«Предмет химии. Вещества и их физические свойства» 8-й класс.
учебно-методический материал по химии (8 класс)

Мамсурова Алла Батразовна

«Предмет химии. Вещества и их физические свойства»

 

 

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий “химия ”, “вещество”, “свойства веществ”.

 

Задачи урока:

 

üобучающие: содействовать формированию у учащихся знаний, позволяющих выявить чёткие различия между химией и другими естественными науками, между веществом и физическим телом;

üразвивающие: способствовать развитию у учащихся коммуникативных способностей по работе в малых группах;

формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием üвоспитательные: содействовать воспитанию стойкого позитивного интереса к предмету.

 

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

 

Форма урока: беседа, самостоятельная работа, лабораторная работа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Предмет химии. Вещества и их физические свойства» 8-й класс.

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий “химия ”, “вещество”, “свойства веществ”.

Задачи урока:

обучающие: содействовать формированию у учащихся знаний, позволяющих выявить чёткие различия между химией и другими естественными науками, между веществом и физическим телом;

развивающие: способствовать развитию у учащихся коммуникативных способностей по работе в малых группах;

формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием воспитательные: содействовать воспитанию стойкого позитивного интереса к предмету.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Форма урока: беседа, самостоятельная работа, лабораторная работа.

Ключевые компетенции, формируемые на уроке :

Информационно-познавательная: умение работать с учебником и с дополнительной литературой, конспектировать, выбирать главное, делать выводы.

Коммуникативная: ведение беседы, умение доказать свою точку зрения.

Предметные: исследовать вещества и их физические свойства, сравнивать физические свойства веществ, прогнозировать применение веществ , основываясь на их свойствах;

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, проблемный.

Материальное обеспечение урока: компьютер, проектор, экран, презентация по теме урока

На демонстрационном столе: коллекция изделий из стекла и алюминия. Железные опилки, сера, магнит, лист белой бумаги и стакан с водой.

На столах учащихся: штатив с пробирками , в пробирках сахар, поваренная соль, алюминий , растительное масло, дистиллированная вода в колбе, пустографки для оформления лабораторного опыта, смайлики.

Технологическая карта урока

Этап урока

1.Организационн ый этап , 1 мин.


Деятельность учителя

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку; эмоциональный настрой на урок.


Деятельность учеников

Готовятся к уроку .

2. Целеполагание и мотивация

3. Актуализация знаний


Произносит        вступительное        слово        для установления актуальности темы, осознания поставленных задач.

На основе ответов учащихся формулирует тему урока.

- Я назову группы наук, а Вы определите к какой из них ближе наука химия. 1.Литература, философия, история.

2. Математика, информатика.

3.Биология, природоведение, физика. (Ответ 3) - Как называются эти науки? (естественные)

- Что вам известно о химии?

- В тетради составьте кластер “Что я сам знаю о химии? (используют учебник, дополнительный материал)


На основе вступительного слова учителя и домашнего задания определяют цели и задачи своей деятельности на уроке.

Записывают тему в тетрадь.

Отвечают на вопросы, логически размышляют.

Составляют кластер

(Примерно, что могут записать учащиеся)

Писатель – фантаст и учёный – биохимик Айзек Азимов писал: ” Химия – это смерть, упакованная в банки и коробки…” Сказанное иногда справедливо не только по отношению к химии, но и по отношению к электричеству, бытовой технике, транспорту.


1. Изучает вещества

2. Изучает физические и химические свойства веществ

3. Изучает превращения веществ. 4. Изучает применение веществ 5. Это древняя наука.

6. Химия обладает огромными возможностями, создаёт неизвестные ранее материалы,

облегчает труд человека, одевает, экономит его время, создаёт уют и комфорт и даже изменяет внешность людей.

7. Химия может стать опасной для здоровья, даже смертельно опасной

Но мы не можем жить без электричества, а оголённый провод смертельно опасен, мы все любим смотреть телевизор, но за его задней панелью напряжение в тысячи вольт, нам необходим автомобиль, но под его колёсами часто погибают люди. Так и использование

людьми достижений современной химии требует высокой общей культуры, большой ответственности и, конечно, знаний.

4. Первичное усвоение знаний


Демонстрирует коллекцию изделий из стекла (пробирки, химические стаканы, разных объемов, колбы, трубки, предметные стекла)

и алюминия (алюминиевые пластины, вилки, ложки, кружки)

Каким одним понятием можно объединить эти изделия?

Чем отличается колба и пробирка, вилка и ложка?

