элективный курс "Экологические проблемы и химия"
элективный курс по химии (10 класс) на тему
элективный курс "Экологические проблемы и химия" 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_ekologicheskie_problemy_i_himiya._10_klass.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РБ
МОУ «Курумканская средняя общеобразовательная школа №2»
Элективный курс
«Экологические проблемы и химия»
10 класс
с. Курумкан
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса «Экологические проблемы и химия» предполагает углубление знаний обучающихся по отдельным темам базового курса химии.
Продолжительность курса – 34 часа (1 час в неделю).
Среди современных проблем, стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна – проблема ухудшения качества среды обитания человека. Она носит глобальный характер и волнует людей всех стран, больших и малых, развитых и развивающихся. Загрязнение окружающей среды влечёт за собой тяжкие последствия для людей.
Экологические проблемы касаются каждого человека, уровня его подготовленности к осознанному использованию достижений естественных наук в производственных и бытовых сферах. Особенно важно решение вопроса элементарной «химической» подготовленности людей, ведь с веществами, способными принести определённый вред человеку, сегодня контактирует практически каждый из нас. Это и лекарства, и косметические и парфюмерные средства, красители, различные виды топлива, пластики, удобрения и т. д. Однако далеко не все из потребителей имеют представление об опасности, связанной с их использованием. Это противоречие обусловливает многие беды, обрушившиеся на нас.
Снять их остроту призвана данная программа элективного курса для учащихся 10 классов.
Изучение курса направлено на достижение следующих целей:
– освоение обучающимися знаний в области химической науки, её роли в познании явлений природы и практической деятельности человека;
– освоение экспериментальных методов познания;
– развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе поиска решения жизненно важных проблем, связанных с химией и экологией;
– формирование индивидуальных образовательных потребностей;
– воспитание творческого отношения к процессу познания, потребности в экологически грамотном поведении в производственной и повседневной сферах жизни;
– использование знаний и умений в области химии для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека.
В процессе обучения на занятиях элективного курса учащиеся приобретают следующие знания:
– основ экологии и химии, формирующие научную картину мира и экологическую культуру;
– об общечеловеческой ценности природы, месте человека в природе, значении мониторинга и деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды;
– о роли химии в решении экологических проблем людей;
– о веществах, их роли в окружающей среде, процессах, происходящих в природе, производственной и бытовой деятельности человека.
Умения:
– объяснять значение общечеловеческой ценности природы, роли и места человека в ней, значение экологического мониторинга и деятельности человечества по сохранению и улучшению качества окружающей среды; роли научных знаний по химии;
– принимать участие в природоохранной и природовосстановительной деятельности (акции по оздоровлению окружающей среды и т. д.);
– выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний.
Ожидаемые результаты.
Полученные знания и умения должны помочь учащимся:
– научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения;
– закрепить практические навыки и умения при решении задач;
- выполнять творческие задания.
Содержание курса
Введение (1 ч)
Современные экологические проблемы с точки зрения химика (2ч) Ухудшение качества среды обитания человека. Биосфера, биогеоценозы, биота. Учение В. И. Вернадского. Понятие об адаптации форм жизни к окружающим условиям. Воздействие на природу и адаптационные возможности биосферы. Саморегуляция биосферы. Круговорот элементов и его роль в природе. Понятие об антропогенном воздействии на природную среду и основные задачи по её сохранению и улучшению.
Химия, экология, технология (7 ч)
Современные представления о химической промышленности. Условность «безотходного» производства. Сырьё химической промышленности. Создание новых материалов и проблемы экологии. Технологические решения экологических проблем, основанные на принципах малоотходного производства (замкнутые водооборотные системы, производство серной кислоты, восстановление каталитических оксидов азота до азота, химические поглотители парниковых газов и т. д.)
Проблема загрязнения окружающей среды. Оценка ВОЗ известных химических соединений с точки зрения экологии. Рост потребления сырьевых ресурсов. Данные о химическом загрязнении атмосферы, вод, почвы. Биосферный мониторинг, его возможности.
