Рабочая программа элективного курса в 8 классе "Экологическая культура и здоровый образ жизни"
рабочая программа по экологии (8 класс) на тему

Петернева Лариса Петровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.pr_.elektiv_8klekologiya.docx31.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Нижнеудинск»

           Рассмотрено                                                          Утверждено

на методическом объединении        Приказом директора школы

      Протокол от ____№_____        от ____________ № ____

Рабочая  программа

Элективного курса

Экологическая культура и здоровый образ жизни

8 класс

 (класс, параллель)

                                                                                                                     

        

2013  -  2014  учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа элективного курса «Экологическая культура и здоровый образ жизни» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта   общего образования, на основе программы внеурочной деятельности

«Экологическая культура и здоровый образ жизни.8класс./Е.Н.Дзятковская,  А.Н.Захлебный, Л.И.Колесникова и др.-М.:Просвящение,2012.-92с.-(Работаем по новым стандартам).

Цели:

1.Формирование индивидуального и коллективного опыта проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни в жизненных ситуациях школы и дома.

Задачи курса:

1)развитие общения как ведущей деятельности, познавательных и интеллектуальных способностей учащихся, умений самостоятельно приобретать знания;

2) развитие разнонаправленных интересов учащихся в гуманитарной, естественнонаучной, технической, прикладной сферах деятельности;

3) формирование исследовательских умений и практических действий в реальных жизненных ситуациях;

4)воспитание гражданской ответственности, лидерских качеств, трудолюбия, аккуратности;

Элективный курс ведется в 8 классе.

Организация деятельности учащихся в форме клуба по интересам «Экология и здоровье».

Виды деятельности: научно- исследовательская, проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно полезная практика.

Формы организации: дискуссия, полемика, прения, диспут, дебаты, форум, встреча с интересными людьми, тематический вечер, исследовательские работы естественнонаучной, гуманитарной, технической, технологической направленности, просветительские акции, киноклуб.

Содержательные линии:

-учусь экологическому мышлению;

-учусь управлять собой, моя культура здоровья;

-учусь действовать, мои проекты в области экологии и здоровья.

Содержание

Введение

Клуб по интересам как форма общения и совместной деятельности. Клуб «Экология и здоровье», его задачи. Программа работы клуба. Форма работы: тематические заседания, форумы, дискуссии, диспуты, полемика, дебаты, просмотры кинофильмов и их обсуждение; практические и лабораторные работы; работа в Интернете, библиотеке, тематический месячник. Критерии оценки деятельности членов клуба. Портфолио.

Ключевые понятия. Здоровье. Ресурсы здоровья. Здоровье как медицинская и социокультурная проблема. Виды ресурсов здоровья. Здоровый образ жизни как способ сохранения и увеличения ресурсов здоровья.

Формы организации внеурочной деятельности

Открытие клуба.

Заседание клуба « Здоровье и его ресурсы»

Раздел1.Культурные традиции здоровья разных эпох, народов, территорий

Особенности традиций здоровья у разных народов и их причины. Культурные традиции здорового образа жизни разных племен и народов.

Историко-культурный метод реконструкции событий и определение их смысла. Культура здоровья местных коренных народов. Особенности питания, предметов домашнего обихода, способов природопользования, воспитания здорового потомства и отношение к вредным привычкам.

 Формы организации внеурочной деятельности

Клубная гостиная «Этнография о здоровье»

Дискуссия «Культура здоровья и экологическая культура: что общего?»

Форум «Культура здоровья местного населения».

Раздел2.Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью?

Исследовательские умения. Риски для здоровья. Экологические риски. Источники информации их надежность. Способы проверки информации на достоверность. Практические способы оценки экологических рисков в

 повседневной жизни (экологический мониторинг качества воды, воздуха, почвы ,продуктов питания, предметов быта). Ресурсы здоровья.

Коммуникативные умения. Особенности общения по вопросам экологии и здоровья: опасность предрассудков, спекуляций, манипуляций, терроризма. Примеры и комментарии. Способы защиты от ложной информации. Формы обращения граждан к службам экстренной помощи и проч.Формы социального партнерства с общественными организациями, учреждениями здравоохранения по предоставлению информации по вопросам экологии и здоровья.

Формы организации внеурочной деятельности

Практикум. Экологический мониторинг. Работа с разными источниками информации. Переговорная площадка «Экология и здоровье: учимся действовать»

Раздел3. Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни

Действия в опасных экологических ситуациях. Понятие «загрязнение окружающей среды». Его виды. Механизмы воздействия загрязнителей. Природные и антропогенные причины загрязнения. Чрезвычайные экологические ситуации. Способы оказания первой помощи при ЧС. Экосистемная познавательная модель как средство проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни путем оптимизации взаимодействия внутренней и внешней среды организма. Стратегии экологически безопасного поведения. Роль экологически чистого питания, ресурсосбережения, экологичного жилища ,безопасных технических изобретений, отказа от вредных привычек, свободного доступа к информации.

