Анализ урока информатики с точки зрения метапредметного подхода
учебно-методический материал по информатике и икт (8 класс) по теме
Новый Стандарт образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным.
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
В данной статье я проанализировала обычный урок, проводимый для 8 класса, с точки зрения формирования метапредметных результатов.
Рассмотрен урок по теме "Математические основы информатики", учебник Л. Босовой "Информатика и ИКТ. ФГОС"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_uroka_s_tochki_zreniya_metapredmetnogo_podkhoda.rar | 28.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ урока информатики с точки зрения метапредметного подхода.
Сафонова Ольга Юрьевна, учитель информатики, МБОУ Гимназия № 17 г. Королев
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным.
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
В процессе обучения ученик должен не заучивать готовые определения, а последовательно двигаться к «первооткрытию» известных знаний. Предполагается, что постепенно, набираясь опыта, ученик должен наработать универсальные способы, алгоритмы решения проблем в различных ситуациях.
Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирования целостной картины мира в сознании ребёнка.
Расширенная таблица метапредметных результатов
Образовательные результаты, заданные ФГОС ООО | Уточненные планируемые образовательные результаты |
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; | сформированность навыков целеполагания |
умение формулирования целей собственной познавательной деятельности | |
умение самостоятельно ставить перед собой новые цели | |
сформированность положительной мотивации к своей познавательной деятельности | |
2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; | развитие навыков алгоритмизации |
развитие навыков поиска, отбора и систематизации информации | |
развитие навыков выделения главного и второстепенного при формулировании и решении задачи | |
выбор эффективных способов решения | |
Понимание этапов технологической цепочки в решении учебных задач | |
Умение обосновывать выбор | |
3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; | навыки соотнесения своих действий с планируемыми результатами |
умение контролировать достигнутые результаты и каждого действия в задаче | |
навыки сравнения собственных достигнутых результатов и результатов других | |
умение решать задачи по образцу | |
умение решать задачи с изменившимися условиями | |
навыки решения новых задач | |
4. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; | овладение навыками самоконтроля, самооценки |
сформированность навыков осуществления осознанного выбора при любом виде деятельности | |
умение корректировать результаты с целью достижения нужного результата, умение выбора альтернативных решений | |
Способность адекватно оценивать собственные результаты | |
5. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; | сформированность умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, |
сформированность навыков классификации | |
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепочки и делать выводы; | |
6. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; | сформированность умения создавать модели объектов в различных информационных средах |
сформированность умений работать с различными видами информации Освоить различные способы кодирования.декодироперирования знаково-символическими сигналами в учеб деятельности | |
7. смысловое чтение; | умение выделять главную мысль текста |
умение задавать и отвечать на вопросы, связанные с прочитанным текстом | |
навык связанного пересказа прочитанного | |
8. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; | навыки совместного решения общих задач участие в совместных проектах |
умение находить общее решение, прислушиваться к мнению других | |
сформированность умения аргументировать и отстаивать своё мнение | |
Организовывать сотрудничество в процессе организации учебной деятельности | |
9. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; | умение осознанно использовать речь при работе на уроке |
владение устной и письменной речью | |
умение использовать в речи научные термины, владение навыками использования различных стилей речи | |
10. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); | сформированность умений находить, обрабатывать и систематизировать информацию |
овладение навыками работы с типовыми прикладными программами | |
знакомство со средствами ИКТ | |
навыки использования ИКТ в быту |
Урок:
Высказывание. Логика высказываний. Логические значения, операции, выражения.
ПЛАН УРОКА
Класс: 8 класс (ФГОС)
Тема учебной программы: Математические основы информатики
Цели темы:
Аналитическая деятельность:
анализировать любую позиционную систему как знаковую систему; определять диапазон целых чисел в n-разрядном представлении; анализировать логическую структуру высказываний; анализировать простейшие электронные схемы.
Практическая деятельность:
переводить небольшие целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно; выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; строить таблицы истинности для логических выражений; вычислять истинностное значение логического выражения.
Тема урока: Высказывание. Логика высказываний. Логические значения, операции, выражения.
Цели урока: знакомство с наукой «Логика», формирование представления о логической структуре высказывания, раскрытие связи логики и математики, получение навыков вычисления значения логического выражения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование и учебные материалы, подготовленные к уроку: презентация на тему «Логические высказывания», индивидуальные карточки с кластерами и таблицей целеполагания.
Учебник: Босова Л.Л. Информатика и ИКТ.. Учебник для 8 класса, изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.
Форма проведения урока: беседа, самостоятельная работа учащихся.
Развиваемые УУД:
Познавательные:
- знакомство с новой наукой «Логика» и ее составляющими
- осознание связи наук
- поиск информации в учебнике (заполнение таблицы)
- представление информации в разных видах
- отработка навыков слушания и запоминания информации, представленной в разном виде (весь урок)
Коммуникативные:
- работа в паре по заполнению таблицы (постановка вопросов, планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов)
- ответы на вопросы с места (умение выражать свои мысли).
Регулятивные:
- оценка собственной деятельности на уроке
- тестирование как контроль результатов.
Личностные:
- осознание взаимосвязи наук
- понимание законов мышления
- формирование поведения на уроке.
Материально-техническое оснащение урока:
Компьютерный класс (12 компьютеров-рабочих мест), программное обеспечение: Windows XP, Microsoft Office, проектор, компьютерный тест.
План урока
- Целеполагание. 2 мин
- Представление нового материала 15 мин
- Закрепление нового материала 15 мин
- Тест 10 мин
- Заключение. Домашнее задание 3 мин
Этап урока | Ожидаемые метапредметные результаты |
Постановка целей урока | 1 |
Представление нового материала (лекция с элементами беседы) | 4 |
Закрепление нового материала (групповая и индивидуальная самостоятельная работа) | 9 |
Тест (индивидуальная самостоятельная работа) | 9 |
Заключение. Домашнее задание | 6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности урока физики с точки зрения развития информационных УУД обучающихся (из опыта работы)
Эта работа иллюстрирует, какие типы заданий можно давать учащимся на различных этапах урока физики, чтобы они работали на развитие у них информационных УУД...
Роль уроков литературы в подготовке к написанию сочинения (об анализе литературного произведения с точки зрения пространства, времени и круга основных проблем).
Роль уроков литературы в подготовке к написанию сочинения (об анализе литературного произведения с точки зрения пространства, времени и круга основных проблем)....
Обобщающий урок "Пища с точки зрения химии"
Обобщающий урок по химии для студентов по профессии "Повар, кондитер"....
Урок «Соли с точки зрения теории электролитической диссоциации»
МБОУ Средняя общеобразовательная школа №24 г.КрасноярскУчитель химии: Левицкая Лариса Викторовна Урок «Соли с точки зрения теории электролитической диссоциации» Цель урока: углубление,...
Подготовка к ОГЭ по теме измерение информации с точки зрения алфавитного подхода
Подготовка к ОГЭ по теме измерение информации с точки зрения алфавитного подхода...
Анализ конкретных ситуаций с точки зрения соответствия педагогических воздействий особенностям возрастного развития
Анализ конкретных ситуаций с точки зрения соответствия педагогических воздействий особенностям возрастного развития...
«Государственный стандарт коррекционного образования VIII вида с точки зрения компетентностного подхода»
Презентация к выступлению на МО....