Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии 9 класс
календарно-тематическое планирование по химии (9 класс) на тему
Программа курса химии для 9 классов основной школы составлено по авторской программе О.С.Габриеляна, утвержденной Министерством образования РФ, на основе Примерной программы основного общего образования по химии и государственного образовательного стандарта.
В основу курса положены идеи:
- материального единства и взаимосвязи объектов и явлений природы;
- взаимосвязи состава, строения, свойств, получения и применения веществ и материалов;
- ведущей роли теоретических знаний для объяснения и прогнозирования химических явлений, оценки их практической значимости;
- развития химической науки и производства химических веществ и материалов для удовлетворения насущных потребностей человека и общества, что способствует решению глобальных проблем современности;
- генетической связи между веществами.
Курс рассчитан на 2 часа в неделю и построен на основе концентрического подхода к структурированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass.doc | 203.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа курса химии для 9 классов основной школы составлено по авторской программе О.С.Габриеляна, утвержденной Министерством образования РФ, на основе Примерной программы основного общего образования по химии и государственного образовательного стандарта.
В основу курса положены идеи:
- материального единства и взаимосвязи объектов и явлений природы;
- взаимосвязи состава, строения, свойств, получения и применения веществ и материалов;
- ведущей роли теоретических знаний для объяснения и прогнозирования химических явлений, оценки их практической значимости;
- развития химической науки и производства химических веществ и материалов для удовлетворения насущных потребностей человека и общества, что способствует решению глобальных проблем современности;
- генетической связи между веществами.
Курс рассчитан на 2 часа в неделю и построен на основе концентрического подхода к структурированию.
В содержании курса IX класса главным образом изучаются вопросы неорганической химии. Вначале рассматриваются свойства простых веществ — металлов и неметаллов как повторение и углубление материала, изученного в VIII классе. Химия элементов раскрывается в следующей последовательности: сначала учащиеся знакомятся с соединениями металлов (от простых веществ и соединений щелочных металлов до простых веществ и соединений алюминия и железа), а затем с простыми веществами и соединениями неметаллов (от галогенов до кремния и углерода). Рассмотрение на заключительном этапе соединений углерода позволяет сделать плавный и закономерный переход к общему знакомству с органическими веществами. Последняя тема курса химии IX класса «Химия в жизни человека» подводит своеобразный итог изучения предмета в основной школе. Эта тема позволяет оценить роль и значение химической науки и химического производства в жизни современного человека, поднимает важные проблемы безопасного и грамотного использования химических веществ и материалов.
Особенности этого курса, отличающие его от действующих:
- предложенный курс как в теоретической, так и в фактической своей части практикоориентирован: все понятия, законы и теории, а также важнейшие процессы, вещества и материалы даются в плане их практического значения, использования в повседневной жизни, роли в природе и материальном производстве. Практическая направленность преследует цель пробудить у учащихся интерес к познанию химии и мотивировать у некоторых из них желание продолжить изучение предмета в старшей профильной школе. Для тех ребят, кто ориентирован на иной профиль (гуманитарный, физико-математический и др.), курс ставит целью показать роль химии в организации мира веществ, а также в повседневной жизни;
- тема «Органические вещества» из-за небольшого количества времени комплексно знакомит с представителями некоторых классов органических веществ. Такое знакомство предполагает не рассмотрение гомологических рядов, а сравнение строения и свойств углеводородов, кислородсодержащих органических веществ, важнейших природных соединений;
- заключительная тема курса «Химия в жизни человека» наряду с элективными курсами призвана помочь учащимся в выборе профиля в старшей школе и сориентировать некоторых из них на продолжение естественнонаучного образования в старшей школе. Авторы надеются на то, что мотивационный потенциал курса, его содержательное наполнение позволят успешно усвоить содержание химического образования на профильном уровне в X—XI классах;
— значительное место в курсе отведено химическому эксперименту, который способствует формированию у учащихся навыков работы с химическим оборудованием и реактивами, учит безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в химическом кабинете (лаборатории) и быту. С учетом специфики конкретного образовательного учреждения (малокомплектной сельской школы, класса с углубленным изучением предмета и т. п.) время, отведенное на выполнение практических работ, их количество и содержание могут быть изменены. Учитель вправе изменять и число часов, отведенное на изучение отдельных тем, по своему усмотрению. Тема «Повторение» вынесена в конец курса 9 класса в связи с необходимостью глубокого повторения материала для подготовки учащихся к итоговой аттестации (ГИА).
Обучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижении следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химической реакции;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями:
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений,наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачами обучения химии в 9классах являются
Образовательные:
Формирование у учащихся знаний основ науки -важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка, доступных обобщений мировоззренческого характера и понятий об основных принципах химического производства:
Развивающие:
Умение наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, в лаборатории, на производстве и в повседневной жизни;
Формирование умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности; грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни:
Воспитывающие:
Раскрытие роли химии в решении глобальных проблем человечества: рациональном природопользовании, обогащении энергетическими ресурса, защите окружающей среды от загрязнения промышленными и бытовыми отходами;
Развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности
Образовательные технологии, используемые при обучении химии 9классах.
коллективный способ обучения (групповая работа);
личностно-ориентированные:
технология сотрудничества;
развивающее обучение;
диалогические;
игровые;
творческие;
информационные (компьютерные);
проблемные, поисковые;
дифференцированное обучение.
Требования к уровню подготовки выпускников в основной школе 9 класс.
В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молекулярная масса, молекулярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав вещества по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединения, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов, схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества,
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горячими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Содержание программы
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
9 класс
(2 ч в неделю; всего70 ч)
Тема:№1 «Металлы» (18 ч)
Положение элементов-металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов.Металлическая кристаллическая решетка и металлическая связь.Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства. Сплавы (сталь,чугун,дюралюмин,бронза) и ихзначение. Общие химические свойства металлов как восстановителей. Ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов Металлы в природе. Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии и ее виды: пиро-,гидро-, электрометаллургия. Металлотермия. Микробиологические методы получения металлов. Понятия о коррозии металлов и способы защиты от коррозии. Общая характеристика элементов главной п. /группы I группы периодической системы Д.И. Менделеева: строение атомов; щелочные металлы - простые вещества; общие физические свойства щелочных металлов; химические свойства щелочных металлов. Природные соединения, содержащие щелочные металлы, способы получения металлов. Важнейшие соединения щелочных металлов: оксиды, гидроксиды и соли (NaCl, Na2CО3, NaHCO3и др.), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения. Общая характеристика элементов главной п/группы II группы периодической системы Д.И. Менделеева: строение атомов щелочноземельных металлов; физические свойства; химические свойства: взаимодействие с простыми веществами, с водой, с оксидами (магний, кальций и др.). Важнейшие соединения щелочноземельных металлов и в первую очередь соединений кальция: оксиды, гидроксиды, , их свойства и применение в народном хозяйстве. Роль химических элементов кальция и магния в жизнедеятельности живых организмов Алюминий: строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Природные соединения алюминия и способы его получения. Соединения алюминия: амфотерность оксида и гидроксида. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений. Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Степени окисления Fe. Характеристика химических свойств оксидов (II) и (III) гидроксидов Fe (II) и (III)Важнейшие соли Fe (II) и (III): хлориды, сульфаты. Качественные реакции на Fe+2и Fe+3 . Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.
Демонстрации: Ознакомление с коллекцией сплавов Взаимодействие металлов с неметаллами и водой Горение Na, Mg, Fe. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей Образцы щелочных металлов Взаимодействие Na, Liс водой, кислородом, неметаллами Образцы оксидов и гидроксидов щелочных металлов, их растворимость в воде Распознавание солей Na+иK+ по окраске пламени Образцы щелочноземельных металлов Взаимодействие Са с водой, кислородом, неметаллами .Образцы оксидов и гидроксидов щелочноземельных металлов. Ознакомление с образцами природных соединений кальция Свойства негашеной извести Ознакомление с коллекцией изделий из алюминия и его сплавов Взаимодействие алюминия с растворами кислот, солей и щелочей. Образцы сплавов Fе Горение Fe в кислороде и хлоре. Взаимодействие Fe с растворами кислот и солей. Опыты, показывающие отношение Fe к концентрированным кислотам. Получение и свойства гидроксидов Fe (II) и (III)
Лабораторные опыты: Ознакомление с коллекцией образцов металлов и сплавов Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей Ознакомление с образцами природных соединений металлов Получение Al(OH)3 и доказательство его амфотерности Качественные реакции на Fe+2и Fe+3
Практические работы: Осуществление цепочки химических превращений металлов Получение соединений металлов и изучение их свойств Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ
Тема№2 «Неметаллы» (27 ч)
