Классификация и химические свойства оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации.
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Матвеева Наталия Валентиновна

Методическая разработка урока "Классификация и химические свойства оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации".  (химия, 8 класс,  прогормма О.С.Габриеляна).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инструкционная карта № 1.

Взаимодействие щелочей с кислотами.

  1. Налейте в пробирку 1мл раствора NaOH, добавьте несколько капель фенолфталеина. Что наблюдаете? Почему?
  2. Добавьте в пробирку 1мл раствора серной кислоты. Что наблюдаете? Почему?(произошла ли реакция?)
  3. В другую пробирку налейте 1мл раствора KOH, добавьте несколько капель фенолфталеина, а затем 1 мл раствора соляной кислоты. Сравните свои наблюдения в 1 и 2 опыте.
  4. Составьте молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения проделанных реакций на черновике.
  5. Сформулируйте вывод (устно), вставив пропущенные слова в предложение: Щелочи взаимодействуют с кислотами с образованием  - - - - и - - - - . Это реакция  - - - - - - - - - - - - -.
  6. Для обобщения результатов экспериментов начертите в тетрадях таблицу:

Свойства

Уравнения реакций (молекулярные и ионные)

  1. Растворимых оснований (щелочей):

1.

2. и т.д.

Инструкционная карта № 2.

Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов (кислотными оксидами).

  1. В пустую колбу налейте 3-4 мл раствора гидроксида натрия и добавьте несколько капель фенолфталеина. Что наблюдаете? Почему?
  2. В ложечку для сжигания веществ поместите немного порошка серы. Зажгите спиртовку, подожгите серу и поместите ложечку в колбу с гидроксидом натрия. Какое вещество образуется при горении серы? Что вы наблюдаете? Почему?
  3. Вам выдана колба с оксидом углерода (IV). Как ещё можно назвать это вещество? Опишите его свойства (цвет, агрегатное состояние).
  4. Налейте в колбу с оксидом углерода (IV) 3-4 мл известковой воды, закройте пробкой и перемешайте. Что наблюдаете?
  5. Составьте молекулярное, полное и сокращённое ионные уравнения проделанных реакций (на черновике) учитывая, что одним из продуктов реакции будет соль той кислоты, которая соответствует оксиду неметалла.
  6. Сформулируйте вывод (устно), вставив пропущенные слова в предложение: Щелочи взаимодействуют с кислотными оксидами с образованием  - - - - и - - - - .
  1. Для обобщения результатов экспериментов начертите в тетрадях таблицу:

Свойства

Уравнения реакций (молекулярные и ионные)

  1. Растворимых оснований (щелочей):

1.

2. и т.д.

Инструкционная карта № 3.

Взаимодействие щелочей с солями.

1. В трёх пробирках слейте попарно по 1-2 мл растворов веществ:

1-я пробирка: гидроксид натрия и хлорид аммония;

2-я пробирка: гидроксид калия и сульфат железа (III);

3-я пробирка: гидроксид натрия и хлорид бария.

2. Нагрейте содержимое 1-й пробирки и определите по запаху один из продуктов реакции.

3. Что наблюдаете во 2-й пробирке? В 3-й пробирке?

4. Составьте молекулярные и ионные уравнения проделанных во 2й и 3й пробирке реакций (на черновике). Какая из проделанных реакций не идёт до конца (является обратимой)? Почему?

5. Сформулируйте вывод (устно) о возможности взаимодействия щелочей с солями, вставив пропущенные слова в предложение:

Щёлочи взаимодействуют с солями, если в результате реакции образуется  - - - - - -  или  - - - .

  1. Для обобщения результатов экспериментов начертите в тетрадях таблицу:

Свойства

Уравнения реакций (молекулярные и ионные)

  1. Растворимых оснований (щелочей):

1.

2. и т.д.

Инструкционная карта № 4.

Получение и свойства нерастворимых оснований.

  1. Налейте в 2 пробирки по 1 мл раствора хлорида меди (II). В каждую пробирку добавьте по 3-4 капли раствора гидроксида натрия. Опишите образовавшийся в результате реакции гидроксид меди(II) (цвет агрегатное состояние).
  2. Составьте молекулярные и ионные уравнения проделанных реакций (на черновике).
  3. Добавьте в одну из пробирок с полученным в предыдущем опыте гидроксидом меди(II) 1-2 мл серной кислоты. Что наблюдаете?
  4. Составьте молекулярные и ионные уравнения проделанной реакции (на черновике).
  5. Сформулируйте вывод (устно), вставив пропущенные слова в предложения: Нерастворимые основания получают взаимодействием растворов  - - - - -  и  - - - - - - . Нерастворимые основания взаимодействуют с кислотами с образованием  - - - -  и  - - - - .
  6. Для обобщения результатов экспериментов начертите в тетрадях таблицу

Свойства

Уравнения реакций (молекулярные и ионные)

  1. Растворимых оснований (щелочей):

1.

2. и т.д.

Инструкционная карта № 5.

Получение и свойства нерастворимых оснований.

