Рабочая программа элективного курса "Глобальные экологические проблемы"
рабочая программа по химии (10, 11 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса для учащихся 10-11 классов. Согласно требованиям Федерального стандарта основного общего образования, изучение школьного курса химии как составляющей предметной области "Естественнонаучные предметы", направлено на обеспечение формирования целостной научной картины мира и воспитания ответственного и бережного отношения к окружающей среде. Предмет предполагает овладение учащимися межпредметным анализом различных сфер жизни человека. Актуальность данной программы обусловлена тем, что представляется очень важным сохранение окружающей среды, улучшение экологии и знание правильной организации питания и пользования средствами общественного потребления. Формирование у учащихся научных представлений о химии в повседневной жизни человека через пробуждение интереса и развитие профессиональных склонностей к предмету химия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_elektivnogo_kursa.docx | 36.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Рубинская Анжелика Викторовна, учитель химии, МБОУ СОШ №5 г.Кропоткин, Кавказский район Краснодарского края
Рабочая программа элективного курса "Глобальные экологические проблемы"
Рабочая программа элективного курса для учащихся 10-11 классов. Согласно требованиям Федерального стандарта основного общего образования, изучение школьного курса химии как составляющей предметной области "Естественнонаучные предметы", направлено на обеспечение формирования целостной научной картины мира и воспитания ответственного и бережного отношения к окружающей среде. Предмет предполагает овладение учащимися межпредметным анализом различных сфер жизни человека. Актуальность данной программы обусловлена тем, что представляется очень важным сохранение окружающей среды, улучшение экологии и знание правильной организации питания и пользования средствами общественного потребления. Формирование у учащихся научных представлений о химии в повседневной жизни человека через пробуждение интереса и развитие профессиональных склонностей к предмету химия.
Пояснительная записка.
Направленность программы. Согласно требованиям Федерального стандарта основного общего образования, изучение школьного курса химии как составляющей предметной области "Естественнонаучные предметы", направлено на обеспечение формирования целостной научной картины мира и воспитания ответственного и бережного отношения к окружающей среде. Предмет предполагает овладение учащимися межпредметным анализом различных сфер жизни человека.
Умение определять химические компоненты в окружающем мире является одним из показателей уровня развития химического мышления школьников, глубины и полноты усвоения ими учебного материала, наличия навыков применения приобретенных знаний в новых ситуациях. Процесс определения включает сочетание теоретического материала, предусмотренного программой, с умениями логически связывать воедино отдельные химические явления и факты, что стимулирует более углубленное изучение теоретических вопросов и практических знаний курса химии. Вместе с тем умение определять химическую сторону окружающих процессов поможет ориентировать процесс обучения на «зону ближайшего развития» ученика, развивая его личностные, метапредметные и предметные результаты, способствуя профессиональному самоопределению.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что представляется очень важным сохранение окружающей среды, улучшение экологии и знание правильной организации питания и пользования средствами общественного потребления.
Цель программы:
Формирование у учащихся научных представлений о химии в повседневной жизни человека через пробуждение интереса и развитие профессиональных склонностей к предмету химия.
Основные задачи курса:
- Образовательные:
- использовать теоретические знания по химии на практике;
- изучить экологические аспекты в свете химических процессов.
- Воспитывающие:
- формировать личностные умения (целенаправленность, настойчивость, ответственность, дисциплинированность, волевые качества и т.д.);
- воспитывать экологическую культуру.
3. Развивающие:
- формировать метапредметные навыки работы с учебной литературой, сетью Интернет;
- формировать ИКТ-компетентости;
- развивать логическое мышление, внимание, творческие способности посредством выработки рациональных приемов обучения.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Настоящая программа рассчитана на 2 года обучения, всего 69 часов: в первый год обучения (10 класс) - 35 часов (1 час в неделю), второй год обучения (11 класс) - 34 часа (1час в неделю).
Ожидаемые результаты - пройдя данный курс, учащиеся получат расширенные знания по предмету химия; повысят экологическую культуру; получат полное представление об окружающем мире с позиций химических явлений.
Данная программа направлена на достижение обучающимися различных результатов:
-Личностных результатов:
1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, бережное отношение к окружающей среде;
2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; знание и стремление к соблюдению экологической безопасности на производстве;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить исследования, наблюдения, составлять отчеты наблюдений.
