Рабочая программа элективного курса в 8 классе "Экологическая культура и здоровый образ жизни"
рабочая программа по экологии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Нижнеудинск»
Рассмотрено Утверждено
на методическом объединении Приказом директора школы
Протокол от ____№_____ от ____________ № ____
Рабочая программа
Элективного курса
Экологическая культура и здоровый образ жизни
8 класс
(класс, параллель)
2013 - 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Экологическая культура и здоровый образ жизни» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, на основе программы внеурочной деятельности
«Экологическая культура и здоровый образ жизни.8класс./Е.Н.Дзятковская, А.Н.Захлебный, Л.И.Колесникова и др.-М.:Просвящение,2012.-92с.-(Работаем по новым стандартам).
Цели:
1.Формирование индивидуального и коллективного опыта проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни в жизненных ситуациях школы и дома.
Задачи курса:
1)развитие общения как ведущей деятельности, познавательных и интеллектуальных способностей учащихся, умений самостоятельно приобретать знания;
2) развитие разнонаправленных интересов учащихся в гуманитарной, естественнонаучной, технической, прикладной сферах деятельности;
3) формирование исследовательских умений и практических действий в реальных жизненных ситуациях;
4)воспитание гражданской ответственности, лидерских качеств, трудолюбия, аккуратности;
Элективный курс ведется в 8 классе.
Организация деятельности учащихся в форме клуба по интересам «Экология и здоровье».
Виды деятельности: научно- исследовательская, проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно полезная практика.
Формы организации: дискуссия, полемика, прения, диспут, дебаты, форум, встреча с интересными людьми, тематический вечер, исследовательские работы естественнонаучной, гуманитарной, технической, технологической направленности, просветительские акции, киноклуб.
Содержательные линии:
-учусь экологическому мышлению;
-учусь управлять собой, моя культура здоровья;
-учусь действовать, мои проекты в области экологии и здоровья.
Содержание
Введение
Клуб по интересам как форма общения и совместной деятельности. Клуб «Экология и здоровье», его задачи. Программа работы клуба. Форма работы: тематические заседания, форумы, дискуссии, диспуты, полемика, дебаты, просмотры кинофильмов и их обсуждение; практические и лабораторные работы; работа в Интернете, библиотеке, тематический месячник. Критерии оценки деятельности членов клуба. Портфолио.
Ключевые понятия. Здоровье. Ресурсы здоровья. Здоровье как медицинская и социокультурная проблема. Виды ресурсов здоровья. Здоровый образ жизни как способ сохранения и увеличения ресурсов здоровья.
Формы организации внеурочной деятельности
Открытие клуба.
Заседание клуба « Здоровье и его ресурсы»
Раздел1.Культурные традиции здоровья разных эпох, народов, территорий
Особенности традиций здоровья у разных народов и их причины. Культурные традиции здорового образа жизни разных племен и народов.
Историко-культурный метод реконструкции событий и определение их смысла. Культура здоровья местных коренных народов. Особенности питания, предметов домашнего обихода, способов природопользования, воспитания здорового потомства и отношение к вредным привычкам.
Формы организации внеурочной деятельности
Клубная гостиная «Этнография о здоровье»
Дискуссия «Культура здоровья и экологическая культура: что общего?»
Форум «Культура здоровья местного населения».
Раздел2.Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью?
Исследовательские умения. Риски для здоровья. Экологические риски. Источники информации их надежность. Способы проверки информации на достоверность. Практические способы оценки экологических рисков в
повседневной жизни (экологический мониторинг качества воды, воздуха, почвы ,продуктов питания, предметов быта). Ресурсы здоровья.
Коммуникативные умения. Особенности общения по вопросам экологии и здоровья: опасность предрассудков, спекуляций, манипуляций, терроризма. Примеры и комментарии. Способы защиты от ложной информации. Формы обращения граждан к службам экстренной помощи и проч.Формы социального партнерства с общественными организациями, учреждениями здравоохранения по предоставлению информации по вопросам экологии и здоровья.
