Исследовательская работа "Биологическое значение питания для организма"
проект по химии (10 класс) на тему
Из века в век, во все времена, забота о пропитании стояла во главе всех важнейших дел. Все, кроме кислорода, человек получает для своей жизнедеятельности из пищи. Среднее ее потребление в сутки составляет около 800 грамм (без воды). Сегодня забота о «хлебе насущном» приняла иную форму: как выбрать то, что действительно вкусно и при этом полезно, из чего составить рацион, чтобы получить все необходимые питательные вещества и витамины и при этом не набрать лишнего.
Пища должна содержать белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду. Потребность как в общем количестве пищи, так и в отдельных пищевых веществах зависит у людей в первую очередь от возраста, а у взрослых - от вида труда и условий жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mineralnye_veshchestva_i_vitaminy.doc | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел по охране окружающей среды и природных ресурсов
Администрации города Таганрога
Управление образования города Таганрога
Городские экологические чтения
Тематическая секция «Экология человека»
Исследовательская работа
«Минеральные вещества и витамины
в организме школьников»
Авторы работы:
Борисова Анастасия Ильинична
10А класс МОБУ СОШ №12
Харченко Елена Николаевна
10А класс МОБУ СОШ № 12
Научный руководитель:
Беляева Наталья Геннадьевна,
учитель химии
город Таганрог
2013 год
Оглавление.
- Введение.
- Цели и задачи исследования.
- Теоретическая часть.
- Практическая часть.
- Выводы, заключение.
- Список литературы.
Введение.
Из века в век, во все времена, забота о пропитании стояла во главе всех важнейших дел. Все, кроме кислорода, человек получает для своей жизнедеятельности из пищи. Среднее ее потребление в сутки составляет около 800 грамм (без воды). Сегодня забота о «хлебе насущном» приняла иную форму: как выбрать то, что действительно вкусно и при этом полезно, из чего составить рацион, чтобы получить все необходимые питательные вещества и витамины и при этом не набрать лишнего.
Пища должна содержать белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду. Потребность как в общем количестве пищи, так и в отдельных пищевых веществах зависит у людей в первую очередь от возраста, а у взрослых - от вида труда и условий жизни.
Биологическое значение питания для организма многогранно:
- пища служит источником энергии для работы всех систем организма. Часть энергии идет на так называемый основной обмен, необходимый для поддержания жизни в состоянии полного покоя. Определенное количество энергии потребляется для переработки пищи в процессе пищеварения. Много энергии сгорает при работе мышечного аппарата;
- пища поставляет организму «материал для строительства» -
пластические вещества, из которых строятся новые клетки и внутриклеточные компоненты, ведь организм живет, клетки его постоянно разрушаются, их надо заменять новыми;
- пища снабжает организм биологически активными веществами – витаминами, которые являются регуляторами процессов жизнедеятельности;
- пища играет информационную роль: она служит для организма
химической информацией. Информационная сущность пищи заключается в определенной молекулярной структурированности пищевых веществ. Чем обширнее и многообразнее информация, тем больше ее ценностное содержание. Иначе говоря, чем шире диапазон питания организма (всеядность), тем более он приспособлен к среде обитания.
Цели и задачи исследования.
Мы поставили цель: выяснить, в какой степени организм школьников обеспечен необходимыми минеральными веществами и витаминами.
Задачи нашей работы:
- Провести исследование среди учащихся нашей школы на содержание в их организмах калия, кальция, магния, витаминов групп А, В, С, Д.
- По результатам исследования сделать вывод, каких витаминов и минеральных веществ не хватает в организме детей разных возрастных групп.
- Дать рекомендации, какие продукты нужно употреблять школьникам для восполнения минеральных веществ и витаминов в организме.
Теоретическая часть.
Минеральные вещества не обладают энергетической ценностью, однако жизнь человека без них невозможна. Особенно велика их роль в построении костной ткани. Минеральные вещества участвуют в важнейших обменных процессах организма – водно-солевом, кислотно-щелочном.