Положение элементов-неметаллов в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов. Аллотропия. Озон. Состав воздуха. Физические свойства неметаллов. Водород: водородные соединения неметаллов. Двойственное положение водорода в периодической системе Д. И. Менделеева. Физические и химические свойства водорода– окислительные и восстановительные, его получение и применение. Общая характеристика галогенов. Строение атомов ( Cl, Br, F, I ), их степени окисления, строение молекул Г, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов: галогеноводороды. Галогеноводородные кислоты: фтороводородная (плавиковая), хлороводородная (соляная)и их соли бромоводородная, йодоводородная. Галогениды: фториды, хлориды, бромиды, йодиды. Качественные реакции на галогенид-ион. Природные соединения галогенов Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений Кислород: строение атома, физические и химические свойства кислорода, получение и применение кислорода. Озон. Сера. Строение атома, аллотропия, физические и химические свойства. Сера в природе: самородная, сульфидная и сульфатная Биологическое значение серы. Применение серы. Соединения серы: оксиды серы (IV) и (VI),сероводород и сульфиды Сернистый газ, сернистая кислота, сульфиты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Азот и его свойства: строение атомов и молекулы азота; физические и химические свойства азота, получение и применение, круговорот азота. Азот в природе и его биологическое значение Аммиак и его свойства: строение молекулы, физические свойства, химические свойства аммиака, получение, собирание, распознавание NH3 . Соли аммония: состав, получение, физические и химические свойства. Применение в народном хозяйстве. Оксиды азота(II) и (IV). Азотная кислота: состав и химические свойства. Получение HNO3 из азота и аммиака, применение HNO3 в народном хозяйстве. Фосфор: строение атома, аллотропия, сравнение свойств и применение красного и белого фосфора Углерод: строение атома, аллотропия, свойства модификаций - алмаза и графита, их применение. Физические и химические свойства углерода. Соединения фосфора: оксид фосфора (V),ортофосфорная кислота и ее соли. Фосфор в природе. Фосфорные удобрения. Угарныйгаз-свойства и физиологическое действие на организм. Оксиды углерода (II) и (VI): строение молекулCO и СО2,получение и применение Углекислый газ, угольная кислота. Карбонаты-соли угольной кислоты: кальцит, сода, поташ – их значение в природе и жизни человека. Кремний. Строение атома, кристаллический кремний. Его свойства и применение. Оксид кремния (IV)кремневая кислота и её соли Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Стекло. Силикатная промышленность
Демонстрации: Получение, собирание и распознавание водорода Образцы галогенов-простых веществ Получение пластической серы Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом Свойства H2SO4 (разб.) как типичной кислоты Взаимодействие H2SO4 (конц.) с Cu Получение, собирание и распознавание аммиака Соли азотистой и азотной кислот ( нитраты и нитриты) , проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Окислительные свойства азотнойкислоты. Азотные удобрения Растворение NH3 в воде Получение солей аммония Знакомство с образцами нитратов и нитритов Знакомство с коллекцией азотных удобрений Знакомство с коллекцией фосфорных удобрений Модели кристаллических решеток алмаза и графита Адсорбционные свойства активированного угля Горение угля в кислороде Получение белого фосфора из красного Воспламенение белого фосфора« Получение оксида фосфора (V) горение
Лабораторные опыты: Качественная реакция на галогенид – ионы Качественная реакция на сульфат-ионы. Качественная реакция на NH4+» Получение углекислого газа и его распознавание Качественная реакция на СО3- Ознакомление с природными силикатами Ознакомление с продукцией силикатной промышленности
Практические работы: Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода» Получение, собирание и распознавание газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества
Тема №3. «Первоначальные представления об органических веществах» (10часов)
Предмет органической химии. Причины многообразия органических соединений. Первоначальные сведения о строении органических веществ. Химическое строение веществ. Молекулярные и структурные формулы. Относительность понятия «органические вещества». Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана. Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Алкены: этилен. Химическое строение. Двойная связь. Взаимодействие этилена, взаимодействие этилена с водой, реакции полимеризации. Представления о полимерах на примере полиэтилена, его значение. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту. Трехатомный спирт –глицерин Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты, её свойства и применение. Реакции этерификации и понятие сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот- биологически важные вещества. Стеариновая кислота как представитель жирных кислот. Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение, биологическая роль. Понятие об углеводах. Глюкоза. Ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза их биологическая роль. Химия и пища. Калорийность жиров белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов –поваренная соль и уксусная кислота
Демонстрации: Горение алканов Отношение алканов к бромной воде и раствору перманганата калия Взаимодействие уксусной кислоты с цинком, оксидом магния, гидроксидом меди (II), карбонатом натрия. Получение сложных эфиров: синтез этилового эфира уксусной кислоты Цветные реакции белков Горение белков (шерсти или птичьих перьев)
Лабораторные опыты: Свойства глицерина Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II) без нагревания и при нагревания Качественная реакция на крахмал –взаимодействие его с йодом
Практические работы: Изготовление моделей органических веществ
Тема № 4. «Химия и жизнь» (7часов)
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Химия и здоровье. Лекарственные препараты, проблемы связанные с их применение. Химические вещества как строительные и поделочные материалы- мел. Мрамор. Известняк. Стекло. Цемент. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность
Практическая работы: Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены
Тема № 5 «Повторение».
Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д.И. Менделеева. Свойства простых веществ металлов и неметаллов. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете ТЭД . Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете процессов окисления и восстановления Генетические ряды металла и неметалла Амфотерные оксиды и гидроксиды. Понятие о переходных элементах, амфотерность, генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и Периодическая система элементов Д.И. Менделеева и строение атома. Значение ПЗ и ПСХЭ. Группы и периоды
Лабораторные опыты: Реакции получения и свойства гидроксидов цинка
Календарно-тематическое планирование уроков химии в 9 классе
№ урока | Дата | Название темы | Основные виды деятельности ученика | Дом. задание | |
Тема 1. Металлы (18 часов) | |||||
1 | Вводный инструктаж по охране труда и технике безопасности. Положение элементов-металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов.Металлическая кристаллическая решетка и металлическая связь.Общие физические свойства металлов. Л.О.№1 »Ознакомление с коллекцией образцов металлов и сплавов.» | Характеризовать свойства металлов на основе строения атомов и ПСХЭ | П.5,6 У.1-3 | ||
2 | Сплавы, их свойства. Сплавы (сталь,чугун,дюралюмин,бронза) и ихзначение. Д.О.№ 1. «Ознакомление с коллекцией сплавов». | Знать классификацию Сплавов. | П.7 У.1-3 | ||
3 | Общие химические свойства металлов как восстановителей. Д. О.№2-3. «Взаимодействие металлов с неметаллами и водой». Л.О.№4-5. «Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей». Д.О. №2. «Горение Na, Mg, Fe». | Характеризовать свойства металлов и применять ряд активности металлов, записывать уравнения реакций | П.8 У.1-6 | ||
4 | Ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов Д.О. №3. « Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей». | Характеризовать свойства металлов и применять ряд активности металлов, записывать уравнения реакций. | записи | ||
5 | Металлы в природе:Общие способыполучения металлов.Понятие о металлургии и ее виды: пиро-,гидро-, электрометаллургия. Металлотермия. Микробиологические методы получения металлов. Л.О№3. «Ознакомление с образцами природных соединений металлов». | Знать общие способы получения металлов. | П.9 У.1-4 | ||
6 | Понятия о коррозии металлов и способы защиты от коррозии. | Объяснятьи применять доступные способы защиты от коррозии. | П.10 | ||
7 | Общая характеристика элементов главной п. /группы I группы периодической системы Д.И. Менделеева: строение атомов; щелочные металлы - простые вещества; общие физические свойства щелочных металлов; химические свойства щелочных металлов: Природные соединения, содержащие щелочные металлы, способы получения металлов. Д.О. №4. «Образцы щелочных металлов». Д.О. №5. «Взаимодействие Na, Li с водой, кислородом, неметаллами». Д.О. №6. «Образцы оксидов и гидроксидов щелочных металлов, их растворимость в воде» | Характеризовать и прогнозировать свойства химических элементов – щелочных Ме на основе строения атомов и ПСХЭ. Решать задачи по химическому уравнению (с массовой долей растворимого вещества и долей примеси). | П.11 У.1-4 | ||
8 | Важнейшие соединения щелочных металлов: оксиды, гидроксиды и соли (NaCl, Na2CО3, NaHCO3и др.), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения. Д.О. №7 «Распознавание солей Na+иK+ по окраске пламени.» | Прогнозировать применение соединений щелочных металлов на основе их свойств. | П.11 | ||
9 | Общая характеристика элементов главной п/группы II группы периодической системы Д.И. Менделеева: строение атомов щелочноземельных металлов; физические свойства; химические свойства: взаимодействие с простыми веществами, с водой, с оксидами (магний, кальций и др.). Д. О.№8. «Образцы щелочноземельных металлов». Д.О. №9. «Взаимодействие Са с водой, кислородом, неметаллами.» Д. О.№10. «Образцы оксидов и гидроксидов щелочноземельных металлов.» | Характеризовать и прогнозировать свойства хим. элементов - щелочноземельных металлов на основе строения атомов и ПСХЭ. Осуществлять цепочки превращений | П.12 У.4-5 | ||