Формы организации внеурочной деятельности
Практикум. Экологический мониторинг. Работа с разными источниками информации. Переговорная площадка «Экология и здоровье: учимся действовать»
Раздел3. Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни
Действия в опасных экологических ситуациях. Понятие «загрязнение окружающей среды». Его виды. Механизмы воздействия загрязнителей. Природные и антропогенные причины загрязнения. Чрезвычайные экологические ситуации. Способы оказания первой помощи при ЧС. Экосистемная познавательная модель как средство проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни путем оптимизации взаимодействия внутренней и внешней среды организма. Стратегии экологически безопасного поведения. Роль экологически чистого питания, ресурсосбережения, экологичного жилища ,безопасных технических изобретений, отказа от вредных привычек, свободного доступа к информации.
Формы организации внеурочной деятельности
Ролевая игра, моделирующая ЧС. Ролевая игра, моделирующая повседневную экологическую ситуацию. Диспут «Цена выживания» Клубная гостиная «Банк идей ЗОЖ»
Раздел 4. Наш вклад в здоровье окружающей среды
Проекты, направленные на экологическую безопасность и здоровьесбережение. Правила работы в команде. Критерии социального партнерства. Повестка дня на 21век. Перспективы решения местных проблем экологии и здоровья в будущем. Решение конференции ООН по устойчивому развитию. Хартия Земли.
Формы организации внеурочной деятельности
Проекты по преобразованию школьной среды, ближайшего окружения. Исполнение проектов в реальной жизни. Полемика «Кто в ответе за будущее?»
Раздел 5.Экологическая культура как ресурс здоровья
В завершающем разделе курса учащиеся приходят к выводы о том, что к перечню социальных ресурсов здоровья следует отнести экологическую культуру. Предмет изучения: формы распространения экологических знаний, экологической культуры как социальный ресурс здоровья. Формы проведения просветительской работы: активные и пассивные. Методы: устный, печатный, наглядный, комбинированный. Цель экологического просвещения - превращение информации в знания, убеждения, поступки, воспитание стойких привычек, направленных на обеспечение экологической безопасности, здоровья, качества окружающей среды.
Формы организации внеурочной деятельности
Месячник просветительских мероприятий по вопросам экологии и здоровья Изготовление плакатов, буклетов. Конкурс плакатов.
Дебаты «Выживание человечества: спасение в технологиях или культуре?»
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Результаты внеурочной деятельности формируются на личностном, метапредметном и предметном уровнях.
Личностные результаты:
- приобретение опыта нравственного выбора на основе ценностного отношения к здоровью, экологической безопасности;
-осознание взаимосвязи телесного и духовного здоровья при ведущей роли нравственности, компетентности и культуры человека;
-осознание действий по развитию своей экологической грамотности, отказу от вредных привычек, самоограничение на основе экологических. Нравственных и правовых императивов.
Метапредметные результаты:
1.Опыт:
-применения экосистемной познавательной модели и историко-культурного подхода для изучения здоровья человека и культурных традиций его сохранения;
-нравственного выбора и принятия обоснованного решения о стратегии действий в условиях экологического риска, рефлексии и оценки последствий таковых действий;
-участия в прениях, дискуссии, полемике, диспуте, дебатах, общения на переговорной площадке, вечере встреч, форуме.
2.Умения:
-находить, обрабатывать, проверять тематическую информацию, фиксировать и использовать ее;
-разрабатывать проект в соответствии с требованиями, принимать обоснованное решение о возможности его реализации в жизни, вносить поправки по ходу исполнения, публично оценивать результаты;
-работать в команде, осознанно следовать принципам социального партнерства; формулировать мысль. Представлять ее публично, аргументировать, убеждать и вести просветительскую работу;
-составлять портфолио, отражать в нем работу по повышению грамотности своей и окружения по вопросам экологии и здоровья.