Обычно их делят на две группы: микроэлементы (Ca, P, Mg, Na, K, Cl, S), содержащиеся в пище в относительно больших количествах, и микроэлементы (Fe, Zn, Cu, I, F и др.), концентрация которых невелика. Рассмотрим макро- и микроэлементы подробнее.
Макроэлементы.
1. Кальций - основа костной системы, поддерживает равновесие ионов в организме, влияет на процессы, происходящие в нервно-мышечной и сердечно - сосудистой системах, активизирует деятельность ряда важных ферментов.
2. Магний - участвует в формировании костей, регуляции работы нервной ткани, обмене углеводов и энергетическом.
3. Натрий - участвует в создании буферности крови, регуляции кровяного давления, водного обмена, активизации пищеварительных ферментов, регуляции нервной и мышечной ткани.
4.Калий - регулирует кислотно-щелочное равновесие крови. Участвует в передаче нервных импульсов, активирует работу ряда ферментов. Проявляет защитные свойства против избытка натрия и нормализует кровяное давление. Усиливает выделение мочи.
Микроэлементы.
1.Железо - участвует в образовании гемоглобина и некоторых ферментов. Лучше усваивается из животных продуктов.
2.Цинк - входит в состав инсулина и некоторых ферментов. Обеспечивает рост и половое созревание. Дрожжи усиливают его усвоение.
3.Йод - участвует в образовании гормона тироксина (щитовидная железа). При длительном хранении и тепловой обработки продукта значительная часть йода теряется.
4.Фтор - входит в состав зубной эмали. Основная часть потребности удовлетворяется за счет воды.
Минеральные вещества (за исключением пищевой соли) в большинстве случаев составляет 0,7 – 1,5% съедобной части пищевых продуктов. При переработке пищевого сырья, как правило, происходит уменьшение количества минеральных веществ.
Витамины.
Витамины – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, катализаторы, биорегуляторы процессов, протекающих в живом организме. Потребность человека в витаминах зависит от возраста, состояния здоровья, условий жизни, характера деятельности и питания, времени года.
Витамины не являются для организма поставщиком энергии, однако витаминам отводится важнейшая роль в обмене веществ. Витамины участвуют во множестве биохимических реакций. Большинство витаминов не синтезируются в организме человека. Поэтому они должны регулярно и в достаточном количестве поступать в организм с пищей или в виде витаминно-минеральных комплексов и пищевых добавок. Известно около полутора десятков витаминов. Исходя из растворимости, витамины делят на жирорастворимые — A, D, E, F, K и водорастворимые — все остальные (B, C и др.).
- Витамин А входит в состав большого числа ферментов, участвующих в углеводном обмене.
- Витамин С – аскорбиновая кислота, участвует в окислительно-восстановительных реакциях.
- Витамин D - это группа родственных веществ, необходимых для роста костей (способствуют усвоению кальция и фосфора).
- Витамины группы В:
- Витамин В1, его производное, тиаминпирофосфат (кокарбоксилаза) входит в состав большого числа ферментов, участвующих в углеводном обмене.
- Витамин В9, фолиевая кислота и родственные соединения, ее производное, тетрагидрофолиевая кислота, входит в состав ферментов, участвующих в важнейших синтетических процессах, в том числе в процессе кроветворения.
- Витамин В12 - группа родственных веществ (кобаламинов), входят в состав ферментов, участвующих во многих важных процессах синтеза и распада веществ, в том числе в процессе кроветворения.
Практическая часть.
Мы провели социологическое исследование среди учащихся нашей школы разных возрастных групп: в 5А, в 8Б, в 11 классах, всего 74 человека. Ребятам были предложены тесты, отвечая на вопросы которых можно сделать вывод об обеспеченности организмов школьников макроэлементами (калием, кальцием, магнием) и витаминами групп А, В, С и Д. Каждый тест содержал около 10 вопросов. Мы приводим примеры вопросов, предложенных учащимся, и обработанные результаты исследования.
- Тест на обеспеченность магнием.
