Урок «Соли с точки зрения теории электролитической диссоциации»
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Левицкая Лариса Викторовна

МБОУ Средняя общеобразовательная школа №24 г.Красноярск

Учитель химии: Левицкая Лариса Викторовна

 

Урок «Соли с точки зрения теории электролитической  диссоциации»

Цель урока: углубление, систематизация и обобщение знаний учащихся о солях как неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации.

Задачи урока

дидактические: дать понятие о солях как классе электролитов, изучить классификацию солей по составу и их номенклатуру, научить записывать уравнения диссоциации растворимых в воде солей, изучить общие химические свойства солей в свете ионных представлений;

развивающие: продолжить развивать умения и навыки в решении проблемных ситуаций, строить гипотезы, находить пути их решения; участвовать в дискуссии и высказывать свое мнение;

воспитательные: формировать умение выслушать своего собеседника.

Учащийся будет знать: понятие «соли» с точки зрения ТЭД, классификацию солей; уметь: давать названия, составлять уравнения диссоциации и характеризовать химические свойства солей.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Средняя общеобразовательная школа №24 г.Красноярск

Учитель химии: Левицкая Лариса Викторовна

Урок «Соли с точки зрения теории электролитической  диссоциации»

Цель урока: углубление, систематизация и обобщение знаний учащихся о солях как неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации.

Задачи урока

дидактические: дать понятие о солях как классе электролитов, изучить классификацию солей по составу и их номенклатуру, научить записывать уравнения диссоциации растворимых в воде солей, изучить общие химические свойства солей в свете ионных представлений;

развивающие: продолжить развивать умения и навыки в решении проблемных ситуаций, строить гипотезы, находить пути их решения; участвовать в дискуссии и высказывать свое мнение;

воспитательные: формировать умение выслушать своего собеседника.

Учащийся будет знать: понятие «соли» с точки зрения ТЭД, классификацию солей; уметь: давать названия, составлять уравнения диссоциации и характеризовать химические свойства солей.

Средства обучения: таблица растворимости, химический эксперимент, презентация в формате Microsoft Power Point

Оборудование к уроку: учебник, мультимедийный проектор, ПК, растворы: FeSO4       Al2(SO4)3   ,   CuSO4    ,    BaCl2 ,  NaOH, железные опилки, медная проволока

        Ход урока:

1.Организационный  момент.

Знакомство с инструктивной картой

Проверку домашнего задания проведём в виде тестирования.

2. Проверка домашнего задания. Тест.

1. Выберите формулу серной кислоты

а) H2SiO3  б) H2SO4  в) H2SO3  г) H2S

2.  Выберите формулу гидроксида кальция

а) Ba(OH)2, б) NaOH в) KOH г) Ca(OH)2

3.Выберите формулы, в которых  лакмус меняет свой  цвет

      на красный

а) НСI  б) H2SO4  в) NaOH  г) KOH 

4.Выберите формулы, в которых лакмус     меняет свой  цвет на синий

а)  Н2S  б) NaOH  в) HNO3  г) KOH

5. К реакции нейтрализации можно отнести взаимодействие

а)гидроксида  калия с серной кислотой

б) гидроксида натрия с сульфатом магния

в ) хлорида  меди с  гидроксидом бария

Ответы: 1-б ,2-г ,3-а,б ,4 – б,г . 5 – а

2.Подведение к теме: пословицы о соли, объяснить смысл

На хлебе, на соли, да на добром слове.

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Пуд соли вместе съесть.

-как вы понимаете смысл пословиц?

- сколько весит пуд?

Как вы думаете,о чём мы будем сегодня говорить?

Что вы знаете о солях?

Соли  - наиболее многочисленный класс неорганических веществ.

Это  твёрдые ,кристаллические вещества.

Они отличаются, друг от друга  по цвету. Одни соли растворяются  в воде, другие не растворяются.

«Cum grano salis» -  «В этом вся соль».

