Конспект открытого урока по химии по теме «Кислоты»
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Сформировать комплекс знаний у учащихся о кислотах как классе неорганических веществ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-attestatsiya.docx | 35.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по химии по теме «Кислоты»
Дата проведения:
Класс: 8
УМК: О.С.Габриелян.
Цель урока: Сформировать комплекс знаний у учащихся о кислотах как классе неорганических веществ.
Задачи образовательные:
-сформировать представление учащихся о кислотах, их составе, способах классификации и названий представителей класса кислот;
-организовать деятельность по формированию умений и навыков экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы, практически определять кислоты с помощью индикатора.
Задачи воспитательные:
-обеспечение условий воспитания положительного интереса к изучаемому предмету, теме;
-способствовать развитию у учащихся исследовательских умений и навыков, навыков самостоятельной учебной деятельности и бережного отношения к окружающей среде;
-воспитывать толерантность (уважительное отношение друг к другу, выслушивать ответы товарищей, бесконфликтно работать в группе).
Задачи развивающие:
-продолжать развивать умение работать с текстом параграфа и другими источниками информации, работать в парах и группах (проведение эксперимента);
-развивать синтезирующее мышление - умение устанавливать единые признаки и свойства целого, формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы;
-оценивать эффективность своей работы, вклад в достижение поставленной цели, степени успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы организации учебной деятельности:
-фронтальная
-индивидуальная
-работа в группах
-работа с опорным конспектом
-интерактивная (презентация)
Методы и методические приемы:
-объяснительно-иллюстративные (опорный конспект, практическая работа, презентация);
-словесный (слово учителя, беседа с учащимися);
-репродуктивный (создание проблемной ситуации, ответы на вопросы);
-частично-поисковый (практическая работа, задания по классификации кислот, игровые моменты).
Оборудование:
-компьютер, мультимедийный проектор, презентация Роwer Point
-набор оборудования и химических реактивов для практической работы учащихся: штатив с пробирками, индикаторы(фенолфталеин, метиловый оранжевый. Универсальная индикаторная бумага), растворы соляной и серной кислот.
-рабочий лист - опорный конспект с заданиями и описанием опыта.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование познавательного интереса к предмету исследования,
Метапредметные: умеет под руководством учителя формулирует цель урока, планирует свою деятельность, контролирует процесс и результаты своей деятельности; умеет работать в паре(отстаивает свою позицию; умеет слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы); соблюдать правила поведения и работы с лабораторным оборудованием в кабинете химии, осваивать приемы исследовательской деятельности.
Предметные: «базовый уровень»
Правильно называет химические формулы кислот. Записывает уравнения химических реакций, характерных для кислот. Умеет определять кислоту с помощью индикатора. Знает применение кислот в быту.
«повышенный уровень»
Знает состав, свойства и классификацию кислот. Умеет определять кислоту с помощью различных индикаторов, проводить эксперименты, доказывающие свойства кислот.
«высокий уровень»
Находить кислоту из предложенных веществ. Знать механизм образования кислотных дождей и их влияние на окружающую среду.
Ход урока:
- Организационный этап.
Приветствие. Проверка готовности к уроку (1 мин.)
- Проверка выполнения домашнего задания.
Индивидуальны опрос. Выполнение заданий по карточкам (5 мин.)
Дифференцированный подход с целью формирования у учащихся умений интегрировать свои знания. Приложение 1.
- Подготовка учащихся на основном этапе урока к активной деятельности (5 мин.)
