Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по химии 11 класс
рабочая программа по химии (11 класс) на тему
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по химии составлено к линии УМК О.С.Габриеляна для 11 класса, базовый уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_himii_11_klass.doc | 148 КБ |
ktp_himiya_11klass_.doc | 154 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ОБЩАЯ ХИМИЯ», 11 класс, БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ (1 час в неделю, всего 34 часа)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение химии на этапе среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Данная рабочая программа позволяет в полной мере достижению вышеприведенных целей химического образования и разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми методическими документами:
- Федеральный закон РФ от 29.12.2013 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённый приказом Минобразования России от 05.03.2004 года № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы для общеобразовательных учреждений (Приказ № 1312 от 09.03.2004 г.)
- Письмо минобразования Ростовской области «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» от 08.08.2014г. № 24/4.11 – 4851/м.
- Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30.04.2014 г. № 263 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2014-2015 учебный год.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-Р).
- Областной закон № 184-ЗС от 22.10.04 (статья 3) «Об образовании в Ростовской области».
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений».
9. Учебный план МБОУ Верхнедонской гимназии Верхнедонского района на 2014-2015 учебный год.
10. Программы по химии к УМК для 8-11 классов под редакцией О.С. Габриеляна - М.: Дрофа, 2014 г.
Реализация данной программы осуществляется по учебнику: Химия. 11кл. Базовый уровень. - М. Дрофа, автора О.С.Габриеляна.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ХИМИЯ
В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, формирования основ здорового образа жизни и грамотного поведения в быту, в природе. Изучение химии должно не только обеспечить познание окружающей действительности, но и вооружить учащихся знаниями, необходимыми для практической деятельности.
Курс общей химии 11 класса направлен на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Общая химия 11 класса предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения химии в 11 классе отводит 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю.
Учебный план МБОУ Верхнедонской гимназии соответствует Федеральному базисному учебному плану и составляет также 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю, 34 рабочих недели.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ КУРСА ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ (2 ч)
Основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. Свойства органических веществ разных классов. Генетическая связь между классами органических соединений.
Тема 1. СТРОЕНИЕ АТОМА И ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА (2 ч)
Основные сведения о строении атома. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д.И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s- и p-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
Периодический закон Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома. Открытие Д.И. Менделеевым периодического закона.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева – графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах).
Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д.И Менделеева.
Тема 2. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА (12 ч)
Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.
Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.
Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи.
Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.
Газообразное состояние вещества. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ.
Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним.
Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.
Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения.
Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях.
Жидкие кристаллы и их применение.
Твердое состояние вещества. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.
Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы.
Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли.
Тонкодисперсные системы: гели и золи.
Состав вещества и смесей. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ.
Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси – доля примесей, доля, растворенного вещества в растворе) и объемная.
Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или йода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы ее устранения. Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей.
Лабораторные опыты.
- Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств.
- Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них.
- Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды.
- Ознакомление с минеральными водами.
- Ознакомление с дисперсными системами.
Практическая работа № 1
- Получение, собирание и распознавание газов.
Тема 3. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ (8 ч)
Реакции, идущие без изменения состава веществ. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль.
Изомеры и изомерия.
Реакции, идущие с изменением состава веществ. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций.
Скорость химической реакции. Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.
Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты.
Роль воды в химической реакции. Истинные растворы.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.
Реакции гидратации в органической химии.
Гидролиз органических и неорганических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей.
Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла.
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.
Электролиз. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза.
Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый. Озонатор. Модели молекул н-бутана и изобутана. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Примеры необратимых реакций, идущих с образование осадка, газа или воды. Взаимодействие лития и натрия с водой. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом. Образцы кристаллогидратов. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на примере диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). Получение мыла. Простейшие окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II). Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия.
Лабораторные опыты.
- Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса.
- Реакции, идущие с образование осадка, газа и воды.
- Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца(IV) и каталазы сырого картофеля.
- Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком.
- Различные случаи гидролиза солей.
Тема 4. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА (8 ч)
Металлы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Общие способы получения металлов.
Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.
Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами – окислителями).
Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации).
Основания неорганические и органические. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.
Соли. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние иссоли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) – малахит (основная соль).
Качественные реакции на хлорид-, сульфат- и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III).
Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.
Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания. Коллекция образцов неметаллов. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида (иодида) калия. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Качественные реакции на катионы и анионы.
Лабораторные опыты.
- Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами.
- Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами.
- Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями.
- Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями.
- Получение и свойства нерастворимых оснований.
- Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов.
- Ознакомление с коллекциями: а) металлов; б) неметаллов; в) кислот; г) оснований; д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли.
Практическая работа № 2
Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений.
РЕЗЕРВ: 2 часа
Корректирование.
В авторскую программу О.С. Габриеляна, которая рассчитана на 1 ч в неделю, внесены некоторые изменения.
Уменьшено число часов на изучение тем:
- «Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева» на 1 час, т.к. исключено положение водорода в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;
- «Строение вещества» на 2 часа, т. к. исключены: раздел «Полимеры», который подробно изучался в 10 классе и «Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного» - задач этого типа нет в Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ;
- «Вещества и их свойства» на 1 час.
Исключены некоторые вопросы темы «Химические реакции»: роль воды в химической реакции, растворимость и классификация веществ по признаку растворимости, биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке, электролитическое получение алюминия (нет в Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ); химические свойства воды (тема изучалась в основной школе); темы «Вещества и их свойства»: взаимодействие натрия с этанолом и фенолом (вопрос изучался в 10 классе); особые свойства азотной и концентрированной серной кислот (нет в Требованиях к уровню подготовки выпускников). Также исключены некоторые демонстрационные и лабораторные опыты.
За счет сократившегося количества часов вначале учебного года выделено 2 часа на повторение основных вопросов курса органической химии и предварительного (стартового) контроля знаний, результаты которого дают представление о знаниях учащихся и помогают скорректировать работу и своевременно организовать консультацию. А также выделено 2 часа на обобщение и систематизацию знаний по курсу общей и неорганической химии в конце учебного года.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Тема | Количество часов по программе | Количество часов по планированию | ||
уроки | практические работы | контрольные работы | |||
Повторение основных вопросов курса органической химии | 2 | 1 | 1 | ||
1 | Строение атома | 2 | 2 | ||
2 | Строение вещества | 12 | 10 | 1 | 1 |
3 | Химические реакции | 8 | 8 | ||
4 | Вещества и их свойства | 8 | 6 | 1 | 1 |
Резерв | 2 | 2 | |||
Итого: | 34 | 29 | 2 | 3 |
Перечень контрольных работ
- Стартовая контрольная работа
- Контрольная работа № 1 по теме «Строение вещества»
- Контрольная работа № 2 по теме «Химические реакции» и «Вещества и их свойства»
Кроме выше перечисленных основных форм контроля будут осуществляться небольшие текущие самостоятельные и тестовые работы в рамках каждой темы в виде фрагментов урока.
Перечень практических работ
- Практическая работа №1
Получение, собирание и распознавание газов.
- Практическая работа №2
Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
- Закон РФ «Об образовании»
- Областной закон «Об образовании в Ростовской области»
- Государственный образовательный стандарт. Федеральный компонент, Региональный компонент.
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, 2004 г.
- Сравнительный анализ Обязательного минимума содержания общего образования (1998 г) и Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Проблемы освоения федерального компонента государственного стандарта общего образования (сборник методических материалов). Автор Л.Г.Королева, Ростов-на-Дону, 2005 год.
- Обязательный минимум содержания основных образовательных программ, 2004 год.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Габриелян О.С. Химия.11 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2014
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Габриелян О.С. Методическое пособие для учителя. Химия. 11 класс – М.: Дрофа, 2001.
- Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия.11 класс. В 2 ч. – М.: Дрофа, 2004.
- Габриелян О.С. Химия. 11 класс: контрольные и проверочные работы - М. Дрофа, 2005
- Гара Н.Н., Зуева М.В. Контрольные и проверочные работы по химии. 10-11 кл.: Методическое пособие – М.: Дрофа, 1998.
- Гара Н.Н., Габрусева Н.И. Сборник задач для проведения устного экзамена по химии за курс средней школы. 11 класс. – М.: Дрофа, 2009.
- Денисова В.Г. Химия.11 класс: В помощь школьному учителю – Волгоград: Учитель, 2003.
- Назарова Т.С. и др. Химический эксперимент в школе – М.: Просвещение, 2007.
- Обучение химии в 11 классе: Книга для учителя. В 2 ч. Под ред. И.Н. Черткова. – М. Просвещение, 2002.
- Программы для общеобразовательных учреждений: Химия. 8-11 кл. – М.: Дрофа, 2001
- Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии для 10-11 классов: Пособие для учителя – М.: Просвещение, 2000.
