Элективный курс "Экологические проблемы глазами физиков"
рабочая программа по физике (9 класс) на тему
Как известно, главным образом техника и технология производства, базирующиеся на достижениях науки, повинны в экологическом кризисе, который характерен для современного состояния земной природы. Но выход из этого кризиса лежит на пути использования научных открытий и технических изобретений , т.е. тесно связан со знанием физики. Физика как наука о природе может помочь школьникам понять окружающий мир , его свойства, основные явления и процессы, происходящие в нем, и те закономерности, которым они подчиняются. И следовательно, понять главные экологические проблемы, которые возникают при использовании научных достижений в производственных целях. Школьники должны осознать опасность последствий тех изменении в природе, которые происходят в результате человеческой деятельности и почувствовали собственную ответственность за происходящее вокруг, берегли природу и оценивали бы любые свои действия таким обязательным критерием, как их безвредность для окружающей среды.
Данная программа рассчитана на учащихся 9 класса и содействует лучшей осведомленности учащихся об окружающем мире, позволяет обратить внимание на противоречия , связанные с удовлетворением потребностей человека и влиянием антропогенной деятельности на качество окружающей среды, дает представления о последствиях нерационального природопользования и необходимую подготовку в области физики для принятия нужных решений.
По итогам изучения курса учащиеся должны разработать проекты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskie_problemy.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса
«Экологические проблемы глазами физиков»
Учитель: Кочукова Л.П.
Пояснительная записка
Как известно, главным образом техника и технология производства, базирующиеся на достижениях науки, повинны в экологическом кризисе, который характерен для современного состояния земной природы. Но выход из этого кризиса лежит на пути использования научных открытий и технических изобретений , т.е. тесно связан со знанием физики. Физика как наука о природе может помочь школьникам понять окружающий мир , его свойства, основные явления и процессы, происходящие в нем, и те закономерности, которым они подчиняются. И следовательно, понять главные экологические проблемы, которые возникают при использовании научных достижений в производственных целях. Школьники должны осознать опасность последствий тех изменении в природе, которые происходят в результате человеческой деятельности и почувствовали собственную ответственность за происходящее вокруг, берегли природу и оценивали бы любые свои действия таким обязательным критерием, как их безвредность для окружающей среды.
Данная программа рассчитана на учащихся 9 класса и содействует лучшей осведомленности учащихся об окружающем мире, позволяет обратить внимание на противоречия , связанные с удовлетворением потребностей человека и влиянием антропогенной деятельности на качество окружающей среды, дает представления о последствиях нерационального природопользования и необходимую подготовку в области физики для принятия нужных решений.
По итогам изучения курса учащиеся должны разработать проекты.
Содержание программы
Введение .Физика в проблеме «Человек и природа» (1ч)
Тема 1. Диффузия. (4ч)
Изучение распространения загрязняющих веществ в водоемах (реки, озера, моря) и атмосфере на основе законов диффузии газов и жидкостей. Выравнивание концентрации диффундирующего вещества. Частицы, обладающие способностью к диффузии (атомы, ионы, молекулы). Значение диффузии в гидрохимии. Рассеяние загрязнителей в атмосфере после их выброса из труб вследствие диффузии ветра.
Тема 2. Тепловые явления. (4ч)
Тепловые двигатели. Двигатель внутреннего сгорания как пульсирующий химический реактор, предназначенный для преобразования энергии химической реакции в механическую. Условие получения максимального количества энергии - полное сгорание топлива. Состав современного топлива- бензины разных марок (это смеси различных количеств парафинов, олефинов, нафтенов и ароматических соединений). Загрязнение воздуха оксидами азота, углерода, несгоревшими углеводородами, свинцом в результате неполного сгорания топлива при работе ДВС. Пути снижения загрязнения окружающей среды выхлопными газами: изменение конструкции двигателя ( послойная подача топлива. Роторные ДВС и др.); альтернативные источники энергии (электричество, природный газ); очистка выхлопных газов (установка фильтра-заградителя на выхлопной системе для улавливания частиц, содержащих свинец).
Тема 3. Поверхностное натяжение. Смачивание (3ч)
Загрязнение поверхностей морей, океанов и рек нефтью. Образование нефтяной пленки, ее толщина и размеры. Расползание пленки под влиянием ветра и перемещения вредных масс. Последствия возникновения поверхностной нефтяной пленки (уменьшение проникновения света в глубь воды, что препятствует фотосинтезу, затруднение и снижение скорости обмена кислородом и углекислым газом между глубинными слоями воды и атмосферой).
