Химия 8 класс
Урок В/1.
Тема урока. Предмет химии.Вещеста.
Цель урока: Создать условия для формирования у обучающихся представлений о химической науке.
Задачи урока:
Образовательные:
- сформировать представление о предмете химии. Дать первоначальные понятия о веществе, химическом элементе, о простых и сложных веществах, о трёх формах существования химического элемента.
Развивающие:
- развивать умение сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли при ответе;
- развивать навыки смыслового чтения;
- развивать химический язык, а также умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке.
Воспитательные:
- воспитывать культуру общения, экологическое мышление;
- воспитывать ответственное отношения к учебе, стремление к творческой, познавательной деятельности.
Тип урока: изучение нового материала.
Метод обучения: частично-поисковый, исследовательский, проблемный.
Планируемый результат:
Предметные умения
В познавательной сфере:
1. Устанавливать метапредметные связи; формулировать определения понятий «вещество», «свойства веществ» и химии как науки
2.Выявлять отличительные признаки физического тела и вещества.
3.Приводить примеры физических тел и веществ.
4.Описывать физические свойства, а так же сходные и отличительные свойства разных веществ.
5. Обосновывать роль науки химии и ее задачи. роль растений в природе.
6. Использовать информационные ресурсы для подготовки творческого задания.
В ценностно-ориентационной сфере: формирование отношения к науке как одной из наук естественного цикла.
В сфере безопасности жизнедеятельности: вводный инструктаж. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
УУД
Личностные:
1.Принятие социальной роли обучающегося.
2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3.Умение управлять своей познавательной деятельностью.
4.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
Регулятивные:
1.Умение планировать и регулировать свою деятельность.
2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
4.Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные:
1. Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.
2.Умение работать с текстом, выделять в нем главное.
3. Устанавливать причинно- следственные связи.
4.Давать определения понятиям.
Коммуникативные:
1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства.
2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.
3.Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
4.Использовать информационные ресурсы для поиска информации.
5.Умение слушать учителя и отвечать на вопросы.
Основные понятия: химия, тело, вещество, свойства вещества, химические свойства
Оборудование и реактивы к уроку:
- Интерактивная доска, компьютер;
- Презентация к уроку
- коллекция изделий из стекла и алюминия.
- Лабораторное оборудование (стеклянные стаканы, колбы, пробирки, спиртовка, штатив для пробирок, лабораторный штатив)
- Химические реактивы: железные опилки, сера, магнит, лист белой бумаги и стакан с водой, соль, сахар, песок.
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание |
Организационный момент | 1) Принимает рапорт дежурного 2) Приветствует кадет. 3) Заполняет журнал. 4) Проверяет готовность класса к уроку. | 1) Рапорт дежурного 2) Приветствие учителя. |
|
Правила техники безопасности в кабинете химии. Знакомство с учебником. Требования к ведению тетрадей. | Заполняют журнал по ТБ
Подписывают рабочие тетради. | Слайд презентации |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. | Эпиграф «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие… Куда не посмотрим, куда не оглянемся, везде обращаются пред очами нашими успехи ее прилежания» М. В. Ломоносов Начинаем с вопроса “Что вам известно о химии?”
В процессе беседы, подводим разговор в русло значения химии, используя слайд “Химия в нашей жизни”. |
Высказывают версии и предложения, обосновывая их. Анализируют информацию на слайде. | Слады презентации. |
Химия обладает огромными возможностями, создаёт неизвестные ранее материалы, облегчает труд человека, одевает, экономит его время, создаёт уют и комфорт и даже изменяет внешность людей. Но та же химия может стать опасной для здоровья, даже смертельно опасной… Писатель – фантаст и учёный – биохимик Айзек Азимов писал:” Химия – это смерть, упакованная в банки и коробки…” Сказанное иногда справедливо не только по отношению к химии, но и по отношению к электричеству, бытовой технике, транспорту. Мы не можем жить без электричества, но оголённый провод смертельно опасен, мы все любим смотреть телевизор, но за его задней панелью напряжение в тысячи вольт, нам необходим автомобиль, но под его колёсами часто погибают люди. Так и использование людьми достижений современной химии требует высокой общей культуры, большой ответственности и, конечно, знаний. Далее подводим учащихся к мысли, что современный человек не может обойтись без того, что даёт ему химия, и чтобы не уподобиться ребенку, который играет с огнём и не понимает, с чем он играет, современный человек должен иметь хотя бы общее представление о предмете химии. |
| Какова же тема и цель нашего сегодняшнего урока? | Формулируют и записывают тему урока. Цель урока: выяснить, что является предметом изучения этой химии? |
|
Первичное усвоение новых знаний | Нас окружает множество живых существ и неживых предметов. Каждый человек рано или поздно задумывается: из чего же они состоят? Любое существо или предмет - это физическое тело. А что же такое вещество? Проводит фронтальную беседу. Подводит к формулировке понятия «вещество». Демонстрация коллекции изделий из стекла и отдельно алюминия. Вопрос: - Что общего у всех этих предметов (демонстрируются пробирки, колбы, стакан).