Предметные результаты:
1.Представления:
-о культурных традициях заботы о здоровье и качестве окружающей среды у разных народов, традициях здорового образа жизни коренных народов местной территории, экологической культуре как способе и результате адаптации в конкретной социоприродной среде, целостности телесного и духовного здоровья, ответственных организациях и лицах в области экологии и здоровья, стратегиях поведения в условиях опасности для здоровья в чрезвычайных и повседневных экологических ситуациях;
- о видах загрязнения окружающей среды (химическом,физическом, биологическом и информационном), их причинах (природные особенности, нерациональное природопользование, вредные привычки, низкая культура личности), нормировании качества среды, воздействии загрязнения среды на генетическое, биохимическое, физиологическое и психическое здоровье человека;
2.Умения:
-раскрывать содержания понятий: здоровье, ресурсы здоровья, здоровый образ жизни, загрязнитель, экологическая безопасность, экологический риск, чрезвычайная экологическая ситуация;
-приводить аргументы, подтверждающие взаимообусловленность телесного и духовного здоровья и экологической безопасности среды, здорового образа жизни человека и его экологической культуры;
-оценивать ресурсы своего здоровья и намечать пути их увеличения средствами здорового образа жизни, оздоровления окружающей среды, самообразования и самовоспитания;
-называть особенности рациона питания, предметов домашнего обихода, жилище, одежду, способы природопользования, воспитания здорового потомства, отношение к вредным привычкам, отраженное в фольклоре и верованиях местных коренных народов;
-выполнять практические действия по оценке экологических рисков в повседневных ситуациях, вести экологический мониторинг;
-классифицировать загрязнители по их действию на здоровье
- проектировать образ жизни, учитывающий экологические риски окружающей среды и индивидуальные особенности человека.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п. Тема | Количество часов на изучение | |
1 | Введение. Организация занятий. Клуб «Экология и здоровье» | 4 |
2 | Культурные традиции здоровья разных эпох, народов, территорий | 4 |
3 | Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью? | 4 |
4 | Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни | 6 |
5 | Наш вклад в здоровье окружающей среды | 10 |
6 | Экологическая культура как ресурс здоровья | 7 |
Количество часов в неделю | 1 | |
Общее количество учебных недель | 35 | |
Итого общее количество часов за год | 35 |
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание |
I четверть | ||||
Введение | ||||
1 | Организация занятий. | 1 | ||
2 | Клуб «Экология и здоровье», его задачи | 1 | ||
3 | Глоссарий. Формы работы клуба | 1 | ||
4 | Заседание клуба «Здоровье и его ресурсы». Ключевые понятия. Здоровье. Ресурсы здоровья. | 1 | ||
Раздел1. Культурные традиции здоровья разных эпох, народов, территорий | ||||
5-6 | Клубная гостиная «Этнография о здоровье» | 2 | ||
7-8 | Дискуссия «Культура здоровья и экологическая культура: что общего?» | 2 | ||
Раздел 2. Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью? | ||||
9 | Экологические риски и источники информации. | 1 | ||
II четверть | ||||
10 | Практические способы оценки. Экологический мониторинг качества воды, воздуха, почвы, продуктов питания, предметов быта | 1 | ||
11-12 | Коммуникативные умения. Переговорная площадка «Экология и здоровье: учимся действовать» | 2 | ||
Раздел 3. Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни | ||||
13 | Ролевая игра, моделирующая ЧС. | 1 | ||
14 | Ролевая игра, моделирующая повседневную экологическую ситуацию. | 1 | ||
15-16 | Диспут «Цена выживания» | 2 | ||
III четверть | ||||
17-18 | Клубная гостиная «Банк идей ЗОЖ» | 2 | ||
Раздел 4. Наш вклад в здоровье окружающей среды | ||||
19-20 | Проекты, направленные на экологическую безопасность и здоровьесбережение. | 2 | ||
21-22 | Выбор темы проекта. Цели и задачи. | 2 | ||
23-24 | Проекты по преобразованию школьной среды, ближайшего окружения. | 2 | ||
25-26 | Защита проектов | 2 | ||
IV четверть | ||||
27-28 | Исполнение проектов в реальной жизни. | 2 | ||
Раздел 5.Экологическая культура как ресурс здоровья | ||||
29-30 | Организация месячника. План работы. | 2 | ||
31-32 | Средства просвещения и пропаганды. Подготовка статьи в СМИ | 2 | ||
33-34 | Изготовление и конкурс плакатов | 2 | ||
35 | Подведение итогов | 1 | ||
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Четверть Формы контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Учебный год |
количество | |||||
Самостоятельная работа | 2 | 1 | 2 | 1 | 6 |
Тест | 1 | 1 | 2 | ||
Зачет | 1 | 1 | |||
Практическая работа | 1 | 2 | 2 | 5 | |
Проект | 1 | 1 |
Учебно-методические средства обучения.