Тема 4. Ядерная энергетика (2ч)
Проблемы «захоронения» радиоактивных отходов АЭС. Техника безопасности на ядерных установках.
Тема 5. Физика и НТР (1ч).
Необходимость оптимизации взаимодействий в системе «Природа-общество-человек». Роль физики в реализации тезиса «Судьба человеческой цивилизации находится в руках самих людей».
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе | Форма контроля | ||
Лекции | Семинары | Практические занятия | ||||
1. | Физика в проблеме «Человек и природа» | 1 | 1 | |||
2. | Диффузия. Изучение распространения загрязняющих веществ в водоемах (реки, озера, моря) и атмосфере на основе законов диффузии газов и жидкостей. Выравнивание концентрации диффундирующего вещества. | 2 | 1 | 1 | ||
3. | Выравнивание концентрации диффундирующего вещества. Частицы, обладающие способностью к диффузии (атомы, ионы, молекулы). Значение диффузии в гидрохимии. | 1 | 1 | |||
4. | Рассеяние загрязнителей в атмосфере после их выброса из труб вследствие диффузии ветра. | 1 | 1 | |||
5. | Тепловые двигатели. | 1 | 1 | |||
6. | Двигатель внутреннего сгорания как пульсирующий химический реактор, предназначенный для преобразования энергии химической реакции в механическую. Условие получения максимального количества энергии - полное сгорание топлива. | 1 | 1 | |||
7. | Состав современного топлива- бензины разных марок . Загрязнение воздуха оксидами азота, углерода, несгоревшими углеводородами, свинцом в результате неполного сгорания топлива при работе ДВС. | 1 | 1 | |||
8. | Пути снижения загрязнения окружающей среды выхлопными газами. Альтернативные источники энергии . Очистка выхлопных газов . | 1 | 1 | |||
9. | Смачивание. Поверхностное натяжение. Загрязнение поверхностей морей, океанов и рек нефтью. | 1 | 1 | |||
10. | Образование нефтяной пленки, ее толщина и размеры. Расползание пленки под влиянием ветра и перемещения вредных масс. Последствия возникновения поверхностной нефтяной пленки | 2 | 1 | 1 | ||
11. | Проблемы «захоронения» радиоактивных отходов АЭС. Техника безопасности на ядерных установках. | 2 | 1 | 1 | ||
12. | Физика и НТР. | 1 | 1 | |||
13. | Защита проектов. | 2 | 2 | |||
ИТОГО: | 17 | 7 | 5 | 3 | 2 |
Литература:
- Журнал «Физика в школе», №4, 1995, статья Розман Г.А. «Вопросы экологии на уроках физики».
- Журнал «Физика в школе», №4, 1995, статья Парфенова Г.К. «Включение элементов экологии в курс физики».
- Журнал «Физика в школе», №4, 1995, статья Рыженков А.П. Физика в проблеме «Человек и природа»
- Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии.- М: Просвещение, 1986
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс «Проблемы социальной информатики»
Элективный курс «Проблемы социальной информатики»Курс разработан для учащихся 10-11 классов, продолжительность обучения 1 года (34 аудиторных часов). Занятия проводятся по одному часу в неделю.Электив...
Статья "Проблемы преподавания физики"
Малокомплектные школы сегодня стали преобладающим видом школ в сельской местности. И для того чтобы обозначить проблемы преподавания физики в такой школе, мы обозначили в данной статье особенно...
Методическая разработка по физике (11 класс) по теме: Элективный курс "Эксперимент в физике"
Пояснительная записка Элективный курс «Эксперимент в физике» предназначен для учащихся технологического и естественно научного профиля. Программа приближена к содержанию обязательного прогр...
Учебный элективный предмет "Экология глазами химика"
Элективный учебный предмет предназначен для работы с обучающимися 9-11 классов. Представлен полностью разработанный курс с материалами к каждому занятию....
VI Региональная научно-практическая конференции "Актуальные проблемы современной физики и математики"
секция "Методика преподавания метематики и физики" выступала с докладом по теме "Дифференциация обучения на уроках физики как личностно-ориентированное обучение"....
"Мир искусства глазами физики или лирический взгляд на физику "
Сценарий интегрированного мероприятия "Мир искусства глазами физики или лирический взгляд на физику "...
Методическая разработка по теме : "Актуальные проблемы преподавания физики и пути повышения качества преподавания физики в условиях реализации ГИА"
В современных условиях предъявляются высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно. Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс меняет м...