Проблема кислотных осадков – глобальная экологическая проблема. Понятие о кислотности растворов амфотерных осадков, вод природных водоёмов. Источники кислотных осадков. Химические процессы, лежащие в основе их образования. Влияние кислотных осадков на окружающую среду и человека. Меры борьбы с кислотными осадками.
Органические загрязнители окружающей среды, их классификация по стойкости. Понятие о стойких органических загрязнителях окружающей среды и мерах предупреждения загрязнения. Пестициды, их значение, меры по предупреждению загрязнения ими окружающей среды. Диоксины, их значение, меры по предупреждению загрязнения окружающей среды. Понятие о других органических загрязнителях (бензопирен, альдегиды, углеводы и др.), их значение и меры по предупреждению загрязнения ими окружающей среды.
Экологическая безопасность в повседневной жизни (7 ч)
Экологическая безграмотность в быту – основная причина нарушений здоровья человека. Пищевая промышленность и экология. Рынок продовольственных товаров. Понятие о пищевых добавках; обработке (обеззараживании) ягод, фруктов, овощей; очистка пищевых продуктов от радионуклидов, нитратов и нитритов. Предупреждение инфекционных заболеваний. Антиканцерогенное действие веществ; выведение токсинов из организма.
«Химическая обеспеченность» современного быта и предупреждение негативного воздействия этих веществ на окружающую среду и человека. Жилище, одежда, обувь. Уборка помещений, стирка, средства ухода и гигиены, косметические средства, их значение и предупреждение воздействия на окружающую среду и человека.
Решение расчётных задач по химии с экологическим содержанием по темам курса (10 ч)
Основные понятия химии. Атомы и молекулы, химические элементы. Абсолютная масса атомов и молекул. Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества (моль). Постоянная Авогадро. Молярная масса.
Стехиометрические понятия. Молярный объём газов при нормальных условиях. Относительная плотность газов. Химические формулы сложных веществ. Определение молекулярных формул вещества.
Расчёты по уравнениям химических реакций. Определение количества вещества и массы реагентов и продуктов. Определение объёма газообразных реагентов и продуктов. Теоретический и практический выход продукта реакции. Массовая доля примесей в веществе.
Химическая кинетика. Скорость химических реакций. Константа скорости реакций.
Растворы. Качественный и количественный состав растворов. Массовая доля и молярная концентрация растворённого вещества. Приготовление растворов заданного состава. Кристаллогидраты. Газовые растворы.
Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей в водном растворе. Кислая, щелочная и нейтральная среда раствора.
Экспериментальные задачи по химии с экологическим содержанием (6 ч)
Проблемы нефтяных загрязнений. Природные источники углеводородов и их переработка. Нефть, её состав и свойства. Продукты фракционной перегонки нефти. Охрана окружающей среды при перегонке и транспортировке нефти.
Практическая работа «Очистка поверхности от нефтяных загрязнений. Спасение природных объектов».
Пищевые продукты. Роль химических соединений и элементов в питании и жизнедеятельности человека и животных.
Практическая работа «Исследование пищевых продуктов (определение белка, углеводов, аскорбиновой кислоты, этанола, молочной кислоты, нитратов)».
Практическая работа «Экологическая оценка пищевых продуктов».
Обобщение (1 ч)
Практическая деятельность людей – фактор, по масштабам соизмеримый с эволюцией живой природы. Роль химических знаний в обеспечении экологически грамотного отношения к природе.
