Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии 8 класс
календарно-тематическое планирование по химии (8 класс) на тему

Киселева Ирина Владимировна

 

Программа курса химии для VIII классов основной шко­лы составлено по авторской программе О.С.Габриеляна, утвержденной Министерством образования РФ, на основе  Примерной программы основного общего образования  по химии и государственного образовательного стандарта.

В основу курса положены идеи:

  • материального единства и взаимосвязи объектов и явлений природы;
  • взаимосвязи состава, строения, свойств, получения и при­менения веществ и материалов;
  • ведущей роли теоретических знаний для объяснения и прогнозирования химических явлений, оценки их практической значимости;
  • развития химической науки и производства химических веществ и материалов для удовлетворения насущных потребнос­тей человека и общества, что способствует решению глобальных проблем современности;
  • генетической связи между веществами.

Курс рассчитан на 2 часа в неделю и построен на основе кон­центрического подхода к структурированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass.doc207 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа курса химии для VIII классов основной школы составлено по авторской программе О.С.Габриеляна, утвержденной Министерством образования РФ, на основе  Примерной программы основного общего образования  по химии и государственного образовательного стандарта.

В основу курса положены идеи:

  • материального единства и взаимосвязи объектов и явлений природы;
  • взаимосвязи состава, строения, свойств, получения и применения веществ и материалов;
  • ведущей роли теоретических знаний для объяснения и прогнозирования химических явлений, оценки их практической значимости;
  • развития химической науки и производства химических веществ и материалов для удовлетворения насущных потребностей человека и общества, что способствует решению глобальных проблем современности;
  • генетической связи между веществами.

Курс рассчитан на 2 часа в неделю и построен на основе концентрического подхода к структурированию.

В VIII классе рассматриваются основополагающие вопросы общей химии: место и роль химии в системе естественных наук; понятия о веществах и их измерении, химическом элементе и формах его существования; строение атома и периодический закон химических элементов Д. И. Менделеева; строение вещества (виды химической связи и типы кристаллических решеток); состав, строение, общие способы образования названий и классификация веществ; важнейшие классы неорганических соединений. За рассмотрением вопросов «статической» химии следует изучение химических превращений: условий и признаков протекания химических реакций, их классификация. Продолжает знакомство с химическими реакциями тема «Растворы», в которой в свете теории электролитической диссоциации рассматриваются общие свойства классов неорганических соединений.

Особенности этого курса, отличающие его от действующих:

  •  первая тема курса химии VIII класса «Химия в центре естествознания» способствует актуализации химических знаний, полученных на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. Такой подход позволяет уменьшить психологическую нагрузку на учащихся, сменить тревожные ожидания на положительные эмоции «встречи со старым знакомым». Параллельно проводится мысль об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного усвоения смежных предметов. Такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе изучения химии;
  •  в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта общего образования подчеркивается, что химия — наука экспериментальная. Поэтому в VIII классе рассматриваются такие понятия, как: эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод;
  •  предложенный курс как в теоретической, так и в фактической своей части практикоориентирован: все понятия, законы и теории, а также важнейшие процессы, вещества и материалы даются в плане их практического значения, использования в повседневной жизни, роли в природе и материальном производстве. Практическая направленность преследует цель пробудить у учащихся интерес к познанию химии и мотивировать у некоторых из них желание продолжить изучение предмета в старшей профильной школе. Для тех ребят, кто ориентирован на иной профиль (гуманитарный, физико-математический и др.), курс ставит целью показать роль химии в организации мира веществ, а также в повседневной жизни
  •  значительное место в курсе отведено химическому эксперименту, который способствует формированию у учащихся навыков работы с химическим оборудованием и реактивами, учит безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в химическом кабинете (лаборатории) и быту. С учетом специфики конкретного образовательного учреждения (малокомплектной сельской школы, класса с углубленным изучением предмета и т. п.) время, отведенное на выполнение практических работ, их количество и содержание могут быть изменены. Учитель вправе изменять и число часов, отведенное на изучение отдельных тем, по своему усмотрению.

