Типы питания живых организмов
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме
Презентация к уроку биологии для 9 класса (введение в общую биологию)
Презентация содержит основные определения по теме "типы питания", а также примеры организмов, относящихся к разным группам по типу питания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Типы питания" | 1.99 МБ |
Конспект урока "Типы питания" | 2.42 МБ |
приложение: карточки с заданиями (раздаточный материал) | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Питание Совокупность процессов поступления в организм, переработки и усвоения им пищевых веществ
Организмы по типу питания Авто- трофы Гетеро- трофы Фото- автотрофы Хемо- автотрофы Сапро- трофы Голозои Паразиты Растительно- ядные Хищники Всеядные Симбионты
Автотрофы Организмы, способные самостоятельно вырабатывать необходимые органические вещества «авто» - «сам» «трофос» - «питание»
Автотрофы Фотоавтотрофы Организмы, вырабатывающие органические вещества за счёт энергии света Зеленые растения; цианобактерии; зеленые и пурпурные бактерии «фотос» - «свет»
Автотрофы Хемоавтотрофы Организмы, вырабатывающие органические вещества за счёт энергии химических реакций окисления Серобактерии, железобактерии, нитрифицирующие бактерии Все хемотрофы нуждаются в кислороде! «хемос» - «химия»
Гетеротрофы Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами «гетерос» - «разный» «трофос» - «питание»
Гетеротрофы Сапротрофы Организмы, питающиеся гниющими или разлагающимися органическими веществами Плесневые грибки, бактерии гниения и брожения «сапрос» - «гнилой»
Гетеротрофы Паразиты Организмы, живущие внутри или на поверхности других организмов, питающиеся за их счёт и приносящие вред Болезнетворные бактерии, гельминты, некоторые простейшие, некоторые растения и т.д. «паразитос» - «нахлебник»
Гетеротрофы Симбионты Организмы, живущие внутри или на поверхности других организмов, питающиеся за их счёт, но приносящие пользу Микрофлора, клубеньковые бактерии, некоторые простейшие и т.д. «сим» - «вместе» «биос» - «жизнь»
Гетеротрофы Голозои Сложные многоклеточные организмы с развитой пищеварительной системой, у которых функция пищеварения разделена на механическую обработку, переваривание и всасывание Многоклеточные животные «голо» - «полный» «зоон» - «животное»
Гетеротрофы Голозои Всеядные Растительноядные Плотоядные
А теперь проверьте себя Определите тип питания организмов на карточках с заданиями ;)
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение №2.
Пользуясь полученной информацией, определите тип питания для каждого живого организма.
Название организма | Особенности жизнедеятельности | Тип питания |
Мукор | Плесневый грибок, часто поселяющийся на хлебе, овощах, непросушенном сене и т.д. в виде пушистого белого налёта. Размножается спорами. | |
Щитовник мужской | Многолетнее растение отдела Папоротникообразных. Теневынослив, обитает на хорошо увлажненной почве. Молодые листья (вайи) спирально закручены | |
Кабан | Крупное нежвачное парнокопытное. Питается корнями, орехами, желудями, упавшими плодами, охотно ест различных беспозвоночных и мелких позвоночных животных. |
Пользуясь полученной информацией, определите тип питания для каждого живого организма.
Название организма | Особенности жизнедеятельности | Тип питания |
Дрожжи | Одноклеточные грибки. Разлагают содержащийся в среде сахар на этиловый спирт и углекислый газ. | |
Земляника лесная | Многолетнее травянистое растение семейства Розоцветных. Широко распространено в лесной зоне. Теневынослива. Обладает характерными тройчатыми листьями. | |
Лягушка травяная | Земноводное позвоночное животное. Обитает в сырых местах, питается насекомыми, их личинками, иногда охотится на моллюсков и мальков рыб |
Пользуясь полученной информацией, определите тип питания для каждого живого организма.
Название организма | Особенности жизнедеятельности | Тип питания |
Пеницилл | Многоклеточный плесневый грибок. Поселяется на хлебе, цитрусовых, других пищевых продуктах, распространен в почве | |
Ель европейская | Растение отдела Голосеменные. Теневынос-ливая, растет на богатой питательными веществами, хорошо увлажнённой почве. | |
Малярийный плазмодий | Простейшее животное типа Споровиков. Поселяется в клетках крови, питается и размножается в них, вызывая тяжёлое заболевание - малярию |
Пользуясь полученной информацией, определите тип питания для каждого живого организма.
Название организма | Особенности жизнедеятельности | Тип питания |
Ризобиум | Азотфиксирующая клубеньковая бактерия. Вызывает разрастание тканей корня Бобовых растений, получает от растения питательные вещества. Взамен снабжает растение соединениями азота. | |
Клён платанолистный | Высокое широколистное светолюбивое дерево. Распространен в Европе, Азии и Северной Америке. Листопадное. Цветки опыляются насекомыми. Плод – крылатка. | |
Ящерица прыткая | Пресмыкающееся. Обитает в сухих, хорошо прогреваемых солнцем местах в степях, лесах и предгорьях. Роет норки. Питается насекомыми. |
Пользуясь полученной информацией, определите тип питания для каждого живого организма.
