Классификация и химические свойства оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации.
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Методическая разработка урока "Классификация и химические свойства оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации". (химия, 8 класс, прогормма О.С.Габриеляна).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инструкционная карта № 1.
Взаимодействие щелочей с кислотами.
- Налейте в пробирку 1мл раствора NaOH, добавьте несколько капель фенолфталеина. Что наблюдаете? Почему?
- Добавьте в пробирку 1мл раствора серной кислоты. Что наблюдаете? Почему?(произошла ли реакция?)
- В другую пробирку налейте 1мл раствора KOH, добавьте несколько капель фенолфталеина, а затем 1 мл раствора соляной кислоты. Сравните свои наблюдения в 1 и 2 опыте.
- Составьте молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения проделанных реакций на черновике.
- Сформулируйте вывод (устно), вставив пропущенные слова в предложение: Щелочи взаимодействуют с кислотами с образованием - - - - и - - - - . Это реакция - - - - - - - - - - - - -.
- Для обобщения результатов экспериментов начертите в тетрадях таблицу:
Свойства | Уравнения реакций (молекулярные и ионные) |
1. 2. и т.д. |
Инструкционная карта № 2.
Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов (кислотными оксидами).
- В пустую колбу налейте 3-4 мл раствора гидроксида натрия и добавьте несколько капель фенолфталеина. Что наблюдаете? Почему?
- В ложечку для сжигания веществ поместите немного порошка серы. Зажгите спиртовку, подожгите серу и поместите ложечку в колбу с гидроксидом натрия. Какое вещество образуется при горении серы? Что вы наблюдаете? Почему?
- Вам выдана колба с оксидом углерода (IV). Как ещё можно назвать это вещество? Опишите его свойства (цвет, агрегатное состояние).
- Налейте в колбу с оксидом углерода (IV) 3-4 мл известковой воды, закройте пробкой и перемешайте. Что наблюдаете?
- Составьте молекулярное, полное и сокращённое ионные уравнения проделанных реакций (на черновике) учитывая, что одним из продуктов реакции будет соль той кислоты, которая соответствует оксиду неметалла.
- Сформулируйте вывод (устно), вставив пропущенные слова в предложение: Щелочи взаимодействуют с кислотными оксидами с образованием - - - - и - - - - .
- Для обобщения результатов экспериментов начертите в тетрадях таблицу:
Свойства | Уравнения реакций (молекулярные и ионные) |
1. 2. и т.д. |
Инструкционная карта № 3.
Взаимодействие щелочей с солями.
1. В трёх пробирках слейте попарно по 1-2 мл растворов веществ:
1-я пробирка: гидроксид натрия и хлорид аммония;
2-я пробирка: гидроксид калия и сульфат железа (III);
3-я пробирка: гидроксид натрия и хлорид бария.
2. Нагрейте содержимое 1-й пробирки и определите по запаху один из продуктов реакции.
3. Что наблюдаете во 2-й пробирке? В 3-й пробирке?
4. Составьте молекулярные и ионные уравнения проделанных во 2й и 3й пробирке реакций (на черновике). Какая из проделанных реакций не идёт до конца (является обратимой)? Почему?
5. Сформулируйте вывод (устно) о возможности взаимодействия щелочей с солями, вставив пропущенные слова в предложение:
Щёлочи взаимодействуют с солями, если в результате реакции образуется - - - - - - или - - - .
- Для обобщения результатов экспериментов начертите в тетрадях таблицу:
Свойства | Уравнения реакций (молекулярные и ионные) |
1. 2. и т.д. |
Инструкционная карта № 4.
Получение и свойства нерастворимых оснований.
- Налейте в 2 пробирки по 1 мл раствора хлорида меди (II). В каждую пробирку добавьте по 3-4 капли раствора гидроксида натрия. Опишите образовавшийся в результате реакции гидроксид меди(II) (цвет агрегатное состояние).
- Составьте молекулярные и ионные уравнения проделанных реакций (на черновике).
- Добавьте в одну из пробирок с полученным в предыдущем опыте гидроксидом меди(II) 1-2 мл серной кислоты. Что наблюдаете?
- Составьте молекулярные и ионные уравнения проделанной реакции (на черновике).
- Сформулируйте вывод (устно), вставив пропущенные слова в предложения: Нерастворимые основания получают взаимодействием растворов - - - - - и - - - - - - . Нерастворимые основания взаимодействуют с кислотами с образованием - - - - и - - - - .
- Для обобщения результатов экспериментов начертите в тетрадях таблицу
Свойства | Уравнения реакций (молекулярные и ионные) |
1. 2. и т.д. |
Инструкционная карта № 5.
Получение и свойства нерастворимых оснований.
- Налейте в 2 пробирки по 1 мл раствора хлорида меди (II). В каждую пробирку добавьте по 1-2 мл раствора гидроксида натрия. Опишите образовавшийся в результате реакции гидроксид меди(II) (цвет агрегатное состояние).
- Составьте молекулярные и ионные уравнения проделанных реакций (на черновике).
- Нагрейте одну из пробирок с полученным гидроксидом меди(II). Что наблюдаете?
- Составьте уравнение проделанной реакции (на черновике) и определите её тип (по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции). Учтите, что одним из продуктов реакции является соответствующий оксид металла.
