Урок по теме "Предмет химии. Вещества и их свойства"
методическая разработка по химии (8 класс)
Урок по теме "Предмет химии. Вещества и их свойств" 8 класс. Пояснительная записка и разработка урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razrabotka_predmet_himii.docx | 162.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Согласно современным требованиям к образованию, базовым звеном образования является общеобразовательная школа, которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенных знаний, но и на развитие его личности.
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого–в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического.
Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая.
Одна из интереснейших современных технологий в сфере образования, которая позволяет вырабатывать указанные компетенции - это технология развития критического мышления. Критичность ума - это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.
Технологии развития критического мышления.
Технология развития критического мышления (РКМ) - разновидность личностно-ориентированного обучения, система формирования навыков работы с информацией, позволяющая развивать у школьников творческое, аналитическое, конструктивное мышление. Данная технология относится к общепедагогическим, надпредметным. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.
Цели технологии критического мышления –
- заинтересовать ученика;
- предоставить ему условия для осмысления материала;
- помочь обобщить приобретённые знания.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д.Клестер):
- Во-первых – это мышление самостоятельное;
- Во-вторых – это мышление обобщенное;
- В-третьих – это мышление проблемное и оценочное;
- В четвёртых – это мышление аргументированное;
- В пятых – это мышление социальное.
Структура занятия в концепции "критического мышления":
1 этап -"Вызов" (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос "Что я знаю?" по данной проблеме.
2 этап - "Осмысление" (реализация осмысления). На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
3 этап - "Рефлексия" (размышление). Размышление и обобщение того, “что узнал” ребенок на уроке по данной проблеме.
Преимущества технологии РКМ:
1. Возможность учета индивидуальных особенностей познавательных интересов учащихся.
2. Обучение каждого в «зоне ближайшего развития».
3. Возможность одновременного эффективного решения задач обучения развития.
4. Возможность организации работы учащихся с различными источниками информации (специальные тексты, параграфы учебника, видеофильмы, лекции учителя).
5. Возможность организации коллективной, парной и индивидуальной, самостоятельной деятельности на уроке.
Некоторые приемы технологии РКМ:
- Кластер - представление информации в графическом оформлении.
- Корзина идей - прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, позволяющий выяснить все, что знают ученики по обсуждаемой теме урока.
- Верные, неверные утверждения - учитель зачитывает верные и неверные утверждения. Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему.
- Прием «инсерт» - работа с текстом на стадии «осмысления».
- «Ромашка вопросов» или «Ромашка Блума» - таксономия вопросов, связанная с классификациейуровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.
- «Фишнбоун» или «рыбий скелет» - графическая техника, которая помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы.
- Синквейн - стихотворение их пяти строк, которое строится по определенным правилам
Урок на тему: «Предмет химии. Вещества и их свойства». По программе О.С. Габриеляна (2 часа в неделю).
Место и роль урока в изучаемой теме: Введение в основы неорганической химии, знакомство с предметом химия.
Цели изучения темы – обеспечить достижение учащимися следующих результатов обучения: | |
Личностных: |
|
Метапредметных: Регулятивных УУД: | 1. самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; 2. выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; 3. составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; 4.в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
Познавательных УУД: |
|
Коммуникативных УУД: |
|
Предметных: | Ученик научится:
Ученик получить возможность научится:
|
Тип урок: | Урок открытия новых знаний. |
Форма урока: | Эвристическая беседа с демонстрационным опытом. |
Основные понятия: | «Химия», «вещество», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество». |
Планируемый результат:
Личностные:
- Готовность к равноправному сотрудничеству;
- Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
Регулятивные:
- Планирование деятельности в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Коммуникативные:
- Вступают в учебный диалог с учителем, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Познавательные:
- Осознают поставленную задачу, слушают, извлекают нужную информацию, осуществляют анализ, делают выводы, выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме.
Этапы урока:
I. Актуализация знаний и самоопределение к деятельности.
II. Постановка учебной задачи
III. Целеполагание
IV. Открытие новых знание.
V.Первичное закрепление новых знаний.
VI. Рефлексия.
VII. Домашнее задание.
I. этап. Актуализация знаний и самоопределение к деятельности. Стадия «Вызов».
- «Что объединяет представленные предметы?»
- Кластер: «Что я знаю о химии».
- Демонстрационный опыт.
Для опыта берется 4 колбы разных размеров. В большую колбу сначала наливают бесцветный раствор щелочи, меньшую по размеру колбу заранее смачивают раствором фенолфталеина. Раствор щелочи выливают в колбу с фенолфталеином, раствор окрашивается в малиновый цвет. В третью колбу, еще меньших размеров, наливают немного раствора соляной кислоты более высокой концентрации, чем раствор щелочи, а затем в нее выливают окрашенный раствор щелочи. В третьей колбе происходит обесцвечивание раствора. А когда всю смесь выливают в совсем маленькую колбу, в которой находится немного концентрированного раствора щелочи, то раствор снова приобретает малиновый цвет.