10 | Важнейшие соединения щелочноземельных металлов и в первую очередь соединений кальция: оксиды, гидроксиды, , их свойства и применение в народном хозяйстве. Роль химических элементов кальция и магния в жизнедеятельности живых организмов Д.О. №11 «Ознакомление с образцами природных соединений кальция». Д.О. №12 «Свойства негашеной извести». | Прогнозировать применение соединений щелочноземельных металлов на основе их свойств. Осуществлять цепочки превращений. | П.12 У.7-8 | ||
11 | Алюминий: строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Природные соединения алюминия и способы его получения. ДО №13. « Ознакомление с коллекцией изделий из алюминия и его сплавов». Д.О. №14 « Взаимодействие алюминия с растворами кислот, солей и щелочей.» | Характеризовать и прогнозировать свойства химического элемента на основе строения атомов и ПСХЭ. | П.13 У.6 | ||
12 | Соединения алюминия: амфотерность оксидаи гидроксида.Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений. Л.О.№4 «Получение Al(OH)3 и доказательство его амфотерности». | Прогнозировать применение соединений алюминия на основе их свойств. Осуществлять цепочки превращений | П.13 У.5-7 | ||
13 | Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Степени окисления Fe. Д. О.№15. «Образцы сплавов Fe» Д. О.№16. «Горение Fe в кислороде и хлоре.» Д.О.№ 17. « Взаимодействие Fe с растворами кислот и солей.» Д.О. №18. «Опыты, показывающие отношение Fe к концентрированным кислотам». | Характеризовать и прогнозировать свойства химического элемента железа на основе строения атомов и ПСХЭ | П.14 У. 1-2 | ||
14 | Характеристика химических свойств оксидов (II) и (III) гидроксидов Fe (II) и (III)Важнейшие соли Fe (II) и (III): хлориды, сульфаты. Качественные реакции на Fe+2и Fe+3 . Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства. Д.О.№19 « Получение и свойства гидроксидов Fe (II) и (III).» Л.О. №7 «Качественные реакции на Fe+2и Fe+3» | Исследовать свойства соединений. Осуществлять цепочки превращений. | П.14 У.3-4 ПР№1 | ||
15 | Практическая работа №1 «Осуществление цепочки химических превращений металлов». | Исследовать свойства соединений металлов | ПР№2 | ||
16 | Практическая работа №2 «"Получение соединений металлов и изучение их свойств" | Исследовать свойства соединений. | ПР№3 | ||
17 | Практическая работа №3.» «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ» | Исследовать свойства соединений. | |||
18 | Контрольная работа № 1 по теме « Металлы» | ||||
Тема 2. Неметаллы (27 часов) | |||||
19 | Анализ контрольной работы №1. Положение элементов-неметаллов в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов. Аллотропия. Озон. Состав воздуха. Физические свойства неметаллов. | Характеризовать и прогнозировать свойства химического элемента НеМе на основе строения атомов и ПСХЭ | записи | ||
20 | Водород:водородные соединениянеметаллов.Двойственное положение водорода в периодической системе Д. И. Менделеева. Физические и химические свойства водорода– окислительные и восстановительные, его получение и применение. Д.О. №20. « Получение, собирание и распознавание водорода». | Составлять уравнения реакций химических свойств водорода. | П.17 У.1-2 | ||
21 | Общая характеристика галогенов. Строение атомов ( Cl, Br, F, I ), их степени окисления, строение молекул Г, их физические и химические свойства. Д. О. №21. «Образцы галогенов-простых веществ». | Характеризовать и прогнозировать свойства галогенов на основе строения атомов и ПСХЭ | П.18 У.2-3 | ||
22 | Основные соединения галогенов: галогеноводороды. Галогеноводородные кислоты: фтороводородная (плавиковая), хлороводородная (соляная)и их соли бромоводородная, йодоводородная. Галогениды: фториды, хлориды, бромиды, йодиды. Качественные реакции на галогенид-ион. Природные соединения галогенов. Л.О.№8. « Качественная реакция на галогенид – ионы». | Наблюдать и описывать опыты, делать выводы о качественном составе веществ-соединений галогенов. Составлять формулы и записывать уравнения. | П.19 У.1-2 | ||
23 | Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений | Прогнозировать применение галогенов и их соединений на основе их свойств. | П.20 | ||
24 | Кислород: строение атома, физические и химические свойства кислорода, получение и применение кислорода. Озон. | Знать применение, на основе свойств записывать уравнения реакций. | П.21 | ||
