обобщающий урок природоведения в 5 классе на тему "Питание живых организмов"
методическая разработка (природоведение, 5 класс) по теме
Открытый урок по теме "Питание живых организмов" включает разнообразные задание и сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
обобщающий урок "Питание живых организмов" | 32.01 КБ |
презентация "Питание живых организмов" | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
«Питание живых организмов»
Задачи урока:
- Обучающие:
- повторить знания учащихся о способах питания живых организмов;
- закрепить понятие об автотрофах и гетеротрофах, травоядных животных, хищниках и паразитах;
- показать отличия в питании автотрофов и гетеротрофов;
- осуществить контроль за усвоением материала по теме.
- Развивающие:
- развивать умения систематизировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; способствовать развитию воображения;
- учить формулировать задачи урока.
- Воспитательные:
- формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.
- формировать культуру общения, устойчивое положительное отношение к доброте, как ценностному отношению к живому миру.
- формировать ценность сопереживания успехам и неудачам товарищей.
- прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, задания.
Ход урока:
- Организационный момент
Объявление темы урока, определение и формулирование задач урока учащимися.
Слайд 1.
Давайте подумаем, что нам нужно сделать на уроке?
- вспомнить способы питания
животных и растений;
- запомнить основные вопросы темы;
- проявить свои знания и умения.
- Повторение и обобщение знаний.
Вы, наверное, слышали, что наши предки – древние славяне – были язычниками и поклонялись языческим богам. Одним из самых почитаемых был Дажьбог-Солнце. Солнцу поклонялись не только славяне, но и многие другие народы в пору язычества. Мы до сих пор печем на Масленицу блины – символ Солнца. Недаром мы радуемся солнечной погоде, ученые установили, что зимой малое количество солнечного света вызывает у многих депрессию – ухудшается настроение, падает работоспособность.
Рассердилась Туча, что люди так любят Солнце, радуются ему на протяжении тысячелетий, даже потемнела от зависти и злости, и решила Солнце спрятать от людей. Взяла и закрыла его собой.
Слайд 2.
Можно ли на Земле обойтись без Солнца? Почему?
Вы можете выручить Солнце, освободить его от Тучи, выполнив задания.
Задание 1. Сейчас вам предстоит отгадать загадки и заполнить клетки кроссвордов. Они не совсем обычные и содержат ключевые слова, которые вы сможете прочесть только разгадав кроссворды .
Слайд 3.
К | З | |||||||||||||||||||
| П | А | З | К | Е | С | К | |||||||||||||
С | О | О | Р | М | И | Б | Л | С | О | Б | Р | |||||||||
Л | С | Г | Д | Т | Г | Е | Т | Е | Р | О | Т | Р | О | Ф | Ы | |||||
К | И | С | О | О | С | О | Т | Е | Я | Ж | А | Н | Р | О | Б | И | С | |||
А | В | Т | О | Т | Р | О | Ф | Ы | П | Е | В | Р | Л | Ь | ||||||
П | А | О | С | О | Л | Е | К | А | К | А | И | |||||||||
У | М | Н | Х | Н | Л | В | Р | О | Н | |||||||||||
С | А | А | У | Ь | А | Д | З | |||||||||||||
Т | Т | Х | А | |||||||||||||||||
А |
- Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка.
- На сучках висят шары –
Посинели от жары.
- Растут на грядке
Зеленые ветки,
А на них
Красные детки.
- Длинные иглы, сама высока,
Крона стремится моя в облака.
Я и зимой зеленым зелена.
Как моё имя, ребята? …
- Длинный корень, сам колючий –
Я сорняк весьма живучий.
Попаду на огороды,
Вам прибавлю я работы.
- Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладони
Бусинки-дробинки
- Золотое решето
Черных домиков полно.
Сколько черненьких домков –
Столько беленьких жильцов.
- Под кустом в земле плоды –
Человеку за труды.
- Золотая голова
Велика и тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка.
- Жертву не подстерегает,
А, как волки, догоняет.
Кошка, но не леопард,
Быстроногий зверь … .
- Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
— Подходи, кто очень смел.
- Через море-океан
Плывет чудо-великан,
Пряча ус во рту,
Растянулся на версту.
- Под лавками, под полками
Лежит мешок с иголками.
- Надели коняшки
Морские тельняшки.
- Очень много силы в нём,
Ростом он почти как дом.
У него огромный нос,
Будто нос
Тысячу лет рос.
- На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза.
Кто же это? …
- Выгоняли рога
Погулять на луга.
И рога вечерком
Прибрели с молочком.
- Есть в реке работники:
Ни столяры, ни плотники,
А выстроят плотину –
Хоть пиши картину.
- Он ночной охотник ловкий,
Добычу ловит со сноровкой.
Глаза, как плошки, нос крючком.
Он, ребята, вам знаком?
- Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь.
