Исследовательская работа "Биологическое значение питания для организма"
проект по химии (10 класс) на тему

Беляева Наталья Геннадьевна

Из века в век, во все времена, забота о пропитании стояла во главе всех важнейших дел. Все, кроме кислорода, человек получает для своей жизнедеятельности из пищи. Среднее ее потребление в сутки составляет около 800 грамм (без воды). Сегодня забота о «хлебе насущном» приняла иную форму: как выбрать то, что действительно вкусно и при этом полезно, из чего составить рацион, чтобы получить все необходимые питательные вещества и витамины и при этом не набрать лишнего.

      Пища должна содержать белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду.  Потребность как в общем количестве пищи, так и в отдельных пищевых веществах зависит у людей в первую очередь от возраста, а у взрослых - от вида труда и условий жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mineralnye_veshchestva_i_vitaminy.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел по охране окружающей среды и природных ресурсов

Администрации города Таганрога

Управление образования города Таганрога

Городские экологические чтения

Тематическая секция «Экология человека»

Исследовательская работа

 «Минеральные вещества и витамины

в организме школьников»

Авторы работы:

                                                              Борисова Анастасия Ильинична

10А класс  МОБУ СОШ №12

                                                              Харченко Елена Николаевна

10А класс  МОБУ СОШ № 12

                                                           

  Научный руководитель:

                                                              Беляева Наталья Геннадьевна,

учитель химии

город Таганрог

2013 год

Оглавление.

  1. Введение.
  2. Цели и задачи исследования.
  3. Теоретическая часть.
  4. Практическая часть.
  5. Выводы, заключение.
  6. Список литературы.

 

 

                                               

Введение.

        Из века в век, во все времена, забота о пропитании стояла во главе всех важнейших дел. Все, кроме кислорода, человек получает для своей жизнедеятельности из пищи. Среднее ее потребление в сутки составляет около 800 грамм (без воды). Сегодня забота о «хлебе насущном» приняла иную форму: как выбрать то, что действительно вкусно и при этом полезно, из чего составить рацион, чтобы получить все необходимые питательные вещества и витамины и при этом не набрать лишнего.

      Пища должна содержать белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду.  Потребность как в общем количестве пищи, так и в отдельных пищевых веществах зависит у людей в первую очередь от возраста, а у взрослых - от вида труда и условий жизни.

Биологическое значение питания для организма многогранно:

  • пища служит источником энергии для работы всех систем организма. Часть энергии идет на так называемый основной обмен, необходимый для поддержания жизни в состоянии полного покоя. Определенное количество энергии потребляется для переработки пищи в процессе пищеварения. Много энергии сгорает при работе мышечного аппарата;
  • пища поставляет организму «материал для строительства» -

пластические вещества, из которых строятся новые клетки и внутриклеточные компоненты, ведь организм живет, клетки его постоянно разрушаются, их надо заменять новыми;

  • пища снабжает организм биологически активными веществами – витаминами, которые являются регуляторами процессов жизнедеятельности;
  • пища играет информационную роль: она служит для организма

химической информацией. Информационная сущность пищи заключается в определенной молекулярной структурированности пищевых веществ. Чем обширнее и многообразнее информация, тем больше ее ценностное содержание. Иначе говоря, чем шире диапазон питания организма (всеядность), тем более он приспособлен к среде обитания.

Цели и задачи исследования.

      Мы поставили цель: выяснить, в какой степени организм школьников обеспечен необходимыми минеральными веществами и витаминами.

      Задачи нашей работы:

  1. Провести исследование среди учащихся нашей школы на содержание в их организмах калия, кальция, магния, витаминов групп А, В, С, Д.
  2. По результатам исследования сделать вывод, каких витаминов и минеральных веществ не хватает в организме детей разных возрастных групп.
  3. Дать рекомендации, какие продукты нужно употреблять школьникам для восполнения минеральных веществ и витаминов в организме.

Теоретическая часть.

   Минеральные вещества не обладают энергетической ценностью, однако жизнь человека без них невозможна. Особенно велика их роль в построении костной ткани. Минеральные вещества участвуют в важнейших обменных процессах организма – водно-солевом, кислотно-щелочном.

