным и равным числу атомов водорода в формуле кислот. У доски Рассказ учителя | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; Регулятивные: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия; Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания; логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез. |
5. | Эксперимент | Всем вам известно, что кислоты все кислые на вкус, многие из них ядовиты и опасны, вызывают химические ожоги. Каким же способом можно распознать кислоты не пробуя на вкус? Проведём эксперимент №1. Как действуют кислоты на индикаторы? Вам в двух пробирках даны вещества, в одной соляна кислота, в другой вода, определите в какой пробирке кислота с помощью индикатора ЛАКМУСА. Приложение 2 | Ответ: с помощью индикаторов. Под наблюдением учителя выполняют опыты. Делают вывод об изменении окраски индикатора лакмуса. Сравнивают свои выводы и подводят итог. | Регулятивные: познавательная инициатива, анализ, сравнение, обобщение, контроль, коррекция. |
Лабораторный опыт №2. Определение рН растворов кислоты, щелочи, воды. Нанесите на полоску универсальной индикаторной бумаги с помощью стеклянной палочки по капле выданных вам растворов кислот, щелочей и воды. Сравните изменение цвета со шкалой, определите среду растворов и значение рН. (Слайд 14) | Выполнение лабораторного опыта. | |||
6. | Изучение нового материала | Кислоты в природе и в жизни человека (Слайд 15, 16) | Рассказ учителя | |
7. | Первичное закрепление знаний. | Учитель организует деятельность по применению новых знаний в виде дидактической игры. Игра «Узнай меня»: а) эта кислота очень важна для химической промышленности, она очень опасна: обугливает древесину, органические вещества. (H2SO4) б) эта кислота находится в желудке и выполняет 2 функции: уничтожает большую часть микробов, которые попадают в желудок вместе с пищей, и помогает в переваривании пищи. (HCl) | Обучающиеся осуществляют самопроверку заданий. Оценивают результаты своей работы. Отгадывают и отвечают | Регулятивные: контроль, коррекция, саморегуляция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия. |
8. | Рефлексия | Организует рефлексию в форме фронтального опроса: (Слайд 17) | Обучающимся предлагается ответить на вопросы. Обучающиеся осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока | Личностные: внутренняя позиция ученика. Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня освоения). |
8. | Домашнее задание. | Учитель формулирует задание, комментируя его по необходимости. параграф 21, вопросы 1 – 2, составить кроссворд по теме «Кислоты». | Записывают домашнее задание. |
Приложение 1
Приложение 2
Инструктивная карточка №1
Лабораторный опыт 1 «Как действуют кислоты на индикаторы»
Вам в двух пробирках даны вещества, в одной соляна кислота, в другой вода, определите в какой пробирке кислота с помощью индикатора ЛАКМУСА.
Лабораторный опыт №2. Определение рН растворов кислоты, щелочи, воды.
Нанесите на полоску универсальной индикаторной бумаги с помощью стеклянной палочки по капле выданных вам растворов кислот, щелочей и воды. Сравните изменение цвета со шкалой, определите среду растворов и значение рН
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии в разновозрастных группах 8-9 класс по теме "Кислоты.Основные понятия."
Наша школа принимает участие в реализации инновационной образовательной программы. Тема:"Создание разновозрастных групп учащихся в урочной и внеурочной деятельности как один из эффективных спосо...
Урок химии для учащихся 8 класса по теме "Кислоты. Состав и классификация"
Первичное знакомство с неорганическими кислотами, их составом, номенклатурой и классификацией....
Разработка урока по химии в 8 ом классе по теме "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот"
1. Методическая разработка урока по теме "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот".2. Приложение №1.3. Презентация....
Разработка урока по химии в 8 ом классе по теме "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот"
1. Методическая разработка урока по теме "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот".2. Приложение №1.3. Презентация....
Конспект урока по химии 8 класс по теме:"Кислоты", Элективное занятие в 10 классе
Конспекты уроков по химии в 8 и 10 класссах....
Методическое сообщение на тему "Урок химии в 8 классе на тему "Кислоты" по ФГОС
Сформировать понятие о кислотах, как об одном из классов химических соединений; познакомить с классификацией кислот по их составу, с качественным определением кислот индикаторами, с ...