Примеры вопросов, которые были предложены школьникам:
- Страдаете ли вы болями в сердце, учащенным сердцебиением и сердечной аритмией?
- Часто ли вы ощущаете онемение, например, в руках?
- Бывают ли у вас судороги и как часто? И т.п.
Получили следующий результат. В 5А классе 13% опрошенных не обеспечены магнием, в 8Б – 15%, в 11 классе – 64% учащихся испытывают нехватку этого минерала.
- Тест на обеспеченность калием.
Примеры вопросов:
- Страдаете ли вы мышечной слабостью?
- Повышено ли у вас давление?
- Занимаетесь ли вы спортом? и др.
Получили следующий результат. Калием не обеспечены: в пятом классе – 30% детей, в восьмом – 27%, в одиннадцатом – 52%.
- Тест на обеспеченность кальцием.
Примеры вопросов:
- Бывает ли у вас аллергия?
- Ежедневно ли вы выпиваете молоко?
- Часто ли вы пьете напитки типа «Кола»? и др.
Получили следующий результат. Кальцием не обеспечены: в пятом классе – 22% учащихся, в восьмом – 42%, в одиннадцатом – 40%.
- Тест на обеспеченность витаминами группы «А».
Примеры вопросов:
- Страдаете ли вы «куриной слепотой»?
- Страдаете ли вы повышенной восприимчивостью к инфекции?
- Курите ли вы? и др.
Получили следующий результат. Витамином «А» не обеспечены: в пятом классе – 9% учащихся, в восьмом – 12%, в одиннадцатом – 40%.
- Тест на обеспеченность витаминами группы «В».
Примеры вопросов:
- Легко ли вы раздражаетесь?
- Часто ли вы испытываете стресс?
- Едите ли вы мясо? и др.
Получили следующий результат. Витамином «В» не обеспечены: в пятом классе – 4% учеников, в восьмом – 15%, в одиннадцатом – 56%.
- Тест на обеспеченность витамином «D».
Примеры вопросов:
- Часто ли вы употребляете в пищу мясо, рыбу и яйца?
- Едите ли вы грибы?
- Часто ли вы бываете на солнце? И т.п.
Получили следующий результат. Витамином «D» не обеспечены: в пятом классе – 30% учащихся, в восьмом – 8%, в одиннадцатом – 44%.
- Тест на обеспеченность витамином «С».
Примеры вопросов:
- Страдаете ли вы частыми простудами или повышенной восприимчивостью к инфекциям?
- Как часто вы едите свежие овощи и фрукты?
- Часто ли выпьете свежевыжатые соки? и др.
Получили следующий результат. Витамином С не обеспечены: в пятом классе – 0% опрошенных, в восьмом – 12%, в одиннадцатом – 8%.
Полученные результаты представляем в виде таблицы.
Класс | Кол-во уч-ся в классе | Не обеспечены Mg | Не обеспечены K | Не обеспечены Ca | Не обеспечены вит. А | Не обеспечены вит. В | Не обеспечены вит. D | Не обеспечены вит. С | |||||||
Чел | % | Чел | % | Чел | % | Чел | % | Чел | % | Чел | % | Чел | % | ||
5А | 23 | 3 | 13 | 7 | 30 | 5 | 22 | 2 | 9 | 1 | 4 | 7 | 30 | 0 | 0 |
8Б | 26 | 4 | 15 | 7 | 27 | 11 | 42 | 3 | 12 | 4 | 15 | 2 | 8 | 3 | 12 |
11 | 25 | 16 | 64 | 13 | 52 | 10 | 40 | 10 | 40 | 14 | 56 | 11 | 44 | 2 | 8 |
Всего: | 74 | 23 | 31 | 27 | 37 | 26 | 35 | 15 | 20 | 19 | 26 | 20 | 27 | 5 | 6,8 |
Диаграмма, отражающая результаты исследования (количество учащихся в %, которые не обеспечены минералами и витаминами).
Обобщенный анализ результатов
позволяет сделать следующие выводы.
- Многие учащиеся нашей школы не обеспечены в полной мере основными минералами и витаминами, необходимыми для роста и развития организма.