25 | Сера. Строение атома, аллотропия, физические и химические свойства.Сера вприроде: самородная, сульфидная и сульфатная. Биологическое значение серы. Применение серы. Д. О.№22. «Получение пластической серы» Д. О.№23 «Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.» | Характеризовать и прогнозировать свойства химического элемента серы на основе строения атомов и ПСХЭ. | П.22 У.2-3 | ||
26 | Соединения серы: оксиды серы (IV) и (VI),сероводород и сульфиды Сернистый газ, сернистая кислота, сульфиты. | Осуществлять цепочки превращений | П.23 У.2-4 | ||
27 | Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.Окислительные свойстваконцентрированной серной кислотыСернистая и сероводородная кислоты и их соли. Д.О. №24. « Свойства H2SO4 (разб.) как типичной кислоты». Д. О.№25 « Взаимодействие H2SO4 (конц.) с Cu.» Л.О.№7«Качественная реакция на сульфат-ионы». | Характеризовать и прогнозировать свойства веществ. Осуществлять цепочки превращений. Решать расчетные задачи на примеси. | П.23 У.5-6 ПР№4 | ||
28 | Практическая работа №4 «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода» | Исследовать свойства соединений | |||
29 | Азот и его свойства: строение атомов и молекулы азота; физические и химическиесвойства азота, получение и применение, круговорот азота. Азот в природе и его биологическое значение. | Характеризовать и прогнозировать свойства химического элемента азота основе строения атомов и ПСХЭ | П.24 У.1-2 | ||
30 | Аммиак и его свойства: строение молекулы, физические свойства, химические свойства аммиака,получение, собирание, распознавание NH3 . Д.О №26 « Получение, собирание и распознавание аммиака» Д.О. №27 « Растворение NH3 в воде». | Описывать свойства вещества с точки зрения О.В.Р. и его физиологического действия на организм. | П.25 У.4-6 | ||
31 | Соли аммония: состав, получение, физические и химические свойства. Применение в народном хозяйстве. Д. О.№28 « Получение солей аммония». Л.О. №9. «Качественная реакция на NH4+».» | Наблюдать и описывать свойства вещества | П.26 У. №3-4 | ||
32 | Оксиды азота(II) и (IV). Азотная кислота: состав и химические свойства. Получение HNO3 из азота и аммиака, применение HNO3 в народном хозяйстве. | Характеризовать свойства веществ. Осуществлять цепочки превращений | П.27 У.1-3 | ||
33 | Соли азотистой и азотной кислот ( нитраты и нитриты) , проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции.Окислительные свойства азотнойкислоты. Азотные удобрения. Д. О. №29 « Знакомство с образцами нитратов и нитритов». Д. О. №30 « Знакомство с коллекцией азотных удобрений» | Характеризовать свойства веществ. Осуществлять цепочки превращений. Решать задачи по химическому уравнению. | П.27 | ||
34 | Фосфор: строение атома, аллотропия, сравнение свойств и применение красного и белого фосфора. Д. О.№31. «Получение белого фосфора из красного.» Д. О.№32 « Воспламенение белого фосфора». | Характеризовать и прогнозировать свойства химического элемента фосфора основе строения атомов и ПСХЭ. | П. 28 | ||
35 | Соединения фосфора: оксид фосфора (V),ортофосфорная кислота и ее соли. Фосфор в природе. Фосфорные удобрения. Д.О.№ 33 « Получение оксида фосфора (V) горение.» Д. О. №33 « Знакомство с коллекцией фосфорных удобрений» | Характеризовать свойства веществ – соединений фосфора. Осуществлять цепочки превращений. | П.29 | ||
36 | Углерод: строение атома, аллотропия, свойства модификаций - алмаза и графита, их применение. Физические и химическиесвойства углерода. Д. О.№ 34. «Модели кристаллических решеток алмаза и графита» Д. О.№35. « Адсорбционные свойства активированного угля.» Д. О. №36 « Горение угля в кислороде» | Характеризовать и прогнозировать свойства химического элемента-углерода на основе строения атомов и ПСХЭ. | П.30 | ||
37 | Угарныйгаз-свойства и физиологическое действие на организм.Оксиды углерода (II) и (VI): строение молекулCO и СО2,получение и применение Углекислый газ,угольная кислота. Л.О№10«Получение углекислого газа и его распознавание». | Исследовать свойства веществ, делать выводы о качественном составе веществ-соединений углерода. Составлять формулы и записывать уравнения. | П.30 У 3-4 | ||
