Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии 9 класс
календарно-тематическое планирование по химии (9 класс) на тему

Киселева Ирина Владимировна

 

Программа курса химии для 9 классов основной шко­лы составлено по авторской программе О.С.Габриеляна, утвержденной Министерством образования РФ, на основе  Примерной программы основного общего образования  по химии и государственного образовательного стандарта.

В основу курса положены идеи:

  • материального единства и взаимосвязи объектов и явлений природы;
  • взаимосвязи состава, строения, свойств, получения и при­менения веществ и материалов;
  • ведущей роли теоретических знаний для объяснения и прогнозирования химических явлений, оценки их практической значимости;
  • развития химической науки и производства химических веществ и материалов для удовлетворения насущных потребнос­тей человека и общества, что способствует решению глобальных проблем современности;
  • генетической связи между веществами.

Курс рассчитан на 2 часа в неделю и построен на основе кон­центрического подхода к структурированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass.doc203.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа курса химии для 9 классов основной школы составлено по авторской программе О.С.Габриеляна, утвержденной Министерством образования РФ, на основе  Примерной программы основного общего образования  по химии и государственного образовательного стандарта.

В основу курса положены идеи:

  • материального единства и взаимосвязи объектов и явлений природы;
  • взаимосвязи состава, строения, свойств, получения и применения веществ и материалов;
  • ведущей роли теоретических знаний для объяснения и прогнозирования химических явлений, оценки их практической значимости;
  • развития химической науки и производства химических веществ и материалов для удовлетворения насущных потребностей человека и общества, что способствует решению глобальных проблем современности;
  • генетической связи между веществами.

Курс рассчитан на 2 часа в неделю и построен на основе концентрического подхода к структурированию.

В содержании курса IX класса главным образом изучаются вопросы неорганической химии. Вначале рассматриваются свойства простых веществ — металлов и неметаллов как повторение и углубление материала, изученного в VIII классе. Химия элементов раскрывается в следующей последовательности: сначала учащиеся знакомятся с соединениями металлов (от простых веществ и соединений щелочных металлов до простых веществ и соединений алюминия и железа), а затем с простыми веществами и соединениями неметаллов (от галогенов до кремния и углерода). Рассмотрение на заключительном этапе соединений углерода позволяет сделать плавный и закономерный переход к общему знакомству с органическими веществами. Последняя тема курса химии IX класса «Химия в жизни человека» подводит своеобразный итог изучения предмета в основной школе. Эта тема позволяет оценить роль и значение химической науки и химического производства в жизни современного человека, поднимает важные проблемы безопасного и грамотного использования химических веществ и материалов.

Особенности этого курса, отличающие его от действующих:

  • предложенный курс как в теоретической, так и в фактической своей части практикоориентирован: все понятия, законы и теории, а также важнейшие процессы, вещества и материалы даются в плане их практического значения, использования в повседневной жизни, роли в природе и материальном производстве. Практическая направленность преследует цель пробудить у учащихся интерес к познанию химии и мотивировать у некоторых из них желание продолжить изучение предмета в старшей профильной школе. Для тех ребят, кто ориентирован на иной профиль (гуманитарный, физико-математический и др.), курс ставит целью показать роль химии в организации мира веществ, а также в повседневной жизни;
  • тема «Органические вещества» из-за небольшого количества времени комплексно знакомит с представителями некоторых классов органических веществ. Такое знакомство предполагает не рассмотрение гомологических рядов, а сравнение строения и свойств углеводородов, кислородсодержащих органических веществ, важнейших природных соединений;
  • заключительная тема курса «Химия в жизни человека» наряду с элективными курсами призвана помочь учащимся в выборе профиля в старшей школе и сориентировать некоторых из них на продолжение естественнонаучного образования в старшей школе. Авторы надеются на то, что мотивационный потенциал курса, его содержательное наполнение позволят успешно усвоить содержание химического образования на профильном уровне в X—XI классах;

— значительное место в курсе отведено химическому эксперименту, который способствует формированию у учащихся навыков работы с химическим оборудованием и реактивами, учит безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в химическом кабинете (лаборатории) и быту. С учетом специфики конкретного образовательного учреждения (малокомплектной сельской школы, класса с углубленным изучением предмета и т. п.) время, отведенное на выполнение практических работ, их количество и содержание могут быть изменены. Учитель вправе изменять и число часов, отведенное на изучение отдельных тем, по своему усмотрению.  Тема «Повторение» вынесена в конец курса 9 класса в связи с необходимостью глубокого повторения материала для подготовки учащихся к итоговой аттестации (ГИА).

Обучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижении следующих целей:

освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химической реакции;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями:

воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений,наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачами обучения химии в 9классах являются

Образовательные:

Формирование у учащихся знаний основ науки -важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка, доступных обобщений мировоззренческого характера и понятий об основных принципах химического производства:

Развивающие:

Умение наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, в лаборатории, на производстве и в повседневной жизни;

Формирование умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности; грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни:

Воспитывающие:

Раскрытие роли химии в решении глобальных проблем человечества: рациональном природопользовании, обогащении энергетическими ресурса, защите окружающей среды от загрязнения промышленными и бытовыми отходами;

Развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности

Образовательные технологии, используемые при обучении химии 9классах.

коллективный способ обучения (групповая работа);

личностно-ориентированные:

технология сотрудничества;

развивающее обучение;

диалогические;

игровые;

творческие;

информационные (компьютерные);

проблемные, поисковые;

дифференцированное обучение.

Требования к уровню подготовки выпускников в основной школе 9 класс.

В результате изучения химии ученик должен

знать/понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молекулярная масса, молекулярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав вещества по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединения, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов, схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества,
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горячими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

      Содержание программы

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

9 класс

(2 ч в неделю; всего70 ч)

Тема:№1 «Металлы» (18 ч)

Положение элементов-металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов.Металлическая кристаллическая решетка и металлическая связь.Общие физические свойства металлов. Сплавы,  их свойства. Сплавы (сталь,чугун,дюралюмин,бронза) и ихзначение. Общие химические свойства металлов как восстановителей. Ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов Металлы в природе. Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии и ее виды: пиро-,гидро-, электрометаллургия. Металлотермия. Микробиологические методы получения металлов. Понятия о коррозии металлов и способы защиты от коррозии. Общая характеристика элементов главной п. /группы I группы периодической системы Д.И. Менделеева: строение атомов; щелочные металлы - простые вещества; общие физические свойства щелочных металлов; химические свойства щелочных металлов. Природные соединения, содержащие щелочные металлы, способы получения металлов. Важнейшие соединения щелочных металлов: оксиды, гидроксиды и соли (NaCl, Na23, NaHCO3и др.), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения. Общая характеристика элементов главной п/группы II группы периодической системы Д.И. Менделеева: строение атомов щелочноземельных металлов; физические свойства; химические свойства: взаимодействие с простыми веществами, с водой, с оксидами (магний, кальций и др.). Важнейшие соединения щелочноземельных металлов и в первую очередь соединений кальция: оксиды, гидроксиды, , их свойства и применение в народном хозяйстве. Роль химических элементов кальция и магния в жизнедеятельности живых организмов Алюминий: строение атома,  физические и  химические свойства простого вещества. Природные соединения алюминия и способы его получения. Соединения алюминия: амфотерность оксида и гидроксида. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений. Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Степени окисления Fe. Характеристика химических свойств оксидов (II) и (III) гидроксидов Fe (II) и (III)Важнейшие соли Fe (II) и (III): хлориды, сульфаты. Качественные реакции на Fe+2и Fe+3 . Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.

Демонстрации: Ознакомление с коллекцией сплавов Взаимодействие металлов с неметаллами и водой Горение Na, Mg, Fe. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей Образцы щелочных металлов Взаимодействие Na, Liс водой, кислородом, неметаллами Образцы оксидов и гидроксидов щелочных металлов, их растворимость в воде Распознавание солей Na+иK+ по окраске пламени Образцы щелочноземельных металлов Взаимодействие Са с водой, кислородом, неметаллами .Образцы оксидов и гидроксидов щелочноземельных металлов. Ознакомление с образцами природных соединений кальция Свойства негашеной извести Ознакомление с коллекцией изделий из алюминия и его сплавов Взаимодействие алюминия с растворами кислот, солей и щелочей. Образцы сплавов Fе Горение Fe в кислороде и хлоре. Взаимодействие Fe с растворами кислот и солей. Опыты, показывающие отношение Fe к концентрированным кислотам. Получение и свойства гидроксидов Fe (II) и (III)

Лабораторные опыты: Ознакомление с коллекцией образцов металлов и  сплавов Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей Ознакомление с образцами природных  соединений металлов Получение Al(OH)3 и доказательство его амфотерности Качественные реакции на Fe+2и Fe+3

