План урока химия 8 класс по теме: "Кислоты"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Ткаченко Ирина Николаевна

В данном материане предствлена технологическая карта урока по химии 8 класса по теме: "Кислоты". Я пользовалась программной О. С. Габриеляна ФГОС. На данном уроке происходит знакомство обучающихся с кислотами, их названиями и формулами, а также строением, классификацией по различным признакам. Еще проводятся лабораторные опыты. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Бетлицкая СОШ

План-конспект открытого урока по химии

«Кислоты»

8 класс

УМК  О.С.Габриелян

                                                                         

 

Учитель химии Ткаченко И. Н.

2018г.

Технологическая карта урока

Предмет: Химия

Класс: 8 класс

Тема урока: Кислоты

Цель: усвоение знаний обучающихся о  кислотах  как классе неорганических соединений

Задачи:

Образовательная: сформировать представления учащихся о кислотах как классе неорганических соединений. Дать представление о строении кислот, их классификации. обеспечить умение обучающихся находить степень окисления элементов в кислотах, заряд ионов кислотных остатков. Раскрыть связь между химическими знаниями и повседневной жизнью человека.

Развивающие: активизировать речевую и мыслительную деятельность учащихся. Развивать познавательные умения, аналитическое мышление, логику. Совершенствовать навыки самопроверки и взаимопроверки. Развивать умения применять знания, полученные на уроках, на практике. - развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Воспитательные: воспитывать положительные отношения к знаниям, воспитывать культуру речи. Воспитания умения участвовать в обсуждении, отстаивать свою точку зрения, уважая точку зрения других людей; воспитания таких качеств личности, как ответственное отношение к порученному делу, умение объективно оценивать результаты своего труда;

Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и кислотами, с которыми часто имеют дело в повседневной жизни.

Планируемые результаты (учащиеся должны):

  • уметь определять принадлежность веществ к классу кислот;
  • уметь называть кислоты по их формулам;
  • знать формулы кислот;
  • уметь характеризовать свойства кислот;
  • уметь распознавать кислоты с помощью индикаторов;
  • уметь выбирать формулы кислот из перечня веществ;
  • уметь классифицировать кислоты;
  • уметь применять знания по технике безопасности при работе с кислотами.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма урока: комбинированный урок

УМК: О.С. Габриелян

Технология: технология развития критического мышления, системно-деятельный подход.

Методы и методические приёмы: проведение в виде изучения нового материала с опорой на уже известные факты из бытовой жизни, в сопровождении с лабораторными опытами. Метод проблемного изложения материала, частично-поисковый, исследовательский; метод акцентрирования внимания, анализа, метод познавательной деятельности.

Материально-техническое обеспечение:

-  презентация Power Point.

- дидактический материал для обучающихся –  таблица кислот и кислотных остатков;  таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде;

- карточки с формулами и названиями кислот и кислотных остатков

-  таблицы «Окраска индикаторов в кислой среде»;

Для учащихся:

1.  Таблица растворимости оснований, кислот, солей в воде.

2. Набор индикаторов: лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый.

3. Набор кислот: растворы серной, соляной, кусочек лимона, яблоко.

4. стеклянная палочка, колбы, пробирки.

5. Карточки, раздаточный материал.

Технологическая карта урока.

п\п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Организационный

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Вступительное слово учителя.

Готовятся к уроку

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

2.

Актуализация знаний по теме:

«оксиды», «основания»

Учитель:  Начинаем урок с Эпиграфа « Ум заключается не только в знании. Но и в умении прилагать знание на деле»  - Аристотель. ( Слайд1)

Слушают

Вам, ребята, понадобятся те знания, которые вы получили на предыдущих уроках по темам « Оксиды. Основания».

Самое интересное в окружающем нас мире – это то, что он очень сложно устроен, и к тому же постоянно изменяется. Каждую секунду в нём происходит множество химических реакций, образуется множество химических веществ. На сегодняшний день известно почти полмиллиона неорганических веществ.