Обычно их делят на две группы: микроэлементы (Ca, P, Mg, Na, K, Cl, S), содержащиеся в пище в относительно больших количествах, и микроэлементы (Fe, Zn, Cu, I, F и др.), концентрация которых невелика. Рассмотрим макро- и микроэлементы подробнее.

Макроэлементы.

1.        Кальций - основа костной системы, поддерживает равновесие ионов в организме, влияет на процессы, происходящие в нервно-мышечной и сердечно - сосудистой системах, активизирует деятельность ряда важных ферментов.

2.         Магний  - участвует в формировании костей, регуляции работы нервной ткани, обмене углеводов и энергетическом.

3. Натрий - участвует в создании буферности крови, регуляции кровяного давления, водного обмена, активизации пищеварительных ферментов, регуляции нервной и мышечной ткани.

4.Калий - регулирует кислотно-щелочное равновесие крови. Участвует в передаче нервных импульсов, активирует работу ряда ферментов. Проявляет защитные свойства против избытка натрия и нормализует кровяное давление. Усиливает выделение мочи.

Микроэлементы.

1.Железо - участвует в образовании гемоглобина и некоторых ферментов. Лучше усваивается из животных продуктов.

2.Цинк - входит в состав инсулина и некоторых ферментов. Обеспечивает рост и половое созревание. Дрожжи усиливают его усвоение.

3.Йод - участвует в образовании гормона тироксина (щитовидная железа). При длительном хранении и тепловой обработки продукта значительная часть йода теряется.

4.Фтор - входит в состав зубной эмали. Основная часть потребности удовлетворяется за счет воды.

Минеральные вещества (за исключением пищевой соли) в большинстве случаев составляет 0,7 – 1,5% съедобной части пищевых продуктов. При переработке пищевого сырья, как правило, происходит уменьшение количества минеральных веществ.

                                                    Витамины.

   Витамины – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, катализаторы, биорегуляторы  процессов, протекающих в живом организме. Потребность человека в витаминах зависит от возраста, состояния здоровья, условий жизни, характера деятельности и питания, времени года.

        Витамины не являются для организма поставщиком энергии, однако витаминам отводится важнейшая роль в обмене веществ. Витамины участвуют во множестве биохимических реакций. Большинство витаминов не синтезируются в организме человека. Поэтому они должны регулярно и в достаточном количестве поступать в организм с пищей или в виде витаминно-минеральных комплексов и пищевых добавок. Известно около полутора десятков витаминов. Исходя из растворимости, витамины делят на жирорастворимые — A, D, E, F, K и водорастворимые — все остальные (B, C и др.).

  1. Витамин А  входит в состав большого числа ферментов, участвующих в углеводном обмене.
  2. Витамин С – аскорбиновая кислота, участвует в окислительно-восстановительных реакциях.
  3. Витамин D - это группа родственных веществ, необходимых для роста костей (способствуют усвоению кальция и фосфора).
  4. Витамины группы В:
  1. Витамин В1, его производное, тиаминпирофосфат (кокарбоксилаза) входит в состав большого числа ферментов, участвующих в углеводном обмене.
  2. Витамин В9, фолиевая кислота и родственные соединения, ее производное, тетрагидрофолиевая кислота, входит в состав ферментов, участвующих в важнейших синтетических процессах, в том числе в процессе кроветворения.
  3. Витамин В12 -  группа родственных веществ (кобаламинов), входят в состав ферментов, участвующих во многих важных процессах синтеза и распада веществ, в том числе в процессе кроветворения.

Практическая часть.

        Мы провели социологическое  исследование среди учащихся нашей школы разных возрастных групп: в 5А, в 8Б, в 11 классах, всего 74 человека. Ребятам были предложены тесты, отвечая на вопросы которых можно сделать вывод об  обеспеченности организмов  школьников макроэлементами (калием, кальцием, магнием) и витаминами групп  А, В, С и Д. Каждый тест содержал около 10 вопросов. Мы приводим примеры вопросов, предложенных учащимся, и обработанные результаты исследования.

