План-конспект открытого урока по химии на тему "Оксиды углерода (II) и (IV). Карбонаты"
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме
Тип урока комбинированный. На уроке применяются стихотворения по теме. Есть таблица с тривиальными названиями соединений углерода. На закрепление даются задания исследовательского характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uglerod_i_ego_soed-ya.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по химии
в 9-м классе СОШ села Васильевка
на тему «Оксиды углерода (II) и (IV). Карбонаты».
Учитель: Исетова Светлана Кабдрахимовна.
30. 01.2006 г.
Открытый урок по химии на тему «Оксиды углерода (II) и (IV). Карбонаты».
Задачи: 1) Образовательная – сформировать знания о строении молекул оксидов угле-рода (II) и (IV), их физических и химических свойствах, получении и при-менении, о важнейших карбонатах (кальцит, сода, поташ), их значении и применении, о распознавании карбонатов, переходе карбонатов в гидро-карбонаты и обратно.
2) Развивающая – развивать навыки обращения с лабораторным оборудова-нием и химическими реактивами, знания о соединениях углерода.
3) Воспитательная – воспитывать убеждённость в познаваемости мира ве-ществ, а также внимательность и наблюдательность.
Форма организации: классный урок.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный (беседа, рассказ), наглядно-демонстрационный.
Оборудование: школьный учебник, мел, штатив с пробирками, шпатели, трубочка, резиновые пробки, пробирка для собирания газов, лучинка, спички.
Вещества: кусочки мела, раствор соляной кислоты, известковая вода, карбонат нат-рия, раствор хлорида кальция, вода.
Ход урока.
I. Организация начала урока. Приветствие, отметка присутствующих.
II. Проверка домашнего задания.
1) вопросы 1-5 на стр. 133-134 учебника.
2) Заполните паспорт Господина Углерода (название, адрес, особенности внутрен-него мира, ближайшие родственники, география минералов).
3) Доклад об алмазе – Мармалёв Олег (из книги для чтения).
4) Доклад о графите – Сарсенбаев Асылбек (из книги для чтения).
5) Что называют адсорбцией? Пропустите метилоранж через активированный уголь. Что вы наблюдаете? (один ученик проводит опыт).
6) Какими химическими свойствами обладает углерод? (один ученик у доски).
7) Как происходит круговорот углерода в природе?
8) Что произойдёт, если вдруг на мгновение с лица Земли исчезнут атомы углеро-да?
9) Что случилось бы с алмазными подвесками королевы Франции, если бы судно, на котором их вёз д′-Артаньян, подожгли?
10) Стихотворение «Углерод» читает Нуралиев Сагит.
Углерод.
Из элемента углерода
(В таблице он шестым стоит)
И были созданы природой
Алмаз, и уголь, и графит.
Алмаз – прозрачные кристаллы.
Он самый твёрдый минерал.
Алмазом можно резать скалы,
До блеска шлифовать металл.
Что бриллиантом называют?
Бриллиант – шлифованный алмаз.
Так ослепительно сияет,
Что завораживает нас.
Графит – совсем другое дело,
Другое вещество, точней.
Его с углём сравним мы смело,
Так легче суть познать вещей.
Не все сравнения удачны…
Нам повезло на этот раз:
Графит и уголь не прозрачны
И не сверкают, как алмаз.
Три вещества так не похожи –
Алмаз, и уголь, и графит.
Но что в них общего? Но что же
Три этих вещества роднит?
Все вещества одной природы,
И формула у них одна.
Все состоят из углерода,
И все – простые вещества.
Так аллотропия предстала,
Родство веществ обосновала:
Элементарный углерод
Три вещества простых даёт.
Графит ли, уголь ли сжигают
Или сверкающий алмаз,
А в результате получают
Всё тот же углекислый газ:
С + О2 = СО2
III. Формирование новых знаний.
1) Отгадайте загадку: В минеральной воде я бурлю,
В топочном газе летаю,
Растениям пользу несу,
Пожар затухать заставляю. (Углекислый газ)
2) Незадолго до урока была обнаружена древняя рукопись, предназначенная уча-щимся 9-го класса. Давайте его прочтём.
«Чада мои! Дозвольте поведать вам о государстве нашем, ежели оно вам по сердцу. Государство наше таково, что формулы веществ нащих состоят только из двух элементов. И главным является Кислород. А теперь аз есмь желаю знати: ве-даете ли вы, как именуется оно? Огласите ваши примеры.
К сему руку приложил Углекислый газ.»
Прочитав рукопись, учащиеся приходят к выводу, что государство это именуется оксиды. Далее учащиеся записывают тему урока.
3) Изучив новую тему, в конце урока ответьте на вопрос: «Какую воду можно за-мутить своим дыханием?»
Угарный газ СО – бесцветный газ, малорастворим в воде, ядовит. СО + Hb = карбоксигемоглобин. 0,1 % СО в воздухе – человек теряет сознание и умирает. СО образуется при неполном сгорании топлива => опасно преждевременное закрыва-ние дымоходов. СО – несолеобразующий оксид, хороший восстановитель, сгорает в кислороде до СО2: 2СО + О2 = 2СО2↑ Fe2O3 + 3CO = 2Fe + 3CO2↑
CO применяется в металлургии при выплавке чугуна.