- Семенькова Н.И. Изучение периодического закона Д.И. Менделеева в школе: Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2002.
- Тупикин Е.И. Тематический контроль по химии. Комплект тестов для старшей ступени среднего, общего и профессионального образования –М.: Интеллект-центр. 2008
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Пертебург: Трион, 1998.
- Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. – М.: Дрофа, 2006.
- Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю.. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2005.
- Ушкалова В.Н., Иоанидис Н.В. Химия: Конкурсные задания и ответы: Пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Просвещение, 2005.
- Габриелян О.С., Решетов П.В., Остроумов И.Г., Никитюк А.М. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: Дрофа, 2003-2004.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2005.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОСОБИЯ
СD диски «Общая и неорганическая химия»,
«Органическая химия»
«Виртуальная лаборатория»
ПМК «Интерактивные плакаты. Химические реакции»
Интерактивный аппаратно-программный комплекс Interwrite
Набор компьютерных датчиков с собственными индикаторами по химии
Интернет-ресурсы:
http://www.chem-astu.ru/chair/study/genchem/index.html
http://bril2002.narod.ru/chemistry.html
http://www.chemel.ru/
http://www.prosv.ru/ebooks/Gara_Uroki-himii_8kl/index.html
http://chem-inf.narod.ru/inorg/element.html
Оборудование:
Цифровая лаборатория SensorLab для кабинетов физики, химии, биологии.
Датчик содержания CO₂
Датчик содержания кислорода.
РЕЗУЛЬТАТЫ (В РАМКАХ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ) ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать / понимать
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Формирование общеучебных умений и навыков учащихся
Учебно - организационные:
- уметь использовать в работе этапы индивидуального плана;
- владеть техникой консультирования;
- уметь вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнении
- заданий (умеет объяснять, оказывать и принимать помощь и т.п.);
- анализировать и оценивать собственную учебно-познавательную деятельность.
Учебно - интеллектуальные:
- уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
- уметь выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между ними;
- уметь пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка);
- уметь синтезировать материал, обобщать, делать выводы.
Учебно - информационные:
- уметь применять справочный аппарат книги
- самостоятельно составлять список литературы для индивидуального плана обучения;
- уметь составлять тезисы, реферат, аннотацию.
Учебно - коммуникативные:
- связно самостоятельно формировать вопросы на применение знаний;
- излагать материал из различных источников;
- владеть основными видами письма, составлять план на основе различных источников, тезисы, конспекты, лекции
Формы контроля знаний и умений
- Текущий контроль уровня усвоения знаний осуществляется по результатам устного опроса, выполнения учащимися индивидуальных карточек, тестовых заданий.
- Промежуточный контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение самостоятельных работ и тестирования.
- Итоговый (тематический) контроль осуществляется с помощью контрольных и практических работ
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ХИМИИ
Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
- глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
- осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
- полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и пр. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т.п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного описания вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одно ошибка в обозначении заряда иона).
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.
Оценка устного ответа
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»:
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учащимися основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»:
- отсутствие ответа.
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»:
- работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.
Оценка умений решать экспериментальные задачи
Отметка «5»:
- план решения составлен правильно;
- правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
- дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4»:
- план решения составлен правильно;
- правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Отметка «3»:
- план решения составлен правильно;
- правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Отметка «1»:
- задача не решена.
Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
Отметка «1»:
- Отсутствие ответа на задание.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- Ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- Работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- Работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Отметка «1»:
- Работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Дата | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки уч-ся | Вид контроля. измерители | Элементы дополнительного содержания | Химический эксперимент | Учебно-наглядное оборудование, медиаресурсы | Домашнее задание | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ||
1 | 01.09 | Повторение основных вопросов курса органической химии. Введение в общую химию | УПЗУ | Химические свойства органических веществ разных классов. | «Органическая химия» | По записям в тетради, задача | ||||||
2 | 08.09 | Стартовая контрольная работа | КР | Входной. Контрольная работа | По записям в тетради | |||||||
| ||||||||||||
3 | 15.09 | Строение атома | КУ | Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. Электронное облако и орбиталь. Форма орбиталей (s,p,d,f). Энергетические уровни и подуровни. Электронно-графические формулы атомов элементов. Электронная классификация элементов: s-, p-, d-, f- семейства. Изотопы. | Знать современные представления о строении атомов. Знать сущность понятия «электронная орбиталь», формы орбиталей, взаимосвязь номера уровня и энергии электрона. Уметь составлять электронные формулы атомов. | Фронтальный опрос | Микромир и макромир. Дуализм частиц микромира. | Печатные пособия: «Электронные оболочки атомов» Портреты химиков ПСХЭ «Общая химия» слайд-презентация на тему: Строение атома. Периодический закон. | § 1; упр. 4,8, по желанию – упр.9, с.12 | |||
4 | 22.09 | Периодический закон и строение атома | КУ | Периодический закон и строение атома. Физический смысл порядкового номера элемента и современное представление ПЗ. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах. Значение ПЗ и ПСХЭ Д.И. Менделеева. Положение водорода в ПСХЭ. | Знать смысл и значение Периодического закона, горизонтальные и вертикальные закономерности и их причины. Уметь давать характеристику элемента на основании его положения в ПС. | Текущий. Фронтальный опрос, тесты | Предпосылки открытия, открытие, первая формулировка Периодического закона. Спор о приоритете открытия ПЗ. | Печатные пособия: «Электронные оболочки атомов» Портреты химиков ПСХЭ «Общая химия» слайд-презентация на тему: Строение атома. Периодический закон. | § 2; упр. 7-9(устно), по желанию – упр.10, с.24 | |||
| ||||||||||||
5 | 29.09 | Ионная химическая связь | КУ | Ионная химическая связь и ионные кристаллические решетки.
| Знать понятия: ион, ионная химическая связь, вещества немолекулярного строения. Уметь определять заряд иона, ионную связь в соединениях, объяснять природу ионной связи. | Промежуточный Тестирование по теме «Строение атома» | Переход одного вида связи в другой. Разные виды связи в одном веществе. | Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. | Печатные пособия: Строение вещества. Химическая связь. ПСХЭ Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. | § 3; упр. 9, с.29 | ||
6 | 06.10 | Ковалентная химическая связь. | КУ | Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентная связь. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. | Знать понятия: электооотрицательность. Уметь определять ковалентную (полярную и неполярную) связь в соединениях, объяснять природу ковалентной связи. | Текущий. Фронтальный опрос. | Демонстрации. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или йода), алмаза, графита (или кварца). | Печатные пособия: Строение вещества. Химическая связь. ПСХЭ Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или йода), алмаза, графита (или кварца). | § 4; упр. 1-5 (устно) | |||
7 | 13.10 | Ковалентная химическая связь. | КУ | Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток. | Знать понятия: электооотрицательность. Уметь определять ковалентную (полярную и неполярную) связь в соединениях, объяснять природу ковалентной связи. | Текущий. Фронтальный опрос. | Демонстрации. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или йода), алмаза, графита (или кварца). | Печатные пособия: Строение вещества. Химическая связь. ПСХЭ Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или йода), алмаза, графита (или кварца). | § 4; упр. 7,8 (устно), 9,11 – по желанию, с.37 | |||
8 | 20.10 | Металлическая химическая связь. | КУ | Металлическая химическая связь и металлические кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом связи. | Знать понятия: металлическая связь, вещества металлического строения; уметь объяснять природу металлической связи, определять металлическую связь. | Текущий. Фронтальный опрос. | Демонстрации. Модели металлической кристаллической решетки | Печатные пособия: Строение вещества. Химическая связь. ПСХЭ Модель металлической кристаллической решетки | § 5; упр. 1-5(устно), 9-по желанию, с. 46 | |||