Обучение химии на ступени основного общего образования направлено  на достижении следующих целей:

освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химической реакции;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями:

воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений,наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачами обучения химии в 8 классах являются

Образовательные:

Формирование у учащихся знаний основ науки -важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка, доступных обобщений мировоззренческого характера и понятий об основных принципах химического производства:

Развивающие:

Умение наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, в лаборатории, на производстве и в повседневной жизни;

Формирование умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности; грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни:

Воспитывающие:

Раскрытие роли химии в решении глобальных проблем человечества: рациональном природопользовании, обогащении энергетическими ресурса, защите окружающей среды от загрязнения промышленными и бытовыми отходами;

Развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности

Образовательные технологии, используемые при обучении химии 8-9классах.

коллективный способ обучения (групповая работа);

личностно-ориентированные:

технология сотрудничества;

развивающее обучение;

диалогические;

игровые;

творческие;

информационные (компьютерные);

проблемные, поисковые;

дифференцированное обучение.

Требования к уровню подготовки выпускников в основной школе

 8 класс.

В результате изучения химии ученик должен знать/понимать:

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молекулярная масса, молекулярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав вещества по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединения, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов, схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества,
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горячими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

8 класс

(2 ч в неделю; всего70 ч)

Ведение (5 ч)

     Химия как часть естествознания. Химия- наука о веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Понятие о хим. анализе и синтезе. Превращение веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Основоположники отечественной химии. Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Общее знакомство со структурой таблицы Д.И. Менделеева: периоды и группы. Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии, химические формулы, индекс, коэффициент: записи и чтение формул Закон постоянства состава. Простые и сложные вещества. Относительная атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Вычисление относительной молекулярн6ой массы вещества по формуле. Расчет массовой доли химического элемента в химическом соединении.

Демонстрации. Изделия из стекла .Модели молекул. Горение магния Лабораторные опыты. Знакомство с образцами простых и сложных веществ. Прокаливание медной проволоки. Взаимодействие мела с соляной кислотой

Практические работы. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химическом  кабинете

       

Тема 1.Атомы химических элементов. (10 ч)

Атомы как форма существования химического элемента.Строение атома. Ядро(протоны,нейтроны) и электроны. Опыты Резерфорда. Изменение числа нейтронов в ядре атома – образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидность атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов элементов № 1-20 в таблице Д.И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронных уровнях.

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атомов. Группы и периоды периодической системы. Физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Причины изменения свойств ХЭ в периодах и группах в таблице Д.И. Менделеева. Строение молекул. Химическая связь. Типы химической связи. Ионная химическая связь. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой – образование молекул простых веществ. Электронные и структурные формулы. Ковалентная неполярная химическая связь. Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой – образование молекул соединений. Электроотрицательность (ЭО). Ковалентная полярная химическая связь. Взаимодействие атомов элементов-металлов между собой – образование металлических кристаллов. Металлическая связь.

Демонстрации: Модели атомов химических элементов.

Важнейшие простые вещества – металлы: положение элементов-металлов в Периодической системе, строение их атомов, общие физические свойства металлов. Простые вещества – неметаллы: положение элементов-неметаллов в Периодической системе, строение их атомов, физические свойства неметаллов – простых веществ.  Аллотропия на примере модификаций кислород фосфора, олова. Количество вещества и единицы его измерения: моль,. Постоянное  число Авогадро. Молярная масса вещества. Расчет молярных масс веществ по их химическим формулам. Молярный объем газообразных веществ. Нормальные условия.

Тема 2. Простые вещества (8 ч)

   Решение задач и упражнений проведение расчетов на основе уравнений реакций- количество вещества массы или объема по количеству вещества, массе или объему реагирующих веществ или продуктов реакции.

Демонстрации: Коллекция металлов. Коллекция неметаллов. Получение озона.