Практические работы: Осуществление цепочки химических  превращений металлов Получение соединений металлов и изучение их свойств Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ

Тема№2 «Неметаллы» (27 ч)

Положение элементов-неметаллов в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов. Аллотропия. Озон. Состав воздуха. Физические свойства неметаллов. Водород: водородные соединения неметаллов. Двойственное положение водорода в периодической системе Д. И. Менделеева. Физические и химические свойства водорода– окислительные и восстановительные, его получение и применение. Общая характеристика галогенов. Строение атомов ( Cl, Br, F, I ), их степени окисления, строение молекул Г,  их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов: галогеноводороды. Галогеноводородные кислоты: фтороводородная (плавиковая), хлороводородная (соляная)и  их  соли бромоводородная, йодоводородная. Галогениды: фториды, хлориды, бромиды, йодиды. Качественные реакции на галогенид-ион. Природные соединения галогенов Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений Кислород: строение атома, физические и химические свойства кислорода, получение и применение кислорода. Озон. Сера. Строение атома, аллотропия,  физические и химические свойства. Сера в природе: самородная, сульфидная и сульфатная Биологическое значение серы. Применение серы. Соединения серы: оксиды серы (IV) и (VI),сероводород и сульфиды Сернистый газ, сернистая кислота, сульфиты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Азот и его свойства: строение атомов и молекулы азота; физические и химические свойства азота, получение и применение, круговорот азота.  Азот в природе и его биологическое значение Аммиак и его свойства: строение молекулы, физические свойства, химические свойства аммиака, получение, собирание, распознавание NH3 . Соли аммония: состав, получение, физические и химические свойства. Применение в народном хозяйстве. Оксиды азота(II) и (IV). Азотная кислота: состав и химические свойства. Получение HNO3 из азота и аммиака, применение  HNO3 в народном хозяйстве. Фосфор: строение атома, аллотропия, сравнение свойств и применение красного и белого фосфора Углерод: строение атома, аллотропия, свойства модификаций - алмаза и графита, их применение. Физические и химические свойства углерода. Соединения фосфора: оксид фосфора (V),ортофосфорная кислота и ее соли. Фосфор в природе. Фосфорные удобрения. Угарныйгаз-свойства и физиологическое действие на организм. Оксиды углерода (II) и (VI): строение молекулCO и СО2,получение и применение Углекислый газ, угольная кислота. Карбонаты-соли угольной кислоты: кальцит, сода, поташ – их значение в природе и жизни человека. Кремний. Строение атома, кристаллический кремний. Его свойства и применение. Оксид кремния (IV)кремневая кислота и её соли Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Стекло. Силикатная промышленность

Демонстрации: Получение, собирание и распознавание водорода Образцы  галогенов-простых веществ Получение пластической серы Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом Свойства H2SO4 (разб.) как типичной кислоты Взаимодействие H2SO4 (конц.) с Cu Получение, собирание и распознавание аммиака Соли азотистой и азотной кислот ( нитраты и нитриты) , проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Окислительные свойства азотнойкислоты. Азотные удобрения Растворение NH3  в воде Получение солей аммония Знакомство с образцами нитратов и нитритов Знакомство с коллекцией азотных удобрений Знакомство с коллекцией фосфорных удобрений Модели кристаллических решеток алмаза и графита Адсорбционные свойства активированного угля Горение угля в кислороде Получение белого фосфора из красного Воспламенение белого фосфора« Получение оксида фосфора (V) горение

Лабораторные опыты: Качественная реакция на галогенид – ионы Качественная реакция на сульфат-ионы.  Качественная реакция на NH4 Получение углекислого газа и его  распознавание Качественная реакция на СО3- Ознакомление с природными силикатами Ознакомление с продукцией силикатной промышленности

Практические работы: Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода» Получение, собирание и распознавание  газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества

Тема №3. «Первоначальные представления об  органических веществах» (10часов)

Предмет органической химии. Причины многообразия органических соединений. Первоначальные сведения о строении органических веществ. Химическое строение веществ. Молекулярные и структурные формулы. Относительность понятия «органические вещества». Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана. Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Алкены: этилен. Химическое  строение. Двойная связь. Взаимодействие этилена, взаимодействие этилена с водой, реакции полимеризации. Представления о полимерах на примере полиэтилена, его значение. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту. Трехатомный спирт –глицерин Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты, её свойства и применение. Реакции этерификации и понятие сложных эфирах. Жиры  как сложные эфиры глицерина и жирных кислот- биологически важные вещества. Стеариновая кислота как представитель жирных кислот. Понятие  об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение, биологическая роль. Понятие об углеводах. Глюкоза. Ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза их биологическая роль. Химия и пища. Калорийность жиров белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов –поваренная соль и уксусная кислота