9 | 27.10 | Водородная химическая связь. | КУ | Водородная связь межмолекулярная и внутримолекулярная. | Знать понятия: водородная связь, уметь объяснять природу водородной связи, определять водородную связь в соединениях. | Текущий. Фронтальный опрос. | Значение водородной связи для организации структур биополимеров | Демонстрации. Модель молекулы ДНК | Печатные пособия: Строение вещества. Химическая связь. ПСХЭ Модель молекулы ДНК | § 6; упр. 1-5(устно) | ||
10 | 10.11 | Газообразные вещества. | УС | Три агрегатных состояние воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ. Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание. | Знать понятия: моль, молярная масса, молярный объём. Уметь вычислять объемную долю компонента в смеси | Текущий. Фронтальный опрос. | Демонстрации. Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. | Набор компьютерных датчиков с собственными индикаторами по химии Датчик содержания кислорода Датчик содержания CO₂ Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. | § 8; упр. 3, 4, 11 | |||
11 | 17.11 | Жидкие вещества. | КУ | Вода, ее биологическая роль. Применение воды. Жесткость воды и способы ее устранения. Кислые соли. Минеральные воды. Жидкие кристаллы, их использование. | Знать значение воды, ее применение. Уметь вычислять массовую долю растворенного вещества в смеси | Текущий. Фронтальный опрос. | Демонстрации. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы ее устранения. Приборы на жидких кристаллах. Лабораторные опыты. 1.Испытание воды на жесткость. 2.Устранение жесткости воды. 3.Ознакомление с минеральными водами. | Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы ее устранения. Приборы на жидких кристаллах. | § 9; упр. 1-4 (устно), 10, с. 86 | |||
12 | 24.11 | Твердые вещества. | КУ | Кристаллические и аморфные вещества. Применение аморфных веществ. | Текущий. Фронтальный опрос. | § 10; упр. 1-4(устно), с.94 | ||||||
13 | 01.12 | Дисперсные системы. | КУ | Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда и дисперсионная фаза. Классификация дисперсных систем. Коллоидные и истинные растворы. | Знать определение и классификацию дисперсных систем, понятия «истинные» и «коллоидные» растворы. Эффект Тиндала. | Текущий. Фронтальный опрос. | Эффект Тиндаля. Коагуляция. Синерезис. Тонкодисперсные системы: гели и золи. | Демонстрации. Образцы различных систем с жидкой средой. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля Лабораторные опыты. 1.Ознакомление с дисперсными системами. | Оптическая скамья (ФОС), 2%-ный раствор канифоли в этаноле, 2%-ный раствор хлорида железа (III). Раствор сульфата меди, раствор куриного яйца, концентрированная соляная кислота. Интерактивный аппаратно-программный комплекс Interwrite | § 11; упр. 1-4(устно), с. 104 | ||
14 | 08.12 | Состав вещества. Смеси. | УПЗУ | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава. Понятие доля и ее разновидности. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного. | Уметь вычислять массовую долю элементов в соединении, долю компонента в твердой смеси, долю растворенного вещества в растворе, долю выхода продукта реакции от теоретически возможного. | Текущий. Фронтальный опрос. | Молярная концентрация | § 12; упр. 4 – 6, с. 111 | ||||
15 | 15.12 | Контрольная работа № 1 по теме «Строение вещества». | КР | Промежуточный. Контрольная работа | Подготовка к практической работе № 1 | |||||||
16 | 22.12 | Практическая работа № 1 Получение, собирание и распознавание газов. | ПР | Правила техники безопасности при выполнении работы. Способы получения, собирания и распознавания газов в лаборатории | Уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака, этилена. | Опрос по правилам ТБ | Практическая работа Получение, собирание и распознавание газов. | Приборы для получения газов. Реактивы: Zn, HCl, мел или мрамор, известковая вода, фенолфталеин, KMnO₄, этиловый спирт, H₂SO₄ (конц.), прокаленный песок,CaC₂, H₂O, CH₃COONa, NaOH (твердый), пробирки, спиртовка, спички. | Практическая работа №1, стр. 217 | |||
| ||||||||||||
17 | 12.01 | Понятие о химической реакции. Реакции, идущие без изменения состава веществ. | КУ | Реакции, идущие без изменения качественного состава веществ. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Аллотропные модификации углерода, серы, фосфора, олова и кислорода. Изомерия, реакции изомерии. Причины многообразия веществ: аллотропия, изомерия. | Знать, какие процессы называются химическими реакциями, в чем их суть, понятия: аллотропия, изомерия, гомология, углеродный скелет. | Текущий. | Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый; кислорода в озон. Модели бутана и изобутана.