Название организма | Особенности жизнедеятельности | Тип питания |
Лактобациллюс | Молочнокислая бактерия палочковидной формы. Поселяется в молоке, питается молочным сахаром, разлагая его до молочной кислоты | |
Повилика обыкновенная | Цветковое растение, лишенное хлорофилла. Поселяется на других растениях, при помощи присосок-гаусторий высасывает из них питательные вещества. | |
Клёст-еловик | Дневная, шумная и подвижная птица семейства вьюрковых. Почти всё время проводит на деревьях. Питается преимущественно семенами ели. |
Пользуясь полученной информацией, определите тип питания для каждого живого организма.
Название организма | Особенности жизнедеятельности | Тип питания |
Пневмонийный стрептококк | Бактерия шаровидной формы, образует скопления в виде коротких цепочек. Поселяется в дыхательных путях человека, вызывая бронхит и пневмонию | |
Паук-крестовик | Членистоногое класса Паукообразных. Строит ловчую сеть, при помощи которой охотится на насекомых. | |
Порфира | Красная водоросль. Обитает на глубине свыше 100 метров. Содержит красный пигмент, способствующий дополнительному поглощению солнечных лучей. |
Пользуясь полученной информацией, определите тип питания для каждого живого организма.
Название организма | Особенности жизнедеятельности | Тип питания |
Подосиновик | Высший гриб отдела Базидиевых. Образует с высшими растениями микоризу – грибница густо оплетает корень, способствуя поглоще-нию воды и минеральных веществ; взамен от растения получает растворы сахаров. | |
Нитробактерия | Нитрифицирующая бактерия обитает в почве, окисляет аммиак до азотистой кислоты, а выделившуюся в результате окисления энергию тратит на образование необходимых органических веществ. | |
Майский хрущ | Насекомое отряда Жесткокрылых. Обитает в средней и южной полосе России, в Европе и Азии. Взрослые особи питаются листьями деревьев и кустарников. |
Пользуясь полученной информацией, определите тип питания для каждого живого организма.
Название организма | Особенности жизнедеятельности | Тип питания |
Спирогира | Многоклеточная нитчатая зелёная водоросль, обитает в стоячих или медленно текущих водоёмах, образуя ярко-зелёные комки. Характерны спирально закрученные хроматофоры (хлоропласты) | |
Головня | Гриб отдела Аскомицетов. Грибница попадает в прорастающее зерно, растёт и развивается внутри растения, питаясь его соками. Ко времени цветения проникает в колос и разрушает зерновки. | |
Сокол-сапсан | Птица отряда Ястребообразных. Характерна дневная активность. Способен к быстрому стремительному полёту. Охотится на мелких птиц. Добычу сбивает на лету. |
Пользуясь полученной информацией, определите тип питания для каждого живого организма.
Название организма | Особенности жизнедеятельности | Тип питания |
Кишечная палочка | Палочковидная бактерия, компонент нормальной микрофлоры кишечника человека. Потребляет часть питательных веществ, поступающих в организм человека с пищей, вырабатывает витамин К. | |
Петров крест | Цветковое растение семейства Заразиховые. Хлорофилл в побегах отсутствует. Подземные корневища образуют присоски-гаустории на корнях деревьев и кустарников, высасывая из них необходимые вещества | |
Лось | Крупное жвачное парнокопытное. Обитает в лесной зоне Северного полушария. питается древесно-кустарниковой и травянистой раститель-ностью, а также мхами, лишайниками и грибами. |
Пользуясь полученной информацией, определите тип питания для каждого живого организма.
Название организма | Особенности жизнедеятельности | Тип питания |
Ёж обыкновенный | Млекопитающее отряда Насекомоядных. Активны преимущественно в ночное время суток. Питаются насекомыми, их личинками, червями, иногда мелкими позвоночными. Могут употреблять в пищу опавшие плоды, корневища растений. | |
Носток | Сине-зелёная водоросль. Обитает в пресных водоёмах, образуя комковатые скопления. Содержит хлорофилл, требовательна к освещённости водоёма. | |
Подберёзовик | Высший гриб отдела Базидиевых. Образует с высшими растениями микоризу – грибница густо оплетает корень, способствуя поглощению воды и минеральных веществ; взамен от растения получает растворы сахаров. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока по биологии "Типы взаимодействия живых организмов"(11 класс)
Урок биологии по теме " Типы взаимодействия живых организмов. Биотические факторы."( 11 класс)Форма: презентация к уроку...
разработка урока " Типы взаимодействия живых организмов"
Данный докумет содержит подробный план урока биологии по теме - Типы взаимодействий живых организмов ( презентация прилагается)...
Типы взаимоотношений живых организмов.11 класс.
Презентация "Взаимоотношения живых организмов"....
обобщающий урок природоведения в 5 классе на тему "Питание живых организмов"
Открытый урок по теме "Питание живых организмов" включает разнообразные задание и сопровождается презентацией....
Презентация на тему "питание живых организмов" 6 класс.
Презентация на тему "питание живых организмов" 6 класс....
Обобщающий урок по теме "Питание живых организмов" по учебнику Природоведение 5 класс. Авторы Т.С.Сухова, В.И.Строганов
Конспект для проведения обобщающего урока по теме "Питание живых организмов"...
Типы питания организмов.
Типы питания организмов.Для проверки знаний на уроках в 9 классе. Для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по биологии. Два варианта....