Открытый урок по химии: "Соли производные кислот и оснований"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Витман Диана Александровна

Разработка урока и презентации по теме: "Соли - производные кислот и оснований". Включает тестовый материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Урок с ИКТ по теме «Соли как производные кислот и оснований».

Химия 8 класс.

Учебник: Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2012г.

Урок с использованием ИКТ.

Учитель:  Витман Д.А.

Цель урока: Выяснить почему соли являются производными кислот и оснований?

Задачи урока:  Обучающие.Дать определение солей.

2. Рассмотреть состав и название солей.

3. Продолжить обучение школьников определять степени окисления в сложных соединениях.

4. Научить, составлять формулы солей.

5. Познакомить с физическими свойствами солей.

6. Познакомить учащихся с классификацией солей.

Развивающие:  развивать составление степени окисления элементов, мышление, память, внимание, логическое мышление, умение работать в парах, умение работать с малым набором реактивов.

Воспитывающие:  воспитание толерантности, ценностного самосознания, умение работать в парах, индивидуально, в коллективе.

Методы: частично- поисковый, объяснительно- иллюстративный.

Форма организации деятельности: коллективная, парная, индивидуальная.

Межпредметные связи: биология, география.

Оборудование: Таблица Д.И.Менделеева, ПК, экран, штатив с пробирками,     пословицы   на доске, девиз.

         Реактивы: Образцы солей: медный купорос, железный купорос, мел, хлорид натрия,   сульфат магния.

  1. Организационный момент.

          Постановка цели и задач урока.

         Учитель обращает внимание учащихся на девиз урока.

   

Слай-ды 2 – 11

Слай-ды 12-13

  1. Проверка изученного материала.

  1. Домашнее задание

С классом проводится фронтальный опрос:

Вопросы (Слайд2):

  1. Какие классы веществ вы знаете?
  2. Что такое оксиды?
  3. Что такое основания?                      
  4. Что такое кислоты?
  5. Что такое основные оксиды, (кислотные оксиды, амфотерные)?

К какому классу относятся вещества, дать им названия. (Слайды3,4) NO, HNO3, NaOH, HNO2, CO2, Mg(OH)2, H2CO3, H2SO3, H2SO4.

Тест учащиеся выполняют письменно по вариантам (Сдайд5): Определите ряд формул, состоящих только из кислотных(1 вариант); основных оксидов – 2 вариант

а) Na2O, N2O, CuO;

б) CO2, P2O5, Cl2O7;

в) MgO, BaO, ZnO;

г) Li2O, CaO, CO.

Слайд (6)   Слайд 6. Выберите из списка веществ формулы только кислот (1 вариант)

               только оснований (2 вариант):

а) НСI,          а) AICI3,  CO2, H2SO4

 б) H2S          б) Н2SO4, HCI, HNO3, HF

 в) Na            в)Na OH, BaCI2, CO, Ca(OH)2

 г)                  г)  AI(OH)3, NaOH, KOH, Ba(OH)2

Слайд 7.      Выберите формулу оксида серы (IV) – 1 вариант, оксида углерода (II) – 2 вариант:

 а)H2S       б) CO      в) HNO3    г) ZnO   д) SO2

Слайд 8. Выберите формулу серной кислоты – 1 вариант, сернистой – 2 вариант:

 а) H2SiO3 б) H2SO4  в) H2 SO3 г) H2 S

Слайд 9. . Выберите формулу гидроксида калия – 1 вариант, гидроксида кальция – 2 вариант:

 а) Ba(OH)2, б) NaOH в) KOH г) Ca(OH)2

Слайд 10  Выберите формулы растворимого в воде основания – 1 вариант, нерастворимого в воде основания:

 а)Cu(OH)2 б) KOH в) LiOH  г) AI(OH)3

Слайд 11.  Выберите формулы, в которых лакмус изменяет цвет на красный – 1 вариант, на синий – 2 вариант:

 а) НСI  б) H2SO4  в) NaOH  г) KOH

Учащиеся меняются попарно листочками и проверяют выполнение теста. На экране изображены правильные ответы и критерии оценивания учащихся. Выставляют друг другу оценки.