| Печатные пособия: Химические реакции Растворы. ЭД Портреты химиков ПСХЭ Озонатор, красный фосфор, шаростержневые модели бутана и изобутана. | § 13; упр. 3; 9-10 стр. 111 | |||
18 | 19.01 | Классификация химических реакции, протекающих с изменением состава веществ. | КУ | Реакции, идущие с изменением состава веществ: разложения, соединения, замещения, обмена; по тепловому эффекту (экзо- и эндотермические). Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. | Уметь устанавливать принадлежность конкретных реакций к различным типам по различным признакам классификации. Знать понятия: тепловой эффект реакции, термохимическое уравнение. | Текущий. Фронтальный и инд. опросы | Лабораторные опыты. 1.Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. 2.Реакции, идущие с образование осадка, газа и воды. 3.Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком. | Печатные пособия: Химические реакции Растворы. ЭД «Окислительно-восстановительные процессы и реакции» ПСХЭ Реактивы: раствор медного купороса, соляной кислоты, железный гвоздь, гранулы цинка, мел, щелочь, фенолфталеин, пробирки. | § 14; упр. 6-9, с.126 | |||
19 | 26.01 | Скорость химических реакций. | КУ | Понятие о скорости химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, температуры, концентрации, площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ. Реакции гомо- и гетерогенные. Катализаторы. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования. | Знать понятия: скорость химической реакции, катализ. Уметь объяснять зависимость скорости химической реакции от различных факторов. | Промежуточный. Самостоятельная работа по теме «Классификация химических реакций» | Гомогенный и гетерогенный катализ, их механизмы. Сравнение ферментов с неорганическими катализаторами Ингибиторы и каталитические яды. | Демонстрации. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель «кипящего слоя». Разложение H₂O₂ с помощью MnO₂ и катализы сырого мяса и сырого картофеля. Взаимодействие лития и натрия с водой. Лабораторные опыты. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца(IV) и каталазы сырого картофеля. | Печатные пособия: Химические реакции Растворы. ЭД ПСХЭ Набор компьютерных датчиков с собственными индикаторами по химии Реактивы: цинк (гранулы, порошок), растворы поваренной соли, нитрата серебра, хлорида бария, тиосульфата натрия, серной кислоты. Растворы соляной, серной кислот, оксид марганца (IV), цинк (гранулы, порошок), 3%-ный раствор сульфата меди (II), 10%-ный раствор аммиака, небольшой кусочек сырого мяса, небольшой кусочек вареного мяса, пероксид водорода | § 15; упр. 11; упр.11-12 с.111 | ||
20 | 02.02 | Обратимость химических реакций. Химическое равновесие и способы его смещения. | КУ | Обратимые и необратимые реакции. Понятие о химическом равновесии. Условия смещения равновесия. Принцип Ле Шателье. | Знать классификацию хим. Реакций (обратимые и необратимые), понятие «химическое равновесие» и условия его смещения. Уметь объяснять зависимость положения химического равновесия от различных фак- торов. | Текущий. Фронтальный и инд. опросы | Равновесные концентрации. Закон действующих масс для равновесных систем. Константа равновесия. | Демонстрации. Примеры необратимых реакций, идущих с образование осадка, газа или воды. | Печатные пособия: Химические реакции Растворы. ЭД Портрет Ле Шателье. ПСХЭ Набор компьютерных датчиков с собственными индикаторами по химии «Химические реакции». Реактивы: растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфата натрия, хлорида бария, фенолфталеина, мел. | § 16; упр. 3, 5, 6, с. 142 | ||
21 | 09.02 | Роль воды в химических реакциях. | КУ | Истинные растворы. Электролиты и неэлектролиты. ТЭД. Кислоты, основания и соли в свете ТЭД. Степень диссоциации и ее зависимость от природы электролита и его концентрации. Свойства растворов электролитов. Химические свойства воды. Реакции гидратации. | Знать понятия: растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация; теорию электролитической диссоциации. Уметь определять заряд иона. | Текущий. Фронтальный и инд. опросы | Демонстрации. Образцы кристаллогидратов. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на примере диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. | ПМК «Интерактивные плакаты. Химические реакции» Интерактивный аппаратно-программный комплекс Interwrite Реактивы: растворы NaOH, Na₂CO₃, CaCl₂, K₂CO₃, HCl, фенолфталеина, вода, образцы почвы, универсальная индикаторная бумага. | § 17; упр. 10, с. 150 | |||