Тема 3. Соединения химических элементов (14 ч)

Понятие о валентности и степени окисления Определение степени окисления элементов в бинарных соединениях. Составление формул бинарных соединений по степени окисления. Основные классы неорганических соединений.  Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды, летучие водородные соединения. Составление формул, их названия. Расчеты по формулам. Основания: состав и названия оснований, их классификация.  Ионы: катионы и анионы. Определение характера среды. Индикаторы. Кислоты: состав и названия кислот, их классификация. Представители кислот: серная, соляная, азотная. Определение характера среды. Индикаторы. Расчеты по формулам кислот. Соли как производные кислот и оснований: состав, названия и представители солей. Растворимость солей в воде. Расчеты по формулам солей. Количественный и качественный состав вещества. Определение принадлежности соединений к различным классам по их формулам,  упражнения в составлении формул по названиям и названий веществ по формулам. Расчеты по формулам соединений. Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (ионные, атомные, металлические  и молекулярные). Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух,природный газ,нефть,природные воды. Массовая и объемная доли компонентов смеси, в том числе и доля примесей. Решение задач и упражнений на расчет доли (массовой или объемной) и нахождение массы(объема) компонента смеси.

Демонстрации: Образцы хлоридов, сульфидов, оксидов металлов. Образцы оксидов: P2O5  ,CO2, SiO2 , H2O.Образцы летучих водородных соединений: HCl , NH3.Образцы кислот: HCl, HNO3, H2SO4, H3PO4,Нейтрализация щёлочи кислотой в присутствии индикатора .Образцы солей кислородосодержащих и бескислородных кислот.  Модели кристаллических решеток  NaCl, алмаза, графита, металлов, CO2, иода, воды.Круговорот воды в природе .Различные образцы смесей

 Лабораторный опыт: Взаимодействие углекислого газа с известковой водой. Способы разделения смесей, очистка веществ. Фильтрование. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в раствора.

Практическая работа: Очистка загрязнённой поваренной соли»Проведение химических реакций при нагревании .Нагревательные устройства.

Тема № 4 «Изменения, происходящие с веществами» (12 ч)

Физические явления в химии. Способы очистки веществ, основанные на их физических свойствах. Химические реакции как процесс превращения одних веществ в другие. Условия и признаки протекания химических реакций .Классификация химических реакций по поглощению и выделению энергии. Закон сохранения массы веществ. Химические  уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Уравнения и схема химической реакции. Сохранение массы веществ при химических уравнениях. Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции, обратимые и необратимые реакции. Реакции замещения. Общие химические свойства металлов: реакции с кислотами, с солями. Ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции обмена. Типы химических реакций на примере свойств вод по признаку: число и состав веществ и продуктов. Вода и ее свойства. Круговорот  воды Решение расчетных задач на нахождение массы, объема и количества вещества продукта реакции по массе, объему и количеству исходного вещества (в том числе по массе раствора с данной массовой долей растворенного вещества или по массе исходного вещества, содержащего определенную массовую долю примесей) и наоборот.

Демонстрации: Растворение веществ в различных растворителях. Получение Cu (OH)2 и последующее растворение его в кислоте. Реакции нейтрализации щёлочи кислотой в присутствии индикатора. Разложение нитратов калия ,гидроксида меди (2).

Лабораторные опыты: Сравнение скорости испарения капель волы и спирта с поверхности фильтровальной бумаги. Получение углекислого. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. Замещение меди в растворе хлорида меди (2)железом.

Практические работы: Признаки химических реакций. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой и их описание. Приготовление раствора сахара и определение его доли в растворе.Взвешивание. Приготовление растворов с заданной массовой долей растворенного вещества.

Тема №5: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (19 ч) »

Растворение как физико-химический процесс. Растворимость веществ в воде. Типы растворов: насыщенные ,ненасыщенные, перенасыщенные. Массовая доля растворённого вещества в растворе. Значение растворов для природы и сельского хозяйства Электролитическая диссоциация. веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Механизм диссоциации электролитов  с разным типом химической связи . Степень электролитической  диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации (ТЭД) Ионные уравнения реакций. Реакции ионного обмена, идущие до конца. Запись уравнений реакций (молекулярных и ионных) с использованием таблицы растворимости Кислоты в свете ТЭД. Определение кислот как электролитов, их диссоциация. Классификация кислот по различным признакам. Определение характера среды. Индикаторы. Химические свойства кислот. Ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями - реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот Основания в свете ТЭД, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, оксидами неметаллов, солями, разложение нерастворимых оснований. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании. Соли в свете ТЭД. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, солями и металлами (использование таблицы растворимости и ряда напряжений металлов для характеристики химических свойств солей). Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей. Оксиды: состав и их классификация. Химические свойства основных  и кислотных оксидов. Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Демонстрации: Испытание веществ и их растворов на электропроводность Зависимость электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления Движение окрашенных ионов в электрическом поле Примеры реакций, идущих до конца Разложение Cu(OH)2