Оксиды и основания

Сегодня на занятии мы продолжим изучать многообразие мира неорганических веществ. Но для начала давайте вспомним:

Какую тему мы изучали на протяжении нескольких последних уроков?

 

Какие соединения химических элементов мы изучили?

(Слайд №2)

(Слайд 3 Загадки.)

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Соединения химических элементов

Оксиды, гидриды, основания.

Выполняют задание – выделяют  2 группы веществ по признакам классов: оксиды,

основания; Дают определения оксидов, оснований.

Разгадывают.

Познавательные:

логические – анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Проверка домашнего задания №5 (ст. 119)

Создает  проблемную ситуацию путем предложения задания: Из предложенного перечня веществ выпишите оксиды и основания и дайте им названия:

Задание 1: Na2O, HCl, K2O, Ca(OH)2, Cu(OH)2, Fe2O3, HNO3, H2CO3, CaO, Fe(OH)2, Al(OH)3, H2SO4, NaOH, H3PO4, CuO, Mg(OH)2(Слайд 4)

Выполняют у доски.

Самостоятельно выполняют задания.

Выбирают: оксиды, основания. Вещества оставшиеся –неизвестны.

3.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Создает условия для формулирования темы, цели и задач урока.

К какой группе веществ мы отнесем H2SO4, HCl, HNO3, H2CO3, H3PO4 

Изучали ли мы подобные вещества?

Для того чтобы ответить на этот вопрос и сформулировать тему урока, учитель предлагает пословицу: «Как поработаешь, так и полопаешь»  Для вас я приготовила угощения (на подносе канапе из разных фруктов)

«Угощенья не спроста

На вкус все кислое слегка-

Лимончик, киви, апельсин

И яблочко и мандарин.

Знаешь ты, и знаю я, Знают даже бегемоты-

Содержат вкусности-

На основе прослушанной информации учитель предлагает сделать вывод, о каком веществе идет речь?

Мы нашли название группы веществ 4 класса. Какова будет тема урока? Цель? Что мы можем узнать о кислотах? (Слайды 5,6)

Слушают

Запись на доске

Демонстрация фруктов

Отвечают на вопрос- КИСЛОТЫ

Формулируют тему урока, цель и задачи.  (Изучить строение, свойства. Классификацию, нахождение в природе, области применения кислот)

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: постановка вопросов;

Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

4.

Изучение нового материала

Организуется работа по исследованию класса кислот.

2 задание: Определить состав кислот, воспользовавшись формулами из 1 задания

Демонстрирует таблицу с названиями и формулами кислот (Слайд 8). 

3 задание: Воспользовавшись текстом параграфа 21, изучить названия и классификацию кислот по наличию кислорода в кислотном остатке(бескислородные и кислородосодержащие), по основности (одноосновные, двухосновные, трехосновные), по растворимости в воде(растворимые и нерастворимые). Составьте схемы классификации кислот.

Учитель объясняет алгоритм нахождения степени окислении элементов-неметаллов в кислотах, нахождение зарядов ионов кислотных остатков

Выполнения задания (Слайд 12)

Правила техники безопасности при работе с кислотами. (Слайд 13)

Определяют состав вещества:

Н n(КО) m    (слайд 7) Формулируют определение класса кислот, записывают в тетрадь.

Раздает детям готовые мини – таблички с основными неорганическими кислотами и их названиями. Приложение 1

Сравнивают составленные самостоятельно  схемы классификации кислот  со схемами (Слайда 9,10,11)

Анализируя формулы кислот, учащиеся должны рассуждать так: заряд иона водорода положителен и равен 1. Следовательно заряд кислотного остатка должен быть отрицательным и равным числу атомов водорода в формуле кислот.

У доски

Рассказ учителя

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

Регулятивные:  самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия;

Познавательные:

общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания;

логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез.

5.

