Рабочая программа элективного курса для 10 класса "Химия и экологическая культура"
рабочая программа по химии (10 класс) по теме
Рабочая программа элективного курса по химии для 10 класса "Химия и экологическая культура"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_10_kl_khimiya_i_ek_kultura.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа элективного курса «Химия и экологическая культура»
Пояснительная записка
Одной из ведущих тенденций современного образования является его профилизация. Данный курс предполагает углубление знаний по химии, что должно обеспечить подготовку к ЕГЭ и поступление в ВУЗ на соответствующие специальности. Программа элективного предназначена курса предназначена для профильной подготовки учащихся 10-х классов. Содержание учебного материала соответствует целям и задачам профильного обучения и обладает новизной для учащихся. Элективные курсы по химии в 10-11-х классах призваны развивать интерес к этой удивительной науке, формировать научно-диалектическое мировоззрение, расширять кругозор учащихся. Кроме того, курс направлен удовлетворение познавательных интересов учащихся в области химических проблем экологии, экономики, новинок познавательной химии, поэтому он будет полезен многим учащимся.
Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значении химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а также в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической химией, повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развивать логическое мышление.
Содержание элективного курса направлено на развитие экологической культуры учащихся, приводятся убедительные доводы в необходимости вести нормальный образ жизни, чтобы сохранить здоровье каждого человека и нации. Изучение курса будет способствовать реализации общекультурного компонента содержания химического образования, будут изучены об открытии некоторых элементов, обращено внимание на такие важные вопросы, и в то же время привычные вещи, как витамины, краски, пища, ткани.
Актуальность предлагаемого курса обусловлена значимостью рассматриваемых экологических и валеологических представлений и проблем, которые ставит перед нами сама жизнь.
Этот элективный курс дает возможность учителю и учащимся заниматься самостоятельной познавательной деятельностью по вопросам здоровья, охраны окружающей среды, изучения заинтересовавших вопросов.
Общими принципами отбора содержания материала программы являются:
системность,
целостность,
научность,
познаваемость.
Образовательный курс дополняет базовый уровень, обеспечивает необходимой информацией.
Курс позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения учащихся, а потому обучение будет более интересным, творческим.
В содержание программы заложены следующие идеи:
природа находится в динамическом равновесии;
разумный образ жизни человека - необходимое условие;
знание физиологических жизненных процессов с точки зрения химика;
химические знания необходимы для разумного решения любых проблем.
Ведущая идея курса: развитие химической науки служит интересам общества, призвано улучшать жизнь человека, решать проблемы, стоящие перед человеком и человечеством. Следовательно, вещества нужно изучать, чтобы правильно их применять и предвидеть последствия их воздействия на организм.
Основные цели элективного курса:
Вооружение учащихся знаниями о некоторых веществах, которые нас окружают.
Привитие чувства гордости за человека, познающего мир.
Развитие внутренней мотивации учения, повышение интереса к познанию мира.
Развитие личности учащегося изучением данного курса.
Задачи курса:
1. Сформировать у учащихся сознания необходимости:
интересоваться новейшими открытиями в области химии;
изучать вещества, с которыми приходится иметь дело в повседневной жизни.
2. Учить учащихся высказывать свое мнение по поводу открытий.
3. Учить проводить наблюдения, исследования, доказательства выводов о свойствах, пользе, вреде веществ.
4. Приобщать учащихся пользоваться дополнительной литературой, находить главное, составлять конспекты, отчеты, выступления.
5. Развивать у учащихся самостоятельность и творчество при решении практических задач,
Программа курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю в 10 классе).
Расширение данного элективного курса связано необходимостью более тщательного и глубоко анализа всех взаимосвязанных процессов и явлений происходящих в окружающей человека среды. Без глубокого анализа протекающих химических, биологических, и экологических явлений невозможно тщательное познание тонких особенностей материального мира и сохранения здоровья человека и общества в целом.
В авторской программе Малюта Р.Е. «Химия и экологическая культура», взятой за основу, отсутствовала тема «Литосфера. Основные типы загрязнителей», мы считаем что ее включение в данный курс позволит более глубоко понять химическое загрязнение одной из основных сред обитания человека, и его причины, а так же проблемы химизации сельского хозяйства и последствия неразумного использования минеральных удобрений и ядохимикатов.