Эта многозначительная и ёмкая фраза неспроста вошла в вечную латынь, а затем и в наш обиход, благодаря самой главной соли ( назовите её) ,которая  дала название целому многочисленному классу веществ. Она имеет историю, популярность и громаднейшее значение в нашей жизни. В организме человека содержатся не только ионы Na+, которые поддерживают жизненно необходимый водно-солевой баланс и ионы Cl- способствующие образованию соляной кислоты в желудке. Почти вся периодическая система представлена в человеческом организме.           Сегодня на уроке мы будем рассматривать соли с другой точки зрения. Тема  урока: соли с точки зрения теории электролитической  диссоциации»

Цель урока: Закрепление знаний об электролитах и ионных реакциях и применение их  для характеристики химических свойств солей.

 Я предлагаю вам поставит перед собой следующие цели:

Сегодня на уроке я  буду знать:

 понятие «соли» с точки зрения ТЭД,

 классификацию солей;

 уметь: 

  давать названия,

 составлять молекулярные и  ионные  уравнения

 характеризовать химические свойства солей

Мотивация!

Для  чего?                      1.Контрольная работа.

Где пригодится?            2.Дальнейшее успешное изучение химии.                                                        

3.Для сдачи ЕГЭ.

 4. Для общего развития

                     

Эти цели записаны в вашей инструктивной карточке и я бы хотела, чтобы в конце урока напротив каждого пункта вы поставили знак + или –

Вопросы для повторения:

  • Что такое электролитическая диссоциация
  • Что такое электролиты
  • Какие вещества относятся к электролитам
  1. Подготовка к изучению материала через повторение опорных знаний.

1. Целями  данного этапа являются: подготовить учащихся к восприятию нового материала; повышение интереса учащихся к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала; включение учащихся в интересную для них форму работы.

1).Через проектор учащимся предлагаю запись:                     

Na+ ;    SO42– ;   Cl;    Ba2+;    Al3+ .

   Что вы видите в данной записи?

Ионы,  катионы, анионы, простые ионы, сложные ионы

Один из желающих учащихся анализирует задание:

ионы – потому, что данные частицы имеют заряд;

 катионы – ионы с положительным зарядом,

 анионы – ионы  отрицательным зарядом, и т.д.

Вопрос: Формулы, каких веществ можно составить из данных катионов и анионов?(соли). Какой можно сделать вывод?

Предложите новую формулировку понятия « соли» с точки зрения электролитов.

 Гипотеза: если растворы солей не содержат одинаковых ионов, то, возможно,  они не имеют общих химических свойств.

III. Изучение нового материала.

      1. Постановка конкретной учебной цели и задач перед учащимися.

Сообщение учителя: «Далее мы должны рассмотреть особенности протекания химических реакций с участием солей, для этого мы должны углубить знания о классификации солей и их диссоциации, а также  рассмотреть качественные реакции на катионы и анионы солей».

     2. Методами и формами изложения нового учебного материала являются: исследовательский, фронтальная беседа, индивидуальная и групповая работа.

1-ый этап. Классификация солей и их диссоциация.

  • Назовите самую популярную в повседневной жизни соль (поваренная соль или хлорид натрия). Именно она дала название целому многочисленному классу веществ. Соль сыграла исключительную роль в человеческой истории и неспроста в вечную латынь вошла емкая и многозначительная фраза: «Cum grano salis» -  «в этом вся соль». О поваренной соли можно говорить не один урок. Она имеет историю, популярность и громаднейшее значение в нашей жизни. В организме человека содержатся не только ионы Na+, которые поддерживают жизненно необходимый водно-солевой баланс и ионы Cl- способствующие образованию соляной кислоты в желудке. Почти вся периодическая система представлена в человеческом организме.          

Работа  с учебником. Ознакомление с основными и кислыми солями и их диссоциацией.

Как называется реакция между кислотой и основанием?