- Что такое вещество?
Вопрос: - почему пробирку нельзя сделать из алюминия?
- чем отличаются стеклои алюминий?
Из жизненного опыта мы знаем, что все вещества разные. Каждое вещество обладает определенными физическими свойствами: весом, цветом, запахом, вкусом, плотностью и так далее. Именно по своим свойствам одно вещество отличается от другого. |
Анализируют коллекцию.
Формулируют вывод: все предметы из стекла.
Формулируют определение. Если затрудняются работа с учебником (стр.8). запись в тетради. Алюминий не прозрачный. Свойствами.
| Коллекция (стекло, алюминий) |
Первичное закрепление новых знаний. | Сравним два вещества: железо и серу. Демонстрация: действием магнита на железные опилки и на серу, помещаем железные опилки и серу в стакан с водой. - Сравните свойства. Сделайте вывод о сходстве и различиях.
- Что такое свойства вещества?
Акцентируем внимание на плане характеристики физических свойств веществ. (учебник стр.10). Формулируем вывод. Химия наука о … Предмет изучения химии … | Фронтальное обсуждение свойств железных опилок и серы. Заполнение таблицы. Работа со справочником в учебнике (стр.277) Ответ по желанию один кадет с каждого варианта. Различные вещества могут обладать, как __________, так и _______ свойствами. Формулируют определение. Если затрудняются работа с учебником (стр.10). запись в тетради.
Химия изучает: (запись на доске и в тетради): - Вещества.
- Свойства веществ.
- Превращения веществ.
| Опыты.
Слайд |
Физминутка |
|
|
|
Первичное усвоение новых знаний | Вопрос: - Зачем надо знать свойства тех или иных веществ?
Работа с презентацией (применение серы и железа). - Как вы думаете от чего будут зависеть свойства веществ?
Вспомним, что мы знаем из физики о составе веществ:
Атомы настолько малы, что их нужно миллиарды, чтобы составить один грамм вещества. Эти атомы в свою очередь, различаются как марки машин: волга, москвич, жигули и т.д. Всего таких видов атомов 114. (ПСХЭ) Называются они – химическими элементами. Формулируем совместно с кадетами определение химического элемента. Работа с текстом учебника (стр.9, рис.4) На примере водорода объясняем, что каждый химический элемент имеет три формы существования. Предлагаю обобщить данную схему. (перейти от частного к общему)
Например, железо состоит только из атомов железа; алюминий – только из атомов алюминия. Из отдельных изолированных атомов состоят вещества под названием благородные газы. Это, к примеру, неон, аргон, криптон, гелий. Их атомы не соединены между собой, и не соединяются с другими атомами. Количество простых веществ огромно. Например, вещество кислород. Оно представляет собой как изолированные атомы, так и простое вещество, молекула которого состоит из двух атомов кислорода. Также атомы кислорода могут входить в состав сложных веществ, например, вещество углекислый газ состоит из атомов кислорода и углерода, а вещество рубин – из атомов алюминия, кислорода, хрома. Формулируем совместно определения: простое вещество, сложное вещество. Понятие «химический элемент» не следует путать с «простым веществом». Например, в состав молекулы воды входит водород (в смысле химический элемент), а в варианте «водород – экологически чистый вид топлива» имеют в виду простое вещество. Из всего этого можно сделать вывод, что каждый химический элемент, представляющий собой определенный вид атомов, может существовать в трех формах: - В виде свободных атомов;
- Входить в состав простого вещества;
- Входить в состав какого-нибудь сложного вещества.
|
чтобы применять их с пользой для себя
от состава (строения)
- вещества состоят из молекул,
- а молекулы - из мельчайших атомов.
Формулируют и записывают в тетрадь определение.
Переносят схему с доски в тетради
| Слайды
ПСХЭ
Учебник рисунок |
Первичная проверка усвоения новых знаний | Тест. 1. Любой предмет, нас окружающий – это: а) физическое тело; б) вещество 2. Стеклянная ваза, стеклянный стакан, стеклянная колба – это: а) тела; б) вещества. 3. Вещество – это: а) то, из чего состоит физическое тело; б) любой предмет нас окружающий. 4. В каком из предложений, приведенном ниже, речь идет о стекле как о физическом теле? а) он разбил оконное стекло; б) ваза сделана из стекла. 5. Свойства вещества – это: а) признаки, по которым вещества сходны или отличаются друг от друга; б) цвет вещества. 6. Выберите простое вещество: а) кислород б) вода в) серная кислота г) оксид алюминия | Самопроверка.
№вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Ответ | а | а | а | а | а | а |
|
|
Задание на самоподготовку | Инструктаж по выполнению Д/з - §1,2 – учить все определения
- Упр. 1,2,5,7 - устно
- Упр. 3,6,8 - письменно
| Записывают д/з |
|
Подведение итогов Рефлексия | Комментированное выставление оценок
Подумайте и закончите предложения: Сегодня я узнал___________ Я удивился___________ Я хотел бы______ |
Отвечают на вопросы |
|