-Метапредметных результатов:
1) использование умений и навыков по предмету в других видах познавательной деятельности;
2) применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
3) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
4) использование различных источников для получения химической информации.
-Предметных результатов:
1) В познавательной сфере:
- описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
-описывать и различать химические явления, протекающие в окружающем пространстве;
- классифицировать изученные объекты и явления;
- наблюдать демонстрируемые и протекающие в природе и в быту химические реакции;
-делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
-структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
2) В ценностно-ориентационной сфере:
- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
- анализировать и оценивать последствия использования различной продукции с точки зрения химического состава для человека и лично для себя;
Программа разбита на разделы темы, каждый из которых затрагивает определенную экологическую проблему.
Распределение часов представлено в таблице:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |||
10 кл | 11 кл | ||||
1. | Химия и проблемы окружающей среды. | 9 | |||
2. | Препараты бытовой химии в нашем доме. | 6 | |||
3. | Охрана атмосферы от химического загрязнения. | 9 | |||
4. | Охрана водных ресурсов. | 10 | |||
5. | Охрана земельных ресурсов. | 10 | |||
6. | Химия и производство. | 8 | |||
7. | Экологические проблемы в сельском хозяйстве. | 7 | |||
8. | Химия в животноводстве. | 4 | |||
9. | Влияние загрязнения окружающей среды на организм человека. | 3 | |||
10. | Пути решения экологических проблем. | 2 | |||
Итого: | 35 | 34 |
Содержание курса.
Раздел 1. Химия и проблемы окружающей среды.
Химический состав природной среды Земли. Круговорот веществ в природе. Качество окружающей среды, его соответствие требованиям нормальной жизнедеятельности человека. Токсичность - свойство веществ вызывать отравление организма. Пути воздействия некоторых неорганических и органических веществ на организм человека. Экологические символы на товарах.
Раздел 2. Препараты бытовой химии в нашем доме.
Техника безопасности хранения и использования препаратов бытовой химии. Состав и практическое использование растворителей. Меры предосторожности в работе с огнеопасными веществами. Мел, гипс, известняк. Состав, свойства. Полезные советы по практическому использованию. Полиэтилен, оргстекло, пенопласт. Лавсан, капрон, нитрон, хлорин. Химчистка на дому.
Раздел 3. Охрана атмосферы от химического загрязнения.
Атмосфера - регуляторный механизм биосферы. Естественное и антропогенное загрязнение атмосферы. Изменение свойств атмосферы в результате загрязнения. Парниковый эффект. Борьба с загрязнением атмосферы. Состояние атмосферного воздуха Краснодарского края. Перспективы решения проблемы чистого воздуха. Современные способы очистки выбросов в атмосферу.
Раздел 4. Охрана водных ресурсов.
Водные ресурсы и их значение. Круговорот воды в природе. Антропогенные изменения водных ресурсов. Кислотные дожди. Оценка экологического состояния водных объектов Краснодарского края. Источники загрязнения.
Перспективные пути решения охраны водных ресурсов и современные способы очистки сточных вод.
Раздел 5. Охрана земельных ресурсов.
Почва, её экологическое значение. Виды и источники загрязнения почв. Характеристика земельных ресурсов Краснодарского края. Проблема нитратов. Загрязнение почв тяжёлыми металлами. Эрозия почв. Проблемы захоронения отходов химической промышленности и отработанного ядерного топлива.
Раздел 6. Химия и производство.
Химическая промышленность и химическая технология. Значение химической технологии в жизни общества. Научные принципы организации химических производств. Проблемы сырья, отходов. Основные профессии в химической промышленности. Особенности и сложности экологизации производств. Защита окружающей среды и охрана труда.
Раздел 7. Экологические проблемы в сельском хозяйстве.
Химизация сельского хозяйства. Удобрения и их классификация. Средства химической защиты растений. отрицательные последствия применения пестицидов. Техника безопасности при внесении удобрений и СХЗР в сельском хозяйстве и на приусадебном участке. Проблемы создания экологически чистой сельскохозяйственной продукции.
