Технологическая карта урока "Брусок с точки зрения физики" (обобщение материала по теме "Силы") 7 класс
учебно-методический материал по естествознанию (7 класс) на тему
Урок-обобщение материала в 7 классе по теме "Силы в природе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока 7 класс | 154 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Брусок с точки зрения физики…» (обобщение материала по теме «Силы в природе»)
Братушка Алла Даниловна,
учитель физики, высшая категория.
Технологическая карта урока
Предмет: Физика
Класс: 7
Продолжительность урока: 45 мин.
Базовый учебник: А.В.Перышкин, Физика 7кл, Москва, «Дрофа»,2013г.
Цель урока: проверить теоретические знания на практике - экспериментальным путем определить линейные размеры тел, площади граней, объем параллелепипеда, плотность вещества, силу тяжести, вес, силу упругости, силу трения, коэффициент трения дерева по дереву, силу Архимеда, условия плавания тел.
Задачи:
Образовательные: систематизировать знания учащихся о физических величинах таких как - масса, площадь, объем, плотность, сила тяжести, сила всемирного тяготения, вес, сила упругости, сила трения, сила Архимеда.
Закрепить знания о погрешностях измерений, правилах взвешивания тел на весах и измерения линейных размеров тел, работе с динамометром, вычислении площади и объема.
Развивающие: формирование навыков организации самостоятельной деятельности учащихся, применение знаний на практике, овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, посредством «делания». Развивать навыки постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умений предвидеть возможные результаты своих действий, т.е. закрепить навыки владения исследовательской и проектной деятельностью. Развивать интерес к предмету и логическое мышление.
Воспитательные: продолжить развивать кругозор учащихся и потребность познавать новые знания, убедить в важности физических знаний. Продолжить развивать внимание, самостоятельность, коммуникативные качества, умение планирования общих способов работы и коррекции хода деятельности, умение разрешать конфликты. Продолжить развивать умение вести записи в тетрадях, умение наблюдать и замечать закономерности явлений, аргументировать свои выводы.
Межпредметные связи: математические расчеты, определение объема, площади (математика), составление текста по английскому языку, выполнение рисунка акварелью бруска (рисование), составление четверостишья о бруске (литература).
Методические приемы: проблемно-поисковая учебная деятельность, создание ситуации успеха.
Тип урока: практическое закрепление знаний, обобщение материала по теме «Силы в природе».
Формы работы учащихся: практическая самостоятельная исследовательская работа, фронтальная беседа, работа в группах.
Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, документ-камера, таблица плотностей твердых тел, таблица коэффициентов трения, брусок деревянный, линейка, весы с разновесами, динамометр, деревянный трибометр лабораторный, стеклянный аквариум с водой, маршрутный лист урока (МЛ), выставка творческих домашних заданий по теме «Изучение бруска на разных уроках…», электронные весы.
Этап урока | Задачи урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые достижения |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Постановка цели урока. | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие учащихся, вступительное слово учителя. Организация внимания учащихся. Постановка проблемы для учащихся в определении темы урока и его целей. Учитель просит дать ответ на вопрос: что узнают о бруске на разных уроках, например, на уроке труда, на уроке русского языка, на уроке английского языка. Приводит примеры ответов учеников на вопрос: «Как изучается брусок на разных уроках…» Учитель фронтальным опросом подводит учеников к ответу на вопрос – какова тема урока? Определение целей урока: -повторить… -сравнить… -получить… Учитель записывает тему урока на доске – «Брусок с точки зрения физики…» Знакомит с МАРШРУТНЫМ ЛИСТОМ (МЛ) урока, который ученики будут заполнять в течение урока (Приложение 1). | Приветствуют учителя. Учащиеся включаются в деловой ритм урока. Описывают деревянный брусок на английском языке (урок английского языка). Демонстрируют рисунок бруска (урок рисования). Стихотворение о бруске и разбор слова «Брусок» по составу (урок русского языка и литературы). Определяют, что можно узнать о бруске на уроке физики, тем самым определяют тему урока «Деревянный брусок с точки зрения физики». Определяют цели урока: практически определение таких физических величин как линейные размеры бруска, масса, площадь, объем, плотность, сила тяжести вес, сила упругости, сила трения, сила Архимеда (теоретически и практически), коэффициент трения, выяснение условий плавания тел. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, применять знания на практике. |
