Методическое сообщение на тему "Урок химии в 8 классе на тему "Кислоты" по ФГОС
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Сформировать понятие о кислотах, как об одном из классов химических соединений; познакомить с классификацией кислот по их составу, с качественным определением кислот индикаторами, с физическими свойствами, значением в жизни человека и применением некоторых кислот, с правилами ТБ при работе с кислотами; научить составлять формулы кислот и называть их, определять по составу соединения принадлежность его к классу кислот.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_soobshchenie_na_temu_kisloty_8_klass.docx | 23.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка учителя химии
МКОУ СОШ N 16 АИМР СК Шуликовой Е.А.
Урок химии в 8 классе на тему: «Кислоты» по ФГОС.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока: сформировать понятие о кислотах, как об одном из классов химических соединений; познакомить с классификацией кислот по их составу, с качественным определением кислот индикаторами, с физическими свойствами, значением в жизни человека и применением некоторых кислот, с правилами ТБ при работе с кислотами; научить составлять формулы кислот и называть их, определять по составу соединения принадлежность его к классу кислот.
Задачи:
Предметные:
-усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков;
-формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием.
Метапредметные:
-развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы учащихся через использование коммуникативно-деятельностной методики, частично-поискового подхода и элементов проблемного обучения.
Личностные:
-формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
Методы проведения: исследовательский эксперимент, самостоятельная работа учащихся.
Форма проведения урока: групповая работа.
Ключевые компетенции: Информационно-познавательная: умение работать с дополнительной литературой, конспектировать, выбирать главное, делать выводы.
Коммуникативная: ведение дискуссии, умение доказать свою точку зрения.
Предметные: исследование строения и свойств кислот; изучение классификации, строения, свойства применения кислот.
Оборудование: ПСХЭ Д.И. Менделева, учебники, таблица растворимости, аскорбиновая кислота в таблетках; растворы соляной, азотной, серной, фосфорной кислот; индикаторы; пробирки с растворами кислот и щелочи по количеству команд, стаканчик, спиртовой градусник; список формул кислот для игры «Хитрый шар» , наборы карточки с заданиями.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Организационный момент. (Цель: создать мотивацию к учебной деятельности) | Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. | |
2. Актуализация знаний. Организация проблемной ситуации. (Цель: актуализация имеющихся знаний учащихся по пройденной теме) | Раздает учащимся по таблетке или драже аскорбиновой кислоты и просит попробовать на вкус.-узнали ли вы, выданное вам вещество? Сейчас я предлагаю вам вспомнить, всё, что вы знаете о кислотах. Подумайте и вспомните: какие кислоты находятся в природе? | Узнают вкус кислоты. Высказывают свои знания о кислотах. Например: они кислые, содержатся в фруктах и ягодах. Дома на кухне есть уксусная кислота, лимонная. Применяются в консервировании. Аскорбиновая кислота –витамин С. Учащиеся приводят примеры: (нахождение щавелевой кислоты в щавеле, муравьи разбрасывают муравьиную кислоту для отпугивания насекомых) |
3. Этап целеполагания на урок . (Цель: формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на урок | Назовите тему сегодняшнего урока? -что нам нужно знать о кислотах? | Учащиеся называют «Кислоты». (записывают тему в тетрадь) -строение, свойства и др. (высказывают предположения) |
4. Этап «Открытие нового знания» | -можно ли распознавать вещества так, как это вы проделали с «аскорбинкой»-почему? -как же можно изучить кислоты без риска для жизни и здоровья? Для изучения темы мы разделимся на группы по 4-5 человек. Делим класс на 3 группы. | -нет. -это опасно. -с помощью других веществ и реакций. Учащиеся распределяются по группам, занимают места за рабочими столами |
4.1. Создание проблемной ситуации. (Цель: формирование системно-информационного анализа, развитие умений определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели) | Перед вами две пробирки с неопознанными растворами веществ. В одной из них кислота. Составьте план определения кислоты. | Формулируют задачи: 1.определить состав, 2.узнать, какие бывают кислоты, 3.как отличить кислоту от других веществ |
4.2. Проверка правил техники безопасности (формирование умений безопасного обращения с веществами) | В лаборатории при проведении химического эксперимента часто приходится работать с реактивами. Напомните правила техники безопасности при выполнении работ. | Учащиеся называют правила работы с щелочами, кислотами, стеклянной посудой. |
5.Этап «Открытие нового знания» | ||
5.1. Лабораторный опыт (освоение универсальных естественно-научных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинно-следственных связей)- | Предлагаю решить сначала экспериментальную задачу по определению кислоты. -Чем нужно воспользоваться? -Выберите нужный индикатор . Учащиеся уже знакомы с индикаторами. | -индикатором Учащиеся проводят опыт определения кислоты с индикатором. Пользуясь таблицей индикаторов в учебнике, учащиеся определяют, в какой из пробирок находится кислота. Делают вывод. |