Раздел 8. Химия в животноводстве.
Активные химические добавки для животных. Дезинфекция животных - способ химической защиты от паразитов. Химическое клонирование животных. Животноводческие продукты, содержащие ГМО.
Раздел 9. Влияние загрязнения окружающей среды на организм человека.
Заболевания человека, вызванные загрязнением окружающей среды. Влияние радиации на организм человека. Смог - химический апокалипсис наших дней.
Раздел 10. Пути решения экологических проблем.
Представление учащимися рефератов по заданной теме. Подведение итогов.
Предполагаемые результаты обучения.
В результате изучения ученик должен знать и уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы.
- Алексеев С.В., Веккер А.М. Изучаем экологию - экспериментально (практикум по экологической оценке состояния окружающей среды) СПб., 1995.
- Алексеев С.В., Груздева Н.В. Практикум по экологии. М.: АО МДС, 1996.
- Витульская Н.В. Прикладная экология. Учебное пособие. Краснодар, 2001.
- Ганкин Г.А. Климатические аномалии в Краснодарском крае. Краснодар, 1989.
- Добровольский Г.В. Функции почв в биосферных экосистемах. М.: Наука 1990.
- Печорин А.И. Природа Кубани. Надежды и тревоги. Краснодар, 1989.
- Цыганков А.П. Технологический прогресс - химия - окружающая среда. М.: Химия, 1979.
- Минеев В.Г., Ремпе Е.Х. Агрохимия, биология и экология почвы. М.: Росагропромиздат, 1990; Петербургский А.В. Основы агрохимии. М.: Просвещение, 1981;
- Петербургский А.В. Агрохимия и система удобрений. М.: Колос, 1976; Постников А.В. Химизация сельского хозяйства. М.:
- Росагропромиздат, 1989; Радов А.С., Пустовой И.В., Корольков А.В. Практикум по агрохимии. М.: Колос, 1971;
- Сударкина А.А., Евсеева И.П., Орлова А.Н. Химия в сельском хозяйстве. М.: Просвещение, 1981.
- Шульпин Г.Б. Эта увлекательная химия. М.: Химия, 1984, 184 с.
- Левичева Н.Б., Иванчикова И.Г. Практикум по неорганической химии. Калининград, 1997; Мельников Н.Н. Пестициды: Химия, технология и применение. М.: Химия, 1987
- Артюшин Н.Л. Удобрения в интенсивных технологиях возделывания сельскохозяйственных культур. М.: Агропромиздат, 1991;
- Безуглова О.С. Удобрения и стимуляторы роста. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
Календарно - тематическое планирование 10 класс
Практических работ - 3
№ урока | Содержание темы | Кол-во часов |
Тема 1. Химия и проблемы окружающей среды. | 9 | |
1 | Химический состав природной среды Земли. | |
2 | Человек и биосфера. Уровни экологических проблем | |
3 | Круговорот веществ в природе. | |
4 | Стандарты качества окружающей среды. | |
5 | Основные источники загрязнения окружающей среды. | |
6 | Токсичность веществ. | |
7 | Понятие о ПДК (предельно допустимых концентрациях) вредных веществ в атмосфере, воде, пищевых продуктах). | |
8 | Экологические символы на товарах. | |
9 | Нефть, уголь и экологические проблемы | |
Тема 2. Препараты бытовой химии в нашем доме. | 6 | |
10 | Техника безопасности хранения и использования препаратов бытовой химии | |
11 | Состав и практическое использование растворителей. Меры предосторожности в работе с огнеопасными веществами | |
12 | Мел, гипс, известняк. Состав, свойства. Полезные советы по практическому использованию | |
13 | Полиэтилен, оргстекло, пенопласт | |
14 | Лавсан, капрон, нитрон, хлорин | |
15 | Химчистка на дому | |
Тема 3. Охрана атмосферы от химического загрязнения. | 9 | |
16 | Изменение свойств атмосферы в результате загрязнения химическими отходами. | |
17 | Оценка экологического состояния воздушной среды. | |
18 | Практическая работа №1. | |
19 | Парниковый эффект. | |
20 | Оценка запыленности воздуха в школе. | |
21 | Практическая работа №2. | |
22 | Химические выбросы предприятий города. | |
23 | Современные способы очистки выбросов в атмосферу. | |
24 | Оценка экологического состояния воздушной среды города Кропоткина и Кавказского района. | |
25 | Оценка экологического состояния воздушной среды Краснодарского края. | |
Тема 3. Охрана водных ресурсов. | 10 | |