Тематический план
№ занятия | Тема занятия | Краткое содержание | Форма занятия | Кол-во часов |
1 | Введение | Лекция с элементами беседы. | 1 |
2-3 | Современные экологические проблемы с точки зрения химика | Проблема ухудшения качества среды обитания человека. Биосфера, биогеоценозы, биота. Учение В. И. Вернадского. Адаптация форм жизни к условиям окружающий среды. Воздействие на природу и адаптационные возможности биосферы. Способность биосферы к саморегуляции. круговорот элементов и его роль. Предотвращение антропогенного воздействия на природную среду и основные задачи современности | Лекция с элементами беседы. Творческие задания: 1. Подготовить реферат по теме занятия для ученической конференции НОУ. 2. Подготовить экологическую сказку для младших школьников и выступить с ней перед ними | 2 |
4 | Химия, экология, технология | Современные представления о причинах экологических проблем и путях их решения. Условность «безотходного» производства. Сырьевая проблема. Создание новых материалов и проблемы экологии. Примеры технологических решений экологических проблем, основанные на принципах малоотходного производства (замкнутые водооборотные системы производства, каталитическое восстановление оксидов азота до азота, химические поглотители парниковых газов) | Сообщения учащихся. Собеседование | 1 |
5-6 | Проблема загрязнения атмосферы, почвы, вод | Оценка ВОЗ известных химических соединений с точки зрения экологии. Рост потребления сырьевых ресурсов. Данные об экологическом состоянии атмосферы, почвы, вод. Биосферный мониторинг, его возможности. Социальная составляющая экологических проблем | Семинар. Тест-опрос | 2 |
7-8 | Проблема кислотных осадков – глобальная экологическая проблема | Проблема кислотных осадков. Понятие о кислотности растворов атмосферных осадков, вод природных водоёмов. Источники кислотных осадков. Химические процессы образования кислотных осадков. Влияние кислотных осадков на окружающую среду и человека. Меры борьбы с кислотными осадками | Групповая работа с дополнительными источниками информации. Собеседование | 2 |
9-10 | Органические загрязнители окружающей среды | Органические загрязнители окружающей среды, их классификация по стойкости. Стойкие органические загрязнители окружающей среды, меры по предупреждению загрязнения ими. Пестициды, их значение, меры по предупреждению загрязнения окружающей среды. Диоксины, их значение, меры по предупреждению загрязнения ими окружающей среды. Другие органические загрязнители (бензопирен, альдегиды, углеводы и др.), их значение и меры по предупреждению загрязнения ими окружающей среды | Лекция. Сообщения учащихся | 2 |
11-14 | Пищевые продукты и экологическая безопасность | Экологическая безграмотность в быту – основная причина нарушений здоровья человека. Пищевая промышленность и экология. Рынок продовольственных товаров. Понятие о пищевых добавках; обработке (обеззараживании) ягод, фруктов, овощей; очистка пищевых продуктов от радионуклидов, нитратов и нитритов. Предупреждение инфекционных заболеваний. Понятие об антиканцерогенном действии веществ; выведение токсинов из организма | Сообщения учащихся. Практическая работа | 4 |
15-17 | Экологическая безопасность в повседневной жизни (жилище, одежда, обувь, гигиена, косметика и др.) | Химическая «обеспеченность» современного быта и предупреждение негативного воздействия этих веществ на окружающую среду и организм человека. Жилище, одежда, обувь. Уборка помещений, стирка, средства ухода и гигиены. Химические средства, применение их в быту, их значение, предупреждение воздействия на окружающую среду и организм человека | Практическая работа. Тест-опрос | 3 |
18 | Основные понятия химии | Атомы и молекулы, химические элементы. Абсолютные массы атомов и молекул. Относительные атомные и молекулярные массы. Количество вещества. Постоянная Авогадро. Молярная масса | Решение расчётных задач | 1 |
19-20 | Стехиометрические понятия | Молярный объём газов при н. у. Относительная плотность газов. Химические формулы сложных веществ. Определение молекулярной формулы вещества | Решение задач. Творческие задания: 1. Подготовить химическую задачу с экологическим содержанием по теме занятия. 2. Подготовить краткое сообщение и выступить с ним на занятии из цикла «Хочу всё знать!» | 2 |
21 | Расчёт по уравнениям химических реакций | Определение количества вещества и массы реагентов, продуктов. Теоретический и практический выход продукта реакции. Массовая доля примесей в веществе | Решение задач | 1 |