Лабораторные опыты: Химические свойства кислот: растворение железа и цинка в соляной кислоте, взаимодействие с  оксидом магния, с основаниями Реакции, характерные для щелочей и нерастворимых оснований Получение и свойства  нерастворимых оснований Изучение свойств основных оксидов для CaO и кислотных для CO2 или SO2 Реакции, характерные для растворов  солей

Практические работы: Свойства кислот, оснований, оксидов, солей. Решение экспериментальных задач. Опыты, демонстрирующие генетическую связь между основными классами неорганических соединений.

Тематическое планирование по химии для 8 класса, на 2 часа в неделю, всего 70 часов.

Учебник: О.С.Габриелян. Химия. 8 класс.- М. : Дрофа, 2008

№ урока

Дата

Название темы

Основные виды деятельности ученика.

Дом.задания

Введение (5часов)

1

Химия как часть естествознания. Химия- наука о веществах, их свойствах ипревращениях. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Понятие о хим. анализе и синтезе.

Л.О.№1  «Знакомство с образцами простых и сложных веществ»

Д.№1 «Изделия из стекла». Модели молекул.

Различать понятия: вещество и тело; простое в-во и химический  элемент, предметы естественных наук.

П.1.

У.3,6,8,

10.

2

Превращение веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Основоположники отечественной химии.

Д. №1. «Горение магния».

Л.О.№2 «Прокаливание медной проволоки».

Л.О.№3 «Взаимодействие мела с соляной кислотой». (Ф.К.)

Наблюдать свойства веществ и их изменения входе реакции. Уметь отличать хим. реакции от физических по их признакам.

П.2,3

У1,2.

3

Практическая работа №1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химическом  кабинете».

Уметь обращаться с лабораторной посудой, проводить опыты с  нагревательными приборами и исследовательским методом изучать строение пламени.

П.2,3

4

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Общее знакомство со структурой таблицы Д.И. Менделеева: периоды и группы.

Знать: хим. элементы первых 20

Уметь определять положение элемента по Периодической системе.

П.4,

У.5.

5

Атомы и молекулы. Химический элемент.Язык химии, химическиеформулы, индекс, коэффициент: записи и чтение формул Закон постоянства состава. Простые и сложные вещества. Относительная атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Вычисление относительной молекулярн6ой массы вещества по формуле. Расчет массовой доли химического элемента в химическом соединении.

Понимать и записывать

формулы простых и сложных веществ. Уметь вычислять относительную молекулярную массу вещества, массовую долюэлемента по хим. формуле,

устанавливать простейшую

формулу вещества помассовым долям элементов.

П.5.

У 1,2,6,7,8.

Тема 1. Атомы химических элементов (10 часов)

6

Атомы как форма существования химического элемента.. Строение атома.

Ядро(протоны,нейтроны) и электроны. Опыты Резерфорда.

Д. №2 «Модели атомов химических элементов.»

Уметь объяснять физический смысл атомного номера. Моделировать строение атома.

П6,

У 3,5.

7

Изменение числа нейтронов в ядре атома – образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидность атомов одного химического элемента.

Различать изотопы и их состав.

П.7,

У3

8

Электроны. Строение электронных оболочек атомов элементов № 1-20 в таблице Д.И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронных уровнях.

Составлять электронные схемы строения атомов с1по20,руководствуясь атомным номером, номером группы и периода.

П.8.

У 1,2.

9

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атомов. Группы и периоды периодической системы. Физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Причины изменения свойств ХЭ в периодах и группах в таблице Д.И. Менделеева.

Делать умозаключения о характере изменения свойств хим. элемента с увеличением зарядов атомных ядер.

П.8,9,

У 3,4,5.

10

Строение молекул. Химическаясвязь. Типы химической связи. Ионная химическая связь. Схемы образования ионной связи

Конкретизировать понятия:

химическая связь, кристаллическая решетка.