Демонстрации: Горение алканов Отношение алканов к бромной воде и раствору перманганата калия Взаимодействие уксусной кислоты с цинком, оксидом магния, гидроксидом меди (II), карбонатом натрия. Получение сложных эфиров: синтез этилового эфира уксусной кислоты Цветные реакции белков Горение белков (шерсти или птичьих перьев)

Лабораторные опыты: Свойства глицерина Взаимодействие глюкозы с  гидроксидом меди(II) без нагревания и при  нагревания Качественная реакция на крахмал –взаимодействие его с йодом

Практические работы: Изготовление моделей органических веществ

Тема № 4. «Химия и жизнь» (7часов) 

Человек в мире  веществ, материалов и химических реакций. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Химия и здоровье.  Лекарственные препараты, проблемы связанные с их применение. Химические вещества как строительные и поделочные материалы- мел. Мрамор. Известняк. Стекло. Цемент. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность

Практическая работы: Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены

 Тема № 5 «Повторение».

 Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д.И. Менделеева. Свойства простых веществ   металлов и неметаллов. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете ТЭД . Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете процессов окисления и восстановления Генетические ряды металла и неметалла Амфотерные оксиды и гидроксиды. Понятие о переходных элементах, амфотерность, генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и Периодическая система элементов Д.И. Менделеева и строение атома. Значение ПЗ и ПСХЭ. Группы и периоды

Лабораторные опыты: Реакции получения и свойства гидроксидов цинка

Календарно-тематическое планирование уроков химии в 9 классе

№ урока

Дата

Название темы

Основные виды деятельности ученика

Дом. задание

Тема 1. Металлы (18 часов)

1

Вводный инструктаж по охране труда и технике безопасности. Положение элементов-металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов.Металлическая кристаллическая решетка и металлическая связь.Общие физические свойства металлов.

Л.О.№1 »Ознакомление с коллекцией образцов металлов и  сплавов.»

Характеризовать свойства металлов на основе строения атомов и ПСХЭ

П.5,6

У.1-3

2

 Сплавы,  их свойства. Сплавы (сталь,чугун,дюралюмин,бронза) и ихзначение.

Д.О.№ 1. «Ознакомление с коллекцией сплавов».

Знать классификацию

Сплавов.

П.7

У.1-3

3

Общие химические свойства металлов как восстановителей.

Д. О.№2-3. «Взаимодействие металлов с неметаллами и водой».

Л.О.№4-5. «Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей».

Д.О. №2. «Горение Na, Mg, Fe».

Характеризовать свойства металлов и применять ряд активности металлов, записывать уравнения реакций

П.8

У.1-6

4

Ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов

Д.О. №3. « Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей».

Характеризовать свойства металлов и применять ряд активности металлов, записывать    уравнения реакций.

записи

5

Металлы в природе:Общие способыполучения металлов.Понятие о металлургии и ее виды: пиро-,гидро-, электрометаллургия.

Металлотермия. Микробиологические методы получения металлов.

Л.О№3. «Ознакомление с образцами природных  соединений металлов».

Знать общие способы получения металлов.

П.9

У.1-4

6

Понятия о коррозии металлов и способы защиты от коррозии.

Объяснятьи применять доступные способы защиты от коррозии.

П.10

7

Общая характеристика элементов главной п. /группы I группы периодической системы Д.И. Менделеева: строение атомов;

щелочные металлы - простые вещества; общие физические свойства щелочных металлов; химические свойства щелочных металлов:

Природные соединения, содержащие щелочные металлы, способы получения металлов.

Д.О. №4. «Образцы щелочных металлов».

Д.О. №5. «Взаимодействие Na, Li с  водой, кислородом, неметаллами».

Д.О. №6. «Образцы оксидов и гидроксидов щелочных металлов, их растворимость в воде»

Характеризовать  и прогнозировать свойства химических элементов – щелочных Ме на основе строения атомов и ПСХЭ.

Решать задачи по химическому уравнению (с  массовой долей растворимого вещества и долей примеси).