В начале 19 века шведский химик И.Берцелиус сформулировал определение солей, как соединении, полученных заменой атома водорода в кислоте металлом.

 Задание:  рассмотреть классификацию солей, сделать краткий опорный  конспект в виде схемы, или в виде таблицы, либо в какой - то другой форме удобной для вас

       Подведение итогов.

  • Какие бывают соли?
  • Дать определение разных видов солей 

Интегративная учебная проблема: «Обладают ли растворы солей общими химическими свойствами?

2-ой этап. Химические свойства солей:

1 свойство: взаимодействие с солями.

1).  Предлагаю учащимся выбрать из набора реактивов  растворы: FeSO4, Al2(SO4)3 , CuSO4

  1. Пользуясь таблицей растворимости, выясните, являются ли выданные растворы электролитами? (работают с таблицей растворимости)

2.Что общего в составе данных солей? (ион SO42–)

3.Предложите способ определения этой группы солей (по иону SO42–)

4.Какими реактивами можно воспользоваться, чтобы определить наличие сульфат иона в растворе ( растворами содержащими Ba2+ ,Sr2+, Pb2+).

4.Докажите практически, что все эти  соли сульфаты

5. Запишите краткие ионные уравнения и сделайте вывод.

  • Учащиеся выполняют  опыт, записывают ионные уравнения (один учащийся на доске, остальные в тетрадях)  и формулируют выводы :

А) Растворы  солей  можно определять по аниону, для этого нужно подобрать реактив с катионом способным осадить определяемый анион.

Б) Реактивом могут быть растворимые соли.

               В) Растворы солей реагируют с растворами солей, если в    результате образуется осадок.

2 свойство. Взаимодействие со  щелочами.

           1.Чем отличаются по составу выданные вам растворы (разные  катионы)

2. Найдите в таблице растворимости один реактив, которым можно распознать все три соли (реактив содержащий ион OH, щелочь)

3.Что образуется при взаимодействии соли со щелочью? (новая соль  и нерастворимое основание).

      Возьмите с набора раствор NaOH. Спрашиваю правила техники безопасности, которые нужно соблюдать при  работе со щелочами. Предлагаю провести опыт по распознаванию выданных растворов и записать краткие ионные уравнения.

Проверяю выполненное задание – три сильных ученика записывают результаты на доске и комментируют. По ходу провожу коррекцию с теми, у кого при оформлении  допущены ошибки.

Используя приобретенные в ходе эксперимента знания, дайте визуальную характеристику солям (разные по цвету, окраску солям придают ионы Fe2+, Сu2+)

Предлагаю учащимся сделать выводы по второй части эксперимента.

А) растворы солей можно определить по цвету катиона, катионы Cu2+ придают раствору синий цвет, катионы Fe2+ - желтоватый.

 Б) некоторые катионы можно обнаружить, осаждая их гидроксид ионами, при этом получаются осадки различных цветов:

 Cu(OH)2 – голубой, Fe(OH)2 – болотный, Al (OH)3 – белый, желеобразный.

В) растворы соли реагируют со щелочами с образованием новой соли и нерастворимого основания.

3 свойство. Взаимодействие с кислотами.

    1. Возьмите из набора карбонат кальция и раствор карбоната натри.

    2. Являются ли они электролитами ( кроме карбоната кальция, так как не растворим).

   3. Предложите способ определения этих солей (по катиону)

   4. С помощью какого реактива.

Если учащиеся затрудняются ответить, то учитель поясняет, что это ионы водорода.

   5. Докажите это опытным путём. Составьте уравнения реакций (двое учащихся у доски, остальные в тетрадях).

  6. Когда в домашних  условиях можно использовать  подобную реакцию (гашение соды уксусом, так как уксусная кислота также относится к классу кислот).

Предлагаю учащимся сделать выводы по третьей части эксперимента:

  А ) Реактивом на карбонат – ионы являются ионы водорода, входящие в состав кислот;

Б ) С кислотами могут реагировать как растворимые, так и нерастворимые соли.