Чем отличаются данные химические стаканы?

Что такое тело?

Какая наука изучает физические тела?

Из чего изготовлены данные тела?

А можно ли пробирки изготавливать из алюминия? Объясняя этимологию слова «пробирка» - «брать пробу»

Чем отличаются алюминий и стекло?


Ответы учащихся:

Это физические тела.

Формой.

Размерами

Это всё, что окружает нас.

Это наука физика.

Они изготовлены из стекла и алюминия

Нет нельзя, алюминий непрозрачен.

Стекло прозрачное, алюминий нет

Стекло не имеет цвета, алюминий имеет светло-серый цвет

Вещество – это то, из чего сделаны тела.

Что же такое вещество?

Что такое физические свойства вещества?

Демонстрация слайда с перечнем физических свойств веществ

Какими методами можно изучать природу?

Ребята, химия наука практическая, поэтому мы часто будем проводить эксперименты, но чтобы они не принесли вред Вашему здоровью , мы должны соблюдать технику безопасности

Проведение инструктажа по ТБ при обращении с химическими реактивами химическим оборудованием с показом слайдов.

А сейчас мы изучим физические свойства некоторых веществ по плану, который записан на доске и оформим его в выданных Вам пустографках. (Работают в парах. )

Поработаем со справочной таблицей учебника стр 211 «Плотность, температуры плавления и кипения некоторых веществ»

Давайте ответим на вопрос: «А что же изучает химия?» (Находят ответ в учебнике)


Физические свойства вещества - это признаки, по которым одни вещества отличаются от других или сходны с ними.

Учащиеся записывают в тетрадь

Наблюдения, эксперимент.

Слушают инструктаж по ТБ.

Проводят опыт по изучению физических свойств сахара и поваренной соли, алюминия и растительного масла..Заполняют пустографку.

Находят значения плотность , температур плавления и кипения для поваренной соли, алюминия.

Химия- наука о веществах, их строении, свойствах, превращениях и явлениях, которыми сопровождаются

эти превращения.

Изменения, происходящие с телами и веществами в Что мы называем явлениями?        окружающем мире , называют явлениями.

Заполняют таблицу.

Заполните таблицу, распределив перечисленные ниже термины по трём колонкам: тела, вещества, явления.

На слайде выведены термины. Солнце, камень, птица, сахар, рост растения, Земля, кислород, растворение сахара, падение камня, образование кислорода, золото. (Взаимопроверка с помощью ответов, расположенных на слайде с критериями оценивания)


Тела        Вещества

Солнце        сахар

камень        кислород

птица        золото

Земля


Явления

Рост растения

Растворение

сахара

Падение камня

Образование

кислорода

Демонстрационный        опыт        -        “Извержение вулкана”

Обсуждение:        каким        свойствами        обладает вещество – дихромат аммония .


Оранжевый цвет, твердое, разлагается, образуя новое зеленого цвета.


сыпучее, при нагревании твёрдое вёщество только

Это превращение сопровождается образованием новых        веществ        и        выделение        огромного количества тепла. Это явления, которые мы будем изучать позже. Их мы будем назвать

химическими.

5. Осознание и осмысление учебного материала


Для чего нам нужны знания о свойствах веществ?

Какое свойство алюминия используется для изготовления кастрюль, сковородок?

Какое свойство алюминия используется для изготовления фольги?


Знания свойств веществ необходимы для того, чтобы применять их с пользой для себя.

Используется такое свойство как хорошая теплопроводность этого вещества.

Используется такое свойство как пластичность

Какое свойство стекла используется при изготовлении окон?


Используется такое свойство как прозрачность.

6. Закрепление

7. Домашнее задание


"Лови ошибку"

Послушайте предложения и, если заметите ошибку, поднимите правую руку.

А) Вода – это вещество без цвета, запаха и со сладким вкусом.

Б) Сера – вещество твердое, желтого цвета.

В) Железо – это вещество темно-серого цвета, притягивающееся магнитом и не проводящее электрического тока.

Выполнение тестового задания (индивидуальная работа)

Объяснение домашнего задания


Поднимают правую руку

Руки не поднимают.

Поднимают правую руку

Выполняют тестовую работу

Записывают домашнее задание§1. Записать в словарик и выучить определения . Выполнить упр 1-3 средний уровень; упр. 4 достат. Составить проект вещества в моём доме или изготовьте газету-стенд «Химия в нашей жизни» ( лекарства, косметика, химия и автомобиль и т.д.)