П.11

У.1-4

8

Важнейшие соединения щелочных металлов: оксиды, гидроксиды и соли (NaCl, Na23, NaHCO3и др.), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Д.О. №7 «Распознавание солей Na+иK+ по окраске пламени.»

Прогнозировать применение соединений щелочных металлов на основе их свойств.

П.11

9

Общая характеристика элементов главной п/группы II группы периодической системы Д.И. Менделеева: строение атомов щелочноземельных металлов; физические свойства; химические свойства: взаимодействие с простыми веществами, с водой, с оксидами (магний, кальций и др.).

Д. О.№8. «Образцы щелочноземельных металлов».

Д.О. №9. «Взаимодействие Са с водой, кислородом, неметаллами.»

Д. О.№10. «Образцы оксидов и гидроксидов щелочноземельных металлов.»

Характеризовать  и прогнозировать свойства хим.  элементов  - щелочноземельных  металлов  на основе строения атомов и ПСХЭ.

Осуществлять цепочки превращений

П.12

У.4-5

10

Важнейшие соединения щелочноземельных металлов и в первую очередь соединений кальция: оксиды, гидроксиды, , их свойства и применение в народном хозяйстве. Роль химических элементов кальция и магния в жизнедеятельности живых организмов

Д.О. №11 «Ознакомление с образцами природных соединений кальция».

Д.О. №12 «Свойства негашеной извести».

Прогнозировать применение соединений щелочноземельных металлов на основе их свойств.

Осуществлять цепочки превращений.

П.12

У.7-8

11

Алюминий: строение атома,  физические и  химические свойства простого вещества. Природные соединения алюминия и способы его получения.

ДО №13. «  Ознакомление с коллекцией изделий из алюминия и его сплавов».

Д.О. №14 « Взаимодействие алюминия с растворами кислот, солей и щелочей.»

Характеризовать  и прогнозировать свойства химического элемента на основе строения атомов и ПСХЭ.

П.13

У.6

12

Соединения алюминия: амфотерность оксидаи гидроксида.Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Л.О.№4 «Получение Al(OH)3 и доказательство его амфотерности».

Прогнозировать применение соединений алюминия на основе их свойств.

Осуществлять цепочки превращений

П.13

У.5-7

13

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Степени окисления Fe.

Д. О.№15. «Образцы сплавов Fe»

Д. О.№16. «Горение Fe в кислороде и хлоре.»

Д.О.№ 17. « Взаимодействие Fe с растворами кислот и солей.»

Д.О. №18. «Опыты, показывающие отношение Fe к концентрированным кислотам».

Характеризовать  и прогнозировать свойства химического элемента железа на основе строения атомов и ПСХЭ

П.14

У. 1-2

14

Характеристика химических свойств оксидов (II) и (III) гидроксидов Fe (II) и (III)Важнейшие соли Fe (II) и (III): хлориды, сульфаты. Качественные реакции на Fe+2и Fe+3 . Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.

Д.О.№19 « Получение и свойства гидроксидов Fe (II) и (III).»

Л.О. №7 «Качественные реакции на Fe+2и Fe+3»

Исследовать свойства соединений.

Осуществлять цепочки превращений.

П.14

У.3-4

ПР№1

15

Практическая работа №1

«Осуществление цепочки химических  превращений металлов».

Исследовать свойства соединений металлов

ПР№2

16

Практическая работа №2 «"Получение соединений металлов и изучение их свойств"

Исследовать свойства соединений.

ПР№3

17

Практическая работа №3.» «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ»

Исследовать свойства соединений.

18

Контрольная работа № 1 по теме

« Металлы»

Тема 2. Неметаллы (27 часов)

19

Анализ контрольной работы №1. Положение элементов-неметаллов в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов. Аллотропия. Озон. Состав воздуха. Физические свойства неметаллов.

Характеризовать  и прогнозировать свойства химического элемента НеМе на основе строения атомов и ПСХЭ

записи

20

Водород:водородные соединениянеметаллов.Двойственное положение водорода в периодической системе Д. И. Менделеева. Физические и химические свойства водорода– окислительные и восстановительные, его получение и применение.

Д.О. №20. « Получение, собирание и распознавание водорода».

Составлять уравнения реакций химических свойств водорода.

П.17

У.1-2

21

Общая характеристика галогенов. Строение атомов ( Cl, Br, F, I ), их степени окисления, строение молекул Г,  их физические и химические свойства.

Д. О. №21. «Образцы  галогенов-простых веществ».