Определять понятия :     ионная связь, ион.

П.9,У:2.

11

Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой – образование молекул простых веществ. Электронные и структурные формулы. Ковалентная неполярная химическая связь.

Моделировать строение веществ с различным типом

связи.

П10.У:1--5.

12

Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой – образование молекул соединений. Электроотрицательность (ЭО). Ковалентная полярная химическаясвязь.

Моделировать вещества с различным типом кристаллическими решетками.

П.11. У 1-4.

13

Взаимодействие атомов элементов-металлов между собой – образование металлических кристаллов. Металлическая связь.

Определять тип хим. связи.

П.12. У 1,3.

14

Повторно-обобщающий урок по теме:

 «Атомы химических элементов»

П.1-12

15

Контрольная работа №1 по теме: «Атомы химических элементов».

Тема 2. Простые вещества (8часов)

16

Анализ контрольной работы №1.

 Важнейшие простые вещества – металлы: положение элементов-металлов в Периодической системе, строение их атомов, общие физические свойстваметаллов.

Д. №3. «Коллекция металлов.»

Прогнозировать свойства веществ металлов на основе строения, состава.

П.13

У.1,3.

17

Простые вещества – неметаллы: положение элементов-неметаллов в Периодической системе, строение их атомов, физические свойства неметаллов – простых веществ.  Аллотропия на примере модификаций кислород фосфора, олова.

Д. №4. «Коллекция неметаллов».

Д. №5. « Получение озона».

Уметь характеризовать химические элементы на основе положения в ПСХЭ

Д.И.Менделеева.

П14.

У3.

18

Количество вещества и единицы его измерения: моль,. Постоянное  число Авогадро.

Определять понятие-моль

П.15.

У2,3.

19

Молярная масса вещества. Расчет молярных масс веществ по их химическим формулам.

Вычислять молярную массу вещества по химической формуле.

П.15.

У4.

20

Молярный объем газообразныхвеществ. Нормальные условия.

 Объяснять закон Авогадро, решать расчетные задачи.

П.16.

У1а,2а,в.4,5.

21

Решение задач и упражнений проведение расчетов на основе уравнений реакций- количество вещества массы или объема по количеству вещества,МАССЕ ИЛИ ОБЪЕМУ ОДНОГО ИЗ РЕАГЕНТОВ ИЛИ ПРОДУКТОВ РЕАКЦИИ.

Производить расчеты с использованием основных понятий: молярная масса, молярный объем.

П.15-16.

22

Обобщение и систематизация знаний по теме:

 «Простые вещества»

П.15-16.

23

Контрольная работа №2 по теме: «Простые вещества»

Тема 3. Соединения химических элементов (14 часов)

24

Анализ контрольной работы №2.Понятие о валентности и степениокисления Определение степени окисления элементов в бинарных соединениях. Составление формул бинарных соединений по степени окисления. Д. №6. «Образцы хлоридов, сульфидов, оксидов металлов».

Определять степень окисления элементов по формуле и составлять их химические формулы.

П.17.

У2.5,6.

25

Основные классы неорганических соединений.  Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды, летучие водородные соединения. Составление формул, их названия. Расчеты по формулам.

Д. №7. «Образцы оксидов: P2O5  ,CO2, SiO2 , H2O».

Д. №8. «Образцы летучих водородных соединений: HCl , NH

Называть  оксиды,  определять  состав  вещества  по  их  формулам, степень  окисления.

П.18.

У1,4,5.

26

Основания: состав и названия оснований, их классификация Ионы:катионы и анионы.Определение характера среды. Индикаторы.

Л.О №4 «Взаимодействие углекислого газа с известковой водой»

Определять  состав  вещества  по  их  формулам.

Распознавать  опытным  путем  растворы  щелочей.

П.19.

У2,3,4,5,6.

27

Кислоты: состав и названия кислот, их классификация. Представители кислот: серная, соляная, азотная.Определение характера среды. Индикаторы.

 Расчеты по формулам кислот.

Д. №9. « Образцы кислот: HCl, HNO3, H2SO4, H3PO4,Нейтрализация щёлочи кислотой в присутствии индикатора».