Выполнение практической работы. Коррекция выявленных затруднений. Систематизирование знаний. | Воспроизведение и коррекция знаний. Обеспечение мотивации. | Задание 1. Определение линейных размеров бруска. Учитель руководит работой учащихся - определяет первостепенные измерения – длина, ширина, высота при помощи линейки, обращая внимание на нахождение начала отсчета на линейке. Напоминает о погрешности измерений. Напоминает о переводе единиц длины в систему СИ. Дает рекомендации учащимся по работе. Учитель в демонстрационном маршрутном (МЛ) листе записывает вместе с учениками линейные размеры бруска, отображает с помощью документ-камеры и прописывает на доске. Задание 2,3. Определение площади граней, объема. Учитель руководит работой учащихся – вычисление объема бруска, площадей граней. Учитель в демонстрационном МЛ записывает результат вычислений, записывает на доске. Задание 4. Определение массы бруска. Определяет время выполнения работы. Контролирует выполнение практической задачи учащимися по определению массы бруска на рычажных весах: - правильная и удобная установка весов на столе; - первичное уравновешение весов; - перевод в систему СИ Учитель демонстрирует электронные весы с помощью документ – камеры и показывает массу бруска на электронных весах. Учитель в демонстрационном МЛ записывает массу вместе с учениками, дублируется на доске. Задание 4. Определение плотности бруска. Учитель задает вопросы: - что такое плотность, каковы единицы измерения? Контролирует выполнение практической задачи, напоминает о таблице плотностей. Задание 5. Определение силы тяжести бруска. Задает вопросы: -что такое сила тяжести? - как показать на чертеже силу тяжести? - чем характеризуется векторная величина? Учитель демонстрирует опыт по практическому определению силы тяжести с помощью динамометра. Сравниваются практические и теоретические данные. Учитель в демонстрационном МЛ записывает вместе с учениками результат вычислений и дублирует запись в таблице итоговой на доске. Задание 6. Определение веса бруска. Учитель демонстрирует опыт по практическому определению веса с помощью динамометра. Сравниваются практические и теоретические данные. Задание 7. Определение силы упругости. Учитель демонстрирует опыт по практическому определению силы упругости с помощью динамометра. В состоянии покоя сила упругости равна весу бруска, силе тяжести, т.е. показаниям динамометра в момент, когда брусок подвешен к динамометру. Учитель в демонстрационном МЛ записывает вместе с учениками результат вычислений и дублирует запись в таблице итоговой на доске. Задание 8. Определение силы трения бруска о деревянную поверхность. Задает вопросы: -что такое сила трения? -какие виды трения вы знаете? -запишите формулу силы трения? Учитель напоминает о силе трения покоя, самой большой. О том, что тащить брусок необходимо равномерно брусок и именно тогда смотреть силу трения. Учитель в демонстрационном МЛ записывает вместе с учениками результат вычислений и дублирует запись в таблице итоговой на доске. Задание 9. Определение коэффициента трения деревянного бруска при движении о деревянную поверхность. Сравнивается полученный результат с табличным значением коэффициента трения дерева по дереву (0,2-0,3). Учитель демонстрирует таблицу коэффициентов трения. Задание 10. Определяют силу Архимеда, действующую на брусок в воде. Отвечают на вопросы: -что такое сила Архимеда? -какова ее природа? -запишите формулы по определению силы Архимеда. Учитель в демонстрационном МЛ записывает вместе с учениками результат вычислений и дублирует запись в таблице итоговой на доске. Задание 11. Сравнивают силу Архимеда и силу тяжести, т.е. плавает ли в воде брусок? Отвечают на вопросы: - каковы условия плавания тел? - выполнить чертежи, если тело плавает, тонет, всплывает? У учителя на демонстрационном столе аквариум с водой. Проверяется на практике результат, приглашается ученик-помощник. Учитель в демонстрационном МЛ записывает вместе с учениками результат вычислений и дублирует запись на доске. Учитель направляет деятельность учащихся в группах. Организует обратную связь между учителем и классом. Между детьми в малых группах. Задание 12. Определить силу всемирного тяготения. Учитель задает вопрос: -что такое сила всемирного тяготения? -какова формула? Поясняется, что вычислить силу всемирного тяготения между бруском и Землей возможно в 9 классе, но при желании можно и в 7 классе. | Ученики определяют длину, ширину, высоту. Записывают в лист измерений. Записывают с учетом погрешностей одно из линейных измерений. Ученик записывает свое измерение на доске. Вычисляют площади трех граней, записывают в МЛ. Определяют объем. Записывают в МЛ. Отвечают на вопросы учителя: как определить объем? Записывается формула на доске. Учащиеся вспоминают правила пользования весами, проверяют на рабочем столе приборы и материалы, определяют массу бруска. Переводят в систему СИ. Проверяют массу бруска, измеренную электронными весами, убеждаются в правильности своих измерений. Задача решается каждым учеником в своем темпе в тетради. Отвечают на вопрос ы о плотности, ученик записывает формулу плотности на доске. Учащиеся по желанию выходят к доске и записывают решение или показывают