Формы организации внеурочной деятельности

Ролевая игра, моделирующая ЧС. Ролевая игра, моделирующая повседневную экологическую ситуацию. Диспут «Цена выживания» Клубная гостиная «Банк идей ЗОЖ»

Раздел 4. Наш вклад в здоровье окружающей среды

Проекты, направленные на экологическую безопасность и здоровьесбережение. Правила работы в команде. Критерии социального партнерства. Повестка дня на 21век. Перспективы решения местных проблем экологии и здоровья в будущем. Решение конференции ООН по устойчивому развитию. Хартия Земли.

Формы организации внеурочной деятельности

Проекты по преобразованию школьной среды, ближайшего окружения. Исполнение проектов в реальной жизни. Полемика «Кто в ответе за будущее?»

Раздел 5.Экологическая культура как ресурс здоровья

В завершающем разделе курса учащиеся приходят к выводы о том,  что к перечню социальных ресурсов здоровья следует отнести экологическую культуру. Предмет изучения: формы распространения экологических знаний, экологической культуры как социальный ресурс здоровья. Формы проведения просветительской работы: активные и пассивные. Методы: устный, печатный, наглядный, комбинированный. Цель экологического просвещения - превращение информации в знания, убеждения, поступки, воспитание стойких привычек, направленных на обеспечение экологической безопасности, здоровья, качества окружающей среды.

Формы организации внеурочной деятельности

Месячник просветительских мероприятий по вопросам экологии и здоровья Изготовление плакатов, буклетов. Конкурс плакатов.

Дебаты «Выживание человечества: спасение в технологиях или культуре?»

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Результаты внеурочной деятельности формируются на личностном, метапредметном и предметном уровнях.

Личностные результаты:

- приобретение опыта нравственного выбора на основе ценностного отношения к здоровью, экологической безопасности;

-осознание взаимосвязи телесного и духовного здоровья при ведущей роли нравственности, компетентности и культуры человека;

-осознание действий по развитию своей экологической грамотности, отказу от вредных привычек, самоограничение на основе экологических. Нравственных и правовых императивов.

Метапредметные результаты:

1.Опыт:

-применения экосистемной познавательной модели и историко-культурного подхода для изучения здоровья человека и культурных традиций его сохранения;

-нравственного выбора и принятия обоснованного решения о стратегии действий в условиях экологического риска, рефлексии и оценки последствий таковых действий;

-участия в прениях, дискуссии, полемике, диспуте, дебатах, общения на переговорной площадке, вечере встреч, форуме.

2.Умения:

-находить, обрабатывать, проверять тематическую информацию, фиксировать и использовать ее;

-разрабатывать проект в соответствии с требованиями, принимать обоснованное решение о возможности его реализации в жизни, вносить поправки по ходу исполнения, публично оценивать результаты;

-работать в команде, осознанно следовать принципам социального партнерства; формулировать мысль. Представлять ее публично, аргументировать, убеждать и вести просветительскую работу;

-составлять портфолио, отражать в нем работу по повышению грамотности своей и окружения по вопросам экологии и здоровья.

Предметные результаты:

1.Представления:

-о культурных традициях заботы о здоровье и качестве окружающей среды у разных народов, традициях здорового образа жизни коренных народов местной территории, экологической культуре как способе и результате  адаптации в конкретной социоприродной среде, целостности телесного и духовного здоровья, ответственных организациях и лицах в области экологии и здоровья, стратегиях поведения в условиях опасности для здоровья в чрезвычайных и повседневных экологических ситуациях;

- о видах загрязнения окружающей среды (химическом,физическом, биологическом и информационном), их причинах (природные особенности, нерациональное природопользование, вредные привычки, низкая культура личности), нормировании качества среды, воздействии загрязнения среды на генетическое, биохимическое, физиологическое и психическое здоровье человека;

2.Умения:

-раскрывать содержания понятий: здоровье, ресурсы здоровья, здоровый образ жизни, загрязнитель, экологическая безопасность, экологический риск, чрезвычайная экологическая ситуация;

-приводить аргументы, подтверждающие взаимообусловленность телесного и духовного здоровья и экологической безопасности среды, здорового образа жизни человека и его экологической культуры;

-оценивать ресурсы своего здоровья и намечать пути их увеличения средствами здорового образа жизни, оздоровления окружающей среды, самообразования и самовоспитания;

-называть особенности рациона питания, предметов домашнего обихода, жилище, одежду, способы природопользования, воспитания здорового потомства, отношение к вредным привычкам, отраженное в фольклоре и верованиях местных коренных народов;

-выполнять практические действия по оценке экологических рисков в повседневных ситуациях, вести экологический мониторинг;

-классифицировать загрязнители по их действию на здоровье

- проектировать образ жизни, учитывающий экологические риски окружающей среды и индивидуальные особенности человека.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п. Тема

Количество часов на изучение

1

Введение. Организация занятий. Клуб «Экология и здоровье»

4

2

Культурные традиции здоровья разных эпох, народов, территорий

4

3

Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью?