- Среди учащихся разных возрастных групп менее обеспеченными являются старшеклассники (ученики 11 класса). Почти все учащиеся этой возрастной группы испытывают недостаток одного или нескольких видов минералов и витаминов.
- Наибольшее количество учащихся испытывает недостаток в своем организме макроэлемента калия и витамина Д.
- Чем старше возраст респондентов, тем большее их количество испытывает недостаток питательных веществ в организме.
- Организм выпускников (учащихся 11 класса) испытывает наибольшую потребность в макроэлементе магнии.
- Учащиеся среднего звена (8 класса) более всего не обеспечены кальцием.
- Пятиклассникам не хватает больше всего калия и витамина Д.
Заключение.
Для исправления сложившейся ситуации, при которой организм школьников испытывает недостаток минералов и витаминов, мы можем рекомендовать им включить в рацион питания определенные продукты для восполнения витаминов и минеральных веществ.
Продукты, наиболее богатые минералами:
- Магнием – гречка, орехи, какао, пшеничные отруби, хлеб, крупы, фасоль и т.д.
- Калием – сыр, капуста, фасоль, молоко, орехи (миндаль), сухофрукты, семечки и т.д.
- Кальцием – сыр, молоко и молочные продукты, халва тахинная, рыба (судак, лещ), морковь, кунжут и т.д.
Продукты, наиболее богатые витаминами:
- Витамином А – рыбий жир, сливочное масло, красный перец, абрикосы, тыква, томаты, молочные продукты, зеленые листья овощей, морковь.
- Витамином В – творог, яйца, свинина, соевое масло, дрожжи, зерновые культуры, крупы, свиная печень.
- Витамином С – свежие фрукты и овощи, соки, цветная капуста, зеленый горошек, редька, фасоль.
- Витамином D – растительное масло, молочные продукты, яичный желток, говядина, говяжья печень, солнечный свет.
Список используемой литературы.
- Ресурсы интернета:
http://www.coolreferat.com/Питание_и_его_значение_для_развития_организма.
http://www.grandars.ru/college/medicina/znachenie-pitaniya-dlya-cheloveka.html
- Элективный курс «Секретные материалы о твоем здоровье». 9 кл./ Сост. Л. Б. Поддубная.- Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.
- Скурихин И. М., Нечаев А. П. Все о пище с точки зрения химика: Справ. Издание. – М.: Высшая школа, 1991.
- Алексеев С. В., Груздева Н. В., Муравьева А. Г., Гущина Э. В. Практикум по экологии: Учебное пособие /Под ред. С. В. Алексеева. – М.:АОМДС, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщающий урок природоведения в 5 классе на тему "Питание живых организмов"
Открытый урок по теме "Питание живых организмов" включает разнообразные задание и сопровождается презентацией....
Типы питания живых организмов
Презентация к уроку биологии для 9 класса (введение в общую биологию)Презентация содержит основные определения по теме "типы питания", а также примеры организмов, относящихся к разным группам по типу ...
План-конспект урока 6 кл Особенности питания растительного организма. Фотосинтез и его значение в жизни растений.
План урока разработан к учебнику Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс. Тип урока: урок комплексного применения знаний с элементами инновационных технологий и дифференцированного под...
Конспект урока хозяйственно-бытового труда и привития навыков самообслуживания в 8 классе (ГУО) по теме «Продукты питания. Значение питания»
Задачи:- расширять знания детей о продуктах питания, значении питания для здоровья человека;- прививать навыки здорового образа жизни, внимательного отношения к своему организму; дать представление о ...
Урок СБО 5 класс Значение питания для организма человека.
Урок предназначен для учащихся школ 8 вида ...
Конспект урока по СБО на тему "Значение питания. Разнообразие продуктов питания"
Тема: Значение питания. Разнообразие продуктов питания. Цель: расширить представление о разнообразии продуктов питания.Задачи: – познакомить учащихся со значением правильного питания, позн...
Значение питания. Разнообразие продуктов питания
Конспект урока СБО для 5 класса коррекционной школы...