Тематическое распределение часов
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1. | ВВЕДЕНИЕ. МНОГОБРАЗНЫЙ МИР ХИМИИ | 2 |
2. | ТЕМА 1. АТМОСФРА. ВОЗДУХ, КОТОРЫМ МЫ ДЫШИМ | 12 |
3. | ТЕМА 2. ГИДРОСФЕРА. ВОДА, КОТОРУЮ МЫ ПЬЕМ | 10 |
4. | ТЕМА 3. ЛИТОСФЕРА. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ | 10 |
Итого 34 часа
Содержание программы
Введение. Многообразный мир химии (2 час)
Исторический путь развития химической науки - череда восхождений, приумножение знаний, опыта и рост престижа химии.
Использование свойств веществ, физических и химических явлений в биотехнологии, сельском хозяйстве, промышленности, быту, медицине. Опасность нерациональной химизации народного хозяйства. Биохимическая оценка загрязнения российских территорий. Проблема сохранения чистоты окружающей среды. Достижения ученых в области изучения происхождения органических соединений на Земле и в космосе.
ТЕМА 1. Атмосфера. Воздух, которым дышим (12 часов)
Атмосфера. Состав воздуха. «Легкие планеты».
Основные загрязнители воздуха. Что представляют собой автомобильные выхлопы.
Увеличение концентрации углекислого газа и метана в атмосфере. Озоновый слой. Парниковый эффект и его последствия. Кислотные дожди. Гипотеза инженера Арсеньева. Использование водорода, природного газа, этилового спирта в качестве топлива в двигателях внутреннего сгорания. Плазма и экологические технологии по очистке воздуха от вредных примесей.
ТЕМА 2. Гидросфера. Вода, которую мы пьем (10 часов)
Гидросфера. Составляющие гидросферы. Запасы рек и озер России. Мировое потребление воды. Круговорот воды в природе, его значение в сохранении природного равновесия. Значение воды в живой и неживой природе.
Состав воды, физические свойства. Вода - универсальный растворитель. Природные воды. Методы очистки вод. Водоочистительные станции. Санитария питьевой воды. Понятие о ПДК веществ в питьевой воде. Охрана природных вод: законодательство, международное сотрудничество.
ТЕМА 3. Литосфера. Земля на которой живем (10 часов)
Строение и состав земной коры. Минералы их состав, строение и происхождение. Полезные ископаемые Краснодарского края. Экологические проблемы при добыче и транспортировке полезных ископаемых.
Почва. Строение, химический состав почв. Типы почв по Докучаеву. Основные свойства почвы (гигроскопичность, кислотность, сосущая сила почвы, и т.д.). Основные типы загрязнителей почвы.
Экологические проблемы химизации сельского хозяйства. Миграционная способность тяжелых металлов.
Перечень практических занятий
Практическая работа 1. Исследование загрязнения автомобильным транспортом воздуха в г. Курганинске.
Практическая работа № 2. Исследование питьевой воды в г. Курганинске, взятой из разных питьевых источников, и определение ее пригодности для использования.
Практическая работа № 3. Определение жесткости воды, изучение способов ее устранения.
Практическая работа № 4. Изучение структуры почвы территории МОУ СОШ № 5.
Практическая работа № 5. Сравнительный анализ химического состава почв различных участков города Курганинска.
Требования к усвоению учебного материала учащимися
В результате изучения программы элективного курса, учащиеся должны знать:
качественный и количественный состав воздуха, основные загрязнители воздуха;
состав почв, строение и структуру, основные загрязнители почвы;
последствия загрязнения окружающей среды веществами, содержащимися в выхлопных газах автомобилей, промышленных отходах, средствах бытовой химии;
пути сохранения чистоты воздуха;
роль озонового слоя в биосфере;
пути решения проблем «кислотных дождей» и «парникового эффекта»;
пути сохранения пресной воды от загрязнения;
проблемы загрязнения водного бассейна (причины, источники, пути сохранения чистоты);
требования законодательства в области охраны воздуха, водных ресурсов, к пищевым продуктам;
экологические проблемы местного значения;
роль химии в решении экологических проблем.
