Элективный курс "Экологические проблемы глазами физиков"
рабочая программа по физике (9 класс) на тему

Кочукова Лариса Петровна

 

Как известно, главным образом техника и технология производства, базирующиеся  на  достижениях науки, повинны в экологическом кризисе, который характерен для современного состояния земной природы. Но выход из этого кризиса лежит на пути использования научных открытий и технических изобретений , т.е. тесно связан со знанием физики. Физика как наука о природе может помочь школьникам понять окружающий мир , его свойства, основные явления и процессы, происходящие в нем, и те закономерности, которым они подчиняются. И следовательно, понять главные экологические проблемы,  которые возникают  при использовании научных достижений  в производственных целях. Школьники должны осознать опасность последствий тех изменении в природе, которые происходят в результате человеческой деятельности и почувствовали собственную ответственность за происходящее вокруг, берегли природу и оценивали бы любые свои действия таким обязательным критерием, как их безвредность для окружающей среды.

      Данная  программа   рассчитана на учащихся 9 класса и содействует лучшей осведомленности учащихся об окружающем мире, позволяет обратить внимание на противоречия , связанные с удовлетворением потребностей человека  и влиянием антропогенной деятельности на качество окружающей среды, дает представления о последствиях нерационального природопользования и необходимую подготовку в области физики для принятия нужных решений.

     По  итогам изучения курса  учащиеся должны разработать проекты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskie_problemy.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

«Экологические проблемы глазами физиков»

                                                                                                 Учитель: Кочукова Л.П.

                                                                                                             

Пояснительная записка

      Как известно, главным образом техника и технология производства, базирующиеся  на  достижениях науки, повинны в экологическом кризисе, который характерен для современного состояния земной природы. Но выход из этого кризиса лежит на пути использования научных открытий и технических изобретений , т.е. тесно связан со знанием физики. Физика как наука о природе может помочь школьникам понять окружающий мир , его свойства, основные явления и процессы, происходящие в нем, и те закономерности, которым они подчиняются. И следовательно, понять главные экологические проблемы,  которые возникают  при использовании научных достижений  в производственных целях. Школьники должны осознать опасность последствий тех изменении в природе, которые происходят в результате человеческой деятельности и почувствовали собственную ответственность за происходящее вокруг, берегли природу и оценивали бы любые свои действия таким обязательным критерием, как их безвредность для окружающей среды.

      Данная  программа   рассчитана на учащихся 9 класса и содействует лучшей осведомленности учащихся об окружающем мире, позволяет обратить внимание на противоречия , связанные с удовлетворением потребностей человека  и влиянием антропогенной деятельности на качество окружающей среды, дает представления о последствиях нерационального природопользования и необходимую подготовку в области физики для принятия нужных решений.

     По  итогам изучения курса  учащиеся должны разработать проекты.

Содержание программы

Введение .Физика в проблеме  «Человек и природа» (1ч)

Тема 1. Диффузия. (4ч)

Изучение распространения загрязняющих веществ в водоемах (реки, озера, моря) и атмосфере на основе законов диффузии газов и жидкостей. Выравнивание концентрации диффундирующего вещества. Частицы, обладающие способностью к диффузии (атомы, ионы, молекулы). Значение диффузии в гидрохимии. Рассеяние загрязнителей в атмосфере после их выброса из труб вследствие диффузии ветра.

Тема 2. Тепловые явления. (4ч)

Тепловые двигатели. Двигатель внутреннего сгорания как пульсирующий химический реактор, предназначенный для преобразования энергии химической реакции в механическую. Условие получения максимального количества энергии - полное сгорание топлива. Состав современного топлива- бензины разных марок (это смеси различных количеств парафинов, олефинов, нафтенов и ароматических соединений). Загрязнение воздуха оксидами азота, углерода, несгоревшими углеводородами, свинцом в результате неполного сгорания топлива при работе ДВС. Пути снижения загрязнения окружающей среды выхлопными газами: изменение конструкции двигателя ( послойная подача топлива. Роторные ДВС и др.); альтернативные источники энергии (электричество, природный газ); очистка выхлопных газов (установка фильтра-заградителя на выхлопной системе для улавливания частиц, содержащих свинец).

Тема 3. Поверхностное натяжение. Смачивание (3ч)

Загрязнение поверхностей морей, океанов и рек нефтью. Образование нефтяной пленки, ее толщина и размеры. Расползание пленки под влиянием ветра и перемещения вредных масс. Последствия возникновения поверхностной нефтяной пленки (уменьшение проникновения света в глубь воды, что препятствует фотосинтезу, затруднение и снижение скорости обмена кислородом и углекислым газом между глубинными слоями  воды и атмосферой).

