Конспект открытого урока по химии по теме «Кислоты»
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Симонова Лидия Павловна

Сформировать комплекс знаний у учащихся о кислотах как классе неорганических веществ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-attestatsiya.docx37.32 КБ

Предварительный просмотр:

             Конспект открытого урока по химии по теме «Кислоты».

Дата проведения:    8.12.2015 г.

Класс: 8

УМК: О.С. Габриелян.

Цель урока: Сформировать комплекс знаний у учащихся о кислотах как классе неорганических веществ.

Задачи образовательные:

-сформировать представление учащихся о кислотах, их составе, способах классификации и названий представителей класса кислот;

 -организовать деятельность по формированию умений и навыков экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы, практически определять кислоты с помощью индикатора.

Задачи воспитательные:

-обеспечение условий воспитания положительного интереса к изучаемому предмету, теме;

-способствовать развитию у учащихся исследовательских умений и навыков, навыков самостоятельной учебной деятельности и бережного отношения к окружающей среде;

-воспитывать толерантность (уважительное отношение друг к другу, выслушивать ответы товарищей, бесконфликтно работать в группе).

Задачи развивающие:

-продолжать развивать умение работать с текстом параграфа и другими источниками информации, работать в парах и группах (проведение эксперимента);

-развивать синтезирующее мышление - умение устанавливать единые признаки и свойства целого, формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы;

-оценивать эффективность своей работы, вклад в достижение поставленной цели, степени успешности своей индивидуальной образовательной  деятельности.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Формы организации учебной деятельности:

-фронтальная

-индивидуальная

-работа в группах

-работа с опорным конспектом

-интерактивная (презентация)

Методы и методические приемы:

-объяснительно-иллюстративные (опорный конспект, практическая работа, презентация);

-словесный (слово учителя, беседа с учащимися);

-репродуктивный (создание проблемной ситуации, ответы на вопросы);

-частично-поисковый (практическая работа, задания по классификации кислот, игровые моменты).

Оборудование:

-компьютер, мультимедийный проектор, документ-камера, презентация Роwer Point, электронный ресурс (интерактивный модуль- правила ТБ при работе с кислотами);

-набор оборудования и химических реактивов для практической работы учащихся: штатив с пробирками, индикаторы (фенолфталеин, метиловый оранжевый, универсальная индикаторная бумага), растворы  соляной и серной кислот. Для демонстрационного опыта: концентрированная серная кислота, стеклянная палочка, лист бумаги, термометр, штатив с пробирками;

-рабочий лист - опорный конспект с заданиями и описанием опыта.

Планируемые результаты: 

Личностные: формирование познавательного интереса к предмету исследования,

Метапредметные: умеет под руководством учителя  формулирует цель урока, планирует свою деятельность, контролирует процесс и результаты своей деятельности; умеет работать в паре (отстаивает свою позицию; умеет слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы); соблюдать правила поведения и работы с лабораторным оборудованием в кабинете химии, осваивать приемы исследовательской деятельности.

Предметные: «базовый уровень»

Правильно называет химические формулы кислот. Записывает уравнения химических реакций, характерных для кислот. Умеет определять кислоту с помощью индикатора. Знает применение кислот в быту.

«повышенный уровень»

Знает состав, свойства и классификацию кислот. Умеет определять кислоту с помощью различных индикаторов, проводить эксперименты, доказывающие свойства кислот.

«высокий уровень»

Находить кислоту из предложенных веществ. Знать механизм образования кислотных дождей и их влияние на окружающую среду.

                                                    Ход урока:

  1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

 Приветствие. Проверка готовности к уроку (1 мин.)

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (5 мин).

Индивидуальный опрос. Выполнение заданий по карточкам.

Дифференцированный подход с целью формирования у учащихся умений интегрировать свои знания. Приложение 1.

Работа по заданиям в опорном конспекте.  Приложение 2.

            Деятельность учителя

        Деятельность учащихся

Мы знакомимся с основными классами неорганических соединений.

Какие классы неорганических веществ мы изучили?  Слайд 2 (загадки)

Если в паре элементов

Кислород вторым стоит,

Ты же знаешь, эта пара

Называется   …

Дайте определение оксидам.

Учащиеся отгадывают загадку. Ответ: оксид.