4

4

Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни

6

5

Наш вклад в здоровье окружающей среды

10

6

Экологическая культура как ресурс здоровья

7

Количество часов в неделю

1

Общее количество учебных недель

35

Итого общее количество часов за год

35

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

I четверть

Введение

1

Организация занятий.

1

2

Клуб «Экология и здоровье», его задачи

1

3

Глоссарий. Формы работы клуба

1

4

Заседание клуба «Здоровье и его ресурсы». Ключевые понятия. Здоровье. Ресурсы здоровья.

1

Раздел1. Культурные традиции здоровья разных эпох, народов, территорий

5-6

Клубная гостиная «Этнография о здоровье»

2

7-8

Дискуссия «Культура здоровья и экологическая культура: что общего?»

2

Раздел 2. Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью?

9

Экологические риски и источники информации.

1

II четверть

10

Практические способы оценки. Экологический мониторинг качества воды, воздуха, почвы, продуктов питания, предметов быта

1

11-12

Коммуникативные умения. Переговорная площадка «Экология и здоровье: учимся действовать»

2

Раздел 3. Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни

13

Ролевая игра, моделирующая ЧС.

1

14

Ролевая игра, моделирующая повседневную экологическую ситуацию.

1

15-16

Диспут «Цена выживания»

2

III четверть

17-18

Клубная гостиная «Банк идей ЗОЖ»

2

Раздел 4. Наш вклад в здоровье окружающей среды

19-20

Проекты, направленные на экологическую безопасность и здоровьесбережение.

2

21-22

Выбор темы проекта. Цели и задачи.

2

23-24

Проекты по преобразованию школьной среды, ближайшего окружения.

2

25-26

Защита проектов

2

IV четверть

27-28

Исполнение проектов в реальной жизни.

2

Раздел 5.Экологическая культура как ресурс здоровья

29-30

Организация месячника. План работы.

2

31-32

Средства просвещения и пропаганды. Подготовка статьи в СМИ

2

33-34

Изготовление и конкурс плакатов

2

35

Подведение итогов

1

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Четверть

Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный год

количество

Самостоятельная работа

2

1

2

1

6

Тест

1

1

2

Зачет

1

1

Практическая работа

1

2

2

5

Проект

1

1

Учебно-методические средства обучения.

Алексеев С.В. Экологический практикум школьника: учебное пособие/ С.В. Алексеев,Н.В.Груздева, Э.В.Гущина.-М.,2005

Арский Ю.М. Экологические проблемы: что происходит , кто виноват и что делать/ Ю.М.Арский, В.И.Данилов-Данильян, М.Ч.Залиханов и др.-М.: МНЭПУ,1997.

Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная/ Н.А. Воронков.- М.,1999.

Глазачев С.Н. Экологическая культура: пробное учеб. пособие/ С.Н. Глазачев, О.Н. Козлова. - М.,1997

Дзятковская Е.Н. Экологическое развивающее образование: учеб.пособие для постдипломного образования/ Е.Н.Дзятковская .-М.:Образование и экология,2010

Дзятковская Е.Н. Программы внеурочной деятельности.Экологическая культура и здоровый образ жизни.8класс.\ Е.Н.Дзятковская,А.Н.Захлебный и др.-М.: Просвещение,2012.

Зверев А.Т. Экология: учеб.пособие для 7-9 кл./ А.Т.Зверев.-М.,1998.

Кавтарадзе Д.Н. Экологические игры/ Д.Н. Кавтарадзе. - М.,1998.

Криксунов Е.А. Экология: 9кл./ Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, А.П.Сидорин.-М.: Дрофа,1995.

Пасечник В.В. Экология: 9кл./ В.В.Пасечник .-М.:Дрофа,1995

Школьный экологический мониторинг/ под ред.Т.Я.Ашимшиной.- М.,2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа элективного курса "Секретные материалы о твоём здоровье"

Данная программа элективного курса является интегрированной. Особое внимание уделяется актуальным проблемам современности: табакокурению, СПИДу, наркомании, алкоголизму. Богатый дополнительный м...

элективный курс для учащихся 10 классов "Здоровый образ жизни"

Методическая разработка элективного курса ”Здоровый образ жизни”(для учащихся 10-х классов, которые хотят вести здоровый образ жизни, расширить свои знания по данной проблеме)....

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"

«ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ» календарно-тематическое планирование, пояснительная записка.Программа данного курса рассчитана на 34 занятия (1 час в неделю).Целью обучения ...

Профильная подготовка. Элективный курс по физической культуре «За здоровый образ жизни» 10 класс.

Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей, и не случайно в последние годы в нашей стране пристальное внимание уделяется вопросам сохранения и укрепления здоровья.  Особенно бол...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «История физической культуры и основы олимпийского образования»

Цель курса - формирование научного мировоззрения и физической куль­туры школьников на культурно-исторических традициях отечественной си­стемы физической культуры и олимпийского спорта.Задачи курса:рас...

Авторская программа элективного курса по физической культуре «За здоровый образ жизни»

Авторская программа элективного курса по физической культуре "За здоровый образ жизни"...