Классифицировать  кислоты  по  составу, называть  их.

Распознавать  опытным  путем  растворы  кислот.

П.20.У1,3,5.

28-29

Соли как производные кислот и оснований: состав, названия и представители солей. Растворимость солей в воде. Расчеты по формулам солей.

Д. №10 « Образцы солей кислородосодержащих и бескислородных кислот».

Называть  соли,  составлять формулы  их.

.П.21.У1.-3.

30

Количественный и качественный состав вещества. Определение принадлежности соединений к различным классам по их формулам,  упражнения в составлении формул по названиям и названий веществ по формулам. Расчеты по формулам соединений.

Л.О№5 «Знакомство с образцами веществ различных классов».

Называть  соединение  изученных  классов,  определять  принадлежность  веществ  к  определенному  классу  составлять  формулы.

Исследовать  растворы  веществ  для  определения  их  качественного  состава.  

П.18-21.У1

31

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (ионные, атомные, металлические  имолекулярные). Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Д.№11 « Модели кристаллических решеток  NaCl, алмаза, графита, металлов, CO2, иода, воды.Круговорот воды в природе»

Классифицировать  вещества.

Использовать  знания  для  критической  оценки  информации  о  веществах, применяемых  в  быту.

П.22.У1-3

32

Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси:воздух,природный газ,нефть,природные воды.

Д. №12 « Различные образцы смесей».

Л.О№6 «Способы разделения смесей, очистка веществ. Фильтрование. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.».

Проводить  опыты  по  очистке  веществ:  фильтрованием,  выпариванием.  

П.23У1-4

33

Практическая работа № 2 « Очистка загрязнённой поваренной соли»Проведение химических реакций при нагревании.Нагревательные устройства.

Проводить  опыты  по  очистке  веществ:  фильтрованием,  выпариванием.

П.23.

34

Массовая и объемная доли компонентов смеси, в том числе и доля примесей.

Проводить  вычисления

массовой и объемной доли компонентов смеси, в том числе и доля примесей.

П.24.У2,5-7.

35

Решение задач и упражнений на расчет доли (массовой или объемной) и нахождение массы (объема) компонента смеси.

Проводить  вычисления

массовой и объемной доли компонентов смеси, в том числе и доля примесей

П.24.У3-5

36

Повторно-обобщающий урок по теме: «Соединения химических элементов»

П.17-24.

37

Контрольная работа №3 по теме: «Соединения химических элементов».

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (12 часов)

38

Анализ контрольной работы №3. Физические явления в химии. Способы очистки веществ, основанные на их физических свойствах.

Д.№13 Растворение веществ в различных растворителях.

Л.О.№7 «Сравнение скорости испарения капель волы и спирта с поверхности фильтровальной бумаги».

Наблюдать  и  описывать  химические  реакции  с  помощью  

(русского, родного) языка  и  языка  химии.

П.25.У1-3

39

Химические реакции как процесс превращения одних веществ в другие. Условия и признаки протекания химических реакций.Классификация химических реакций по поглощению и выделению энергии.

Д. №14 « Получение Cu (OH)2 и последующее растворение его в кислоте».

Л.О№8 « Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты».

Знать  понятия  химической  реакции,  и  классификации.

П.26.У1-3.

40

Закон сохранения массы веществ. Химические  уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Уравнения и схема химической реакции. Сохранение массы веществ при химических уравнениях.

Знать  и уметь  применять  для  объяснения  химической  реакции  закон  сохранения  массы  веществ.

П27.У1-5.

41

Классификация веществ по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ. Реакция разложения. Понятие о скорости химических реакций.Катализаторы. Ферменты.

Д. №15 « Разложение нитратов калия, гидроксила меди (II)»

Знать  классификации  реакции,  уметь  определять  скорость  химической  реакций,  понимать  значения  катализаторов.

П.29.У1-4

42

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции, обратимые и необратимые реакции.

Составлять  уравнения  химических  реакций.

Исследовать   и  описывать  условия  влияющие  на  скорость  химической  реакции.

П.30.У1-3.

43

Реакции замещения. Общие химические свойства металлов: реакции с кислотами, с солями. Ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот.