22-23 | Химическая кинетика | Скорость химических реакций. Константа скорости реакции | Решение задач | 2 |
24-25 | Растворы | Качественный и количественный состав растворов. Массовая доля и молярная концентрация растворённого вещества. Приготовление растворов заданного состава. Кристаллогидраты. Газовые растворы | Практическая работа. Сообщения учащихся. Решение задач | 2 |
26-27 | Электролитическая диссоциация | Сильные и слабые электролиты. Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей в водном растворе. Кислая, щелочная и нейтральная среда раствора. Расчёт рН в растворах сильных, слабых кислот и оснований. Гидролиз | Сообщения учащихся. Решение задач | 2 |
28 | Проблема нефтяных загрязнений | Природные источники углеводородов, их переработка. Нефть, её состав и свойства. Продукты фракционной перегонки нефти. Крекинг и ароматизация нефтепродуктов. Охрана окружающей среды при переработке и транспортировке нефти и нефтепродуктов. Практическая работа «Очистка поверхности от нефти. Спасение природных объектов» | Практическая работа | 1 |
29-31 | Исследование пищевых продуктов | Роль химических соединений и элементов в питании и жизнедеятельности человека и животных. Практическая работа: – определение белка в пищевых продуктах; – определение углеводов в пищевых продуктах; – определение аскорбиновой кислоты; – изучение растительных масел; – обнаружение этанола в кефире; – обнаружение молочной кислоты в кисломолочных продуктах; – обнаружение нитратов в овощах | Практическая Решение экспериментальных задач с экологическим | 3 |
32-33 | За экологическую безопасность продуктов питания | Понятие о государственном стандарте для продуктов питания. Как получить информацию о продукте из его этикетки. Фальсификация продуктов питания. Практическая работа «Экологический анализ полуфабрикатов, продуктов длительного хранения» | Практическая работа | 2 |
34 | Обобщение курса: защита | Темы рефератов соответствуют содержанию курса | Защита рефератов. Экспертная оценка реферата: учеником, учителем, другими учащимися. Подведение итогов экспертной оценки, определение лучших рефератов | 1 |
Примерные темы рефератов
1. Выдающиеся химики о проблемах экологии.
2. Международное экологическое право.
3. Хартия Земли – поиск нового пути.
4. Правовые вопросы охраны природы в РФ.
5. Совершенствование химических производств и влияния их на окружающую среду.
6. Озоновый слой Земли – проблемы и прогнозы.
7. Атмосфера: источники загрязнения, антропогенное воздействие, мониторинг.
8. Вода, дарующая жизнь.
9. Кислотные дожди.
10. Стойкие органические загрязнители – пестициды.
11. Стойкие органические загрязнители – диоксины.
12. Опасные токсические вещества.
13. Отходы и связанные с ними экологические проблемы.
14. Мусор, проблемы его утилизации.
15. Энергетика будущего.
16. Бытовые загрязнители окружающей среды.
17. Экологическая цена автомобиля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса «Введение в химию» Химия 6 класс
В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в форми...
Элективный курс «Проблемы социальной информатики»
Элективный курс «Проблемы социальной информатики»Курс разработан для учащихся 10-11 классов, продолжительность обучения 1 года (34 аудиторных часов). Занятия проводятся по одному часу в неделю.Электив...
Рабочая программа элективного учебного предмета по химии для обучающихся 10-11 классов среднего общего образования ХИМИЯ В ЗАДАЧАХ И УПРАЖНЕНИЯХ
Рабочая программа элективного учебного предмета по химии для обучающихся 10-11 классов среднего общего образования "ХИМИЯ В ЗАДАЧАХ И УПРАЖНЕНИЯХ", (2 часа в неделю, всего 68 часов...
СТАТЬЯ Формирование познавательных УУД в процессе учебного исследования по проблемам истории химии
Учебное исследование - одна из наиболее активных, а следовательно и эффективных форм организации работы обучающихся на уроках по формированию познавательных УУД. Изучение истории химии, с использовани...
Авторская рабочая программа элективного курса (предмета) по химии "Химия в помощь сельскому жителю - владельцу земельного участка"
Предлагаемый элективный курс (предмет) предназначен для учащихся 9 (10) классов сельских школ. Имеет прикладную направленность, способствует профессиональной ориентации старшеклассников. Сохраняя стру...
Проблемы преподавания химии в школах
В статье рассматриваются актуальные проблемы преподавания химии, с которыми сталкиваются учителя района.Помимо перечисления трудностей, предлагаются способы их решения....
Презентация Проблемы преподавания химии в школах
Презентация к статье "Проблемы преподавания химии в школах Хивского раойона"...