Гидролиз. | УИНМ | Понятие гидролиза. Гидролиз органических веществ и его значение. Гидролиз солей. Практическое применение гидролиза. | Знать типы гидролиза солей и органических соединений. Уметь составлять уравнения гидролиза солей (1- я ступень), определять характер среды. | Текущий. Фронтальный и инд. опросы | Необратимый гидролиз. Гидролиз неорганических веществ. | Демонстрации. Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). Получение мыла. Лабораторные опыты. Различные случаи гидролиза солей. | Крахмальный клейстер, серная кислота, вода, гидроксид натрия, сульфат меди, спиртовка, держатель для пробирок. | § 18; упр. 3, 7, 8, с. 154 | ||||
22 | 16.02 | Окислительно-восстановительные реакции. | КУ | Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель. | Знать понятия: степень окисления, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление; Уметь определять степень окисления химических элементов, окислитель и восстановитель. | Текущий. Фронтальный и инд. опросы | Демонстрации. Простейшие окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II). | Печатные пособия: Химические реакции Растворы. ЭД «Окислительно-восстановительные процессы и реакции» ПСХЭ Реактивы: растворы соляной кислоты, сульфата меди, гранулы цинка, железный гвоздь, пробирки. | § 19; упр. 1-3, с. 161 | |||
23 | 02.03 | Электролиз. | КУ | Электролиз расплавов и растворов соединений металлов и его практическое значение. | Знать понятие «электролиз», уметь определять продукты электролиза | Текущий. Фронтальный и инд. опросы | Демонстрации. Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия. | Таблицы «Электролиз расплавов», «Электролиз растворов». Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия. | §19; упр. 7, с. 161 | |||
| ||||||||||||
24 | 16.03 | Металлы | УИНМ | Положение металлов в ПС и строение их атомов. Металлическая связь. Общие физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов и восстановительные свойства их: взаимодействие с неметаллами, водой, растворами кислот и солей, органическими веществами. Общие способы получения металлов. Понятие «коррозии». Способы защиты металлов от коррозии. | Знать основные металлы, их общие свойства. Уметь характеризовать свойства металлов, опираясь на их положение в ПС и строение атомов. | Оксиды и гидроксиды переходных металлов. Зависимость их свойств от степени окисления металла. | Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания. | Печатные пособия: Металлы. «Химические свойства металлов» ПСХЭ «Электрохимический ряд напряжений металлов» «Общая и неорганическая химия» Элементы I, II и III групп. Натрий. Калий. Алюминий. Элементы побочных подгрупп. Железо. Хром. Колбы, заполненные хлором, медная проволока, порошок сурьмы, магний, оксид кремния, муравьиная кислота, кристаллогидрат хлорида меди (II), алюминиевая пудра, демонстрационный термометр. Таблица «Руды металлов» | § 20, упр. 5, с. 173 | |||
25 | 06.04 | Неметаллы | КУ | Положение неметаллов в ПС, строение их атомов. Химические свойства неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами, водородом, менее ЭО неметаллами, некоторыми сложными веществами. Восстановительные свойства неметаллов в реакциях с фтором, кислородом, сложными веществами – окислителями (HNO₃, H₂SO₄ и др.). | Знать основные неметаллы, их свойства. Уметь характеризовать свойства неметаллов, опираясь на их положение в ПС. Знать области применения благородных газов. | Текущий. Фронтальный и инд. опросы | Изменение кислотных свойств высших оксидов и гидроксидов неметаллов в периодах и группах. Зависимость свойств кислот от с.о. неметалла. | Демонстрации. Коллекция образцов неметаллов. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида (иодида) калия. | Печатные пособия: Неметаллы. «Инструкции по химии» «Химические свойства металлов» ПСХЭ «Общая и неорганическая химия» Элементы IV-VII групп. Модели атомной и молекулярной кристаллических решеток, колба с кислородом, натрий, сера, ступка с пестиком, образцы простых веществ – неметаллов: H₂, графит, N₂, красный P, O₂, ромбическая S, Cl₂, B₂r, I₂. | § 21; упр. 6,7, с. 179 | ||
26 | 13.04 | Кислоты. | КУ | Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, с солями, спиртами. | Знать классификацию, номенклатуру кислот, уметь характеризовать их свойства. | Текущий. Фронтальный и инд. опросы | Особенности свойств серной и азотной кислот, муравьиной и уксусной кислот. | Демонстрации. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Лабораторные опыты. 1.Испытание растворов кислот индикаторами. 2.Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. 3.Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. 4.Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. | Печатные пособия: ПСХЭ «Растворимость кислот, оснований и солей в воде» «Электрохимический ряд напряжений металлов» Реактивы: концентрированная и разбавленная серная, уксусная кислоты, цинк, медь, красный фосфор, раствор гидроксида натрия, нитрата серебра. | § 22; упр. 5-8, с.188 | ||