Л.О№9 «Замещение меди в растворе хлорида меди(2) железом.»

Проводить  наблюдение  за  поведением  веществ  в  растворах  за  химическими  реакциями.

П.31.У1-3.,8.

44

Реакции обмена.

Д. №16 «Реакции нейтрализации щёлочи кислотой в присутствии индикатора».

Типы химических реакций на примере свойств вод по признаку: число и состав веществ и продуктов реакции».

Вода и ее свойства.Круговорот  воды.

Классифицировать  реакции,  проводить  наблюдение  за  протеканием  реакции.  

П32.-33.

У2,3,4,5.

45

Решение расчетных задач на нахождение массы, объема и количества вещества продукта реакции по массе, объему и количеству исходного вещества (в том числе по массе раствора с данной массовой долей растворенного вещества или по массе исходного вещества, содержащего определенную массовую долю примесей) и наоборот.

Производить  вычисления  по  данной  теме  расчетной  задачи.

П28.

У3.4.

46

Обобщение и систематизация знаний  по теме: « Изменения, происходящие с веществами»

Производить  вычисления  по  данной  теме  расчетной  задачи.

П.17-33.

47

Контрольная работа №4 по теме: «Изменения, происходящие с веществами».

48

Практическая работа №3 « Признаки химических реакций». «Наблюдения за изменениями, происходящими с горячей свечой, и их описание».

Наблюдать  и  описывать  условия  протекания  химической  реакции  и  их  признаки.

П33

49

Практическая работа №4 «Приготовление раствора сахара и определение доли его в растворе. Взвешивание. Приготовление растворов с заданной массовой долей растворенного вещества»

Наблюдать  растворимость  веществ,  делать  вычисления.

П32

Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. (19 часов)

50

Анализ контрольной работы №4.

Растворение как физико-химический процесс. Растворимость веществ в воде. Типы растворов: насыщенные,ненасыщенные, перенасыщенные. Массовая доля растворённого вещества в растворе. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Наблюдать  растворимость  веществ  в  различных  растворителях.

Классифицировать  вещества  по  растворимости  в  воде.

Решать задачи на растворы.

П.34.

У2.

51

Электролитическая диссоциация.веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы.Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот,щелочей и солей. Механизм диссоциации электролитов  с разным типом химической связи . Степень электролитической  диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Д. №17. «Испытание веществ и их растворов на электропроводность.»

Д. №18 « Зависимость электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления».

Оперировать  понятиями  

электролитической  диссоциации,  электролиты и  неэлектролиты.

П.35.У1.4.5.

52

Основные положения теории электролитической диссоциации (ТЭД)

Д.№ 19. «Движение окрашенных ионов в электрическом поле».

Оперировать  понятиями:  

ион,  сильные  и  слабые  электролиты,  катионы, анионы, степень  электролитической  диссоциации.

П.36У2,3,4,5.

53

Ионные уравнения реакций. Реакцииионного обмена, идущие до конца. Запись уравнений реакций (молекулярных и ионных) с использованием таблицы растворимости.

Д. № 20 «Примеры реакций, идущих до конца.»

Составлять  уравнения

Реакций, определять  возможность  их  протекания,  объяснять  сущность  реакций  ионного  обмена.

П.37.

У1-3.

54

Кислоты в свете ТЭД. Определение кислот как электролитов, их диссоциация. Классификация кислот по различным признакам.Определение характера среды. Индикаторы.

Характеризовать  химические  свойства  кислот  и  распознавать  их  опытным  путем.

П.38.У1-3.4.6.

55

Химические свойства кислот. Ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями - реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Л.О.№ 10 «Химические свойства кислот: растворение железа и цинка в соляной кислоте, взаимодействие с  оксидом магния, с основаниями».

Характеризовать  химические  свойства  кислот  и  распознавать  их  опытным  путем.

56

Основания в свете ТЭД, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, оксидами неметаллов, солями, разложение нерастворимых оснований. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Д.№ 21. «Разложение Cu(OH)2»

Л.О. №11 «Реакции, характерные для щелочей и нерастворимых оснований»

Л.О №12. «Получение и свойства  нерастворимых оснований».