Углекислый газ СО2 – бесцветный газ, без запаха, в 1,5 раза тяжелее воздуха, при обычных условиях в 1 объёме воды растворяется 1 объём углекислого газа. При давлении в 60 атмосфер CO2 превращается в бесцветную жидкость. При испа-рении жидкого СО2 образуется снегообразная масса, которую прессуют – «сухой лёд» - для хранения пищевых продуктов. Вы уже знаете, что твёрдый СО2 имеет молекулярную решётку, способен к возгонке (что это такое?).
СО2 – кислотный оксид (реагирует со щелочами, основными оксидами и водой).
СО2 + NaOH = NaHCO3 СО2 + 2NaOH = Na2CO3 + H2O
СО2 + Ca(OH)2 = CaCO3↓ + H2O СО2 + CaO = CaCO3 СО2 + H2O = H2CO3
Угольная кислота H2CO3 – неустойчивая, равновесие смещается влево.
СО2 не горит и не поддерживает горение, однако магний Mg горит в СО2:
СО2 + 2Mg = 2MgO + С (сажа)
Получение СО2: 1) в лаборатории СаСО3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + СО2↑
Как распознают и собирают СО2?
2) в промышленности обжигом известняка СаСО3 → СаО + СО2↑
Угольная кислота H2CO3 – двухосновная кислота => 2 ряда солей: 1) средние – карбонаты и 2) кислые – гидрокарбонаты. Из карбонатов в воде растворимы только соли К+, Na+, NH4+. Кислые соли растворимы в воде.
CaCO3 + H2O + СО2 (изб.) → Сa(HCO3)2.
Временная (карбонатная) жёсткость – Жк : Сa(HCO3)2 и Mg(HCO3)2 удаляют кипячением: Сa(HCO3)2 → CaCO3↓ + H2O + СО2↑ образуется накипь на стенках котлов, труб парового отопления и домашних чайников. В природе – в кар-стовых пещерах свисающие вниз сталактиты (в учебнике рис. 45 стр. 136).
Постоянная (некарбонатная) жёсткость – Жн : CaCl2 , MgCl2 , CaSO4 ,MgSO4 устраняется содой: CaCl2 + Na2CO3 = CaCO3↓ + 2NaCl
Соду можно использовать и для устранения временной жёсткости.
CO32- + 2Н+ = H2O + СО2↑ качественная реакция на соли
HCO3- + Н+ = H2O + СО2↑ угольной кислоты
О применении важнейших карбонатов Na2CO3 , CaCO3 , К2CO3 , (NН4)2CO3 и гидрокарбонатов NaHCO3 и NН4HCO3 вы уже знаете.
Посмотрим таблицу «Тривиальные названия соединений углерода».
Чтение стихотворения «Сказка о братьях Карбонатах»
На Земле живут три брата
Из семейства Карбонатов.
Старший брат – красавец Мрамор,
Славен именем Каррары,
Превосходный зодчий. Он
Строил Рим и Парфенон.
Всем известен Известняк,
Потому и назван так.
Знаменит своим трудом,
Возводя за домом дом.
И способен и умел
Младший мягкий братец Мел.
Как рисует, посмотри,
Этот СаСО3!
Любят братья порезвиться,
В жаркий печке прокалиться.
СаО да СО2 образуются тогда.
Это Углекислый газ,
Каждый с ним знаком из вас,
Выдыхаем мы его.
Ну, а это СаО –
Жарко обожжённая
Известь негашеная.
Добавляем к ней воды,
Тщательно мешая,
Чтобы не было беды,
Руки защищаем.
Круто замешённая
Известь, но гашённая!
Известковым молоком
Стены белятся легко.
Светлый дом повеселел,
Превратив извёстку в мел.
Фокус – покус для народа:
Стоит лишь подуть сквозь воду,
Как она легко-легко
Превратится в молоко!
А теперь довольно ловко
Получаю газировку!
Молоко плюс уксус. Ай!
Льётся пена через край!
Всё в заботах, всё в работе
От зари и до зари –
Эти братья Карбонаты,
Эти СаСО3!
IV. Закрепление изученного материала.
1) Какую воду можно замутить своим дыханием?
2) Угарный газ может замещать кислород в кровеносной системе человека. Как это происходит? К чему это может привести?
3) Как скажется на концентрации углекислого газа в крови задержка дыхания?
4) Почему горящий магний нельзя тушить углекислым газом?
5) В Италии, близ Неаполя, имеется «собачья пещера», в которую из расщелин в горных породах поступает углекислый газ. Почему при входе в эту пещеру лю-дей с собаками животные гибнут, а люди остаются невредимыми?
6) Рядом с аптечкой стоит бутыль с раствором соды. Кто может объяснить зачем?
7) Докажите опытным путём, что скорлупа куриного яйца содержит карбонат каль-ция?