8. Рефлексия и подведение итогов


В завершение поделитесь своими впечатлениями об уроке. Для этого допишите предложения, посвященные сегодняшнему дню

Покажите смайлики, по которым я

узнаю, как изменилось Ваше настроение.


Дописывают предложения.

Сегодня я узнал________________________________

Я удивился______________________________________

Я хотел бы______________________________________

Выставляются оценки по итогам работы на        Учащиеся подают дневники для выставления оценок уроке

Спасибо за работу на уроке.

        ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Согласно инструкции, выполните лабораторный опыт № 1. Оформите результат по образцу.

Образец:

Лабораторный опыт №1. Тема: Изучение физических свойств различных веществ.

Цель: ___________________________________________.

Ход работы.

1. Рассмотрите образцы выданных Вам веществ и заполните следующую таблицу

Свойства веществ        Название вещества        Название вещества

Агрегатное состояние

Цвет

Запах

Блеск

Плотность

Температура кипения

Температура плавления

Электропроводность

2. Исследуйте растворимость выданных Вам веществ в воде. Для этого прилейте немного воды к выданным веществам перемешайте содержимое с помощью стеклянной палочки. Сделайте вывод о растворимости или наоборот        о нерастворимости веществ в воде.

3.        Из веществ, свойства которых вы только что описали, укажите те, которые:

А) находятся в одинаковом агрегатном состоянии__________________________________ Б) практически не растворимы в воде____________________________________________

2.        Сравните по свойствам сахар и соль , укажите сходства и различия в свойствах этих веществ.

Вывод: Различные вещества могут обладать как___________, так и _______________ свойствами.

        ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Тест-самоконтроль

1.        Любой предмет, нас окружающий – это: А) физическое тело        Б) вещество.

2.        Стеклянная ваза, стеклянный стакан, стеклянная колба – это: А) тела;        Б) вещества.

3.        Вещество – это:

А) то, из чего состоит физическое тело; Б) любой предмет нас окружающий.

4.         В каком из предложений, приведенных ниже, речь идет о стекле как о физическом теле?

А) Он разбил оконное стекло;        Б) Ваза сделана из стекла. 5.        Свойства вещества – это:

А) признаки, по которым вещества сходны или отличаются друг от друга; Б) цвет вещества.

6.         Укажите, в каком случае речь идет о химических свойствах воды? А) Вода легко испаряется;

Б) Вода разлагается на водород и кислород при пропускании через нее электрического тока.

7.         Укажите вещество, которому соответствуют следующие свойства: серебристо-серое, электропроводное, притягивается магнитом.

А) железо;        Б) алюминий.

8. Выпишите какие качественные прилагательные – хрупкий, короткий, зеркальный, зловонное, рассыпчатое, симметричный, пористый, изогнутый, серебристый, тающий – могут быть отнесены:

А) к веществам; Б) к телам;

В) и к телам и к веществам.

        ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Физкультминутка

Проводится на 15 минуте урока Раз - подняться, потянуться,

 Два - нагнуть, разогнуться,

 Три - в ладоши, три хлопка,

 Головою три кивка.

 На четыре - руки шире,

 Пять - руками помахать,

 Шесть - на место тихо сесть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по химии в 8 классе на тему «Предмет химии. Вещества и их свойства» (технология критического мышления)

Урок по технологии "Критического мышления"  в 8 классе по химии. Это урок один из первых уроков в 8 классе, в задачу которого входит формирование мотивации школьников к изучению химии....

План-конспект урока по химии 8 класс. Тема: «Предмет химии. Вещества и их физические свойства»

Создать условия для формирования у учащихся понятий «химия», «тело»,               «вещество»,  «свойства веществ»; научить р...

Открытый урок по химии в 8 классе Тема урока: «Предмет химии. Вещества и их свойства»

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий “химия ”, “вещество”, “химический элемент”, “простые вещества ”, “сложные вещества”,  “свойства веществ”.Задачи урока:обучающие: со...

Урок с применением ИКТ "Предмет химии.Вещества. Свойства вещества."

Вводный урок для учащихся 7-8 класса по химии....

Предмет химии. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Физические и химические явления (УМК Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.)

Предмет химии. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Физические и химические явления (УМК Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.)...

предмет химии.вещества.их физические свойства

конспект урока, в котором раскрываются основные понятия- химия как наука,предмет химии, вещества, физические свойства веществ....

Технологическая карта урока на тему: "Предмет химии. Вещества и их свойства". 8 класс

Технологическая карта урока на тему: "Предмет химии. Вещества и их свойства". С приемами технологии развития критического мышления....