Характеризовать  химические  свойства  оснований  и  распознавать  их  опытным  путем

П.39.У3.5.

57

Оксиды: состав и их классификация. Химические свойства основных  и кислотных оксидов.

Л.О. №13-14. «Изучение свойств основных оксидов для CaO и кислотных для CO2 или SO2».

Классифицировать  оксиды,  называть,  составлять  формулы  и  уравнения  реакции.

П.40.У1-3.

58

Соли в свете ТЭД. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, солями и металлами (использование таблицы растворимости и ряда напряжений металлов для характеристики химических свойств солей). Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Л.О. № 15. «Реакции, характерные для растворов  солей ».

Характеризовать  химические  свойства  солей  и  распознавать  их  опытным  путем.

П.41.У2.4.

59

Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Составлять  генетические  

Ряды  металлов  и  неметаллов.

П.42.У1-4.

60

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»

Классифицировать  основные  классы  неорганические  соединений,  проводить  опыты,   наблюдать  и  делать  выводы.

61

Контрольная работа №5 по теме: « Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».

62

Практическая работа №5 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»

Проводить  опыты,   наблюдать  и  делать  выводы  о  свойствах  веществ.

63

Анализ контрольной работы №5

Классификация химических реакций по изменению степени окисления. Окислительно-восстановительныереакции. Определение степеней окисления для элементов, образующих веществ разных классов. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Окисление и восстановление.

Оперировать  понятиями:

-  окислитель;

-  восстановитель;

-  окисление;

-  восстановление;

П.43.

У.1-3.

64

Составление уравнений ОВР методом электронного баланса.

Уметь составлять окилительно-восстановительные реакции.

П.43.

У4-5.

65

Свойства простых веществ-металлов и неметаллов, кислот и солей в свете окислительно-восстановительных реакций.

Составлять  ОВР,  определять  степень  окисления.

П.43.

У6-8.

66

Практическая работа №6 Решение экспериментальных задач. «Опыты, демонстрирующие генетическую связь между основными классами неорганических соединений».

Наблюдать  и  описывать  проводимые  опыты,  делать  выводы  о  свойствах  веществ  и  их  взаимосвязи.

П.40-43.

67

Обобщение по теме: « Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.»

Повт. п.34-43

68

Повторение и обобщение учебного материала за курс 8 класса.

69

Работа  с тестами по теме: «Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь»

Инд. Зад.

70

Решение расчетных задач разных типов.

Количество контрольных работ-5; практических-6; лабораторных опытов-14; демонстрационных опытов-21.

УМК учителя:

1. О. С. Габриелян настольная книга учителя О.С. Габриелян «Химия 8 класс» методическое пособие Дрофа 2006 год

2.О.С. Габриелян, П.Н. Березкин Химия 8 класс. Контрольные и проверочные работы, Дрофа, 2008

УМК учащихся:

  1. О.С. Габриелян «Химия 8 класс» Дрофа 2008 год

Дополнительная литература:

  1. Н.Н. Гара, Н. И. Габрусева Химия,задачник с помощником 8-9,- М. «Просвещение»,2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематический план по органической химии на 2013-2014 уч.г.

Рабочая программа и календарно-тематический план соответствуют требованиям ФГОС. Разработаны на основе УМК Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана....

Рабочая программа и календарно-тематический план по литературе 11 класс

Рабочая программа составлена на основе авторской программы для 5-11 классов под редакцией В.Я.Коровиной; учебника по литературе для 11 класса под редакцией В.П.Журавлева. Рабочая программа конкретизир...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии для 11 класса

Рабочая программа  разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерство...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии 9 класс

Программа курса химии для 9 классов основной шко­лы составлено по авторской программе О.С.Габриеляна, утвержденной Министерством образования РФ, на основе  Примерной программы основного общ...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии 10 класс

Программа курса химии для 10 классов основной шко­лы составлено по авторской программе О.С.Габриеляна, утвержденной Министерством образования РФ, на основе  Примерной программы основного об...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии 11 класс

Программа курса химии для 11 классов основной шко­лы составлено по авторской программе О.С.Габриеляна, утвержденной Министерством образования РФ, на основе  Примерной программы основного об...