свое решение через документ-камеру на экран. Решают задачу, определяют плотность бруска. ρ=m\v. Определяют по таблице плотностей из какого материала изготовлен брусок. Дают определение силы тяжести и веса, ученик делает чертеж на доске, все ученики проверяют правильность записей на доске и корректируют их. Записываются вычисления и в МЛ. Решения задач демонстрируют и комментируют решение с помощью документ-камеры. Решают задачу, определяют силу тяжести бруска F=mg. Сравниваются практические и теоретические данные. Решают задачу, определяют вес бруска P=mg. Сравниваются практические и теоретические данные. Ученики с помощью динамометра определяют силу упругости. Записывают в МЛ. По желанию ученик выходит к доске и делает чертеж силы упругости. Решают задачу, определяют силу трения бруска опытным путем. Используя формулу силы трения F=µP, определяют коэффициент трения деревянного бруска о деревянную поверхность. Вычисляют по формуле коэффициент трения. Выводят формулу коэффициента трения, вспоминают правило нахождения неизвестного множителя. Записывают на доске вычисления и в МЛ. Отвечают на вопросы по определению силы Архимеда, вспоминают формулу, делают чертеж. Определяют силу Архимеда, действующую на брусок в воде, выполняют записи в МЛ. Fа=ρ gVт Сравнивают силу Архимеда и силу тяжести. Отвечают на вопрос – будет ли брусок плавать? Ученики записывают закон всемирного тяготения в МЛ. | Записывают в маршрутных листах значения линейных размеров бруска с учетом погрешности, вычисляют площадь, объем. Определяют на рычажных весах массу, записывают в системе СИ. По формуле плотности и таблице плотностей определяют из какого дерева брусок. Вычисляют силу тяжести. Определяют вес. Определяют силу упругости. Опытным путем определяют силу трения. Определяют коэффициент трения дерева по дереву. Вычисляют силу Архимеда. Проверяют на практике условия плавания тел. Умение следить за темпом урока, умение самостоятельно делать записи. |
Подведение итогов урока | Закрепление изученного материала. Дать оценку работы класса, групп и учащихся в отдельности | Достигнуты ли цели урока? Где может пригодиться материал по уроку? Оценить работу отдельных учащихся? | Слушают учителя. Формируют выводы. Проверяют, устраняют ошибки. Высказываются учащиеся. | |
Рефлексия. | Умение обсуждать и анализировать результаты учебной деятельности своей и всего класса. | Подведение итогов работы. Выбирают смайлик, который соответствует их работе на уроке. Сегодня я узнал… Было интересно…Я научился…Теперь я могу… У меня получилось… Мне захотелось… | Анализируют свою деятельность. | Умение проводить оценку своей деятельности. Усвоение понятий практически и теоретически. |
Приложение 1:
Дата: _______________ Фамилия, Имя: __________________________________________
Тема урока: __________________________________________________________________
№ п.п. | Физическая величина | Вычисления | Ответ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока с использование ЭОР и ЦОР по теме «Основные классы неорганических веществ»
Технологическая карта урока с использование ЭОР и ЦОР. Урок – закрепление нового материала. Тема урока «Основные классы неорганических веществ» ....
Технологической карты урока по технологии"Подготовка швейной машинки к работе" 5 класс" раздел машиноведение
Цель урока :Изучение подготовки швейной машинки к работе Задачи:- обучающие: закрепить знания учащихся об устройстве швейной машины -развивающие: сп...
Технологическая карта к уроку английского языка "Модальный глагол Must" в 5 классе.
Данная технологическая карта составлена согласно требованиям ФГОС, основой для ее создания является УМК К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман 5 класс (четвертый год обучения). ...
Работа с технологической картой как составляющая развития продуктивной компетенции у учащихся специальных (коррекционных) классов VIII вида
Работа с технологической картой как составляющая развития продуктивной компетенции у учащихся специальных (коррекционных) классов VIII вида. Выступление из опыта работы по теме...
Технологическая карта урока русского языка "Повторение и обобщение материала в разделе "Лексика".
Чем больше мы осознаём богатство и величие русского языка, тем требовательнее становимся к нашей речи, тем острее ощущаем необходимость бороться за чистоту языка., противостоять его порче.Данный...
Технологическая карта к занятию: «Мастерим игрушки из подручного материала»
Технологическая карта разработана с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. На занятии учащиеся знакомятся с изготовлением игрушек из подручных материалов напримере «Та...
Технологическая карта урока английского языка по теме "История технологий" в 9 классе - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева «Английский язык «Радужный английский» 9 класс 2 часть. Индивидуальная карта ученика.
Технологическая карта урока английского языка в 9 классе по теме: "История технологий" к учебнику О.В. Афанасьева, И.В. Михеева "Английский язык "Радужный английский" 9 класс ...