Характеризовать  и прогнозировать свойства галогенов на основе строения атомов и ПСХЭ

П.18

У.2-3

22

Основные соединения галогенов: галогеноводороды. Галогеноводородные кислоты: фтороводородная (плавиковая), хлороводородная (соляная)и  их  соли бромоводородная, йодоводородная.

Галогениды: фториды, хлориды, бромиды, йодиды.

Качественные реакции на галогенид-ион. Природные соединения галогенов.

Л.О.№8. « Качественная реакция на галогенид – ионы».

Наблюдать и описывать опыты, делать выводы о качественном составе веществ-соединений галогенов.

Составлять формулы и записывать уравнения.

П.19

У.1-2

23

Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений

Прогнозировать применение  галогенов и их соединений на основе их свойств.

П.20

24

Кислород: строение атома, физические и химические свойства кислорода, получение и применение кислорода. Озон.

Знать применение, на основе свойств записывать уравнения реакций.

П.21

25

Сера. Строение атома, аллотропия,  физические и химические свойства.Сера вприроде: самородная, сульфидная и сульфатная. Биологическое значение серы. Применение серы.

Д. О.№22. «Получение пластической серы»

Д. О.№23 «Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.»

Характеризовать  и прогнозировать свойства химического элемента серы на основе строения атомов и ПСХЭ.

П.22

У.2-3

26

Соединения серы: оксиды серы (IV) и (VI),сероводород и сульфиды Сернистый газ, сернистая кислота, сульфиты.

Осуществлять цепочки превращений

П.23

У.2-4

27

Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.Окислительные свойстваконцентрированной серной кислотыСернистая и сероводородная кислоты и их соли.

Д.О. №24. « Свойства H2SO4 (разб.) как типичной кислоты».

Д. О.№25 « Взаимодействие H2SO4 (конц.) с Cu.»

Л.О.№7«Качественная реакция на сульфат-ионы».

Характеризовать  и прогнозировать свойства веществ. Осуществлять цепочки превращений.

Решать расчетные задачи на примеси.

П.23

У.5-6

ПР№4

28

Практическая работа №4 «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

Исследовать свойства соединений

29

Азот и его свойства: строение атомов и молекулы азота; физические и химическиесвойства азота, получение и применение, круговорот азота.  Азот в природе и его биологическое значение.

Характеризовать  и прогнозировать свойства химического элемента азота основе строения атомов и ПСХЭ

П.24

У.1-2

30

Аммиак и его свойства: строение молекулы, физические свойства, химические свойства аммиака,получение, собирание, распознавание NH3 .

Д.О №26 « Получение, собирание и распознавание аммиака»

Д.О. №27 « Растворение NH3  в воде».

Описывать свойства вещества с точки зрения О.В.Р. и его физиологического действия на организм.

П.25

У.4-6

31

Соли аммония: состав, получение, физические и химические свойства. Применение в народном хозяйстве.

Д. О.№28 « Получение солей аммония».

Л.О. №9. «Качественная реакция на NH4+».»

 Наблюдать и описывать свойства   вещества

П.26

У. №3-4

32

Оксиды азота(II) и (IV). Азотная кислота: состав и химические свойства. Получение HNO3 из азота и аммиака, применение  HNO3 в народном хозяйстве.

Характеризовать свойства веществ.

Осуществлять цепочки превращений

П.27

У.1-3

33

Соли азотистой и азотной кислот ( нитраты и нитриты) , проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции.Окислительные свойства азотнойкислоты. Азотные удобрения.

Д. О. №29 « Знакомство с образцами нитратов и нитритов».

Д. О. №30 « Знакомство с коллекцией азотных удобрений»

Характеризовать свойства веществ. Осуществлять цепочки превращений.

Решать задачи по химическому уравнению.

П.27

34

Фосфор: строение атома, аллотропия, сравнение свойств и применение красного и белого фосфора.

Д. О.№31. «Получение белого фосфора из красного.»

Д. О.№32 « Воспламенение белого фосфора».

Характеризовать  и прогнозировать свойства химического элемента  фосфора основе строения атомов и ПСХЭ.

П. 28

35

Соединения фосфора: оксид фосфора (V),ортофосфорная кислота и ее соли. Фосфор в природе. Фосфорные удобрения.

Д.О.№ 33 « Получение оксида фосфора (V) горение.»

Д. О. №33 « Знакомство с коллекцией фосфорных удобрений»

Характеризовать свойства веществ – соединений фосфора.