Слай-ды 14 - 15

Слайд 16

Слайд 17

Слай-ды 18-22

Слайд 23

Слай-ды 24 – 25

Слай-ды 26-27

Слайд 28

                                                   

  1.  Объяснение нового материала.

Учитель просит из предложенных формул выбрать те формулы, которые они ещё не изучали. И сравнить, чем они сходны между собой, а чем отличаются? (предполагаемый ответ: сходство -  во всех формулах на первом месте присутствует металл, а отличаются кислотными остатками).

Учитель просит учащихся сформулировать определения самим, а затем поверяют по изображению на экране.

Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков.

Образование соли хлорида натрия и выяснение у учащихся, почему соли считаются производными кислот и оснований? (ответ: они образуются из кислот и оснований)

Учитель просит обратить внимание  учащихся на некоторых представителей солей: поваренная соль (обращает внимание на пословицы на доске) , гипс, железный купорос, медный купорос, карбонат кальция, сульфат магния. Учащиеся рассказывают (2 учащихся) кратко о поваренной соли и карбонате кальция.

Учитель. Сегодня мы с вами посещаем  Страну веществ, классовое название которых означает «рождённые солнцем». Почему же «рождённые солнцем»? Да потому что многие вещества этого класса любят «прятаться» в воде. Но как только горячие солнечные лучи выпарят воду, эти вещества предстают перед нами во всей своей красе. Посмотрите, какими разными они бывают!

Учащиеся, работая в парах, знакомятся с образцами солей и проводят лабораторную работу, заполняя таблицу.

 

Название вещества

Агрегатное

состояние

Цвет

Запах

Формула

Раство-

римость

в воде

Карбонат кальция

CaCO3

Кристаллогидрат сульфата меди (II) – медный купорос

CuSO4*5H2O

Хлорид натрия

NaCI

Кристаллогидрат сульфата железа (II) – железный купорос

FeSO4*7H2O

Сульфат магния

MgSO4

Учащиеся после выполненной работы делают выводы. Соли представляют из себя твёрдые вещества, кристаллические, хорошо растворимые в воде, с разнообразным цветом.

Номенклатура солей

Название

соли

  =  

Название кислотного остатка

  +

Название металла в родительном падеже

+

С.О. или вал. металла

 Формулы кислотных остатков и их названия.

Задание 1:По таблице растворимости дать названия всех солей для иона натрия.

Задание 2: С помощью таблицы растворимости составить формулу сульфата алюминия (Слайд 25):

При составлении формулы соли необходимо:

  1. расставить заряды ионов металлов и заряды ионов кислотных остатков;
  2. по правилу креста расставить коэффициенты.
  3. Чётные коэффициенты сократить.

IV.  Закрепление. Составьте формулы: сульфата натрия, сульфата кальция, сульфата железа(III).

Классификация солей

  1. По составу: средние, кислые, основные (определения учащиеся формулируют сами)
  2. По растворимости: растворимые в воде и нерастворимые

Закрепление:                                  

 Задание 3: Определить степени окисления каждого элемента для солей: Na2CO3, MgSO4, K3PO4  и дайте названия солям.

Определение степеней окисления каждого элемента аналогично кислотам:

Na+12CХ O3-2    +1 + Х + (-2)∙3 = 0    Х = + 4            

Na+12C+4 O3-2.

Фронтальный опрос класса:

  1. По цели урока и задачам урока
  2. Что такое соли?
  1. Дать названия веществам: Ca(NO3)2, K2SO3, Li2CO3, CuSO4. Определить растворимость этих веществ № 1 после & 21
  2. Составить формулы солей: нитрита магния, силиката натрия, фосфата кальция.
  3. Учащиеся зачитывает стихотворение о солях.