  1. Тест на обеспеченность магнием.

Примеры вопросов, которые были предложены школьникам:

  • Страдаете ли вы болями в сердце, учащенным сердцебиением и сердечной аритмией?
  • Часто ли вы ощущаете онемение, например, в руках?
  • Бывают ли у вас судороги и как часто? И т.п.

Получили следующий результат. В 5А классе  13%  опрошенных не обеспечены магнием, в 8Б  – 15%, в 11 классе – 64% учащихся испытывают нехватку этого минерала.

  1. Тест на обеспеченность калием. 

Примеры вопросов:

  • Страдаете ли вы мышечной слабостью?
  • Повышено ли у вас давление?
  • Занимаетесь ли вы спортом? и др.

Получили следующий результат. Калием не обеспечены: в пятом классе – 30% детей, в восьмом – 27%, в одиннадцатом – 52%.

  1. Тест на обеспеченность кальцием.

Примеры вопросов:

  • Бывает ли у вас аллергия?
  • Ежедневно ли вы выпиваете молоко?
  • Часто ли вы пьете напитки типа «Кола»? и др.

Получили следующий результат. Кальцием не обеспечены: в пятом классе – 22% учащихся, в  восьмом – 42%, в одиннадцатом – 40%.

  1. Тест на обеспеченность витаминами группы «А».

 Примеры вопросов:

  • Страдаете ли вы «куриной слепотой»?
  • Страдаете ли вы повышенной восприимчивостью к инфекции?
  • Курите ли вы? и др.

Получили следующий результат. Витамином «А» не обеспечены: в пятом классе – 9% учащихся, в восьмом – 12%, в одиннадцатом – 40%.

  1. Тест на обеспеченность витаминами группы «В». 

Примеры вопросов:

  • Легко ли вы раздражаетесь?
  • Часто ли вы испытываете стресс?
  • Едите ли вы мясо? и др.

Получили следующий результат. Витамином «В» не обеспечены: в пятом классе  – 4% учеников, в восьмом – 15%, в одиннадцатом – 56%.

  1. Тест на обеспеченность витамином «D». 

Примеры вопросов:

  • Часто ли вы употребляете в пищу мясо, рыбу и яйца?
  • Едите ли вы грибы?
  • Часто ли вы бываете на солнце? И т.п.

Получили следующий результат. Витамином «D» не обеспечены: в пятом классе – 30% учащихся, в восьмом – 8%, в одиннадцатом – 44%.

  1. Тест на обеспеченность витамином «С». 

Примеры вопросов:

  • Страдаете ли вы частыми простудами или повышенной восприимчивостью к инфекциям?
  • Как часто вы едите свежие овощи и фрукты?
  • Часто ли выпьете свежевыжатые соки? и др.

Получили следующий результат. Витамином С не обеспечены: в пятом классе – 0% опрошенных, в восьмом – 12%, в одиннадцатом – 8%.

Полученные результаты представляем в виде таблицы.

Класс

Кол-во уч-ся в классе

Не обеспечены Mg

Не обеспечены K

Не обеспечены Ca

Не обеспечены вит. А

Не обеспечены вит. В

Не обеспечены вит. D

Не обеспечены вит. С

Чел

%

Чел

%

Чел

%

Чел

%

Чел

%

Чел

%

Чел

%

23

3

13

7

30

5

22

2

9

1

4

7

30

0

0

26

4

15

7

27

11

42

3

12

4

15

2

8

3

12

11

25

16

64

13

52

10

40

10

40

14

56

11

44

2

8

Всего:

74

23

31

27

37

26

35

15

20

19

26

20

27

5

6,8

Диаграмма, отражающая результаты исследования (количество учащихся в %, которые не обеспечены минералами и витаминами).

Обобщенный анализ  результатов

позволяет сделать следующие выводы.

  • Многие учащиеся нашей школы не обеспечены в полной мере основными минералами и витаминами, необходимыми для роста и развития организма.