Дают определение оксидам.(Оксиды-сложные вещества, состоящие из атомов двух химических элементов, одним из которых является кислород)

Загадка:

Если формулы начало

Представляется с металла,

ОН – красуется затем,

Вещества знакомы всем.

Не надо придумывать им название

Ведь эти вещества …  

Дайте определение основаниям.

Ответ: основания.

Дают определение основаниям. (Основания - сложные вещества, состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксогрупп –ОН)

Задание: а) распределите формулы веществ по классам в таблицу;

 б) подчеркните формулы кислотных оксидов (слайд 3)

Распределяют предложенные формулы в таблицу по классам: HCl, SO3, HNO3, H2SO4, Ca(OH)2, K2O, Na2O, CO2, N2O5, Al2O3, Zn(OH)2, Al(OH)3

 (таблица заполняется в опорном конспекте (ОК))

Вопрос: Можно ли объединить оставшиеся формулы веществ в одну группу? (слайд 4)

Проверка правильности выполнения задания.

                            3.  Постановка учебной задачи.                                                                                                                 (Усвоение  новых  знаний  и  способов  действий   - 20 мин).

Вопрос: Как вы думаете какая тема урока будет сегодня? Тема «Кислоты» (слайд 5)

Записывают тему урока в опорном конспекте.

Целеполагание (слайд 6)

Каждый учащийся ставит перед собой конкретные цели.

Сегодня данную тему мы рассмотрим по блокам:

1 блок – Состав кислот и названия кислот.

2 блок – Классификация кислот.

3 блок – Распознавание кислот.

4 блок - Определение степени окисления элементов, входящих в состав кислот и зарядов ионов.

5 блок – История открытия кислот.

6 блок – Применение кислот.

 (слайд 7)

Планируют свою деятельность с учителем и одноклассниками.

Фотографии фруктов: лимон, киви, яблоко и др. Вопрос: Какие у вас возникают ощущения при виде этих фруктов? (слайд 8)

Анализируют, делают выводы.

Ответ: появление слюны (эти фрукты кислые на вкус, а значит содержат кислоты).

Знакомит с формулами кислот. Посмотрите на формулы кислот, что в них общего?

Верно. Основа в молекуле кислоты это атомы водорода. Другая часть молекулы будет называться – кислотным остатком.

Проводят сравнение формул кислот. Ответ: Атомы водорода.

Первый элемент слева в формуле – водород (Н), справа – кислотный остаток.

Подводит учащихся к формулированию понятия – кислоты.

 Ответ: Кислоты –это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.

Записывают определение в опорный конспект.

Обратите внимание на большое разнообразие кислот. Чтобы не запутаться в многочисленных названиях существуют определенные правила названия кислот. (слайд 9)

Заполняют вместе с учителем таблицу 2 в опорном конспекте (только колонку – названия кислот).

Чем отличаются приведенные пары кислот? На какие группы можно разделить кислоты?

 (слайд 10)

Записываем признаки классификации кислот и основные группы кислот.

По предложенным примерам кислот называют признаки классификации

 ( H2S и HCl);

(HCl и HNO3); (H2CO3 и HNO3); (H2S и H2CO3)

Ответ: а)по наличию атомов кислорода: кислородосодержащие и бескислородные (заполняем схему 1 в ОК)

б)по количеству атомов водорода: одно-, двух-, трехосновные (заполняем схему 2 в ОК).

Какие кислоты вам знакомы из жизненного опыта?

Загадка: Скажи, какая из кислот в лесу под деревом живет?

Ответ: лимонная, яблочная, уксусная, молочная и др.

Разгадывают загадку: муравьиная.

в) по происхождению: неорганические и органические (заполняем схему 3 в ОК).

Физкультминутка

Упражнения для мышц шеи.

Комплекс гимнастики для глаз.

Перед выполнением практической работы по распознаванию кислот, необходимо познакомиться с Правилами техники безопасности при работе с едкими веществами.

Кислоты - агрессивные жидкости, они разрушают кожу, ткани, древесину.

Демонстрация опытов: №1«Действие концентрированной серной кислоты на целлюлозу (лист бумаги-обугливается)»;

 №2 «Растворение конц. серной кислоты в воде» (разогревание раствора в пробирке фиксируется термометром),при демонстрации используется документ-камера.