4 свойство.  Взаимодействие с металлами

CuSO4  + Fe  = FeSO4  + Cu

IV. Первичное осмысление и закрепление материала на практике.

V.  Подведение итогов.

Подсчтитать число баллов, перевести в оценку Сдать подписанные инструктивные карточки

Домашнее задание. Изучить § 41, выполнить письменно задание 5 [1].

Игра «Крестики- нолики» Выигрышный путь- вещества, реагирующие  с      CuSO4

Инструктивная карта

Сегодня на уроке я  буду знать:

 понятие «соли» с точки зрения ТЭД,

 классификацию солей;

 уметь: 

  давать названия,

 составлять молекулярные и  ионные  уравнения

 характеризовать химические свойства солей

Задание

Самооценка

1

      Тест    

2

Соста  Составьте  формулы солей из ионов:        Na+ ;    SO42– ;   Cl;    Ba2+;    Al3+

Лабораторная работа.   Химические свойства солей

ЛО

№1

Взаимодействие с солями.      Соль + Соль = Соль + Соль

  • Выбрать из набора реактивов  растворы: FeSO4, Al2(SO4)3 , CuSO4,.
  • К растворам солей FeSO4, Al2(SO4)3 , CuSO4 прилить раствор хлорида бария BaCl2 . Что наблюдали?
  • Составить уравнение реакции в молекулярном и ионном виде

1 группа     FeSO4     + BaCl2  =             2 группа   Al2(SO4)3    + BaCl2  =

3 группа    CuSO4   +  BaCl2  =

Сделайте вывод.

ЛО

№2

Взаимодействие со  щелочами.        Соль + Щёлочь =  другая Соль + Основание

  • К растворам солей FeSO4, Al2(SO4)3 , CuSO4  прилить раствор гидроксида натрия NaOH . Что наблюдали?
  • Составить уравнение реакции в молекулярном и ионном виде

1 группа     FeSO4     +    NaOH  =         2 группа   Al2(SO4)3    +  NaOH   =

3 группа    CuSO4   +       NaOH   =

Сделайте вывод.

ЛО№3

Взаимодействие с металлами  Соль + металл = соль = другой металл 
В пробирку с железными опилками прилейте 1 мл (6-8 капель) раствора CuSO4.
Как изменяется окраска раствора?
В пробирку с медной проволокой прилейте 1 мл (6-8 капель) FeSO4.
Что наблюдается? Сделайте вывод

  • Составить уравнение реакции в молекулярном и ионном виде

CuSO4  + Fe  = FeSO4  + Cu

«Крестики – нолики»

Al

NaNO3

KCl

CaO

NaOH

Hq

HCl

Zn(NO3)2

BaCl2

Выигрышный путь-

вещества, реагирующие с

CuSO4

Итого баллов

20-21 балл    ---« 5»          18- 20 баллов – « 4»      10-18 балов – « 3»        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классификация и химические свойства оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Методическая разработка урока "Классификация и химические свойства оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации".  (химия, 8 класс,  прогормма О.С.Габриеляна)....

"Химические свойства кислот с точки зрения теории электролитической диссоциации"

Урок изучения новой темы в 8 классе. К нему разработана презентация и технологическая карта....

Возможности урока физики с точки зрения развития информационных УУД обучающихся (из опыта работы)

Эта работа иллюстрирует, какие типы заданий  можно давать учащимся на различных этапах урока физики, чтобы они работали на развитие у них информационных УУД...

Урок "Химические свойства солей с точки зрения электролитической диссоциации"

урок с использование ФЦОРконспект и технологическая карта учащегося...

Анализ урока информатики с точки зрения метапредметного подхода

Новый Стандарт образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным.Метапре...

Обобщающий урок "Пища с точки зрения химии"

Обобщающий урок по химии для студентов по профессии "Повар, кондитер"....