38 | Карбонаты-соли угольной кислоты:кальцит, сода, поташ – их значение в природе и жизни человека. Л.О. №11 « Качественная реакция на СО3-« | Исследовать свойства веществ, делать выводы о качественном составе веществ-соединений углерода. Составлять формулы и записывать уравнения. | записи | ||
39 | Кремний. Строение атома, кристаллический кремний. Его свойства и применение. Оксидкремния (IV)кремневая кислота и её соли. Л.О№10 «Ознакомление с природными силикатами». | Характеризовать свойства вещества-кремния его соединений | П.31 | ||
40 | Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Стекло.Силикатная промышленность. Л.О.№12»Ознакомление с продукцией силикатной промышленности». | Решать расчётные задачи на практический выход продукта. | П.32 У.1-3 | ||
41 | Повторение и обобщающие по теме: «Неметаллы» | Решать расчётные задачи на практический выход продукта. | ПР№5 | ||
42 | Практическая работа№5 Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств Подгруппа азота и углерода.» | Исследовать вещества и их соединения, делать выводы о свойствах. | |||
43 | Контрольная работа №2 по теме « Неметаллы» | ||||
44 | Практическая работа №6«Получение, собирание и распознавание газообразных веществ.Качественные реакции на газообразные вещества» | Исследовать вещества ,делать выводы о их свойствах. | |||
45 | Анализ контрольной работы №2. | ||||
Тема №3.Первоначальные представления об органических веществах (10часов) | |||||
46 | Предмет органической химии. Причины многообразия органических соединений. Первоначальные сведения о строении органических веществ. Химическое строение веществ. Молекулярные и структурные формулы.Относительность понятия «органические вещества». | Объяснять причины многообразия веществ.Отличать органические вещества от неорганических. | П.32 У.2,6 | ||
47 | Метан и этан:строение молекул.Горение метана и этана.Дегидрирование этана. Применение метана. Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Д. О.№37. Горение алканов Д. О.№38 Отношение алканов к бромной воде и раствору перманганата калия | Характеризовать свойства веществ-алканов. | П.33, записи | ||
48 | Алкены: этилен. Химическое строение. Двойная связь. Взаимодействие этилена, взаимодействие этилена с водой, реакции полимеризации.Представления о полимерахна примере полиэтилена, его значение. | Характеризовать свойства веществ-алкенов. | П.34 У.1-3 | ||
49 | Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт –глицерин Л.О.№13 «Свойства глицерина». | Описывать свойства и физиологическое действие на организм. | П.35 У.1-3 | ||
50 | Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту. | Описывать свойства и физиологическое действие на организм. | П.36 | ||
51 | Одноосновные предельные карбоновыекислоты на примере уксусной кислоты, её свойства и применение.Стеариновая кислота.Как представители кислородосодержащих органических соединений. Д. О. №39 «Взаимодействие уксусной кислоты с цинком, оксидом магния, гидроксидом меди (II), карбонатом натрия.» Стеариновая кислота как представитель жирных кислот. | Характеризовать типичные свойства уксусной кислоты. | П.36 У.1-3 | ||
52 | Реакции этерификации и понятие сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот-биологическиважныевещества. Д. О. №40 «Получение сложных эфиров: синтез этилового эфира уксусной кислоты» | Понимать биологическую значимость жиров, характеризовать свойства. | П.37 | ||
53 | Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение, биологическая роль. Д. О. №41. «Цветные реакции белков.» Д. О. №42 «Горение белков (шерсти или птичьих перьев).» | Понимать биологическую значимость белков. Характеризовать свойства | П.38 | ||
54 | Понятие об углеводах. Глюкоза. Ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза их биологическая роль. Химия и пища. Калорийность жиров белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов –поваренная соль и уксусная кислота Л.О.№14 «Взаимодействие глюкозы с гидроксилом меди(II) без нагревания и при нагревания». Л.О. №15 «Взаимодействие глюкозы с гидроксилом меди(II) при нагревании» Л.О.№16.» Качественная реакция на крахмал –взаимодействие его с йодом». | Понимать биологическую значимость углеводов. Характеризовать свойства. | П.39 ПР №7 | ||
55 | Практическая работ № 7 «Изготовление моделей органических веществ.» | Моделировать строение молекул органических веществ. | |||