Эксперимент

Всем вам известно, что кислоты все кислые на вкус, многие из них ядовиты и опасны, вызывают химические ожоги.

Каким же способом можно распознать кислоты не пробуя на вкус?

Проведём эксперимент №1. Как действуют кислоты на индикаторы?

Вам в двух пробирках даны вещества, в одной соляна кислота, в другой вода, определите в какой пробирке кислота с помощью индикатора ЛАКМУСА.

Приложение 2

Ответ: с помощью индикаторов.

Под наблюдением учителя выполняют опыты.

Делают вывод об изменении окраски индикатора лакмуса.

Сравнивают свои выводы и подводят итог.

Регулятивные: познавательная инициатива, анализ, сравнение, обобщение, контроль, коррекция.

Лабораторный опыт №2. Определение рН растворов кислоты, щелочи, воды.

Нанесите на полоску универсальной индикаторной бумаги с помощью стеклянной палочки по капле выданных вам растворов кислот, щелочей и воды. Сравните изменение цвета со шкалой, определите среду растворов и значение рН. (Слайд 14)

Выполнение лабораторного опыта.

6.

Изучение нового материала

Кислоты в природе и в жизни человека (Слайд 15, 16)

Рассказ учителя

7.

Первичное закрепление знаний.

Учитель организует деятельность по применению новых знаний в виде дидактической игры.

Игра «Узнай меня»:

а) эта кислота очень важна для химической промышленности, она очень опасна: обугливает древесину, органические вещества.   (H2SO4)

б) эта кислота находится в желудке и выполняет 2 функции: уничтожает большую часть микробов, которые попадают в желудок вместе с пищей, и помогает в переваривании пищи.    (HCl)

Обучающиеся осуществляют  самопроверку заданий. Оценивают результаты своей работы. Отгадывают и отвечают

Регулятивные: контроль, коррекция, саморегуляция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия.

8.

Рефлексия

Организует рефлексию в форме фронтального опроса: (Слайд 17)

Обучающимся предлагается ответить на вопросы. Обучающиеся осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока

Личностные: внутренняя позиция ученика. Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня освоения).

8.

 Домашнее задание.

Учитель формулирует задание, комментируя его по необходимости.

параграф 21, вопросы 1 – 2, составить кроссворд по теме «Кислоты».        

Записывают домашнее задание.

Приложение 1

C:\Users\Ирина\Desktop\i.jpg

Приложение 2

Инструктивная карточка №1

Лабораторный опыт  1 «Как действуют кислоты на индикаторы»

Вам в двух пробирках даны вещества, в одной соляна кислота, в другой вода, определите в какой пробирке кислота с помощью индикатора ЛАКМУСА.

Лабораторный опыт №2. Определение рН растворов кислоты, щелочи, воды.

Нанесите на полоску универсальной индикаторной бумаги с помощью стеклянной палочки по капле выданных вам растворов кислот, щелочей и воды. Сравните изменение цвета со шкалой, определите среду растворов и значение рН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии в разновозрастных группах 8-9 класс по теме "Кислоты.Основные понятия."

Наша школа принимает участие в реализации  инновационной образовательной программы. Тема:"Создание разновозрастных групп учащихся в урочной и внеурочной деятельности как один из эффективных спосо...

Урок химии для учащихся 8 класса по теме "Кислоты. Состав и классификация"

Первичное знакомство с неорганическими  кислотами, их составом, номенклатурой и классификацией....

Разработка урока по химии в 8 ом классе по теме "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот"

1. Методическая разработка урока по теме "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот".2. Приложение №1.3. Презентация....

Разработка урока по химии в 8 ом классе по теме "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот"

1. Методическая разработка урока по теме "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот".2. Приложение №1.3. Презентация....

Методическое сообщение на тему "Урок химии в 8 классе на тему "Кислоты" по ФГОС

Сформировать понятие о кислотах, как об одном из классов химических соединений; познакомить с классификацией кислот по их  составу, с качественным определением кислот индикаторами, с ...