Акцентируется внимание на основном правиле: «Сначала-вода, затем кислота – иначе случится большая беда!»

http:/files.school-collection.edu.ru/dirstore/0ab6f5aa-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_05.swf

Работают с опорным конспектом «Меры безопасности при работе с кислотами».

Практическая работа:

 Исследование окраски индикаторов в кислотных средах (форма работы: групповая)

Выполняют опыты по описанию в опорном конспекте: «Исследование окраски индикаторов в кислотных средах» и заносят результаты в таблицу 3 в ОК. (проверка по слайду 11 )

По формулам кислот можно определить степени окисления атомов химических элементов, образующих кислоты.

Задания:

а) определить степени окисления химических элементов  в бинарных кислотах;

б) рассчитаем степени окисления химических элементов в серной кислоте;

в) определите заряды кислотных остатков по основности кислот (азотной и фосфорной).

а) Определяют степени окисления химических элементов в HCl, H2S, HF.

б) Работают синхронно с учителем:

 +1  х   -2

H2SO4

Составляют уравнение:

(+1).2+х+(-2).4=0,  где

х-степень окисления серы;   х=6.

            -               -3     

в)H NO3        H3  PO4

                                    4. Первичное закрепление  (5 мин.)

Назовите области применения кислот.

Фронтальная беседа о применении кислот на практике: в медицине (аскорбиновая, фолиевая, ацетилсалициловая, борная); в кулинарии: лимонная, уксусная.

         

Рассмотрены ли все намеченные блоки по теме «Кислоты»?

Фронтальная беседа: повторение всех разделов темы: определение кислот, классификация, правила ТБ.

               5. Первичная проверка понимания учебного материала (5 мин.)

Выполнить задание №2 в рабочем листе.

Индивидуальное выполнение заданий и взаимопроверка

Как  вы думаете, в чем заключается «Первая помощь при ожоге едкими кислотами?»

Отвечают на вопрос  о «Первой помощи при ожоге едкими кислотами».

                         6. Подведение итогов урока.  Рефлексия. (2 мин)

Самостоятельно сделайте вывод, достигли ли вы учебной цели? Ответьте на следующие вопросы:

1.Какие новые понятия вы узнали?

2.Что вызвало наибольший интерес?

3.Чему научились?

4.Что на уроке понравилось?

5.Что не понравилось? Почему?

6.Задай вопрос, который остался невыясненным в ходе изучения нового материала.

7.Охарактеризуй урок одним словом.

Урок был______________

Учащиеся по очереди характеризуют урок, отвечают на вопросы и делают вывод.

                                         7. Домашнее задание (1 мин).

П.17.   Выучить все новые понятия, формулы и названия кислот. Подготовиться к химическому диктанту.

Записывают задание в дневник.

Для  учащихся-активистов – имеется дополнительное задание (в ОК).

    Заместитель директора по УВР  ________________/Городнова Е.Ю./

 

                           



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по химии на тему "Оксиды углерода (II) и (IV). Карбонаты"

Тип урока комбинированный. На уроке применяются стихотворения по теме. Есть таблица с тривиальными названиями соединений углерода. На закрепление даются задания исследовательского характера....

Разработка урока по химии на тему: «Кислоты».

Формат презентации Microsoft Office PowerPoint (ZIP-архив, размер 416 Кб)Задачи: Сформировать понятие о кислотах;Рассмотреть их классификацию по разным признакам;Познакомиться с химическими...

Открытый урок по химии: "Соли производные кислот и оснований"

Разработка урока и презентации по теме: "Соли - производные кислот и оснований". Включает тестовый материал....

Конспект открытого урока по химии по теме: "Вода – знакомая и неизвестная"

В данной работе рассматриваются вопросы, посвященные изучению строения, состава и свойств воды, как уникального жизненно важного вещества. Повседневно используя воду, мы так привыкли к ней и счит...

Конспект открытого урока по химии по теме «Кислоты»

Сформировать комплекс знаний у учащихся о кислотах как классе неорганических веществ....

Конспект открытого урока по химии. Тема урока: "Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты".

Конспект содержит основные этапы урока. Дополнение к уроку: опорный конспект и презентация....

Открытый урок по химии на тему: "Кислоты"

Окрытый урок по химии на тему: "Кислоты" 8 класс...