  1. Налейте в 2 пробирки по 1 мл раствора хлорида меди (II). В каждую пробирку добавьте по 1-2 мл раствора гидроксида натрия. Опишите образовавшийся в результате реакции гидроксид меди(II) (цвет агрегатное состояние).
  2. Составьте молекулярные и ионные уравнения проделанных реакций (на черновике).
  3. Нагрейте одну из пробирок с полученным гидроксидом меди(II). Что наблюдаете?
  4. Составьте уравнение проделанной реакции (на черновике) и определите её тип (по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции). Учтите, что одним из продуктов реакции является соответствующий оксид металла.
  5. Сформулируйте вывод (устно), вставив пропущенные слова в предложения: Нерастворимые основания получают взаимодействием растворов  - - - - -  и  - - - - - - . Нерастворимые основания при нагревании  - - - - - - - - - - -  на  - - - - -  и  - - - - .
  6. Для обобщения результатов экспериментов начертите в тетрадях таблицу

Свойства

Уравнения реакций (молекулярные и ионные)

  1. Растворимых оснований (щелочей):

1.

2. и т.д.



Предварительный просмотр:

Классификация и химические свойства оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Цели урока:

- сформировать понятие об основаниях как классе электролитов;

- рассмотреть классификацию оснований по различным признакам;

- представить химические свойства оснований в свете ТЭД;

- охарактеризовать способы получения нерастворимых оснований в сете ТЭД;

- развивать умение пользоваться таблицей растворимости для характеристики химических свойств веществ; составлять молекулярные и ионные уравнения реакций;

- развивать умение самостоятельно проводить эксперимент, наблюдать и делать выводы.

Оборудование:

Твёрдые NaOH, KOH, Ca(OH)2 и их растворы, Fe(OH)3, Cu(OH)2, Ni(OH)2, фенолфталеин, растворы HCl H2SO4 сера, спиртовка, спички, ложечка для сжигания веществ, колба с CO2, растворы Fe2(SO4)3, NH4Cl, CuCl2, пробирки, колба.

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания.(5-7 мин).

При проверке упр. 6 стр. 160 дать определение кислотным оксидам:

Кислотные оксиды – это оксиды, которым соответствуют кислоты (с.о. неМе в кислоте и оксиде одинаковая).

  1. Подготовка к выполнению группового задания (5 мин); (слайды 1-8)

1. Объявление темы и плана урока, состава групп, актуализация знаний по теме;

С 2. В тетради записываем тему урока.

С 3. Постановка познавательной задачи. Обсуждение общей темы, деление её на отдельные задачи. (Нацелить на выполнение итогового теста в конце урока.)

С 4. - Какое определение мы даём основаниям с точки зрения ТЭД? (рассмотрение состава оснований, их физических свойств и классификации).

Степень окисления гидроксогруппы = -1, поэтому с.о. Ме легко определяется по числу гидроксогрупп в молекуле.  ? Пользуясь таблицей растворимости, приведите ещё примеры растворимых и нерастворимых оснований. Демонстрация: физические свойства оснований: агрегатное состояние, цвет и т.д. NaOH, KOH, Ca(OH)2 и т.д.

С 5. Нерастворимые основания диссоциируют в незначительной степени, образуют мало гидроксид – ионов в следствие плохой растворимости.  ? Приведите примеры оснований, которые являются а) сильными электролитами; б) слабыми электролитами.

С 6. Пользуясь таблицей растворимости, приведите ещё примеры а) однокислотных оснований; б) двухкислотных оснований.

С 8. Инструктаж о последовательности работы, повторение правил ТБ. Перед выполнением лабораторных опытов вспомните правила техники безопасности при работе со щелочами, кислотами, спиртовкой и стеклянной посудой. После повторения ТБ переходим к работе по группам. (Раздача дидактического материала группам.)

III. Групповая работа (около 10 мин)

  1. Знакомство с материалом, планирование работы в группе;
  2. Распределение заданий внутри группы;
  3. Индивидуальное выполнение задания;
  4. Обсуждение результатов индивидуальной работы в группе;
  5. Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
  6. Подведение итогов группового задания.

IV. Заключительная часть (около 15 минут)

  1. Отчёты групп и их обсуждение;

С 10. Взаимодействие известковой воды с углекислым газом относится к особым (специфическим) свойствам оснований, которые определяются наличием в молекулах оснований катионов металлов. Это качественная реакция. При помощи неё мы можем определить, с каким конкретно основанием мы имеем дело. Другой пример – качественная реакция н ион бария в гидроксиде бария (взаимодействие с сульфат –ионом; признак реакции – помутнение).  

С 13. Щёлочи при нагревании не разлагаются, а плавятся!

  1. Обсуждение отдельных аспектов, взаимосвязей материала внутри темы, особенностей отдельных задач;
  2. Характеристика работы группы и отдельных учащихся.

V. Контроль качества усвоения нового материала в форме теста.(10 мин).

VI. Домашнее задание: § 39, упр. 1,2 (устно)-3(п).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - презентация "Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации"

В результате изучения данного материала учащиеся должны знать определение понятий "электролиты", "неэлектролиты"....

"Химические свойства кислот с точки зрения теории электролитической диссоциации"

Урок изучения новой темы в 8 классе. К нему разработана презентация и технологическая карта....

Урок "Химические свойства солей с точки зрения электролитической диссоциации"

урок с использование ФЦОРконспект и технологическая карта учащегося...

Урок «Соли с точки зрения теории электролитической диссоциации»

МБОУ Средняя общеобразовательная школа №24 г.КрасноярскУчитель химии: Левицкая Лариса Викторовна Урок «Соли с точки зрения теории электролитической  диссоциации» Цель урока: углубление,...

Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации в условиях их реализации.

Открытый урок на тему: "Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации в условиях их реализации."...

Конспект урока химии в 9 классе по теме "Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации"

Цели урока: - образовательные: обобщить и углубить знания обучающихся о составе, классификации, химических свойствах оснований, о реакциях ионного обмена, совершенствовать умения учащихся записывать ...