27 | 20.04 | Основания. | КУ | Классификация оснований. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями, разложение нерастворимых оснований. | Знать классификацию, номенклатуру оснований, уметь характеризовать их свойства. | Текущий. Фронтальный и инд. опросы | Особенности органических оснований. | Лабораторные опыты. 1.Испытание растворов оснований индикаторами. 2.Получение и свойства нерастворимых оснований. | Печатные пособия: ПСХЭ «Растворимость кислот, оснований и солей в воде» Таблица «Зависимость диссоциации гидроксидов от заряда ядра и радиуса центрального атома». Реактивы: растворы щелочи, сульфата меди, индикаторы, пробирки, спиртовка. | § 23; упр. 5-7, с.192 | ||
20.04 | Соли. | КУ | Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. | Знать классификацию, номенклатуру солей, уметь характеризовать их свойства. | Текущий. Фронтальный опрос | Комплексные соли, кристаллогидраты. | Демонстрации. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Качественные реакции на катионы и анионы. | Печатные пособия: ПСХЭ «Растворимость кислот, оснований и солей в воде» Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Реактивы: растворы хлорида, сульфата, карбоната натрия, соляной кислоты, хлорида бария, щелочи, гидроксида аммония | § 24; упр. 3,5, с. 199 | |||
28 | 27.04 | Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ. | УПЗУ | Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии. | Знать важнейшие свойства изученных классов неорганических соединений. | Текущий. Фронтальный опрос | Печатные пособия: «Химические свойства металлов» ПСХЭ «Растворимость кислот, оснований и солей в воде» | § 25; упр. 3, 4, 6, 7, с. 204 | ||||
29 | 11.05 | Практическая работа № 2 Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений | ПР | Правила техники безопасности при выполнении данной работы. Качественные реакции. | Знать основные правила ТБ, качественные реакции на хлориды, сульфаты, ацетат-ион и ион аммония. Уметь определять по характерным свойствам белки, глюкозу, глицерин. | Опрос по правилам ТБ |
Определение солей Качественные реакции этанола, уксусной кислоты, глюкозы, глицерина, фенола, белка, соды, мыла, органических солей натрия. | KCl, Fe₂(SO)₃, CuSO₄, MgCO₃, NaOH, FeCl₃, HCl, (NH₄)₂SO₄, Cu(NO₃)₂, Na₂SO₄, Na₂S, K₂CO₃, K₂SO₄, NHCl, Al₂(SO)₃, KNO₃ Водные растворы этанола, уксусной кислоты, глюкозы, глицерина, фенола, формальдегида, фенолята натрия, этилата натрия, ацетата натрия, карбоната натрия, белка; растительное масло, машинное масло, полученное из нефти, сахарный сироп.. | Упр. 11-14 стр. 111 | |||
30 | 18.05 | Контрольная работа № 2 по темам «Химические реакции» и «Вещества и их свойства». | КР | Итоговый. Контрольная работа | Тексты контрольной работы | |||||||
РЕЗЕРВ (3 ч) | ||||||||||||
31-34 | Обобщение и систематизация знаний по курсу общей и неорганической химии | Задачи. |
При оформлении календарно - тематического планирования были использованы условные обозначения:
- Дидактические материалы-ДМ
- Контрольные работы - КР
- Практические работы - ПР
- Урок изучения нового материала - УОНМ
- Урок применения знаний и умений – УПЗУ
- Комбинированный урок – КУ
- Периодический закон Д.И. Менделеева- ПЗ
- Демонстрационный эксперимент – ДЭ
- Лабораторный эксперимент - ЛЭ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии для 11 класса
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерство...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии 8 класс
Программа курса химии для VIII классов основной школы составлено по авторской программе О.С.Габриеляна, утвержденной Министерством образования РФ, на основе Примерной программы основного ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии 9 класс
Программа курса химии для 9 классов основной школы составлено по авторской программе О.С.Габриеляна, утвержденной Министерством образования РФ, на основе Примерной программы основного общ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии 10 класс
Программа курса химии для 10 классов основной школы составлено по авторской программе О.С.Габриеляна, утвержденной Министерством образования РФ, на основе Примерной программы основного об...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии 11 класс
Программа курса химии для 11 классов основной школы составлено по авторской программе О.С.Габриеляна, утвержденной Министерством образования РФ, на основе Примерной программы основного об...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 8 классе по химии_2014-15 учебный год
Представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 8 классе по химии по УМК Г. Е. Рудзитиса на 2014-15 учебный год без контрольно-измерительных материалов....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 9 классе по химии_2014-15 учебный год
Представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 9 классе по химии по УМК Г. Е. Рудзитиса на 2014-15 учебный год без контрольно-измерительных материалов....