Что же означают ключевые слова, открывшиеся в кроссвордах?
Автотрофы – живые организмы, производящие органические вещества из неорганических.
Гетеротрофы – организмы, использующие для питания готовые органические вещества.
Давайте вспомним, как происходит процесс пищеварения у животных. Посмотрите на схему и поясните её.
Слайд 3.
Животные – это гетеротрофы. Какие группы животных можно выделить по способам питания?
Растительноядные или травоядные, хищники, паразиты.
Задание 2. Давайте посмотрим видеосюжеты и попробуем определить, к каким группам относятся животные-герои этих сюжетов.
Видеосюжеты
Задание 3. Проблемное.
Растения кормят всех животных, даже хищных, но хищники не питаются травой. Каким образом растения кормят хищников?
В природе существуют цепи питания. Давайте попробуем составить такие цепи.
Задание 4. Составить цепи питания.
А как же питаются сами растения?
Они производят органические вещества из неорганических. Давайте вспомним, что им для этого нужно.
Задание 5. Кроссворд «Фотосинтез»
3
у | |||||||||
г | 4 | ||||||||
2 | л | с | |||||||
1 | х | е | в | ||||||
в | л | к | е | ||||||
ф | о | т | о | с | и | н | т | е | з |
д | р | с | |||||||
а | о | л | |||||||
ф | ы | ||||||||
и | й | ||||||||
л | |||||||||
л |
- Это вещество всасывают корни из почвы.
- Зеленое вещество, содержащееся в зеленых частях растений.
- Газ, поглощаемый растениями из воздуха.
- Энергия Солнца, необходимая растениям для производства органических веществ.
Ключевое слово, означающее процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды, протекающий с участием хлорофилла в зеленых частях растений на свету.
Давайте сделаем выводы из того, что мы с вами вспомнили, увидели и сделали.
Итак, на какие две группы делятся живые организмы в зависимости от того, каким образом они получают органические вещества?
- Автотрофы производят органические вещества из неорганических. Гетеротрофы потребляют готовые органические вещества.
Откуда животные получают органические вещества?
Как питаются растения?
- Животные получают органические вещества от растений. Растения производят органические вещества в процессе фотосинтеза из углекислого газа и воды.
- В процессе фотосинтеза используется солнечная энергия.
Как вы думаете, заслуженно ли поклонялись Солнцу наши предки?
III. Рефлексия
– Я буду рада, если вы закончите одно из предложений:
- Больше всего мне понравилось …
- Сегодня я поняла, что …
- Главным на уроке для меня было …
IV. Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание.
Выполнить задания 1-9 на с. 102, §21
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
к а п у с т а с л и в а т о м а т с о с н а о с о т г о р о х п о д с о л н у х к а р т о ф е л ь т ы к в а г е п а р д з м е я к и т е ж з е б р а с л о н с т р е к о з а к о р о в а б о б р ф и л и н р ы с ь
Растения кормят всех животных, даже хищных, но хищники не питаются травой. Каким образом растения кормят хищников?
1в о д а с в е т ф о т о с и н т е з 3 2 4 1
у г 4 2 л с 1 х е в в л к е ф о т о с и н т е з д р с а о л ф ы и й л л
Выводы : Автотрофы производят органические вещества из неорганических. Гетеротрофы потребляют готовые органические вещества. Животные получают органические вещества от растений. Растения производят органические вещества в процессе фотосинтеза из углекислого газа и воды. В процессе фотосинтеза используется солнечная энергия.
Больше всего мне понравилось … Сегодня я поняла, что … Главным на уроке для меня было …
Домашнее задание задания 1-9 на с. 102, §21
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок природоведения 5 класс. Тема урока: Живые клетки.
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, с применением ИКТ. Цель урока:1. Изучить строение и многообразие клеток...
Природоведение 5 класс. Тема:Зачем живые организмы запасают питательные вещества? (презентация)
Природоведение 5 класс. Тема:Зачем живые организмы запасают питательные вещества? (презентация)...
УРОК в 7 классе по теме: "Живые организмы в суровых условиях Арктики"
Урок для учащихся 7 класса по учебнику: География. Материки, океаны, народы и страны, авторы И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев; под редакцией В.П. Дронова. Целью урока является показать учащимся...
Тест по природоведению 5 класс В. Пакулова Тема "Организмы"
Тест с одним и несколькими вариантами ответов поможет провести проверочную работу по усвоению материала учебного курса "Природоведение" 5 класс В. Пакулова Тема "Организмы"...
Презентация к уроку биологии 5 класс "Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?"
Презентация к уроку биологии 5 класс "Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?" Учебник Т.С. Сухова, В.И. Строганов...
Урок в 6 классе "Опорная система живых организмов"
Урок в 6 классе "Опорная система живых организмов"...
Урок в 6 классе "Опорная система живых организмов"
Урок в 6 классе "Опорная система живых организмов"...