Работа по заданиям в опорном конспекте. Приложение 2.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мы знакомимся с основными классами неорганических соединений. Какие классы неорганических веществ мы изучили? Слайд 2 (загадки) Если в паре элементов Кислород вторым стоит, Ты же знаешь, эта пара Называется … Дайте определение оксидам. | Учащиеся отгадывают загадку. Ответ: оксид. Дают определение оксидам.(Оксиды-сложные вещества, состоящие из атомов двух химических элементов, одним из которых является кислород) |
Загадка: Если формулы начало Представляется с металла, ОН – красуется затем, Вещества знакомы всем. Не надо придумывать им название Ведь эти вещества … Дайте определение основаниям. | Ответ: основания. Дают определение основаниям. (Основания- сложные вещества, состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксогрупп –ОН) |
Задание: а)распределите формулы веществ по классам в таблицу; б) подчеркните формулы кислотных оксидов (слайд 3) | Распределяют предложенные формулы в таблицу по классам: HCl, SO3, HNO3, H2SO4, Ca(OH)2, K2O, Na2O, CO2, N2O5, Al2O3, Zn(OH)2, Al(OH)3 (таблица заполняется в опорном конспекте) |
Вопрос: Можно ли объединить оставшиеся формулы веществ в одну группу? (слайд 4) | Проверка правильности выполнения задания. |
4. Изучение нового материала (25 мин). | |
Вопрос: Как вы думаете какая тема урока будет сегодня? Тема «Кислоты» (слайд 5) | Записывают тему урока в опорном конспекте. |
Целеполагание (слайд 6) | Каждый учащийся ставит перед собой конкретные цели. |
Сегодня данную тему мы рассмотрим по блокам: 1 блок – Состав кислот и названия кислот. 2 блок – Классификация кислот. 3 блок – Распознавание кислот. 4 блок - Определение степени окисления элементов, входящих в состав кислот и зарядов ионов. 5 блок – История открытия кислот. 6 блок – Применение кислот. (слайд 7) | Планируют свою деятельность с учителем и одноклассниками. |
Фотографии фруктов: лимон, киви, яблоко и др. Вопрос: Какие у вас возникают ощущения при виде этих фруктов? (слайд 8) | Ответ: появление слюны (эти фрукты кислые на вкус, а значит содержат кислоты). |
Знакомит с формулами кислот. Посмотрите на формулы кислот, что в них общего? Верно. Основа в молекуле кислоты это атомы водорода. Другая часть молекулы будет называться – кислотным остатком. | Проводят сравнение формул кислот. Ответ: Атомы водорода. Первый элемент слева в формуле – водород (Н), справа – кислотный остаток. |
Подводит учащихся к формулированию понятия – кислоты. | Ответ: Кислоты –это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка. Записывают определение в опорный конспект. |
Обратите внимание на большое разнообразие кислот. Чтобы не запутаться в многочисленных названиях существуют определенные правила названия кислот. (слайд 9 ) | Заполняют вместе с учителем таблицу 2 в опорном конспекте (только колонку – названия кислот). |
Чем отличаются приведенные пары кислот? На какие группы можно разделить кислоты? (слайд 10) Пишем признаки классификации кислот и основные группы кислот. | По предложенным примерам кислот называют признаки классификации ( H2S и HCl); (HCl и HNO3); (H2CO3 и HNO3); (H2S и H2CO3) Ответ: а)по наличию атомов кислорода: кислородосодержащие и бескислородные (заполняем схему 1 в ОК) б)по количеству атомов водорода: одно-, двух-, трехосновные (заполняем схему 2 в ОК). |
Какие кислоты вам знакомы из жизненного опыта? (слайд 11) Загадка: Скажи, какая из кислот в лесу под деревом живет? | Ответ: лимонная, яблочная, уксусная, молочная и др. Разгадывают загадку: муравьиная. в) по происхождению: неорганические и органические (заполняем схему 3 в ОК). |
Физкультминутка | Упражнения для мышц шеи. Комплекс гимнастики для глаз. |
Перед выполнением практической работы по распознаванию кислот, необходимо познакомиться с Правилами техники безопасности при работе с едкими веществами. | Работают с опорным конспектом «Меры безопасности при работе с кислотами». |
Как вы думаете, в чем заключается «Первая помощь при ожоге едкими кислотами?» | Фронтальная беседа о «Первой помощи при ожоге едкими кислотами». |
Практическая работа. Исследование окраски индикаторов в кислотных средах (форма работы: групповая) | Выполняют опыты по описанию в опорном конспекте: «Исследование окраски индикаторов в кислотных средах» и заносят результаты в таблицу 3 в ОК. (проверка по слайду ) |