8) Об удивительном свойстве некоторых минералов растворяться в кислотах знала, очевидно, и египетская царица Клеопатра, которая, по преданию, выпила во вре-мя пира кубок вина с растворённой жемчужиной. А жемчуг – это минерал араго-нит СаСО3.
Впрочем, знание азов химии необходимо не только великим, но и простым смер-тным. На одной из железнодорожных станций в 80-е годы произошла авария, при которой на рельсы из повреждённых цистерн вылилась серная кислота. За двое су-ток руководство станции так и не решило проблемы нейтрализации кислоты, кото-рая за это время «съела» рельсы, не считая экономического ущерба, который был нанесён остановкой движения.
Каково же решение проблемы, если учесть, что рядом со станцией работали два карьера – песчаный и меловой?
9) Чем обусловлена жёсткость воды? Как её устранить? Какие неудобства в домаш-нем хозяйстве вызывает жёсткость воды? Сказывается ли на состоянии внутрен-них органов употребление жёсткой воды?
10) Как человек использует карбонаты в своей жизни?
V. Итоги урока.
Домашнее задание: § 29, вопросы 1-7 стр. 137-138
Тривиальные названия соединений углерода.
Химическая формула вещества | Условия, при которых веще-ство имеет тривиальное название | Тривиальное (историческое) название | Современное название | Применение вещества |
СО2 | p = 0,6 МПа t = -80°C | «Сухой лёд» | Оксид углерода (IV) | Охлаждение скоропортящихся продуктов, сохранение мороженого. |
СО | обычные | Угарный газ | Оксид углерода (II) | Компонент синтез-газа, действует удушающе на живые организмы. |
ZnCO3 | обычные | Галмей | Карбонат цинка | Производство красок. |
Na2CO3 | обычные | Кальцинированная сода | Карбонат натрия | Умягчение во-ды, производство стекла. |
NaHCO3 | обычные | Питьевая сода | Гидрокарбонат натрия | В пищевой про-мышленности, в медицине. |
Na2CO3·10H2O | обычные | Кристаллическая сода | Десятиводный гидрат карбоната натрия | Для умягчения воды при стирке белья. |
MgCO3 | обычные | Жжённая магнезия | Карбонат магния | В медицине. |
Смесь MgCO3 и CaCO3 (1:1) | обычные | Доломит | Смесь карбонатов магния и кальция | В строительстве. |
(CuOH)2CO3 | обычные | Малахит | Основной карбонат меди (II) | Поделки, юве-лирные украше-ния. |
K2CO3 | обычные | Поташ | Карбонат калия | Производство стекла, керамики, цемента, удобре-ние. |
CaCO3 | В зависимости от условий образования вещества | Мел, мрамор, известняк | Карбонат кальция | Производство строительных материалов. |
Чада мои! Дозвольте поведать вам о госу-дарстве нашем, ежели оно вам по сердцу. Госу-дарство наше таково, что формулы веществ на-ших состоят только из двух элементов. И глав-ным является Кислород. А теперь аз есмь же-лаю знати: ведаете ли вы, как именуется оно? Огласите ваши примеры.
К сему руку
приложил Углекислый газ.
Углерод.
Из элемента углерода
(В таблице он шестым стоит)
И были созданы природой
Алмаз, и уголь, и графит.
Алмаз – прозрачные кристаллы.
Он самый твёрдый минерал.
Алмазом можно резать скалы,
До блеска шлифовать металл.
Что бриллиантом называют?
Бриллиант – шлифованный алмаз.
Так ослепительно сияет,
Что завораживает нас.
Графит – совсем другое дело,
Другое вещество, точней.
Его с углём сравним мы смело,
Так легче суть познать вещей.
Не все сравнения удачны…
Нам повезло на этот раз:
Графит и уголь непрозрачны
И не сверкают, как алмаз.
Три вещества так непохожи –
Алмаз, и уголь, и графит.
Но что в них общего? Но что же
Три этих вещества роднит?
Все вещества одной природы,
И формула у них одна.
Все состоят из углерода,
И все – простые вещества.
Так аллотропия предстала,
Родство веществ обосновала:
Элементарный углерод
Три вещества простых даёт.
Графит ли, уголь ли сжигают
Или сверкающий алмаз,
А в результате получают
Всё тот же углекислый газ:
С + О2 = СО2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект к открытому уроку
В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...
План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"
Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...
План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»
Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...
Открытый урок по химии 9 класс "Углерод"
Углерод известен с глубокой древности. Древесный уголь служил для восстановления металлов из руд, алмаз - как драгоценный камень. Значительно позднее стали применять графит для изготовления тиглей и к...
План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике в 5 классе
План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике по теме "Праздики в Великобритании и США".На уроке учащимися была создана интерактивная презентация Powerpoint...
Открытый урок по химии Тема «Оксид углерода (IV). Углекислый газ»
Тип урока – комбинированный.Цель урока: создание условий для формирования знаний об углекислом газе, который играет важную роль в природе и жизни человека.Задачи урока:Образовательная:- продолжи...
План - конспект к открытому уроку : «Моя семья»
Форма открытого урока направлена на развитие навыков монологической и диалогической речи учащихся 2 классов....