II. Постановка учебной задачи.
Составляя кластер, наблюдая за происходящими явлениями, в демонстрационном опыте, формулируем тему занятия и задачи.
III. Целеполагание.
Постановка учебной цели методом беседы.
IV. Открытие новых знаний. Стадия «Осмысления».
- Прием «инсерт». Индивидуальная работа с текстом. «История возникновения понятия «химия». Роль химии в жизни человека».
V | + | - | ? |
Я это знал | Это для меня абсолютно новое | Это противоречит тому, что я знал | Я хочу знать об этом больше |
- Работа с видео-материалом и раздаточным материалом.
Записывают в тетради определение понятий «химия», «вещество», «химический элемент», «свойства». Строят шаростержневую модель атомов и молекул, заполняют с помощью преподавателя и просмотренного видео схему: «Формы существования химического элемента водорода» и формируют понятия «простое вещество» и «сложное вещество».
- Зависимость свойства вещества и его применения. На примере алюминия в тетрадях рис.6 учебника.
Применение алюминия
Свойство | Применение |
Легкость и прочность | Самолетостроение и ракетостроение |
Легкость и хорошая электропроводность | Электрические провода |
Теплопроводность и не ядовитость | Посуда |
Не ядовитость и пластичность | Изготовление фольги |
Способность гореть ослепительным пламенем | Бенгальские огни |
V. Первичное закрепление новых знаний
1. физкультминутка – упражнение: ребятам раздаются карточки с изображением атомов разных видов:
Учащиеся выходят в свободное пространство между партами.
По команде “Атомы хаос” – атомы двигаются; по команде “простое вещество ” - учащиеся объединяются в группы атомов одного вида; “сложное вещество” – в группы атомов разных видов произвольного количества.
Вариант 2. №1. Выпишите названия сложных веществ: А) Сульфид железа (FeS); Б) Сера (S) В) Оксид ртути (HgO); Г) Алюминий (Al)$ Д) Медь (Сu); №2.Почему оксид кальция (CaO) относят к сложным веществам, а кислород (О2) – к простым? | Вариант 1. №1. Почему оксид меди (СuO) относят к сложным веществам, а газ водород (H2) – к простым? №2. Выпишите названия простых веществ: А) вода (H2O); Б) углекислый газ (CO2); В) Железо (Fe); Г) Ртуть (Hg); Д) Поваренная соль (NaCl)
|
2. Работают по карточкам.
VI. Рефлексия (Оценка своих действий и поступков).
составление синквейна – учащиеся составляют синквейн по плану; Одно существительное; Два прилагательных; Три глагола; Крылатая фраза; Одно существительное, которое выражает суть того, что написано ранее. | Примерный вариант синквейна: Химия Увлекательная, сложная Учить, изучать, удивляться Лучше один раз увидеть, чем два услышать! Наука. |
Проверка эмоционального фона учащихся в конце урока.
VII. Домашнее задание.
I уровень: § 2, упр. 6,8,9;
II уровень: тоже + изготовить газету-стенд «Химия в нашей жизни», сравнить серу и медь по всем физическим характеристикам.
Достигнутые результаты:
Личностные:
- Умение работать индивидуально и в коллективе;
Регулятивные:
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
Коммуникативные:
- Каждый ребенок вступал в диалог с учителем, отвечал на вопросы, отстаивал свое мнение.
Познавательные:
- Был проявлен интерес в изучении нового материала, осуществляли анализ, делали выводы.
Литературные источники:
- Химия. 8 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян – М. : Дрофа, 2012. - 286.
- Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2003
- Химия: 8-й класс: учеб.для общеобр. учреждений / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. М.: АСТ: Астрель, 2005.(с. 7–10)
- Химия: неорг. химия: учеб.для 8 кл. общеобр. учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009. (§1).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по химии в 8 классе на тему «Предмет химии. Вещества и их свойства» (технология критического мышления)
Урок по технологии "Критического мышления" в 8 классе по химии. Это урок один из первых уроков в 8 классе, в задачу которого входит формирование мотивации школьников к изучению химии....
Открытый урок по химии в 8 классе Тема урока: «Предмет химии. Вещества и их свойства»
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий “химия ”, “вещество”, “химический элемент”, “простые вещества ”, “сложные вещества”, “свойства веществ”.Задачи урока:обучающие: со...
Конспект урока "Предмет химии. Вещества и их свойства".
Конспект урока "Предмет химии. Вещества и их свойства"....
Разработка урока "Предмет химии. Вещества и их свойства"
УМК Рудзитиса и Фельдмана...
Предмет химии. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Физические и химические явления (УМК Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.)
Предмет химии. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Физические и химические явления (УМК Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.)...
предмет химии.вещества.их физические свойства
конспект урока, в котором раскрываются основные понятия- химия как наука,предмет химии, вещества, физические свойства веществ....
Технологическая карта урока на тему: "Предмет химии. Вещества и их свойства". 8 класс
Технологическая карта урока на тему: "Предмет химии. Вещества и их свойства". С приемами технологии развития критического мышления....