Осуществлять цепочки превращений.

П.29

36

Углерод: строение атома, аллотропия, свойства модификаций - алмаза и графита, их применение. Физические и химическиесвойства углерода.

Д. О.№ 34. «Модели кристаллических решеток алмаза и графита»

Д. О.№35. « Адсорбционные свойства активированного угля.»

Д. О. №36 « Горение угля в кислороде»

 Характеризовать  и прогнозировать свойства химического элемента-углерода на основе строения атомов и ПСХЭ.

П.30

37

Угарныйгаз-свойства и физиологическое действие на организм.Оксиды углерода (II) и (VI): строение молекулCO и СО2,получение и применение Углекислый газ,угольная кислота.  Л.О№10«Получение углекислого газа и его  распознавание».

 Исследовать свойства веществ, делать выводы о качественном составе веществ-соединений углерода.

Составлять формулы и записывать уравнения.

П.30

У 3-4

38

Карбонаты-соли угольной кислоты:кальцит, сода, поташ – их значение в природе и жизни человека.

Л.О. №11 « Качественная реакция на СО3-«

 Исследовать свойства веществ, делать выводы о качественном составе веществ-соединений углерода.

Составлять формулы и записывать уравнения.

записи

39

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний. Его свойства и применение. Оксидкремния (IV)кремневая кислота и её соли.

Л.О№10 «Ознакомление с природными силикатами».

 Характеризовать свойства вещества-кремния  его соединений

П.31

40

Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе.

Стекло.Силикатная промышленность.

Л.О.№12»Ознакомление с продукцией силикатной промышленности».

 Решать расчётные задачи на практический выход продукта.

П.32

У.1-3

41

Повторение и обобщающие по теме: «Неметаллы»

 Решать расчётные задачи на практический выход продукта.

ПР№5

42

Практическая работа№5 Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств Подгруппа азота и углерода.»

Исследовать вещества и их соединения, делать выводы о свойствах.

43

Контрольная работа №2

 по теме « Неметаллы»

44

Практическая работа №6«Получение, собирание и распознавание  газообразных веществ.Качественные реакции на газообразные вещества»

Исследовать вещества ,делать выводы о их свойствах.

45

Анализ контрольной работы №2.

Тема №3.Первоначальные представления об  органических веществах (10часов)

46

Предмет органической химии. Причины многообразия органических соединений. Первоначальные сведения о строении органических веществ. Химическое строение веществ. Молекулярные и структурные формулы.Относительность понятия «органические вещества».

Объяснять причины многообразия веществ.Отличать

органические вещества от неорганических.

П.32 У.2,6

47

Метан и этан:строение молекул.Горение метана и этана.Дегидрирование этана. Применение метана.

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.

Д. О.№37. Горение алканов

Д. О.№38 Отношение алканов к бромной воде и раствору перманганата калия

Характеризовать свойства веществ-алканов.

П.33, записи

48

Алкены: этилен. Химическое  строение. Двойная связь. Взаимодействие этилена, взаимодействие этилена с водой, реакции полимеризации.Представления о полимерахна примере полиэтилена, его значение.

Характеризовать свойства веществ-алкенов.

П.34

У.1-3

49

 Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола.

Трехатомный спирт –глицерин

Л.О.№13 «Свойства глицерина».

 Описывать свойства и физиологическое действие на организм.

П.35

У.1-3

50

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

Описывать свойства и физиологическое действие на организм.

П.36

51

Одноосновные предельные карбоновыекислоты на примере уксусной кислоты, её свойства и применение.Стеариновая кислота.Как представители кислородосодержащих органических соединений.

Д. О. №39 «Взаимодействие уксусной кислоты с цинком, оксидом магния, гидроксидом меди (II), карбонатом натрия.»

Стеариновая кислота как представитель жирных кислот.

Характеризовать типичные  свойства уксусной кислоты.

П.36

У.1-3

52

Реакции этерификации и понятие сложных эфирах. Жиры  как сложные эфиры глицерина и жирных кислот-биологическиважныевещества.

Д. О. №40 «Получение сложных эфиров: синтез этилового эфира уксусной кислоты»

Понимать биологическую значимость жиров, характеризовать свойства.

П.37

53

Понятие  об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение, биологическая роль.

Д. О. №41. «Цветные реакции белков.»

Д. О. №42 «Горение белков (шерсти или птичьих перьев).»