  • Среди учащихся разных возрастных групп менее обеспеченными являются старшеклассники (ученики 11 класса). Почти все учащиеся этой возрастной группы испытывают недостаток одного или нескольких видов минералов и витаминов.

  • Наибольшее количество учащихся испытывает недостаток в своем организме макроэлемента калия и витамина Д.

  • Чем старше возраст респондентов, тем большее их количество  испытывает недостаток питательных веществ в организме.
  • Организм выпускников (учащихся 11 класса) испытывает наибольшую потребность в макроэлементе магнии.

  • Учащиеся среднего звена (8 класса) более всего не обеспечены кальцием.

  • Пятиклассникам не хватает больше всего калия и витамина Д.

Заключение.

Для исправления сложившейся ситуации, при которой организм школьников испытывает недостаток минералов и витаминов, мы можем рекомендовать им  включить в рацион питания определенные продукты для восполнения витаминов и минеральных веществ.

Продукты,  наиболее богатые минералами:

  • Магнием – гречка, орехи, какао, пшеничные отруби, хлеб, крупы, фасоль и т.д.
  • Калием – сыр, капуста, фасоль, молоко, орехи (миндаль), сухофрукты,  семечки и т.д.
  • Кальцием  – сыр, молоко и молочные продукты, халва тахинная, рыба (судак, лещ), морковь, кунжут и т.д.

Продукты,  наиболее богатые витаминами:

  • Витамином А – рыбий жир, сливочное масло, красный перец, абрикосы, тыква, томаты, молочные продукты, зеленые листья овощей, морковь.
  • Витамином  В –  творог, яйца, свинина, соевое масло, дрожжи, зерновые культуры, крупы, свиная печень.
  • Витамином  С – свежие фрукты и овощи, соки, цветная капуста, зеленый горошек, редька, фасоль.
  • Витамином D  –  растительное масло, молочные продукты, яичный желток, говядина, говяжья печень, солнечный свет.

Список используемой литературы.

  1. Ресурсы интернета:

http://www.coolreferat.com/Питание_и_его_значение_для_развития_организма.

http://www.grandars.ru/college/medicina/znachenie-pitaniya-dlya-cheloveka.html

  1. Элективный курс «Секретные материалы о твоем здоровье». 9 кл./ Сост. Л. Б. Поддубная.- Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.
  2. Скурихин И. М., Нечаев А. П. Все о пище с точки зрения химика: Справ. Издание. – М.: Высшая школа, 1991.
  3. Алексеев С. В., Груздева Н. В., Муравьева А. Г., Гущина Э. В. Практикум по экологии: Учебное пособие /Под ред. С. В. Алексеева. – М.:АОМДС, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщающий урок природоведения в 5 классе на тему "Питание живых организмов"

Открытый урок по теме "Питание живых организмов" включает разнообразные задание и сопровождается презентацией....

Типы питания живых организмов

Презентация к уроку биологии для 9 класса (введение в общую биологию)Презентация содержит основные определения по теме "типы питания", а также примеры организмов, относящихся к разным группам по типу ...

План-конспект урока 6 кл Особенности питания растительного организма. Фотосинтез и его значение в жизни растений.

План урока разработан к учебнику Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс. Тип урока: урок комплексного применения знаний с элементами инновационных технологий и дифференцированного под...

Конспект урока хозяйственно-бытового труда и привития навыков самообслуживания в 8 классе (ГУО) по теме «Продукты питания. Значение питания»

Задачи:- расширять знания детей о продуктах питания, значении питания для здоровья человека;- прививать навыки здорового образа жизни, внимательного отношения к своему организму; дать представление о ...

Урок СБО 5 класс Значение питания для организма человека.

Урок предназначен для учащихся школ 8 вида ...

Конспект урока по СБО на тему "Значение питания. Разнообразие продуктов питания"

Тема: Значение питания. Разнообразие продуктов питания. Цель: расширить представление о разнообразии  продуктов питания.Задачи: – познакомить учащихся со значением правильного питания, позн...

Значение питания. Разнообразие продуктов питания

Конспект урока СБО для 5 класса коррекционной школы...