По формулам кислот можно определить степени окисления атомов химических элементов, образующих кислоты. Задания: а) определить степени окисления химических элементов в бинарных кислотах; б)рассчитаем степени окисления химических элементов в серной кислоте; в)определите заряды кислотных остатков по основности кислот (азотной и фосфорной). | а)Определяют степени окисления химических элементов в HCl, H2S, HF. +1 х -2 б)Работают синхронно с учителем: H2SO4 Составляют уравнение:(+1).2+х+(-2).4=0, где х-степень окисления серы; х=6. - -3 в)H NO3 H3 PO4 |
Рассказ учителя «История открытия кислот». | Слушают рассказ о работе химика Шееле, открытии и свойствах некоторых кислот. |
Назовите области применения кислот. | Фронтальная беседа о применении кислот на практике: в медицине (аскорбиновая, фолиевая, ацетилсалициловая, борная); в кулинарии: лимонная, уксусная. |
5. Закрепление знаний (7 мин) | |
Рассмотрены ли все намеченные блоки по теме «Кислоты»? | Фронтальная беседа: повторение всех разделов темы: определение кислот, классификация, правила ТБ. |
Индивидуальное выполнение заданий и взаимопроверка | |
6. Итог урока. Рефлексия. (2 мин) | |
Самостоятельно сделайте вывод, достигли ли вы учебной цели? Ответьте на следующие вопросы: 1.Какие новые понятия вы узнали? 2.Что вызвало наибольший интерес? 3.Чему научились? 4.Что на уроке понравилось? 5.Что не понравилось? Почему? 6.Задай вопрос, который остался невыясненным в ходе изучения нового материала. 7.Охарактеризуй урок одним словом. Урок был________ | Учащиеся по очереди характеризуют урок, отвечают на вопросы и делают вывод. |
7. Домашнее задание (1 мин). | |
Выучить все новые понятия, формулы и названия кислот. Подготовиться к химическому диктанту. | Записывают задание в дневник. Для учащихся-активистов – имеется дополнительное задание (в ОК). |
Слайд 9
Названия кислот состоят из прилагательного и существительного “кислота”.
Прилагательные бескислородных кислот состоят из двух корней обозначающих химические элементы, составляющие эти кислоты.
(пример: H2S- сероводородная; HF- фтороводородная; HBr -бромоводородная и др.)
Прилагательные кислородсодержащих кислот состоят из корня-названия химического элемента-неметалла, образующего данное соединение плюс суффикс –н, если данный элемент находится в высшей степени окисления; (пример: H2SO4- серная; H3PO4- фосфорная; HNO3 - азотная и др. )
Или суффикс -ист, если этот элемент имеет промежуточную степень окисления (H2SO3-сернистая;
HNO2-азотистая).
Слайд 11.
Из своего жизненного опыта вы знаете, что многие продукты питания обладают кислым вкусом.
Кислый вкус этим продуктам придают кислоты.
Кислый вкус лимону придает лимонная кислота,
яблоку – яблочная кислота,
скисшему молоку – молочная кислота.
Щавель имеет кислый вкус благодаря наличию в его листьях щавелевой кислоты.
Большинство кислот имеют кислый вкус!
Но встречаются и другие кислоты: горькая – никотиновая,
сладкая – салициловая, безвкусная – стеариновая).
Учащиеся должны запомнить:
Кислоту надо приливать к воде, а не наоборот. В случае попадания кислоты на кожу следует промыть её водой и 5% раствором соды.
(Сначала - вода, Затем - кислота - Иначе случится большая беда!
Осторожно!
Нейтрализовать кислоту раствором соды, быстро смыть водой!
Кислоту надо приливать к воде, а не наоборот!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по химии на тему "Оксиды углерода (II) и (IV). Карбонаты"
Тип урока комбинированный. На уроке применяются стихотворения по теме. Есть таблица с тривиальными названиями соединений углерода. На закрепление даются задания исследовательского характера....
Разработка урока по химии на тему: «Кислоты».
Формат презентации Microsoft Office PowerPoint (ZIP-архив, размер 416 Кб)Задачи: Сформировать понятие о кислотах;Рассмотреть их классификацию по разным признакам;Познакомиться с химическими...
Открытый урок по химии: "Соли производные кислот и оснований"
Разработка урока и презентации по теме: "Соли - производные кислот и оснований". Включает тестовый материал....
Конспект открытого урока по химии по теме: "Вода – знакомая и неизвестная"
В данной работе рассматриваются вопросы, посвященные изучению строения, состава и свойств воды, как уникального жизненно важного вещества. Повседневно используя воду, мы так привыкли к ней и счит...
Конспект открытого урока по химии по теме «Кислоты»
Сформировать комплекс знаний у учащихся о кислотах как классе неорганических веществ....
Конспект открытого урока по химии. Тема урока: "Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты".
Конспект содержит основные этапы урока. Дополнение к уроку: опорный конспект и презентация....
Открытый урок по химии на тему: "Кислоты"
Окрытый урок по химии на тему: "Кислоты" 8 класс...