26 | Водные ресурсы и их значение. | |
27 | Круговорот воды в природе. | |
28 | Кислотные дожди. | |
29 | Оценка экологического состояния водных объектов. | |
30 | Практическая работа №3. | |
31 | Оценка экологического состояния водных объектов города Кропоткина и Кавказского района. | |
32 | Оценка экологического состояния водных объектов Краснодарского края. | |
33 | Источники загрязнения. | |
34 | Определение экологического состояния природной воды. | |
35 | Определение экологического состояния природной воды в местном водоеме. | |
Итого: | 35 |
Календарно - тематическое планирование 11 класс
Практических работ - 3
№ урока | Содержание темы | Кол-во часов |
Тема 5. Охрана земельных ресурсов. | 10 | |
1 | Характеристика земельных ресурсов. | |
2 | Характеристика земельных ресурсов Краснодарского края. | |
3 | Источники загрязнения земельных ресурсов. | |
4 | Проблема нитратов. | |
5 | Загрязнение почв тяжелыми металлами. | |
6 | Эрозия почв. | |
7 | Проблемы захоронения отходов химической промышленности и отработанного ядерного топлива. | |
8 | Определение общих физических свойств почвы. | |
9 | Оценка экологического состояния почвы на пришкольном участке. | |
10 | Практическая работа №1. | |
Тема 6. Химия и производство. | 8 | |
11 | Химия и производство. | |
12 | Химические выбросы предприятий города. | |
13 | Проблемы сырья и отходов. | |
14 | Проблема безотходного производства. | |
15 | Особенности и сложности экологизации производства. | |
16 | Расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта. | |
17 | Расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта по улице Авиационной вблизи школы. | |
18 | Практическая работа №2. | |
Тема 7. Экологические проблемы в сельском хозяйстве. | 7 | |
19 | Химизация сельского хозяйства. | |
20 | Удобрения. Классификация удобрений. | |
21 | Практическая работа №3. | |
22 | Средства химической защиты растений. | |
23 | Понятие о ядохимикатах. | |
24 | Последствия применения ядохимикатов. | |
25 | Проблемы создания экологически чистой сельскохозяйственной продукции. | |
Тема 8. Химия в животноводстве. | 4 | |
26 | Активные химические добавки для животных. | |
27 | Дезинфекция животных - способ химической защиты от паразитов. | |
28 | Химическое клонирование животных. | |
29 | Животноводческие продукты, содержащие ГМО. | |
Тема 9. Влияние загрязнения окружающей среды на организм человека. | 3 | |
30 | Заболевания человека, вызванные загрязнением окружающей среды. | |
31 | Влияние радиации на организм человека. | |
32 | Смог - химический апокалипсис наших дней. | |
Тема 10. Пути решения экологических проблем. | 2 | |
33 | Пути решения экологических проблем города Кропоткина и Кавказского района. | |
34 | Пути решения экологических проблем Краснодарского края. | |
Итого: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
элективный курс "Экологические проблемы и химия"
элективный курс "Экологические проблемы и химия" 10 класс...
Рабочая программа элективного курса для 10 класса "Химия и экологическая культура"
Рабочая программа элективного курса по химии для 10 класса "Химия и экологическая культура"...
Рабочая программа элективного курса по экологии «Экологические проблемы Амурской области»
Программа данного элективного курса рассчитана на 17 часов. Элективный курс предназначен для учеников 9 классов, перед которыми стоит проблема выбора дальнейшего профиля обучения.Цель: Формирование...
Элективный курс "Экологические проблемы глазами физиков"
Как известно, главным образом техника и технология производства, базирующиеся на достижениях науки, повинны в экологическом кризисе, который характерен для современного состояния зем...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС
laquo;КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС...
Рабочая программа элективного курса "Экологическая культура и здоровье человека"
Рабочая программа элективного курса "Экологическая культура и здоровье человека"...