- Сформулируйте вывод (устно), вставив пропущенные слова в предложения: Нерастворимые основания получают взаимодействием растворов - - - - - и - - - - - - . Нерастворимые основания при нагревании - - - - - - - - - - - на - - - - - и - - - - .
- Для обобщения результатов экспериментов начертите в тетрадях таблицу
Свойства | Уравнения реакций (молекулярные и ионные) |
1. 2. и т.д. |
Предварительный просмотр:
Классификация и химические свойства оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации.
Цели урока:
- сформировать понятие об основаниях как классе электролитов;
- рассмотреть классификацию оснований по различным признакам;
- представить химические свойства оснований в свете ТЭД;
- охарактеризовать способы получения нерастворимых оснований в сете ТЭД;
- развивать умение пользоваться таблицей растворимости для характеристики химических свойств веществ; составлять молекулярные и ионные уравнения реакций;
- развивать умение самостоятельно проводить эксперимент, наблюдать и делать выводы.
Оборудование:
Твёрдые NaOH, KOH, Ca(OH)2 и их растворы, Fe(OH)3, Cu(OH)2, Ni(OH)2, фенолфталеин, растворы HCl H2SO4 сера, спиртовка, спички, ложечка для сжигания веществ, колба с CO2, растворы Fe2(SO4)3, NH4Cl, CuCl2, пробирки, колба.
Ход урока:
- Проверка домашнего задания.(5-7 мин).
При проверке упр. 6 стр. 160 дать определение кислотным оксидам:
Кислотные оксиды – это оксиды, которым соответствуют кислоты (с.о. неМе в кислоте и оксиде одинаковая).
- Подготовка к выполнению группового задания (5 мин); (слайды 1-8)
1. Объявление темы и плана урока, состава групп, актуализация знаний по теме;
С 2. В тетради записываем тему урока.
С 3. Постановка познавательной задачи. Обсуждение общей темы, деление её на отдельные задачи. (Нацелить на выполнение итогового теста в конце урока.)
С 4. - Какое определение мы даём основаниям с точки зрения ТЭД? (рассмотрение состава оснований, их физических свойств и классификации).
Степень окисления гидроксогруппы = -1, поэтому с.о. Ме легко определяется по числу гидроксогрупп в молекуле. ? Пользуясь таблицей растворимости, приведите ещё примеры растворимых и нерастворимых оснований. Демонстрация: физические свойства оснований: агрегатное состояние, цвет и т.д. NaOH, KOH, Ca(OH)2 и т.д.
С 5. Нерастворимые основания диссоциируют в незначительной степени, образуют мало гидроксид – ионов в следствие плохой растворимости. ? Приведите примеры оснований, которые являются а) сильными электролитами; б) слабыми электролитами.
С 6. Пользуясь таблицей растворимости, приведите ещё примеры а) однокислотных оснований; б) двухкислотных оснований.
С 8. Инструктаж о последовательности работы, повторение правил ТБ. Перед выполнением лабораторных опытов вспомните правила техники безопасности при работе со щелочами, кислотами, спиртовкой и стеклянной посудой. После повторения ТБ переходим к работе по группам. (Раздача дидактического материала группам.)
III. Групповая работа (около 10 мин)
- Знакомство с материалом, планирование работы в группе;
- Распределение заданий внутри группы;
- Индивидуальное выполнение задания;
- Обсуждение результатов индивидуальной работы в группе;
- Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
- Подведение итогов группового задания.
IV. Заключительная часть (около 15 минут)
- Отчёты групп и их обсуждение;
С 10. Взаимодействие известковой воды с углекислым газом относится к особым (специфическим) свойствам оснований, которые определяются наличием в молекулах оснований катионов металлов. Это качественная реакция. При помощи неё мы можем определить, с каким конкретно основанием мы имеем дело. Другой пример – качественная реакция н ион бария в гидроксиде бария (взаимодействие с сульфат –ионом; признак реакции – помутнение).
С 13. Щёлочи при нагревании не разлагаются, а плавятся!
- Обсуждение отдельных аспектов, взаимосвязей материала внутри темы, особенностей отдельных задач;
- Характеристика работы группы и отдельных учащихся.
V. Контроль качества усвоения нового материала в форме теста.(10 мин).
VI. Домашнее задание: § 39, упр. 1,2 (устно)-3(п).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - презентация "Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации"
В результате изучения данного материала учащиеся должны знать определение понятий "электролиты", "неэлектролиты"....
.Тема: «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации»
Урок химии, 8 класс...
"Химические свойства кислот с точки зрения теории электролитической диссоциации"
Урок изучения новой темы в 8 классе. К нему разработана презентация и технологическая карта....
Урок "Химические свойства солей с точки зрения электролитической диссоциации"
урок с использование ФЦОРконспект и технологическая карта учащегося...
Урок «Соли с точки зрения теории электролитической диссоциации»
МБОУ Средняя общеобразовательная школа №24 г.КрасноярскУчитель химии: Левицкая Лариса Викторовна Урок «Соли с точки зрения теории электролитической диссоциации» Цель урока: углубление,...
Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации в условиях их реализации.
Открытый урок на тему: "Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации в условиях их реализации."...
Конспект урока химии в 9 классе по теме "Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации"
Цели урока: - образовательные: обобщить и углубить знания обучающихся о составе, классификации, химических свойствах оснований, о реакциях ионного обмена, совершенствовать умения учащихся записывать ...