Понимать биологическую значимость белков. Характеризовать свойства

П.38

54

Понятие об углеводах. Глюкоза. Ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза их биологическая роль.

Химия и пища. Калорийность жиров белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов –поваренная соль и уксусная кислота

Л.О.№14 «Взаимодействие глюкозы с  гидроксилом меди(II) без нагревания и при  нагревания».

Л.О. №15 «Взаимодействие глюкозы с  гидроксилом меди(II) при нагревании»

Л.О.№16.» Качественная реакция на крахмал –взаимодействие его с йодом».

Понимать биологическую значимость углеводов. Характеризовать свойства.

П.39

ПР №7

55

Практическая работ № 7 «Изготовление моделей органических веществ.»

Моделировать строение молекул органических веществ.

56

Контрольная работа №3 по теме : «Органические вещества»

Тема № 4. Химия и жизнь.

( 7часов)

57

Обобщение знаний по химии за курс основной школы .

Человек в мире  веществ, материалов и химических реакций.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Презентации учащихся.

58

Химия и здоровье.  Лекарственные препараты, проблемы связанные с их применение

Химические вещества как строительные и поделочные материалы- мел. Мрамор. Известняк. Стекло. Цемент.

  59

Обобщение знаний по химии за курс основной школы.

 Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций вповседневной жизни. Токсичные горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность

Презентации учащихся.

60

Практическая работа№ 8  «Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены»

61

Обобщение по курсу органической химии. Генетическая связь между классами органических соединений

Тема № 5.Повторение. 8 ч

62

 Повторение. Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д.И. Менделеева. Свойства простых веществ   металлов и неметаллов.

Характеризовать  и прогнозировать свойства химического элемента на основе строения атомов и ПСХЭ

П.1

63

Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете ТЭД .

Классифицировать вещества по составу и свойствам. Составлять химические уравнения

записи

64

Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете процессов окисления и восстановления

записи

65

Генетические ряды металла и неметалла

.

Зад. в тетр.

66

Амфотерные оксиды и гидроксиды. Понятие о переходных элементах, амфотерность, генетический ряд переходного элемента.

Л.О. №17 «Реакции получения и свойства гидроксидов цинка».

Прогнозировать свойства веществ на основе хим. эксперимента

П.2

67

Периодический закон и Периодическая система элементов Д.И. Менделеева и строение атома. Значение ПЗ и ПСХЭ.Группы и периоды

Описывать и характеризовать структуру таблицы.Понимать значение  её для науки и практики.

П.1

У.1-2

68

Обобщение знаний по химии за курс основной школы.

   69

Работа с материалами ГИА по теме: «Свойства основных классов органических и неорганических соединений»

70

Итоговое контрольное тестирование за курс 9класса.

Общее количество :

контрольных работ-4, практических работ-8, демонстраций- 42, лабораторных опытов-17

УМК учителя:

1. О. С. Габриелян настольная книга учителя О.С. Габриелян «Химия 9 класс» методическое пособие Дрофа 2006 год

2.О.С. Габриелян, П.Н. Березкин Химия 8 класс. Контрольные и проверочные работы, Дрофа, 2008

УМК учащихся:

  1. О.С. Габриелян «Химия 9 класс» Дрофа 2008 год

Дополнительная литература:

  1. Н.Н. Гара, Н. И. Габрусева Химия,задачник с помощником 8-9,- М. «Просвещение»,2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематический план по органической химии на 2013-2014 уч.г.

Рабочая программа и календарно-тематический план соответствуют требованиям ФГОС. Разработаны на основе УМК Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана....

Рабочая программа и календарно-тематический план по литературе 11 класс

Рабочая программа составлена на основе авторской программы для 5-11 классов под редакцией В.Я.Коровиной; учебника по литературе для 11 класса под редакцией В.П.Журавлева. Рабочая программа конкретизир...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии для 11 класса

Рабочая программа  разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерство...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии 8 класс

Программа курса химии для VIII классов основной шко­лы составлено по авторской программе О.С.Габриеляна, утвержденной Министерством образования РФ, на основе  Примерной программы основного ...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии 10 класс

Программа курса химии для 10 классов основной шко­лы составлено по авторской программе О.С.Габриеляна, утвержденной Министерством образования РФ, на основе  Примерной программы основного об...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии 11 класс

Программа курса химии для 11 классов основной шко­лы составлено по авторской программе О.С.Габриеляна, утвержденной Министерством образования РФ, на основе  Примерной программы основного об...