5.2 Классификация кислот | Учитель просит обратить внимание на список кислот и их названия. -найдите в записях формул кислот особый признак; -как называется остальная часть молекулы? -сформулируйте определение кислот; -рассмотрим какие бывают кислотные остатки, - распределите их на группы; -классифицируйте формулы по количеству атомов водорода. | Изучают текст учебника и записывают в тетрадь. Работают с набором карточек «Формулы кислот». Классифицируют кислоты по признакам. Дают свои определения кислотам. -есть кислотные остатки с кислородом, а есть –без кислорода, поэтому кислоты могут быть кислородсодержащими и бескислородными. -раскладывают карточки с формулами кислот по количеству атомов водорода. Записывают классификацию кислот в тетрадь. |
5.3 Степени окисления элементов и как определить степень окисления атомов. | Учитель показывает на примере как определить степень окисления кислотэлемента в кислоте и степень окисления кислотного остатка. Какой оксид соответствует данной кислоте. | Учащиеся самостоятельно находят разницу между зарядами ионов кислотэлементов в кислоте? и степенью окисления и зарядом иона (кислотного остатка). |
5.4 Представители кислот. | Учитель демонстрирует образцы кислот, правило разбавления серной кислоты. Действие конц. серной кислоты на бумагу, древесину. «Кислоты, которые не существуют».(угольная, сернистая). Какую кислоту нельзя распознать при помощи индикатора? (Нерастворимая кислота -кремниевая). | Наблюдают, делают выводы о правилах безопасности при работе с кислотами. Делают записи в тетради. |
5.5. Соответствие «оксид –кислота» | По аналогии с основаниями предположите, какой кислоте соответствует каждый оксид? (Список оксидов и кислот в неопределенном порядке на доске или слайде) | Высказывают предположения. Определяют соответствующий оксид данной кислоты. Записывают в тетрадь. |
6.Первичная проверка усвоения нового материала | -Предлагаю поиграть в игру « Хитрый шар». Правила игры: У учителя три воздушных шарика (красный, желтый, синий), на которых написаны формулы кислот, (приложение 1). Команде нужно выбрать шарик, надуть его, чтобы увидеть формулы кислот. Та команда, которая быстрее всех сможет правильно переписать формулы и дать им названия, выигрывает. | Каждая команда распределяет обязанности: «курьер» -тот, который должен выбрать шарик, надуть его и принести в команду; «секретарь» - записывает формулы, которые увидел на шарике; «определитель» (остальные участники команды)-определяют название кислоты при помощи учебника. |
7.Подведение итогов. (Цель: формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия) | –Можно ли считать, что ваши цели на урок достигнуты? –Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности. Я понял, что ...Я научился ...Мне необходимо | Учащиеся отвечают на вопросы. Анализируют свою деятельность как индивидуальную, так и командную. Оценивают свою работу на уроке. |
8.Домашнее задание | –Ребята, назовите по учебнику параграф, таблицы и упражнения, которые вы выполните дома самостоятельно. | Учащиеся называют: параграф 20, упр.3., таблицу с формулами кислот. |
Приложение N1 (к игре «Хитрый шар»)
Список формул кислот для игры «Хитрый шар»
HCl
H2S
H2SO4
HNO3
H3PO4
HNO2
H2SO3
H2CO3
H2SiO3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1)О.С. Габриелян. Химия 8 класс. Изд. Дрофа. 2009г.
2) Е.Н. Бойко, Т.В. Сапенева. Применение технологии обучения в сотрудничестве на уроках химии. Методическое пособие. Изд. Ростов-на-Дону 2008г.
3)Н.С. Павлова. ФГОС. Контрольные и самостоятельные работы по химии» 8 класс. Изд. «Экзамен» Москва 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое сообщение "Техническое развитие учащихся в классе фортепиано"
В методическом сообщении коротко освящаются вопросы технического развития учеников в фортепианном классе. Это и вопрос контакта с клавиатурой, развития физической возможности пальцев, вопросы ра...
Методический семинар "Особенности преподавания химии в условиях перехода на ФГОС"
В настоящее время подавляющая часть учителей единодушны в том, что современные школьники существенно отличаются от тех, что обучались в недавнем прошлом. У зна...
Методическое сообщение на тему «Концертмейстер в классе скрипки».
Концертмейстер (от нем. Konzertmeister) - пианист, который помогает исполнителям (певцам, скрипачам) при разучивании репертуара и выступает с ним на концертах. Участие концертмейстера является неотъем...
Рабочая программа по химии, 8 класс, базовый уровень, ФГОС.
Рабочая программа по химии, 8 класс, базовый уровень, ФГОС....
Рабочая программа по химии 8 класс с учётом ФГОС Габриелян О.С.
Рабочая программа по химии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федерал...
Методическое сообщение на тему: «Музицирование в классе фортепиано ДШИ»
Методическое сообщение о методах развития навыков музицирования....
методическое сообщение "Особенности работы концертмейстера в классе вокала"
некоторые аспекты работы с вокалистами...