Слайд 29

V. Домашнее задание:

§ ,  21  Упр.2, 3, наизусть названия солей: на примере металла натрия (учитель даёт памятку для каждого учащегося)

                                        Соли                                                              

NaCI            -  хлорид натрия                            

Na2SO4             -  сульфат натрия

Na2SO3            -  сульфит натрия

Na2S           -   сульфид натрия

Na2CO3          -   карбонат натрия

Na3PO4          -   фосфат натрия

NaNO3          -    нитрат натрия

NaNO2         -     нитрит натрия

NaF          -     фторид натрия

NaBr        -     бромид натрия

  NaI          -      иодид натрия

Na2SiO3    -     силикат натрия 

VI. Итоги урока. Оценки.

Приложение: Слайды.

Список литературы.

1. О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа 2006г.

2.  Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2012г.

3. Ресурсы Интернета.

В ходе занятия учащиеся смогут:

- актуализировать знания по классам неорганических соединений;

- расширить представление о солях, рассмотрев состав и названия солей;

- самостоятельно приобрести и поделиться информацией о  важнейших представителях неорганических солей;

- продолжить обучение определения с.о. элементов и зарядов ионов  в сложных веществах (солях);

- начать знакомство  с генетическими рядами металла и неметалла (без реакций);

- продолжить формирование навыков анализа понятийного аппарата, работы с СD – ресурсами (проводить поиск, обработку и систематизацию информации), участия в дискуссии, делать обобщающие выводы, практических умений и навыков;

- развивать умение понимать и принимать чужую позицию при работе в группе (воспитание толерантности, ценностного самосознания).

                                                       

Поваренная соль

Хлорид натрия – это единственное минеральное сырьё, которое человек употребляет в пищу в чистом виде. Без соли не возможны физиологические процессы в организме. Она  в виде ионов содержится в крови, обеспечивает работу эритроцитов, в мышцах обуславливает способность в возбудимости.   В тех странах, где соли было мало, люди прибегали  к различным способам удовлетворить свои потребности в ней. Меланезийцы каждое утро натощак пили морскую воду. В Новой Зеландии пищу запевали морской водой. На островах Самоа, Таите и Тонга население употребляло в пищу сырую рыбу, обмакивая её в морскую воду, налитую в скорлупу кокосовых орехов. В Северной Америке индейские племена высушивали и прессовали специальной вид морской водоросли и этим своеобразным пирогом закусывали каждый кусок пищи. У травоядных животных потребность в поваренной соли высока. Лошади, коровы, козы, овцы с удовольствием едят солёный корм. Дикие животные пьют воду солёных источников и едят солончаковые травы.  Все пищевые продукты содержат поваренную соль в некотором количестве: мука – 0,01%, картофель – 0,04%, фрукты – 0,05 %, молоко – 0,15%. Прибавляя к пище ежедневно около 20 г соли, человек съедает в год 7 – кг, а за 70 лет – 500 кг.

                                              Карбонат кальция.

Известняк.  Это минерал органического происхождения. Он используется в строительстве, из него производят много строительных материалов. Он идёт на производство цемента, карбида кальция,  соды, извести.

Мел. Из него изготавливают зубной порошок  и школьные мелки. Это ценная добавка при производстве бумаги, резины, в строительстве – при побелки зданий.

Мрамор. Это плотная кристаллическая порода. Естественный цвет его белый, но различные примеси окрашивают его в различные цвета. Чистый мрамор встречается редко, его используют на работу скульптуры. Цветной мрамор используется как облицовочный материал в строительстве зданий.

Карбонат кальция.  Входит в состав наружного скелета моллюсков (раковин), скорлупы яиц.

Фосфат кальция. Входит в состав внутренн его скелета позвоночных: костей, зубов. Он входит в состав апатитов и фосфоритов. Минерологи назвали так этот минерал, что в переводе апатит с греческого означает «обманщик». Он может менять свой внешний вид, то быть похожим на кварц, известняк или мрамор.

                                                   Лабораторная работа

                                      «Знакомство с образцами солей».