исторический путь становления химии как науки и значение некоторых веществ в наше время;
природное равновесие и к чему приводит его нарушение;
уметь оценивать состояние воздушной и водной среды;
уметь объяснять влияние различных загрязнений на продукты питания;
бережно относиться к натуральным волокнам;
Учащиеся должны уметь:
анализировать состав пищевых продуктов по этикеткам, уметь отличать качественные от некачественных;
использовать дополнительный информационный материал;
вести себя в природной сфере в соответствии с экологическими требованиями.
Литература для учителя
Андруз Дж. и др. Введение в химию окружающей среды. – М.: Мир, 1999.
Баренбойм Г.М., Венецианов Е.В., Данилов-Данильян В.И. Некоторые научно-технологические проблемы проектирования, создания и функционирования систем мониторинга водных объектов // Вода: Химия и экология.- №1.- 2008. С. 5-13.
Данилин А.А., Названова Г.Ф. Лабораторный практикум по органической химии: Учебное пособие. - Самара: Изд-во Самарский университет, 2003. - 60 с.
Дерябина Г.И., Потапова И.А., Нечаева О.Н. Практикум по органической химии. Часть I. Методы очистки и идентификации органических соединений. - Самара: Изд-во «Универс-Групп», 2005. - 84 с.
Максанова Л.А., Аюрова О.Ж. Методические указания к выполнению лабораторных работ по органической химии для студентов пищевых специальностей. - Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2005. - 134 с.
Мороховец И. И. Социально-экономические проблемы Кубани. Краснодар: Советская Кубань, 2003 г.
Предметные недели и открытые уроки. Биология, химия, география, экология – М.: Академия Развития, 2009 г.- 224 с.
Рогов И.А., Антипова Л.В., Дунченко Н.И Химия пищи. М.: Колосс, 2007 г.
Тимофеева С.С. Основы современного естествознания и экологии / Тимофеева С.С. Медведева С. А., Ларионова Е.Ю. Ростов-н/Д: Феникс, 2004. С. 4-25.
Химия и экология. 8-11 кл: Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию / Сост. Г.А. Фадеева.- Волгоград: Учитель, 2004.- 118 с.
Литература для учащихся
Бычинский В.А., Вашукевич Н.В. Тяжелые металлы в почвах в зоне влияния промышленного города: Учебное пособие. Иркутск: Изд. Иркут. ун-та. 2008. - 130 с
Книга для чтения по охране природы: А.Н.Захлебный / Для учащихся 9-11 кл. сред.шк. – М.:Просвещение, 1986.
Москвичев Ю.А., Фельдблюм В.Ш. Химия в нашей жизни (продукты органического синтеза и их применение): Монография. - Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2007. - 411 с.
Никитин А.И. Вредные факторы среды и репродуктивная система человека (ответственность перед будущими поколениями). – СПб.: «ЭЛБИ-СПб», 2005.-216 с.
Новошинский И.И. Органическая химия: 11 класс/И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская. – Краснодар: «Сов. Кубань», 2004.-312 с.
Основы экологии: Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. – М.: «Просвещение», 1997.
Экология России: Б.М.Миркин, Л.Г.Наумова / Учебник из Федерального компонента для 9-11-х классов общеобразовательной школы. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: АО МДС, 1996.
Экология человека: учебник / под ред. А.И.Григорьева. – М.: ГЕОЭТАР-Медиа, 2008. – 240 с.
Экология: Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. – М.: Дрофа, 1995.
Экология: Школьный справочник / Сост. А.П. Ошмарин, В.И. Ошмарина. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса
Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса направлена на достижение следующих целей:1) систематизация и обобщение знаний о современном русском языке;2) фор...
Рабочая программа элективного курса "Духовное краеведение. Культура русского народа"
Программа расчитана на 3 года, на параллели7-9классов....
Рабочая программа элективного курса по экологии «Экологические проблемы Амурской области»
Программа данного элективного курса рассчитана на 17 часов. Элективный курс предназначен для учеников 9 классов, перед которыми стоит проблема выбора дальнейшего профиля обучения.Цель: Формирование...
Рабочая программа элективного курса "Глобальные экологические проблемы"
Рабочая программа элективного курса для учащихся 10-11 классов. Согласно требованиям Федерального стандарта основного общего образования, изучение школьного курса химии как составляющей предметной обл...
Рабочая программа элективного курса "Экологическая культура и здоровье человека"
Рабочая программа элективного курса "Экологическая культура и здоровье человека"...