Тема 4. Ядерная энергетика  (2ч)

Проблемы «захоронения» радиоактивных отходов АЭС. Техника безопасности на ядерных установках.

Тема 5. Физика и НТР (1ч).

Необходимость оптимизации взаимодействий  в системе «Природа-общество-человек». Роль физики в реализации тезиса «Судьба человеческой цивилизации находится в руках самих людей».

 

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе

Форма контроля

Лекции

Семинары

Практические занятия

1.

Физика в проблеме «Человек и природа»

1

1

2.

Диффузия. Изучение распространения загрязняющих веществ в водоемах (реки, озера, моря) и атмосфере на основе законов диффузии газов и жидкостей. Выравнивание концентрации диффундирующего вещества.

2

1

1

3.

Выравнивание концентрации диффундирующего вещества. Частицы, обладающие способностью к диффузии (атомы, ионы, молекулы). Значение диффузии в гидрохимии.

1

1

4.

Рассеяние загрязнителей в атмосфере после их выброса из труб вследствие диффузии ветра.

1

1

5.

Тепловые двигатели.

1

1

6.

Двигатель внутреннего сгорания как пульсирующий химический реактор, предназначенный для преобразования энергии химической реакции в механическую. Условие получения максимального количества энергии - полное сгорание топлива.

1

1

7.

Состав современного топлива- бензины разных марок . Загрязнение воздуха оксидами азота, углерода, несгоревшими углеводородами, свинцом в результате неполного сгорания топлива при работе ДВС.

1

1

8.

Пути снижения загрязнения окружающей среды выхлопными газами. Альтернативные источники энергии . Очистка выхлопных газов .

1

1

9.

Смачивание. Поверхностное натяжение. Загрязнение поверхностей морей, океанов и рек нефтью.

1

1

10.

Образование нефтяной пленки, ее толщина и размеры. Расползание пленки под влиянием ветра и перемещения вредных масс. Последствия возникновения поверхностной нефтяной пленки

2

1

1

11.

Проблемы «захоронения» радиоактивных отходов АЭС. Техника безопасности на ядерных установках.

2

1

1

12.

Физика и НТР.

1

1

13.

Защита проектов.

2

2

ИТОГО:

17

7

5

3

2

Литература:

  1. Журнал «Физика в школе», №4, 1995, статья  Розман Г.А. «Вопросы экологии на уроках физики».
  2. Журнал «Физика в школе», №4, 1995, статья   Парфенова Г.К. «Включение элементов экологии в курс физики».
  3. Журнал «Физика в школе», №4, 1995, статья  Рыженков А.П. Физика в проблеме «Человек и природа»
  4. Ильченко В.Р. Перекрестки  физики, химии и биологии.- М: Просвещение, 1986

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс «Проблемы социальной информатики»

Элективный курс «Проблемы социальной информатики»Курс разработан для учащихся 10-11 классов, продолжительность обучения 1 года (34 аудиторных часов). Занятия проводятся по одному часу в неделю.Электив...

Статья "Проблемы преподавания физики"

Малокомплектные школы сегодня стали преобладающим видом школ в сельской местности. И для того чтобы обозначить проблемы преподавания физики в такой школе, мы обозначили в данной статье особенно...

Методическая разработка по физике (11 класс) по теме: Элективный курс "Эксперимент в физике"

Пояснительная записка  Элективный курс «Эксперимент в физике» предназначен для учащихся технологического и естественно научного профиля. Программа приближена к содержанию обязательного прогр...

Учебный элективный предмет "Экология глазами химика"

Элективный учебный предмет предназначен для работы с обучающимися 9-11 классов. Представлен полностью разработанный курс с материалами к каждому занятию....

VI Региональная научно-практическая конференции "Актуальные проблемы современной физики и математики"

секция "Методика преподавания метематики и физики" выступала с докладом по теме "Дифференциация обучения на уроках физики как личностно-ориентированное  обучение"....

"Мир искусства глазами физики или лирический взгляд на физику "

Сценарий интегрированного мероприятия "Мир искусства глазами физики или лирический взгляд на физику "...

Методическая разработка по теме : "Актуальные проблемы преподавания физики и пути повышения качества преподавания физики в условиях реализации ГИА"

В современных условиях предъявляются высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно. Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс меняет м...