56 | Контрольная работа №3 по теме : «Органические вещества» | ||||
( 7часов) | |||||
57 | Обобщение знаний по химии за курс основной школы . Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Презентации учащихся. | ||||
58 | Химия и здоровье. Лекарственные препараты, проблемы связанные с их применение Химические вещества как строительные и поделочные материалы- мел. Мрамор. Известняк. Стекло. Цемент. | ||||
59 | Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций вповседневной жизни. Токсичные горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность Презентации учащихся. | ||||
60 | Практическая работа№ 8 «Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены» | ||||
61 | Обобщение по курсу органической химии. Генетическая связь между классами органических соединений | ||||
Тема № 5.Повторение. 8 ч | |||||
62 | Повторение. Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д.И. Менделеева. Свойства простых веществ металлов и неметаллов. | Характеризовать и прогнозировать свойства химического элемента на основе строения атомов и ПСХЭ | П.1 | ||
63 | Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете ТЭД . | Классифицировать вещества по составу и свойствам. Составлять химические уравнения | записи | ||
64 | Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете процессов окисления и восстановления | записи | |||
65 | Генетические ряды металла и неметалла | . | Зад. в тетр. | ||
66 | Амфотерные оксиды и гидроксиды. Понятие о переходных элементах, амфотерность, генетический ряд переходного элемента. Л.О. №17 «Реакции получения и свойства гидроксидов цинка». | Прогнозировать свойства веществ на основе хим. эксперимента | П.2 | ||
67 | Периодический закон и Периодическая система элементов Д.И. Менделеева и строение атома. Значение ПЗ и ПСХЭ.Группы и периоды | Описывать и характеризовать структуру таблицы.Понимать значение её для науки и практики. | П.1 У.1-2 | ||
68 | Обобщение знаний по химии за курс основной школы. | ||||
69 | Работа с материалами ГИА по теме: «Свойства основных классов органических и неорганических соединений» | ||||
70 | Итоговое контрольное тестирование за курс 9класса. |
Общее количество :
контрольных работ-4, практических работ-8, демонстраций- 42, лабораторных опытов-17
УМК учителя:
1. О. С. Габриелян настольная книга учителя О.С. Габриелян «Химия 9 класс» методическое пособие Дрофа 2006 год
2.О.С. Габриелян, П.Н. Березкин Химия 8 класс. Контрольные и проверочные работы, Дрофа, 2008
УМК учащихся:
- О.С. Габриелян «Химия 9 класс» Дрофа 2008 год
Дополнительная литература:
- Н.Н. Гара, Н. И. Габрусева Химия,задачник с помощником 8-9,- М. «Просвещение»,2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематический план по органической химии на 2013-2014 уч.г.
Рабочая программа и календарно-тематический план соответствуют требованиям ФГОС. Разработаны на основе УМК Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС по химии 8-9 класс
Рабочая программа к УМК О.С. Габриелян...
Рабочая программа и календарно-тематический план по литературе 11 класс
Рабочая программа составлена на основе авторской программы для 5-11 классов под редакцией В.Я.Коровиной; учебника по литературе для 11 класса под редакцией В.П.Журавлева. Рабочая программа конкретизир...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии для 11 класса
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерство...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии 8 класс
Программа курса химии для VIII классов основной школы составлено по авторской программе О.С.Габриеляна, утвержденной Министерством образования РФ, на основе Примерной программы основного ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии 10 класс
Программа курса химии для 10 классов основной школы составлено по авторской программе О.С.Габриеляна, утвержденной Министерством образования РФ, на основе Примерной программы основного об...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии 11 класс
Программа курса химии для 11 классов основной школы составлено по авторской программе О.С.Габриеляна, утвержденной Министерством образования РФ, на основе Примерной программы основного об...