Алексеев С.В. Экологический практикум школьника: учебное пособие/ С.В. Алексеев,Н.В.Груздева, Э.В.Гущина.-М.,2005
Арский Ю.М. Экологические проблемы: что происходит , кто виноват и что делать/ Ю.М.Арский, В.И.Данилов-Данильян, М.Ч.Залиханов и др.-М.: МНЭПУ,1997.
Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная/ Н.А. Воронков.- М.,1999.
Глазачев С.Н. Экологическая культура: пробное учеб. пособие/ С.Н. Глазачев, О.Н. Козлова. - М.,1997
Дзятковская Е.Н. Экологическое развивающее образование: учеб.пособие для постдипломного образования/ Е.Н.Дзятковская .-М.:Образование и экология,2010
Дзятковская Е.Н. Программы внеурочной деятельности.Экологическая культура и здоровый образ жизни.8класс.\ Е.Н.Дзятковская,А.Н.Захлебный и др.-М.: Просвещение,2012.
Зверев А.Т. Экология: учеб.пособие для 7-9 кл./ А.Т.Зверев.-М.,1998.
Кавтарадзе Д.Н. Экологические игры/ Д.Н. Кавтарадзе. - М.,1998.
Криксунов Е.А. Экология: 9кл./ Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, А.П.Сидорин.-М.: Дрофа,1995.
Пасечник В.В. Экология: 9кл./ В.В.Пасечник .-М.:Дрофа,1995
Школьный экологический мониторинг/ под ред.Т.Я.Ашимшиной.- М.,2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа элективного курса "Секретные материалы о твоём здоровье"
Данная программа элективного курса является интегрированной. Особое внимание уделяется актуальным проблемам современности: табакокурению, СПИДу, наркомании, алкоголизму. Богатый дополнительный м...
Рабочая программа элективного курса "Духовное краеведение. Культура русского народа"
Программа расчитана на 3 года, на параллели7-9классов....
элективный курс для учащихся 10 классов "Здоровый образ жизни"
Методическая разработка элективного курса ”Здоровый образ жизни”(для учащихся 10-х классов, которые хотят вести здоровый образ жизни, расширить свои знания по данной проблеме)....
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"
«ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ» календарно-тематическое планирование, пояснительная записка.Программа данного курса рассчитана на 34 занятия (1 час в неделю).Целью обучения ...
Профильная подготовка. Элективный курс по физической культуре «За здоровый образ жизни» 10 класс.
Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей, и не случайно в последние годы в нашей стране пристальное внимание уделяется вопросам сохранения и укрепления здоровья. Особенно бол...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «История физической культуры и основы олимпийского образования»
Цель курса - формирование научного мировоззрения и физической культуры школьников на культурно-исторических традициях отечественной системы физической культуры и олимпийского спорта.Задачи курса:рас...
Авторская программа элективного курса по физической культуре «За здоровый образ жизни»
Авторская программа элективного курса по физической культуре "За здоровый образ жизни"...