Название вещества

Агрегатное

состояние

Цвет

Запах

Формула

Растворимость

в воде

Карбонат кальция

CaCO3

Кристаллогидрат сульфата меди (II) – медный купорос

CuSO4*5H2O

Хлорид натрия

NaCI

Кристаллогидрат сульфата железа (II) – железный купорос

FeSO4*7H2O

Сульфат магния

MgSO4

                                                                  Тест

                             По теме: «Оксиды, кислоты, основания».

1 вариант.

1.Выберите букву с формулами веществ, в которой  находятся формулы только кислотных оксидов:

а)  Na2O,   N2O,   CuO;

б)  CO2,   P2O5,   Cl2O7;

в)  MgO,   BaO,   K2O;

г)  Li2O,   CaO,   CO.

2. Выберите из списка веществ формулы только кислот:

а) НСI, AICI3,  CO2, H2SO4

 б) H2SO4, HCI, HNO3, HF

 в) NaOH, BaCI2, CO, Ca(OH)2

 г) AI(OH)3, NaOH, KOH, Ba(OH)2

3. Выберите формулу оксида серы (IV):

 а)H2S   б) CO      в) HNO3    г) ZnO   д) SO2

4. Выберите формулу серной кислоты:

 а) H2SiO3 б) H2SO4  в) H2 SO3 г) H2 S

5. Выберите формулу гидроксида калия:

 а) Ba(OH)2, б) NaOH в) KOH г) Ca(OH)2

6. Выберите формулы растворимого в воде основания:

 а)Cu(OH)2 б) KOH в) LiOH  г) AI(OH)3

7.Выберите формулы, в которых лакмус изменяет цвет на красный:

 а) НСI  б) H2SO4  в) NaOH  г) KOH

                                                               Тест

                             По теме: «Оксиды, кислоты, основания».

2 вариант.

1.Выберите букву с формулами веществ, в которой  находятся формулы только основных оксидов:

а)  Na2O,   N2O,   CuO;

б)  CO2,   P2O5,   Cl2O7;

в)  MgO,   BaO,   K2O;

г)  Li2O,   CaO,   CO.

2. Выберите из списка веществ формулы только оснований:

а) НСI, AICI3,  CO2, H2SO4

 б) H2SO4, HCI, HNO3, HF

 в) NaOH, BaCI2, CO, Ca(OH)2

 г) AI(OH)3, NaOH, KOH, Ba(OH)2

3. Выберите формулу оксида углерода (II):

 а)H2S   б) CO      в) HNO3    г) ZnO   д) SO2

4. Выберите формулу сернистой кислоты:

 а) H2SiO3 б) H2SO4  в) H2 SO3 г) H2 S

5. Выберите формулу гидроксида кальция:

 а) Ba(OH)2, б) NaOH в) KOH г) Ca(OH)2

6. Выберите формулы нерастворимого в воде основания:

 а)Cu(OH)2 б) KOH в) LiOH  г) AI(OH)3

7.Выберите формулы, в которых лакмус изменяет цвет на синий:

 а) НСI  б) H2SO4  в) NaOH  г) KOH


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления"

Разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и  оснований. Составление солей по степени окисления" содержит структуру, ход урока,  приложения к мод...

Технологическая карта к уроку химии по ФГОС для 8 класса на тему: "Соли как производные кислот и оснований"

Технологическая карта к уроку химии по ФГОС для 8 класса на тему: "Соли как производные кислот и оснований"  с обозначенными целями и задачами. Указываютя УУД, формируемые на каждом этапе урока. ...

Открытый урок по химии "Соли"

Цель урока: сформировать основные понятия о составе, номенклатуре, свойствах и значении солей.Тип урока: комбинированный.Образовательные задачи:Познакомить с составом, номенклатурой солей.Дать пе...

Методическая разработка к уроку химии в 8 классе на тему "Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия".

Конспект урока химии в 8 классе на тему "Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия"....

Урок химии "Соли как производные кислот и оснований"

Применяемые технологии: технология проблемного обучения, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология...

Технологическая карта урока Тема урока: «Соли как производные кислот и оснований»

Дидактическая цель:  формирование знаний обучающихся о составе, классификации, номенклатуре и применении солей.Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.Задачи урока:Позн...